Четырехосный самосвал Mercedes-Benz Actros 4150 8×8


Рисунок радиаторной решетки модели Mercedes Arocs неслучайно похож на зубцы экскаватора: место работы этих машин — стройплощадки и карьеры. В Германии Arocs выпускается с 2013-го, а в следующем году придет и к нам: в преддверии этого события я как следует поездил на таких самосвалах по Германии.

На окраине черного-пречерного леса стоит Кабанья гора. И это не сказка: неподалеку от Вёрта, где выпускают грузовые Мерседесы, действительно есть Шварцвальд (в переводе — «черный лес»), а на его краю — Зауберг, «кабанья гора». Когда-то здесь действительно водились кабаны, а нынче испытывают внедорожные и строительные грузовики Mercedes.

Крутые подъемы и спуски, естественные препятствия в виде скальных выступов, бассейны на вершине… Ощущение — будто попал на съемки фильма «Властелин колец»: туманно, холодно, камни покрыты инеем. И безлюдно — только небольшой домик на склоне и тяжелый эвакуатор старой серии SK дежурит рядом с табличкой «Полигон Daimler AG. Проход и проезд посторонним запрещен. Опасно для жизни».

Еще бы не опасно — когда на тебя ­из-за валуна может с ревом выскочить самосвал! Скользит по скальному склону, лезет вверх, потом выползает из лабиринта — и плюх с размаху в бассейн.

«Мы испытываем здесь каждую модель по полгода в две смены, причем с десятипроцентным перегрузом, — комментируют мерседесовцы. — Скажем, полная масса четырехосного самосвала — 32 т, а на испытаниях он весит около 35 т». Конечно, для наших условий это пустяки…

Водители нарезают круги по горе день за днем: на препятствиях проверяют выносливость машины, в бассейнах — например, как сайлент-блоки стабилизаторов сопротивляются влаге. А после испытаний автомобиль разбирают на детали и оценивают степень их износа. Каждый такой тест обходится в полмиллиона евро, но оно того стоит: только после того, как машина получит добро на Кабаньей горе, ее запускают в производство!

Артиллерийский тягач Benz/Bräuer Kraftprotze испытывался там же, где и нынешние самосвалы, еще в 1918 году

Любопытно, что мерседесовцы испытывают свою технику здесь уже сотню лет: одним из первых был Benz/Bräuer Kraftprotze — артиллерийский тягач 1918 года. Спереди у него — большие колеса с литыми шинами, сзади — такие же колеса, только обутые вместе с маленькими катками в гусеницы. Всего было заказано сто таких тягачей, к концу Первой мировой успели построить полсотни, но на поля сражений они так и не попали.

Поскольку вход высокий, в дверных проемах есть выемки, за которые надо хвататься

Как не сломать Arocs

Я отчаянно буксую на крутом склоне на трехосном самосвале Arocs: кузов полон щебенки, в коробке-«роботе» включена задняя передача, из-под ведущих колес — камни и дым. Скачусь немного вниз и снова давай буксовать, взбираясь задом на вершину. Опять вниз — и снова вверх раз за разом. «У твоего инструктора были та-акие глаза, когда он вылез из кабины, — смеялся потом знакомый мерседесовец. — А я ему говорю: спокойно, там русский за рулем!»

Что за издевательства? У обычной машины я давно бы сжег сцепление! Но тут стоит TRK, Turbo-Retarder-Kupplung — «турборетардер-сцепление», марки Voith, этакий продвинутый гидротрансформатор, который позволяет как стартовать, так и тормозить с его помощью. Мерседесовцы даже мини-аттракцион для наглядной демонстрации соорудили: вращаешь ручку, разгоняя жидкость внутри турборетардера, а моделька самосвала либо взбирается вверх, либо замирает в любом месте подъема, либо скатывается. Главное — выбрать нужную скорость вращения ручки, что имитирует силу нажатия на педаль акселератора.

