Трактор ЛТЗ-155. Описание, характеристики, техобслуживание, видео, отзывы

ЛТЗ 155 – уникальный трактор своего времени, адаптированный к суровым условиям эксплуатации. Машина способна выполнять широкий спектр сельскохозяйственных задач, и востребована во многих других отраслях. Это был незаменимый трактор, один из самых популярных на постсоветском пространстве. Помимо сельского хозяйства, машина использовалась в лесном хозяйстве, дорожных и монтажных работах, в строительстве и т. д. Техника изготовлена в полном соответствии со стандартами и нормами того времени. Машина получила поддержку широкого набора навесных опций, и наделена неплохими способностями на бездорожье. В этой статье представлены ключевые достоинства данного трактора, его возможности и характеристики.

Навигация по статье

  • 1 Описание и назначение
  • 2 Характеристики ЛТЗ 155
  • 3 Особенности устройства
  • 4 Фото ЛТЗ 155
  • 5 Видео ЛТЗ 155
  • 6 Цена трактора ЛТЗ 155
  • 7 Отзывы владельцев

История трактора ЛТЗ-155

История создания Липецкого тракторного завода начиналась в довоенные годы, со строительства машиностроительного предприятия «Станкострой», возведение которого пришлось на 1932–1936 года. Недалеко от производства возник целый жилой район, с развитой инфраструктурой. В начале 40-х годов «Станкострой» был уже крупным градообразующим предприятием.

В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, страна испытывала острую нехватку гусеничной тяги как на фронте, так и в сельском хозяйстве. Тогда и было принято решение основать Липецкий тракторный завод на производственных площадях предприятия «Станкострой».

Параллельно со строительно-восстановительными, работами коллектив ЛТЗ вел работу над первым гусеничным трактором «Кировец-35», который был готов к работе 1 июня 1944 года. Это была первая машина марки ЛТЗ, после которой, с конвейера сошли еще более полутора миллионов ее собратьев, разных моделей и модификаций.

За время своего существования заводом было освоено производство пропашных гусеничных тракторов КД и КДП-35, Т-38М. Освоено производство универсальных, колесных ЛТЗ-55, знаменитый Т-40, ЛТЗ-60.

Венцом творения Липецкого тракторного завода стал ЛТЗ-155, главным конструктором которого стал Александр Дурманов. Был разработан и готов к производству в 1988 году, но в серию пошел лишь в 1995. Этот трактор 2-го тягового класса, интегральной схемы во многом обогнал свое время, доказал свою уникальную универсальность и отличные эксплуатационные характеристики.

Но к сожалению, как и многие выдающиеся разработки в нашей стране остался недооцененным. Хоть машина и была выполнена в железе и пошла в серию, масштабы производства были небольшими, и заглохли в разруху 90-х. Окончательная точка в печальной истории этого уникального трактора была поставлена в 2004 году, когда завод был объявлен банкротом и весь модельный ряд ЛТЗ был снят с производства.

Популярные производители

В зависимости от производителя и модели техники, изменяются и ее технические характеристики. Трелевочный трактор производится многими компаниями, занимающимися выпуском специальной техники. Если говорить о российском рынке, то здесь предлагаются варианты как отечественной, так и зарубежной сборки.

Среди тракторов российского производства пользуется спросом продукция , «Леспожмаш» (Барнаульский завод), Кировского завода, Онежского тракторного завода и так далее. К импортной технике данного вида можно отнести трактора таких марок, как «Джон-Дир», «Велтэ», Caterpillar, ЛКТ и так далее.

Чтобы работа трелевочной техники стала понятнее, рассмотрим несколько моделей таких машин.

Технические характеристики трактора ЛТЗ-155

Габариты и масса трактора:

  • Габариты длина/ширина/высота – 4670/2355/3070 мм;
  • База – 2700 мм;
  • Колея на основных колесах – 1400; 1515; 1800; 2060 мм;
  • Колея на узких сдвоенных колесах – 1400+(2х675); 1800+(2х450);
  • Агротехнический просвет, на шинах 16,9R30/9,5-42 – 590/650 мм;
  • Радиус разворота – 4,5 м;
  • Масса – 5,6 т.

Двигатель трактора ЛТЗ-155

На ЛТЗ-155 устанавливают силовую установку Ярославского моторного завода Д442–47. Это четырехцилиндровый, рядный дизель с водяным охлаждением и газотурбинным наддувом.

