МАЗ — самосвал (20 тонн): технические характеристики, отзывы


Самосвалы МАЗ (20 тонн) – это только одно из направлений в широком ассортименте грузовых автомобилей, выпускаемых Минским автозаводом. Пользователям предлагаются модификации с различной конфигурацией самосвальных платформ, а также разнообразным сочетанием трансмиссий и силовых агрегатов. Тем не менее серии транспортных средств подразделяются в зависимости от характеристики моторов. Рассмотрим особенности и характеристики этих машин далее.

История бренда

Белорусская марка МАЗ известна не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Грузовики от этого бренда отличаются оригинальной кабиной с фирменным логотипом. История комбината, который выпускает самосвалы МАЗ (20 тонн), начинается еще в середине 40-х годов прошлого столетия. Первые пять машин вышли в 1947 году, уже через год было организовано серийное производство. Уже к началу 1952 года завод произвел порядка 25 тысяч машин, перевыполнив план более чем на 60 процентов.

Стоит отметить, что история Минского автозавода – это совокупность великих успехов и побед. На брюссельской специализированной выставке грузовик серии 50 от минских производителей был отмечен наградой высшей категории. Впоследствии намечается наращивание производства без потери качественных показателей. Комбинат в свое время был отмечен орденами Ленина и Революции, а также другими почетными наградами.

Эволюция модели

Внешний вид самосвала МАЗ-525 в процессе серийного выпуска несколько раз изменялся. К примеру, капот в основании был сначала равен ширине кабины, а в дальнейшем его стали делать значительно уже, сэкономив на этом металл. На грузовиках МАЗ-525 первых лет выпуска решётка радиатора внешне напоминала решётку МАЗ-200. Потом полукруглую облицовку радиатора заменили на прямоугольную.

Контактно-масляный воздухоочиститель, не уместившийся под капотом, сначала ставили с левой стороны от него, а потом и с правой. Реальный практический опыт работы в пыльных карьерах подтолкнул производителя к тому, чтобы монтировать на машину сразу два фильтра.

Или: чтобы обеспечить безопасность шоферов и механиков при обслуживании дизеля на этой высокой машине, вначале по бокам капота монтировали ограждение, но потом от этого решения решено было отказаться. Эти небольшие страховочные перильца на передних крыльях убрали насовсем. Менялось количество вертикальных рёбер жёсткости на кузове: оно варьировалось от семи до шести.

Хромированную фигурку зубра, которую ставили вначале на капоты грузовиков МАЗ-525, впоследствии «разделили на две части», и в виде барельефов (выштамповок) эмблема крепилась на боковины капота. А потом её и вовсе стали устанавливать «через раз» – далеко не на каждую машину. Когда выпуск автомобилей МАЗ-525 был передан из Минска в Жодино, на Белорусский автомобильный завод, то зубры с капота и вовсе исчезли. А на их месте появились новые надписи – череда букв «Белорусский автозавод».

Самосвалы МАЗ (20 тонн)

Данное транспортное средство — гордость завода, выпускается под индексом 5516. Первая модификация этого грузовика сошла с конвейера в 1994 году. Затем машина претерпела ряд модернизаций и доработок. Водители и пользователи отмечают простоту в эксплуатации и неприхотливость самосвала.

Грузовой автомобиль этого типа оснащается ковшовым кузовом грузоподъемностью 20 тонн. Базируемая на этой основе техника ориентирована на транспортировку сыпучих грузов и строительных материалов. Показатели технического плана машины оптимально подошли для различных климатических регионов.

Рулевое управление и тормозные системы грузовика «МАЗ-5516»

Рулевое управление включает в себя рулевой механизм со встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак, а также шланги.

Самосвал оснащается четырьмя тормозными системами: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной. Также имеются приборы для подключения тормозов полуприцепа с 2-х проводным пневматическим приводом.

Рабочая тормозная система пневматического типа воздействует на все колёса через тормозные барабаны. ABS – антиблокировочная система торможения – присутствует во всех модификациях. Стояночная и запасная системы действуют на тормозные элементы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие посредством тормозных камер.

