Автобус маз 103: технические характеристики, салон, фото


Главная Бренды МАЗ МАЗ-103

Белорусский МАЗ-103 представляет собой низкополый (уровень пола 360 мм) автобус большого класса, задача которого заключается в перевозке пассажиров по городским направлениям. Производство автобусов на Минском заводе началось в 1992 году, когда компания подписала лицензионный договор с одним европейским производителем автобусов. Первые модели были построены полностью из импортных деталей, что сильно завышало цену автобусов. Руководители компании решили с этим бороться, внедряя комплектующие собственного производства, упрощая конструкцию и подстраивая ее под окружающие реалии.

Все это привело к презентации новой модели в 1996 году, количество импортных деталей в автобусе не превышало 8%. В первоначальном виде автобус производился до 2006 года, когда состоялся его рестайлинг.

Обзор автобуса МАЗ-103

Белорусский МАЗ-103 представляет собой низкополый (уровень пола 360 мм) автобус большого класса, задача которого заключается в перевозке пассажиров по городским направлениям. Производство автобусов на Минском заводе началось в 1992 году, когда компания подписала лицензионный договор с одним европейским производителем автобусов. Первые модели были построены полностью из импортных деталей, что сильно завышало цену автобусов. Руководители компании решили с этим бороться, внедряя комплектующие собственного производства, упрощая конструкцию и подстраивая ее под окружающие реалии.
Содержание:

Все это привело к презентации новой модели в 1996 году, количество импортных деталей в автобусе не превышало 8%. В первоначальном виде автобус производился до 2006 года, когда состоялся его рестайлинг.

Дизайн и размеры МАЗ-103

Кузов автобуса несущий и цельнометаллический, имеет вагонный тип строения. Как крыша, так и боковины автобуса полностью представляют собой цельнометаллические листы, а передняя часть выполнена из стеклопластика. Совместно со вклеенными стеклами это создает оптимальную жесткость кузова с высокой степенью безопасности для пассажиров.

Тип дизайна также можно назвать вагонным. Передняя часть автобуса представлена небольшим бампером, в углы которого интегрированы небольшие «кругляши» противотуманных фар, а над ними с уменьшением размера расположились еще несколько раздельных «кругляшей» ближнего, дальнего света и повторители поворота. Ветровое стекло в центре разделено на две части с большой щеткой очистителя для каждой стороны. В самой верхней части МАЗ-103 находится большое электронное табло рейсоуказателя со сменными маршрутными табличками.

В профиль автобус имеет расширенные колесные арки, большие боковые зеркала заднего вида с вертикальным ориентированием, в верхней части так же находится еще одно табло рейсоуказателя, а подоконная линия ближе к задней части поднимается.

Задняя часть преимущественно закрыта цельным листом металла, есть фальш-решетка радиатора и схожая с передними фонарями задняя оптика.

Габариты соответствуют классу и имеют следующие значения:

  • Длина составляет – 11 985 мм;
  • Ширина – 2 500 мм;
  • Высота находится в диапазоне – 3 120-3 400 мм;
  • Расстояние между осями – 6 140 мм;
  • Полная масса – 18 т.

Автомобиль доступен в двух модификациях. Первая предназначена для городского использования, а вторая для пригородного.

С пассажирским приветом

Полностью низкий пол – это здорово. Особенно, когда потенциальный покупатель знает, чего хочет. Увы, с МАЗ-205 не все так гладко. Понятно, что недешевая современная машина в первую очередь была ориентирована на богатые города, среди которых Москва, естественно, была на первом месте. Именно по заказу москвичей откидную аппарель для колясок разместили напротив 2-й двери (мол, все так привыкли), а там… Правильно, «шахта» двигателя, необходимо сразу после входа повернуть на 90° и, протиснувшись через проход в 760 мм, попасть в небольшой накопитель на одну коляску. На первом экземпляре минчане показали альтернативу – 3-я дверь там тоже была с пандусом, выводящим на «танцпол» в 15 м2, но, вероятно, убедить в целесообразности такого переноса заказчика не удалось, и на второй машине, откидной трап остался только у 2-й двери. А в свете того, что единственная пара сидений не на подиумах находится именно возле 3-й двери, словосочетание «забота заказчика об инвалидах» кроме как в кавычках и написать нельзя.

