Рисунок радиаторной решетки модели Mercedes Arocs неслучайно похож на зубцы экскаватора: место работы этих машин — стройплощадки и карьеры. В Германии Arocs выпускается с 2013-го, а в следующем году придет и к нам: в преддверии этого события я как следует поездил на таких самосвалах по Германии.
На окраине черного-пречерного леса стоит Кабанья гора. И это не сказка: неподалеку от Вёрта, где выпускают грузовые Мерседесы, действительно есть Шварцвальд (в переводе — «черный лес»), а на его краю — Зауберг, «кабанья гора». Когда-то здесь действительно водились кабаны, а нынче испытывают внедорожные и строительные грузовики Mercedes.
Крутые подъемы и спуски, естественные препятствия в виде скальных выступов, бассейны на вершине… Ощущение — будто попал на съемки фильма «Властелин колец»: туманно, холодно, камни покрыты инеем. И безлюдно — только небольшой домик на склоне и тяжелый эвакуатор старой серии SK дежурит рядом с табличкой «Полигон Daimler AG. Проход и проезд посторонним запрещен. Опасно для жизни».
Еще бы не опасно — когда на тебя из-за валуна может с ревом выскочить самосвал! Скользит по скальному склону, лезет вверх, потом выползает из лабиринта — и плюх с размаху в бассейн.
«Мы испытываем здесь каждую модель по полгода в две смены, причем с десятипроцентным перегрузом, — комментируют мерседесовцы. — Скажем, полная масса четырехосного самосвала — 32 т, а на испытаниях он весит около 35 т». Конечно, для наших условий это пустяки…
Водители нарезают круги по горе день за днем: на препятствиях проверяют выносливость машины, в бассейнах — например, как сайлент-блоки стабилизаторов сопротивляются влаге. А после испытаний автомобиль разбирают на детали и оценивают степень их износа. Каждый такой тест обходится в полмиллиона евро, но оно того стоит: только после того, как машина получит добро на Кабаньей горе, ее запускают в производство!
Артиллерийский тягач Benz/Bräuer Kraftprotze испытывался там же, где и нынешние самосвалы, еще в 1918 году
Любопытно, что мерседесовцы испытывают свою технику здесь уже сотню лет: одним из первых был Benz/Bräuer Kraftprotze — артиллерийский тягач 1918 года. Спереди у него — большие колеса с литыми шинами, сзади — такие же колеса, только обутые вместе с маленькими катками в гусеницы. Всего было заказано сто таких тягачей, к концу Первой мировой успели построить полсотни, но на поля сражений они так и не попали.
Поскольку вход высокий, в дверных проемах есть выемки, за которые надо хвататься
Как не сломать Arocs
Я отчаянно буксую на крутом склоне на трехосном самосвале Arocs: кузов полон щебенки, в коробке-«роботе» включена задняя передача, из-под ведущих колес — камни и дым. Скачусь немного вниз и снова давай буксовать, взбираясь задом на вершину. Опять вниз — и снова вверх раз за разом. «У твоего инструктора были та-акие глаза, когда он вылез из кабины, — смеялся потом знакомый мерседесовец. — А я ему говорю: спокойно, там русский за рулем!»
Что за издевательства? У обычной машины я давно бы сжег сцепление! Но тут стоит TRK, Turbo-Retarder-Kupplung — «турборетардер-сцепление», марки Voith, этакий продвинутый гидротрансформатор, который позволяет как стартовать, так и тормозить с его помощью. Мерседесовцы даже мини-аттракцион для наглядной демонстрации соорудили: вращаешь ручку, разгоняя жидкость внутри турборетардера, а моделька самосвала либо взбирается вверх, либо замирает в любом месте подъема, либо скатывается. Главное — выбрать нужную скорость вращения ручки, что имитирует силу нажатия на педаль акселератора.
