Автомобиль УАЗ-450: технические характеристики, фото

Автомобиль УАЗ-450, создавался на базе узлов шасси автомобиля «ГАЗ-69».

1956 год. За двухцветную окраску и необычную решетку радиатора опытный образец УАЗ, разработанный художником Владимиром Арямовым, прозвали «сорокой»

Модификации

УАЗ-450А — санитарный УАЗ-450В — микроавтобус УАЗ-450Д — грузовик (бортовой) с двухместной кабиной и деревянным кузовом УАЗ-450П — экспериментальный седельный тягач с полуприцепом УАЗ-752

Разработку полноприводного автомобиля грузоподъёмностью 800 кг на Ульяновском автомобильном заводе начали в 1954 году. Чтобы разместить на коротком шасси легкового внедорожника «ГАЗ-69» вместительный кузов решено было принять бескапотную схему. Таким образом, УАЗ-450 стал первым в мире массовым полноприводным автомобилем вагонной компоновки, а спроектированный на его базе автомобиль с грузовой платформой — первым отечественным грузовиком с кабиной над двигателем.

Разработкой автомобиля занимался ульяновский конструктор Иван Алексеевич Давыдов. В 1955 году было собрано пять прототипов для испытаний.

Начало пути

Весной 1955 года перед КБ автозавода УАЗ, возглавляемого главным конструктором Иваном Алексеевичем Давыдовым, была поставлена задача: разработать, на основе шасси легкового внедорожника УАЗ-69, автомобиль, который мог бы перевозить багаж массой до 800 кг.

Длина колесной базы «газика» составляла только 2300 мм, поэтому традиционная, последовательная конструкция машины: двигатель-кабина-грузовая платформа, для проекта не годилась. В связи с этим было решено в постройке автомобиля использовать вагонную компоновку, которая ранее применялась только в автобусах.

Работа продвигалась довольно быстрым темпом. Уже в том же году автозавод собрал первые пять опытных УАЗ-450, который сразу же за свои округлые формы получил новое народное имя – «буханка».

О высокой проходимости

Автомобиль, который практически не изменился за более чем 50 лет, смог заработать себе успех лишь благодаря своим качествам, которые у фургона были. Например, высокая проходимость. Конкурентов у «Буханки» в отечественном автопроме практически нет.

Энтузиасты проводили для автомобиля УАЗ 450 тест-драйв. На булыжной мостовой машину жутко трясет. На пересеченной местности автомобиль не боится даже больших песчаных холмов. В горку тоже едет очень просто и непринужденно, даже если это крутой холм. А вот глубокая колея не слишком подходит для «Буханки». Единственное, что огорчает, — это скорость езды по пересеченке. Постоянно приходится работать передачами. Чего не хватает в автомобиле, так это блокировки дифференциала.

Устройство «буханки»

Благодаря тому, что в машине использовалась бескапотная схема, автомобиль получился при своей компактности довольно вместительным. По сути, УАЗ-450 (фото ниже) представлял собой полноприводный цельнометаллический микроавтобус, передние двери которого открывались против его движения, а посадка пассажиров или погрузка багажа должна была осуществляться через задние двойные распашные двери.

Плавность хода обеспечивала рессорная подвеска и рычажно-поршневые амортизаторы.

В качестве силового агрегата в машину установили расточенный аналог четырехцилиндрового двигателя от «Победы» (ГАЗ М-20). Диаметр цилиндров в нем был увеличен с 82 до 88 мм. Из-за этого рабочий объем мотора стал 2432 см куб., соответственно, возросла и его мощность, теперь она составила – 62 л/с. У «Победы» также позаимствовали и трехскоростную КПП.

Двухступенчатая «раздатка», штампованная рама и оба неразрезных моста УАЗ-450 получил от УАЗа-69. Передний привод, также как и у «шестьдесят девятого», был отключаемый.

Тормоза барабанного типа, оборудованные системой гидропривода.

Салон

УАЗ 450 сконструирован таким образом, что на водительское место очень неудобно попасть. Это было обусловлено и узким проемом двери, и высоким порогом. Руль сделали трехспицевым. Передняя панель металлическая. Дизайнеры считали, что это максимально утилитарно. Спидометр располагался справа от руля — это наиболее крупный прибор во всей кабине.

В передних креслах отсутствовали регулировки. Невозможно было приспособить даже спинку. Подушка кресла не имела продольной регулировки. Для обслуживания мотора в кабине расположен специальный кожух. Он разделял сидения спереди. Под кожухом дизайнеры спрятали двигатель, радиатор и все остальное. Это очень удобно, если на улице холодно. Рычаг КПП располагался под рулем. Передняя панель также оснащена специальным переключателем баков. Можно было определить, из какого бака двигатель будет потреблять топливо.

