Мусоровозы КамАЗ — спецмашины на базе шасси известного автомобильного бренда

КамАЗ – российский бренд грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности. Первый автомобиль этой марки сошел с конвейера завода в Набережных Челнах в 1976 году. Модельный ряд этих автомобилей настолько широк, что его описание может занять несколько гигабайт памяти компьютера. Они производятся для нужд армии, сельского хозяйства, как магистральные грузовики и в виде шасси. Именно эта разновидность КамАЗа определила практически необъятную широту сферы его применения. Одной из них являются мусоровозы на базе КамАЗ, обеспечивающие нормальную жизнь наших городов.

Мусоровозы на базе КамАЗ

Мусоровоз – это разновидность специального автомобиля, его марка может быть самой разной – МАЗ, КамАЗ, на шасси которого установлено специальное оборудование. Поскольку перевозка мусора – весьма специфическая задача, эти машины снабжаются гидроподъемниками для облегчения погрузки и выгрузки, имеют прочный, герметичный кузов, внутри которого обычно находится прессовая плита для трамбовки отходов.

Такое оборудование для перевозки мусора в России производят несколько предприятий, например, ОАО «Ряжский авторемонтный завод» в Рязанской области. Для установки своего оборудования оно использует весь модельный ряд шасси КамАЗ, начиная с индекса 43 (средняя грузоподъемность) и заканчивая индексом 65 (большая грузоподъемность).

Всего выпускается несколько десятков моделей мусоровозов КамАЗ для работы в коммунальных хозяйствах городов, которые можно поделить на три большие группы:

  • мусоровозы с боковой загрузкой;
  • с задней загрузкой.
  • мультилифты.

В мусоровозах с боковой загрузкой контейнеры с мусором поднимаются гидроманипулятором (обычно расположен с правой стороны машины) и опрокидываются в кузов через борт. Пока это самый распространенный транспорт для утилизации отходов, встречающийся на улицах наших городов.

Он обслуживает стандартные площадки по сбору мусора, оборудованные контейнерами весом до 500 кг. Для уплотнения мусора используется прессовая плита. Машина может обслуживаться одним оператором. Все мусоровозы этого типа оборудуются прессующей плитой маятникового типа, которая не способна достаточно эффективно прессовать мусор, и поэтому постепенно заменяются машинами с задней погрузкой.

В мусоровозах с задней загрузкой контейнеры не перекидываются через борт, а опорожняются в специальный приемник, откуда шнековый транспортер перемещает их в кузов. Они намного сложнее по конструкции и часто требуют использования двух и более операторов (в моделях с ручной загрузкой). Однако такие мусоровозы имеют более эффективную систему прессования, а потому могут обслуживать большую территорию. Это и предопределило их конкурентную победу над моделями с боковой загрузкой.

Фото мусоровоза на базе КамАЗ с задней загрузкой

Мультилифты – это шасси, на которые краном, крюком или лебедкой загружаются контейнер больших объемов. Обычно они используются для вывоза строительного мусора, имеющего большой объем и не поддающегося прессованию.

Существуют еще специальные машины, в которых погрузка мусора осуществляется фронтальным погрузчиком путем перекидывания контейнеров через кабину. Однако по ряду причин, например, из-за больших габаритов стрелы гидроманипулятора и довольно опасной операции перекидывания тяжелого груза через кабину, они не нашли широкого применения.

Мусорный ветер перемен: мы познакомились с новейшими мусоровозами

Времена меняются, и на смену старым громыхающим мусоровозам постепенно приходят новые, тихие и более производительные, машины. С похожих слов начинался наш обзор мусоровозной выставки Wasma, которая прошла в Сокольниках в конце 2016 года. А недавно я побывал на конференции компании РГ-Техно и на выставке WasteTech (оба мероприятия также были посвящены мусоровозной технике) и убедился в правильности тех слов.

Один из главных установщиков мусоровозных надстроек, компания РГ-Техно, работает практически со всеми иностранными и отечественными производителями шасси и надстроек, представленными на нашем рынке. Одной из самых популярных на настоящий момент комбинаций шасси/надстройка является мусоровоз Scania с кузовом немецкой компании Zoeller. Я познакомился с двумя такими машинами.

Двухосная Scania P250 (250 л.с. и МКП) оборудована семнадцатикубовым кузовом. Благодаря ее небольшим габаритам на такой машине проще маневрировать в узких дворах. Трехосник Р360 (360 л.с. и МКП) оснащен новым кузовом с гладкими бортами. Его объем составляет 22 м3. Коэффициент прессования, который показывает, во сколько раз можно сжать мусор в кузове, у обоих кузовов равен семи. Купить машины можно у официальных дилеров. Двухосник стоит около 11,3 млн рублей, а трехосник — 12,9 млн.

