Комбайн скд 6 технические характеристики. Советские зерноуборочные комбайны, которые кормили всю страну

Покупая хлеб в магазине, люди очень часто даже не задумываются над тем, насколько это тяжелый и ответственный труд — вырастить этот самый хлеб. Столетия идут, а хлеб неизменно занимает главенствующее место в пищевом рационе. Сколько выражений, афоризмов и мудрости связано с этим продуктом. И сегодня речь пойдет об одном из инструментов, который играет важнейшую роль в производстве хлеба.

1. СК-3

Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4

Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели — СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»

Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200

Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500

Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70

Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»

Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.

Комбайны Сибиряк производились заводом, располагавшимся в Красноярске, с 1969 года. Техника предназначена для уборки колосовых и бобовых культур.

При установке дополнительного оборудования применялась для сбора подсолнечника и крупяных растений.

Создание

Несмотря на рост основного показателя надёжности — коэффициента готовности, конструкция комбайна СКД-5 «Сибиряк» , выпускавшегося с 1969 года, к концу 70-х уже морально устарела и перестала отвечать требованиям к зерноуборочным комбайнам. Работа над глубокой модернизацией старого «Сибиряка» закончилась постановкой на серийное производство в феврале 1981 года нового СКД-6. Назаровский завод сельхозмашиностроения освоил выпуск жатвенных частей с рабочим захватом 5 м для красноярского завода. В конструкции СКД-6 была повышена пропускная способность, производительность и надёжность технологического процесса, снижена продолжительность технического обслуживания комбайна, особое внимание было уделено комфорту кабины.

Назначение техники

Комбайн используют, главным образом, чтобы убирать зерновые, колосовые культуры, с применением прямого, раздельного комбайнирования. Благодаря дополнительному оборудованию функционал расширяется, позволяя обрабатывать другие культуры:

  1. Крупяные.
  2. Бобовые.
  3. Сою.
  4. Подсолнечник.
  5. Кукурузу для зерна и силоса.
  6. Семенники трав.

Определённую работу выполняет каждая часть, входящая в Комбайн Сибиряк.

Источники

  • «Тракторы и сельхозмашины», № 10 за 1981 г.
  • Черноиванов В. И., Андреев В. П.
    Восстановление деталей сельскохозяйственных машин — М.: Колос, 1983.

Покупая хлеб в магазине, люди очень часто даже не задумываются над тем, насколько это тяжелый и ответственный труд — вырастить этот самый хлеб. Столетия идут, а хлеб неизменно занимает главенствующее место в пищевом рационе. Сколько выражений, афоризмов и мудрости связано с этим продуктом. И сегодня речь пойдет об одном из инструментов, который играет важнейшую роль в производстве хлеба.

1. СК-3

Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4

Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели — СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»

Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200

Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500

Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70

Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»

Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.

База комбайна предыдущего поколения использовалась при создании техники из 6 серии. Основная силовая установка – двигатель СМД-20. СКД 6 Сибиряк подходит, чтобы убирать неравномерно созревшие, труднообмолачиваемые культуры.

Предыдущая серия СКД5 показывала неплохие результаты, гарантировала высокий уровень производительности. Но моральное устаревание техники произошло быстро, закончилось к концу 1970-ых. Уже тогда не было соответствия требованиям, которые предъявлялись к подобным устройствам.

Потому завод-производитель принял решение модифицировать установку, выпустив новую модель. В феврале 1981 года на производственный поток уже была поставлена новейшая разработка, обозначенная как СКД-6.

Комбайн Сибиряк

Благодаря применению современных технологий удалось добиться следующих результатов:

  1. Надёжность и производительность, пропускная способность увеличиваются.
  2. Снижение продолжительности технологического обслуживания.
  3. Повышение комфорта внутри кабины для водителя.
Картофелеуборочные
Силосоуборочные
Свёклоуборочные
Кукурузоуборочные
Хлопкоуборочные
Томатоуборочные
Корнеуборочные
Ботвоуборочные
Капустоуборочные
Льноуборочные
Плодоуборочные и Орехоуборочные
По уборке семенников трав
– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё… Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу. – Вот и договорился! – сказала она. Но граф в ту же минуту оправился от волнения. – Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо. – Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности. – Полно, полно, глупости… – Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем. – Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына. – А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет… – Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты. – Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить… Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние. – Нет, я, кажется, домой поеду… – Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела… – Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер. – Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.

