Шины для тракторов подбираются исходя из условий эксплуатации. Тракторы Минского тракторного завода (МТЗ) универсальны и применяются очень широко: при уборке снега на улицах, вспашке полей и уборке урожая и пр. Соответственно, универсального варианта «резины» для них не существует. Всё зависит от того, как именно будет использоваться техника: на каком грунте, в каком скоростном режиме и пр. Также играет роль модель – очевидно, что на тяжёлый трактор нужны более крупные и прочные покрышки, чем на компактный «миник», а давление в шинах МТЗ 82 будет другим, чем в камерах лесного трактора типа Л82.2. Комплекты для передней и задней осей подбираются отдельно.
Давление в шинах МТЗ-82
Тип работы | Шины задних колес | Шины передних колес |
Общие виды работ | 1,4+0,1 | 1,4+0,1 |
Для работы на мягких грунтах и пахоты | 1,0+0,1 | 1,4+0,1 |
Для работы с тяжелым с/х оборудованием | 1,6+0,1 | 2,5+0,1 |
Нормы нашрузки на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях
Расчет давления передних и задних колес МТЗ
Правильно выбирать давление колес МТЗ должен уметь каждый машинист-тракторист. Не рекомендуется постоянно эксплуатировать технику при одном и том же значении давления, даже если оно лежит в допустимом диапазоне. Подбирать давление передних и задних колес нужно в зависимости от:
- модели трактора;
- размера и марки шин;
- сезона;
- характеристик грунта;
- выполняемых работ;
- нагрузки.
Разберемся, как рассчитать, какое давление должно быть в колесах трактора МТЗ в конкретной ситуации.
Корректировка давления колес в зависимости от внешних факторов
Рассмотрим основные ситуации, в которых нужно скорректировать давление в передних и задних колесах МТЗ. Менять давление в шинах нужно в зависимости от:
- Нагрузки.
Общее правило такое: чем выше давление колес МТЗ, тем большую нагрузку они способны вынести. Корректировать накачку шин нужно в зависимости от выполняемых работ. Например, если трактор агрегатирован загруженным бункером, то увеличивается нагрузка на передние колеса – давление в них нужно увеличить. Если, к примеру, на МТЗ 80 или 82 навесили тяжелый плуг, то нужно увеличить давление в задних колесах.
Какое давление в задних колесах МТЗ выставить при работе под нагрузкой? Нужно в руководстве по эксплуатации уточнить допустимый диапазон давления в колесах и выставить его на максимальный уровень. Перекачивать колеса выше допустимого диапазона не рекомендуется.
При работе под нагрузкой давление передних колес МТЗ 80 может доходить до 2-2,5 кгс/см2, давление передних колес МТЗ 82 и 82.1 – 2,5 кгс/см2. В атмосферах это 1,9-2,4 для МТЗ 80 и 2,4 для МТЗ 82. Давление в шинах МТЗ 80 и 82 в атмосферах в задних колесах при работе под нагрузкой нужно увеличить до 1,55 атм.
- Скорости движения.
Скорость трактора редко когда учитывают при определении эксплуатационных параметров, поскольку в большинстве ситуаций машины не развивают скорость больше 20-40 км/ч. Тем не менее, иногда нужно проехать к месту работы значительное расстояние, и скорость в транспортном режиме будет выше. В этом случае давление в колесах МТЗ нужно подкорректировать.
Общее правило такое: чем выше скорость движения трактора, тем сильнее должны быть накачены шины и наоборот.
Рассмотрим зависимость давления колес от максимальной нагрузки МТЗ и скорости движения на примере покрышек Митас AC 85 520/85R42. При давлении в колесах 1 атмосфера предельная скорость движения составляет 50 км/ч, а максимальная нагрузка – 3,3 т. Если снизить скорость движения до 30 км/ч, то при прежнем давлении в колесах возрастет максимальная нагрузка, она составит 3,53 м. Если же накачать колеса трактора до давления 1,4 атмосферы, то максимальная нагрузка увеличится во всех диапазонах скорости: до 3,84 т при 50 км/ч, 4,1 т до 30 км/ч, 4,99 т при 10 км/ч.
