С самого начала проектирования и изготовления КрАЗ позиционировался как грузовой автомобиль, перевозящий тяжелые и габаритные грузы. Основным местом использования этого автомобиля должны были быть Сибирь и Дальний Восток. Весной 1959-го завод собрал первую машину, которую назвали «Днепр 222», и только со временем это название было заменено на общеизвестное «КрАЗ». В дальнейшем обзоре этого грузовика можно будет рассмотреть технические данные автомобиля — в чем его секрет долголетия, его достоинства. Также можно будет вкратце ознакомиться с историей его производства, различными модификациями и версиями для военного и гражданского использования.
Общие сведения об автомашине
КрАЗ является тяжелым грузовым автомобилем-вездеходом на колесной основе 6х6, в свое время прозванным из-за своего вида «луноходом» и «лапотником». Он выпускался на Кременчугском автомобильном заводе с 1967 по 1894 год. Автомобиль создавался на базе КрАЗ 214Б, с которого взяты вид и общие характеристики, что подтверждает схема КрАЗ 255. Единственным отличием нового вида автомашины стала установка более мощного и экономичного двигателя, который стал вполовину меньше потреблять топлива, а также широкопрофильных шин с возможностью централизованной регулировки давления воздуха в них. Автомобиль предназначался для транспортирования грузов и перевозки людей, в первую очередь военных, по обыкновенным дорогам и по распутице. Платформа у него цельнометаллическая, с откидывающимся задним бортом и съемными боковыми добавочными бортиками.
О надписях и рисунках на коробке
Вот незадача, у новинок «Нашего Автопрома» получилась путаница с названиями: модели и их коробки на этапе упаковки были перепутаны, из-за чего на коробке с «255Б1» написано «255Б» и наоборот.
Рисунки на тыльной стороне коробки, которые так любят обсуждать, на самом деле вполне точно иллюстрируют уже проделанную работу. Большинство из изображённого уже воплощено в металле, над остальным идёт работа или выпуск моделей. «Воздушных замков» там нет…
КрАЗ 255: технические характеристики
Кабина у грузовика трехместная, ее каркас обшит металлом и деревом. Благодаря такой конструктивной особенности авто часто называют «последним из деревянных». Автомобиль имеет восьмицилиндровый мотор, работающий на дизеле. Мощность двигателя составляет 240 л. с, объем его — около 15 литров. Автомобиль обладает двухдисковым сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач.
У автомашины КрАЗ 255 три моста, и все они ведущие со стандартизированными основными деталями, с двухступенчатым редуктором и разгруженными полуосями. Передний мост отвечает за передачу крутящего момента на передние колеса в момент поворота. Средний мост является промежуточным, на который опирается карданный вал заднего моста.
Подвеска грузовика состоит из двух частей: передней и задней. Передняя имеет две продольных рессоры и столько же гидравлических двусторонних амортизаторов. Задняя подвеска содержит две осевых рессоры и шесть реактивных штанг.
Рулевая система обладает гидроусилительным механизмом поршневого вида. На автомобиль КрАЗ 255 установлены барабанные тормоза и пневматический привод к ним, а также дополнительные двигательный и стояночный тормоза с механическим управлением.
Устройство
Внешне КрАЗ-255 выглядит довольно беспритязательным. Деревянная кабина, рассчитанная на три места, оббита стальной обшивкой и расположена за двигателем. Приборная панель максимально упрощена и имеет небольшое количество примитивных индикаторов и механизмов. В 1969-ом году облик грузовика несколько изменился. Передняя часть получила новую систему освещения, монтируемую в единый корпус прямоугольной формы. Также в кабине появились стеклоомыватели, обновленное кресло с пружинистой подвеской, комплексом дополнительных настроек и гидроамортизатором, обогреватель панорамного стекла, съемное спальное ложе и отопительная система. Водительское сиденье стало подрессоренным и получило регулировку по росту и массе.
Кузов КрАЗа-255 выполнен в виде грузового металлического помоста с решетчатым бортом, открывающимся в задней части, арками, боковыми откидными сиденьями и тентом.
Удобства управления тягачом добавляют рычаги КПП, осевого дифференциала, лебёдочного механизма и ручного тормоза, установленные в кабине.
Простоте эксплуатации и удобству управления автомобиля в процессе конструирования было уделено особое внимание. Изначально тягач комплектовался пневматическим усилителем руля, на смену которому вскоре пришла гидравлика. Для рулевого устройства характерно передаточное соотношение в 23,6.