Основные дефекты мостов

Основные дефекты переднего моста комбайна: изломы деталей, повышенный шум, отдельные стуки, повышенный нагрев во время эксплуатации и нарушение регулировок в результате износа подшипников и их посадочных мест (1), шлицевых, шпоночных и гладких подвижных соединений, нарушения клепаных, болтовых и других неподвижных соединений, а также в результате износа антифрикционных накладок, зубчатых зацеплений и изгиба отдельных деталей, износ оси качания и втулки под эту ось в балке передней оси, износ штырей, штифтов и отверстий под них; износ вала осевой цапфы, втулок под вал осевой цапфы, посадочных мест под подшипники и подшипников; износ или повреждение шлицев и резьбы. Износ деталей переднего моста нарушает его регулировки, а поломка деталей может привести к аварии.

Основные дефекты задних мостов: погнутость задней оси, поперечной тяги и поворотных рычагов, износ посадочного места задней оси под шкворень, шкворней и втулок под шкворни (3), посадочных мест под подшипники поворотных цапф, срыв резьбы. Износ деталей заднего моста нарушает установку задних колес, увеличивает односторонний износ резины на них и затрудняет управление автомобилем.

Преждевременный износ деталей заднего моста вызывается несвоевременной смазкой, ездой на повышенных скоростях по неровной дороге, неправильной регулировкой муфт поворота, конических шестерен и подшипников, длительной работой с недопускаемой нагрузкой, использование смазочных материалов, предназначенных для данной машины или не соответствующих смени года.

Технические характеристики Сибиряка

Можно привести такие параметры, характерные для комбайна всех модификаций:

  1. 3,2 м3 – величина рабочего объёма для кабины.
  2. 150 на 75 мм – габариты скребков элеваторов.
  3. 160 миллиметров – стандартный диаметр для шнеков.
  4. Вращение у барабанов регулируется по частоте механически.
  5. Управление наклонным шнеком организуется из кабины, само по себе оно гидравлическое.
  6. Привод шнека по выгрузке работает непосредственно от двигателя.
  7. 4,5 м3 – общий показатель вместимости бункера.
  8. 6,3 кг/сек – уровень пропускной способности.
  9. Используется двигатель из серии СМД-20.

Советский комбайн

Восстановление деталей мостов

Разбирают передние мосты на специальных стендах. Приемы разборки и дефектации деталей такие же, как при ремонте коробок передач. Восстановление деталей передних мостов складывается из отдельных операций, зависящих от характера дефекта. Корпус трансмиссии или переднего моста комбайна, отлитый обычно из серого чугуна, может иметь следующие дефекты: трещины, изломы, износ и повреждение резьбовых отверстий, износ посадочных мест под подшипники и гнезда или стаканов подшипников.

Корпус выбраковывают при аварийных изломах, а также в зависимости от дефекта, технологических возможностей ремонтной и экономической целесообразности.

Трещины в стенках и днище, пробоины, а также изношенные резьбовые отверстия, посадочные места под подшипники и другие дефекты восстанавливают такими же приемами, как при ремонте корпусов коробок передач. Картер переднего моста автомобилей, изготавливается из ковкого чугуна или из стали, имеет такие дефекты: повреждения или износ отверстий под центровые болты рессор, изгиб кожухов полуосей, износ посадочных мест под наружные и внутренние кольца подшипников и посадочных мест под уплотнения, износ внутренней и наружной резьбы. Поврежденное отверстие под головку центрального болта рессоры заваривают, зачищают и сверлят отверстие нормального размера. Погнутые кожухи правят под прессом.

Посадочные места под внутренние кольца подшипников и под уплотнение наплавляют, протачивают и шлифуют до нормального размера.

Изношенные посадочные места под наружные кольца подшипников в чугунных корпусах восстанавливают постановкой втулок, а стальных, кроме того, – наплавкой с последующей обработкой в нормальный размер.

Поврежденную наружную резьбу на кожухе полуоси наплавляют и нарезают новую. Изношенные шайбы под кольца подшипников и под уплотнение восстанавливают наплавкой, постановкой втулки или раздачей с Последующей обработкой под номинальный размер. Отверстия с поврежденной резьбой под болты крепления стакана роликовых подшипников или корпуса редуктора рассверливают при помощи специальных приспособлений и нарезают резьбу увеличенного размера.

