Шины поглощают толчки от неровностей дороги, значительно разгружая детали подвески.
На современных автомобилях устанавливают пневматические шины, которые бывают камерными и бескамерными.
На автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-51А и ЗИЛ-130 применяют камерную шину, состоящую из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, предохраняющей камеру от истирания ободом колеса и защемления краями покрышки.
Разрез покрышки
Разрез покрышки:
1 — сердечник борта (проволочное кольцо); 2 — боковина; 3 — каркас; 4 — подушечный слой; 5 — протектор; 6 — борт.
Покрышка состоит из каркаса 3, подушечного слоя 4, протектора 5, боковин 2 и бортов 6.
Каркас изготовляют из нескольких слоев прорезиненной ткани
— корда и прочно присоединяют к жестким бортам, крепящим покрышку на ободе колеса. В бортах заделаны сердечники (кольца) из стальной проволоки, обернутой лентой. Кольца предотвращают растягивание бортов и не дают возможности шине соскакивать с колеса.
Подушечный слой резины, лежащий между протектором и каркасом, предохраняет последний от повреждений. Рисунок протектора зависит от назначения покрышки.
Камера
— замкнутый резиновый рукав, в который накачивают воздух через вмонтированный в нее вентиль — клапан, пропускающий воздух только в камеру.
Вентили
Вентили:
а — металлический; б — резинометаллический;
1 — корпус; 2 — колпачок-ключик; 3 — ниппель; 4 — клапан; 5 — пружина; 6 — уплотнительная шайба; 7 — камера; 8 — шайба вентиля; 9 — гайка; 10 — резиновый корпус.
Основные детали вентиля
— резино-металлический или металлический корпус, золотник, состоящий из ниппеля и клапана с пружиной, и колпачок. При накачивании шины клапан от давления воздуха, преодолевая силу упругости пружины, открывается, а при прекращении подачи воздуха пружина закрывает клапан и, следовательно, выход воздуха из камеры становится невозможным.
Для облегчения накачивания воздуха насосом для шин наконечник его шланга снабжен стержнем, который при соединении шланга с вентилем принудительно открывает клапан. Когда, наконечник шланга отвертывают с вентиля, клапан освобождается.
Размеры шины
Размеры шины:
D — наружный диаметр; d — внутренний диаметр; В и H ширина и высота профиля.
На боковой поверхности покрышки и камеры наносят их размеры в дюймах или миллиметрах. Первое число обозначает ширину профиля В, второе — диаметр d обода колеса.
Размеры шин и давление воздуха в них приведены в таблице.
Модель автомобиля | Обозначение шины1 | Давление воздуха в шинах, кн/м2 (кгс/см2) | |
передних колес | задних колес | ||
ГАЗ-53А | 240 — 508 (8,25 — 20) | 280(2,8) | 430(4,3) |
ГАЗ-51А | 220 — 508 (7,50 — 20) | 300(3,0) | 350(3,5) |
ЗИЛ-130 | 260 — 508 (9,0 — 20) | 350(3,5) | 500(5,0) |
«Москвич-412» | 155 — 330 (6,00 — 13) | 170(1,7) | 170(1,7) |
1 В скобках дано обозначение в дюймах. |
У автомобиля ГАЗ-53А шину монтируют на диск с уширенным ободом, которая удерживается на нем одним бортовым и замочным кольцом.
У автомобиля ГАЗ-51А шина удерживается на диске двумя кольцами:
бортовым и замочным.
Диск колеса с плоским ободом автомобиля ГАЗ-51А
Диск колеса с плоским ободом автомобиля ГАЗ-51А:
1 — обод; 2 — диск; 3 — съемное бортовое кольцо; 4 — запорное кольцо.
На неразъемный глубокий обод колеса автомобиля «Москвич-412» устанавливают камерные или бескамерные шины. Бескамерная шина не имеет камеры, и воздух удерживается в ней благодаря герметичности соединения шины с бортами обода колеса. Вентиль установлен непосредственно в ободе.
Диск колеса с глубоким ободом и шина
Диск колеса с глубоким ободом и шина автомобиля «Москвич-412»:
1 — камера; 2 — вентиль; 3 — покрышка; 4 — обод; 5 — диск.
Давление в шинах проверяют шинным манометром.
Арочные шины — зачем они нужны
Для лучшей проходимости существуют арочные шины. Что можно сказать о них? То, что отличительной чертой оных является очень широкий профиль — ширина арочной резины в два, а то и в три раза превышает обычную ширину рядовой шины.
Пример арочных шин на газ 66
При этом сам наружный размер сохраняется на нормальном уровне. Такая конструкция позволяет снизить внутреннее давление в шинах до 0,5—1,4 кгс/см2, давление на грунт заметно снижается, распределяясь по всей ширине колеса, и за счет этого существенно увеличивается проходимость техники.
