Отечественным «буханочкам» и военным УАЗикам высокую конкуренцию составил легендарный шведский армейский внедорожник под говорящим названием «Вольво-Лапландер». наименование досталось автомобилю по географическому аспекту. Лапландцы – это малочисленная народность охотников и оленеводов, проживающих на севере Европы в нескольких государствах. Некоторые северяне так еще называют диких обитателей леса.
Моменты истории
Армейский грузовик выпускается с середины ХХ века, когда корпорация «Вольво» освоила военный заказ для потребностей армии Швеции. Стартовые опытные экземпляры внедорожника Volvo Laplander датированы 1959 годом, промаркированы индексом L230. Основой для новой машины стала версия Amazon, от которой позаимствован силовой узел – бензиновый движок B16 в объеме 1,6 литра. Начальные серийные образцы соответствовали следующим характеристикам:
- Чугунный мотор на 65 конских сил.
- Центрально расположенный силовой агрегат.
- Мосты «Вольво-Лапландер» имел постоянный задний и передний отключаемый привод.
- КПП четырехступенчатая, М-40.
Поначалу название рассматриваемого автомобиля звучало, как Volvo Valp – «щенок Вольво». Интерес к данному внедорожнику проявили вооруженные силы Норвегии и соседних государств. А уже в 60-х годах белые «лапландцы» появились на службе в Организации Объединенных Наций. Транспортное средство имело несколько модификаций: противотанковая модель, медицинский и грузовой вариант. Самый востребованный автомобиль в своей категории «Вольво С303» вышел в свет в начале 70-х.
История автомобиля
Свою родословную грузовик ведет с середины 20-го века, когда концерн Вольво получил военный заказ – шведской армии понадобился новый мощный внедорожник. Первые опытные образцы вышли в 1959 году – серия получила маркировку L230. Материалом для новой машины послужила модель Volvo Amazon, в частности, от нее был позаимствован двигатель Лапландера – бензиновый Volvo B16 объемом 1,6 литра. Первые версии с небольшими доработками серийно выпускались со следующими характеристиками:
- Двигатель Volvo B18 – чугунный бензиновый агрегат, мощностью 65 л.с. при 4500 1/мин с объемом 1,8 литра;
- Центральное расположение мотора;
- Подключаемый передний мост с расположением водителя над передней осью;
- 4-хступенчатая коробка передач Volvo M-40;
- Распределительная коробка типа ZF VG 50 (передний привод, полный привод в двух вариантах и нейтральное положение).
Хотя автомобиль уже получил название Лапландер, одним из названий за ним значилось Volvo Valp – «щенок Вольво». Автомобиль был ориентирован прежде всего на использование в собственной армии. Однако интерес к Volvo проявили военные Норвегии и соседних стран. А уже в 60-х весь мир наблюдал белых «лапландцев» на службе у ООН. Модификаций у внедорожника выпускалось несколько: противотанковая версия, медицинский и грузовой транспорт.
В ходу были цельнометаллический внедорожник и передвижная радиостанция. Эксплуатация автомобиля выявила важный недочет: из-за высокого центра тяжести у грузовика была слабая устойчивость. Машину постепенно доработали — Volvo Laplander добавил в габаритах и мощности. В итоге автомобиль с маркировкой Volvo C303 Laplander вышел в свет в начале 70-х годов.
Особенности конструкции Лапландера
Портальные мосты принесли Вольво Лапландер славу легендарного вездехода, стали его визитной карточкой.
Уникальность Вольво С303 Лапландер – вездеходность, off-road на деле, а не на бумаге. Причиной тому два фактора. Это основа конструкции – вагонная компоновка с крепкой рамой лестничного типа, устойчивой к скручиванию, и впервые испробованные на автомобиле в 1974 году восьмишипилечные портальные мосты. Так, у Вольво Лапландер появилась своя визитная карточка, и автомобиль бросил вызов главному конкуренту – немецкому Unimog.
Портальные мосты Лапландера снижают скорость авто, значительно ухудшают динамику, требуют корректировок управления. Но расстояние между осями главных пар и осями колёс здесь не просто присутствует — оно огромно, и за счёт этого появляются драгоценные сантиметры клиренса. Добавляют просвета и компактные редукторные мосты, способные передавать на колёса любого размера 6,00:1, 7,10:1 и 7,56:1 — передаточные отношения не представимые для классических «балок» с одной ступенью.