Детали дифференциала имеют следующие основные износы: посадочного места под подшипник, отверстия под шейку полуосей, торцевой и сферической поверхностей под полуосевую шестерню сателлиты, отверстий подшипники крестовины и под стяжные болты в чашке дифференциала, зубьев, торцевых поверхностей и отверстий в сателлитах, шеек крестовин, зубьев и торцевых поверхностей полуосевых шестерен (12).

Посадочное место под подшипник чашки дифференциала устанавливают раздачей, наплавкой, хромированием или железнением с последующей обработкой под номинальный размер. Чтобы избежать коробления чашки дифференциала (8) при наплавке, ее предварительно подогревают.

Отверстия под шейки шестерен полуосей растачивают, а шейки этих шестерен хромируют и шлифуют до получения нормального зазора 0,065…0,165 мм.

Иногда делают наоборот: шейки шестерен шлифуют до выявления следов изнашивания, а отверстия чашки дифференциала восстанавливают постановкой втулки из материала, аналогично материалу чашки, и обрабатывают их до получения необходимого зазора.

При износе и задирах торцевую поверхность под полуосевую шестерню и сферическую под сателлиты протачивают до выведения следов изнашивания и шлифуют.

Отверстия подшипников крестовины развертывают под увеличенный размер подшипников.

Отверстия под болты или заклепки крепления ведомой шестерни развертывают под увеличенный размер.

Сателлиты (11) и полуосевые шестерни (12) с изношенными зубьями выбраковывают. Поврежденные или изношенные торцевую поверхность полуосевой шестерни и сферическую поверхность сателлитов протачивают и шлифуют.

Изношенные отверстия сателлитов (11) шлифуют до выведения следов изнашивания и получения правильной геометрической формы.

Оси или шейки крестовин хромируют и шлифуют по размеру полученных отверстий в сателлитах, создавая необходимый зазор, а в отверстиях чашки дифференциала – тугую посадку.

Шейки крестовин можно восстанавливать постановкой цементованных втулок, которые затем шлифуют под размер отверстий сателлитов. После шлифования все оси шеек крестовины должна лежать в одной плоскости и быть перпендикулярны между собой. Допускаемое отклонение – 0,05 мм на крайних точках. 280

Полуоси, изготавливаемые чаще всего из легированных сталей марок 40ХГТР, 40Х, 35ХГС, могут иметь следующие дефекты: износ шлицев, посадочных мест мод подшипники и уплотнения, износ отверстий во фланце, изгиб.

Полуоси выбраковывают при изломе, трещинах и износе шлицев до размеров, превышающих допускаемые, а автомобильные – при трещинах и отломах фланца.

Изношенные места под уплотнения и подшипники, шпоночные канавки и шлицы восстанавливают так же, как валы коробок передач.

Изношенные отверстия во фланце полуоси заваривают и сверлят новые. Иногда сверлят новые отверстия между имеющимися без заварки последних. Отверстия сверлят при помощи накладного кондуктора и специального приспособления.

Погнутые оси правят под прессом.

Ступицы передних колес автомобилей, изготавливаемые обычно из ковкого чугуна К.Ч 35-10 или К.Ч 37-12, имеют следующие дефекты; износ гнезд под подшипники, коробление фланца крепления тормозного барабана, износ отверстий под шпильки крепления колеса и резьбовых отверстий под шпильки или болты крепления полуоси. Ступицу выбраковывают при трещинах и изломах.

Изношенные гнезда под подшипники восстанавливают постановкой втулок или наваривают и растачивают.

Коробление фланца ступицы для крепления тормозного барабана устраняют протачиванием при помощи специального приспособления.

Отверстия под шпильки крепления колес восстанавливают постановкой ремонтных втулок. Поврежденную или сорванную резьбу в отверстиях под шпильки или болты крепления фланца полуоси восстанавливают постановкой резьбовых вставок (ввертышей) или сверлят отверстия между имеющимися по кондуктору при помощи специальных приспособлений и нарезают новую резьбу.

Валы, оси и шестерни задних мостов и трансмиссий имеют такие же дефекты, восстанавливают их такими же приемами, как аналогичные детали коробок передач.