Конечно, умению русских водителей нет преград: я все-таки заставил машину с TRK выдать на дисплей тревожные надписи. Сначала вылез на четырехосном самосвале на крутой подъем, да так, что передние два колеса повисли в воздухе, — а слева наперерез другой Arocs идет. Повисел немножко, пропуская его, — а электроника уже истерит: «перегрев турборетардера». А когда спускался вниз, играя то турборетардером, то педалью тормоза, дисплей и вовсе тревожно замигал красным.
Ох, не знаю, как бы эта гидравлика повела себя где-нибудь в Новом Уренгое, да на 30-градусном морозе! Тем более что система весьма дорогая: хотя нам назвали сумму десять тысяч евро, два года назад на аналогичной презентации была объявлена цена 20600 евро.
Еще 18500 евро стоит другая любопытная штука — HAD, Hydraulic Auxiliary Drive («гидравлический дополнительный привод»). Это гидромоторы, встроенные в колеса передней оси, как правило, строительного тягача 4х2. В обычном состоянии гидромоторы крутятся вхолостую, но при необходимости их можно подключить из кабины, и машина превращается в «почти 4х4». Проверим?
Я сажусь за руль самосвального автопоезда, груженного щебенкой, с тягачом Actros HAD. Подъезжаю к колее, пробитой в песке. С виду нестрашно — может, получится преодолеть без гидромоторов? Аккуратненько заезжаю в песок, Arocs ползет, ползет… Нет, забуксовал. А ну-ка, включим блокировку дифференциала! Нет, тоже не помогло. Тут уж остается подключить HAD: гидромоторы начинают с воем вращать передние колеса — и автопоезд без труда преодолевает препятствие.
Кстати, включать HAD без блокировки дифференциала не рекомендуется — иначе задние колеса будут буксовать слишком быстро, камни забьются в профиль и повредят шины.
«Обычно на стройках подобное бездорожье занимает лишь небольшую часть маршрута, — комментируют мерседесовцы. — Использовать «нормальные» полноприводные тягачи здесь нет смысла, а вот гидромост и легче, и не так сильно влияет на расход топлива». С другой стороны, доплата за традиционный полный привод ощутимо меньше.
Как бы то ни было, подобную конструкцию используют многие производители грузовиков: MAN, Renault, недавно я ездил на аналогичном IVECO. Примечательно, что большинство этих машин оснащается гидромоторами французской фирмы Poclain Hydraulics. Они стоят даже на опытном КАМАЗе, показанном на осенней выставке Комтранс!
Фирменные шильдики гидромоторов Poclain Hydraulics мерседесовцы закрасили черной краской
И на Ароксе — все тот же Poclain, только фирменные шильдики мерседесовцы закрасили черной краской, не желая рекламировать своего поставщика. Я попытался процарапать краску ключом, чтобы прочесть надпись на табличке, а мерседесовцы рассмеялись: «Ну вот, ты все-таки нанес урон нашей машине!»
Actros — наиболее популярный самосвал Mercedes
Рекордсменом по грузоподъемности в модельном ряде Mercedes Benz является самосвал Actros. Такие грузовики отличаются наивысшей производительностью и многофункциональностью. По весу эти самосвалы варьируются в диапазоне 18-41 т. Грузовые авто Actros оснащены новейшими двигателями (стандарт Евро-5). Данные двигатели разрабатывались компанией Mercedes с применением технологии Blue Tec. Двигатели на указанных авто могут быть как шестилитровые, так и восьмилитровые.
Среди крупнотоннажных авто самосвалы Мерседес Актрос 4141 являются наиболее популярными и востребованными. Такие авто зачастую используются для перевозки различных материалов, оборудования. Рассматриваемая модель оборудована мотором, мощность которого 408 л. Колесная база — 8×4/4. Вес самосвала Актрос 41 — 48 т.
