Сравнительные испытания магистральных седельных тягачейMAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460

И. Никитина

Немецким журналом Lastauto Omnibus проведены сравнительные испытания четырёх популярных европейских магистральных седельных тягачей, оборудованных двигателями мощностью 460 л.с. и работающих в составе автопоездов.

Как показало время, за десятилетие мощность обычных двигателей магистральных грузовых автомобилей увеличивалась в среднем на 50 л.с. В начале 60-х прошлого века она составляла 240 или 260 «лошадей», позже повысилась до 280-ти. Затем появились двигатели мощностью 320 – 330, 360 и, наконец, 400 – 430 л.с. В настоящее время предпочтение отдаётся моторам мощностью 460 л.с. За 40 лет наиболее распространённая мощность увеличилась вдвое, а крутящий момент в 3 раза.

Сегодня мощность в 460 или 470 л.с. для тяжёлых грузовых автомобилей является самой типичной, разумеется, при условии, что её развивает относительно маленький и лёгкий двигатель. Каждый изготовитель имеет такой агрегат. Как правило, это шестицилиндровый мотор рабочим объёмом примерно 12 л.
Параметры кабин

МодельMAN TG 460 AMercedes Actros 1846 LSScania R 124 LA 470Volvo FН 12-460
Габаритная ширина/длина, мм2240/22802490/22002470/22652470/2250
Передний свес, мм1 4751 4401 4601 365
Высота расположения ступенек, мм368/290/ 300/310345/335/ 335/345428/370/ 385/245423/335/ 350/365
Высота входа от земли, мм1 2681 3601 4281 473
Расстояние от задней стенки кабины до крайней точки ветрового стекла, мм2 0991 9712 0481 965
Расстояние между боковыми окнами, мм2 1542 3542 2992 270
Максимальная внутренняя высота, мм1 8681 9181 6881 955
Высота от моторного отсека до потолка кабины, мм1 6301 6701 4501 805
Размеры моторного тоннеля, мм230х780250х1 100240х820150х925
Размеры нижнего спального места, мм1 997х7552 076х7501 937х6801 995х700
Вместимость багажных отсеков, л461318352583

Четыре наиболее популярных представителя этой категории (MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460) были подвергнуты испытаниям. Изготовители выбирали кабину с оглядкой на грузоподъёмность и отдавали предпочтение меньшей. Компания MAN установила кабину LX (узкую, с высокой крышей), которая при одинаковой длине обеспечивает большую вместимость, чем кабина XL (широкая, со стандартной крышей). Другой немецкий изготовитель воспользовался кабиной L, а не Megaspace. Так же поступили компании Scania и Volvo. Кабина Scania CP 19 с внутренней высотой всего 1 700 мм была выбрана потому, что между кабинами Topline и стандартной для магистральных перевозок нет кабины промежуточного размера. Компания Volvo приступила к испытаниям со стандартной кабиной Globetrotter.

Хотя редакция Lastauto Omnibus при сравнительных испытаниях требовала от изготовителей оснащения тягачей механической коробкой передач, три участника, за исключением Scania, имели автоматические коробки, которые при измерениях переключались вручную. Зато изготовителям была предоставлена свобода в выборе передаточного числа главной передачи. В остальном тягачи имели практически одинаковое оборудование, начиная от размера и марки шин и высоты рисунка их протектора, и кончая высотой расположения седельно-сцепного устройства, чтобы обеспечить сопоставимые условия при измерении расхода топлива.


Оборудование сравниваемых автомобилей (для опций указана стоимость в евро)
МодельMAN TG 460 AMercedes Actros 1846 LSScania R 124 LA 470Volvo FН 12-460
ASRСерийноеСерийное660Серийное
EBSСерийноеСерийноеСерийноеСерийное
Дисковые тормозные механизмы спереди и сзадиСерийноеСерийное690Серийное
ESP (система стабилизации курсовой устойчивости)1 4302 000Не поставляется2 500
Аккумуляторные батареи 170 АчСерийноеСерийноеСерийноеСерийное
Генератор 100 АСерийное180540275
Спойлер на крыше3531 4001 6701 500
Шасси с боковыми защитными панелями8341 1801 6301 800
Блокировка дифференциалаСерийноеСерийноеСерийноеСерийное
Семь алюминиевых кованых ободов колёс 9.00х22,52 8483 4822 1701 950
Предпусковой подогрев топлива139Серийное270165
Алюминиевые тормозные ресиверы201Серийное415Не поставляется
Обогреваемый осушитель сжатого воздуха108СерийноеСерийноеСерийное
Усиленный моторный тормоз70СерийноеНе поставляется1 600
Тормоз-замедлитель4 6877 1807 8204 865
Алюминиевый топливный бак вместимостью 600 л360695890400

Кабина

Когда конкуренты встретились «у барьера» различие между ними оказалось не очень большим. Это подтвердилось всеми измерениями и оценками. То же самое можно сказать о кабинах. Хотя обновлённый Volvo FH 12 смог выиграть, три других соперника получили практически одинаковую оценку в этой дисциплине. Победе шведа способствовала наибольшая вместимость багажных отделений в кабине, а также лучше организованное рабочее место водителя. Однако оценка модернизации заставила уступить другому шведу. Здесь Volvo FH 12-460 набирает одинаковое количество баллов с Mercedes Actros 1846 LS, опережая MAN TG 460 A.

В кабине тягача Mercedes Actros 1846 LS есть ряд мелочей, которые мешают, например, дисплей в панели приборов с трудом читаем. Кроме того, выяснилось, что приборы буквально притягивают пыль. Оба расположенных снаружи багажника у Actros имеют намного меньшую вместимость, чем у Volvo FH 12 и MAN TG 460 A (почти 360 л).

Кабина тягача MAN TG 460 A отличается неудачным входом (по сравнению с Volvo и Scania), меньшим объёмом (по сравнению с Volvo) и рядом мелочей (меньше мест для хранения вещей водителя при поездках на дальние расстояния или слишком хлопотный доступ к электрооборудованию), которые стоят ему потери баллов. В остальном мюнхенец зарекомендовал себя хорошо.

Scania, несмотря на использование наименьшей кабины, сумела выпутаться из затруднительного положения. Потеря баллов при оценке вместимости в некоторой степени компенсируется удобным входом и выходом, лучшими модернизацией и рабочим местом. Все приборы, заимствованные от предшественника, получили при всех испытаниях лучшие оценки.
Оборудование кабин (для опций указана стоимость в евро)

МодельMAN TG 460 AMercedes Actros 1846 LSScania R 124 LA 470Volvo FН 12-460
Автоматическая регулировка обогреваСерийное564СерийноеСерийное
Климатическое оборудование1 107СерийноеСерийное1 280
Дополнительный обогрев1 3651 4992 4652 165
Сдвижная панель с электроприводомСерийноеСерийное436Серийное
Обогрев зеркалСерийноеСерийноеСерийноеСерийное
Электропривод зеркалСерийноеСерийное205Серийное
Тонированное ветровое стекло108124Серийное200
Наружный термометрСерийноеСерийноеСерийноеСерийное
Фароочиститель155270370170
Обогрев сиденья водителя165СерийноеСерийное100
Сиденье лучше, чем серийное5101 5909601 380
Кожаные сиденья1 1281 5001 3001 410
Два спальных местаСерийноеСерийное485125
Подушка безопасности/ ремни безопасности с натяжителем для водителяСерийное709/серийное720/375205/50
Центральный замок дверейСерийное406Серийное370
ХолодильникСерийное1 2751 225Серийное
Передняя противоподкатная защитная система570СерийноеСерийное
Ксеноновые фары932990825

Пригодность к эксплуатации

Комфортабельность езды, динамические свойства и подобные факторы способствовали победе или поражению того или иного тягача. В этой дисциплине Volvo оказался явным победителем благодаря своим тормозам и в целом высокой комфортабельности езды. Однако швед не лишён недостатка: передний мост передаёт мелкие неровности на кабину, так что внутреннее оборудование иногда вибрирует. Тем не менее, преимущество перед конкурентами всё-таки заметно. Вслед за шведом идёт Mercedes Actros 1846 LS, который обеспечивает высокую комфортабельность езды и получает хорошую оценку за тормоза. Однако победа в этой дисциплине ему не достаётся, так как внутренний шум явно выше, чем в кабинах Scania и Volvo, элементы управления зачастую расположены нелогично. Например, переключатель стеклоподъёмника или регулировка зеркала находятся с правой стороны рядом с сиденьем водителя. Оценка в этой дисциплине по сумме баллов у тягачей MAN TG 460 A и Scania R 124 LA 470 находится на одном уровне.

На всех автомобилях использовались сходные двигатели: рядные шестицилиндровые, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с электронным впрыском топлива и четырьмя клапанами на цилиндр. Двигатель Scania DT 1202 – турбокомпаундный. Сцепление на всех тягачах – сухое однодисковое с автоматическим приводом, за исключением гидравлического на тягаче Scania R 124 LA 470, и пневматическим усилителем. Главная передача – одинарная гипоидная. Тормозная система – двухконтурная пневматическая с электронным управлением, с противоблокировочной и противобуксовочной системами, с дисковыми тормозными механизмами спереди и сзади. В качестве стояночного тормоза используются пружинные энергоаккумуляторы на заднем мосту.


