Автобус ЛиАЗ-6212: фото, технические характеристики

Городской сочлененный автобус ЛиАЗ-6212. Фото Википедия

ЛиАЗ-6212 — российский высокопольный городской автобус особо большого класса производства Ликинского автобусного завода. Первый массовый сочлененный автобус, спроектированный в России. Является сочлененным аналогом автобуса ЛиАЗ-5256. Опытный экземпляр выпущен в 2002 г. Серийное производство — с 2003 г.

История создания

Автобус был создан на базе модели ЛиАЗ-5256, первые образцы которого, модель СВАРЗ-6240 и ЯАЗ-6211, были собраны еще в далеких 1993 г. и 1996 г. соответственно. Двигатели в этих машинах были расположены горизонтально под полом салона. Модель с задним расположением мотора ЛиАЗ-6220 в серию не пошла.

Новый автобус получил индекс — ЛиАЗ-6212.00. Её отличал дизельный двигатель Caterpillar-3126 мощностью 300 л. с. Заводская нумерация новых машин пошла вновь с единицы, т. е. в новой нумерации машина середины 90-х годов учтена не была. Таким образом, 2 опытных жёлто-серых автобуса получили заводские номера 1 и 2 (последний из них был представлен на Московском Автосалоне на Красной Пресне в 2002 году).

Городской автобус ЛиАЗ-6212 повышенной вместимости. Фото Википедия

Два экспериментальных автобуса имели стандартный внешний вид (как у большинства ЛиАЗ-5256), но вот кабина была немного нестандартной: несколько иным было расположение устройств управления и приборов, а перегородка была только непосредственно за водителем. Но таким экстерьеру и интерьеру не суждено было пойти в серию – все последующие машины имели пластиковые наличники на передке и задке, под которыми скрывались квадратные фары. Изменилась и кабина: появилась узкая перегородка, причём вместо форточки для связи с водителем в ней предусмотрели дверь с кассовым окошечком. Всего таких было выпущено четыре машины, и все они были направлены на работу в Москву. При этом 2 из них проходили укомлектовку салона на ЛиАЗе (заводские номера 4 и 5), а остальным поставили бордовые сиденья на ТМЗ (заводские номера 3 и 6).

Все последующие московские автобусы 6212 приходили уже совсем без интерьера и дорабатывались на ТМЗ. На них устанавливалась все та же узкая перегородка и сиденья Стриж двух раскрасок: бордовые и песочные. Первые 5 автобусов собирались зимой и не успели пройти полномасштабные заводские испытания, что после породило большую проблему: летом система охлаждения просто не справилась с 300-сильным двигателем, и приходилось ехать на скорости не более, чем 50 км/ч, в противном случае двигатель перегревался и его требовалось заглушить для остывания. Кроме того, ввиду изменившейся компоновки мотор-отсека для ремонта радиатора приходилось вскрывать кузов автобуса. Конечно, проявился и ряд других недостатков, доставшихся по наследству от ЛиАЗ-5256.

Вместо сердца – пламенный мотор.

Машины комплектуются двигателями Caterpillar-3126 (дизельный), Cummins-CG-250 (газовый).

Дизельная установка на 7,2 л созданная в Caterpillar Inc является лучшей из современных аналогов, экологическая ниша — евро-3. Это оптимальное получение мощности даже в самых напряженных режимах работы. Мотор выдает 287-313л.с. при 2800 об/мин. 6-ти цилиндровый рядный агрегат с турбонаддувом снабжен электронными системами контроля предельной мощности и электронным блоком управления топливной системой. Расход топлива (по паспорту) составляет 25,0 л/100 км.

Автобусы с газовой установкой Cummins-CG-250, специально предназначены для мегаполисов с высокой степенью загазованности. Экологические показатели Cummins-CG-250 соответствует по выхлопу евро-3. 6-ти цилиндровый агрегат с максимальным крутящим моментом 2400 об/мин выдает 250 л.с. Расход топлива — 23.9 л/100 км. Обе установки ограничены на максимальную скорость 90км/ч.

Подробное описание, устройство

Кузов. Кузов вагонного типа с узлом сочленения HUBNER HF-485, для автобусов с толкающей секцией. Основание, борта, крыша, передняя и задняя части сварены между собой из продольно-поперечно расположенных труб. Бортовая облицовка выполнена из оцинкованного стального листа, крыша – из простой стали. Передняя и задняя маски, бамперы произведены из стеклопластика. Ресурс кузова декларируется заводом сроком в 12 лет. Покраска деталей облицовки производится в катафорезной камере, что увеличивает прочность лакокрасочного покрытия.

