Автобус МАЗ 103, 105, 107, 256: технические характеристики моделей || МАЗ-102


С 1997 года на Минском автомобильном заводе (Беларусь) начат выпуск новой модели МАЗ 105. Это автобус, имеющий в средней части мягкое сочленение в виде гармошки. Достаточная вместимость обеспечивается добавочной задней секцией. Длина автобуса – 17,98 м, ширина – 2,5 м, высота – 3,13 м. За счет того, что автомобиль имеет большую вместительность, он является практически идеальным решением для городов, имеющих большие пассажиропотоки. Четыре двери модели достаточно широкие, а пол – низкий, что очень удобно, еще предусмотрен трап и специальное место с креплением для инвалидного кресла.

История создания

Годом рождения производства автобусов на Минском автомобильном заводе можно считать 1992-й, когда был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan (Германия, ныне фирма принадлежит концерну MAN). В результате было построено всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде» (их цена была запредельной, около $200 000). А затем завод начал внедрять отечественные комплектующие, заодно приспосабливая конструкцию к нашим условиям. Например, заводу не удалось наладить выпуск портального ведущего моста и потому пришлось делать мост более простым, а заодно на 8 см. поднимать пол в задней части салона. Сегодня доля импорта — если не считать силового агрегата, — не превышает 8 процентов (это клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей). Цена низкопольных автобусов МАЗ-103 в базовой комплектации составляет около 40% от первоначальной.

Автобус МАЗ-105. Фото МАЗ

Производился автобус с 2000 года. Первый прототип построен в 1997 году, в последующие два года готовилось серийное производство этой модели. Был построен ещё ряд выставочных экземпляров. С 2000 года начато серийное производство. В 2002 году уменьшен по высоте моторный отсек (до этого занимал место от пола до потолка). В январе 2009 года был произведён рестайлинг, касающийся в основном передней маски кузова. В 2014 году выпуск МАЗ-105 был прекращён, последняя партия поступила летом 2014 года в Барановичи. Но на заводе осталось шесть каркасов кузова под эту модель автобуса, которые в конце осени 2022 были собраны. Произведённые после трёхлетнего перерыва автобусы поступили снова же в Барановичи.

Подробное описание, устройство

Кузов и салон. Кузов – цельнометаллический, вагонного типа, несущий, сочлененный. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Технология производства кузова по лицензии заимствована у немецкой ]Neoplan[/anchor] – сваривается остов из коробчатых профилей, а затем обшивается стальным листом. Заготовки каркаса – оцинкованные прямоугольные трубы – закрепляют на большом листе в специальных кондукторах. Так сваривают боковины, пол и потолок. На стапеле их соединяют в единое целое. Колесные арки и часть пола зашивают листами нержавеющей стали. Краска – полиуретановая многокомпонентная. Смешивают ее в собственной лаборатории. Цвет подбирают по желанию заказчика из огромного количества расцветок и сочетаний.

В конце 2008 года МАЗ-105 получают новую переднюю и заднюю наружные панели кузова. Сзади появятся блоки вертикально расположенных круглых фонарей, а спереди – увеличится площадь остекления маршрутоуказателя, а вместо прямоугольных фар будут устанавливаться горизонтально несколько «точечных» фар фирмы Hella, по аналогии с рестайлингом МАЗ-103.

Сочлененный автобус МАЗ-105. Фото Википедия

Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеет четыре двери сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери задняя половина передней двери, передняя половина передней двери – для водителя).

Кабина водителя отгорожена от салона в стандартной комплектации. Возможно оборудование перегородкой со входом в кабину водителя из пассажирского салона. Кабина водителя – достаточно просторная. Органы управления расположены неплохо и не перекрывают друг друга. Перед водителем расположен щиток приборов, на котором находятся спидометр (фирмы VDO), указатель напряжения, манометры, тахометры, указатели температуры охлаждающей жидкости и давления масла, а также зуммер. Справа от панели приборов находятся кнопки управления светом, дверьми, объявления текущей/следующей остановок, управления коробкой передач (если установлена автоматическая), блокировки дифференциала, управления остановочным тормозом, кнопка аварийной сигнализации. Слева находятся кнопки управления светом, вентиляцией и другими системами.

На автобусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях, которая отключается кнопкой с символом (В) на передней панели в кабине водителя.

На моделях семейства МАЗ используется два вида рейсоуказателей – электронное табло и рейсоуказатели со сменными маршрутными табличками. Передний рейсоуказатель расположен на передке автобуса над ветровым стеклом, боковой – над боковыми стеклами между передней и средней дверью, задний рейсоуказатель – на задке конструкции над задним стеклом.

На МАЗ-105 установлены неразборные жесткие пассажирские сиденья. На автобусах применяется два типа крепления жестких сидений. В первом случае подставка привинчивается к колесной арке или к ступеньке моторного отсека. Во втором случае крепление подставки монтируется одной стороной на боковую стенку, а другой стороной – через стойку к полу. Поручни изготавливаются из металлических труб, покрытых порошковой краской. Соединяются трубы поручней алюминиевыми кронштейнами.