Технические характеристики тягачей
МодельMAN TG 460 AMercedes Actros 1846 LSScania R 124 LA 470Volvo FН 12-460
Модель двигателяD2876 LFOM 501 LADT 12 02D 12 D 460
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм128/166130/150127/154131/150
Рабочий объём, см312 81611 94611 71612 100
Степень сжатия17,017,7518,018,5
Среднее эффективное давление при максимальном крутящем моменте, бар21,623,1523,622,85
Мощность, кВт (л.с) при об/мин338/460 при 1 900335/456 при 1 800346/470 при 1 900338/460 при 1 800
Максимальный крутящий момент, Нм, при об/мин2 100 при 900–13002 200 при 10802 200 при 1050–15002 200 при 1100–1450
Давление впрыска, бар1 3001 8001 5001 600
Трансмиссия
Коробка передачZF 12 AS 2301Mercedes G 231 – 16Scania GRS 900Volvo I-Shift
Передаточные числа:
112,3317,0311,2714,94
29,5914,199,1411,73
37,4411,507,179,04
45,789,585,187,09
54,577,804,635,54
63,556,503,754,35
72,705,283,013,44
82,104,402,442,70
91,633,871,912,08
101,273,221,551,63
111,002,611,231,27
120,782,181,001,00
131,77
141,48
151,20
161,00
З/x11,4115,4614,74/11,9517,48
«Ползучая»8,8812,8916,38/13,2813,73
Главная передача3,702,933,082,79
Кинематическая максимальная скорость, км/ч122114114120
Мощность моторного тормоза, кВт290350230288
Размер сечения лонжеронов рамы, мм270х85х8283х70х8270х90х8266х90х7
Передаточное число рулевого механизма17,0 – 20,019,3 – 23,017,0 – 20,017,0 – 20,0
Собственная масса, кг7 0906 5707 0756 817
Нагрузка на седло, кг10 92010 90010 91510 705
База, мм3 6003 6003 5503 650
Минимальный радиус поворота, м7,47,457,27,16

P124

Фирма Scania – поставщик грузовых автомобилей для шведской армии, и гражданских вариантом во все страны мира. С появлением нового, четвертого, поколения гражданских грузовиков ее главной задачей стало освоение рынка военной техники стран-членов НАТО. Прекрасно зарекомендовав себя на западноевропейском рынке и произведя все необходимые доработки, Scania уверенно выходит на одно из ведущих мест по производству армейских автомобилей среднего и тяжелого классов, выполненных по нормам НАТО.

Первым крупным контрактом была партия из 1800 грузовиков для норвежской армии, еще более престижными стали заказы на 26 танковых тягачей для Бельгии, а также на шасси под специальное оборудование для французской армии. Кроме того Scania поставляет свои дизели для оснащения колесных и гусеничных боевых машин, выпускаемых в Швеции, Франции, Испании и Швейцарии. В программу армейских автомобилей Scania входят “милитаризованные” исполнения стандартных машин повышенной прочности, которые оснащаются наиболее мощными силовыми агрегатами, многоступенчатыми коробками передач, и раздаточными коробками, приводом на все колеса или дополнительными подъемными осями, а также дооборудованные кабинами улучшенной защищенности.

Автомобили используются не только на обще транспортных операциях, но и как тактические машины с легким вооружением или тяжелые тягачи. Наиболее популярными для армейских целей являются многочисленные варианты шасси Р124 классов С и G, оснащенные 6-ти цилиндровым дизельным двигателем рабочим объемом 11,7 л. с турбонаддувом мощностью 360 л.с., механическими 9-ти или 14-ти ступенчатыми коробками передач, рессорными подвесками всех мостов, кабинами СР14 или СР19.

Эту гамму возглавляет средний тактический грузовик P124CB 4х4 НZ полной массой 16 тонн с колесной базой 3,9 метра. Он имеет грузовую платформу длиной 4,7 м. со стальным полом, алюминиевыми бортами и тентом, рассчитанную для перевозки 18-20 солдат. Другие исполнения этого шасси чаще всего используются для монтажа специального оборудования. На шасси Р124GB 6х2 NZ полной массой 29,0 т. монтируются перегрузочные системы для сменных кузовов. Шасси Р124СВ 6х6 NZ (полная масса 28,0 т) и Р124СВ 8х6 HZ (полная масса 40,5 т) с дополнительной подъемной осью на пневмоподвеске применяются для перевозки легкой бронетехники и установки ремонтно-эвакуационного оборудования.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

  • Автор: Евгений Смольников
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

R114G

Vabis 3244

Силовой привод/затрачиваемая на движение мощность

Чтобы при сравнительных испытаниях точнее определить мощность, затрачиваемую на движение, а также расход топлива, седельные тягачи с полуприцепами проезжали по новой короткой испытательной трассе. Основная идея заключалась в том, чтобы каждый седельный тягач с каждым водителем и каждым полуприцепом проезжал по кольцевому участку трассы. Очевидным преимуществом является то, что при этом влияние водителя и полуприцепа исключаются. Тягачи 4 раза проезжали по кольцевому участку длиной 200 км, плюс дополнительный контрольный заезд. Измерения проводились на этих 200 км трассы, рельеф которой от холмистого до гористого, с максимальным подъёмом 6%. Таким образом замеры проводились на 1 000 км.

В этих сравнительных испытаниях все четыре тягача проехали 9 тыс. км (туда и обратно) и израсходовали больше 3 тыс. л топлива. При измерениях самым быстрым оказался MAN TG 460 A, несмотря на большое передаточное число главной передачи. При движении по гористому участку он опередил Scania R 124 LA 470 с более мощным двигателем. Победителем же в этой дисциплине стал тягач Scania R 124 LA 470 со средней скоростью 84,44 км/ч по сравнению с 84,37 км/ч у мюнхенца. Эта скорость по существу и вывела шведа вперёд: меньшее передаточное число главной передачи стало преимуществом на холмистом участке. Однако на гористом участке MAN у Scania отбирал секунду за секундой.

Компания Volvo в этих пробегах поставила задачу как можно больше приблизиться в оценке к соперникам. Модернизированный дизель D 12 имеет постоянный крутящий момент в более широком диапазоне частоты вращения, чем прежде (от 1 100 до 1 450 мин-1, ранее 1 300 мин-1). Крутой подъём мощности происходит на средних оборотах, это способствует тому, чтобы все 460 л.с. уже при 1 500 мин-1 передавались на сцепление. У «старого» FH 12-460 это происходило при 1 700 мин-1.

Крутые участки швед еще смог хорошо пройти. Однако он терял скорость, когда попадал на лёгкий бугорок при движении на высшей передаче. Благодаря отличным характеристикам двигателя Volvo FH 12-460 c более низким передаточным числом главной передачи смог почти не отстать в скорости.

Тягач Mercedes Actros 1846 LS с передаточным числом главной передачи 2,93 проехал в основном при низкой частоте вращения и смог, несмотря на меньшую мощность в диапазоне средней частоты вращения, не отстать от Volvo.

Победителем стал тягач Scania R 124 LA 470, который отобрал у мюнхенца на 800-километровом измерительном участке только 30 с.

Эксплуатация и техобслуживание грузовика Scania R124 G

Фирма АвтоПромСкан: г.Киров, Кировская обл. тел. (8332) 205-215 e-mail ICQ: 555466694

Не следует экономить на качестве запчастей на грузовики Скания, так как только качественные запчасти, установленные на ваш грузовик, будут долго служить. поставляет качественные и надежные оригинальные запчасти, агрегаты, карданные валы, ремкомплекты, а также их аналоги и замены на грузовики Scania. Доставляются детали и запчасти в кратчайшие сроки, в любую точку России транспортными компаниями и почтово-багажными вагонами.

Тягачи и самосвалы марки Scania на протяжении многих лет являются одними из самых продаваемых моделей новых грузовиков в России. Большой спрос на Скании обусловлен высокой надежностью этих грузовиков, комфортабельностью кабины, экономичностью двигателя. Эти и другие показатели являются визитной карточкой шведских грузовиков. Кабины тягачей и самосвалов Scania, как и кабины грузовиков Volvo, признаны лучшими по пассивной безопасности. Жесткая каркасная конструкция кабины с усиленными боковыми стойками и задней стенкой способна выдержать нагрузку в 1 тонну, а крыша автомобиля не сминается до опасного для жизни водителя состояния даже под нагрузкой в 15 тонн.

Со временем, даже новые грузовики требуют технического обслуживания и своевременного ремонта. Любые, даже небольшие поломки могут доставить проблемы своим владельцам. Рассмотрим особенности эксплуатации, технического обслуживания и ремонта как снятых с производства моделей грузовиков Scania, так и новых, только сошедших с конвейера моделей автомобилей.


Scania R124G

Грузовик Scania R124 G

Грузовик Scania R124 G – называемый водителями «скамейка» за специфическое оформление передней панели, используется в большинстве случаев как седельный тягач. Тягач Скания R124 G чаще всего используется у нас при международных перевозках и перевозках грузов внутри страны. Данный грузовик имеет свои сильные и слабые стороны, о которых и пойдет ниже речь.