Восстановление деталей задних мостов. Ось качания при одностороннем износе поворачивают на 180°, а при двустороннем износе наплавляют и обрабатывают под нормальный или увеличенный размер. Отверстие под ось развертывают на увеличенный размер или восстанавливают постановкой втулки. Посадочные места под втулки вала осевой цапфы наплавляют и обрабатывают под нормальный размер.

Изношенные отверстия под штыри и штифты развертывают на увеличенный размер и изготавливают новые штыри и штифты.

Посадочные места под подшипники поворотных цапф восстанавливают железнением или нанесением полимерного эластомера. Изношенные шлицы поворотных цапф или валов осевых цапф наплавляют плазменной струен или вибродуговой наплавкой, протачивают и нарезают новые. Допускается постановка шпонки вместо шлицевого соединения поворотных рычагов с цапфами. Погнутые поворотные рычаги правят, а рычаги с трещинами выбраковывают.

Погнутость и скручивание передней оси определяют различными приспособлениями, шаблонами, линейками, угольниками. Оси правят под прессом в холодном состоянии.

На специализированных авторемонтных предприятиях передние оси проверяют и правят на специальных стендах. Перед проверкой восстанавливают площадки оси для крепления рессор. Площади наваривают и обрабатывают абразивным кругом на гибком валу.

Ось с трещинами выбраковывают. Отверстия под шкворень при незначительном износе развертывают под увеличенный размер, при больших износах их растачивают. В расточенные отверстия запрессовывают втулки и развертывают их под нормальный размер. Посадочные поверхности поворотных цапф под подшипники восстанавливают хромированием или железнением с последующим шлифованием под нормальный размер. Допускается восстановление электромеханической обработкой с применением дополнительного материала или без него, но без обработки галтелей цапфы. Можно также восстанавливать посадочные места под подшипники нанесением пленки эластомера ГЭН-150 (В). Применять ручную электродуговую или другие виды электродуговой и газовой наплавки опасно, они понижают усталостную прочность цапфы, что приводит поломке и аварии.

Изношенные втулки шкворней заменяют новыми. Их развертывают перпендикулярно внутренним торцам втулок, обеспечивая соосность отверстий. Запрессовывают и развертывают одну втулку вставив направляющий хвостовик развертки в специально оставленную старую втулку, затем запрессовывают и обрабатывают вторую втулку. При запрессовке следят за совмещением отверстий для смазки. После обработки тщательно очищают от стружки поверхности и масляные канавки втулок.

Изношенные отверстия развертывают и в них запрессовывают увеличенные по наружному диаметру втулки с натягом 0,01…0,1 мм.

Поврежденную резьбу хвостовика цапфы протачивают и нарезают новую, ремонтного размера, или наваривают и нарезают резьбу нормального размера.

Для шкворня (3) характерен износ наружной поверхности под втулки. Ее хромируют и шлифуют под нормальный или увеличенный размер.

Иногда шкворни шлифуют до выведения износа, а втулки развертывают под уменьшенный размер шкворня.

Особенности обслуживания СКД-6

Перед уборкой важно оценить состояние как самой техники, так и культуры, требующей обработки. В зависимости от этого подбираются и настраиваются конкретные рабочие инструменты.

О регулировке

Сначала комбайн должен пройти 50-100 метров. Потом его принудительно останавливают. Это позволяет контролировать качество работы, проводить дополнительную регулировку при необходимости.

Существует несколько причин того, что техника может работать неисправно, даже с предварительной регулировкой:

  1. Невыровненность поля.
  2. Засорённость.
  3. Стеблестой.

В бункере используют определённые схемы в зависимости от того, сколько зерна теряется.

Иногда техника проверяется каждый день по два раза. Основная причина – изменение уровня влажности. Если участок семенной – рекомендуется применять комбайны, которые убрали уже не меньше 100 и не больше 350 га культур. Тогда процент микроповреждений и дроблений уменьшается. Производитель выпускает специальную сумку с инструментами, помогающими при проведении корректировки.

Определитель режимов – часть устройства, содержащая сведения относительно настройки предварительного типа. Соответствующие обозначения размещаются на дисках внутреннего, внешнего типа, которыми снабжается система.

Предварительные работы легко выполнить – достаточно совместить отметки дисков внутри и снаружи.

