Нева МБ-2С Pro – российский мотоблок, изготовленный по большей части из импортных комплектующих. Благодаря этому техника вообще ни в чем не уступает зарубежным аналогам, и при этом стоит гораздо дешевле за счет отечественного производства, хотя импортные запчасти все равно поставляют из-за рубежа. Мотоблок обладает отличным потенциалом на бездорожье, и при обработке тяжелого грунта. Поддержка большого количества навесного оборудования делает технику пригодной для выполнения большого спектра задач в огородной и садовой сфере. Также машина востребована у коммунальных служб.
Общие сведения, назначение и особенности конструкции
Одноименный мотоблок имеет несколько модификаций. В нашем случае речь пойдет о комплектации, которая доступна с двумя силовыми установками на выбор – от компаний Subaru и Honda. Обе модификации почти не отличаются по мощности и характеристикам.
Мотоблок имеет стандартную схему компоновки. Среди неотъемлемых частей конструкции машины обратим внимание на механический редуктор, выполненный в алюминиевом корпусе. Редуктор маслонаполненный, шестеренчато-цепного типа. Его составные части имеют системы смазки путем разбрызгивания масла. Для вращения шестерен используются подшипники скольжения, либо шариковые подшипники.
В любой модификации мотоблок оснащен трехступенчатой коробкой, обладающей двумя передними и одной задней скоростями. Число передач можно увеличить в два раза (в итоге получится шесть скоростей), если переставить приводный ремень на ведомом и ведущем шкиве.
Что касается сцепления, в его конструкцию входит натяжной ролик, клиновый ремень, управляющий рычаг (находится на руле). Усилие на рычаге контролируется специальным роликом, который создает напряжение приводного ремня на определенном уровне.
Мотоблоки Нева МБ23-Н9,0 PRO
МБ23-H9,0 PRO
Мотоблок «Нева» МБ23-H9,0 PRO — сельхозтехника, относящаяся к классу тяжелых, мощных агрегатов, предназначенных для обработки почв с высоким содержанием глины, а также для обработки целинных земель.
Основные преимущества данной модели мотоблока таковы:
- бензиновый двигатель Briggs&Stratton мощностью в 9,0 л.с;
- высокий крутящий момент редуктора;
- быстрая и простая процедура разворота машины;
- максимальная ширина земельной колеи при обработке.
Описание
Мотоблок «Нева» МБ23-H9,0 PRO
Двигатель мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO обладает высокий производительностью. Для него характерен быстрый запуск и уменьшенный расход масла. Данные технические параметры позволяют мотоблоку не менять интенсивность работы длительное время, обеспечивая равномерный результат при обработке даже самой сложной почвы.
Тип трансмиссии мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO: шестеренчато-цепной, редуктор защищен корпусом, изготовленным из алюминия. Двухручьевой шкив позволяет вдвое увеличивать диапазон передач, при этом в мотоблоке изначально предусмотрено 2 передачи вперед и 1 назад. Для различного типа почвы на мотоблоке можно выбрать необходимую скорость.
Функция разобщения колес (отключение левого колеса) позволяет произвести разворот мотоблока прямо на обрабатываемой поверхности. Максимальная ширина обработки земли для «Нева» МБ23-H9,0 PRO составляет 170 см. Такая ширина обработки достигается установкой 8 фрез.
Ключевое назначение мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO: возделывание почвы любого типа и уровня обработки (в том числе целина). С помощью навесного оборудования агрегат может выполнять функцию косилки, сборщика сена, также возможно выполнение уборочных работ, работ по перевозке грузов и поливу территории.
Навесное оборудование для мотоблока «Нева» МБ23-H9,0 PRO
Характеристики
Марка двигателя | Honda (Япония) |
Двигатель | GX270 |
Мощность, л.с. (кВт) | 9.0 (6.6) |
Масса, кг | 105 |
Количество передач | (2+1)х2 |
Рабочий объем, см3 | 243 |
Тип топлива | Чистый бензин АИ — 92, АИ — 95 |
Трансмиссия | Маслонаполненный, шестерёнчато-цепной редуктор в алюминиевом корпусе |
Ширина культивации, см | 86-170 |
Число оборотов вала | 23-42 (1-ая передача) 89-160 (2-ая передача) |
Глубина обработки, см | 20 |
Комплектация
Рассмотрим стандартное оснащение мотоблока Нева МБ 23С Pro 9.0:
- Пневматические колеса – необходимы для перемещения мотоблока по бездорожью. Их использовать вместе с дополнительным оборудованием, которые устанавливаются на сами колеса
- Фрезы – минимальный комплект фрез позволяет подключить базовый комплект навесных опций
- Сцепка – средство для подключения прицепа и других дополнительных опций
- Ограничитель – предназначен для регулировки глубины культивации на определенную величину. Данная опция монтируется в задней части мотоблока, а ее расположение зависит от высоты обрабатываемого грунта.