Отличительной чертой этого дизеля является наличие двух уровней мощности, переключение между которыми может осуществляться во время работы. Такая особенность позволяет включать более экономичный режим, выполняя работу, где не требуется высокая мощность.

Головка цилиндра, отлитая из чугуна, полноопорный коленвал с закаленными шейками, значительно увеличивают моторесурс и продляют жизнь дизеля.

Рабочие параметры дизеля Д442–47:

  • Мощность на I/II уровнях кВт/л.с. – 110 (150)/88(120);
  • Номинальные обороты – 1850 об/мин;
  • Диаметр цилиндра/ход поршня – 130/140 мм;
  • Объем цилиндров – 7,43 л;
  • Расход горючего на I/II уровнях мощности – 220/215 г/кВт*ч;
  • Топливный бак – 230 л.

Коробка передач трактора ЛТЗ-155

На трактор агрегатируется механическая коробка передач. Шестерни КПП в постоянном зацеплении. Работает коробка в шести диапазонах, четыре из которых для работы вперед, два назад. В каждом диапазоне четыре передачи, переключать передачи внутри диапазона можно под нагрузкой.

Всего агрегат обеспечивает 16 скоростей переднего и 8 заднего хода. Скорость при этом составляет от 2,09 до 35,01 при движении вперед, и от 2,58 до 11,95 назад. Возможно использование ходоуменьшителя, его применение значительно расширяет функциональность машины.

Ходовая и трансмиссия трактора ЛТЗ-155

Муфта сцепления на тракторе одно дисковая, сухая, постоянно замкнутая. Все элементы выполнены из высококачественных материалов, что значительно продляет срок их службы.

ЛТЗ-155 является полноприводной машиной, с широкими колесами одинакового диаметра. Может комплектоваться сдвоенными, узкими колесами для междурядной обработки, в этом случае рядок пропускается между спаркой.

Задний мост с балансирным качанием относительно корпуса на 11 градусов. Это позволяет раздельно копировать рельеф задним и передним орудиями. Вес трактора распределен следующим образом: на переднюю ось 60%, на заднюю 40%. Такая развесовка во время работы с нагрузкой на тягу, нагружает равномерно все четыре колеса.

Кабина трактора ЛТЗ-155

Трактор оснащен каркасной одноместной кабиной, которая крепится к корпусу на четыре выброизолятора. Кабина располагается по центру базы, а позади нее на специально оборудованной площадке, может располагаться рабочее оборудование.

Изнутри обшита шумоизоляционными материалами, герметизирована. Оснащена системами принудительной вентиляции и отопления, что позволяет эксплуатировать трактор круглогодично. Как опция возможна установка кондиционера.

Основное водительское кресло регулируется в вертикальной и горизонтальной плоскости, а также настраивается по массе. Помимо водительского, есть еще откидное пассажирское сидение.

Пульт управления оснащен автоматической системой контроля работы систем и агрегатов трактора. Элементы управления расположены максимально удобно для оператора, и имеют возможность переоборудования для работы в режиме реверса.

Управление трактором ЛТЗ-155

Главная отличительная черта нашего героя, это уникальная схема управления трактором. Здесь конструктора ЛТЗ во главе с Александром Дурмановым превзошли сами себя, создав трактор на котором управляемыми являлись все четыре колеса. Это позволило машине выполнять маневры, ранее недоступные технике подобного класса.

Для ЛТЗ-155 было предусмотрено четыре варианта поворота:

  • Поворот только колесами переднего моста;
  • Поворот колесами только заднего моста;
  • Задние и передние колеса повернуты в одну сторону (этот маневр прозвали «краб»);
  • Передние колеса и задние повернуты в противоположные стороны (в этом случае задние колеса копировали колею передних).

Управление колесами переднего моста гидрообъемное, задними гидромеханическое следящего действия, сигнал на следящее устройство подается с переднего моста.

Пост управления трактором выполнен быстро реверсивным. Это позволило трактору успешно выполнять задачи как на переднем ходу, так и на реверсе.

Лишь после выхода в серию ЛТЗ-155, в Европе начали разрабатывать трактора с аналогичной схемой управления. А в 2004 году когда производство ЛТЗ-155 было уже остановлено, Уралвагонзавод запустил в серию трактор с идентичным управлением РТ-М-160.