Все 4 двери открываются внутрь и снабжены системами противозащемления. Ширина проемов — 1282 мм. Привода дверей – пневматические, установлены непосредственно над дверными проемами. Двери автобуса выполнены из алюминиевых профилей с антивандальными стеклами. Предусмотрено аварийное отрывание дверей кнопками изнутри салона и с внешней стороны кузова.

Экстерьер городского автобуса ЛиАЗ-6212. Фото Википедия

Дизайн. Данный автобус имеет кузов вагонной компоновки. Такая же использовалась и на МАЗе 107-й модели. Ранние версии ЛиАЗов укомплектовывались квадратным фарами с раздельными поворотниками. Немного позже автобус ЛиАЗ-6212 подвергся рестайлингу.

Среди существенных изменений стоит отметить новую, более округлую оптику и измененную форму решетки радиатора. Также в верхней части автобуса появилось информационное табло. В основном, ЛиАЗы красились в бело-зеленый цвет. Но также присутствовали модели с синими вставками. В автобусе предусмотрены круглые противотуманные фары. Стекла – одинарные, закрепленные в резиновом профиле.

Салон. Несмотря на столь огромные размеры, сидячих мест здесь всего 33. А вот общее число возможных пассажиров (с учетом стоячих) – 178. Для их посадки и высадки предусмотрены четыре двери, а также металлические поручни. Такие же присутствуют и в самом салоне (они окрашены в желтый цвет).

ЛиАЗ 6212-й модели оборудован пластиковыми антивандальными сиденьями с тканевыми вставками. На них отсутствуют ремни безопасности и какие-либо регулировки. Также по всему периметру салона размещены плафоны освещения. Предусмотрена внутри и вентиляция естественного типа – люк и форточки, открывающиеся горизонтально. Кондиционер здесь не предусмотрен. А вот к зиме этот автобус более чем подготовлен: даже в самых дешевых версиях здесь предусмотрен 24-вольтовый автономный отопитель «Вебасто».

Водительское место. Нет рычага переключения передач. Сиденье лишено боковых поддержек, однако оснащено пневмоподвеской. Руль – двухспицевый, без регулировок. На панели приборов – множество кнопок и клавиш. Правая часть панели немного повернута к стороне водителя. Здесь имеется блок открытия дверей. Зеркала заднего вида размещены вертикально и имеют электрический подогрев. Посадка водителя очень высокая, благодаря чему обеспечивается отличный обзор. Для водителя также предусмотрен индивидуальный жидкостный отопитель и солнцезащитная шторка. Кабина отделена от салона перегородкой. Однако в ней есть окошко для продажи билетов. Также в кабине есть аудиоподготовка с динамиками и функцией громкой связи.

Происшествия

  • 27 июня 2012 года
    , в Москве, при столкновении автобуса ЛиАЗ-6212.00 с бортовым номером «09355» пострадали 16 человек[1]. После ДТП автобус был списан из-за свода рамы в районе передней двери.
  • 20 августа 2012 года
    , в Пскове сгорел автобус ЛиАЗ-6212.00 с инвентарным номером «223», подробностей о пожаре нет.
  • 12 декабря 2014 года
    , в Москве, на пересечении улиц Медиков и Каспийской, в результате невнимательности водителя эвакуатора пострадал автобус ЛиАЗ-6212.01 с бортовым номером «09289»[2]. В июне 2015 года, автобус был списан и порезан.
  • 6 февраля 2015 года
    , в Великом Новгороде на улице Людогоща сгорел автобус ЛиАЗ-6212.70 с бортовым номером «370», по официальной информации источником возгорания стала проводка автобуса.[3]

Модификации

Городской автобус ЛиАЗ-6212.01. Фото Википедия

  • ЛиАЗ-6212.00 — базовая модификация, оснащался двигателем Caterpillar-3126Е и коробкой передач Voith Diwa 863/863.3E или Allison T-270 R. Выпускалась в 2003–2009 годах, всего выпущено в количестве 1161 единиц.
  • ЛиАЗ-6212.01 — в отличие от базового 6212.00 имеет компоновку салона на 31 сидячее место, вместо 33. Также другое расположение кнопок на приборной панели и поручней.
  • ЛиАЗ-6212.40 — экспериментальная модификация с двигателем КамАЗ-740.53-290. Всего выпущена одна машина, которая стоит в зале экспериментальной продукции на заводе-изготовителе.
  • ЛиАЗ-6212.54 — модификация с двигателем Cummins-ISLe310.41 для Тольятти. Последняя партия модели 6212, которую выпустил завод.
  • ЛиАЗ-6212.70 — модификация с газовым двигателем Cummins-CGe280.30, имеет эко-стандарт Euro-4.