И так, за счет смещения осей относительно друг друга в такой конструкции и наличия бортовых редукторов, были сильно увеличены геометрические параметры проходимости. Такие мосты часто называют «лапландеровскими», хотя по факту их стали ставить только на модельVolvo C303, т.е. только в середине 80-х. К тому же портальные мосты придумал Фридрих Альберт (Unimog), а редукторный мост Г.К.Мирзоев (УАЗ). Однако клиренс автомобиля составляет 380 мм (для сравнения у военного УАЗа просвет меньше на 10 см). Характерно, что свесы практически отсутствуют. И разумеется, как настоящий внедорожник, «дикарь» снабжён пневматической, межосевой блокировкой.
Ещё по теме: Война без роз: Opel Bedford Blitz
Сделано всё просто, с расчётом на возможность починки в экстремальных условиях. Рулевое управление осуществляется при помощи простейшей зубчато-винтовой передачи и нескольких рычагов, передающих движение на колеса и поперечные рулевые тяги. Гидравлический привод и барабанные колодки составляют основу незатейливой, но крепкой тормозной системы. Ручной тормоз у Лапландера механического типа. В подвеску установлены телескопические амортизаторы, полуэллиптические и вспомогательные рессоры. Эта основа закрепилась на всех моделях Вольво Лапландер.
В следующих поколениях автомобиль прибавлял в тяжести и мощности. Колесных баз за время выпуска было перепробовано несколько. В разработке была даже версия 8х8 – L4230. Машина получилась громоздкой, при этом не добавив в проходимости и грузоподъемности, и в производство не пошла. Самыми удачными и востребованными стали машины с базой 4х4 и 6х6.
Годы выпуска
Одновременно с выходом модели Volvo Laplander TGB 11 началась модернизация линейки вездеходов. Модельный ряд расширялся в основном исходя из потребностей тех или иных военных подразделений. Одной из модификаций, к примеру, была версия гусеничного типа (206 модель). Поступали заказы и на вездеход с улучшенной проходимостью по воде, варианты, обладающие достаточной вместимостью для перевозки солдат.
Конструкция рамы и плавающая подвеска позволяют Вольво Лапландер проходить сложнейшие участки без серьезных усилий.
Главным инженером на тот момент у Вольво значился Нильс Мангус Хартелиус — инженер Volvo, известный по своим разработкам внедорожников. Среди его проектов Volvo Sugga / TP21 (получившим прозвище «поросёнок») и Volvo TPV (внедорожник повышенной комфортности), использовавшихся также в военных целях. Перед ним были поставлены задачи увеличить мощность, грузоподъемность и вместительность. В разработке находились варианты с двух-, трех- и четырехосной конструкцией.
Проект существовал под общим названием «4140». Внедорожники получили современные версии моторов – В20 и В30. Последний представлял собой шестицилиндровый двигатель с объемом 3 литра с мощностью от 135 до 175 л.с. Внедорожнику, для которого больше важен крутящий момент, таких сил оказалось многовато: инженеры доработали двигатель, оставив всего 117 «лошадок» при 4000 1/мин. Увеличилась ширина мостов, слегка изменился дизайн окон.
Свою мощь и твердый характер Вольво Лапландер демонстрировал не раз. Десятки стран, среди которых Латвия, Норвегия, Саудовская Аравия, Нидерланды, Малайзия и многие другие приобретали вездеход не только для военной службы, но и для мирных целей. В 1983 году внедорожный монстр Вольво покорил еще одну вершину, выиграв знаменитое ралли Париж-Дакар среди грузовиков до 10 тонн, вновь доказав свою уникальность.
Совместный выпуск
Вместе с конструкционным обновлением авто выросла и цена. Теперь не каждый заказчик мог позволить себе столь дорогое удовольствие. Решение оказалось простым: запустить производство серию новых машин на основе старых «Щенков». Сил Volvo не хватало для работы на два фронта: производство С303 требовало больших затрат.