Как видим, даже со стандартным комплектом мотоблок Нева МБ-23С Pro 9.0 является вполне функциональным агрегатом. Но возможности машины можно расширить еще больше, и для этого придется докупать различные опции. Впрочем, настоящие профессионалы и мастера своего дела так и поступают.
Навесное оборудование
Обратим внимание, что каждая опция имеет свое предназначение, и поэтому может различаться по цене в зависимости от сложности конструкции. Рассмотрим самые распространенные опции для Нева МБ-23С Pro 9.0:
- Плуг – обеспечивает бережную и качественную обработки земли, и сохраняет ее плодородные свойства и микроорганизмы. Устройство позволяет вспахивать даже тяжелую почву, вплоть до целины. В отличие от культиватора, с помощью мотоблока нельзя увеличить плотность грунта.
- Фреза – наиболее популярное оборудование, незаменимое в работе с большими территориями и различными задачами. Помимо базовых фрез, дополнительные фрезы существенно повышают возможности мотоблок благодаря установке еще большего количества навесного оборудования. Также фрезы позволяют задать ширину и прочие параметры обработки грунта. Глубина обработки зависит от диаметра фрез, что позволяет работать как с малыми площадями и цветниками, так и с большими грядками. Производитель не рекомендует использовать культивационные фрезы на площадях с большим количеством сорняков. В противном случае можно спровоцировать их ускоренный рост.
- Картофелекопалка – весьма распространенный элемент у российских хозяйственников. Им можно выкапывать корнеплоды и другие овощные культуры. Его принцип действия прост: устройство выкапывает и поднимает грунт с картофелем, затем земля осыпается, а картофель при этом остается.
- Картофелесажалка – средство для сажания картофеля в почву, которую перед этим необходимо тщательно обработать. Кроме того, с помощью картофелесажалки можно заделать почву, или сформировать почвенный гребень. Сажать клубни с помощью данного оборудования стало весьма простой задачей. К тому же, опцию можно настроить в зависимости от того, какое необходимо расстояние между посаженными клубнями.
- Косилка – бывает роторного и ножевого типа. Рекомендуется использовать роторную косилку – она более производительная, но менее маневренная. Ножевая косилка используется для скашивания травы и кустарников.
- Окучиватель – позволяет сеять различные культуры, включая капусту и свеклу. Кроме того, можно нарезать борозды и окучивать корнеплоды.
Помимо вышеуказанного оборудование, мотоблок Нева МБ-23С Pro 9.0 можно оснастить грунтовыми зацепами, транспортной телегой, утяжелителем, лопатой-отвалом и фронтальными граблями. Эти опции можно объединить с роторной косилкой, щеткой, водяным насосом и снегоуборщиком. Обратим внимание, что навесное оборудование для данного мотоблока рекомендуется таких , «Кадви», «Мобил К».
Основные отличия культиватора и мотоблока
Завод выпускает культиваторы и мотоблоки. Разницу между этой техникой хотелось бы определить конкретно на примере марки «Нева». Основное назначение культиваторов – работать с землей. Мотоблок при помощи дополнительного отборного вала может выполнять работы с навесными орудиями труда – убирать снег, сгребать сено и выполнять другие операции, где требуется отбирать мощность двигателя на дополнительный вал.
По мощности мотоблок более сильный, редуктор у него шестеренчатый, большая площадь обработки. Культиваторы меньше, используют червячный и цепной редуктор, имеют средний и лёгкий вес и обрабатывают меньшие площади.
Ещё один важный момент, современный культиватор Нева с двигателем Субару может многое, если использовать соответствующее навесное оборудование. Для дачника удобным орудием труда считается культиватор. Сельские жители к мотоблоку добавляют сиденье, тележку, навесные орудия и он в работе круглый год. Выбирая между мотоблоком и культиватором, необходимо знать эти различия, чтобы инструмент оправдал ожидания.
