Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ


«Сделано у нас» и на Яндекс.Дзен

Пожалуй впервые в своей истории открыл двери для прессы самый закрытый автомобильный завод России — Брянский автомобильный завод, или сокращенно БАЗ.

Буквально сегодня вернулся с предприятия и вот спешу поделиться.

Во времена СССР БАЗ занимался разработкой и производством специальных колесных шасси и тягачей для подвижных ракетных комплексов, а также для реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Из самых знаменитых:

РК «Луна»

РСЗО «Ураган»

А также для противокорабельного комлекса «Редут»

В 70-е здесь были созданы шасси для ЗРК «Оса»

Ну и самые знаменитые РК «Точка»

И без преувеличения уникальные шасси для РК «Ока»

После того как не к ночи помянутый Миша меченый пустил под нож последние, уничтожено было и все технологическое оборудование, которое использовалось при производстве шасси. В итоге предприятие лишилось и заказов и готовой продукции и оборудования, то есть оказалось в кризисе, а потом пришли лихие 90-е.

Нет смысла описывать все проблемы с которыми столкнулся БАЗ за это время.

В начале 2000-х здесь, практически на руинах было создано новое семейство колесных шасси для нужд Минобороны, которое получило название «Вощина». Именно на ее производство и удалось посмотреть.

Сперва фото того, с чего начинался БАЗ, а именно с трактора, которому и установлен памятник на территории предприятия.

Производство начинается с металлообработки. Вот как выглядит местный сварщик:

А вот лежат силовые элементы будущей рамы. Хорошо видно производственное оборудование, которое удалось вернуть к жизни, новым его конечно же не назовешь

.
Затем рама отправляется на конвейер. Важно отметить, что специальные колесные шасси — это товар штучный и уникальный, каждая единица выполняется по требованиям заказчика, то есть здесь не тот конвейер, что делает легковые автомобили. Объемы выпускаемой продукции исчисляются сотнями в год.

Подвеска торсионная, имеется понижающая передача и блокировка дифференциалов

Двигатели отечественные, производства тутаевского завода:

Кабина аскетичная. Видно, что требования военных не сильно изменились, хотя кресло регулируемое и имеется кондиционер.

После того как шасси готово, оно отправляется на заводской пробег. По его окончанию возвращается в цех, где его осматривают вновь.

Контроль этих монстров проводят дамы:

После этого автомобиль отправляется заказчику.

Но специально для нас заказчик решил подождать а автомобили отправились на берег реки Десна, где продемонстрировали на что способны.

Управляли машинами вот такие суровые водители:

Покорял барханы тягач БАЗ-6402, тот самый, что таскает ракеты комплекса С-300 и С-400

Затем он покорял реку

Шасси без какой бы то ни было подготовки легко преодолевает брод глубиной 170 см.

И выходит на берег:

Чтобы соблюсти чистоту эксперимента на шасси установили балласт. Масса этого стального куба — 11 тонн.

Также БАЗ разработал систему мультилифт, которая устанавливается практически на все грузовые автомобили. Нам показали, как она работает с КАМАЗом

Потом мы отправились в конструкторское бюро. Здесь рождается будущее.

Перспективное направление — это использование шасси БАЗа в составе кранов грузоподъемностью до 200 тонн:

А вот набросок шасси, над которым кипит работа:

Сейчас завод загружен на 100% и даже испытывает дефицит кадров. Но в то же время имеются и проблемы, о которых я подготовлю отдельный материал для газеты ВПК.

Ну и вместо P.s. небольшое видео. Чудес монтажа никаких, просто слепленные вместе записи:

Особенности

Шасси БАЗ-5937 имеют полузакрытый корпус, надежно защищенный от попадания воды, изготовлен он из стали. В его фронтальной части размещен блок управления, в середине предусмотрена камера для специфического оборудования, а в корме находится совмещенное моторно-трансмиссионное отделение.

Рама встроенного типа, элементы усиления крышки, ребра жесткости и стойки – детали, которые придают корпусу характеристики по дополнительной прочности. Устойчивость и перемещение на плаву гарантируется парой водометных агрегатов. Транспортные спецсредства первых серий заметно отличаются по специфической притупленной форме носовой части. Стоит добавить, что эти машины не оснащены боковыми окошками в кабине, а это ограничивает обзор и может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Идентичное расположение базовых осей связано с желанием равномерно распределить колесные нагрузки, а также повысить показатели проходимости рассматриваемого шасси.