Давление в шинах
Датчик давления в ГАЗ 53
Давление в шинах ГАЗ 53, самосвале с радиальными колёсами, должно соответствовать таким показателям:
- для передних колёс нужное давление воздуха 390 кПа,
- для задних 620 кПа.
В случае с диагональными актуальны немного другие значения, а именно:
- для передних колёс 280 кПа,
- для задних 500 кПа.
Грузовой автомобиль ГАЗ 53
Если давление в шинах ГАЗ 53 меньше этих величин, значит, они будут быстрее стираться, показатели сцепления с дорогой будут снижены и машину будет время от времени заносить в сторону. Это очень рискованно ездить на машине, в шинах которой давление воздуха ниже рекомендуемого. Надеяться на то, что грузовой автомобиль благодаря своему весу будет сохранять устойчивость, бессмысленно.
Если превышены эти величины, тоже ничего хорошего ожидать не стоит. Попав в яму, можно повредить диск. Показатели сцепления с дорогой также снижаются.
Покупая на Авито или на автобазаре шины, можно рассчитывать, что давление воздуха в норме, запаска готова к применению. Но всегда ли это так? Проверить сколько атмосфер легко. Есть такая услуга на многих заправочных станциях.
Главное дать автомобилю немного остыть после движения. Это обязательное условие для получения объективной оценки ситуации. Сколько атмосфер в резине это зависит от температуры закачанного воздуха, соседних деталей. При движении они нагреваются, давление увеличивается. Если сразу колёса подкачать или приспустить, они прослужат дольше.
Уход за шинами
Для увеличения срока службы шин необходимо:
- ежедневно осматривать шины, чтобы убедиться в отсутствии порезов, разрывов и заметных на глаз повреждений;
- удалять из протектора острые предметы и застрявшие между сдвоенными шинами грузовых автомобилей камни, кирпичи и т. д.; поддерживать нормальное давление воздуха в шинах; своевременно переставлять колеса с шинами по схеме. Долговечность шин можно значительно увеличить, если соблюдать правила эксплуатации автомобиля.
Схема перестановки колес с шинами на автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-51А
Указать точные значения невозможно. Водители должны руководствоваться данными, указанными в паспорте транспортного средства.
При этом им следует учитывать такие факторы, как:
- качество дорожного покрытия;
- состояние машины;
- время года;
- климат (в частности, температуру воздуха);
- тип используемых шин.
Производители рассчитывают давление, стремясь уменьшить износ покрышек и расход топлива. Такой подход при наличии большого количества ухабов и колдобин приведет к чрезмерной тряске и потере зубных коронок. Оптимальное давление придется определять непосредственно собственнику ТС.
Главное, не превышать максимальные значения, которые указаны на боковой части шины. В противном случае не избежать серьезных проблем с управлением автомобиля. Низкое давление провоцирует увеличение тормозного пути. При отсутствии соответствующих знаний и опыта водителю следует обратиться к специалистам СТО.
Давление в шинах ГАЗ 66 и 53 имеет большое значение. Если колеса накачены неправильны, нарушится соразмерность нагрузки за заднюю часть грузовика. Чтобы предотвратить сбои в работе транспортного средства, необходимо регулярно проверять плотность воздуха. Сначала давление проверяют в тот момент, когда шины автомобиля охлаждены. Воздух внутри покрышек сжимается и расширяется. Эти изменения обусловлены температурой. В результате долгой поездки давление в шине может увеличиться на 25%.
Из истории создания ГАЗ — 66
В серийное производство ГАЗ — 66 был запущен в 1964 году. Он был создан на базе грузовых автомобилей ГАЗ — 62 и ГАЗ — 63. Полноприводный грузовик имел грузоподъемность 2 тонны, V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель и 4-х ступенчатую коробку передач. В 1968 году в конструкцию ГАЗ — 66 добавили систему регулировки давления в шинах. Модель дважды отмечалась золотыми медалями и получила знак качества. Выпуск ГАЗ — 66 прекратился в 1995 году, на данный момент можно приобрести ГАЗ 66 с военной консервации.
За счет чего достигнута высокая проходимость ГАЗ — 66
На высокую проходимость грузовика повлиял ряд факторов. В первую очередь, это применение в обоих мостах машины самоблокирующихся дифференциалов. Важно смещение центра тяжести на середину кузова, что дает равномерное распределение нагрузки на обе оси автомобиля.
Подробная схема грузовика ГАЗ 66 Высокая посадка кузова позволила грузовику проползать по болотистой местности, не задевая «брюхом» бугры и кочки. Также за счет коротких свесов грузовой автомобиль ГАЗ — 66 легко преодолевает неровные участки дороги. Повлияли на проходимость и шины. Вот о шинах стоит рассказать подробнее.