Скорость движения не более 16 км/ч | Можно увеличить нагрузку на шины ведущих колес на 20 % без изменения давления |
Скорость движения не более 8 км/ч | Можно увеличить нагрузку на шины ведущих колес на 30 % при увеличении давления на 0,3 кгс/см2 (0,29 атмосфер) |
Скорость движения не более 16 км/ч | Можно увеличить нагрузку на шины неведущих колес на 35 % |
- Дорожного покрытия.
Корректировать давление передних и задних колес МТЗ 80, 82 и других тракторов обязательно нужно в зависимости от грунта:
- для асфальта и других твердых покрытий – давление увеличивают;
- для мягких грунтов – давление снижают до минимально допустимого (для большинства современных покрышек минимальное давление колес МТЗ в атмосферах на задних и передних шинах составляет 0,6-1 атм при скорости до 30 км/ч).
- Температуры.
Нужно ли менять давление в колесах МТЗ в зависимости от времени года? У специалистов мнение на этот счет расходится, но большинство все же рекомендуют незначительно корректировать накачку шин. Летом давление колес МТЗ 80, 82, 1221 и других выставляется по оптимальным значениям, которые приводятся производителями шин. Зимой его нужно снизить на 5-10 %.
Например, если вы постоянно ставите давление в колесах трактора МТЗ 80 1,4 кгс/см2 для передних шин, то зимой желательно снизить его до 1,3 кгс/см2.
Можно руководствоваться универсальными значениями давления в шинах задних колес трактора МТЗ 80, 82 и других для всех типов работ. Оно равно:
- 1,4-1,5 кгс/см2 (1,45 атм) для общих работ – когда вы не знаете, какое давление сделать в колесах МТЗ 82, и нет возможности просчитать оптимальные показатели для конкретных шин, выставляйте его;
- 1-1,1 кгс/см2 (1,05 атм) для мягких, рыхлых грунтов и при вспашке;
- 1,6-1,7 кгс/см2 (1,64 атм) при работе с тяжелым навесным оборудованием.
Давление в передних колесах МТЗ 80:
- 1,7-1,8 кгс/см2 (1,74 атм) – универсальный режим;
- 1,7-1,8 кгс/см2 (1,74 атм) – на мягких грунтах;
- 2,5-2,6 кгс/см2 (2,5 атм) – для тракторов с навесным оборудованием.
Давление передних шин МТЗ 82:
- 1,4-1,5 кгс/см2 (1,45 атм) – для общих работ;
- 1,4-1,5 кгс/см2 (1,45 атм) – для мягких грунтов и вспашки;
- 2,5-2,6 кгс/см2 (2,5 атм) – при работе с тяжелым навесным оборудованием.
Но лучше в каждом случае (для конкретного трактора, шин и условий работы) вычислять, до какого давления накачать передние и задние колеса Белоруса. О том, как это сделать, расскажем далее.
Пример расчета давления на задних колесах МТЗ 82 и 82.1 в атмосферах
Рассчитаем, какое давление должно быть в шинах МТЗ 82 на задних колесах при установке на трактор покрышек 15.5R38 Белшина. Масса трактора до агрегатирования составляет 3,9 т, нагрузка распределяется на переднюю и заднюю оси в соотношении 40:60. Таким образом, базовая нагрузка на заднее колесо равна 3,9*0,6*0,5=1,17 т.
Если трактор агрегатировали сеялкой (или любым другим навесным оборудованием) массой 1 т, то дополнительная нагрузка на одно колесо составит 0,5 т. Итоговая нагрузка на заднее колесо трактора МТЗ 82 высчитывается так: 1,17+0,5=1,67 т.
Для покрышек задних колес 15.5R38 Белшина давление, допустимая нагрузка и максимальная скорость распределяются следующим образом.
Максимальная нагрузка (т) при скорости движения (км/ч) | ||||||
Давление, кгс/см2 | Давление, атмосферы | трактор стоит | 20 км/ч | 30 км/ч | 40 км/ч | 50 км/ч |
0,8 | 0,77 | 2,84 | 1,75 | 1,52 | 1,42 | 1,29 |
1 | 0,98 | 3,24 | 1,99 | 1,74 | 1,62 | 1,48 |
1,2 | 1,16 | 3,62 | 2,23 | 1,94 | 1,81 | 1,65 |
1,4 | 1,35 | 3,95 | 2,43 | 2,12 | 1,98 | 1,79 |
1,6 | 1,45 | 4,24 | 2,61 | 2,27 | 2,12 | 1,93 |
Чтобы вычислить давление в шинах МТЗ на задних и передних колесах в атмосферах, зная его значение в кгс/см2, нужно умножить известное значение на 0,968.