Преимущества КрАЗа-255 заключаются не только в комфортном салоне. Дорожная формула шесть на шесть предусматривает наличие сразу трех ведущих мостов, что делает модель сверхпроходимой.
Грузовик получил передовую для того периода трансмиссию «ЯМЗ-236Н» с 2-дисковым сухим фрикционным сцеплением. 2-ступенчатая механическая раздаточная коробка была оснащена межосевым дифференциалом для задней и средней оси.
Карданная передача КрАЗа-255 включает 5 карданов открытого типа и промежуточную стойку. Каждый мост предназначен для конкретных узлов и является ведущим.
Обновленная передняя подвеска оснащена парой телескопических 2-сторонних гидроамортизаторов и осевых полуэллиптических рессор. Задняя подвеска расположена на 6-ти реактивных металлических штангах и 2-х осевых полуэллиптических рессорах.
КрАЗ-255 оборудуется барабанными тормозами с 2-контурной пневматической передачей. Разжимание происходит через кулачковое устройство. Стояночный тормоз представляет собой барабанно-трансмиссионное устройство с механической передачей.
Необыкновенно продолжительная жизнь автомобиля обусловлена высоким качеством деталей и удачной конструкцией. Выпуск КрАЗа-255 был приостановлен по личным побуждениям Кременчугского завода в 1993-ом году. При этом заказов на модель в тот момент было довольно много.
Цена нового и б/у КрАЗа 255
Новый автомобиль КрАЗ-255 купить не удастся, поскольку модель снята с производства. Варианты 1990-1993-го годов обойдутся в 600-700 тысяч рублей. Арендовать КрАЗ-255 довольно тяжело. При этом стоимость аренды составляет 1000-1100 рублей за час.
Устанавливающееся оборудование
КрАЗ 255, фото которого находится вверху, представлен в обычной комплектации. Но этот автомобиль оснащался также и дополнительным оборудованием и устройствами, что позволяло ему служить не только в военной сфере, но и в гражданской.
Вспомогательные устройства:
— предстартовое обогревательное устройство двигателя;
— система управления воздушным давлением в шинах (на моделях 255Б и 255В);
— лебедочное устройство (255Б и 255Л);
— оборудование для перевозки леса;
— сцепной механизм.
В 1979 году запустили в производство модернизированную версию – КрАЗ 255 Б1, технические характеристики которой имели незначительное отличие от базовой модели — этот вид грузовой автомашины обладал раздельным тормозным приводом.
С 70-х годов произошло изменение внешнего дизайна автомобиля: фары и указатели поворота начали устанавливать в прямоугольных металлических коробках. До этого времени они размещались на КрАЗах в своих обтекаемых корпусах отдельно друг от друга.
Силовая установка
Автомобиль оснащался 8-ми цилиндровым V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240л.с. и крутящим моментом в 1765 Н.м. В паре с ним работалаКПП ЯМЗ 236С, а позже – ЯМС 236. Использование сухого 2-х дискового сцепления стало прорывом для автомобильной промышленности 60-х годов прошлого столетия. Раздаточная коробка двухступенчатая, механическая. Предпусковой подогреватель ПЖД-44МБУ обеспечивал запуск двигателя при температуре окружающего воздуха до минус 50 град.
Под капотом КрАЗ 255
Виды автомобиля КрАЗ 255, характеристики и отличия
Выпускались машины в следующей комплектации:
- КрАЗ 255Б 1967 года выпуска – базовая модификация авто с платформой или без нее. Предназначалсась для транспортировки грузов и буксирования прицепов по шоссе, грунтовой дороге и по бездорожью. На шасси этого грузовика некоторые предприятия производят автокраны, экскаваторы, бурильные установки, механизмы для забивания свай и многие другие типы автотехники.
- КрАЗ 255Б1 – разновидность автомобиля, у которого раздельный тормозной привод.
- КрАЗ 255В – тягач, буксировавший 18-тонные полуприцепы по обыкновенным и грунтовым дорогам и 26-тонные по шоссе. Для того чтобы прицепить полуприцеп, автомобиль оборудовался специальным сцепным механизмом.
- КрАЗ 255Д – автомашина, предназначенная для сцепки с прицепом ММЗ 881.