Культиватор Нева пользуется хорошей репутацией, стали появляться якобы модели от этого же производителя, но под другими названиями. Компания предупреждает, что свои культиваторы они выпускают только под брендом «Нева».
Культиваторы Нева считаются профессиональным оборудованием. Отличает технику место выпуска – только собственное производство с использованием двигателя Субару, Хонда или Бриггс. Модели приспособлены для использования кроме фрез, другого инструмента для обработки почвы. Но в комплектации культиваторов только фрезы. Дополнительный инструмент – окучник, полольник покупается отдельно. Самый мощный культиватор Нева МК 200 навесное оборудование использует уже подстать мотоблоку. Силовой агрегат с выходной мощностью в 6 л. с. позволяет увеличить нагрузку, а конструкцию навесов модернизировали.
Обкатка
Перед полноценным использованием Нева МБ-23С Pro 9.0, как и любой другой мотоблок, подвергается обкатке, которая длится 15-20 часов. Эта процедура предназначена в основном для проверки работоспособности основных элементов мотора. Во время обкатки масса перевозимого груза не должна превышать 200 кг. В целом, максимальная нагрузка на мотоблок в данном случае составляет до 50% от предельного значения, указанного в руководстве пользователя.
Во время обкатки производить культивацию рекомендуется с четырьмя фрезами. Также не стоит забывать, что перегружать мотоблок запрещено, особенно при обработке каменистых и других тяжелых видах почв.
Кроме того, необходимо регулярно проверять уровень масла и бензина, и при необходимости доливать жидкость. Производитель рекомендует заливать масло ТЭП-15, устойчивое к температурам от – (минус) 5 до +35 градусов, а также ТМ-5 от – (минус) 25 до – 5 градусов. Емкость масляного бачка составляет 2.2 литра.
После проверки технического состояния и замены расходников обкатка считается завершенной, а на следующий день можно переходить к полноценной эксплуатации изделия.
Особенности эксплуатации
Культиватор Нева прост в эксплуатации, не требует каких-либо специальных технических знаний. Достаточно изучить заводскую инструкцию по эксплуатации и четко следовать ее рекомендациям. Агрегат потребляет бензин АИ-92, АИ-95, масло моторное класса SAE 10W-30. Для трансмиссии используется масло марки SAE 85W-90.
Машинное масло SAE 10W30 Масло SAE 85W-90
Возможные неисправности, ремонт
Как свидетельствует опыт владельцев техники, первые поломки и неисправности зачастую появляются вследствие неумелого обращения с техникой, неправильного переключения скоростей, применения некачественного масла, топлива. Поэтому, изготовитель настоятельно рекомендует строго следовать инструкции и не допускать досадных ошибок при эксплуатации культиватора, проведении обкатки агрегата, замене расходников.
Характеристики и двигатель
Рассмотрим рабочие характеристики мотоблока – глубина обработки достигает 300 мм, ширина обработки – в пределах 600-1200 мм. В базовый комплект входит четыре фрезы диаметром 3600 мм каждая. Масса всей конструкции (мотоблока) – 105 кг. Мотоблок Нева МБ-23С Pro 9.0 в дорестайлинговом исполнении оснащался только американскими моторами, а после обновления их заменили на японские агрегаты от компаний Subaru и Honda. Они прекрасно сочетаются с отечественной коробкой передач. Также стоит отметить отличное качество сборки всех важных узлов. Все детали адаптированы под российские условия. Максимальная площадь обработки грунта, на которую рассчитан мотоблок, составляет в пределах 50-100 соток.
Параметры мотора EX27 9.0 Robin Subaru:
Рабочий объем 0,2 литра, количество цилиндров – 1, мощность – 9 лошадиных сил. Двигатель 4-тактный, с воздушным охлаждением. Есть поддержка топлива АИ-92 и АИ-95.
Параметры мотора GX270 9.0 Honda:
Рабочий объем 0,3 литра, мощность – 9 сил, крутящий момент – 195 Н/м, количество цилиндров – 1. Двигатель четырехтактный, с воздушным охлаждением. Поддерживает бензин марок АИ-92 и АИ-95.