УАЗ-450: технические характеристики

  • Габариты машины – 4360мм х 1940 мм х 2300 мм.
  • Полная масса – 1950 кг.
  • Колесная формула – 4х4.
  • Колея (мм) – 1436.
  • Колесная база (мм) – 2300.
  • Радиус разворота (м) – 6,8.
  • Дорожный просвет (клиренс) мм – 210.
  • Мест в кабине – 2.
  • Мест в салоне – 9.
  • Грузоподъемность – 800 кг.
  • Предельно возможная скорость – 90 км/ч.
  • Общий объем двух баков для бензина – 96 литров.
  • Расход горючего на 100 км – 14 литров.
  • Запас хода (усредненная величина) – 500 км.

Заводские варианты нового УАЗа

Массовый выпуск УАЗ-450 начался осенью 1958 года. Сперва семейство серийных «буханок» включало в себя три модели: медицинский автомобиль УАЗ-450А, малый грузовик – УАЗ-450Д, и базовый «450-й» – закрытый фургон.

Санитарная машина предназначалась для обслуживания пунктов скорой медпомощи, прежде всего, в сельских районах, не отличавшихся хорошим качеством дороги.

Конструкция автомобиля представляла собой цельнометаллический кузов с боковыми окнами, который внутри делился перегородкой на два отсека: кабину водителя и санитарное помещение. В медицинской части машины вдоль бортов располагалась пара откидных скамеек, по одной на каждой стороне, на которых могло разместиться по три человека. Еще одно сиденье закреплено непосредственно на самой перегородке. Для лежачих больных предусматривались специальные кронштейны с ременными креплениями, на которых можно было в два яруса установить четверо носилок. Кроме того, даже при полной загруженности автомобиль мог транспортировать прицеп, масса которого не должна была превышать 850 кг.

Второй моделью стал УАЗ-450Д («головастик»), который представлял собой небольшой грузовичок с двухместной цельнометаллической кабиной и деревянной бортовой платформой, у которой все три борта откидывались.

Немногим позднее появился экспериментальный одиннадцати местный микроавтобус УАЗ-450 В, в котором по правому борту была установлена распашная дверь, наряду с боковыми, в скаты крыши установили целый десяток маленьких окошек. Правда, в серию машина пошла только с шестью окнами, но немного больших размеров, а передние двери в ней стали открываться не против движения, как у базового «450-го», а традиционно.

УАЗ 450А — санитарный автомобиль

фотография УАЗ-450А санитарный автомобиль

Автомобиль отличается двойным остекленением и установленным медицинским оборудованием. Первые прототипы санитарных машин УАЗ-450А

поступили в вооруженные силы. Также этот санитарный автомобиль мог буксировать прицеп массой до 850 кг. УАЗ-450А был оборудован обдувом ветрового стекла, а также отопительным и вентиляционным устройствами. Кабина водителя была конструктивно отделена от помещения для больных металлической перегородкой с окном, оснащенным форточкой. В проеме задней двери кузова устанавливалась подножка, служившая для погрузки носилок с больными. Автомобиль мог вмещать девять человек сидя либо троих сидя и четверых на носилках. УАЗ-450А составил конкуренцию выпускавшемуся в то время ПАЗ 653 и в скором времени заменил его, так как был лучше по многим параметрам. А в 1966 году на смену УАЗ-450А пришел
УАЗ-452Г
с новым верхнеклапанным двигателем.

Заводские изменения и обновления «450-го»

С 1961 года на основе УАЗ-450 началось производство УАЗ-451, отличавшегося от базовой модели отсутствием полного привода. Ведущим остался только задний мост. Однако при этом машины немного прибавили в грузоподъемности. Никаких других изменений автомобиль не претерпел.

В 1965 году вся выпускаемая линейка УАЗ была усовершенствована: на машины стали устанавливать двигатель с верхним расположением клапанов, превосходящий по мощности своего предшественника. Трехскоростную КПП заменила четырехступенчатая коробка передач. Кроме того был переработан и внешний облик внедорожника и хотя, по сути, это остался тот же УАЗ-450, только модернизированный, индекс машина получила уже новый – УАЗ-452.

Военное задание

Вся история ульяновских автомобилей неразрывно связана с армией. Ничего странного в этом нет – завод занимался выпуском внедорожников, которые нужны были военным.