Автобусы до 2001 года имели моторный отсек от пола до потолка напротив второй двери, после – моторный отсек был значительно уменьшен.

Сиденья расположены по трехрядной схеме, что делает салон просторным для сидящих пассажиров. По левому борту расположены сдвоенные сиденья. По правому борту – одиночные. Напротив средней двери имеется большая накопительная площадка. Общая пассажировместимость – 160-175 человек. Число мест для сидения – 30-36.

Привод дверей – пневматический, производства фирмы Festo либо Camozzi. Привод оборудован клапаном аварийного открывания внутри автобуса над дверью и краном аварийного открывания снаружи, сбоку от дверей.

Силовой агрегат. МАЗ-105 имеет ряд интересных особенностей. В отличие от многих низкопольных автобусов, двигатель расположен не в заднем свесе, а в пределах колесной базы «тягача». Моторный отсек расположен слева напротив второй двери и занимает все пространство от пола до потолка в случае с двигателями Renault; пространство от пола до подоконной линии в случае с двигателем Mercedes. На автобусы 1997-2004 годов выпуска устанавливались двигатели Renault MIDR и коробка передач Praga. Двигатели Renault MIDR мощностью 250 л.с. оказались не в пример надежнее отечественных моторов (модификация МАЗ-105.041). К тому же, большой крутящий момент и внушительная мощность пришлись по душе водителям. Однако с 2002 года МАЗ-105 получил двигатели Mercedes-Benz и автоматические коробки передач Voith. С конца 2004 года выпускалась только данная модификация.

Сочлененный городской автобус МАЗ-105. Фото Википедия

Cиловой агрегат расположен по левому борту под углом 7° к продольной оси автобуса. Он крепится к каркасу в трех точках (одна передняя и две боковые). Кроме того, имеется четвертая поддерживающая опора коробки передач. При неработающем двигателе задняя опора не должна воспринимать нагрузку. Для выполнения этого условия в эксплуатации, предусмотрена возможность регулировки задней опоры. Это сделано для предотвращения появления больших напряжений в картерных деталях силового агрегата. Автобусы с французскими двигателями имели моторный отсек на всю высоту салона: на боковине располагался радиатор системы охлаждения и большой вентилятор с гидроприводом. На автобусах с немецкими двигателями они смещены ниже и вперед, что позволило сделать моторный отсек ниже.

Автобус оборудован заслонкой моторного тормоза, которая служит для увеличения срока службы основной тормозной системы, являясь механизмом вспомогательной тормозной системы. При работающем двигателе заслонка установлена вдоль потока отработавших газов, при включении моторного тормоза – перпендикулярно потоку газов, создавая определённое противодавление на выпуске. Одновременно отключается подача топлива с помощью пневмоцилиндра, связанного со скобой останова двигателя.

Система питания двигателя топливом разделенного типа состоит из топливного бака, топливопроводов низкого и высокого давления, фильтра грубой очистки, топливоподкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, топливного насоса высокого давления и форсунок. Топливный бак установлен с правой стороны по ходу автобуса в нише и крепится к каркасу хомутами. Полиамидные топливопроводы низкого давления уложены в защитные оболочки и крепятся кляммерами к каркасу. В систему питания двигателя топливом по желанию заказчика может быть установлен электроподогрев топлива.

Привод управления подачей топлива – электронный дистанционный. Педаль подачи топлива имеет индукционный датчик, сигнал от которого подается на электронный блок управления двигателем.

Система питания воздухом состоит из заборника, соединенного с воздушным фильтром угловым патрубком и воздуховода, соединяющего воздушный фильтр и впускной коллектор двигателя. Для контроля засоренности фильтрующего элемента воздушного фильтра имеется датчик сигнализатора засоренности. В двигателях установлена турбина для нагнетания воздуха. Воздушный фильтр использованный в данной системе, сухого типа, двухступенчатый, с бункером для сбора пыли и сменным картонным фильтрующим элементом.

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя. Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80-98 °С) поддерживается автоматически термостатами и изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости производительностью вентилятора.

Салон автобуса МАЗ-105. Фото МАЗ

Радиаторы системы охлаждения двигателя и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха расположены в верхней части моторного отсека прямо над двигателем и установлены вдоль левой стенки машины. Вентилятор имеет гидравлический привод, поскольку ременный оказался бы еще сложнее. Насос – шестеренного типа высокого давления. Насос преобразует вращательное движение входного вала в энергию потока рабочей жидкости. Сзади на левом боку находится воздухозаборник системы охлаждения, на задней стенке – место для выхода воздуха, продуваемого вентиляторами. Дополнительно сверху в моторном отсеке имеется открывающийся люк. Таким образом, одновременно с охлаждением радиаторов осуществляется и вентиляция моторного отсека.