Устройство

ЛТЗ-155 отличает уникальная особенность, выделяющая его среди других представителей данного класса. Конструкция трактора позволяет выполнять повороты с использованием и передних, и задних колес. При выполнении различных задач в сложных условиях это дает технике заметные преимущества. Трактор получил управляемые и ведущие колеса одинакового размера и полурамный остов.

Модель оснащается надежной трансмиссией, механические соединения и детали которой выполнены из качественных материалов. Это позволяет минимизировать затраты на техобслуживание. Высокие технические свойства комплектующих ЛТЗ-155 исключают необходимость регулярной замены изношенных деталей. Это повышает срок эксплуатации узлов трактора.

Техника оборудована подвесным приспособлением с увеличенным прочностным запасом. Вследствие этого данная модель не боится постоянных повышенных нагрузок. Ведущим приспособлением у ЛТЗ-155 является задняя мостовая опора.

Поворот колес трактора осуществляется посредством руля. Синхронный привод колес реализован посредством межосевого зубчатого дифференциала с электроуправляемой блокировкой и самоблокирующегося дифференциала переднего моста.

Техника укомплектована одноместной кабиной с отопительными и вентиляционными системами, что позволяет эксплуатировать ее при любых сезонных и погодных условиях. Кабина ЛТЗ-155 оснащается люком на крыше и боковыми открывающимися стеклами, обеспечивающими естественную вентиляцию.

Ключевыми особенностями трактора являются:

  • хорошая обзорность и быстрореверсируемый поворотный пост;
  • повышенная проходимость и большой запас грузоподъемности;
  • значительное количество пневмо-, электро- и гидровыводов;
  • размещение оборудования и сельскохозяйственных машин непосредственно на тракторе, спереди и сзади;
  • возможность одновременного привода рабочих органов.

Цена нового и б/у

ЛТЗ-155 в данный момент снят с производства, потому на рынке присутствуют лишь подержанные варианты трактора. Их стоимость варьируется от 135000 (версия на ходу) до 800000 (варианты последних годов выпуска или после капитального ремонта) рублей.

Аналоги

Аналогов у ЛТЗ-155 практически нет. Схожие технические характеристики имеет трактор МТЗ-82.

Гидравлика и система навески трактора ЛТЗ-155

Трактор оснащен гидросистемой раздельно-агрегатного типа, которая обеспечивает на задней навеске позиционное, силовое, высотное и смешанное регулирование расположение сельскохозяйственного оборудования. Также навеска оборудована гидроусилителем сцепной массы оборудования.

Для обеспечения работы выносных гидроцилиндров и других гидрообъемных агрегатов, в наличии 4 пары независимых гидравлических выходов. Управление гидравликой передней и задней навески, а также гидравликой навесного и прицепного оборудования, управляется оператором из кабины.

Навесное устройство трактора как заднее, так и переднее, трехточечное. Обе навески полностью аналогичны по местам и способу крепления оборудования, отличаются лишь грузоподъемностью. Для передней навески 2500 кг, для задней 5000 кг.

Оба навесных устройства снабжены механическим ограничителем, для фиксации навесных агрегатов в транспортном положении, автосцепкой и дистанционным управлением.

Эксплуатация трактора ЛТЗ-155

Трактора ЛТЗ-155 эффективно работают с подавляющим большинством сельскохозяйственного оборудования созданного как для машин класса МТЗ-82, так и более мощных, таких как Т-150К. Без проблем справляется с 4-х корпусным плугом, тянет сцепку пары культиваторов КПС-4, три сеялки С3–3,6 при посадке зерновых, лущильник ЛДГ-10 и другое оборудование.

Наилучшие показатели, в сравнении с аналогами, трактор показал при возделывании различных пропашных культур, с использованием широкозахватных машин.

Разберем преимущества и недостатки этих машин.

Неоспоримыми плюсами являются:

  • Одновременное размещение оборудования на передней и задней навесках, а также на специальной площадке позади кабины. Четыре привода ВОМ для одновременной активации рабочих органов размещенного оборудования;
  • Пост управления сделан быстро реверсируемым;
  • Переключение передач внутри диапазона без разрыва мощности;
  • Лучшая маневренность в своем классе.

Казалось бы, какие минусы могут быть у такой уникальной машины, но не обошлось и без ложки дегтя. А причиной тому в большей степени стал человеческий фактор.