Грузовик Скания R124 G 4-й серии выпускался в период 1995 года по 2004 год. С 2004 года Шведский концерн запустил в производство новое семейство грузовиков с маркировкой «Р». Литеры стали означать тип кабины грузовика: «Р» – низкая кабина, «R» – высокая кабина. Грузовики данной модели оснащались 6-и цилиндровыми дизельными двигателями модели DC11 и отвечали экологическим стандартам Евро-2 и Евро-3. Двигатели Euro-2 оснащены ТНВД, а Euro-3 насос-форсунками высокого давления PDE, а более поздние модели выпускались оснащенные системой питания топлива HPI. В Россию официально поставлялись тягачи с объемом двигателя 11 литров, мощностью 340-360л.с. и максимальным крутящим моментом 1600Нм и 1800Нм при оборотах двигателя 1050–1350 мин-1. На тягачах Scania R124 G были установлены механические коробки передач:

GR900 – 8ми ступенчатая КПП с делителем и понижающей передачей;

GRS890 – 12и ступенчатая КПП с демультипликатором;

GRS900 – 12и ступенчатая КПП с демультипликатором и двумя понижающими передачами.

Некоторые версии тягачей оснащались трансмиссией с системой Opticruise, которая автоматически выбирала оптимальную передачу при движении грузовика. Данная система автоматического выбора передач позволяла держать более высокую среднюю скорость во время движения.

Грузовики Scania группы G, создавались для эксплуатации в сложных дорожных и суровых климатических условиях и прекрасно подходят для эксплуатации в России. Данные грузовики оснащены мощной рессорной подвеской: передние рессоры двухлистовые, задние полурессоры двухлистовые с пневмоподушками. Тягачи имеют высокий дорожный просвет, что немаловажно при эксплуатации по отечественным дорогам.

Гарантия производителя грузовиков Скания составляет 1 год. При эксплуатации в первый год грузовики не доставляют владельцам никаких хлопот, хотя пробег автомобиля к этому времени бывает в среднем около 150 тыс.км. Несерьезные технические проблемы начинают возникать на втором-третьем году эксплуатации. На срок исправной работы грузовика влияют условия его эксплуатации. Технические специалисты Scania разделяют условия эксплуатации на пять типов:

0 тип – грузовики для перевозки грузов на большие расстояния в легких условиях.

К 0 типу относятся все грузовики Scania c полной массой до 40т., предназначенные для эксплуатации на дорогах с ровным покрытием и движением с равномерной скоростью и минимальным количеством остановок в пути. Грузовики этого класса созданы для движения по проезжей части с уклонами менее 2%. Малое количество остановок в пути означает, что у автомобиля должно быть не более 10 остановок на каждые 100км пробега (например при перевозке продуктов питания и грузов общего пользования).

1 тип – грузовики для перевозки грузов на большие расстояния.

Данный тип автомобилей Scania объединяет грузовики с полной массой до 60т. Автомобили эксплуатируются на асфальтовых дорогах с усовершенствованным покрытием, т.е. 50-80% своего пробега тягач проходит по дорогам с уклонами не более 2% и изредка с уклонами более 8%. Грузовики данного типа чаще всего используются для перевозки грузов общего назначения: бытовая техника и т.д.

2 тип – тягачи для транспортировки грузов в тяжелых условиях

К данному типу грузовиков относятся автомобили, условия эксплуатации которых не подходят к 0 и 1 типу. Например, данные грузовики Scania предназначены для выполнения транспортных задач по перевозке стройматериалов, леса (лесовозы), автоцистерны для перевозки различных жидких грузов, перевозки насыпных грузов (песок, щебень, руда).

3 тип – грузовики для строительных работ, эксплуатирующиеся вне дорог.

Грузовики данного типа используются для перевозки щебня, руды, песка, бетона, строительного мусора и ТБО. Грузовики данного типа могут эксплуатироваться как по дорогам с твердым покрытием, так и по грунтовым дорогам.

4 тип – автомобили для перевозки на короткие расстояния затаренных грузов

Примером транспортной задачи для данного типа грузовиков Скания могут служить перевозки мелких партий груза, перевозка жидких грузов в цистернах и вывоз мусора.

Ремонт грузовиков SCANIA

Многолетний опыт эксплуатации показал, что претензий по мостам, двигателю и КПП грузовика Scania R124 G нет. Автомобиль очень надежный и долговечный. Но как любая сложная и высокотехнологичная техника требует своевременного внимания, качественных запчастей, ремонта и технического обслуживания.

Обычно, при пробеге в 400тыс. км «умирает» вал рулевой колонки Scania старого образца. При пробеге 500тыс. км требуется замена сцепления. Начинают подклинивать суппорты грузовика. Низкое качество дизельного топлива становится причиной проблем насоса подкачки топлива. Когда на спидометре 600тыс. км требуют замены передние подшипники ступиц колес. Задние подшипники достаточно проверить и при необходимости заложить смазку. При дальнейшей эксплуатации следует замена деталей и ремонт агрегатов, заканчивающих свой эксплуатационный срок в связи с естественным износом.


Стопорное кольцо Scania

При пробеге 500-6000тыс. км многие дальнобойщики ставят грузовики Scania на капитальный ремонт, чтобы грузовик при дальнейшей эксплуатации не доставлял проблем. Капитальный ремонт грузовика Скания позволяет дальше эксплуатировать автомобиль без серьезных поломок еще как минимум 450-500тыс км. пробега. Грузовики Scania с пробегом имеют стабильный спрос на рынке. Зная это, крупные транспортные компании предпочитают заменять свои б/у грузовики Скания на новые, не дожидаясь пробега автомобиля в 1 млн. км.

Обслуживание грузовиков Scania

За своевременным выполнением технического обслуживания грузовика в транспортных компаниях должен следить штатный механик или сам водитель. Программа сервисного обслуживания грузовиков Scania включает в себя следующие элементы:

Х-обслуживание проводится через 22,5тыс.км. и занимает по времени не более 45 мин. В него входит смазка шкворней, пальцев рессор, ССУ, проверка уровня масла. Данное ТО позволяет предотвратить преждевременный ремонт и замену многих деталей. При эксплуатации грузовика в благоприятных условиях или наличия центральной системы смазки TO-X не проводится. Под понятием «благоприятные условия эксплуатации» подразумевается низкая запыленность воздуха, отсутствие антигололедных реагентов на дорогах (или летняя эксплуатация автомобиля), низкое содержание в дизельном топливе серы (меньше 0,2%). Большинство механиков компаний с большим автопарком обслуживают грузовики уже после 15тыс.км. пробега, не дожидаясь положенных 22,5 тыс. км.


Сайлентблок подвески Scania

Многие перевозчики, чтобы избежать излишних проблем с двигателем Scania, переходят на применение качественных ГСМ. Чтобы зимой при низких отрицательных температурах грузовик Скания заводился без проблем, многие автотранспортные предприятия перешли на применение полусинтетического масла 10W40, вместо ранее используемого минерального масла 15W40. Полусинтетическое масло угорает в меньшей степени, а значит, доливать его приходится в меньших количествах по сравнению с минеральным маслом. Некоторые водители в теплое время года используют минеральное масло, а в зимнее время полусинтетику. За несколько лет такой эксплуатации чувствуется значительная экономия средств на ГСМ.

При оценке условного пробега грузовика Scania не стоит забывать о работе двигателя на холостом ходу. Особенно это актуально при эксплуатации автомобиля в зимний период, когда двигатель грузовика долго работает без нагрузки. Это характерно при вынужденных простоях тягача, при ожидании автомобиля погрузки или разгрузки на терминалах, при очередях на таможенных досмотрах или весовых контролях. Вести такой учет по памяти непросто, но завод изготовитель рекомендует пользоваться следующей схемой расчета:

150 ч = 10 тыс. км

300 ч = 20 тыс. км

450 ч = 30 тыс. км

600 ч = 40 тыс. км

750 ч = 50 тыс. км.

При покупке б/у грузовика Scania с пробегом, для оценки реального технического состояния автомобиля рекомендуется заехать на фирменную СТО для проведения компьютерной диагностики. Проверка грузовика специалистами поможет выявить срытые дефекты и в дальнейшем избежать дорогостоящего ремонта и покупки запчастей на грузовик Скания.

Комплектация Scania

При выборе грузовика для коммерческих грузоперевозок владельцы с одной стороны стремятся сэкономить при покупке грузовика, с другой стороны сделать комфортными условия работы и отдыха водителя. Наверное поэтому комплектации грузовиков, предназначенных для эксплуатации в России, отличаются от европейских комплектаций грузовиков Scania. Отечественные водители при покупке грузовика предпочитают иметь встроенный холодильник, кондиционер, отопитель кабины фирмы Webasto или Eberspacher, необходимый для отопления кабины грузовика при неработающем двигателе. В России предпочитают экономить на предпусковом подогревателе Скании, который не пользуется популярностью из-за своей высокой цены, затрат на обслуживание и увеличения расхода топлива при его использовании. Иногда в борьбе за экономию водители отказываются от кондиционера и в жару пользуются опущенными боковыми стеклами.