Масляный радиатор – трубчато-пластинчатый, воздушного охлаждения, расположен перед водяным радиатором. На автобусах могут быть установлены подогреватели жидкостные Thermo 90S (Webasto). Подогреватели жидкостные предназначены для предпускового разогрева двигателя, что облегчает холодный пуск двигателя, а также для длительного поддержания в автоматическом режиме теплового состояния неработающего двигателя, салона и места водителя. Питание подогревателя топливом производится по отдельным топливопроводам из основного топливного бака. Система питания подогревателей топлива может быть, по желанию заказчика, оборудована системой электроподогрева топлива (напряжение питания 24 V постоянного тока). Система электроподогрева топлива состоит из электроподогревателя, топливозаборника, топливопроводов и топливного фильтра.

Сцепление Sachs – сухое, фрикционное, однодисковое, с диафрагменной вытяжной пружиной. Автобусы оснащались 5-ступенчатой КПП Praga 5PS 114. Привод управления механической коробкой передач – дистанционный, механический. Он состоит из рычага переключения передач, установленного на полу автобуса, и передающего механизма, включающего валопровод, подвешенный на скользящих сферических опорах, реактивных тяг и устройства для согласования движений рычага переключения передач и движений валика механизма переключения передач. Для включения передачи необходимо совершить два движения – движение выбора и движение включения передачи.

С 2004 года выпускались автобусы только с гидромеханической коробкой передач немецкой фирмы Voith. Она имеет три передачи, на первой задействован гидротрансформатор. Передачи переключаются автоматически, возможно принудительное ограничение переключения по принципу «не выше второй» либо «только первая». Режимы переключаются кнопками на передней панели.

Рестайлинговый автобус МАЗ-105. Фото Википедия

Мосты и подвеска. МАЗ-105 – сочлененный, трехосный. Передняя его часть («тягач») имеет переднюю ось, задний ведущий мост, «прицеп» оснащен одной неведущей осью.

Задний ведущий мост выполнен по классической схеме с двойной разнесенной главной передачей и смещенным от поперечной оси моста коническим редуктором. Он состоит из картера, центрального конического редуктора, механизма блокировки дифференциала, планетарных колесных передач и колодочных тормозов. Чтобы обеспечить низкий пол в салоне, картер редуктора заднего моста максимально смещен к левому колесу.

МАЗ-105 до 2004 года оснащались блокировкой дифференциала (вещь для мирового автобусного производства достаточно необычная), которая позволяет без проблем трогаться с остановки на плотно укатанном снегу или льду. Активизируется и отключается кнопкой на передней панели. Управление блокировкой осуществляется при помощи электропневмоклалана.

Задняя подвеска «тягача» – зависимая, пневматическая на 4-х пневмобаллонах с четырьмя амортизаторами и одним регулятором положения кузова. Задний мост шарнирно связан с кузовом системой реактивных штанг, состоящей из двух нижних реактивных штанг и одной верхней V-образной реактивной штанги. Реактивные штанги воспринимают усилия от реактивного и тормозного моментов и передают тяговое усилие. Верхняя реактивная штанга имеет V-образную форму и состоит из головки, на цилиндрические поверхности которой насажены и обварены концы труб, а на другие концы труб навернуты головки. Для гашения колебаний, возникающих при движении автобуса по неровностям дороги, в подвеске установлены четыре разборных гидравлических амортизатора двустороннего действия телескопического типа. Задняя ось «прицепа» аналогична по конструкции с задним мостом «тягача».

Передняя ось состоит из двух рычагов подвески и закрепленных на них через шкворень колесно-ступичных узлов. Вторые концы рычагов подвески крепятся через палец и резиновые втулки к каркасу автобуса. Поворотный кулак установлен на шкворне на бронзовых втулках, закрытых со стороны рычагов подвески уплотнительными кольцами.

Передняя подвеска – зависимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя амортизаторами и одним регулятором положения кузова. Установка передней оси перпендикулярно продольной оси автобуса и регулировка продольного угла наклона шкворня обеспечивается изменением длин реактивных штанг. Подвеска передней оси состоит из опор, системы реактивных штанг, двух амортизаторов, двух пневмобаллонов и регулятора положения кузова.

Передняя ось шарнирно связана с кузовом системой реактивных штанг, состоящей из двух верхних реактивных штанг, двух нижних реактивных штанг и поперечной реактивной штанги. Верхние и нижние реактивные штанги воспринимают усилия от реактивного и тормозного моментов. Поперечная реактивная штанга воспринимает боковые нагрузки. Поперечная реактивная штанга (тяга Панара) обеспечивает устойчивость автобуса при движении по дорогам с боковым уклоном и на поворотах.

Модель МАЗ-105 до рестайлинга. Фото Википедия

Для гашения колебаний, возникающих при движении автобуса по неровностям дороги, в подвеске установлены два разборных гидравлических амортизатора двустороннего действия телескопического типа. Одним концом амортизаторы закреплены на кронштейнах опоры передней оси, а другим – на кронштейнах каркаса автобуса.