Об устранении основных дефектов у мостов

Следующие дефекты встречаются у мостов чаще:

  1. Появление деталей с изломами.
  2. Повышение шума.
  3. Появление лишних стуков.
  4. Эксплуатация деталей с сильным нагревом.
  5. Проведение регулировки с нарушениями.

Не стоит забывать о том, что буквальная каждая деталь и механизм подвергаются серьёзному износу во время работы.

Комбайн предназначен для работы с различными культурами

Задние мосты работают примерно с теми же проблемы, только дополнительно может быть погнутой задняя ось, поперечная тяга и поворотные рычаги. Причина – длительная работа при недопустимой нагрузке, несвоевременное использование масла.

Для восстановления технических характеристик передние и задние мосты разбираются, для чего применяются специальные стенды. Допускается использовать такие же приёмы, что и в случае с обычными коробками передач у современных автомобилей. Конкретные операции зависят от того, какая деталь сломалась, какие появились повреждения.

Наплавление и нарезка – стандартные процедуры для ситуаций, когда повреждается резьба, внешняя или внутренняя. Обработка происходит под нормальный либо увеличенный размер. Шаблоны, линейки или угольники помогают определить погнутость и скручивание осей, расположенных сзади либо спереди.

Самоходный, колесный, двухбарабанный, предназначен для уборки зерновых колосовых культур прямым и раздельным комбайнированием. Используя дополнительные приспособления, комбайном можно убирать семенники трав, кукурузу на зерно и силос, подсолнечник, сою, бобовые и крупяные культуры. Для уборки незерновой части урожая комплектуется копнителем. Состоит из жатвенной части, молотилки (с молотильным двухбарабанным аппаратом, сепарирующими, очистительными и транспортирующими устройствами) бункера с выгрузным устройством, моторной установки, силовой передачи, ходовой части, кабины с площадкой управления, гидравлической системы, электрооборудования и сигнализации.

Жатвенная часть включает в себя хедер и наклонную камеру, навешенную на молотилку. Корпус хедера шарнирно закреплен на наклонной камере в трех точках на центральном сферическом шарнире и двух шарнирных подвесках блоков пружин и уравновешен этими пружинами. Благодаря тому копируется рельеф почвы в продольном и поперечном направлениях. На корпусе жатки смонтированы режущий аппарат, шнек, мотовило и механизмы привода этих рабочих органов.

Мотовило универсальное, с эксцентриковым механизмом, пружинными пальцами граблин. Привод его осуществляется двухконтурной цепной передачей от верхнего шкива вариатора частоты вращения мотовила.

Наклонная камера состоит из корпуса и цепочно-планчатого транспортера. Корпус шарнирно соединен с приемной камерон молотилки. Режущий аппарат имеет одинарные стальные кованые пальцы с насеченными вкладышами.

Молотилка включает в себя приемный битер, двухбарабанное молотильно-сепарирующее устройство, соломотряс, очистку, транспортирующие устройства, приводы и механизмы регулировки рабочих органов. Лопасти приемного битера расположены тангенциально.

Молотильно-сепарируюшее устройство состоит из первого молотильного барабана, подбарабанья первого барабана, промежуточного битера, сепарирующей решетки промежуточного битера, второго барабана, подбарабанья второго барабана с направляющей решеткой и отбойного битера. Молотильные барабаны — бильные. Технологический процесс обмолота и сепарации в двухбарабанной молотилке происходит за две стадии. Первую ступень обмолота хлебная масса проходит в первом молотильном аппарате, барабан которого при пониженной частоте вращения и увеличенных зазорах между бичами к планками подбарабанья вымолачивает наиболее спелое, крупное и легкообрабатываемое зерно при минимальных повреждениях. Вторая ступень протекает во втором молотильном аппарате, барабан которого работает в более жестком режиме (увеличенная частота вращения и меньший молотильный зазор).

Частота вращения молотильных барабанов изменяется гидромеханическим устройством. Вариатор первого барабана расположен с левой стороны молотилки, второго справой. Управление вариаторами осуществляется гидроцилиндрами с рабочего места комбайнера.

Молотильно-сепарирующее устройство снабжено механизмом обратной прокрутки первого барабана. Соломотряс четырехклавишный. Сепарирующая поверхность первого каскада клавиш соломотряса изменена (в отличие от клавиш соломотряса СКД-6).