Тем, кто помоложе, автобус понравится гораздо больше. Четыре полноценных двустворчатых двери, без каких-либо ступеней, достаточно удобные кресла с большим (от 250 до 360 мм) пространством для ног. Небольшая «разношерстица» кресел обусловлена тем, что места для пожилых людей, их шесть, снабжены подлокотниками и имеют другую расцветку. Удобные поручни по всему салону находятся под рукой, и в отличие от некоторых конкурентов их не приходится проверять на крепость собственной головой. Кнопками требования остановки, размещенными на них, может воспользоваться даже первоклашка, и при этом случайно нажать на нее почти невозможно.

Единственное, что не понравилось, – это упоминавшаяся компоновка задней части прицепа. Такое впечатление, что мазовцы сразу проектировали эту часть из расчета, что 4-й двери может и не быть, а ее места просто займут еще два ряда кресел. Если это так, то все логично, а если нет – то нет. Даже если нагрузка на 3-ю ось заставляет таким образом искусственно ограничить количество пассажиров, то от подиумов можно было бы частично отказаться. Лично меня не утешает мысль, что из-за укрытых под полом печек приходится преодолевать 340-мм ступеньку и, полагаю, многие со мной согласятся, ведь от низкопольного автобуса ждешь не только ровных проходов.

Зато не должно возникать вопросов о духоте в салоне, которой печально известно первое мазовское поколение автобусов. К потолочным вентиляционным люкам сейчас добавилась система принудительной вентиляции, а узкие откидные форточки-бойницы сменили большими сдвижными окошками. Да и тонированные стекла свои функции выполняют. Так что несмотря на некоторые спорные моменты, общее впечатление от автобуса положительное.

Салон кабины

Кабина автобуса весьма просторна и комфорта. Для посадки и высадки используются три цельностеклянных двери, ширина каждой из которых составляет 1.2 метра. Сиденья в МАЗ-103 пластиковые с тканей обивки. Имеется отопитель и система вентиляции. Также опционально можно установить кондиционер. Водительское кресло имеет мягкое наполнение и выраженную для автобусных кресел поддержку. Все органы управления на расстоянии вытянутой руки. Приборная панель не имеет выраженного козырька, а все датчики и показатели расположены на ровной поверхности.

В зависимости от модификации автобус способен единовременно перевозмть различное количество пассажиров. Городская модификация имеет 19-30 сидячих мест и всего 82-98 мест.

Пригородная модификация оборудуется 28-39 посадочными местами, а номинальная вместимость составляет 83-96 человек.

Комплектация

Базовая модель на автозаводе оснащается двумя рядами сидений. Слева располагаются сдвоенные кресла, а справа — одиночные. Цельносварная рама устойчива к вертикальным и скручивающим нагрузкам. Машины последних годов выпуска оснащаются могилевскими однокамерными стеклопакетами с отражающим ультрафиолет напылением. Благодаря этому в летнее время в салоне поддерживается комфортная температура.

Автобус МАЗ-105 оснащается такими опциями:

  • автоматические амортизаторы, выравнивающие кузов при разнице нагрузки и движении по наклонной дороге;
  • тонированные стекла, отсекающие солнечное излучение;
  • пластиковые сиденья, устойчивые к ударам и острым предметам;
  • потолочные вентиляторы, удаляющие загрязненный воздух из салона при простаивании в пробках;
  • светодиодное табло, транслирующее информацию о маршруте движения и рекламные объявления;
  • пластиковые ручки, расположенные на различной высоте, удобные для пассажиров высокого и маленького роста;
  • система автоматического пожаротушения, срабатывающая без участия человека;
  • обогреватель салона с тепловым барьером на дверях.