Передача вертикальной нагрузки от веса автобуса происходит через четыре пневмобаллона. Для поддержания уровня пола в горизонтальном положении на определенной высоте, на каркасе установлены два регулятора положения кузова, которые рычагами и регулировочными тягами связаны с задним мостом.

Ресиверы пневмосистемы надежно укрыты от злейшего врага – коррозии. Они расположены под крышей по левому борту. Все трубопроводы из полиамида: дешевле меди и долговечнее стали. Соединения пневмопроводов очень надежны, так что сжатый воздух не уходит без пользы в атмосферу. Контрольные выводы скомпонованы в одном месте – блоке диагностики пневмоаппаратуры.

Колеса и шины. Колеса – дисковые, приспособленные под бескамерные шины, наклон полок обода 15°. Центрирование колеса на ступице производится по центральному отверстию диска колеса. Передние колеса одинарные, задние – сдвоенные.

Для удобства накачки шин задние внутренние колеса оборудованы удлинителем вентиля, который крепится накидной гайкой на стебле вентиля колеса. Колеса к ступицам крепятся гайками с коническими нажимными шайбами. На автобусы устанавливаются шины модели 11/70 R 22,5 Д-7М.

Рулевое управление МАЗов разработано на основе узлов и агрегатов серийных автомобилей МАЗ. Рулевой механизм со встроенным распределителем состоит из винта и шариковой гайки-рейки, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором. Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, который заполнен при сборке рулевого механизма шариками. Зубчатый сектор установлен на сдвоенных игольчатых подшипниках в эксцентричные втулки с рядом отверстий на торцах наружных поверхностей втулок, смещенных относительно оси отверстий подшипников, что дает возможность регулировать зубчатое зацепление сектор – рейка поворотом втулок.

На двигатели ЯМЗ устанавливаются насосы гидроусилителя НШ-32 с ременным приводом от коленвала, полностью аналогичным применяемому на автомобилях МАЗ.

Автобус МАЗ-105 на дороге. Фото Википедия

Узел сочленения. Конструкцию надежного узла сочленения во многом обусловили расположение двигателя в передней части автобуса и планировавшиеся условия эксплуатации. Сочленение первой и второй секции состоит из узла сцепки, стабилизатора положения рамки, механизма поворота рамки, гибкого сочленения и поворотного круга с ограждением.

Узел сцепки передает тянущее усилие от первой секции ко второй, обеспечивает угловое перемещение секций друг относительно друга в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также гарантирует взаимное закручивание секций относительно продольной оси автобуса и перемещение рамки сочленения. Стабилизатор положения рамки служит для ориентирования поворотной рамки в пространстве таким образом, чтобы углы складывания и перекоса (кручения) между первой и второй секцией рамка делила пополам. Узел сочленения облицовывается гибким сочленением с «гармошкой» из полиэфирных материалов иностранного производства.

На автобусах выпуска до 2001 г. установлены механизмы поворота рамки с использованием сферических подшипников ШС-30. С начала 2001 г. используются механизмы поворота рамки с использованием шаровых пальцев аналогичных по устройству с шаровыми пальцами рулевых тяг.

Поворотный круг салона предназначен для безопасного перемещения пассажиров между салонами первой и второй секций. Поворотный круг состоит из двух полукруглых поворотных плит, соединенных шарнирными петлями с опорами. Поворотные плиты опираются на 8 опорных роликов. Вертикальное перемещение плит ограничивается четырьмя роликами, установленными на эксцентриках. Для безопасности пассажиров, находящихся на поворотном круге, на рамке закреплено металлическое ограждение.

Тормозная система. Автобусы оборудованы рабочей, стояночной, запасной, вспомогательной тормозными системами и остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы и питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур может быть по требованию заказчика оснащен дополнительно потивобуксовочной системой (ASR). Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов – пневматический, двухконтурный.

Автобусы городской сочлененный низкопольный МАЗ-105. Фото Википедия

Стояночная тормозная система выполняет функции запасной. Она предназначена для торможения автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана-управления устанавливается в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы. При включении запасной тормозной системы рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении. С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.

Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста. При включении остановочного тормоза кнопкой, находящейся на панели приборов, или автоматически при открывании любой из дверей автобуса, воздух под давлением подается в тормозные камеры заднего моста.

Вспомогательная тормозная система – моторный тормоз с дистанционным управлением, заслонкой в системе выпуска отработавших газов и пневмоприводом выключения подачи топлива. При комплектации силового агрегата гидромеханической коробкой передач функции вспомогательного тормоза выполняет гидравлический тормоз-замедлитель. Вспомогательная тормозная система предназначена для притормаживания автобуса на затяжных спусках.

Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным барабаном. Тормозные накладки – безасбестовые серповидного профиля, крепятся к колодке стальными пустотелыми заклепками. Тормозной барабан крепится к ступице колеса болтами.