Стояночная система выполняет ряд функций запасной и применяется для торможения в случае возможных отказов рабочей тормозной системы. Вспомогательная система запускается через создание противодавления в системе выпуска газов. Ее используют для небольшого торможения при затяжных спусках на горных дорогах. Некоторые автомобили «МАЗ-5516» оснащаются 4-х канальной антиблокировочной системой тормозов (АБС), производства производственного объединения «Экран», Белоруссия.

Описание

Маз-самосвал (20 тонн), фото которого приведено выше, выпускался с двумя типами кабин. Удлиненный вариант предусматривает наличие спальника. Обновленные много тоннажные автомобили выпущены на базе сельскохозяйственных самосвалов, обладающих увеличенным по высоте кузовом и возможностью двухсторонней разгрузки.

Рассматриваемый автомобиль выпускался в течение двух десятилетий. За это время серия получила ряд доработок и положительных изменений, при этом эволюция многотонника продолжается по сей день. Первые модификации оборудовались дизельными силовыми агрегатами. Доступны были версии под индексом 240 и 330. Более современные модели получили моторы мощностью 330 конских сил.

Экологичность двигателя у этого грузовика соответствует категории «Евро-3». В качестве экспериментальных версий имеются грузовики с 400-сильным силовым агрегатом от немецкого производителя. Они дороже, пользуются спросом не только у нас, но и за границей.

Подвеска и ходовая часть; грузовая платформа

Рама автомобиля – сварная лонжеронная, из балок 36С, усиленных накладками.

Задний мост, в отличие от переднего, крепили к раме жёстко, без каких-либо рессор – балку болтами непосредственно к раме автомобиля. Полагали, что никакая подвеска не сможет выдержать тех ударных нагрузок, что возникают при загрузке самосвала массивными каменными глыбами.

Для того, чтобы самортизировать удары погружаемого экскаватором груза, дно кузова сделали двойным, из мощных стальных листов с дубовой прокладкой между ними. Непосредственно на раму нагрузки передавались через шесть резиновых подушек. Ну а основным амортизатором работали огромные колёса, имевшие диаметр покрышек 172 см.

Передняя подвеска – на двух продольных полуэллиптических рессорах.

Грузовая самосвальная платформа – металлическая, сварная, ковшового типа. Пол двойной, с деревянной прослойкой между листами; в задней части пол наклонный (под углом наклона 20 градусов); передний борт – двойной. Передняя часть платформы ограничена от поперечных перемещений двумя кронштейнами.

Опрокидывающий механизм самосвальной платформы – гидравлический, с двумя телескопическими цилиндрами. Угол опрокидывания кузова – 65 градусов. Для предохранения кабины от ударов во время нагрузки платформа имела в передней части защитный козырёк.

Особенности грузовика

Супер самосвал МАЗ (20 тонн), оборудованный классическим двигателем ЯМЗ, включает в себя трансмиссионный узел механического типа. На современных модификациях используют немецкую механическую коробку передач на девять режимов. Некоторые версии самосвала поставляются с усиленной рамой (вариация «лонжерон в лонжероне»). Как отмечают пользователи и специалисты, в этом случае увеличивается цена транспортного средства, что приводит к некоторому падению спроса.

Стандартная формула для рассматриваемых машин – 6*4. Максимально грузовик может разогнаться до 80 км/ч. При этом расход горючего составляет порядка 30 литров на «сотню». Резервуары для топлива вмещают в себя 350 л.

Двигатель и трансмиссия МАЗ-525

Самосвалы данной модели оснащались двенадцатицилиндровыми танковыми дизельными бескомпрессорными двигателями Д-12А, дефорсированными с 450 л.с. до 300 л.с. Число оборотов – 1500 в минуту. Минимальное число оборотов на холостом ходу – 500, максимальное – 1700 об/мин.

Рабочий объём такого мотора составлял 39 литров (38 880 см3).

Д-12 – это советский V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный танковый двигатель водяного охлаждения, 24-клапанный, с непосредственным впрыском дизтоплива. Два блока цилиндров расположены V-образно под углом 60°. Степень сжатия – 14:1. Диаметр цилиндра – 150 мм. Ход поршня – 180 мм (слева) и 186,7 мм (справа).