Ещё по теме: Армейские грузовики России
Лицензию купил венгерский производитель Hungarocamion. Модель маркировалась как С202an. Старт продаж пришелся на 1977 год, но спрос на автомобили не оправдал ожиданий: к тому времени конкуренция выросла значительно — Лапландер опоздал. Производство просуществовало всего 5 лет, и было закрыто в 1981 году. Шведские Вольво 303 Лапландер выпускались до 1984 года включительно.
За неказистой внешностью Вольво Лапландер скрывается настоящий северный характер.
Между тем, спрос на подержанных «лапландцев» неуклонно рос. Это касалось как шведских, так и венгерских 202-х машин, у которых со временем был обнаружен технический недостаток. Задний мост C202 выпускался без тормоза дифференциала, вследствие чего возникали поломки заднего моста и распределительной коробки. Однако ни технические нюансы, ни высокая цена не смущали потенциальных владельцев Лапландера – автомобиль уже имел статус легенды, стоял в одном ряду с Unimog и Steyr Puch Pinzgauer. Словом…
Конструктивные особенности
Отличительным знаком этого джипа стали портальные мосты, принесшие ему известность в качестве лучшего вездехода в своем роде. Уникальность «Лапландера» заключается в его реальных возможностях. Вагонная комплектация с прочной рамой лестничного типа устойчива к скручиванию, а испробованные первый раз портальные мосты с восемью шпильками позволили составить прямую конкуренцию немецкому авто Unimog.
Приводы «Вольво-Лапландера» снижают скоростные показатели, динамику, нуждаются в корректировке управления. Зато дистанция между осями главных пар и колёс существенна, что добавляет несколько сантиметров дорожного просвета. Благодаря смещению осей по отношению друг к другу и наличию бортовых редукторов, заметно повысились геометрические параметры проходимости. Сами портальные мосты изобретены немецким конструктором Фридрихом Альбертом, а редукторные аналоги инженером УАЗа Г. К. Мирзоевым. Тем не менее они ассоциируются именно с «Лапландером». Клиренс авто составляет 38 см (на четверть больше, чем у военного УАЗа). Свесы отсутствуют, имеется пневматическая межосевая блокировка.
Технические данные
Далее представлены основные габаритные и технические показатели автомобиля Volvo Laplander.
Размеры и объемы:
- Тип кузова – трехдверный внедорожник.
- Длина/ширина/высота (м) – 5,35/1,9/2,45.
- Колесная база (м) – 2,3.
- Колея передняя/задняя (м) – 1,54/1,54.
- Клиренс (см) – 38.
«Вольво-Лапландер» технические характеристики моторного отсека имеет такие:
- Тип силовой установки – бензиновый мотор с карбюратором.
- Объем (куб. см) – 2980.
- Мощность (л. с.) – 117 при оборотах в четыре тысячи.
- Число цилиндров – 6.
- Ход поршня (см) – 8.
Коробка переключения передач у рассматриваемого автомобиля механического типа, имеет четыре ступени. Полноприводный вездеход весит в снаряженном состоянии 2,8 тонны, при максимально допустимой массе 4,4 т. Рулевое управление представляет собой элементарный зубчато-винтовой механизм и несколько рычагов, передающих движение на колеса. Привод на гидравлике и колодки барабанного типа составляют основу надежного тормозного узла. «Ручник» – механический вариант, подвеска оснащена телескопическими амортизационными элементами.
Конструкция. Подвеска и ходовая часть
Автомобиль Volvo FMX 6х4 базируется на мощной стальной раме лонжеронного вида. Кабина прикреплена к раме посредством механической подвески. «По кругу» грузовики FMX оснащаются зависимой ходовой системой. Как спереди, так и сзади в конструкции этих машин применяются параболические рессоры T-Ride 2, выполненные из листа шириной 9 см, и стабилизаторы поперечной устойчивости нормальной жёсткости. Спереди параболические рессоры трёхлистовые, обладающие повышенной прочностью, с необслуживаемыми втулками для более длительной эксплуатации.