Система очистки включает в себя грохот, двухрешетный стан с удлинителем верхнего решета и вентилятор. Зазоры жалюзи решет и удлинителя, а также частота вращения крылача вентилятора регулируются. На комбайне (в отличие от СКД-6) установлена усиленная ветрорешеткой очистка. Включает в себя новые решета, удлинитель, измененные задние подвески грохота. Молотилка комбайна снабжена домолачивающим устройством.

Зерновой и колосовой элеваторы — скребковые, с верхней подачей. Зерновой бункер увеличенной вместимости. Имеет распределительный и выгрузной шнеки, вибратор для ускорения выгрузки зерна. Крышка бункера разъемная. Выгрузной шнек переводится из транспортного положения в рабочее и обратно гидроцилиндром без защелки, снабжен заслонкой, управляемой с рабочего места оператора. Наклонная часть выгрузного шнека удлинена. Привод шнека выполнен автономным, непосредственно от двигателя. Копнитель соломы навесной, с гидроцилиндрами двухстороннего действия, с механическим заполнением камеры и подпрессовкой соломы, вместимостью 9 м. куб. Привод соломонабивателя клиноременный.

Комбайн оборудован моторной установкой с четырехцилиндровым двигателем СМД-22. включающей в себя воздухозаборник воздухоочистителя двигателя, глушитель, быстросъемные воздуховоды, системы охлаждения воздуха, муфту сцепления с пластинчатым соединением маховика с ведущими дисками, резьбовое соединение маслопроводов к масляному радиатору. Двигатель установлен на крыше молотилки за бункером параллельно оси ведущих колес и закреплен на подмоторной раме на амортизаторах. Запускается пусковым двигателем.

Имеются мост ведущих колес с левосторонним расположением КП и одноконтурный вариатор привода ходовой части. Введен уширенный мост управляемых колес.

Кабина с умягченным потолком, дверью, уплотнениями и форточками на боковых стеклах увеличенных размеров размещена на площадке водителя. Оборудована мягким сиденьем и дополнительным откидным, системой вентиляции с подачей очищенного воздуха, стеклоочистителем с электроприводом, электроосвещением, термосом для питьевой воды и аптечкой первой помощи. В кабине может устанавливаться отопитель-охладитель. Потолок и панели покрыты шумоизоляционным материалом. В кабине сосредоточены все основные органы управления комбайном, приборы и контрольно-сигнализационные лампочки. Рулевое управление гидрообъемное. Рулевая колонка с регулируемым углом наклона.

Система электрооборудования однопроводная, постоянного тока, напряжением 12 В. Генератор переменного тока с встроенными выпрямителями. Гидравлическая система состоит из двух независимых систем (основной и рулевого управления). Имеется автономная переливная секция.

Гидросистема осуществляет подъем и опускание хедера и мотовила, перемещение мотовила на поддержках, очистку воздухозаборника, ускорение выгрузки зерна из бункера при помощи вибратора, перевод выгрузного шнека из транспортного положения в рабочее и обратно, изменение скорости движения комбайна и частоты вращения мотовила, закрывание клапана копнителя и поворот управляемых колес.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ширина захвата, м4.1, 5, 6
Пропускная способность, кг/с6
Производительность в час основного времени (при уборке прямостоящей пшеницы урожайностью 40…50 ц/га и влажностью 10…18%), т7…9
Скорость, км/ч
рабочая1,04…7,2
транспортнаядо 20
Пределы регулирования высоты среза, мм50…180
Двигатель
марка
мощность, кВт103
Частота крашения коленчатого пала двигателя с-1 (м-1)33,3 (2000)
Ширина молотилки, мм1200
Тип молотильного аппаратадвухбарабанный
Диаметр барабана (первого/второго), мм550/550
Частота вращения валов барабанов, с -1 (мин -1)7,3…22,5 (43,8…1350)
Угол обхвата барабанов декой, град127
Длинна клавишей соломотряса мм2862
Вместимость бункера для зерна, м. куб.4.5
Производительность выгрузного шнека при выгрузке пшеницы, кг/с17.0
Колея, мм
ведущих колес2419
управляемых1215
Давление в шинах, мПа
ведущих колес0.23
управляемых0.21
Дорожный просвет, мм380
Габаритные размеры с хедером шириной 5мв рабочем положении, мм10640х7510х3800
Масса, кг9400

В дореволюционной России производства комбайнов не было. В СССР К. возникло в конце 20-х—начале 30-х гг. В 1930 на (г. Запорожье) начался выпуск комбайнов «Коммунар». В 1932 производство этих комбайнов было организовано в Саратове. В 1931—32 на начался выпуск прицепных зерноуборочных комбайнов С-1. Они пропускали через молотилку 2,5 кг зерновых в секунду и убирали, кроме зерна, подсолнечник, кукурузу, просо и другие культуры. За предвоенные годы комбайновые заводы СССР (в основном «Ростсельмаш» и запорожский «Коммунар») дали сельскому хозяйству почти 200 тыс. комбайнов, что сыграло большую роль в механизации уборки урожая.