Еще одна интересная машина — крюковой погрузчик с крановой установкой Palfinger на шасси Scania P400 (400 л.с. и МКП). Машина предназначена для перевозки разнообразных надстроек, например контейнеров для металлолома. Стоимость — 9,8 млн рублей. Кстати, в данном случае на шасси установлен мобильный пресс-компактор для мусора немецкой марки Hussman. Стоимость подобных установок начинается от миллиона рублей.

Если Scania свои мусоровозы оснащает в основном надстройками Zoeller, то немецкий MAN взял себе в напарники голландскую компанию Geesink Norba. Ее кузова отличает фирменный зеленый цвет, а устанавливаются на шасси они в городе Мценск Орловской области. На выставке WasteTech можно было наблюдать два МАНа с такими надстройками.

Мусоровозы MAN TGM и TGS с надстройками Geesink Norba

Тот, что поменьше, на двухосном шасси TGM, оснащен двигателем мощностью 250 л.с., а мотор трехосного TGS развивает уже 360 л.с. Коробки передач у обоих мусоровозов механические марки ZF. Объем кузова двухосника — 15 кубометров, трехосный аппарат способен взять на борт уже 22 кубометра мусора.

Гидравлика развивает такое бешеное усилие, что если в бункер случайно попадет, скажем, толстенный деревянный брус, то он легко будет сломан, не причинив вреда системе. Коэффициент прессования обоих кузовов равен семи. Цена двухосника около 10,9 млн рублей, а трехосник обойдется уже в 13,5 млн.

На МАЗ тоже можно установить надстройку Geesink Norba

Кстати, надстройки Geesink Norba ставят и на шасси белорусских МАЗов. На выставке была и такая машина. Ее кузов аналогичен «большому» МАНу, а шасси оснащено двигателем ЯМЗ мощностью 310 л.с. Цена подобного МАЗа более демократичная, нежели у иностранных аналогов, — 9,5 млн рублей.

Коммунальная машина на шасси МАЗ с надстройкой Faun

Но минчане привезли на выставку и совсем уж уникальные машины. Как вам вакуумный дорожный пылесос Faun на специально под него разработанном двухосном шасси с двигателем ЯМЗ (240 л.с.)? За раз он может вычистить полосу шириной 2,3 метра. Пока это опытный образец, но его предполагаемая стоимость уже известна: 8,5 млн рублей.

А этот МАЗ — суперочиститель канализации

Совсем уж необычно выглядит аппарат для промывки канализационных сетей датской компании J. Hvidtved Larsen. Двухосное шасси МАЗ со 176-сильным двигателем Cummins также специально разрабатывалось именно под него. Цистерна за кабиной разделена на две части (для чистой воды и для отходов) и позволяет и очищать, и промывать канализацию. Стоит чудо-агрегат 13 млн рублей.

А вот скромный мусоровоз на шасси Fuso Canter на стенде московской фирмы EMG. Эта компания устанавливает на грузовые шасси кузова молодого латвийского производителя MTMing. Кузов на Fuso рассчитан на восемь кубометров мусора, который может быть сжат в шесть раз. Цена — 4,2 млн рублей. Забавно, что аналогичную надстройку в компании EMG могут установить и на шасси Газона Next. Стоимость такого мусоровоза составит 3,65 млн.

Интересная машина на двухосном мазовском шасси стояла на стенде компании Автобау. Этот мусоровоз оснащен надстройкой фирмы HIDRO-MAK, которая может не только собирать мусор (коэффициент прессования 6), но и мыть за собой контейнеры — для этого здесь предусмотрен бак с водой и специальные вращающиеся форсунки. Стоимость такой техники 7 млн рублей.

Этот КАМАЗ умеет поднимать контейнеры краном-манипулятором

Вообще, сочетание нескольких умений стало своеобразным трендом выставки. Так, компания Спецкоммаш из Балашихи показала мусоровоз на шасси КАМАЗ с двигателем Cummins, который не только может подбирать бачки традиционным способом — загрузкой сзади, но и оснащен краном для заглубленных контейнеров. С такой системой можно не подъезжать непосредственно к контейнерам, ведь вылет стрелы составляет 10 метров. Управляется крановая установка, кстати, с дистанционного пульта. Коэффициент прессования надстройки здесь равен семи. А сам мусоровоз стоит 7,7 млн рублей.