Производитель выпускает школьные автобусы с двумя рядами сидений и усиленным каркасом. Для нужд коммунальных служб производятся мобильные санузлы, которые выезжают в места массового скопления людей на городских улицах и площадях.

Технические характеристики

Силовая гамма моторов МАЗ-103 разнообразна. Доступны комплектации, как с дизельными рядными «шестерками», оснащенными турбонаддувом, так и моторы, работающие на газу, которые также представлены 6-цилиндровыми вариантами.

Дизельные силовые агрегаты оснащаются современной системой впрыска топлива Common Rail, а в зависимости от модификации моторы отвечают экологическим стандартам «Евро-5» и «Евро-6».

Дизельные моторы немецкого производства Mercedes-Benz OM906LAG и OM926LAG представлены с разными объемами, мощностью и крутящим моментом:

  • Объем 6.4-7.7 литра;
  • Мощность 285-320 л.с.;
  • Крутящий момент – 1100-1300 Нм.

Газовый мотор развивает от 279 до 302 л.с., а крутящий момент составляет от 1000 до 1200 нм.

Вся эта мощность переваривается за счет АКПП Allison, ZF и Voith Diwa, которые распределяют ее на задние колеса. Максимальная скорость зависит типа двигателя составляет 93-105 км/ч.

Ходовая – спереди устанавливаются амортизаторами с двумя упругими элементами, а сзади – рессорная система с четырьмя пневмобаллонами. Все тормоза МАЗ-103 имеют дисковые механизмы и пневматический привод, а рулевое управление оснащается гидроусилителем.

История и описание

После того, как была собрана «пилотная» партия из четырех десятков автобусов МАЗ-101, минчане приступили к подготовке усовершенствованной модели «103«. Портальный задний мост, устанавливавшийся на МАЗ-101, был заменен мостом новой конструкции, схожим с конструкцией моста на грузовых автомобилях. Это привело к увеличению ступеньки в задней двери (в двух остальных дверях ступеньки отсутствуют), однако положительно сказалось на цене, надёжности и ремонтопригодности автобуса. Внешне МАЗ-103 от МАЗ-101 отличается отсутствием окошка маршрутоуказателя с левой стороны (со стороны водителя). МАЗ-103 относится к полунизкопольным автобусам — у него уровень пола в передней части (360 мм) поднимается лишь от средней двери к моторному отсеку до 580 мм.

Кузов автобуса МАЗ-103 — несущий, цельнометаллический, вагонного типа. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть — стеклопластиковая. Стекла — вклеенные, и, как правило, тонированные. Боковые окна могут устанавливаться как с узкими откидывающимися форточками, так и с широкими сдвижными. Автобус имеет три двери сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери и задняя половина передней двери, передняя половина передней двери — для водителя). Проемы дверей — 1250 мм. Кабина водителя отгорожена от салона в стандартной комплектации. В 2004 году для эксплуатации в Москве по заказу московского правительства была выпущена модификация МАЗ-103, у которого передняя дверь полностью ведет в пассажирский салон. Дверь же кабины водителя была расположена на перегородке «кабина-салон».

Пассажирский салон МАЗ-103 несколько расширился по сравнению с МАЗ-101, в частности, увеличилось расстояние между левыми и правыми рядами сидений. Автобус имеет, как правило, трехрядную планировку. По левому борту расположены сдвоенные сиденья. По правому борту — одиночные. Мест для сидения — от 21 до 28 в зависимости от комплектации, общая же (номинальная) пассажировместимость — 100 человек, максимальная — 123 пассажира. В салоне имеется накопительная площадка напротив средней двери. Моторный отсек расположен в заднем левом углу салона и занимает все пространство от пола до потолка.

Полная масса автобуса МАЗ-103 составляет 18 000 кг, в том числе нагрузка на переднюю ось — 6 500 кг, на заднюю — 11 500 кг. 220-литровый топливный бак установлен в нише с правой стороны по ходу автобуса и крепится к каркасу кузова хомутами.