- КрАЗ 255Л – модификация для перевозки строительного леса на прицепе ТМЗ.
Военные и гражданские модификации
КрАЗ долгое время являлся базовой машиной для перевозки грузов и личного состава в армии СССР. Но и сейчас данный автомобиль состоит на вооружении российской армии и армейских частей других стран. Кроме этого, КрАЗ 255, модель «Б», служил базисом, на котором создавались другие виды военной и гражданской техники с такими устройствами:
— понтонный парк ПМП;
— тяжелый механизированный мост ТММ-3;
— экскаватор Э-305БВ;
— гидравлический экскаватор ЭОМ;
— автоцистерна.
Автомашина применялась и сейчас используется в гражданской отрасли в виде лесовозов, тягачей, которые часто можно видеть на аэродроме и в каком-нибудь автопарке. КрАЗ 255 также используется в нефтегазовой отрасли.
О проделанной работе
Несмотря на все технологические и бюджетные ограничения, в целом модель получилась. Удалось воплотить практически всё задуманное. Как один из её авторов искренне считаю, что общий уровень получился выше, чем у предшествующей и весьма удачной разработки МАЗов «500-го» семейства. Правильная по форме кабина стала хорошей базой для развития остальных моделей семейства как полноприводных, так и с колёсной формулой 6х4, разработка которых уже закончена и модели ушли в производство. Для рукастых автомоделистов новинка предоставляет возможность малой кровью довести её деталировку до уровня премиальных моделей. Высокая общая точность позволит не тратить время на исправление ошибок в геометрии, а бросить все силы на детализацию. Выход наборов травления и деколей, облегчающих эту работу, уже не за горами. Демократичная цена порадует любителей конверсий и спецтехники, благо КрАЗ-255 как прототип для этого крайне благодатный: один только экскаватор ЭОВ-4421 чего стоит! А если ещё и замахнуться на понтонный парк и прочие армейские спецмашины, так такую модельную линейку ни одна полка не выдержит.
Что же имеем в сухом остатке? На сегодняшний день две ранние модели КрАЗ-255 явно уступают новинке «Нашего Автопрома» по точности обводов, что видно невооружённым глазом. А ещё одна, пока только заявленная модель, если и выйдет, то, скорее всего, будет иметь кабину от выпущенных КрАЗ-256 и -257, обладающую заметными и трудноустранимыми ошибками в геометрии. Всё это делает КрАЗ-255 от «НАП» в обозримом будущем самой точной моделью КрАЗа.
Применения автомобиля в вооруженных силах
В наше время «лапотник» широко применяется практически во всех сферах жизни человека. Но в первую очередь он создавался как военное транспортное средство для использования в армейских целях.
Особенностью этого военного автомобиля серии 255 было то, что на его шасси не устанавливали боевые комплексы и вооружения. Чаще всего он использовался в инженерной армейской службе. В наше время он также используется в армии и является незаменимым помощником в решении тех или иных боевых задач. Например, тип КрАЗа с установкой понтонного моста ПМП в конце прошлого века считался лучшим инженерным решением в мире по преодолению водоемов. Он и сейчас применяется в вооруженных силах многих стран, в том числе и в российской армии.
Очень удачными модификациями этого типа авто являются механический мост ТММ и военный экскаватор ЭОВ, которыми до сих пор пользуются армейские специалисты государств, входящих в СНГ, и военизированные миротворческие части ООН.
Много специальной техники на базе КрАЗа было создано для обустройства аэродромов: топливозаправщики, пожарные автокраны, тягачи и так далее. Эту спецтехнику до сих пор можно встретить в аэропортах нашей страны и СНГ.
В противовоздушных войсках размеры КрАЗ 255 удачно подходили для радиолокационных дальномеров и заряжающих машин, перевозящих боекомплект ракетным системам.
О технологических уступках
Первые 3D-модели, полученные от китайских разработчиков, озадачили: кабина оказалась непропор-ционально узкой, остальные пропорции были хоть и не идеальны, но близки к истине. Впоследствии выяснилось, что разработчики исходной математической модели попались на кажущуюся внешнюю схожесть КрАЗов с их ярославскими предками. Из-за чего ширина кабины была принята близкой к таковой от ЯАЗ-210, которая в оригинале была меньше почти на 300 мм. После исправления этого недочёта основные размеры модели вошли в норму и далее существенно не изменялись.