Ремкомплект седла JOST (Жост)

Кабину грузовика Scania дальнобойщики стараются выбирать просторную, если и не самую комфортабельную Topline, то по возможности Highline. В зависимости от предполагаемого пробега автомобиля выбираются топливные баки различной вместимости: 580л, 680л и 720л. Если данные размеры топливных баков не устраивают, то можно заказать топливный бак нужной емкости. Часто эта проблема решается покупкой нужного топливного бака на разборке или при наличии нескольких машин Скания, можно снять бак большей емкости с другого автомобиля.

На тягачи, используемые для международных грузоперевозок, часто заказывают спойлеры на крышу и аэродинамические боковые обтекатели. Данный «обвес» при движении со средней скоростью 80 км/час снижает сопротивление воздуха на 40% и экономит до 10% топлива. Также отечественные водители предпочитают установку центрального замка и противоугонной сигнализации на грузовики Скания.

Обслуживание электрооборудования грузовиков Scania.

Бортовая электрическая проводка грузовика должна быть постоянно сухая и чистая. Для предотвращения возможного пожара не рекомендуется использовать даже временно провода другого сечения и сопротивления, заместо применяемых. Особое внимание стоит уделить аккумулятору. Регулярная проверка уровня и плотности электролита избавит водителя от возможных проблем при запуске двигателя. Во время продолжительных стоянок желательно пользоваться внешними источниками тока для зарядки аккумулятора. Сила тока при зарядке должна быть равна 1/10 емкости аккумуляторной батареи. Даже половинная степень зарядки аккумулятора грузовика может создать проблемы при запуске двигатели, и сказаться на неустойчивой работе бортовых электронных систем.

При наличии предпускового подогревателя, после длительной стоянки в зимний период при низких температурах с неработающим двигателем, необходимо включить предпусковой подогреватель. Для облегчения запуска двигателя можно нагреть топливо в топливном фильтре источником тепла (кроме открытого огня!) или горячей водой.

Топливная система грузовиков Scania.

Поскольку в России проблематично отыскать дизельное топливо отвечающее европейскому стандарту EN590, в случаях экстренной необходимости водители в отечественную солярку добавляют керосин. При этом максимальное количество керосина не должно превышать 1/5 количества дизельного топлива. Рекомендуется заливать в топливный бак сначала керосин, а только после него дизтопливо, но не наоборот. В таком случае полученная смесь не вредит двигателю. По правилам «Разжижать» дизельное топливо бензином или спиртом запрещено. При длительной работе двигателя грузовика на такой топливной смеси в ТНВД и насос форсунках происходит износ прецизионных пар, а в некоторых случаях это может послужить причиной выхода из строя деталей двигателя.

Основной проблемой эксплуатации дизельного двигателя Скании R124 G в зимний период, является запарафинирование дизельного топлива. Кристаллы парафина в солярке закупоривают топливопровод и поры топливного фильтра автомобиля. Как результат – падение мощности силового агрегата или полная остановка двигателя. Выходом из данной ситуации может быть установка перед фильтрующим элементом нагревателей теплообменников жидкостного типа или электрических подогревателей.

Система осушения воздуха.

Воздух, сжимаемый компрессором, подается через змеевик охладитель на фильтр сепаратор, для удаления излишней влаги из системы. При низких температурах неудаленная влага замерзает и препятствует прохождению воздуха в системе. Поэтому перед длительной стоянкой грузовика рекомендуется слить образовавшийся конденсат из ресиверов и заполнить пневмосистему воздухом до «сброса» при работающем двигателе тягача Scania. Таким образом удалятся остатки влаги из фильтра осушителя и блока цилиндров.

Подача воздуха в двигатель.

Образование конденсата в интеркулере (охладитель нагнетаемого воздуха) распространенная проблема при зимней эксплуатации грузовика Scania. Замерзание влаги может произойти как на выключенном моторе, так и при длительной работе дизельного двигателя на холостых оборотах, при простоях на погрузке, таможне или в пробке. Определить проблему образования конденсата в интеркулере при работающем двигателе можно по характерному белому дыму, идущему из выхлопной трубы. Для предотвращения данной проблемы достаточно открыть систему вентиляции картера двигателя. Стоит помнить, что если патрубок вентиляции картера опущен слишком низко, возможно замерзание конденсата. При этом появляется характерная течь масла по уплотнениям двигателя, моторное масло попадает из турбины во впускной тракт двигателя. В зимний период, при температуре воздуха от 0 до -10гр. водители прикрывают нижнюю часть интеркулера тряпичным экраном, который входит в комплектацию нового автомобиля Скания. На машинах с пробегом, данный чехол обычно утерян. Его можно заменить любой воздухо и влагонепроницаемой тканью или материалом (брезент, линолеум, пластик). При температуре окружающей среды ниже ( -15гр.) необходимо закрыть снизу 2/3 высоты интеркулера. При увеличении рабочей температуры двигателя до +90° C необходимо уменьшить степень «зашоренности» интеркулера.

Для предотвращения поступления в цилиндры конденсата, образовавшегося в большом количестве, рекомендуется провести продувку. Для этого необходимо поднять кабину Scania, ослабить хомут на гофрированном патрубке, идущем между впускным коллектором и интеркулером. Отсоединить гофрированный патрубок и положить его на коллектор. Далее необходимо завести мотор грузовика и удерживать обороты двигателя не менее 1200 мин-1 в течение 5–10 секунд до полного удаления влаги. Иногда при такой процедуре из интеркулера выходит от 3-х до 5 литров влаги. Следует соблюдать меры предосторожности, не заслонять выход воздуха из патрубка.

Зимой, при температуре от –15°С до –40 °С замерзший в интеркулере конденсат рекомендуется растопить внешним источником тепла на еще неработающем двигателе, а только затем продувать интеркулер. При отсутствии внешнего источника тепла, можно прогреть устройство работой самого двигателя на холостых оборотах. При этом интеркулер должен быть закрыт спереди, а обороты не превышать 600 мин-1. Если в процессе работы двигателя начнутся сбои и неравномерность в работе, мотор необходимо сразу остановить и провести продувку.

Сильные и слабые места грузовиков Scania

Одна из самых надежных деталей грузовиков Scania 4й серии является гидроусилитель рулевого управления. Только на Сканиях первых серий были проблемы из-за люфта нижнего крестообразного шарнира. Иногда на тягачах подтекают верхние сальники гидроусилителя. При дальнейшей эксплуатации грузовика с такой неисправностью сначала начинается закусывание рулевого управления, а затем выходит из строя вал рулевой колонки. Для большинства видов гидроусилителей существуют ремкомплекты и запчасти, в том числе и неоригинальных производителей. В такой ремкомплект входит сальник и пылезащитное кольцо. Встречаются гидроусилители в которых для замены верхней прокладки необходима полная разборка агрегата. Специалисты не каждого сервиса готовы взяться за столь ответственную сложную работу, обычно сразу рекомендуется замена всего узла.

Для ремонта и обслуживания грузовиков Скания выпускается множество различных ремкомплектов, запчастей оригинального производства и их аналоги. При ремонте тормозной системы проще и дешевле поменять часть суппорта Scania, чем весь суппорт стоимостью 550-700 евро. Регулярным спросом пользуются ремкомплекты генератора и седла JOST (Жост). На тягачах Scania выпуска 2000-2002 года регулярной замены требуют сайлентблоки и втулки четырехточечной подвески кабины. Замена передних и задних втулок подвеки кабины грузовика и регулировка замков решат проблемы с кабиной на несколько лет. В передней подвеске Scania регулярно требуются ремкомплекты переднего стабилизатора, подшипники, втулки амортизатора и подушки подвески кабины автомобиля.


Карданный вал Scania

При ремонте подвески кабины грузовика с использованием неоригинальных разрезных втулок, нередко возникает посторонний стук. Некоторые механики меняют сразу весь стабилизатор, хотя достаточно заменить резинометаллические втулки, съемные подшипники и сальники стабилизатора. Ремонта стабилизатора хватает на полтора года исправной работы.

На первых партиях автомобилей Scania одним из слабых мест были цилиндры и насос подъема кабины грузовика, но в дальнейшем детали модернизировали, повысив их надежность и срок эксплуатации. На сегодняшний день выпускаются ремкомплекты для этих деталей, с помощью которых можно устранить неисправность самостоятельно. После нескольких ремонтов опытные механики рекомендуют менять насос и цилиндры целиком.

Иногда в области правого колеса возникает стук. Неопытные механики в первую очередь начинают проверять шкворень и подшипник, но обычно причиной беспокойств являются нижние втулки цилиндра подъема кабины.

Тягачи Scania R124 G будут еще долго пользоваться заслуженным уважением у водителей. Основное преимущество тягачей в том, что запчасти на Скании 2-й и 3 серии будут выпускать еще продолжительное время. А некоторые запчасти с этих моделей устанавливаются на грузовики Scania последних моделей.
scania, автомобиль, грузовик, грузовик скания, грузовики scania, двигатель, запчасти, интеркулер, кабина, ремонт, скания, топливо, тягач, эксплуатация

Расход топлива

Участники испытаний имели очень близкие показатели по расходу топлива. Однако влияние четырёх почти идентичных и одинаково тяжёлых полуприцепов на расход топлива оказалось большим, чем различие между отдельными тягачами. Пристальный взгляд на полученный расход топлива выявляет отчётливую разницу. Когда тягачи едут в гору, Mercedes Actros 1846 LS и Scania R 124 LA 470 оказываются лучшими и примерно на 2% экономичнее двух других. Лучший показатель среднего расхода топлива на участке с 12 подъёмами получен у Scania (107,9 л/100 км) и Mercedes (108,7 л/100 км). Здесь сказывается преимущество турбокомпаундной технологии Scania. Кроме того, мощность в 470 л.с. развивает двигатель рабочим объёмом только 11,7 л. Mercedes достигает хорошего расхода топлива при работе двигателя на полных нагрузках преимущественно при низкой частоте вращения, однако скорость при движении в гору снижается.