Также не малым спросом пользуются самосвалы Актрос 3341. Эти автомобили относятся к наиболее маневренным среди различных видов самосвалов. Актрос 3341 имеют современный внешний вид, эргономичную конструкцию. Еще одним достоинством этих самосвалов является высокая проходимость. Грузоподъемность данной модели достаточно высока и составляет максимально 24 тонны, при этом объем кузова составляет 16 м.куб. Масса Мерседес Актрос 3341 (полная комплектация) — 40 тонн.
Разнообразные грузовые самосвалы различаются не только грузоподъемностью, комплектацией, но и ценой. При этом самосвалы Мерседес новые имеют стоимость, которая колеблется от 5 миллионов до 7 миллионов рублей. Хочется отметить, что самосвал Мерседес, который уже имеет практическую выработку (эксплуатационный пробег) имеет цену намного ниже, чем новый. Стоимость такого грузовика составит не больше 2 миллионов рублей.
По грязи и асфальту
Вообще-то, я вожу Arocs уже в третий раз: ездил и в 2013 году, и в 2014-м на машинах с HAD. Как говорят немцы, «никс нойес», «ничего нового»? Не совсем — поскольку в двигателе и трансмиссии появился ряд нововведений, направленных на повышение КПД.
Двигатель и трансмиссия доработаны с целью увеличения КПД
И без того высокое давление впрыска увеличили с 2300 до 2700 бар (а в рампе common rail — с 950 до 1160 бар), «семидырочные» форсунки заменили «восьмидырочными», увеличили степень сжатия с 17,3:1 до 18,3:1, поставили новые поршни и турбокомпрессор собственного производства. У коробки-«робота» PowerShift — еще лучше отполированные шестерни и более отточенное переключение, а в заднем гипоидном мосту — регулируемая подача масла.
На ходу машины не самые тихие (судя по всему, из-за высокого давления впрыска), зато прекрасно ведут себя на бездорожье. «Рама Арокса спроектирована с расчетом на сильные изгиб и кручение, — комментируют мерседесовцы. — У дальнобойного Актроса она жесткая, как сухие спагетти, а здесь играет».
Блокировки дифференциалов очень удобно включаются круговым селектором, «робот» не тупит, а на особо трудных участках можно, щелкнув подрулевым рычажком, перейти в ручной режим. Кстати, всего режимов три: ручной, «автомат», «автомат offroad».
На удивление понравилась «ручная» коробка передач: в отличие от аналогичной сканиевской она переключается настолько мягко и удобно, что управлять машиной — одно удовольствие.
Я прохватил по полигону с его горками и пригорками на Ароксе 4х4 с «механикой» — только грязь из-под колес! Но знаете, каков расход топлива с полной загрузкой в подобных бездорожно-полигонных условиях? У 4х4 по борткомпьютеру — 119 литров на 100 км. А у 8х4 — почти 157!
На прошедшей выставке Комтранс представители КАМАЗа просили меня узнать, как зарубежные компании решают вопрос с усилием на руле у тяжелых машин: ставят дополнительный электрический усилитель или нет? Оказалось, им оснащают Ароксы 8х4 — в тех исполнениях, где это необходимо для выполнения нормативов. С точки зрения водителя, такие Ароксы отличаются очень легким вращением баранки.
Напоследок предлагалось поездить по дорогам общего пользования. Сажусь в самосвал 8х4, берусь за руль — а он крупнее, чем у собратьев, и вращается не так легко. Оказалось, здесь стоит обычный гидроусилитель с одноконтурным насосом, и, чтобы выполнить норматив по усилиям, поставили рулевое колесо большего диаметра. Кстати, на асфальте расход топлива уже не пугает — 34 л/100 км.