На фланце коленчатого вала двигателя автомобиля МАЗ-525 укреплена гидравлическая муфта (гидромуфта).

На двигателе устанавливали шестерёнчатый трёхсекционный масляный насос. Он имел три секции: две откачивающие и одну нагнетающую.

Воздух в каждый блок цилиндров засасывался по отдельным воздухопроводам, через два воздухоочистителя инерционного типа.

На дизели автомобилей МАЗ-525 устаноавливали подкачивающие насосы коловратного типа марки БНК-12ТС. Подача дизтоплива к форсункам осуществлялась двенадцатиплунжерным топливным насосом высокого давления.

Перед двигателем расположены радиатор системы охлаждения двигателя и вентилятор, приводимый в движение от коленчатого вала через клиноременную передачу.

На автомобилях МАЗ-525 имелось два топливных бака, соединённых между собою и установленных за кабиной. Дизтопливо из правого бака по трубопроводу поступало к топливоподкачивающему насосу, который обеспечивал непрерывную подачу горючего.

МАЗ-530, МАЗ-525, МАЗ-205

Мотор Д-12 ведёт свою историю со знаменитого танкового дизеля В-2, разработанного в конце 1930-х годов на Харьковском паровозостроительном заводе. Этот мотор (в разных модификациях) ставили на основные советские танки – БТ-7, КВ, ИС и, конечно же, на легендарное «оружие Победы» – Т-34; на тяжёлые артиллерийские тягачи «Ворошиловец».

На базе двигателей В-2 во второй половине 1940-х – в начале 1950-х годов и были созданы и запущены в серийное производство на Барнаултрансмаше облегчённые дизели для различных отраслей народного хозяйства – сначала шестицилиндровые Д-6, а затем и 12-цилиндровые Д-12. Как шести-, так и двенадцатицилиндровые дизели получили широкое распространение на речных судах. Д-12 также применялся на тепловозах, бульдозерах и военных инженерных машинах (на танковом шасси).

Оно объединено с предохраняющей трансмиссию гидромуфтой и установлено сразу же за ней. Коробка переключения передач на МАЗ-525 – механическая четырёхходовая, имеющая пять передач вперёд и одну передачу назад. КПП выполнена в едином агрегате со сцеплением и прикреплена к кронштейнам рамы через резиновые амортизаторы.

Самосвал МАЗ (20 тонн): технические характеристики транспортного средства

Ниже приведены основные параметры технического плана, характерные для этого грузовика:

  • Длина/ширина/высота – 7190/2500/3100 мм.
  • Клиренс (просвет дорожный) – 27 см.
  • Задняя/передняя колея – 1865/1970 мм.
  • База колесная – 3850 мм.
  • Вес – 13,5 т.
  • Объем кузова самосвала МАЗ 20 тонн – 10,5 куб.м.
  • Система тормозов – вспомогательный, стояночный и рабочий узел.
  • Показатель номинальной грузоподъемности на ровной дороге – 30 т.
  • Кузов рабочий — самосвального типа.

Модификации

На рубеже 1950-х и 1960-х году в Жодино предприняли попытку создания седельного тягача МАЗ-525А, на базе основной модели, для работ автопоездом с одноосным самосвальным полуприцепом собственной разработки БелАЗ-5271, грузоподъёмностью в 45 тонн породы или грунта. Однако данная разработка была признана неудачным, и в серийное производство тягач МАЗ-525А не пошёл. В серию пустили только полуприцеп от него, в 1962 году, уже с совершенно новым тягачом модели БелАЗ-540А.

Всего через год после начала массового производства карьерного самосвала МАЗ-525 Минский автозавод выпустил созданный на базе этого грузовика седельный тягач МАЗ-Э-525Д. Этот автомобиль был предназначен для работы в сцепке с 15-кубовым скрепером Д-189. Однако с ним в одиночку он справлялся только при движении порожняком и при простой транспортировке груза. При наполнении кузова к автопоезду добавлялся ещё и толкач – тот же самый МАЗ-Э-525Д с балластом над задней осью. Толкач работал не с одним, а сразу с несколькими скреперами, поэтому подобный вариант работы был достаточно эффективным.