Напоследок — совсем уж необычная машина от компании Технотрак на шасси Volvo FE. Она представляет собой часть целой системы по работе с контейнерами нового образца (они совсем не пахнут и имеют удобное раздвижное днище). На шасси грузовика устанавливается надстройка с мусорным пресс-компактором и специальным манипулятором итальянского производства. Грузовик подъезжает к контейнерам, водитель нажимает на рычаг в кабине — и контейнер автоматически поднимается и выгружается в кузов. Длительность цикла — всего одна минута (мусоровоз с задней загрузкой выгружает один контейнер за 4—5 минут).

Такая система сейчас работает в Улан-Удэ, где трудятся аналогичные аппараты на шасси МАЗ. Каждый из них стоит 22 млн рублей, а цена представленного на выставке Volvo переваливает за 25 миллионов.

Ну а если и таких инноваций мало? На конференции РГ-Техно был показан проект электрического мусоровоза КАМАЗ. Но о нем мы расскажем в отдельном материале.

Обзор модельного ряда

Ниже представлены технические характеристики основных моделей мусоровозов КамАЗ с боковой и задней загрузкой, производимых ОАО «Ряжский авторемонтный завод».

С боковой загрузкой

Технические характеристики мусоровозов на базе КамАЗ с боковой загрузкой:

МодельМКМ 4401МКМ 44108МКМ 4705
ШассиКамАЗ 43255 А3КамАЗ 43255 А3КамАЗ 65115
Колесная формула4х24х26х4
ДвигательCummins 6ISBe210Cummins 6ISBe210КамАЗ-740.62-280
Мощность210 л.с.210 л.с.280
Полная масса14,3 тонны14,3 тонны25,2 тонны
Объем кузова9,5 м313 м320 м3
Масса загрузки5,3 тонны4,7 тонны12,4 тонны
Коэф. утопления2,554
Усилие утопления14500 кгс25000 кгс23500 кгс
Грузоподъемностью манипуляятора700 кг700 кг700 кг

На видео мусоровоз с боковой загрузкой на базе КамАЗ в работе:

С задней загрузкой

Мусоровозы на базе КамАЗ с задней загрузкой:

МодельМКЗ 4503МКЗ 4905МКЗ 4709
ШассиКамАЗ 43253 А3КамАЗ 53605КамАЗ 65115
Колесная формула4х24х26х4
ДвигательCummins 6ISBe210Cummins 6ISBe285КамАЗ-740.62-280
Мощность210 л.с.285 л.с.280 л.с.
Полная масса15,5 тонны20,43 тонны25,2 тонны
Объем кузова9,5 м318 м320 м3
Масса загрузки7,08 тонны7 тонн10,5 тонны
Коэф. утопления2,566
Усилие уплотнения14500 кгс22500 кгс22500 кгс
Загрузочный бункер1 м32 м32-4,8 м3
Загрузочный механизмнетгрузоподъемностью 500 кггрузоподъемностью 500 кг
Портальный механизмнетгрузоподъемностью 1500 кггрузоподъемностью 2000 кг
Подъем заглубленных контейнеровнетнетесть

Фото мусоровоза МКЗ-4503 с задней загрузкой

Мусоровозы ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ с боковой загрузкой — производители.

Лучшие производители мусоровозов с боковой загрузкой из России, Европы — Германии, Италии, Швеции представлены в данном разделе каталога. Большинство зарубежных компаний имеют в России свои представительства или организации представляющие их интересы. Для каждого производителя указан адрес, название компании, телефон, сайт, основная специализация. Список производителей вошедших в состав данного раздела:

86 Механический завод-филиал ФГУП ПЭУ МО РФ, Энгельс, Россия FARID Industrie S.p.A. Italy Faun Kirchhoff group GmbH. Germany Norba AB. Sweden Volvo Truсks — Калуга, Россия Амурдормаш ОАО, Россия Арзамасский завод коммунального машиностроения (КОММАШ) ОАО, Арзамас, Россия Казанский электромеханический завод ОАО (КЭМЗ), Казань, Россия Карловский механический завод ОАО, Карловка, Украина Киевский завод коммунального машиностроения (КОММАШ) ОАО, Киев, Украина Механический завод Спецтранс ООО, Санкт-Петербург, Россия Могилевский автомобильный завод им. С.М.Кирова УРП (МоАЗ), Могилев, Республика Беларусь Мценский завод коммунального машиностроения (КОММАШ) ОАО, Мценск, Россия Осиповичский АП, Осиповичи, Республика Беларусь Ряжский авторемонтный завод ОАО (РАРЗ), Ряжск, Россия Турбовский машиностроительный ОАО, Турбов, Украина

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]