Четырехосный самосвал Mercedes-Benz Actros 4150 8×8
Самосвалы производства Mercedes используют самые современные достижения в производстве грузовых автомобилей, с установленным кузовом типа самосвал, для осуществления транспортных и грузовых перевозок навальных и сыпучих грузов. Грузовой самосвал тяжелого типа Mercedes-Benz Actros 4150AK 8×8 имеет кузов производства Meiller, предназначенный для общепромышленных самосвальных работ. Поэтому большегрузный автосамосвал Mercedes используются в качестве универсальной строительной машины, с широкими транспортными возможностями за счет объема кузова и высокопроходимым шасси с полным приводом 8х8. Основное назначение самосвала Mercedes-Benz Actros 8×8 это работа на крупных стройках в качестве самосвала для вывоза земли, строительного мусора, перевозки строительных материалов. Возможности машины в грузоподъемности, которая достигает 30 тонн в условиях обычных работ, с допуском до 36 тонн при работе на технологических дорогах и в сельском хозяйстве, открывает возможности эксплуатации на крупных строительных объектах, включая оказания услуг по отсыпке кустов и площадок для добычи нефти, и газа, и при производстве дорог Севера. В условиях добычи природных ископаемых самосвалы Mercedes используются для доставки оборудования в кузове, в модификации песковоз перевозит специальный песок, растворы, жидкости и бетон.
Колёсное шасси самосвала Mercedes-Benz 8×8 использует четыре колёсные приводные оси, что в рамках грузоподъемности и мобильности является наиболее приемлемым вариантом для самосвального кузова высокой грузоподъемности, а полный привод позволяет реализовать вездеходность а значит улучшить эксплуатационные возможности, улучшая отдачу и повышая эффективность самосвальной машины. Высокая грузоподъемность шасси грузовой самосвальной машины реализуется за счет мощного рамного шасси и колёсных мостов высокой грузоподъемности, с бортовыми редукторами и главной передачей 5.333:1. Подвеска колёс использует стальные продольные малолистовые рессоры. Ошиновка в штатном варианте с двух рядным расположением на шинах 12.00 R24, с возможностью установки крупногабаритных односкатных шин. Подачи мощности на колеса обеспечивается двигателем внутреннего сгорания Mercedes OM502LA мощностью 503 л.с. с трансформацией момента в многоскоростной коробкой переключения передач Mercedes G240, и дополнительной двухступенчатой коробкой используемой для раздачи мощности на передние и задние приводные мосты. Самосвальный кузов Meiller имеет полезный объем 19 кубометров, с простой геометрической прямоугольной формой. Кузов стальной, изготовлен из высокопрочной стали HARDOX, с задним бортом на верхних петлях.
Купить
* * *
В нашей стране Arocs был показан еще на строительной выставке СТТ-2016, но до сих пор не предлагался, поскольку двигатели отвечали неактуальным у нас нормам Евро-6. Было лишь известно, что новичок дороже аналога Actros MP3, который выпускается в России, примерно на 10%, а значит, Arocs 8х4 мог бы стоить у нас 140 тысяч евро.
Но в следующем году СП «Даймлер КАМАЗ РУС» планирует масштабный вывод на наш рынок нынешней мерседесовской серии SFTP — а это Actros MP4 и Arocs уже в версиях Евро-5. Естественно, их будут собирать в Набережных Челнах, а затем и оснащать кабинами, для производства которых там строится завод. Так что, думаю, на «Arocsкаваторах» еще поездим!
У модельного ряда Arocs масса исполнений и профессий
Малотоннажные Mercedes Benz Vario
Самосвалы Vario оснащено исключительно наддувными двигателями, которые соответствуют современным нормам Евро-4. Такие двигатели имеют прямую подачу топлива, а также промежуточные охладительные механизмы. На данные самосвалы установлена 6-тиступенчатая коробка передач.
Автомобили Vario отличаются повышенной проходимостью благодаря приводу 4х4 или 4х2, в зависимости от комплектации. При этом на авто устанавливаются дисковые системы торможения (гидравлические или пневматические), которые характеризуются повышенной надежностью и обеспечивают безопасную эксплуатацию самосвалов.