Ещё одной исходной ошибкой разработчиков стала неверная ширина шин, появившаяся из-за путаницы с более узкими шинами «214-го» семейства. После нормализации базовых размеров вся дальнейшая правка велась в направлении уточнения формы по фотографиям. Чертежи КрАЗ-255 в варианте экскаватора и понтонного транспорта ранее были опубликованы в модельной периодике и использованы при разработке модели. К чертежам подошли критически, уточняя спорные моменты по фотографиям, в результате чего форма кабины и особенно крыши вышла точнее, чем на упомянутых чертежах. Вообще крыша оказалась самым сложным местом в кабине, её дольше всего доводили. Но зато в результате кабина модели НАП вышла наиболее точной по форме среди других моделей, превзойдя даже сборную модель в масштабе 1:35.
Мне, как стендовику, часто приходится сталкиваться с досадной ситуацией, когда из-за невозможности выемки отливки из формы при литье имитации целого узла модели в одну деталь приходилось отказываться от воспроизведения некоторых особенностей формы или фактуры, присущей прототипу. И если бы при изготовлении сборной модели эта проблема зачастую решалась бы разделением детали на несколько частей, то для выпускающейся готовой модели 43-го масштаба такой вариант не подходил. Преодолеть эту проблему в принципе можно только литьём из смолы в мягкие формы, но это совершенно не подходит для массового промышленного производства.
После проведения правок модели в несколько этапов в конечную конфигурацию просочилась только пара мелких неточностей. Одну ошибку как консультант прозевал лично. Что верхняя дудка сигнала коротковата относительно нижней, заметил уже тогда, когда исправлять было поздно, и это удалось поправить только на моделях 6х4. Вторую ошибку внесли непосредственно китайские производители: на утверждённой к выпуску 3D-модели на боковинах шин имелся рельеф, который, к сожалению, не был воплощён в готовой модели из-за технологических проблем.
Относительно столь обсуждаемого отсутствия усов-габаритных указателей спешу заверить: это не ошибка, а совершенно сознательный выбор авторов проекта. Прекрасно осознавая, что сделать эти детали изящно не получится, а иметь вместо масштабно тонких деталей две палицы, торчащих из крыла, не хотелось, то от убогой имитации просто отказались. Такой вариант был сочтён допустимым – при эксплуатации многие машины быстро теряли габаритные указатели. По тем же соображениям не стали имитировать швы стыков жести на дверях кабины. При имевшихся технологических возможностях получилось бы немасштабно грубо и утрированно.
В сравнении с моделями МАЗов удалось более удачно разместить узлы крепления модели к подставке, посадочные практически нигде не проходят сквозь детали модели, пострадала только ось балансирной тележки. Новинкой в модели стал материал зеркал заднего вида. Пластик, из которого сделана модель, очень мягкий, почти резиноподобный, мнения обладателей моделей по этому вопросу разделились – кому-то больше по душе старый, более жёсткий пластик. Однако другие коллекционеры, а тем более продавцы моделей, наоборот, в восторге от такого решения, так как отломанных зеркал практически не стало. Вероятно, в данном случае практичность такого решения побеждает.
Покорение «луноходом» пустынь и тропиков
Очень впечатляющая карьера у нашего «лунохода» за рубежом. В период их массового производства данные автомобили экспортировались в 50 стран. Они ездили по дорогам всего мира, кроме Австралии и Антарктиды. Часто можно встретить наш КрАЗ 255, фото которого размещено на иностранных сайтах и журналах. Правда, цветовая гамма авто изменена под особенности тех местностей, в которых он используется.
Помимо основных положительных характеристик нашего грузовика, иностранным покупателям он нравится еще и за свою долговечность. Ведь уже прошло много времени с прекращения его выпуска, а данные авто можно встретить на дорогах не только нашей страны, но и там, куда они когда-то экспортировались.
На Европейском континенте чаще всего КрАЗ встречается на территориях Польши и Германии. После вхождения этих стран в НАТО автомобили начали снимать с использования в войсках. Таким образом они попали в частные руки и применяются как эвакуаторы, туристические автомашины, перевозящие туристов по труднопроходимой местности. КрАЗы в Европе становятся участниками автошоу и даже принимают участие в свадебных колоннах.
След автомобиля в истории нашего государства
Автомобильный завод в Кременчуге за все годы производства КрАЗ 255 выпустил около 82 000 их разновидностей и типов. Самым «урожайным» годом по выпуску грузовиков стал 1981. В этом году было выпущено более 5,5 тысячи машин для потребностей СССР и зарубежных стран.