Полностью загруженный тягач передвигался со скоростью 28 км/час. Габариты он имел следующие: 6730 х 3210 х 3400 мм, а колёсную базу – 4000 мм, что на 780 мм меньше, чем у самосвала, на основе которого его создали. За кабиной грузовика МАЗ-Э-525Д для управления скрепером устанавливали лебёдка с приводом от мотора, имеющую тяговое усилие до 3500 кг.

Новым словом в машиностроении стал троллейвоз – электросамосвал, созданный в 1954 году специалистами Института горного дела Академии наук Украинской ССР, Харьковского троллейбусного депо и треста «Союзнеруд». Ранее, в 1952 году, конструкторы уже «потренировались» в создании троллейвозов, сделав их на шасси самосвалов МАЗ-205 и ЯАЗ-210E. Через два года пришёл черёд и 25-тонного МАЗ-525.

По мысли разработчиков проекта, использование троллейвозов-электросамосвалов должно было намного повысить экономичность работы грузовиков такого «калибра». Троллейвоз на шасси карьерного МАЗ-525 оснастили двумя троллейбусными электрическими двигателями ДК-202 общей мощностью 172 кВт (234 л.с.), которые управлялись одним контроллером и четырьмя контактными панелями типа ТП-18 либо ТП-19. От электродвигателей также приводились в действие гидроусилитель руля и подъёмное устройство самосвальной платформы.

Подача электрической энергии от электростанции к двигателям троллейвозов осуществлялась так же, как и у обычных троллейбусов: по маршруту их работы требовалось натянуть провода, которых электросамосвалы касались двумя дугами, смонтированных у них на крыше токоприёмников.

В 1964 году НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и моторный институт) разработал ещё одну экспериментальную модель самосвала-троллейвоза на базе МАЗ-525, получившую название ДТУ-25.

Также в 1959 году на базе МАЗ-525 было выпущено 3 единицы колёсного аэродромного тягача МАЗ-541.

Преимущества

К плюсам рассматриваемого грузовика можно отнести следующие моменты:

  • Высокий уровень ремонтопригодности, экономичность.
  • Простоту в обслуживании и эксплуатации.
  • Возможность увеличения рабочего ресурса при помощи использования дополнительного прицепа с боковой выгрузкой.
  • Относительно невысокую цену для такого класса машин, наряду с доступностью запчастей.
  • Мощный силовой агрегат в нескольких вариациях.
  • Достойный экстерьер.
  • Надежную и качественную подвеску.

Отзывы пользователей об эксплуатации

Как отмечают отзывы, самосвал МАЗ (20 тонн) прекрасно себя показывает в деле, даже с десятилетним пробегом. Это говорит о высоком качестве сборки и продуманной конструкции техники. Кроме того, специалисты подтверждают, что рассматриваемая машина отличается высоким показателем работоспособности и надежности.

Несмотря на все преображения автомобиля, эргономика и комфорт кабины особых улучшений не получили. Цена транспортного средства во многом зависит от состояния и замены комплектующих элементов и основных агрегатов. Пользователи отмечают, что самосвалы МАЗ (20 тонн) – это преимущественно рабочие лошадки, ориентированные на эксплуатацию в строительной и хозяйственной сфере. Постоянное усовершенствование грузовика обеспечило его востребованность на протяжении многих лет.

МАЗ-5551

Легендарный самосвал, проверенный временем, стал выпускаться в 1985 году. В то время его максимальная грузоподъемность составляла всего 8 тонн, но несколько модернизаций смогли исправить этот недочет. Последнее обновление прошло уже после наступления 21 века. Автомобиль обзавелся новенькой кабиной, под его капотом разместился мощный современный двигатель, соответствующий текущим экологическим стандартам.