Технические возможности культиватора «Нева-Мини»
Бензиновый культиватор наиболее востребован на дачах. Инструмент поднимет даже целину, но лёгкий в управлении, что позволяет работать с ними даже человеку преклонного возраста. Миникультиваторы – отдельный ряд машин с небольшой производительностью.
Культиватор «Нева Мини» это отдельный класс машин, оснащённых двигателем Субару мощностью на валу 4,5 л. с. Агрегат предназначен для глубокой обработки грунтов различной плотности.
Но именно этот культиватор наиболее малошумный. Этому способствует устройство двигателя с верхним расположением клапанов, конструкция Robin-Subaru EX-13. Остальные узлы используются такие же, как на более мощном МК-200. Мини-механизм легко модернизируется умельцами до мотоблока, и ему подходят навесы для МБ-2.
Без изменения конструктивных элементов, в первоначальной комплектации, он выполняет операции:
- обработка земли плугом;
- выкапывание картофеля;
- везёт однорядный или двухрядный окучник;
- может работать с дисковой бороной.
Технические данные «малыша»:
- ширина обрабатываемой полосы – 96 см;
- количество скоростей – 2 без реверса;
- рулевая стойка регулируется в 2 положениях;
- глубина обработки — 30 см;
- сцепление – ременное;
- привод – цепной:
- трансмиссия трехступенчатая, редуктор масляный шестеренчато-цепной;
- вес – 55 кг.
Цены в России
Нева МБ-23С Pro 9.0 – популярный мотоблок, успешно конкурирующий с зарубежными аналогами, не смотря на довольно высокую цену. Так, цена новой машины в базовой комплектации составляет в пределах 54-60 тысяч рублей. На вторичном рынке цены колеблются в районе 30-35 тысяч рублей. Дополнительное навесное оборудование увеличивает стоимость на 10-15 тысяч рублей.
К ближайшем аналогам рассмотренной модели можно отнести мотоблоки Угра НМБ-1Н15, Patriot Boston-9DE и DDE V 900 II.
Отзывы владельцев
- Алексей, Смоленск. Машина куплена два года назад. Она и сейчас практически новая, судя по ее состоянию. Техника разработана на века – чувствуется советская школа, хотя моторы японские, но и это если посудить – тоже в плюс. Без проблем обрабатываю им 30 соток. Двигатель не перегревается – воздушное охлаждение работает эффективно. Передачи включаются четко, без задержек. Отмечу единственный минус проявился через год эксплуатации – теперь не могу полностью заправить топливный бак, так как при заправке больше 70% пробки стреляют бензином. Наверное, высокое давление. К тому же, при полной заправке сильно увеличивается расход. Короче, заправляю бак на 50-60%, и этого мне хватает на пол дня. Потом опять заправляюсь, благо процесс заправки быстрый. Расход всего 1-1,5 литра.
- Олег, Мурманск. Мой мотоблок отлично приспособлен для работы суровых условиях. Двигатель заводится с пол оборота даже при минус 25 гр, а летом в работу вступает эффективное воздушное охлаждение, не дающее мотору перегреваться. При использовании с прицепом или окучивателем машина потребляет 1-2 л в час.
- Константин, Ставропольский край. Машиной доволен, пользуюсь три года. Достойный аппарат за свои деньги. Оснащен мощным японским мотором Subaru. Его отдачи 9 л. с. хватает абсолютно везде, включая тяжелые целинные участки. К тому же, не возникает проблем с обработкой почвы на большую глубину. Техника потребляет до двух литров бензина на предельной нагрузке – например, при транспортировке грузов или езде по бездорожью и раскисшему грунту. У меня 40 соток, полет нормальный. Потенциал моей Невы настолько большой, что обработка 3 соток занимает всего 1 час времени. При минусовой температуре мотор заводится с 8-10 раза, могло быть и похуже. А вот летом двигатель запускается без особых чиханий и перебоев.
- Юрий, Новосибирск. Нева МБ-23С Pro 9.0 – идеальное приспособление для обработки приусадебных и дачных площадей. Накупили партию из 10 штук, теперь работаем в одно удовольствие. У нас несколько полей, сажание и сбор урожая вместе с Невой происходит очень быстро и эффективно. Расход в среднем 2 л в час.