Общее количество грузовиков КрАЗ, выпущенных Кременчугским заводом, составляет более 197 тысяч машин.
После того как развалился СССР, автомобиль производился еще два года, но в конце 1993 — в начале 1994 года его сняли с производства и стали выпускать более современные и экономичные модели автомашин высокой проходимости.
Интересный эпизод с участием КрАЗ 255Б
Чтобы читатель смог понять мощь и надежность этого автомобиля, достаточно привести в пример один известный случай, получивший в свое время огласку даже в средствах масс-медиа.
В летнее время 2006 года на дорогах Украины появился странный КрАЗ 255Б, владельцами которого была семейная пара из Германии. Они совершали туристическую поездку по побережью Черного моря и заехали в Кременчуг.
Удивительным является то, что этот автомобиль был выпущен в далеком 1972 году и все это время проработал в Германии. В 2006 году он был куплен Райнером, нынешним хозяином КрАЗа, за 15000 евро и переоборудован в мобильный кемпер со всеми удобствами. Но сам двигатель, основные узлы и агрегаты, а также колеса остались такими, какими были установлены при его производстве.
Владельцы автомобиля проехали на нем тысячи километров, чтобы попасть в город Кременчуг и, наконец-то, поменять шины, которые не менялись с 78-го года!
На вопрос журналистов о том, зачем он купил такого «старика» вместо современных внедорожников, Райнер ответил, что КрАЗ, по сравнению с современными автомобилями, намного надежней, так как электроника новейших внедорожников постоянно выходит из строя. А для советского грузовика все, что необходимо для ремонта, – это ключ и полчаса времени!
Райнер уверен, что его авто прослужит ему еще полвека. Он также отмечает, что нынешнее автомобилестроение со всеми новшествами не идет ни в какое сравнение по надежности с его КрАЗом.
Украина будет выпускать МАНы? КрАЗы с кабинами как у МАНов!
«Теперь Украина будет выпускать МАНы?» — удивятся читатели. Не МАНы, а КрАЗы с кабинами как у МАНов! Причем сделаны эти кабины в Китае…
Человека встречают по одежке, а грузовик — по кабине! Неудивительно, что головная боль производителей грузовиков в СНГ — как раз кабина. МАЗу повезло: там еще в девяностых разработали собственную и очень просторную кабину «нового образца». ГАЗ сейчас делает ставку на кабину от Газели Next: ее будут ставить и на «газоны», и даже на Уралы. КАМАЗ начал закупать кабины у Меседеса и обещает, что с 2016 года будет производить собственные новые кабины, разработанные вместе с корейцами.
А украинский КрАЗ… Там еще несколько лет назад поняли, что традиционная капотная кабина — хоть с железным, хоть с новым стеклопластиковым носом — не позволит расширить гамму машин. Между тем сила КрАЗа как раз в гибкости производственной программы: раз объемы невелики (за первую половину нынешнего года сделано около 300 машин, в июле и августе около 200 экземпляров), значит, надо брать многообразием исполнений.
Поэтому в 2009 году была создана собственная бескапотная кабина — со стеклопластиковыми панелями на металлическом каркасе. Ее установили на ряд моделей, от самосвала до пожарной, однако сейчас, по словам кразовцев, конструкция в очередной раз проходит доработку. По неофициальной информации, она получилась слишком дорогой.
В 2009 году КрАЗ создал собственную стеклопластиковую кабину
…а в 2011 году адаптировал кабину Renault. На снимке — «уборщик» с газовым двигателем Mercedes
0 / 0
Зато «фирменная» покупная кабина Renault Kerax, которой изначально планировалось оснащать коммунальные машины, прижилась и на других версиях: например, существуют такие лесовоз, самосвал, зерновоз. Последняя новинка — «уборщик» с двигателем Mercedes, причем газовым, и турецким оборудованием Кatmerciler.
Но кабина европейского производства все равно недешева, и потому завод нашел новых партнеров. Где? Правильно, в Китае, откуда КрАЗ уже давно получает коробки передач Shaanxi Fast Gear. Еще до создания собственной кабины кразовцы построили опытный самосвал с кабиной Shaanxi (лицензионная кабина от старой модели MAN F2000), а пару лет назад, на выставке Комтранс, показали шасси с такой кабиной.