Важно Мотоблоки: назначение и особенности выбора
Доступна и пневматическая подвеска. Многие водители скептически высказываются о пневмоподвеске на строительном самосвале, однако на Вольво Тракс доказывают обоснованность такого технического решения. Стабилизаторы соединяются с рамой в наиболее жёстких местах, и это придаёт всей конструкции дополнительную жёсткость и компактность. Позади тележки элементы отсутствуют, и это позволяет сделать свес задний более коротким, а самосвальную ось опрокидывания – передвинуть ещё ближе к задней тележке.
Рабочий процесс опорожнения кузова дополнительно облегчается, сам самосвал демонстрирует бо́льшую стабильность и устойчивость при выгрузке насыпного или навалочного груза. По 4 подушки на каждую ось, плюс мощные стабилизаторы подтверждают аргументы инженеров Вольво Тракс. Пневматическая подвеска может устанавливаться на грузовики Вольво FMX 6х4, а также на другие машины данного семейства: с колёсными формулами 4х2 и 8х4.
Все составные части подвески, которые имеют потенциальную уязвимость, а именно: амортизаторы, стабилизаторы, пневмо баллоны на Volvo FMX 6х4 убраны вовнутрь, и размещаются они выше балки моста. В результате этого, был повышен показатель дорожного просвета, вместе с возможностями проходимости. Обеспечена отличная устойчивость тяжёлого грузовика – как продольная, так и поперечная; как во время его передвижения, так и в процессе его разгрузки. Снижены вибронагрузки на кузов, улучшена комфортность при вождении автомобиля.
Компания-производитель предоставляет международную гарантию на данные автомобили, в размере 12-ти месяцев без ограничения пробега, плюс дополнительную гарантию на двигатель, коробку переключения передач и задний мост – на 12 месяцев или 300 тысяч километров суммарного пробега, в зависимости от того, что наступит раньше.
Модификации
С каждым поколением вездеходы Volvo становились тяжелее и мощнее. За период выпуска использовалось несколько колесных баз. Имелась даже вариация 8х8 (L4230). Транспортное средство вышло громоздким, без дополнения грузоподъемности и проходимых свойств. В серийный выпуск машина не пошла. Наиболее перспективными и востребованными были внедорожники с базой 4х4 и 6х6.
Параллельно с изготовлением рассматриваемой модели началось усовершенствование стандартных вездеходов. Модификации подгонялись в зависимости от потребностей и нужд определенных военных подразделений. Существовала типовая версия на гусеницах (206-я модель), малогабаритное авто с улучшенной проходимостью по воде, пассажирские варианты с хорошей вместимостью для транспортировки личного состава.
Дальнейшая судьба модели
Volvo c303 еще неоднократно дорабатывалась с определенной периодичностью. Так несколько корректировались параметры с учетом массового использования для гражданских целей. Зато базовые компоненты сохранили свою исходную комплектацию.
Была определенная попытка создать несколько вариаций колесных баз, так планировалось добавить 8*8. Такая компоновка не прижилась и все еще используются 4*4 и 6*6 наиболее часто. Силовой агрегат несколько модернизировался, изменялась ширина мостов, немного корректировалась конструкция. Все это с целью сделать автомобиль еще более вместительным, мощным и добавить грузоподъемность.
Volvo Laplander 6*6
Каждое обновление стоило все дороже, так автомобиль несколько изменил целевую аудиторию. Изначальная модель больше отталкивалась от простоты, и стоимость также была невысокой. Выпуск старой и модернизированной версии стал слишком затратным для концерна, поэтому изначальную комплектации выкупила компания Hungarocamion.
Компания Volvo выиграла с продажи прав, так как в будущем все равно производство volvo c303 было закрыто. Венгерская компания свернула продажу в 1981 году, а спустя 3 года и Volvo перестали производить c303 модификацию. Спровоцировало отток покупателей то, что увеличилась конкуренция, так производство стало неэффективным и прибыль с каждым годом уменьшалась.
Важно ТОП-7 самых распространенных портальных кранов разных типов
Партнеры и конкуренты
Конструкционное оформление рамы и обустройство подвески плавающими свойствами дают возможность «Вольво-Лапландеру» преодолевать сложные препятствия без особых усилий. Стоит отметить, что разработка шведских внедорожников велась в едином проекте под названием «4140». Главным конструктором был назначен Нильс Хартелиус, который, кроме рассматриваемой версии, разработал джип повышенной комфортности и автомобиль Volvo Sugga по прозвищу «поросенок».