При минимальном давлении в шинах МТЗ 82 и 82.1 в атмосферах на задних колесах 0,77 (0,8 кгс/см2) трактор с сеялкой может двигаться со скоростью не больше 20 км/ч. Накачав шины задних колес трактора до максимального давления 1,45 атмосферы (1,6 кгс/см2), можно ехать с любой скоростью по твердым и асфальтовым дорогам. На мягких грунтах давление лучше снизить до 0,9-1,35 атмосфер, к тому же скорость на таких покрытиях все равно не будет выше 20-30 км/ч.
Принцип расчета того, какое давление должно быть в задних и передних колесах МТЗ 80, 82, 82.1, 1221 и других тракторов, одинаковый. Нужно знать массу трактора до агрегатирования, вес навесного оборудования, распределение нагрузки по осям (почти всегда это 40/60).
Таблицы с распределением давления шин, допустимой нагрузки и скорости движения можно найти в руководствах производителей покрышек.
Какое давление должно быть в колесах трактора МТЗ: справочная таблица
Мы рекомендуем всегда просчитывать, какое давление должно быть в колесах трактора для конкретной ситуации. Но если такой возможности нет или вы хотите проверить получившиеся значения, воспользуйтесь следующей таблицей. В ней предложены универсальные показатели значения давления в шинах разных тракторов МТЗ при работе без нагрузки и под нагрузкой (с куном, щеткой и другим навесным оборудованием).
Трактор МТЗ | Тип шин | Без нагрузки, переднее/заднее | С нагрузкой, переднее/заднее | ||
МТЗ 80 | перед — 9.0-20/зад — 15.5R38 | 0,8 | 1,4 | 1,4 | 2,5 |
МТЗ 80.1 | перед — 9.0-20/зад — 15.5R38 | 0,8 | 1,4 | 1,4 | 2,5 |
МТЗ 80Л | перед — 9.0-20/зад — 15.5R38 | 0,8 | 1,4 | 1,4 | 2,5 |
МТЗ 82 | перед — 9.0-20/зад — 15.5R38 | 0,8 | 1,4 | 1,4 | 2,5 |
МТЗ 82.1 | перед — 9.0-20/зад — 15.5R38 | 0,8 | 1,4 | 1,4 | 2,5 |
МТЗ 82Л | перед — 9.0-20/зад — 15.5R38 | 0,8 | 1,4 | 1,4 | 2,5 |
МТЗ-100 | перед — 9-20/зад — 16 | 1 | 1,4 | 1,1 | 2,4 |
МТЗ-1221 | перед — 420/70R24, зад — 18.4 R38 | 1,5 | 1,8 | 1,58 | 3,06 |
Давление в колесах МТЗ 80 и 82 при работе с нагрузкой: справочная таблица
Чтобы рассчитать, какое давление должно быть в шинах передних и задних колес трактора МТЗ 80 и 82 при работе с нагрузкой (куном, щеткой и т.д.), воспользуйтесь следующей таблицей.
Навесное оборудование | Марка навески | Давление в передних колесах МТЗ-80, кгс/см2 | Давление в передних колесах МТЗ-82, кгс/см2 | Давление в задних шинах МТЗ 80 и 82, кгс/см2 |
Кукурузная сеялка шестирядная | СКНК-6 | 1,7 | 1,4 | 1,4 |
Кукурузная сеялка восьмирядная | СКНК-8 | 1,7 | 1,4 | 1,6 |
Культиватор для междурядной обработки | КРН-4,2 | 1,7 | 1,4 | 1,4 |
КРН-5,6 | 1,7 | 1,4 | 1,6 | |
Подкормщик-опрыскиватель | ПОУ | 2,3 | 2,5 | 1,3 |
Рассадопосадочные навески | СКНБ-4А, СКН-6А | 2,5 | 2,5 | 1,4 |
Прицепная безлафетная скоростная жатка | ЖРС-4,9А | 1,7 | 1,4 | 1 |
Навесная двухбрусная косилка | КДП-4 | 2 | 2 | 1 |
Прицепная косилка с измельчителем | КИР-1,5 | 1,7 | 1,4 | 1 |
Полунавесная косилка с измельчителем | КИК-1,4 | 1,7 | 1,4 | 1 |
Прицепные уборочные машины | Херсонец-7, КС-2,6, КС-1,8 | 1,7 | 1,4 | 1 |
Если вашего навесного оборудования нет в этой таблице, давление в шинах МТЗ передних и задних колес можно просчитать индивидуально, зная массу и место навешивания машины.