Измерение расхода топлива тягача MAN показывает, что при высокой частоте вращения и работе на полных нагрузках он реагирует чувствительнее, чем три других конкурента. На равнине MAN и Volvo получают наилучший результат и расходуют примерно на 0,5 л/100 км или на 2 – 3% топлива меньше. Несмотря на это, MAN с незначительным преимуществом в расходе топлива одерживает победу.
Результаты замеров при сравнительных испытаниях

МодельMAN TG A LX-HausMercedes Actros 1846 LS L-HausScania R 124 LA 470 GR 19-HausVolvo FН 12-460
Первый этап, круг 1
Скорость, км/ч84,8183,4083,8283,06
Расход топлива, л/100 км36,736,136,936,3
Второй этап, круг 2
Скорость, км/ч84,3383,3684,883,26
Расход топлива, л/100 км35,937,035,537,4
Третий этап, круг 3
Скорость, км/ч84,5683,6284,5083,19
Расход топлива, л/100 км36,237,035,536,3
Четвертый этап, круг 4
Скорость, км/ч83,7983,0684,3883,03
Расход топлива, л/100 км37,335,236,636,6
Весь пробег 800 км
Скорость, км/ч84,3783,3784,4483,13
Расход топлива, л/100 км36,2736,2836,3036,80
Расход топлива, л/100 км
Частичные нагрузки (85 км/ч)20,5021,0321,0520,60
полные нагрузки (12 подъёмов) при cредней скорости, км/ч110,75 при 69,66108,70 при 65,81107,91 при 68,41110,76 при 67,09
Количество переключений передач для преодоления подъёмов41502758
Подъём, преодолеваемый на высшей передаче, %2,793,023,182,99
Моторный тормоз1, уклон 5,5%
передача/частота вращения10/2 25013/2 4009/2 30010/2 150
скорость, км/ч90847390
тормозная мощность, кВт290350230288
Время разгона, с:
  • С последовательным переключение передач:
0 – 60 км/ч,24,430,924,429,3
0 – 85 км/ч,47,153,646,452,3
На высшей передаче 60 – 85 км/ч25,329,228,734,7
Уровень внутреннего шума при 85 км/ч, дБ(А)66,866,262,663,7
Техническое обслуживание
Периодичность смены масла, км80 000100 00060 000100 000
Количество пунктов ТО:
  • в Германии
  • в Западной Европе
385 8001030 1750200 900150 1000
Весовые параметры
Собственная масса тягача2, кг7 0807 1007 0857 295
Нагрузка на седло, кг10 92010 90010 91511 705
Расходы3, цент/км
ТО и ремонт8,778,618,818,79
Топливо26,1626,2026,2226,63
Переменные2,402,402,402,40
Постоянные в день4 , евро176,97178,28175,94189,17
В целом в день65,6665,7165,2266,55

Примечания. 1 – седельные тягачи компаний MAN, Scania и Volvo оснащаются за дополнительную плату более мощным моторным тормозом, Mercedes – серийно; 2 – все тягачи оборудованы седельно-сцепным устройством, запасным колесом, топливным баком, наполненным 300 л топлива, спойлером, боковыми панелями, закрывающими шасси, шинами 315/70 R 22,5 на алюминиевых ободах; 3 – тягачи MAN NG 460 A и Mercedes Actros 1846 LS стоят 89 тыс. евро, Scania – 90 тыс. и Volvo – 91 180 евро; 4 – при эксплуатации 240 дней в году.

Scania R124 G

А. Трохачёв, фото автора

Труженица. Это определение как нельзя лучше подходит для Scania R124 G, широко известной в народе как «скамейка» за характерное оформление передней панели. В большинстве случаев российские перевозчики используют эту машину на международных линиях, хотя и русские просторы ей не чужды. Обобщив опыт обслуживания и ремонта «шведки» в нескольких транспортных компаниях, мы решили рассказать о сильных и слабых сторонах для тех, кто выберет ее в качестве рабочей лошадки из вторых рук.

Дисковые тормозные колодки с ремкомплектом на одну ось. Кроме оригинальных с маркировкой Scania применяются качественные изделия производства Beral, Textar, Knorr-Bremse. На международных грузоперевозках не требуют замены при пробеге 250–280 тыс. км

Марка Scania неспроста в течение нескольких лет удерживает пальму первенства в рейтинге продаж новых импортных грузовиков в России. Впрочем, не только у нас, но и в некоторых странах бывшего СССР тоже. Надежность, комфортабельность и экономичность, без преувеличения, стали визитной карточкой изделий шведского автопрома. А наличие в автопарке предприятия такой техники положительно влияет на имидж компании и свидетельствует об успешности ведения транспортного бизнеса. Поэтому для публикации мы выбрали именно эту машину.

Нет идеальных людей, нет и идеальных автомобилей. Даже самые надежные изделия то и дело ломаются и доставляют своим владельцам проблемы. Искренне желая помочь перевозчикам в выборе средств производства, наш журнал начинает серию публикаций под рубрикой «Эксплуатация». В ней мы будем рассказывать как о снятых с производства моделях, которые интересны для тех, кто выбирает автомобили с пробегом, так и о новых модификациях, только что сошедших с конвейера. Наши корреспонденты ставят перед собой цель быть максимально объективными и использовать данные, полученные не из одного, а из нескольких источников.

Мы надеемся, что перевозчики активно включатся в процесс, присылая в редакцию отклики на публикации. Будем благодарны, если вы расскажете о собственном опыте эксплуатации тех или иных марок и моделей машин не только иностранного, но и отечественного производства. И надеемся, что вы напишете, об эксплуатации какой техники вы хотели бы узнать.

Спецификация

Термостат, как правило, не создает проблем владельцам Scania 4-й серии, но в случае отказа способен обездвижить грузовик минимум на несколько часов – до полной замены. Процедура очень хлопотная, и на дороге, тем более зимой, в одиночку с ней быстро не справиться

Автомобиль Scania R124 G принадлежит к 4-й серии, выпускавшейся с 1995 по 2004-й год. С осени 2004 года началось производство нового базового семейства бескапотных машин этой марки с литерой «P» и одновременно была изменена заводская индексация. Буква стала означать тип кабины («Р» – низкая, «R» – высокая кабины). К слову, кабины грузовиков Scania наряду с изделиями Volvo Trucks считаются лучшими с точки зрения пассивной безопасности. Благодаря жесткой каркасной конструкции с элементами усиления боковые стойки и задняя стенка выдерживают ударную нагрузку в 1 т, а крыша не сминается до опасного состояния под воздействием груза массой 15 т.

Рассматриваемая нами модель оснащалась 6-цилиндровыми рядными дизельными двигателями DC11 стандартов Euro 2 и Euro 3: с ТНВД (Euro 2) и насос-форсунками высокого давления PDE (Euro 3), хотя встречались и более поздние модификации с системой питания топлива HPI. В нашу страну поставлялись тягачи с двигателями рабочим объемом 11 л мощностью 340 и 360 л.с. (при 1900 мин-1). Максимальный крутящий момент силовых агрегатов составлял соответственно 1600 и 1800 Н·м при 1050–1350 мин-1.

С моторами агрегатировали механические КП: 8-ступенчатая GR900 с делителем и понижающей передачей; 12-ступенчатая GRS890 с демультипликатором и 12-ступенчатая GRS900 с демультипликатором и двумя понижающими передачами. На некоторых версиях трансмиссий предлагалась система Opticruise, автоматически выбирающая наиболее оптимальную передачу для данных условий движения в конкретный момент времени. За счет ускоренного выбора передачи в поездке достигалась более высокая средняя скорость доставки груза.

Диск сцепления и выжимной подшипник не являются слабыми местами Scania. В российских условиях сцепление нередко не дорабатывает и до 400– 500 тыс. км пробега, что говорит о высоких эксплуатационных нагрузках или недостаточном опыте водителя

Техника группы G, к которой относится рассматриваемый автомобиль, предназначена для работы в сложных дорожно-климатических условиях, что на 100% применимо к России. Такие машины имеют увеличенный дорожный просвет и оснащаются мощной рессорной подвеской (в нашем случае – передние двухлистовые рессоры и задние двухлистовые полурессоры с пневмоподушками).

Живучесть

Термин «живучесть» употребим не только на флоте. Автомобилисты тоже его широко используют. По крайней мере, при подготовке данного материала это прилагательное употребляли все эксплуатанты, с которыми я изучал и обобщал опыт российского использования Scania R124 G.

Заводская гарантия на автомобиль составляет 1 год. В первый год никаких проблем шведская техника не доставляет, хотя на спидометре к этому времени выскакивает 150–160 тыс. км. По отзывам перевозчиков, проблемы возникают на втором-третьем году эксплуатации, хотя они и не имеют фатального характера.