Нового мощного развития комбайностроение достигло в СССР после Великой Отечественной войны 1941—45. Была проведена более чёткая специализация заводов сельскохозяйственного машиностроения; основным предприятием советского комбайностроения стал , выпускавший прицепные комбайны С-6 и РСМ-8. С 1947 до 1956 на Таганрогском, Тульском и некоторых других заводах изготовлялись самоходные комбайны С-4, а в 1956-58 — модернизированные комбайны С-4М. В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. К этому времени была создана модель самоходного комбайна СК-З и производство комбайнов началось на и Таганрогском комбайновом заводе. С 1962 эти заводы стали производить самоходные комбайны.

Вот какие были самые массовые варианты:

СК-3

В свое время стал настоящим прорывом.

Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

СК-4

Получил всемирное признание.

Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели — СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

СКД-6 «Сибиряк»

Отличная была машина.

Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

Енисей 1200

Надежный и выносливый уборщик.

Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

Дон-1500

Этот комбайн помнит каждый.

Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

КСГ-Ф-70

Машина для работы в тяжелых условиях.

Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

Описание моделей

Базовые модификации комбайнов СКД оснащались колесным шасси с пневматическими шинами. Существовали версии, предназначенные для уборки риса, которые имели гусеничную ходовую часть. Такая конструкция обеспечивала повышенную проходимость и сниженное удельное давление на грунт.

На фронтальной части машины установлена жатка, состоящая из хедера и наклонного лотка. Корпус хедера установлен на лотке через шарнирные опоры и уравновешивающие пружины. Такая конструкция стыка обеспечивает копирование рельефа грунта во время работы в продольном и поперечном направлениях. Корпус жатки предназначен для установки режущего инструмента, мотовила и шнекового механизма.

На машинах применяется мотовило с эксцентриковым механизмом.

Привод осуществляется цепным редуктором. Собранный материал проходит через механизмы жатки, а затем попадает в наклонную камеру, которая оборудована пластинчатой транспортерной лентой. Срезанные стебли попадают в молотильные барабаны, после которых установлен аппарат разделения соломы и зерна. В конструкции машины имеется воздуходувка, которая дополнительно очищает зерно от примесей.

Отходы сгружаются на поверхность земли через копнитель, а зерно складируется в бортовой накопительный бункер. В конструкции узла имеется автоматический сигнализатор, срабатывающий при заполнении.

СКД-5

На машинах использовался 4-цилиндровый дизельный мотор СМД-18КН мощностью 100 л. с. На двигателе устанавливался турбокомпрессор без системы охлаждения сжатого воздуха. Силовой агрегат оборудован 1-дисковым сухим сцеплением с механическим приводом от педали, находящейся в кабине оператора. В состав трансмиссии входит 3-ступенчатая коробка передач, интегрированная в конструкцию ведущего моста. Крутящий момент передается на полуоси через конический редуктор, оснащенный дифференциалом. В ступицах установлены дополнительные планетарные редукторы.

Смотрите » Самые популярные российские комбайны с советских времен до наших дней

Рулевое управление на ранних машинах механическое, позднее появился гидравлический усилитель. Барабанные тормозные механизмы с гидравлическим приводом установлены только на ведущей оси. Для удержания комбайна на стоянке используется ленточный тормоз с механическим приводом.

Технические характеристики машины:

  • рабочая скорость — 1,2-8,46 км/ч;
  • производительность (часовая) — 7,6 т;
  • скорость передвижения — 21 км/ч;
  • емкость камеры копнителя — 9 м³;
  • длина — 9,8-11,19 м;
  • высота — 4,0 м;
  • ширина (в рабочем состоянии) — 3,5-4,92 м;
  • масса снаряженного — 7450 кг.