Конечно, умению русских водителей нет преград: я все-таки заставил машину с TRK выдать на дисплей тревожные надписи. Сначала вылез на четырехосном самосвале на крутой подъем, да так, что передние два колеса повисли в воздухе, — а слева наперерез другой Arocs идет. Повисел немножко, пропуская его, — а электроника уже истерит: «перегрев турборетардера». А когда спускался вниз, играя то турборетардером, то педалью тормоза, дисплей и вовсе тревожно замигал красным.

Ох, не знаю, как бы эта гидравлика повела себя где-нибудь в Новом Уренгое, да на 30-градусном морозе! Тем более что система весьма дорогая: хотя нам назвали сумму десять тысяч евро, два года назад на аналогичной презентации была объявлена цена 20600 евро.

Еще 18500 евро стоит другая любопытная штука — HAD, Hydraulic Auxiliary Drive («гидравлический дополнительный привод»). Это гидромоторы, встроенные в колеса передней оси, как правило, строительного тягача 4х2. В обычном состоянии гидромоторы крутятся вхолостую, но при необходимости их можно подключить из кабины, и машина превращается в «почти 4х4». Проверим?

Я сажусь за руль самосвального автопоезда, груженного щебенкой, с тягачом Actros HAD. Подъезжаю к колее, пробитой в песке. С виду нестрашно — может, получится преодолеть без гидромоторов? Аккуратненько заезжаю в песок, Arocs ползет, ползет… Нет, забуксовал. А ну-ка, включим блокировку дифференциала! Нет, тоже не помогло. Тут уж остается подключить HAD: гидромоторы начинают с воем вращать передние колеса — и автопоезд без труда преодолевает препятствие.

Кстати, включать HAD без блокировки дифференциала не рекомендуется — иначе задние колеса будут буксовать слишком быстро, камни забьются в профиль и повредят шины.

«Обычно на стройках подобное бездорожье занимает лишь небольшую часть маршрута, — комментируют мерседесовцы. — Использовать «нормальные» полноприводные тягачи здесь нет смысла, а вот гидромост и легче, и не так сильно влияет на расход топлива». С другой стороны, доплата за традиционный полный привод ощутимо меньше.

Как бы то ни было, подобную конструкцию используют многие производители грузовиков: MAN, Renault, недавно я ездил на аналогичном IVECO. Примечательно, что большинство этих машин оснащается гидромоторами французской фирмы Poclain Hydraulics. Они стоят даже на опытном ­КАМАЗе, показанном на осенней выставке Комтранс!

Фирменные шильдики гидромоторов Poclain Hydraulics мерседесовцы закрасили черной краской

И на Ароксе — все тот же Poclain, только фирменные шильдики мерседесовцы закрасили черной краской, не желая рекламировать своего поставщика. Я попытался процарапать краску ключом, чтобы прочесть надпись на табличке, а мерседесовцы рассмеялись: «Ну вот, ты все-таки нанес урон нашей машине!»

Actros — наиболее популярный самосвал Mercedes

Рекордсменом по грузоподъемности в модельном ряде Mercedes Benz является самосвал Actros. Такие грузовики отличаются наивысшей производительностью и многофункциональностью. По весу эти самосвалы варьируются в диапазоне 18-41 т. Грузовые авто Actros оснащены новейшими двигателями (стандарт Евро-5). Данные двигатели разрабатывались компанией Mercedes с применением технологии Blue Tec. Двигатели на указанных авто могут быть как шестилитровые, так и восьмилитровые.

Среди крупнотоннажных авто самосвалы Мерседес Актрос 4141 являются наиболее популярными и востребованными. Такие авто зачастую используются для перевозки различных материалов, оборудования. Рассматриваемая модель оборудована мотором, мощность которого 408 л. Колесная база — 8×4/4. Вес самосвала Актрос 41 — 48 т.