Допустимые нагрузки при разном давлении в колесах трактора МТЗ: справочная таблица
Для расчетов также может понадобится информация о нормах нагрузки для шин разных тракторов МТЗ в зависимости от давления колес (в атмосферах).
Тракторная шина/давление в атмосферах | 0,79 | 0,99 | 1,18 | 1,38 | 1,58 | 1,78 | 1,97 | 2,17 | 2,37 | 2,57 | 2,76 |
7.50-20 | — | — | — | 580 | 625 | 670 | 715 | 760 | 800 | 835 | 875 |
9.0-20 | 580 | 640 | 715 | 780 | 840 | 900 | 960 | 1020 | 1070 | 1120 | — |
11.2-20 | — | 765 | 850 | 930 | 1000 | 1080 | 1145 | — | — | — | — |
13.6-20 | 1020 | 1100 | 1200 | 1300 | 1400 | — | — | — | — | — | — |
11.2-24 | 785 | 895 | 995 | 1090 | 1180 | — | — | — | — | — | — |
360/70R24 | 1090 | 1180 | 1285 | 1400 | 1500 | — | — | — | — | — | — |
16.9-30 | 1535 | 1745 | 1945 | 2125 | 2300 | — | — | — | — | — | — |
18.4-30 | 1750 | 1975 | 2200 | 2425 | 2650 | 2800 | — | — | — | — | — |
18.4/78-30 (18.4L-30) | — | 2005 | 2225 | 2430 | — | — | — | — | — | — | — |
18.4-34 | 2020 | 2220 | 2410 | 2610 | 2800 | — | — | — | — | — | — |
15.5-38 | 1420 | 1620 | 1810 | 1945 | 2120 | — | — | — | — | — | — |
16.9-38 | 1700 | 1920 | 2140 | 2355 | 2575 | — | — | — | — | — | — |
9.5-42 | 710 | 810 | 910 | 990 | 1065 | 1145 | 1220 | — | — | — | — |
11.2-42 | 895 | 1020 | 1140 | 1240 | 1335 | 1435 | 1525 | 1620 | 1700 | — | — |
Разновидности колес
Чтобы правильно выбрать и купить резину на МТЗ, следует представлять себе конструкцию тракторных шин. Делаются они по камерному типу, то есть имеют внутреннюю камеру и покрышки. Камера удерживает воздух и принимает на себя большую часть нагрузки. Покрышка защищает камеру от трения и состоит из следующих элементов:
- Каркас — изготавливается из корда, особо прочной прорезиненной ткани, уложенной друг на друга в несколько слоев. Именно характеристики корда определяют прочность шины и её грузоподъемность.
- Внутренний слой из мягкой резины называется брекер и выполняет роль амортизатора ударов, принимаемых протектором.
- Протектор представляет собой внешний слой прочной резины, сформированный на каркасе, и отвечает за сцепление шины с грунтом. Параметры сцепления зависят от формы и глубины рисунка, образованного грунтозацепами и впадинами.
- Для защиты боковых стенок каркаса служат боковины. Борты фиксируют покрышку на ободе колеса, а также повышают жесткость бортов за счёт проволочных колец внутри.
Трактор имеет колеса камерного типа
Эксплуатационные качества «резины» зависят от каждого из этих параметров в отдельности и их сбалансированной работы в целом. Теперь рассмотрим основные критерии классификации шин и их типы.
Каждая шина маркируется в миллиметровом или дюймовом вариантах. Расшифровывается маркировка так. Возьмём для примера 380/80R38 142A8 / 142B, где:
- 380 — это ширина шины в мм или дюймах;
- 80 — профиль (соотношение высоты к ширине). Для тракторов обычно используются усиленные полнопрофильные шины с индексом 80–82;
- R —радиальный корд (самая распространённая технология изготовления. Реже встречается «-» — диагональный);
- 38 — диаметр колеса (диска) в дюймах, он же внутренний размер шины;
- 142 —уровень предельной допустимой нагрузки на одно колесо в килограммах.