Но на новейшем КрАЗе-6511 для сельскохозяйственного автопоезда стоит другая кабина — тоже как у МАНа, только более позднего, модели TGA. Но ведь Shaаnxi не выпускает такую кабину! К тому же, если присмотреться, видно, что двери явно не «мановские», а интерьер и вовсе не похож.
Интерьер кабины Qixing сделан «в духе тягача Mercedes Actros»
Большие окна в задней стенке явно лишние: от них будет тянуть холодом!
0 / 0
Наше расследование показало, что кабину сделали на китайском заводе Qixing, который, если верить информации в интернете, выпускает в год 100 тысяч кабин 180 наименований. Все они, естественно, нелицензионные: какое оформление пожелает клиент, такое и сделают! «Как у Мерседеса», «как у Скании», «как у МАНа»… И эмблему клиент тоже крепит ту, какую пожелает.
Так что кабина, которая стоит на КрАЗе-6511, — это Qixing модели PW21: эти же кабины ставит на свои машины китайский Youngman и иранская фирма AMICO. А интерьер «в стиле Mерседеса» — точь-в-точь как у российских грузовиков Тонар: ведь Тонар тоже покупает кабины у Qixing! Сами кразовцы кабиной довольны: по их словам, она в разы дешевле, нежели кабина Renault, при этом в ней есть все необходимые элементы комфорта — кондиционер, шторки, магнитола.
«Лаптежник» КрАЗ-В12.2МЕХ по имени Сержант — перспективный военный вездеход с кабиной Shaanxi (бывшая кабина MAN F2000) и 385-сильным двигателем Cummins ISMe
Силовой агрегат тоже китайский: 400-сильный двигатель Weichai (он отвечает нормам Euro 4 благодаря мочевинной нейтрализации), коробка передач — 12-ступенчатая Shaanxi Fast Gear.
Так что этот зерновоз с прицепом будет явно дешевле прошлогоднего предшественника-зерновоза с кабиной Renault, двигателем ЯМЗ и коробкой передач ZF! Во всяком случае автопоезд уже показали на Сорочинской ярмарке и вскоре он отправится на испытания.
Завод Qixing предлагает кабину «как у МАНа TGA» всем желающим: покупай и ставь любую эмблему! Эту же кабину, только с другим оформлением, получает китайский Hongyan. А вот та же самая кабина, только уже с облицовкой «под Mercedes» и эмблемой китайского производителя Tiema
А лицензионную кабину Shaanxi кразовцы приспособили для перспективных военных вездеходов под названием Сержант: запланирован выпуск шеститонной модели 4х4 и 12-тонной 6х6. Любопытно, что в индексах этих КрАЗов есть большие буквы «MEX», но ни механика, ни Мексика ни при чем: «М» — это «кабина MAN», «Е» — полноприводная, «Х» — с односкатной ошиновкой. Здесь двигатели уже носят марку Cummins (но, видимо, тоже сделаны в Китае), коробки передач — все те же Shaanxi Fast Gear. Официально заявленный контрольный расход топлива обеих версий — 39 л/100 км.
Но Сержант все же имеет свой облик, а вот как отнесутся представители компании MAN к тому, что гражданский КрАЗ с кабиной Qixing выглядит как MAN TGA? Помнится, в свое время немцы отказали КАМАЗу в поставках кабины TGA как раз из-за того, что машины будут слишком похожи. А КрАЗ-6511 не просто похож — брат-близнец, только с другой надписью на передке! Вот уж точно — «УкрMAN». В смысле «украденный», хотя украинцы тут ни при чем.
«Мановскую» кабину Qixing ставят на свои машины иранская фирма AMICO…
…и китайский Youngman. Уж очень хочется выглядеть «как настоящий MAN»!
0 / 0
Итоги обзора КрА3
Исходя из всего вышенаписанного, можно подвести итог: автомобиль КрАЗ 255 является самым успешным и массовым проектом не только Кременчугского завода, но и всей советской автопромышленности. Именно благодаря этим машинам слава о Кременчуге как о мощном автостроительном центре разошлась по всему Союзу и за его пределы. Эти машины продолжают эксплуатироваться в таких странах, как Индия, Вьетнам, Эфиопия, Ангола, Чили и во многих других. Из-за своей надежности и прочности эти автомобили завоевали уважение практически везде, где ими пользовались.