Модельный ряд
В семействе ГАЗ 53 находятся среднетоннажные грузовые автомобили, оснащенные восьмицилиндровым мотором. Первые модели увидели свет в 1961 году, выпуск машин из этой серии прекратили в 1993 году. Их сменили автомобиль ГАЗ 3307.
Среди основных модификаций этого грузовика есть как гражданские, так и армейские варианты. В отдельную категорию можно выделить самосвалы, автобус КАвЗ-685 и модели, которые функционируют на сжиженном газе.
ГАЗ 66 начали выпускать в 1964 году. Полноприводные бескапотные грузовики были разработаны для армии. Они характеризуются высокими вездеходными качествами.
Они объясняются наличием следующих особенностей:
- самоблокирующие дифференциалы мостов;
- большой дорожный просвет;
- централизованная система регулирования плотности воздуха в шинах;
- полный привод.
Об истории легендарного грузовика и его особенностях
В отличие от всех ранее разработанных грузовиков Страны Советов, ГАЗ-53 с изначально создавался сугубо для нужд народного хозяйства. В случае войны его не планировалось мобилизовывать в войска и использовать для транспортировки орудий, перевозки боеприпасов, раненых и т.п. армейских нужд. В связи с этим, ГАЗ-53 с полным правом можно назвать первым отечественным грузовиком «НЕ двойного назначения».
Этим объясняются и «весёленькие» расцветки легендарного автомобиля. Если ранее все грузовики Советского Союза красили только в тёмно-зелёный защитный цвет, то 53-й с самого начала отличался весьма разнообразной цветовой гаммой: кабины его окрашивались в голубой, серый, синий, бежевый, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый и некоторые другие цвета.
Прямым «родственником» и «предком» ГАЗ-53 был другой всесоюзный трудяга – грузовик ГАЗ-51. Разработку грузовой автомашины нового поколения возглавлял главный конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просвирнин (1914-2005). Он, кстати, в 1946-1947 гг. участвовал и в разработке ГАЗ-51, тогда ещё в роли рядового конструктора.
В течение лета/осени 1961 года опытную партию грузовиков ГАЗ-53Ф подвергли серьёзным испытаниям, основным из которых стал автопробег по маршруту Москва – Ташкент – Москва, общей протяженностью в десять тысяч километров. Грузовики в интенсивном режиме прогоняли по просёлочным дорогам и настоящим пустыням, степным пескам, заболоченным почвам и горным местностям. Кульминацией маршрута в Средней Азии стал перевал Шахристан, в Таджикистане, расположенный на высоте более 3,2 тысяч метров над уровнем моря.
Одновременно с этим 2 ГАЗ-53Ф нещадно эксплуатировались в Подмосковье, в условиях бездорожья сельской местности, а еще 4 гоняли по шоссе Москва – Горький туда и обратно, пока на их спидометре не была достигнута цифра 15 000 км., проверяя надёжность на магистральных линиях. В общей сложности, каждая из автомашин выполнила по 18 рейсов.
Рисунок протектора
Сложно купить на ГАЗ 53 зимние шины с шипами. В основном предлагается классическая елочка. Доступны всесезонные, что упрощает уход за авто. Если елочка сделана из материала, рассчитанного на воздействие тепла от трения, мороза зимой, скольжение, значит можно менять резину только, когда протекторы истёрлись.
Но всегда надо учитывать габариты диаметр и ширину. В таблице взаимозаменяемых колёс не найти альтернативы. Если не забывать проверять, какое давление в шинах ГАЗ 53, срок эксплуатации будет максимально продолжительным.
Возможные проблемы
Из-за неправильно накаченных колес страдает управляемость транспортного средства, возникают посторонние шумы и тряска, повышается изнашиваемость шин. Возможно появление сбоев в работе ходовой части автомобиля.
Многие водители отмечают, что, если ГАЗ на шинах низкого давления, можно избежать дискомфорта при езде по плохой дороге. В сложившихся обстоятельствах недостаточная прокачка шин обеспечивает повышенную плавность движений и точность торможения.
Колеса следует накачивать только тогда, когда они находятся в «холодном» состоянии. В противном случае оценить уровень давления будет невозможно.
Давление в шинах ГАЗ 66, 53 и 3110 определяют по таблице. Среди учитываемых критериев выделяют шины (их разновидность), наличие или отсутствие нагрузки, расположение колес. Разработанные рекомендации можно найти в документах, приложенных к ТС.
Грузовые шины на ГАЗ 53 произведение искусства. Они должны выдерживать огромный вес. Считается, что в СССР только надёжные вещи делали, а теперь разучились. От мысли об этом становится грустно. Лучше надеяться, что это не так, ведь от качества шин зависит безопасность, жизнь, здоровье людей.
Важно купить хорошие. Какое-то нелепое утверждение, шутка на злобу дня может мешать выбирать подходящие. Если отмахнуться от этой навязчивой мысли, сконцентрировать внимание на главном, удастся найти искомое.