Также не малым спросом пользуются самосвалы Актрос 3341. Эти автомобили относятся к наиболее маневренным среди различных видов самосвалов. Актрос 3341 имеют современный внешний вид, эргономичную конструкцию. Еще одним достоинством этих самосвалов является высокая проходимость. Грузоподъемность данной модели достаточно высока и составляет максимально 24 тонны, при этом объем кузова составляет 16 м.куб. Масса Мерседес Актрос 3341 (полная комплектация) — 40 тонн.

Разнообразные грузовые самосвалы различаются не только грузоподъемностью, комплектацией, но и ценой. При этом самосвалы Мерседес новые имеют стоимость, которая колеблется от 5 миллионов до 7 миллионов рублей. Хочется отметить, что самосвал Мерседес, который уже имеет практическую выработку (эксплуатационный пробег) имеет цену намного ниже, чем новый. Стоимость такого грузовика составит не больше 2 миллионов рублей.

По грязи и асфальту

Вообще-то, я вожу Arocs уже в третий раз: ездил и в 2013 году, и в 2014-м на машинах с HAD. Как говорят немцы, «никс нойес», «ничего нового»? Не совсем — поскольку в двигателе и трансмиссии появился ряд нововведений, направленных на повышение КПД.

Двигатель и трансмиссия доработаны с целью увеличения КПД

И без того высокое давление впрыска увеличили с 2300 до 2700 бар (а в рампе common rail — с 950 до 1160 бар), «семидырочные» форсунки заменили «восьмидырочными», увеличили степень сжатия с 17,3:1 до 18,3:1, поставили новые поршни и турбокомпрессор собственного производства. У ­коробки-«робота» PowerShift — еще лучше отполированные шестерни и более отточенное переключение, а в ­заднем гипоидном мосту — регулируемая подача масла.

На ходу машины не самые тихие (судя по всему, из-за высокого давления впрыска), зато прекрасно ведут себя на бездорожье. «Рама Арокса спроектирована с расчетом на сильные изгиб и кручение, — комментируют мерседесовцы. — У дальнобойного Актроса она жесткая, как сухие спагетти, а здесь играет».

Блокировки дифференциалов очень удобно включаются круговым селектором, «робот» не тупит, а на особо трудных участках можно, щелкнув подрулевым рычажком, перейти в ручной режим. Кстати, всего режимов три: ручной, «автомат», «автомат offroad».

На удивление понравилась «ручная» коробка передач: в отличие от аналогичной сканиевской она переключается настолько мягко и удобно, что управлять машиной — одно удовольствие.

Я прохватил по полигону с его горками и пригорками на Ароксе 4х4 с «механикой» — только грязь ­из-под колес! Но знаете, каков расход топлива с полной загрузкой в подобных бездорожно-полигонных условиях? У 4х4 по борткомпьютеру — 119 литров на 100 км. А у 8х4 — почти 157!

На прошедшей выставке Комтранс представители КАМАЗа просили меня узнать, как зарубежные компании решают вопрос с усилием на руле у тяжелых машин: ставят дополнительный электрический усилитель или нет? Оказалось, им оснащают Ароксы 8х4 — в тех исполнениях, где это необходимо для выполнения нормативов. С точки зрения водителя, такие Ароксы отличаются очень легким вращением баранки.

Напоследок предлагалось поездить по дорогам общего пользования. Сажусь в самосвал 8х4, берусь за руль — а он крупнее, чем у собратьев, и вращается не так легко. Оказалось, здесь стоит обычный ­гидроусилитель с одноконтурным насосом, и, чтобы выполнить норматив по усилиям, поставили рулевое колесо большего диаметра. Кстати, на асфальте расход топлива уже не пугает — 34 л/100 км.