Вопрос денежный…

Цена нового ЛиАЗ-6212 на заводе изготовителе или у дилеров составляет 10-11 млн. рублей, в зависимости от комплектации. Гарантийный срок — 18 месяцев или 150 тыс.км. Новые автобусы можно приобрести по лизинговой схеме, либо в кредит, которые предлагают дилерские центры. Подержанная машина, 2-3 лет отроду, стоит порядка 6,6–7 млн. руб.

Основные сведения, характеристики

Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) — советское и российское предприятие, производитель автобусов среднего, большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области.

Назначение. Городской.

Класс. Особо большой.

Тип кузова. Сочлененный, цельнометаллический, несущий, вагонной компоновки.

Ресурс кузова. 12 лет.

Городской автобус

Стоит отметить, что вид не получил особого распространения на загородных шоссе. На дачу мы ездили сначала на отживающих свой век желтых «старичках», потом на ПАЗах, а затем каждое АТП стало решать эту проблему по-своему. Как одну из причин можно назвать то, что такой вариант имел три оси, 4 двери и соединительную часть между двумя частями салона, именуемую в народе «гармошкой». Также сюда можно отнести стоимость комплектующих и переход на коммерческие отношения с Венгрией (родиной «Икарусов»). Но основная причина оставалась одна — рост городов и количества пассажиров. Решение пришло не сразу, но результатом стал ЛиАЗ-6212. Автобус был длинномерным, мог брать до 180 человек, и самое главное, был произведен в РФ. Интересно совпадение заводских номеров. Первый автобус от завода имел цифры 677.

Базовые характеристики

Планировка салона автобуса ЛиАЗ-6212. Фото Скат-Авто

Габариты кузова, мм. Длина / Ширина / Высота. 17640 / 2500 / 3007.

Высота потолка в салоне, мм. 1950.

Количество и габариты дверей. 4 и 1282 мм.

Общее количество мест, в том числе посадочных. 178, 33.

Тип сидений. Пластиковые антивандальные с тканевыми вставками.

Личное впечатление

ЛиАЗ-6212 хорошая машина, по отзывам многих водителей: надежная, крепкая и достаточно комфортабельная. На этих автобусах мне пришлось кататься по разным городам РФ. Машина действительно антивандальная. Расширенные посадочные площадки – большой плюс в часы пик. Города, снабженные такими машинами на качество, как перевозок, так и самих автобусов, не жалуются. Технология ремонта и эксплуатации отработана до автоматизма. Узлы и запчасти – всегда в пределах досягаемости.

Что бы хотелось, так это кондиционеры в салон, как на новеньких, правда, коротких экземплярах, которые катались в Сочи!

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Емкость топливного бака. 350.
  • Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 15200 и 27500.
  • Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. Распределение нагрузки на переднею ось – 6720, средний мост – 10400 и задний мост – 10380.
  • Минимальный радиус разворота, м. 12,5.
  • Угол въезда передний / угол съезда задний, градусов. 12/9.
  • Рулевой механизм. МАЗ-64229.
  • Тип рулевого управления. Винт-шариковая гайка-рейка-сектор, рулевой привод с гидроусилителем
  • Тормозная система. Рабочая: пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры (1 контур – передняя и задняя оси, 2 контур – средняя и задняя), тормозные механизмы всех колес – барабанного типа с клиновым разжимом, ABS.
  • Стояночная: тормозные механизмы среднего и заднего мостов с приводом от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами.
  • Вспомогательная: один из контуров рабочей тормозной системы, гидродинамический замедлитель.

Дополнительные характеристики

Салон сочлененного автобуса ЛиАЗ-6212. Фото Скат-Авто

Вентиляция. Естественная, через люки и форточки.

Система отопления. Жидкостная, от системы охлаждения двигателя, независимый подогреватель.

Окраска кузова. Базовый цвет – белый, нижняя часть – «юбка» – зеленый. По заказу при выборе из каталога цветов

Двери. Четыре двери пневматические, складывающегося типа, электроуправляемые, оснащены аварийными кнопками для выхода пассажиров.

Окна. Одинарные стекла, установлены в резиновых профилях.

Сидения для пассажиров. Раздельные, антивандальные. Материал – пластиковый полимер с тканевой вставкой.