- Николай, Пермский край. Сразу отмечу довольно компактные габариты и небольшую массу мотоблока. Маневрировать им легко и удобно. Правда, не смотря небольшие размеры, мотоблок все таки с трудом помещается в багажник. Через полгода пользования появились шумы и вибрации, но на производительность это пока не влияет.
- Ярослав, Тульская область. Мотоблок Нева МБ-23С Pro 9.0 мне порекомендовали друзья, хорошо разбирающиеся в подобной технике. Машина меня впечатлила уже с первых дней эксплуатации. В 2012 году модель стоила недешево, и к тому же пришлось еще покупать дорогое навесное оборудование. Сейчас у меня плуг, окучиватель и картофелекпалка. Проблем с ремонтом не возникает, обслуживаю сам.
Техническое обслуживание и основные неисправности МБ-23
Приводной ремень, шкив
В ходе работы мотоблока иногда возникают проблемы в работе клиноременной передачи.
Работа клиноременной передачи производится за счет приводного ремня и двух шкивов — колес, передающих приводному ремню движение.
Одной из основных неисправностей, по отзывам владельцев мотоблоков Нева МБ23 и их модификаций, является неполное выключение сцепления. Причин такой неисправности может быть несколько:
- натяжение ремня при нажатом сцеплении больше нормы;
- натяжение ремня при нажатом сцеплении меньше нормы;
- произошло расслоение ремня.
Метод устранения избыточного или недостаточного натяжения заключается в следующем: нужно установить нормальное натяжение ремня при нажатом рычаге сцепления так, чтобы прогиб верхней части ремня не превышал величину в 8-10 мм, если к средней части ремня между шкивами прикладывается усилие 5кГс (5 килограмм-сил).
При расслоении ремня следует заменить износившийся ремень на новый.
Если происходит сбой в функционировании шкивов, необходимо выполнить их регулировку. Если ось вращения не совпадает с осью инерции, выполняется балансировка шкивов, тем самым нормализуется работа ременной передачи.
Регулировка карбюратора
Заводскую регулировку желательно сохранять в течение всего периода эксплуатации мотоблока.
Последовательность регулировки карбюратора в условиях эксплуатации:
- ввернуть винты регулировки полного и малога газа до упора, а затем вывернуть на 1,5 оборотов, после чего запустить и прогреть двигатель около 10 минут;
- поставить рычаг управления двигателем на минимальные обороты, при этом не допуская, чтобы двигатель остановился;
- выставить минимальные обороты холостого хода (при устойчиво работающем двигателе);
- винтом малого газа выполнить регулировку оборотов холостого хода до максимального значения, а затем выполнить регуляцию минимальных оборотов холостого хода;
- последние две манипуляции повторяют еще два раза, пока двигатель не будет работать устойчиво и без сбоев.
Через 100 часов работы мотоблока нужно заменить масло в редукторе,
Зажигание, свечи, искра
Причина поломки зажигания на мотоблоках Нева МБ23, МБ23С, МБ23Н зачастую бывают следующими:
- нарушение работы катушки зажигания (магнето)
- нарушение работы свечей
Зажигание на мотоблоке настраивается следующим образом:
- маховик двигателя разворачивается до размыкания контактов внутри магнето;
- маховик поворачивается до сжатия поршня;
- проверка маховика (до стука — это срабатывает обгонная муфта);
- проверка маховика до обратной отметки (против часовой стрелки)
- минимальное расстояние между контактом прерывателя и кулачком должно составлять 0,25 мм, а максимальное 0,35 мм;
- кулачок фиксируется винтом, находящимся над ним.
Свечи зажигания барахлят по таким причинам:
- замаслились (необходимо удалить остатки масла);
- покрылись нагаром (поможет очистка);
- вышли из строя (нужна замена, а не очистка).
В идеале менять свечи нужно при каждой смене сезона, то есть, минимум два раза в год (весенне-летний и осенне-зимний период).
Если двигатель не запускается по причине отсутствия искры, причина может заключаться либо в свече, либо в магнето. Если проблема заключается в магнето (системе зажигания), помочь может зачистка контактов, замена конденсатора, регулировка зазоров между контактами. Неисправную свечу просто нужно заменить. Также причина отсутствия искры может быть в том, что топливо не поступает из карбюратора (поможет продувка топливной магистрали и очистка свечей от смазки).