Основные годы выпуска трактора пришлись на 90-е. Это были годы всеобщего упадка и неразберихи, и это не могло не сказаться на качестве сборки. Тем более что завод к тому времени медленно умирал.

Как итог: большинство техники в хозяйства поступали с массой недоработок, заводским браком, и быстро выходили из строя.

Также большим недостатком можно считать дефицит запчастей. Машина давно снята с производства, а завод больше десяти лет не работает.

Хотелось бы отметить, что когда Уралвагонзавод дал трактору вторую жизнь, в лице РТ-М-160, была проведена серьезная работа над ошибками и многие конструктивные недочеты были исправлены.

Отзывы владельцев

  • Михаил, Калининград. Очень производительный и при этом дешевый трактор. Он весьма технологичным для своего времени, а сейчас он просто актуален даже на фоне некоторых современных моделей. Простая конструкция, компактные габариты, наличие передней и задней навесок, хорошая проходимость и широкая площадь остекления – за эти и многие другие достоинства мы очень ценим трактор ЛТЗ-155. Машина используется в нашем хозяйстве более 15 лет. Ремонтировать можно в полевых условиях, при наличии необходимого инструмента. Техника нетребовательна к качеству топлива, и при этом весьма экономична. По надежности данная модель, как и другие машины своего времени, не отличается выносливостью. Но зато ее очень легко обслуживать, и все запчасти можно найти на вторичном рынке. В кабине есть отопление, а вот кондиционер уже давно сломался – в итоге от жары приходиться спасаться форточками, но это тоже неплохо, учитывая возраст модели.
  • Борис, Ставропольский край. ЛТЗ-155 – лучший трактор, что есть в нашем хозяйстве. Он эффективно справляется с окучиванием и боронованием грунта, приспособлен к обработке почвы различными способами. Используется для посева зерновых и овощных культур, сбора урожая, уборки территорий и т. д. В общем, надо признать, то липецкие инженеры постарались на славу, создав трактор, который опередил свое время. Не смотря на большое количество поломок, от машины только положительные эмоции. Передняя и задняя навески нехило так увеличивают грузоподъемность, что позволяет справляться с любыми бетонными грузами. Расход топлива на приемлемом уровне. Кабина неплохо изолирована от шумов и вибраций – по крайней мере, зимой сквозняков не бывает.

Покупка трактора ЛТЗ-155 б/у: особенности выбора

Учитывая тот факт, что трактор не получил широкого распространения предложений на рынке не так уж и много. А то, что есть, в большинстве с большой наработкой. Как же выбрать подержанный ЛТЗ-155 и не прогадать?

Особое внимание при осмотре уделите коробке передач, при работе не должно быть никаких посторонних шумов. Довольно часто сопливит гидравлика, а это уже повод для торга.

Двигателя в целом на этих тракторах нарекания не вызывают, ЯМЗ все-таки. Но погонять в работе стоит, дать нагрузку и обратить внимание на выхлоп. При большой нагрузке дымить будет любой дизель, но если нагрузка некритичная, а двигатель все равно дымит или периодически плюется черным, значит, скорее всего топливная аппаратура требует настройки или ремонта, это затраты, а значит еще один повод для торга.

Приобрести ЛТЗ-155 начала 2000-х годов можно за сумму от 120 до 500 тыс. рублей. Все что ниже этой цены – запчасти.

ЗАО «Агротехмаш»

Агротехмаш — молодая производственная компания, выпускающая тракторы на производственной площадке в Тамбове. История ее начиналась в 90-ых годах, когда Агротехмаш был дилером известных европейских марок. В 2005 году был заложен конвейер в Санкт-Петербурге, а так же началась разработка первых моделей и выпуск первых тракторов под маркой Кировец. В 2008 завод переезжает в Тамбов на территорию бывшего «Тамбовмаша» и создает свой бренд Terrion. В настоящий момент на заводе выпускается четыре модели от 180 до 360 л.с., а самый мощный это Terrion 7380 ATM.

Terrion считается лучшим российским трактором. Однако у этого есть и обратная сторона — уровень локализации крайне низок, и все основные узлы импортные. Соответственно и цена тракторов высокая, да и ремонт совсем недешевый и может затянутся надолго в случае серьезной поломки. В среднем сейчас выпускается примерно 400 тракторов в год. Конечно, это совсем немного, однако динамика строго положительная, что не может не радовать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]