Первоначально на автобусы устанавливались двигатели ЯМЗ-236 и ММЗ Д-260.5. Однако из-за малой мощности, шумности и вибронагруженности, очень больших массы и габаритов ярославские двигатели на МАЗ-103 надолго не «задержались». Внешне автобусы с двигателем ЯМЗ можно узнать по моторному отсеку, занимающему большую ширину в салоне. В дальнейшем двигатель ММЗ-260.5 мощностью 230 л.с. стал самым популярным на минских низкопольниках — такая комплектация автобуса имела обозначение МАЗ-103-002.

Полный же набор двигателей, когда-либо устанавливавшихся на МАЗ-103, выглядит следующим образом: серия двигателей ММЗ Д-260.5 (рядные шестицилиндровые, 7,12 л, 230 л.с., 70 км/ч), Renault MIDR 06.02.26X (рядный шестицилиндровый, 226 л.с.), Renault MIDR 06.02.26Y41 (рядный шестицилиндровый, 6,18 л, 250 л.с., 90 км/ч), Mercedes-Benz OM 906 LA (рядный шестицилиндровый, 6,37 л., 231 л.с., 80 км/ч), MAN D 0826 LOH-07 (рядный шестицилиндровый, 6,6 л, 230 л.с., 90 км/ч), MAN D 0826 LOH-15 (рядный шестицилиндровый, 220 л.с.), Deutz BF6M 1013EС (7,146 л, 237 л.с., 78 км/ч).

Помимо базового варианта, заводом также были разработаны спецверсии этого автобуса — МАЗ-103-065 с трапом для инвалидных колясок,МАЗ-103-075 «Арктика» в северном исполнении. МАЗ-103-075 легко отличить благодаря уменьшенной площади остекления салона (из-за измененной формы боковых стекол отсутствует ломаная линия, характерная для обычных 103-их) и высоким уровнем утепления салона. В передней низкопольной части автобуса все сидения расположены на постаментах, внутри которых — дополнительные печки для обогрева. Для сохранения тепла в салоне пол выполнен двойным, крыша имеет дополнительную теплоизоляцию, улучшен обогрев кабины водителя. До недавнего времени отличительной чертой «северных» автобусов был дизель Deutz, однако он начал устанавливаться и на обычные городские автобусы. Автобусы с этим дизелем можно узнать по выхлопной трубе, выведенной на крышу.

В 2004 в единственном экземпляре был собран полностью низкопольный МАЗ-103Н65. Среди других отличий — кондиционер, отсутствие форточек и полностью пассажирская передняя дверь. Автобус был экспортирован в Румынию.

Наиболее распространенные модификации городского автобуса МАЗ-103: МАЗ-103-002 Двигатель ММЗ-Д260.5-27, КПП Praga 5PS 114, МАЗ-103-003 Двигатель ММЗ-Д-260.5Е2, 155 л.с., EURO 2, КПП ZF S6-85 МАЗ-103-041 Двигатель Renault MIDR 06.02.26Y41, КПП Praga 5PS 114,57 МАЗ-103-060 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA ll/2 EURO 2, 231 л.с., АКПП Voith Diwa D 851.3E МАЗ-103-061 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA ll/2 EURO 2, 231 л.с., КПП ZF S6-85 МАЗ-103-062 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с., КПП ZF S6-85 МАЗ-103-065 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с., АКПП Voith Diwa D 851.3E МАЗ-103-067 Двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 EURO 3, 231 л.с., КПП ZF S6-85 МАЗ-103-070 Двигатель Deutz BF6M1013EC, КПП ZF S6-85 МАЗ-103-075 Двигатель Deutz BF6M1013EC, КПП Voith Diwa D 851.3Е