На срок исправной работы автомобиля влияет и тип условий его работы. Специалисты Scania разделяют пять основных типов условий эксплуатации – от нулевого до четвертого. Поскольку не все перевозчики сталкивались или знакомы с ними, уместно вспомнить эту градацию.

0. Транспортировка грузов в легких условиях на большие расстояния.

К данному типу относятся автомобили с полной разрешенной массой менее 40 т, которые эксплуатируются на дорогах с ровным рельефом без существенного снижения скорости движения и с малым количеством остановок. Условия работы на дорогах с ровным рельефом означают, что 90% пробега машина движется по проезжей части, имеющей уклоны менее 2% и редко встречающиеся уклоны более 3%. Малое количество остановок означает, что автомобиль останавливается и начинает движение не более 10 раз на каждые 100 км пробега. Пример транспортной задачи – перевозка грузов общего назначения (продукты питания и т. д.).

Топливоподкачивающий насос представляет собой неразборный механизм. При цене 600 евро он сохраняет работоспособность максимум два-три сезона, а иногда ломается на втором году эксплуатации. Меняют его, как правило, своими силами

1. Транспортировка грузов на большие расстояния.

Тип объединяет грузовые автомобили с полной разрешенной массой до 60 т включительно, которые эксплуатируются на дорогах с усовершенствованным покрытием на местности со смешанным и холмистым рельефом. Данные условия эксплуатации означают, что 50–80% пробега транспортное средство передвигается по дорогам, имеющим в основном уклоны менее 2% и редко встречающиеся уклоны более 8%. Пример транспортной задачи – перевозка грузов общего назначения (бытовая электроника и т. п.).

2. Транспортировка грузов в тяжелых условиях на большие расстояния.

В данный тип перевозок включены автомобили, условия эксплуатации которых, согласно приведенной классификации, не относятся к типам 0 или 1. Пример транспортной задачи: перевозка строительных материалов, жидких грузов в цистернах, леса, насыпных грузов, щебня (с прицепом), руды.

3. Эксплуатация вне дорог. Строительные работы.

Пример транспортной задачи: перевозка щебня и других каменных фракций, бетона и мусора, твердых бытовых отходов.

4. Транспортировка затаренных грузов на короткие расстояния.

Пример транспортной задачи: развозные перевозки мелких партий грузов, вывоз мусора и жидких грузов в цистернах.

Ремонт

Подшипник передней ступицы стоит, как и подшипник задней ступицы, – около 300 евро. Нуждается в замене в результате естественного износа после того, как пройденный километраж составит не менее 450–500 тыс. км. При бережном уходе может «дожить» и до первого капремонта всего автомобиля

Дальнобойщики шутят: «Главная запчасть в автомобиле – ВОДИТЕЛЬ». И после короткой паузы добавляют: «Правда, неремонтируемая и очень дорогая». От сидящего за рулем, действительно, зависит многое, и не только в глобальном смысле (сохранность груза, своевременность доставки), но и в частности (расход топлива, эксплуатационные затраты). В одной из транспортных фирм поведали такую историю. На машинах очередной партии появился повышенный износ управляемых колес. Сначала грешили на производителя. Но когда разобрались, удивились: оказалось, нужно было следить за давлением воздуха в шинах, хотя бы раз в неделю. А водители, пересевшие на иномарки с МАЗов, не удосуживались делать это даже раз в месяц.

Опыт использования Scania в течение четырех лет показал, что по двигателю, коробке передач и мостам претензий к автомобилю нет. В целом машина очень прочная и долговечная, но требующая определенного внимания. Скажем, при пробеге около 400 тыс. км «сдыхает» вал рулевой колонки старого образца. Когда на спидометре 500 тыс. км, вырабатывает свой ресурс сцепление. Начинают «клинить» суппорты. Из-за плохого качества топлива возникают проблемы с насосом подкачки топлива. После 600 тыс. км в большинстве случаев требуют замены передние подшипники ступиц колес, а вот задние – достаточно проверить и заложить смазку. И далее в ремонте нуждаются детали, заканчивающие свой эксплуатационный цикл по причине естественного износа.

Чтобы автомобиль не доставлял проблем, дальнобойщики на пробеге 500–600 тыс. км ставят его на месяц в ремонт и тщательно перебирают. При добросовестном выполнении всех операций «шведка» будет служить верой и правдой еще столько же или 450–500 тыс. км как минимум. Однако крупные компании предпочитают не доводить технику до такого состояния и, не дожидаясь пробега 1 млн км, ставят технику на продажу. И даже на такие автомобили спрос достаточно стабильный.

Обслуживание

Кран уровня подвески кабины. Передний и задний абсолютно одинаковые, т. е. взаимозаменяемые. При необходимости рекомендуется менять на фирменном сервисе

За своевременностью ТО в полном объеме обычно следит сам водитель, а если транспортная компания крупная, то штатный автомеханик или другое лицо, ответственное за технику. Рачительные водители подгадывают проведение очередного ТО с недопробегом или небольшим перепробегом на «домашней» станции. В этом случае они уложатся в конкретную смету обслуживания, все запчасти будут надлежащего качества, а работы выполнены на совесть. Заезд на чужую станцию – своего рода лотерея. Конечно, в большинстве случаев на фирменном сервисе все сделают грамотно. Иное дело – в какой срок и за какие деньги. Вот почему некоторые российские дальнобойщики предпочитают ездить на обслуживание и ремонт в Белоруссию: при одинаковой стоимости нормо-часа оригинальные запчасти там дешевле.

В кабине одного из дальнобойщиков я увидел загадочный шифр. Оказалось, ничего секретного в комбинации букв нет. Набор букв означал последовательность различных видов ТО. Линейка «S-M-S-L» соответствовала одному циклу обслуживания без ТО-Х, другая («X-S-X-M-X-S-X-L») – сервису с проведением ТО-Х. Водитель пояснил: «Это нужно для того, чтобы на чужом сервисе не навязали более объемное и неоправданное условиями эксплуатации обслуживание».

Программа фирменного сервисного обслуживания проверена годами и включает в себя следующие элементы.

Х-обслуживание (через 22,5 тыс. км) занимает примерно 40–45 минут и включает смазку шкворней, пальцев рессор, ССУ, проверку уровня масла. По мнению специалистов, предотвращает преждевременный ремонт и замену многих деталей. ТО-Х не проводится, если автомобиль эксплуатируется в благоприятных условиях или оборудован системой центральной смазки. Это подразумевает невысокую запыленность воздуха, отсутствие на дорогах солевых антигололедных реагентов и низкое (менее 0,2%) содержание серы в дизельном топливе. На практике некоторые перевозчики не ждут заветных 22,5 тыс. км, а обслуживают автомобиль после 15 тыс. км. Особенно это характерно для компаний с большим парком, где есть собственные механики.

Подушки передней и задней подвески отличаются завидной живучестью, хотя в условиях сильных морозов (например, в Западной Сибири) известны случаи преждевременного выхода из строя

Вообще российские перевозчики стремятся не создавать себе лишних проблем и переходят на использование качественных горюче-смазочных материалов. Например, чтобы в морозы автомобиль заводился без проблем, многие предприятия отказались от использования минерального моторного масла 15W40 и перешли на полусинтетику 10W40. Угорает оно в меньшей степени, а значит, и доливать приходится не столь много, как в случае с минералкой. Но принцип экономии соблюдается иногда так: в теплое время года машина работает на минеральном масле, в холодное – на полусинтетике. За год разницу не почувствуешь, а за несколько лет – вполне.

Владельцам Scania рекомендуется не забывать и о работе двигателя на холостом ходу. Ее необходимо учитывать при оценке условного пробега и разработке регламента технического обслуживания для каждого автомобиля в отдельности. Особенно актуально это с наступлением холодов, когда двигатель подолгу «молотит» без нагрузки. Характерно это и для ожидания очереди на весовой контроль или таможенный досмотр на границе. Конечно, вести такой учет по памяти очень сложно, но если есть нацеленность на долгосрочную эксплуатацию техники, пренебрегать рекомендациями завода-изготовителя не стоит, тем более что они достаточно просты:

150 ч = 10 тыс. км

300 ч = 20 тыс. км

450 ч = 30 тыс. км

Кран ABS стоимостью около 100 евро ремонту не подлежит. В случае его отказа вердикт только один – замена. Выходит из строя при частой эксплуатации во влажном климате, на грязных дорогах и при ненадлежащем уходе

600 ч = 40 тыс. км

750 ч = 50 тыс. км.

Но если вы покупаете автомобиль с пробегом и не знаете его реального состояния, лучше заехать на фирменную СТО и раскошелиться на компьютерную диагностику. Проверка специалистов обойдется не дороже, чем неизбежный ремонт в случае выявления скрытых дефектов.

Комплектация

Конечно, хозяин – барин. Однако при выборе коммерческого автомобиля владелец фирмы находится между двух огней: с одной стороны, стремится максимально сэкономить на приобретаемой технике, а с другой – хочет сделать приемлемыми условия труда и отдыха основного добытчика денег – водителя. Возможно, поэтому комплектация машин для российского рынка несколько отличается от европейских спецификаций.