Надежность, устойчивость и боевой характер «Лапландера» оценили в Норвегии, Латвии, Саудовской Аравии, Голландии и Малайзии. В этих странах, как и во многих других, данный автомобиль приобретали не только для армии, но и для мирного использования. 1983 год стал еще одним показателем высокого уровня машины, когда этот внедорожник выиграл ралли «Париж-Даккар» среди авто грузоподъемностью до 10 тонн.
«Лапландер» в современности
Автомобиль «Вольво-Лапландер» можно встретить в Европе и сейчас. Он пригоден для для выполнения армейских задач, а также пользуется спросом у охотников, путешественников по заброшенным местам, выполняет разнообразные служебные функции в мирных целях. Отечественные ценители ретро-машин чаще имеют в своем автопарке родные «буханки», но мало кто из них не мечтает сменить ее на легендарный лапландский вездеход.
Приобрести это транспортное средство не так просто. Немалая стоимость, таможенные сборы и дефицит экземпляров играют в этой проблеме ключевую роль. Некоторые почитатели заказывают оригинальные запчасти этого военного джипа. В результате можно встретить довольно интересные компоновки, которые совмещают в себе мосты и другие элементы от УАЗа и «Лапландера».
Какую модель выбрать для самоделки
При создании самодельной конструкции используется любой автомобиль «жигули» или «Лада». Машина оснащается дополнительной рамой, кузов крепится к основанию через резиновые подушки. В конструкции предусматривается раздаточный редуктор или дополнительная коробка скоростей, расширяющая тяговый диапазон. В машине сохраняется штатная система отопления и вентиляции, в салоне остаются оригинальные сидения и ремни безопасности.
ВАЗ-2108
Колесный вездеход из ВАЗ-2108 сохраняет оригинальный кузов с салоном, но колесные арки увеличиваются в соответствии с диаметром колес. Предусматривается установка расширителей, предотвращающих загрязнение боковых стекол при движении в условиях бездорожья. Кузов ставится на раму из стального профиля, к которой на листовых рессорах крепятся мосты, двигатель и агрегаты трансмиссии. Дорожный просвет зависит от диаметра колес, стрелы прогиба рессор и взаимного расположения точек для заделки концов эластичных элементов.
ВАЗ-2106
Конструкция на основе ВАЗ-2106 состоит из доработанного кузова машины и рамы, собранной из отрезков швеллера. Бензиновый мотор и коробка автомобиля оставлены на штатных местах, на раме смонтированы мосты и раздаточный редуктор от внедорожников УАЗ. Доработанные покрышки от грузовика ГАЗ-66 установлены на самодельные диски (изготовлены на основе штатных деталей от УАЗ). Полученный вездеход на базе «Лада» может передвигаться по болотам и преодолевать водные преграды глубиной до 1 м.
ВАЗ-2107
Колесный снегоболотоход на основе кузова ВАЗ-2107 не отличается от конструкций на базе других автомобилей . Существуют оригинальные конструкции на резиновых гусеницах, опорные катки изготовлены из стандартных колес «жигулей». Крутящий момент передается через КПП к раздаточному редуктору, который вращает ведущие колеса. Следует учитывать увеличенные габариты техники, передвигаться на таких вездеходах по дорогам общего пользования запрещается.
Завершение
В итоге обзора автомобиля Volvo Laplander можно отметить, что в начале 50-х годов прошлого века, по итогам войны 1939-1945 годов, была произведена реанимация военной доктрины и сделаны соответствующие выводы. Армии разных стран намечали технические задачи по проектированию и выпуску новых военных внедорожников. Инженеры концерна «Вольво» справились с поставленной задачей на «отлично».
До замены на Hammer все участники НАТО имели на вооружении свои внедорожники, многие из которых отличались высокими показателями по проходимости. Volvo удалось сделать одни из самых лучших представителей этого класса, таких как С303 и его модификаций. Это транспортное средство пользовалось популярностью во многих странах. Даже сейчас автомобиль используется в различных целях, где требуется участие мощного и надежного транспорта, которому не страшно бездорожье и прочие преграды.