Современный УАЗ не сильно отличается от модели 1958 года. Фото: Youtube.com

Сначала в Ульяновске наладили производство ГАЗ-69. Горьковский завод нуждался в свободных площадях для грузовых автомобилей – они были необходимы стране для строительства. Не успели наладить выпуск ГАЗ-69, как в 1954 году пришло постановление, обязывающее освоить цельнометаллические фургоны повышенной проходимости.

Конечно, заказчиком стала армия, которой нужны были санитарные и штабные автомобили.

Заводские модификации, не вошедшие в серию

В самом начале 60-х автозавод сделал попытку повысить плавность хода у «санитарки», установив на нее подвеску с гидропневматикой, однако, для того времени узел вышел слишком сложным и дорогостоящим для массового производства, поэтому от такого усовершенствования конструкторы отказались.

В начале 70-х заводчане на базе УАЗ-450 попробовали построить трехосный мини-автобус на 16 мест, но до серийного выпуска он также не дошел.

Не увидела свет и еще одна, немного странная для традиционного автомобиля модификация – гибрид автобуса и рельсобуса, то есть машины, которая была бы способна передвигаться и по рельсам, и по обычной дороге.

Для заснеженных, труднопроходимых территорий страны заводчане на базе УАЗ-451Д, спроектировали снегоход, в котором, передние колеса заменили лыжами, задние – резиногусеницами, а также снегоболотоход с гусеницами на обеих осях. Но дальше создания опытных образцов дело не продвинулось.

В 80-х серийно выпускаемые модели на базе «450-го» вновь прошли модернизацию, которая коснулась двигателя, тормозной системы и ведущих мостов. Также автомобили получили и новые индексы. Однако, несмотря на переделки и доработки, во всех новых моделях «буханок», «санитарок» и «головастиков» легко угадываются черты их прототипа из 50-х годов.

История создания

Раньше все было совсем по-другому. Автомобиль УАЗ «Буханка» выпускался с 1958 по 1965 год. Это была очень важная разработка для Ульяновского завода и всего отечественного автопрома в целом. Данный автомобиль в народе часто сравнивали с буханкой хлеба, отсюда и такое название.

В начале 50-х оказалось, что США обязательно нападет на СССР. Такое ядерное будущее стали воспринимать как нечто неизбежное. Вопрос стоял о том, кто же из стран будет лучше подготовленным к такому исходу.

На Ульяновском заводе, который был настоящим филиалом ГАЗ во время Второй мировой, выпускали ГАЗ 69. И вдруг предприятие получает срочный заказ. Инженеры должны были разработать удобный автомобиль для нужд вывоза раненых с участка поражения.

Сейчас эта версия воспринимается бредом, но те из разработчиков, кто еще жив, утверждают, что это так. В обычном УАЗ 450, кроме водителя и двух пассажиров, была возможность крепления пяти носилок.

УАЗ-450: тюнинг своими руками

Как известно, цель тюнинга автомобиля не только улучшить технические характеристики машины, но и придать индивидуальности внешнему виду.

Если иные модели порой перерабатывают до такой степени, что в них становится тяжело узнать базовую модель, то с «буханкой», как правило, таких глубоких модернизаций не проводят – этот внедорожник и без того имеет отличные качества по проходимости, за что его так уважают любители активного отдыха.

Обычно тюнинг «буханки» сводится к покраске под камуфляж, установку больших колес с грязевой резиной (ведь даже оригинальный диск УАЗ-450 имеет размер R15), силовой бампер (кенгурятник), и, конечно же, лебедку, а на крышу монтируется длинный внешний багажник. Кроме того, к стандартной световой оптике владельцы внедорожников добавляют еще несколько фар-прожекторов. Словом, самостоятельная доработка «буханки» скорей направлена на практичность, чем на красоту. Хотя тюнингованный УАЗ-450 и внешне выглядит настоящим королем бездорожья.

УАЗ 450П полуприцеп

фотография УАЗ-450П полуприцеп

УАЗ-450П

— это экспериментальный
седельный тягач
, который был разработан на Уральском Автомобильном Заводе. Автомобиль был полноприводным, то есть имел колёсную формулу 4×4. Был рассчитан на использование с полуприцепом УАЗ-752 с грузоподъемностью 2,25 тонны. УАЗ-450П являет собой ещё одну из многочисленных модификаций серийного полноприводного фургона УАЗ-450, поэтому и получил в наследство от базовой модели кабину с расположением над двигателем, так же как и модификация УАЗ-450Д. В район ветрового стекла в холодные времена подавался подогретый воздух, а сама кабина отапливалась.

фотография УАЗ-450П полуприцеп

фотография УАЗ-450П трехосный

фотография УАЗ-450 трехосный

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]