Отечественные перевозчики предпочитают иметь кондиционер, дополнительный отопитель кабины (Webasto или Eberspacher) и, конечно, холодильник. Дополнительный отопитель кабины просто незаменим в дальних поездках, поскольку позволяет отапливать кабину при неработающем двигателе. А вот предпусковой подогреватель многие транспортники не жалуют: во-первых, дорогой сам по себе; во-вторых, требует затрат на обслуживание; в-третьих, увеличивает расход топлива. Но борьба за экономию иной раз приобретает удивительные формы. Иные водители, желая сэкономить на горючем, в теплое время года предпочитают обходиться без кондиционера, пользуясь опущенными боковыми стеклами…

Кабину дальнобойщики выбирают побольше: если не самую просторную и комфортабельную Topline, то хотя бы «промежуточную» Highline. В отличие от версии с низкой крышей, в ней, по крайней мере, можно переодеться, не выходя на улицу. Если на первых версиях «скамейки» отечественные транспортники заказывали электропривод стекол только для правой двери (чтобы спросить дорогу, подать документы инспектору и т. д.), то сейчас ставят его и на водительскую дверь.

Кран EBS стоит на порядок дороже – около 800–1000 евро и больше, но и выходит из строя значительно реже, чем кран ABS. На практике не доставляет владельцам машин дополнительных проблем

В зависимости от условий эксплуатации транспортные компании выбирают и вместимость топливного бака. В автопарке одного из крупных перевозчиков можно увидеть различные версии: и 580, и 680, и даже 720 л. Впрочем, если размер бака не соответствует условиям доставки грузов, можно заказать емкость нужного объема. Иногда эту проблему решают путем «рокировки» с другим автомобилем. А если «донора» нет, самое время обратиться на вторичный рынок или к официальному дилеру.

Водители-международники нередко заказывают на свой автомобиль спойлер на крышу и комплект аэродинамических боковых обтекателей. Специалисты уверяют, что при правильной установке такой «обвес» уменьшает сопротивление воздуха на 40% и при «крейсерской» скорости 80–85 км/ч позволяет экономить до 10% топлива. Из других устройств, почитаемых отечественными перевозчиками, стоит выделить центральный замок и противоугонную систему.

На своем горбу…

Дальнобойщики, съевшие собаку на эксплуатации Scania, дают несколько практических советов. Но прежде чем привести их здесь, я попросил проверить правильность таких рекомендаций на авторизованной дилерской станции Scania. В итоге «в эфире» появятся только те, что заслуживают внимания и не вызывают сомнений специалистов СТО.

Электрооборудование. Бортовую проводку желательно держать сухой и чистой и не использовать даже для временных соединений провода другого сечения с неизвестной степенью сопротивления. Расплатой за такую беспечность может стать пожар, и это не страшилки. Пристального внимания заслуживает аккумулятор. Контроль уровня и плотности электролита занимает немного времени, зато избавляет от неприятностей в дальнейшем. Не стоит забывать и о чистоте – грязная поверхность может спровоцировать короткое замыкание, как говорится, со всеми вытекающими последствиями. На капитальных стоянках желательно не упускать возможности использовать внешний источник тока для подзарядки аккумулятора. При этом сила тока должна равняться 1/10 емкости батареи. Ошибочно мнение, что АКБ надо заряжать только при глубокой разрядке. Опыт показывает, что даже половинная степень разрядки может отрицательно сказаться на работе бортовых электронных систем и усложнить холодный пуск двигателя.

Задние колеса седельных тягачей выхаживают по 400 тыс. км, передние – до 300 тыс. км. Восстановленная в результате наварки резина ходит вдвое меньше, да и то используется исключительно на ведущих осях

После длительной стоянки на морозе с неработающим двигателем перед тем, как повернуть ключ в замке зажигания, неплохо включить предпусковой подогреватель. Для облегчения «старта» можно нагреть солярку в топливном фильтре около мотора горячей водой или другим источником тепла, за исключением открытого огня.

Топливная система. Поскольку на просторах России днем с огнем не отыскать дизтоплива европейского стандарта EN590, в экстренных случаях в нашу солярку можно добавлять керосин. Следует учесть, что максимальная доза керосина не должна превышать 1/5 количества дизельного топлива. При этом сначала в бак заливают керосин и только потом дизтопливо, но никак не наоборот. Такая процедура улучшает смешиваемость «коктейля» и не вредит двигателю. А вот «разжижать» солярку спиртом или бензином запрещается: длительная работа мотора на таком суррогате неизбежно приведет к износу прецизионных пар в ТНВД и насос-форсунках. Более того, в отдельных случаях это чревато и выходом из строя других деталей силового агрегата.

Головная боль зимнего периода – запарафинирование отечественной солярки. Кристаллы парафина могут наглухо закупорить поры фильтра и топливопровод. В результате – падение мощности или полная остановка двигателя. Выходом может стать исключение из магистрали дополнительных постоянно не обогреваемых топливных фильтров (например, фильтра-сепаратора, установленного на раме). Рекомендуется использовать нагреватели-теплообменники жидкостного типа, а еще лучше электрические, но с одним условием – они должны быть смонтированы до фильтрующего элемента.

Система осушения воздуха. Дальнобойщики знают, что сжимаемый компрессором воздух через змеевик-охладитель подается на фильтр-сепаратор для удаления избыточного количества влаги. В морозы неудаленная влага замерзает и препятствует прохождению воздуха. Вот почему перед длительной стоянкой автомобиля важно слить конденсат из ресиверов и «под завязку» заполнить пневматическую систему при работающем двигателе до «сброса». Тем самым удастся удалить остатки влаги из блока цилиндров и фильтра осушителя.

Сетчатая защита фар. Как ни странно, водители предпочитают ставить неоригинал – он лучше смотрится и эффективнее сохраняет стекла от «выстрелов» камней. Благодаря решеткам фары не страдают, за исключением случаев ДТП

Подача воздуха в двигатель. Типичная проблема зимней эксплуатации – образование конденсата в охладителе нагнетаемого воздуха (интеркулере). Для этого необязательно мотор должен быть выключен – замерзание водяных паров происходит и при длительной работе двигателя на малых оборотах (в пробке, в очереди на границе и т. д.). Определить проблему до остановки двигателя можно по характерному белому дыму из выхлопной трубы. Меры противодействия предельно просты: открыть систему вентиляции картера двигателя. Но стоит помнить, что, если патрубок вентиляции картера опущен слишком низко, есть риск замерзания в нем капель влаги. В этом случае появляется течь масла по уплотнениям мотора, масло попадает из турбины во впускной тракт.

При температуре окружающего воздуха от 0 до –10 °С рачительные водители на треть закрывают нижнюю часть интеркулера матерчатым экраном, поставляемым вместе с новым автомобилем. Но если чехол утерян – не беда, можно воспользоваться любым воздухо- и влагонепроницаемым материалом. Для этой цели подойдут брезент, линолеум, пластик или что-то аналогичное. При морозах ниже –15 °С нужно закрывать уже больше половины высоты интеркулера, причем обязательно снизу. Однако при увеличении температуры двигателя за отметку +90° нужно уменьшить степень «зашоренности» интеркулера.

Что делать, если конденсат уже образовался в большом количестве и поступает в цилиндры? В этом случае рекомендуется провести продувку. Придется поднять кабину, шестигранником ослабить металлический хомут на гофрированном патрубке между интеркулером и впускным коллектором (слева по ходу автомобиля), отсоединить его и, приподняв вверх, положить на коллектор. Затем следует завести двигатель и удерживать высокие обороты (желательно не менее 1200 мин-1) в течение 5–10 с, несколько раз до полного удаления влаги. Бывает так, что из интеркулера вылетает большой объем жидкости – от 3 до 5 л. Поэтому важно соблюдать меры предосторожности и не подставлять части тела на пути выхода воздуха, воды и кусочков льда из патрубка.

Фильтр-влагоотделитель. Белый цвет указывает на то, что он неоригинальный. Необходимо особо обратить внимание в зимний период! А лучше всего заменить до наступления зимнего периода эксплуатации. И при этом не забыть проверить свечу (нагревательный элемент) осушителя воздуха

Есть еще один нюанс. При морозах от –15 до –40 °С замерзший в интеркулере конденсат опытные водители советуют растопить на неработающем двигателе с помощью внешнего источника тепла и затем «продуть» интеркулер. При отсутствии такого можно разогреть устройство работой мотора на холостых оборотах (не выше 600 мин-1), не забыв предварительно закрыть интеркулер спереди. Но если двигатель даст сбой и начнет неравномерно работать, надо немедленно его остановить и провести продувку.

Сила и слабость

В дополнение к советам опытных водителей – их отзывы о сильных и слабых сторонах Scania 4-й серии. Одна из самых надежных деталей – гидроусилитель рулевого управления. Случаи их отказа единичны и для «четверки» не характерны. Вал рулевой колонки создавал проблемы только на машинах первых серий из-за того, что разбалтывался нижний крестообразный шарнир. Ремкомплектов не существовало, и никакое техническое вмешательство проблему не устраняло. По просьбе сервисных центров Scania переделала их, усилила, и теперь после замены минимум на 2–3 года водитель забывает об этой детали.