Существовала модификация СКД-5М, отличавшаяся применением ряда узлов, унифицированных с комбайном Нева. На машине использовалась кабина измененной конфигурации и увеличенный по объему зерновой бункер. Доработкам подверглась вся конструкция комбайна, который стал надежнее и производительнее.

СКД-6

Комбайн представляет собой модернизированную машину модели СКД-5, на которой стала применяться жатка с шириной рабочего захвата 5 м. Для повышения производительности машины потребовалась установка улучшенного силового агрегата. На технике использовался 140-сильный дизельный двигатель СМД-20.

Цель и содержание работы

. Закрепить знания по использованию органов и приборов управления комбайнами. Рассмотреть особенности в расположении приборов и органов управления на различных моделях комбайнов. Проверить и отрегулировать механизмы управления рабочими органами комбайнов. Изучить устройство автоматического регулятора загрузки молотилки (АРЗМ) и сиденья водителя.

Оборудование рабочего места

. Пружинный динамометр на 5 кгс (49,03 Н), линейка 0-300 мм, штангенциркуль ШЦ-П-0,1-200, щуп (набор № 2), индикатор ИЧ 05 кл. 1, набор щупов для проверки зазоров в молотильном аппарате, ключ зажигания для щитка приборов СКД-5, молоток слесарный 500 г, отвертка А175х0,7, домкрат, подставка под комбайн. Ключи гаечные 8X10; 12X14; 17X19; 22X24; 27X30; 32X36; 36X41; ключ для круглых гаек 46-52 мм.

Последовательность выполнения работы

. Осмотреть кабины комбайнов и обратить внимание на то, что все комбайны имеют одинаковое расположение всех педалей и рычага переключения передач. Отметить, что на комбайнах СК-5 и СК-6 подобно расположены рычаги 1 (рис. 100, 101) регулирования подачи топлива, рычаг 16 (см. рис. 100) и рычаг 7 (см. рис. 101) включения привода механизмов комбайна , рукоятка 23 (см. рис. 100) и рукоятка 13 (см. рис. 101) выключения стояночного тормоза.

Обратить внимание также на то обстоятельство, что на комбайне СК-6 рычаг 14 включения выгрузного шнека , рукоятка 17 регулирования скорости первого барабана и рычаг 16 регулирования зазоров в молотильном аппарате расположены слева от водителя. На комбайнах СКД-5 и СК-5 эти рычаги расположены справа от комбайнера. Учесть, что в кабине комбайна СК-6 установлено два щитка приборов. На левом щитке 15 (см. рис. 101) установлены все сигнальные лампочки и включатели сигнализаторов, на правом 5 — приборы, контролирующие работу двигателя и тахометр второго барабана.

На комбайнах СК-5 и СКД-5 все приборы сосредоточены на одном щитке (рис. 102, 103). Надписи поясняют назначение каждого из включателей и приборов.

Найти на комбайнах СК-5 и СК-6, оборудованных автоматическими регуляторами загрузки молотилки, основные узлы и органы управления этим регулятором.

Осмотреть механизмы АРЗМ на обоих комбайнах и убедиться в том, что они в принципе устроены одинаково.

Пользуясь рис. 104, найти на комбайнах СК-5 и СК-6 узлы указателя потерь зерна (сокращенно УПЗ): преобразователей потерь 1 и 6, измерительного блока 2 и прибора — указателя потерь 5.

Найти на комбайнах отопители кабин и рассмотреть, как производится отбор тепла от двигателей. Рассмотреть вентиляторы для обдува водителя и для центробежной очистки воздуха.

Проверить наличие инструмента и приспособлений и приступить к выполнению работы.

Сборка и регулировка мостов

Сборка и регулировка переднего моста ведутся на стендах для разборки.

Передние мосты комбайнов собирают в такой последовательности. Переднюю ось ставят на стенд. В поворотных цапфах закрепляют поворотные рычаги, устанавливают цапфы на ось и монтируют поперечную рулевую тягу. Устанавливают опорные тормозные диски и тормозные колодки. Ставят тормозные барабаны и колеса в сборе. Проверяют правильность установки колес и регулируют угол их схождения и максимальный угол поворота. Определенный угол развала передних колес и угол поворота шкворня назад предусмотрены конструкцией передней оси и поворотных цапф.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]