Силовая установка

Для контроля поворотного радиуса техники колеса на крайних осях являются направляемыми. Подобная схема снизила сопротивляемость при криволинейном движении. Военный автомобиль БАЗ-5937 имеет шестицилиндровый дизельный силовой агрегат 5Д20Б-300 (производитель — Барнаульский транспортный машиностроительный завод).

Мощность мотора составила триста лошадиных сил, используется система охлаждения жидкостного типа. Конструктивная особенность расположения радиатора заключается в его горизонтальном монтаже над мотором. Запуск установки производится двойным способом: электростартером или при помощи подачи воздуха из баллона высокого давления.

Исторические факты

Стартовые партии имели укороченные корпуса и плоскую лобовую панель, при этом световые элементы монтировались в защитных ограждениях с боков контрольного отсека. С развитием серийного выпуска единственными внешними изменениями машины БАЗ-5937 стала удлиненная фронтальная остроносая часть остова с вмонтированными фарами, а также добавочные окна кабины по углам, позволяющие увеличить обзорность.

Объединяет все варианты единый размер колеи — 2,27 м, клиренс – 43 см, радиус поворота – 12 м. Техника успешно преодолевала рвы по два метра, тридцатиградусный подъем. Усредненный расход горючего – порядка 40 литров на сотню километров.

Прототипы рассматриваемой техники разработаны в 1969–1970 годах. Серийный выпуск официально утвержден в 1972 г. Готовые модификации проходили тестирование на герметичность в специальной дождевой камере или на открытых водоемах. К стандартным минусам всех машин относится повышенный износ шин и низкая экономичность силовой установки.

Трансмиссия и КПП

Коробка передач БАЗ-5937 оснащена встроенным дифференциалом, крутящий момент передается при помощи механики, имеется бортовая схема рассредоточения мощности. Трансмиссионный блок направлен на взаимодействие с колесами обоих бортов.

Блок подвески колес – независимого типа, торсионный, оборудован поперечными рычагами. Такая конструкция дает возможность значительно повысить плавность хода, а также развить скоростной показатель по бездорожью и пересеченной местности. Колеса оснащены системой корректировки воздушного давления. Тормозной узел представляет собой колодочную, герметизированную комплектацию с усилением пневмогидравликой.

Рулевое управление

Данный конструкционный блок имеет принцип действия червячного типа с гидравлическим усилителем, плавучесть средства обеспечивают заслонки водометов и непосредственно колеса. Показатель грузоподъемности шасси находится в пределах 7,5 тонн. При этом предельная скорость движения по дорогам — 70 км/час, на плаву — 8 километров в час.

Дополнительное оборудование, имеющееся на базе шасси БАЗ-5937:

  • Фильтровентиляционная установка общего типа.
  • Тепло-вентиляционная система ОВ-65Г.
  • Узлы отлива воды.
  • Танковые переговорные приспособления «Р-124».
  • Автоматическая противопожарная система «Роса».
  • Устройства радиационной разведки и специальной обработки информации.
  • Наблюдательные приборы «ТНПО170А» для передвижения по воде, устройства ночного видения.

Кроме того, на базе шасси устанавливалось автономное электроснабжение с газовой турбиной.

Прочие характеристики

При обзоре военного автомобиля БАЗ-5937, технические характеристики которого позволяли его использовать как в армейских целях, так и на местах стихийных бедствий, следует отметить еще ряд показателей. К ним относятся следующие:

  1. Оснащение шестнадцатью карданными валами, передающими крутящий момент на одноступенчатые бортовые и колесные редукторы.
  2. Наличие сухого двухдискового сцепления и блока отбора мощности на генератор, насос и компрессор.
  3. На все шесть колес устанавливается широкопрофильная камерная резина «ИД-Б284» (1200*500/508).
  4. Имеется система регулировки внутреннего давления в шинах (1-4 кгс/кв. см).
  5. Бак для горючего размещен слева перед задним колесом, его вместимость составляет 320 литров.

Чтобы понять, какая коробка передач на БАЗ-5937, следует отметить, что она механического типа, имеет пять ступеней, взаимосвязана с двухрежимной раздаточной системой, которая оснащена симметричным межбортовым дифференциалом с блокировкой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]