Четырехосный самосвал Mercedes-Benz Actros 4150 8×8

Самосвалы производства Mercedes используют самые современные достижения в производстве грузовых автомобилей, с установленным кузовом типа самосвал, для осуществления транспортных и грузовых перевозок навальных и сыпучих грузов. Грузовой самосвал тяжелого типа Mercedes-Benz Actros 4150AK 8×8 имеет кузов производства Meiller, предназначенный для общепромышленных самосвальных работ. Поэтому большегрузный автосамосвал Mercedes используются в качестве универсальной строительной машины, с широкими транспортными возможностями за счет объема кузова и высокопроходимым шасси с полным приводом 8х8. Основное назначение самосвала Mercedes-Benz Actros 8×8 это работа на крупных стройках в качестве самосвала для вывоза земли, строительного мусора, перевозки строительных материалов. Возможности машины в грузоподъемности, которая достигает 30 тонн в условиях обычных работ, с допуском до 36 тонн при работе на технологических дорогах и в сельском хозяйстве, открывает возможности эксплуатации на крупных строительных объектах, включая оказания услуг по отсыпке кустов и площадок для добычи нефти, и газа, и при производстве дорог Севера. В условиях добычи природных ископаемых самосвалы Mercedes используются для доставки оборудования в кузове, в модификации песковоз перевозит специальный песок, растворы, жидкости и бетон.

Колёсное шасси самосвала Mercedes-Benz 8×8 использует четыре колёсные приводные оси, что в рамках грузоподъемности и мобильности является наиболее приемлемым вариантом для самосвального кузова высокой грузоподъемности, а полный привод позволяет реализовать вездеходность а значит улучшить эксплуатационные возможности, улучшая отдачу и повышая эффективность самосвальной машины. Высокая грузоподъемность шасси грузовой самосвальной машины реализуется за счет мощного рамного шасси и колёсных мостов высокой грузоподъемности, с бортовыми редукторами и главной передачей 5.333:1. Подвеска колёс использует стальные продольные малолистовые рессоры. Ошиновка в штатном варианте с двух рядным расположением на шинах 12.00 R24, с возможностью установки крупногабаритных односкатных шин. Подачи мощности на колеса обеспечивается двигателем внутреннего сгорания Mercedes OM502LA мощностью 503 л.с. с трансформацией момента в многоскоростной коробкой переключения передач Mercedes G240, и дополнительной двухступенчатой коробкой используемой для раздачи мощности на передние и задние приводные мосты. Самосвальный кузов Meiller имеет полезный объем 19 кубометров, с простой геометрической прямоугольной формой. Кузов стальной, изготовлен из высокопрочной стали HARDOX, с задним бортом на верхних петлях.
Купить

* * *

В нашей стране Arocs был показан еще на строительной выставке ­СТТ-2016, но до сих пор не предлагался, поскольку двигатели отвечали неактуальным у нас нормам Евро-6. Было лишь известно, что новичок дороже аналога Actros MP3, который выпускается в России, примерно на 10%, а значит, Arocs 8х4 мог бы стоить у нас 140 тысяч евро.

Но в следующем году СП «Даймлер КАМАЗ РУС» планирует масштабный вывод на наш рынок нынешней мерседесовской серии SFTP — а это Actros MP4 и Arocs уже в версиях Евро-5. Естественно, их будут собирать в Набережных Челнах, а затем и оснащать кабинами, для производства которых там строится завод. Так что, думаю, на «Arocsкаваторах» еще поездим!

У модельного ряда Arocs масса исполнений и профессий

Малотоннажные Mercedes Benz Vario

Самосвалы Vario оснащено исключительно наддувными двигателями, которые соответствуют современным нормам Евро-4. Такие двигатели имеют прямую подачу топлива, а также промежуточные охладительные механизмы. На данные самосвалы установлена 6-тиступенчатая коробка передач.

Автомобили Vario отличаются повышенной проходимостью благодаря приводу 4х4 или 4х2, в зависимости от комплектации. При этом на авто устанавливаются дисковые системы торможения (гидравлические или пневматические), которые характеризуются повышенной надежностью и обеспечивают безопасную эксплуатацию самосвалов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]