Электрооборудование. Автобусы имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, которое выполнено по однопроводной схеме соединений. Минусом является каркас автобуса, соединенный с минусом аккумуляторных батарей. Отличительной особенностью системы является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.

Автобус МАЗ-105 на улицах Минска. Фото Википедия

На автобусах в специальных нишах кузова установлены две сухозаряженные аккумуляторные батареи типа 6СТ-190А. Генератор – с самовозбуждением от постоянных магнитов, номинальное напряжение генераторов равно 28 В, а выпрямленный ток – 108 А. На автобусы устанавливаются различные типы генераторов в зависимости от двигателя. На двигатель RENAULT MIDR 06.02.26 устанавливаются два генератора A14N196M фирмы VALEO с номинальным напряжением 28 В и выпрямленным током 60 А каждый. На автобусах с немецкими двигателями Mercedes-Benz устанавливаются генераторы Bosch.

На автобусы устанавливаются стартеры: Bosch, JF 24 (RENAULT MIDR 06.02.26 Y 41), D13HP605 (MIDR 06.20.45 R 41).

К системе наружной светотехники относятся фары головного света, противотуманные фары с прямоугольным рассеивателем и галогенной лампой HI, передние габаритные фонари, передние указатели поворота, боковые повторители указателей поворота, боковые габаритные фонари, задние фонари и фонари освещения номерного знака. Включение фар производится клавишным выключателем на щитке приборов. Противотуманные фары включаются только после включения габаритных огней.

К внутренней светотехнике относятся фонари освещения салона, фонарь освещения рабочего места водителя, фонари освещения дверных проемов и фонарь освещения моторного отсека. К системе внутреннего освещения можно отнести штепсельные розетки с переносной лампой. Фонари освещения салона и места водителя представляют собой люминесцентные светильники типа ЛАС24-18 с номинальным напряжением 24 В и лампой мощностью 18 Вт.

Блок коммутации находится в перегородке за сиденьем водителя. В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочистителя, стартерное реле и диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на блоке.

Система пожаротушения. Для безопасности пассажиров в случае возникновения пожароопасной ситуации в МАЗах может устанавливаться автоматическая система пожаротушения моторного отсека. В целом, отделочные материалы для салона и моторного отсека в частности подобраны огнестойкие.

Сочлененный автобус МАЗ-105. Фото Википедия

Устройство системы пожаротушения основано на использовании беспламенного пороха с добавлением специальных ингибиторов, которые гасят пламя при выстреле порохового заряда. Устройство срабатывает, если пламя по огнеупорному шнуру попадает внутрь или аварийной кнопкой генерируется электрический сигнал. Срабатывание также происходит при повышении температуры в моторном отсеке до 170 °С. Огнетушащий аэрозоль струей вырывается наружу. Пламя втягивает облако, содержащее ингибиторы, и горение прекращается. При этом запрещается открывать люки моторного отсека в течение 5 минут после срабатывания системы для исключения возобновления горения.

Система отопления. Двухконтурная. Для обогрева воздуха используется энергия жидкости системы охлаждения двигателя. Первый контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из крана проходного трубопроводов и отопителя. Подогретый в отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока, а от нее через воздуходувные отверстия передней панели – на лобовое стекло и в нишу к ногам водителя. Отопитель имеет два радиатора и два привода вентилятора. Забор воздуха производится из кабины водителя.

Второй контур системы отопления, обогревающий салон, состоит из крана проходного трубопроводов, конвекторов и отопителей ОС1…ОСЗ (устанавливаются от 1 до 4 шт.). Отопители имеют по одному радиатору и одному приводу вентилятора. В систему отопления также входят воздухоотделительный бачок. При комплектации системы отопления с электропневмоклапанами управление ими и приводами вентиляторов осуществляется клавишами на панели приборов.

Система отопления устроена следующим образом. Радиаторы, подключенные к водяной рубашке мотора, тянутся вдоль всего салона. Два ветродуя создают тепловую завесу у дверей, а еще один нагоняет тепло для водителя. Боковые стекла его кабины и все наружные зеркала, естественно, с подогревом. Причем на автобусах 2004-2005 г.в. радиаторы увеличены.

Каталог запчастей на МАЗ-105 (2011) (103, 105, 105040, 105041, 105042, 105060, 105065, 105465):

В нашем каталоге представлены все запчасти используемые в МАЗ-105 (2011). Выберите необходимый вам узел. Для удобства поиска запчастей на МАЗ-105 (2011), можно воспользоваться быстрым фильтром.
Быстрый Фильтр по узлам:

  • Кузов
    Облицовка и люки

    Установка крышек люков пола 105-5113010

  • Наружные крышки, решетки и люки крыши для МАЗ 105000
  • Расположение крышек, решеток и люков крыши на кузове автобусов МАЗ 105460
  • Установка буфера и деталей облицовки передка
  • Установка облицовки передка 105460-5300020
  • Установка крышек люков с газовой пружиной
  • Установка крышек люков с упором
  • Установка люков аварийных 101-5713003
  • Люк аварийный 101-5713012
  • Люк вентиляционный 103-5713412
  • Установка защиты по днищу (вид снизу)
  • Двери и привод дверей
      Установка дверей 105-6100003
  • Дверь 104-6100100
  • Дверь (установка замков)
  • Механизм открывания дверей
  • Привод дверей с одним распределителем
  • Привод передних дверей с двумя распределителями
  • Пневмоаппаратура дверей 1 — секции МАЗ 105
  • Пневмоаппаратура дверей 2 — секции МАЗ 105
  • Стекла и зеркала
      Остекление с клапанными форточками
  • Остекление со сдвижными форточками
  • Остекление (стеклопакет)
  • Установка стекол и клапанных форточек
  • Установка сдвижной форточки (103-5403149, 103-5403150)
  • Окно водителя 101-5403010
  • Установка зеркал 104-8200005 (до 2008 года)
  • Установка зеркал c 2008 года
  • Шторка противосолнечная 103-8200036
  • Интерьер
      Установка поручней (справа)
  • Установка поручней (слева)
  • Установка ограждений по правому борту
  • Установка сидений 105-6830006-20
  • Установка и пневмопитание сиденья водителя 103-6800006-01
  • Сиденья одноместные
  • Сиденья двухместные
  • Установка перегородки 104-7800010-10 — вариант 1
  • Перегородка кабины водителя 105-7800010-85 — вариант 2
  • Установка перегородки 102-7810100
  • Установка перегородки 104-7803010-10, 104-7803012
  • Установка панели передка 103-5300510-10
  • Установка панелей потолка
  • Cистема отопления
      Установка системы отопления в салоне (1-секция) 105-8100008-60
  • Установка системы отопления в салоне (2-секция) 105-8100008-60
  • Установка фронтального отопителя 103-8100006
  • Фронтальный отопитель (до 2007г.)
  • Фронтальный отопитель с 2007 года 103-8101002-20
  • Блок вентиляторный 103-8101446 (до 2007г.)
  • Блок вентиляторный 103000-8101446-11 (с 2007 года)
  • Салонный отопитель 103-8110002, 103-8110002-10 (до августа 2006г.)
  • Отопитель салонный 103000-8110002-11 (с августа 2006г.)
  • Установка кожухов (1-секция) 105-8101550
  • Установка кожухов (2-секция) 105-8101550
  • Установка системы отопления в моторном отсеке 105-8100007-60
  • Установка топливопроврдов и независимого воздушного отопителя 104-8100130-10
  • Сочленение секций автобуса
      Установка узла сочленения 105-2707001-10
  • Установка стабилизатора положения рамки 105-2708010
  • Установка механизма поворота рамки (до ноября 2001 г.) 105-2724001
  • Установка механизма поворота рамки (с ноября 2001 г. по декабрь 2003 г.) 105-2724001-10
  • Установка делителя (с 2003 г.) 105-2725001
  • Установка поворотного круга 105-5000042-10
  • Установка гибких сочленений 105-5000062-20
  • Подвеска гибких сочленений
    • Двигатель

      Установка силового агрегата

      Установка силового агрегата 105-1000003-40

    • Установка силового агрегата 105065-1000003
  • Установка подогревателя
      Установка подогревателя 105-1000022-40
  • Установка подогревателя 105-1000022-60
  • Установка подогревателя DBW 300.66
  • Установка подогревателя Нydronic L30
  • Система питания
      Установка воздухоочистителя и охладителя наддува 105-1100020-40
  • Установка воздухоочистителя и охладителя наддува 105-1100020-60
  • Установка воздухоочистителя и охладителя наддува 105065-1100020
  • Установка топливопроводов 105-1100003-60
  • Установка топливопроводов (ПЖД DBW 300.66)
  • Установка топливопроводов (ПЖД Hydronic L30)
  • Топливный бак 103-1101010-03. Крепление топливного бака.
  • Привод управления двигателем
      Привод управления двигателем 101-1108002-41
  • Наконечник тяги 101-1108138
  • Тяга 5336-1115010
  • Привод управления двигателем 103-1108002-60
  • Система выпуска отработавших газов
      Установка системы выпуска отработавших газов 105-1200001-40
  • Установка системы выпуска отработавших газов 105-1200001-60
  • Система охлаждения
      Установка системы охлаждения 105-1300005-40
  • Установка системы охлаждения 105-1300005-42
  • Крыльчатка с гидромотором 105-1308014-42
  • Установка системы охлаждения 105-1300005-65
  • Бачок расширительный 103-1311010
  • Трансмиссия
      Коробка передач