Сиденье водителя. На пневмоподвеске.

Ремни безопасности. Установлен на месте водителя

Зеркала заднего вида. Установлены на кронштейнах с подогревом, 3 шт.

Освещение. Комбинированные фары головного освещения, вертикальные задние фонари, передние противотуманные фары.

Интерьер. Место водителя имеет отдельный вход, от пассажирского салона отделено сплошной перегородкой с форточкой для обилечивания, отсек для хранения личных вещей водителя, солнцезащитная штора водителя, молоточки для аварийного разбивания окон, возможно аварийное открытие дверей салона.

Аудиоподготовка. Громкая связь, динамики.

Комплектация. Домкрат, запасное колесо, набор инструментов (шланг для накачки колес, аптечка, полный набор ключей, автомобильный светильник, огнетушители и др.).

Водитель? Нет – пилот!

Комфорту водителя и удобству управления уделено много внимания. Во-первых, кабина отгорожена: облицована стальным листом на трубчатом каркасе. Доступ салон – через дверь в перегородке. Сиденье водителя повышенной комфортности, типа «Пилот», имеет все необходимые регулировки во всех направлениях

Все приборы расположены в зоне обзора. На рулевой колонке установлены переключатели указателей поворота, стеклоомывателя, стеклоочистителей и дальнего света. Щиток приборов выполнен из пластика, с соблюдением норм пассивной безопасности. «Ручник» расположен слева от водителя.

Наружные зеркала с подогревом, включаемым из кабины, регулировка осталась руной. Два зеркала в салоне дают полный обзор средней и задней площадок. Связь пассажиров с реальностью обеспечивают пять динамиков в салоне.

Характеристики двигателя/силового агрегата

Силовой агрегат
Модель двигателяCaterpillar-3126
Количество и расположение цилиндров двигателя6R
Нормы экологической безопасности двигателяEuro-3
Рабочий объем двигателя, л7,2
Мощность двигателя, кВт (л.с.).220 (300) при 2200 мин-1
Макс крутящий момент двигателя, Нм1166 при 1400 мин-1
Расположение двигателяЗаднее, продольное
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км25
Максимальная скорость, км/ч90
КППVoith Diva 863 / 863.3E
ПодвескаПередняя: зависимая, с А-образным дышлом и одной поперечной тягой, пневматическая, на двух упругих элементах рукавного типа, с одним регулятором положения кузова, с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Средняя: зависимая, на двух нижних продольных и двух верхних диагональных рычагах, пневматическая, на четырех упругих элементах рукавного типа, с двумя регуляторами положения кузова, с четырьмя гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Задняя: зависимая, на двух нижних продольных и двух верхних диагональных рычагах, пневматическая, на четырех упругих элементах рукавного типа, с двумя регуляторами положения пола кузова, с четырьмя гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Ходовая часть

Несущей конструкцией является сам кузов. Спереди в автобусе используется зависимая подвеска, с двумя верхними диагональными и нижними поперечными рычагами. Гашение колебаний производится четырьмя телескопическими амортизаторами, а также четырьмя пневматическим подушками. Последние оснащены регулятором для корректировки высоты положения пола относительно дорожного покрытия.


Сзади тоже используется зависимая конструкция, с дышлом А-образного вида и поперечной тягой. Подвеска – пневматическая, с двумя подушками и телескопическими амортизаторами.

Рулевой механизм был заимствован у белорусского МАЗа модели 64229. Он редукторного типа и оснащен гидравлическим усилителем. Как гласит руководство по эксплуатации, ЛиАЗ-6212 должен подвергаться периодическому обслуживанию рулевой системы. В частности, это касается жидкости в гидроусилителе. Она меняется раз в 5 лет или 150 тысяч километров пробега.

Дополнительные опции

  • Система пожаротушения;
  • Северное исполнение;
  • Инвалидный;
  • Пассажирские сиденья с наклоном спинки;
  • Пассажирские сиденья с наклоном спинки и ремнями безопасности;
  • Тонированные стекла вклеенные;
  • Подготовка к установке АСКП (эл. жгуты, поручни 2 шт.);
  • Электронный рейсоуказатель (комплект 3 шт.) с автоинформатором;
  • Электронный рейсоуказатель с бегущей строкой в салоне (комплект 4 шт.), с автоинформатором;
  • Тахограф;
  • Водительское сиденье типа Grammer;
  • Автоинформатор;
  • Лампы освещения салона люминесцентные;
  • Багажные полки;
  • Шины Matador.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]