Иногда на «скамейках» подтекает верхний сальник гидроусилителя. В ряде случаев перевозчики считают это несущественным и продолжают ездить до тех пор, пока не начинает «закусывать» или полностью не выходит из строя вал рулевой колонки. Хорошо, если для конкретного вида гидроусилителя предусмотрен ремкомплект, состоящий из верхнего сальника и пылезащитного кольца. Но бывают такие гидроусилители, на которых приходится выполнять полную разборку, чтобы добраться до верхнего сальника. Процедура трудоемкая, ответственная и, по словам дальнобойщиков, не все сервисные станции берутся за такую работу – они предлагают сразу менять весь узел.

Моторный отсек. У многих дальнобойщиков здесь очень грязно. Между тем грязь нередко вызывает проблемы с электропроводкой, окисляет контакты, «сваривает» клеммы и наносит вред электрооборудованию

На машине хорошо продумана замена отдельных деталей с помощью ремкомплектов, в частности в тормозной системе. Гораздо проще поменять часть суппорта, чем весь суппорт, он стоит минимум 550–700 евро. Большим спросом у перевозчиков пользуются ремкомплекты генератора и «седла». На машинах 2000–2002 гг. выпуска востребованы сменные элементы 4-точечной подвески кабины. Достаточно поменять передние и задние втулки подвески кабины, проверить состояние замков – и проблема минимум на два-три сезона решена. В передней подвеске востребован ремкомплект переднего стабилизатора, подшипники, подшипники амортизатора подушки подвески кабины (так называемые «капельки»).

При использовании неоригинальных разрезных втулок подвески кабины (кстати, одинаковой цены с оригинальными) нередко возникает посторонний стук. Иногда перевозчики совершенно напрасно спешат заменить весь стабилизатор, забывая, что внутри него есть съемные подшипники, сальники и резинометаллические втулки. При установке качественных деталей об этой проблеме забываешь года на полтора.

Слабым местом на машинах первых партий являются цилиндры и насос подъема кабины. Впоследствии их доработали, в результате чего повысились надежность и срок службы деталей. Кроме того, в настоящее время выпускаются ремкомплекты как цилиндров, так и насосов, позволяющие устранить неисправность своими силами. Но после одного-двух случаев использования ремкомплектов механики советуют менять цилиндры и насос целиком.

Компрессор кондиционера (слева) и фильтр топливной системы PDE (справа) относятся к деталям, требующим бережного отношения. Топливозаборники и топливные насосы часто выходят из строя из-за низкого качества солярки, поэтому специалисты рекомендуют заправляться только на проверенных АЗС

Бывает так, что водители жалуются на стук в области правого колеса. Предварительно «кулибины» самостоятельно начинают проверять шкворень, подшипник, а иной раз разбирают чуть ли не полмашины. Но при обращении в фирменный сервис выясняется, что причиной «стонов» были две нижние втулки цилиндра подъема кабины. Отсюда мораль: если сам в технике не разбираешься, доверь ремонт тем, для кого это профессия.

Преимущество свежей 4-й серии в том, что запчасти на нее будут выпускать еще долго. Сейчас нет проблем с заказом деталей и узлов для автомобилей Scania 3-й и даже 2-й серий, которые покинули завод еще в прошлом веке. Некоторые запчасти полностью унифицированы с деталями, устанавливаемыми на шведские грузовики последнего поколения. Таким образом, этой технике уготована еще долгая жизнь, в том числе – и на просторах России.

Scania в России

Компания Scania СV AB официально представлена в России с 1993 года. Тогда был открыт первый официальный офис ее московского представительства. Спустя 5 лет, в 1998 году, учреждено ООО «Скания Россия», получившее статус официального импортера Scania в Российской Федерации. По итогам продаж новых тяжелых грузовиков полной массой более 16 т несколько лет подряд шведская марка уверенно занимает первое место на российском рынке.

Расходы и эффективность

Наряду с постоянными расходами (налогами, страхованием и др.) большую роль играют текущие расходы. Для этих расходов большое значение имеет установленный изготовителем интервал между техобслуживанием. Это важно также тогда, когда существует стоимость контракта на ремонт и техобслуживание, потому что этот интервал принимается во внимание при определении стоимости одного километра пробега.

Хорошим примером служат идущие впереди тягачи Mercedes и Volvo, у которых интервал между техобслуживанием составляет примерно 100 тыс. км. Scania по этому показателю явно отстаёт, оказавшись на последнем месте, так как интервал между сменой масла 60 тыс. км заставляет почти в 2 раза чаще обращаться в мастерские. Промежуточное положение между ними занимает MAN с интервалом 80 тыс. км. В шведских автомобилях используется обычное минеральное масло. Разница в цене между маслами сегодня не так велика, чтобы она могла играть важную роль.

Так как время простоя для техобслуживания и ремонта в оценке Dekra (Deutscher Kraftfahrzeug-Uberwachungs-Verein – Союз работников технического надзора за автомобильным транспортом Германии) не принимаются в расчёт, то расходы находятся на едином уровне.

Также тема грузоподъёмности вытекает из темы расходов. Первым в этом сравнении является тягач MAN благодаря своей узкой кабине, Actros и Scania наступают на пятки ему. Scania в настоящее время явно стала легче, чем ещё несколько лет назад – результат постоянных мероприятий по снижению массы.

Безопасность

В прошедшие годы и десятилетия на передний план выдвигались срок службы и рентабельность грузовых автомобилей. Теперь в один ряд с этими параметрами почти у всех изготовителей ставится безопасность. Это идёт на пользу не только водителю, который сегодня может воспользоваться дисковыми тормозными механизмами, мощным моторным тормозом и продуманной системой ремней безопасности. Изготовители фар, которые десятилетиями оставались верны старым конструкциям, сегодня предлагают фары, обеспечивающие такую освещённость, чтобы ничего не ускользнуло. Опасность, которую представляет для неосвещённого велосипедиста водитель грузового автомобиля, стала меньше, как никогда. Однако и водителю легкового автомобиля усовершенствования грузовиков идут на пользу: защитный противоподкатный брус, устанавливаемый спереди. На шведских грузовых автомобилях это важное средство защиты давно стало серийным оснащением, немецкие компании устанавливают его в качестве опции.

Надувная подушка безопасности не стала серийным оборудованием, поскольку в грузовиках её действие не настолько однозначно позитивно, как в легковых автомобилях. В частности, до сих пор не ясно, когда она должна срабатывать: то ли при первом ударе о препятствие, то ли вслед за падением на склоне, или когда автопоезд полностью опрокинулся? Лучшая защита – ремни безопасности с трёхточечным креплением с преднатяжителем, а подушка безопасности является дополнительной. Тягачи Mercedes, Scania и Volvo уже давно серийно оборудуются подушками безопасности и ремнями с преднатяжителями, MAN лишь недавно. Что касается системы стабилизации ESP, то её устанавливают три изготовителя, за исключением Scania.

В целом все четыре седельных тягача отличаются высоким уровнем безопасности. Это относится как к активной, так и пассивной безопасности, а также защите других участников движения. В этой дисциплине Volvo чуть-чуть выигрывает, следом вплотную идут MAN и Mercedes, Scania отстаёт, имея моторный тормоз с тормозной мощностью только 230 кВт.

То, что проявилось уже при первых измерениях, подтвердилось другими оценками и анализом итогов: все четыре седельных тягача почти одинаковы по уровню качества. Тягач из Мюнхена стал победителем с минимальным превышением баллов. Ни один из седельных тягачей не набрал максимально возможного количества (1 000) баллов. Разница между отдельными тягачами очень мала: от 839 (Mercedes Actros 1846 LS L-Haus и Volvo FH 12-460) до 846 (MAN TG A) LX-Haus.

Итоговые результаты испытаний в баллах

ПоказателиВозможное количество балловMAN TG A LX-HausMercedes Actros 1846 LS L-HausScania R 124 LA 470 GR 19-HausVolvo FН 12-460
Кабина
Техобслуживание/ одъемный механизм108898
Вход/выход1510101111
Серийное оборудование109986
Пространство для хранения багажа/места для хранения вещей2519151522
Внутренние размеры3024272327
Рабочее место водителя4031283036
Спальные места3024252321
Модернизация2013161716
Всего180138138136147
Пригодность к эксплуатации:
Комфортабельность движения5039424044
Динамические свойства/ рулевое управление3025242726
Тормоза3025272125
Переключение передач/ управление4032313335
Всего150121124121130
Привод/мощность, затрачиваемая на движение
Характеристики двигателя4033333436
Коробка передач2521232121
Передаточное число главной передачи2522212120
Проходимость3522213318
Мощность, затрачиваемая при движении4541314131
Всего170139129150126
Расход топлива
При работе на частичных нагрузках7067646467
При работе на полной нагрузке3026282926
В целом на испытательном участке10095959492
Всего200188187187185
Расходы/эффективность
Грузоподъёмность6058575747
Стоимость обслуживания и ремонта6055555455
Серийное оборудование4032332932
Постоянные эксплуатационные расходы2018151915
Всего180163160160149
Безопасность
Тормоза4036393336
Оборудование системами безопасности3524242026
Освещение, обзор, зеркала3025242226
Ремни безопасности1512141414
Всего1209710189102
Общий результат1000846839843839
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]