      Установка привода КПП 105-1703002-90

  • Опора промежуточная 101-1703036
  • Вал промежуточный 105-1703016-90
  • Вал средний 105-1703020-90
  • Рычаг 103-1703410 (с июля 2000 года)
  • Карданный вал
      Установка карданного вала (до 2004 г.)
  • Установка карданного вала (с 2004 г.)
  • Мост ведущий
      Мост ведущий 105-2400012
  • Картер ведущего моста с полуосями и цапфами 105-2401010
  • Редуктор ведущего моста 105-2402010
  • Шестерня ведущая 105-2402021
  • Детали колесной передачи
  • Ступица 543266-3104006
  • Мост ведущий 105-2400012-32
  • Картер ведущего моста 105-2401010-01 с полуосями
  • Редуктор ведущего моста
  • Ступица 152-3104006
  • Мост ведущий 105465-2400012 и 105465-2400012-01 с 5-ти-сателлитной колесной передачей (с февраля 2010г.)
  • Картер ведущего моста 105-2401010-01 с полуосями
  • Редуктор ведущего моста
  • Детали колесной передачи
  • Ступица 152-3104006
  • Ось второй секции
      Ось второй секции 105-2410007
  • Картер оси второй секции 105-2410010
  • Ось второй секции 105-2410007
  • Ходовая часть
      Подвеска

      Установка передней подвески 105-2900001

  • Подвеска ведущего моста и оси II-секции
  • Баллон пневматической подвески 101-2924014
  • Штанга реактивная 102-2919016
  • Штанга 103-2919100-01
  • Установка трубопроводов пневмоподвески 105-2900018
  • Ось передняя
      Ось передняя 152-3000015
  • Колеса
      Установка колес и брызговиков
  • Механизмы управления
      Рулевое управление

      Установка узлов рулевого механизма. Механизм рулевой с усилителем и тягами 152-3400001 (до сентября 2006 года )

  • Установка рулевого управления 152-3400001 (с cентября 2006 года )
  • Установка насоса и трубопроводов рулевого управления 105-3407001-60
  • Редуктор угловой 104-3426010
  • Кронштейн с колонкой рулевой 103-3403008
  • Колонка рулевая 64221-3444010
  • Карданный вал 101-3444062 (до 2004 г.)
  • Карданный вал 104-3444062 (с 2004 г.)
  • Цилиндр 101-3405005 (до сентября 2006 года)
  • Цилиндр ЦГ80-360-3405010-20 (до сентября 2006 года)
  • Цилиндр гидроусилителя ШНКФ 453429.075 (с сентября 2006 г.)
  • Тяга 104-3003010, 104-3414010 для МАЗ 105
  • Механизм рулевой с распределителем 104-3400008-01
  • Механизм рулевой 64229-3401005-01
  • Распределитель 5336-3416010-01
  • Тормоза
      Тормозной механизм передней оси 152-3501005
  • Тормозной механизм оси второй секции МАЗ-105 и тормозной механизм ведущего моста (правый)
  • Тормозной механизм ведущего моста МАЗ-105 (левый)
  • Привод переднего тормоза 105-3500101
  • Блок привода задних тормозов 105-3500110
  • Блок привода тормозов 2-го звена 105-3500115
  • Аппараты управления тормозами 105-3504001
  • Блок подготовки сжатого воздуха 105-3512001-10
  • Влагомаслоотделитель 103-3511110-10
  • Блок ресиверов правый 105-351300
  • Блок ресиверов левый и защитные устройства 105-3513005
  • Блок ресиверов левый 2-й секции 105-3513105
  • Блок диагностики 105-3515003
  • Электрооборудование
      Электрооборудование

      Установка АКБ (до 2003 года)

  • Установка АКБ (c 2003 года)
  • Установка наружной светотехники для МАЗ 105060
  • Установка наружной светотехники для МАЗ 105060
  • Установка наружной светотехники для МАЗ 105465
  • Установка внутренней светотехники
  • Установка блока коммутации 103-3700010
  • Установка блока коммутации 103-3700010
  • Установка блока коммутации 103-3700010
  • Установка осветителей маршрутных указателей 103-5300100-10
  • Установка информационной системы
  • Установка стеклоочистителя и стеклоомывателя
  • Панель центральная 105-3805110
  • Панель левая 103-3805120
  • Панель правая 105060-3805130
  • Панель переключателей 103-3800003
  • Установка звуковых сигналов 103-3700024
  • Установка подрулевых переключателей и замка зажигания 103-3700084
  • Приложения
      Приложения

      Соединения пневматические

  • Лампы контрольные
  • Переключатели
  • Профили
  • Основные размеры, планировка и комплектации автобусов МАЗ 105
  • Схемы запчастей и узлы представлены на сайте для справочных целей! Мы продаем не все запчасти на МАЗ-105 (2011), представленные в этом списке, но многие из них.

    Основные сведения, характеристики

    • Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) — управляющая — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
    • Назначение. Городской, подходит для пригородных маршрутов.
    • Класс. Особо большой.
    • Тип кузова. Цельнометаллический, вагонного типа, несущий, сочлененный.