Механическая блокировка колес на тракторе МТЗ-1221
В отдельных случаях на самых труднодоступных участках дорог классический задний или полный привод трактора не может справиться с толстым слоем грязи и вернуться обратно на свою колею.
Однако это вовсе не означает, что техника не сможет преодолеть подобный участок, так как водителю достаточно всего лишь изменить режим – включить блокировку межосевого дифференциала и тормоза, что заставит колёса вращаться одновременно и тракторист сможет вытащить машину практически из любой грязи.
Данная система блокировки имеет следующую достаточно простую конструкцию и принцип действия:
- Сама блокировка исполняется в виде двух кулачков, каждый из которых надёжно зафиксирован на приводах стандартных передач устройства, с внутренней стороны валов, имеющих в свою очередь особую шлифовку конца, чтобы обеспечить люфт данных кулачков и установленных на них муфт.
- Данные муфты соединены с приводом, выполненном в виде отдельной педали и рычага с одной стороны и, соответственно, с запорно-поворотным устройством на центральном валу – на противоположном конце.
- Так, оператор при необходимости просто нажимает на педаль привода блокировки, муфта перемещается в отведённом для неё пространстве, влечёт за собой вал и запорное устройство, которое надёжно защёлкивается на шестерне, препятствуя дальнейшей свободе вращения каждой оси колёс по отдельности.
- Данный рычаг с педалью в кабине имеет пружину и автоматическое обратное действие и, если его отпустить, он вернётся в исходное положение, а блокировка с дифференциала будет снята, и колёса начнут вращаться в обычном режиме.
- Для более длительной фиксации рычага блокировки для трактора МТЗ-1221 на педали имеется специальный стопор, нажатие которого приводит к тому, что муфта остаётся в блокированном положении на более длительное время.
Вам это будет интересно О шинах Медведь
Разрыв тракторной покрышки
Важно!
Механическая блокировка колёс хоть и является простой в исполнении и надёжной при эксплуатации, однако она сложна в управлении и нефункциональна. Поэтому на современных моделях белорусской техники устанавливается более совершенная система – гидравлический привод блокировки, который отличается тем, что для приведения механизма в действие уже не требуется усилие и длинное плечо, так как тяговое усилие многократно возрастает под действием сжатого масла в поршне. Однако такая система может вызвать течь в поршне при перегрузке и более длительный и дорогостоящий ремонт оборудования.
Основные критерии выбора и классификации
Размер шин маркируются в миллиметровом либо дюймовом варианте. Необходимо обращать внимание на высоту и ширину:
- Назначение шины, которое выражается в первую очередь в рисунке протектора. Стандартная резина на МТЗ 82 имеет рисунок «елочка», рекомендованный для сельхозтехники. Для строительной и дорожной техники лучше подходит неглубокая «шашка», а для лесозаготовок – крупные прямые грунтозацепы. Не стоит выбирать проходимость «с запасом» — это скажется как на расходе топлива, так и на состоянии грунта.
- Конструкция. Сегодня большинство шин изготавливается с радиальным расположением корда. Реже встречаются диагональные и цельнолитые. Радиальные шины отлично зарекомендовали себя на асфальте и обеспечивают более комфортную езду. Это оптимальное решение для транспортных средств, работающих на улицах или часто перегоняемых с участка на участок по асфальтовым шоссе. Для тракторов, эксплуатируемых на грунте, вполне подходят более дешевые диагональные шины. Для техники, работающей на твёрдых грунтах под большими нагрузками, можно рассмотреть вариант цельнолитых шин. Они выдерживают значительно большие нагрузки, чем пневматические, и их невозможно проколоть, однако они не амортизируют ударные нагрузки, что разрушает ходовую часть трактора.
- Индексы скорости редко бывают значимы для спецтехники. Обычно «резина» для тракторов имеет скоростной индекс 30-40 км/ч. Но для моделей, которые могут развивать большую скорость и часто эксплуатируются в высоких скоростных режимах, то этот показатель будет существенным.