Технические характеристики

  • Двигатели от Cummins и ЯМЗ на разных моделей обладают примерно одинаковой мощностью в 250 л.с. и способны разгонять транспортное средство до 90 км/ч
  • Коробка передач 9-ступенчатая от ЯМЗ
  • Гидроусилитель руля
  • Расход топлива 22 л на 100 км
  • Объем топливного бака 200 л

Общие характеристики

  • Максимальная грузоподъемность составляет 10 тонн у всех модификаций, реализуемых с 1998 года
  • Полная масса с загрузкой не превышает 16,5 тонн
  • Высота автомобиля 2,925 м, поэтому под трехметровыми мостами следует проходить с осторожностью
  • Дорожный просвет не превышает 28 см

МАЗ-5551 это самосвал, поэтому немаловажную роль для него играет удобство разгрузки. Кабина поднимается на 47 градусов за 15 секунд при условии полной загрузки. На возвращение в исходное положение необходимо около 10 секунд.

Кабина

Обновленная располагает комфортабельными сиденьями. Со стороны водителя кресло подрессорено, но это все удобства, на которые стоит рассчитывать. Как будто желая подчеркнуть, что МАЗ-5551 создан исключительно для работы, конструкторы не включили в базовую комплектацию даже магнитолу.

Такой спартанский стиль немного компенсируется удобным откидным механизмом кабины, в котором учтены и исправлены все недостатки ранних модификаций. Теперь кабина откидывается плавно, предоставляет свободный доступ ко всем остальным элементам, а расположение откидного механизма под решеткой радиатора служит отличной системой безопасности, ведь не открыв решетку, поднять кабину будет невозможно.

Несмотря на наличие нескольких недостатков, МАЗ-5551 до сих пор считается одним из лучших решений завода, поскольку выполняет свои функции исправно в течение десятков лет, независимо от капризов погоды и интенсивности эксплуатации.

Недостатки

Ниже приведены основные минусы, которыми обладает данный самосвал:

  • Отмечается чрезмерная жесткость подвески, слабая эргономика и комфортность кабины.
  • Не очень впечатляет однообразная и непрезентабельная окраска.
  • Не всегда надежная работа двигателя.

Несмотря на все указанные недостатки, данный грузовик оценили высоко. Машина создавалась исключительно в рабочих целях, доказала свою работоспособность верой и правдой. Грузоподъемность в 20 тонн – это не предел транспортировки грузов. На малых скоростях и ровных площадках автомобиль способен перевозить до 30 тонн.

О преемнике «МАЗ-5516»

Не прекращая производства семейства «МАЗ-5516», Минский автомобильный трёхосных строительных самосвалов, выпуская обновлённый аналог 5516-й серии – «МАЗ-6501». Этот автомобиль уже укомплектован кабиной нового образца, которая первоначально разрабатывалась для минских «магистральников».

Уже в 2011 году количество построенных на превзошло число выпущенных «МАЗ-5516». Но о замещении новой моделью прежней в сегменте трёхосных двадцатитонников речь не идёт. Пока на рынке есть стабильный спрос на «МАЗ-5516», их будут выпускать и далее.

Модернизация

Поскольку рассматриваемый грузовик не отличается высокой маневренностью с передаточным числом коробки 7,24, конструкторы в последующих выпусках предусмотрели некоторые новаторские внедрения. Среди них:

  • Усовершенствование рычага переключения передач, который оставлял желать лучшего по причине жесткости, неравномерности перемещения и заторможенности при включении скоростей.
  • Конструкторы произвели ряд манипуляций по улучшению комфорта и простора рабочих кабин.
  • Теперь водитель получил возможность лучшего обзора благодаря высокой посадке.
  • Появился подогрев мотора, обеспечивающий его простой запуск при минусовых температурах.
  • Усилена изоляция от шума и вибрации.
  • Сидение оснастили регулировкой в нескольких позициях.
  • Появились пневматические амортизаторы, размещенные под креслом, которые снижают усталость оператора во время длительной работы и передвижение на длительные дистанции.

Рассматриваемый грузовик оснащен двигателем от Ярославского завода (тип – ЯМЗД-238Д). Его мощность составляет 243 конских сил при крутящем моменте 1225 Нм. На современных модификациях практикуются силовые агрегаты, мощность которых достигает 400 лошадиных сил. Их рабочий ресурс долговечнее, однако приборы сложнее в обслуживании и ремонте по сравнению с отечественными аналогами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]