    Технические характеристики

    1. Тип топлива. Дизель.
    2. Емкость топливного бака, л. 220.
    3. Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 30 255 и 28000.
    4. Нагрузка на переднюю и заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 7100 и 11300/9500.
    5. Минимальный внешний радиус разворота, м. 12.
    6. Максимальный подъем, преодолеваемый автобусом с полной массой, %, не менее. 30.
    7. Тип рулевого управления. Со встроенным распределителем состоит из винта и шариковой гайки-рейки, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором.
    8. Тормозная система. Рабочая. Пневматический, с автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабанами, с ABS и ASR Стояночная. На механизмы задней оси.

    Современный и безопасный автобус. МАЗ — альтернатива заморским производителям

    Наверняка все помнят то время, когда по дорогам городов и пригородов курсировали старенькие ЛиАЗы, ЛАЗы и «Икарусы», осуществляя пассажирские перевозки в самых разных направлениях. Однако они не только морально устарели, но и совершенно не соответствуют современным требованиям безопасности и комфорта, а это означает, что автопарк необходимо обновить. Автобусы МАЗ — альтернативный выход из ситуации.

    Благодаря современным разработкам, конструкторы

    создали целый ряд автобусов МАЗ, которые на сегодняшний день пользуются большим спросом из-за своего современного дизайна, уровня комфорта и соответствия всем требованиям безопасности пассажиров. После распада Страны Советов некогда именитый производитель автопрома переживал очень тяжелые времена. Наряду с этим возникла потребность полного обновления автопарка, оказывавшего услуги пассажирских перевозок. И вот в 1996 году с конвейера сошел первый автобус МАЗ, который стал заменой давно морально и технически устаревшему «Икарусу».

    Первая модель, хоть и отвечала всем требованиям, была далеко не идеальна и со временем постоянно усовершенствовалась. Наряду с ней разрабатывались новые варианты, которые, благодаря своему качеству, завоевали доверие и получили широкое распространение как на родине, так и на постсоветских просторах.

    Характеристики двигателя/силового агрегата

    • Марка. Mercedes-Benz OM906LA.
    • Тип. Дизельный.
    • Количество и расположение цилиндров. 6 и рядные.
    • Нормы экологической безопасности. Евро-3.
    • Рабочий объем, л. 6,37.
    • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 279 (205) при 2200 об/мин.
    • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 1100 при 1200-1600 об/мин.
    • Расположение двигателя. Переднее.
    • КПП. Voith Diwa D851.3E, автоматическая ГМП, 3-ступенчатая, с гидродинамическим томозом-замедлителем
    • Подвеска передней-задней оси. Зависимая, пневматическая, двухбаллонная с двумя регуляторами положения кузова-Зависимая, пневматическая, четырехбаллонная с двумя регуляторами положения кузова.
    • Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 28-30.
    • Максимальная скорость, км/ч. 75.
    • Время разгона до 60 км/ч при номинальной загрузке, с. Не более 50.
    • Предпусковой обогрев. Присутствует.

    Модификации[ | ]

    Перечень модификаций

    НазваниеНазначениеТип КППМодель КППМодель двигателяЭкостандартГоды выпускаПримечание
    МАЗ-105.000городскоймеханическаяPraga 5PSММЗ-Д260.5Евро-01997Один экземпляр
    МАЗ-105.040городскоймеханическаяZF 6S-85Renault MIDR 06.20.45Евро-11999
    МАЗ-105.041городскоймеханическаяPraga 5PSRenault MIDR 06.20.45Евро-12000 — 2004
    МАЗ-105.042городскойавтоматическаяVoith D851.2Renault MIDR 06.20.45Евро-12000 — 2002
    МАЗ-105.060городскойавтоматическаяVoith D851.3EOM906LAЕвро-22001 — 2006
    МАЗ-105.065городскойавтоматическаяVoith D851.3EOM906LAЕвро-32006 — 2009
    МАЗ-105.465городскойавтоматическаяVoith D851.3EOM906LAЕвро-32008 — 2014
    2017
    Рестайлинг

    Комплектация

    • Независимый жидкостный подогреватель двигателя 30 кВт Webasto, используемый для предпускового подогрева двигателя и отопления салона
    • Независимый воздушный отопитель кабины водителя 2.0-2.2 кВт
    • Атиблокировочная система тормозов ABS
    • Противобуксовочная система ASR
    • Радиооборудование без магнитолы: микрофон, усилитель и 4 громкоговоителя
    • Тонированные стекла с клапанными форточками
    • Комплект наружных зеркал, производства Республика Беларусь
    • Сидение водителя на пневмоподушке, регулируемое, производства ОАО МАЗ
    • Термошумоизоляционное покрытие потолка
    • Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей
    • Откидной трап для заезда инвалидной коляски
    • Оборудование и крепление для одной инвалидной коляски
    • Система принудительного наклона кузова Книлинг
    • Система информационная с внутрисалонным табло, производства Российской Федерации или Республики Беларусь
    • Износостойкое покрытие Грабиол
    • Оцинкованный лист на бортах и крыше
    • Противотуманные фары
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]