Размеры и их подбор
Обычно задние шины МТЗ 82 имеют размер 15.5R38, передние — 11.2-20. Для каждой модели МТЗ производителем установлены рекомендуемые размеры «резины». Размеры подбираются по внутреннему размеру шины, он должен совпадать с внешним диаметром обода. В остальном владелец вправе выбирать между низко- и высокопрофильной резиной, исходя из условий работы и финансовых возможностей.
Задние шины размером 15,5-38 по устройству отличаются усиленным брекером и радиальным размещением нитей корда в каркасе. Шины, чей каркас имеет диагональное расположение нити корда каркаса образуют плоскость профиля шины углом 50-54º, а шины с радиальной конструкции — их угол не превышает 5º. Радиальное расположение нитей корда придает шине лучшую гибкость. Также, данные шины улучшают тягово-сцепные качества трактора, уплотняют почву и меньше пробуксовывают, обладают большим ресурсом по износостойкости протектора.
Эксплуатация и техническое обслуживание шин трактора МТЗ 82
Техническое состояние шин влияет на тягово-сцепные качества трактора, его расход топлива, проходимость и производительность. Таким образом, можно смело утверждать, что шины во многом определяют производительную и экономичную работу трактора. Кроме того, шины являются дорогостоящими и быстроизнашиваемыми компонентами трактора, цена которых составляет около 12% от стоимости самого трактора. В течении всего срока службы трактора шины меняются 3-4 раза, поэтому и затраты на эксплуатацию шин составляют примерно 20% общих затрат на эксплуатацию трактора.
На срок службы шины влияет не только соблюдение правил эксплуатации, но и от условий, в которых они используются: влажность и температура воздуха, особенности дорожного покрытия и свойства почвы. При эксплуатации трактора на полевых работах срок службы шин составляет около 6000 часов, а при выполнении транспортных работ они изнашиваются гораздо быстрее. На каменистых почвах, в горных районах срок службы шины сокращается на 25-35%, а на зимнем снежном покрове, наоборот, увеличивается на 25-30%.
Передние ведущие шины мтз 82 изнашиваются быстрее, чем задние. Это объясняется тем, что радиус качения передних шин меньше в 1,7 раза по сравнению с задними. Проходя один и тот же путь, передние шины совершают больше оборотов.
Давление в покрышках
Поскольку размеры и нагрузка, которые испытывают задняя и передняя резина спецтехники, различаются, соответственно варьируется и давление в шинах. Рекомендуемое давление для тракторов МТЗ составляет:
- 1,4+0,1 кгс/см2 для общих работ;
- 1,0+0,1 в задних и 1,4+0,1 в передних для мягких грунтов и пахоты;
- 1,6+0,1 в задних и 2,5+0,1 в передних для тяжелого сельскохозяйственного оборудования.
Эти нормы разработаны с учетом прочности шин.
При выполнении некоторых видов работ допустимо временное отклонение от нормы (например, если понизить давление, можно увеличить проходимость), но постоянная эксплуатация в таком режиме непременно приведет к ускоренному износу «резины».
Для предотвращения быстрого износа шин рекомендуется придерживаться следующих правил:
- строго соблюдайте нормы внутреннего давления в шинах, зависящих от условий работы и нагрузок на трактор;
- при движении на высоких скоростях проконтролируйте — не ведет ли трактор в сторону. Если ведет, то остановите трактор и подкачайте шину с меньшим давлением;
- старайтесь не допускать резких торможений, доводящие колеса до юза, а также длительного буксования колес;
- не ставьте трактор на грунте, загрязненным нефтепродуктами;
- своевременно проверяйте и регулируйте развал схождение передних колес;
- отключайте передний мост на сухих дорогах;
- не допускайте виляние и биение колес.
Балансировка колес
Колёса для спецтехники не нуждаются в балансировке. Проблема биения колес чаще всего связана с неполадками в крестовине (реже – в подшипниках) и нарушении развала-схождения.
Стоит отметить способ, которым многие пользуются для улучшения ходовых характеристик трактора. Для этого в камеры заливают жидкость – от простой воды до специальных антифризов. Также используются чугунные утяжелители. Эти меры улучшают сцепление с грунтом и делают ход более плавным. Однако к балансировке колеса они не имеют никакого отношения.