Технические характеристики автобуса: Габаритные размеры, мм 11985 / 2500 / 2835 База, мм 6140 Высота пола на площадке средней двери, мм 360 Наружный радиус поворота не более, мм 11300 Колея колес (передних/задних), мм 2045/1825 Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 6500 Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 11500 Полная масса, кг 18000 Количество мест для сидения, чел (в зависимости от комплектации) 1, 24, 25, 28 Номинальная (максимальная) вместимость, чел 100(123) Максимальная скорость, км/ч 70-90 Подвеска передней/задней оси независимая/ зависимая пневматическая Задний мост жесткая балка с двойной разнесенной передачей Колеса дисковые 8.25×22.5 Размер шин 11/70R22.5

МАЗ-103 послужил основой для целого семейства автобусов: пригородный МАЗ-103С

Технические характеристики автобуса МАЗ-103С: Габаритные размеры, мм 12000/2500/2838 База, мм 6140 Высота пола на площадке средней двери, мм 360 Высота ступеньки над уровнем дороги, мм 340 Наружный радиус поворота не более, мм 11300 Колея колес (передних/задних), мм 2046/1825 Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 6500 Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 11500 Полная масса, кг 18000 Количество мест для сидения 34, 35 ,36 Номинальная вместимость 90 Максимальная скорость, км/ч 113 Двигатель Mercedes-Benz OM906LA (E3, E4)/Deutz BF6M 1013 (E3) Мощность двигателя. кВт (л.с.) 170(230)/174(237) Коробка передач механическая/автоматическая ZF/Voith Diwa Подвеска передней/задней оси независимая/ зависимая пневматическая Задний мост жесткая балка с двойной разнесенной передачей Колеса 8.25×22.5 Размер шин 11/70R22.5

МАЗ-103 также стал основой для перронного автобуса (отличите от городского заключается в сокращённом числе мест для сидения), передвижных общественных туалетов МАЗ-163. Кроме того, были созданы троллейбусы: МАЗ-103Т (производился непосредственно на МАЗе), ЭТОН-МАЗ-103Т (с 2008 г. производится ООО «Этон», г. Смолевичи, Минская область), АКСМ-221 (производится предприятием «Белкоммунмаш», ПТ-6231 (изготовлен в одном экземпляре «ПетроТроллейбус» (Санкт-Петербург) с прицелом на поставки в Санкт-Петербург, однако тендеры проиграл), Ганз-МАЗ-103Т (полностью низкопольный троллейбус, изготовлен в двух экземплярах венгерской , занимающейся оборудованием для трамваев и троллейбусов, разрабатывался с прицелом на тендер в Риге. Проект закрылся в связи с банкротством «Ganz Transelektro») .

В апреле 2008 года Минский автозавод представил рестайлинговый вариант автобуса — МАЗ-103-465, фото которого можно увидеть в галерее.

В 2005 году Минским автозаводом и нижегородской промышленной группой «Самотлор-НН» начато совместное производство автобуса модели МАЗ-103. Досборка автобусов проходила на производственных площадях этой компании в городе Семенове (Нижегородская область). Первые «самотлоровские» автобусы МАЗ-103 «Столичный» вышли на городские маршруты Нижнего Новгорода в конце 2006 г. Они отличались от стандартных МАЗ-103 измененной передней маской, модульной светооптикой фирмы Hella и электронным рейсоуказателем в виде бегущей строки. В значительной степени модернизации подвергся и салон: здесь были изменены конструкция поручней, системы освещения и отопления, появились антивандальные сиденья, изменилась планировка. При прохождении российской сертификации эти автобусы получили свой собственный индекс «МАЗ-5295«.

Через 2 года — в 2007 — на московском международном автомобильном салоне группа «Самотлор-НН» продемонстрировала еще один вариант — городской школьный автобус. Он позволил разместить в салоне 46 учеников и трех сопровождающих за счет использования детских кресел с уменьшенными габаритами. Автобус укомплектован предупредительными знаками и прочей атрибутикой «школьниковоза» в соответствии с ГОСТами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]