С недостатками узкоспециализированного транспорта легко столкнуться, например, в сельском хозяйстве, где, в силу сезонности работы, транспорт может простаивать значительное время. Существенно расширить возможности машин, сократив их простои, позволяет автотранспорт, оснащенный крюковой мультилифтовой системой погрузки кузовов.
Крюковые мультилифты КамАЗ
На различные версии шасси Камского автозавода крюковые системы поставляют различные производители, в частности, Великолукский машиностроительный и голландская компания Hyva.
Назначение
Основная идея в применении такой погрузо-разгрузочной системы – сделать автомобильное шасси универсальным, способным перевозить различные виды кузовов, среди которых:
- Бункера для перевозки сыпучих материалов, в том числе сельхозкультур, твердых отходов, строительного мусора, древесной дробленки и т.п.
- Контейнеры.
- Бытовки, мобильные жилые и проч. модули.
- Цистерны.
- Возможность работы с прицепом.
Широкое применение мультилифты находят в вооруженных силах, откуда, собственно, они и пришли в гражданское применение.
Преимущества и недостатки
Помимо сокращения автопарка за счет универсальности применения автомашин, оснащенных крюковым мультилифтом, решается и еще несколько задач:
- Сводится к минимуму простой автотранспорта.
- Шасси может работать с разными кузовами, и кузова могут быть использованы различными автомобилями, оборудованными такой системой.
- Технологическое время простоя на выполнение погрузо-разгрузочных работ сокращается до 3 минут.
- Высокая маневренность, возможность разгрузки или погрузки в условиях дефицита пространства, в том числе и разгрузка «самосвальным» образом.
- Возможность работы с прицепом.
При этом конструкция проста, надежна и легка в обслуживании, манипуляции с кузовами не требуют от водителя покидать рабочее место. В отличие от тросовой системы погрузки, крюковая осуществляет фиксацию кузова на машине в трех точках, что обеспечивает жесткость крепления груза на машине и позволяет увеличить транспортную скорость перевозки.
Из недостатков можно отметить вес системы, который всегда приходится возить с собой. Кинематика работы манипулятора накладывает определенные ограничения как на длину площадки, куда устанавливается кузов, так и на высоту, ограничивая применение в тоннелях, зданиях с низким сводом.
Угол опрокидывания кузова при разгрузке обычно не превышает 50?.
И швец, и жнец, и на дуде игрец Мультилифт
Л. Малютин, фото автора и фирм-производителей
Финансовое обострение вызывает интерес к многофункциональным решениям, в частности к автомобилям с крюковым погрузчиком, по первоисточнику именуемым «мультилифтами», хотя с юридической точки зрения «мультилифт» столь же нелегитимен, сколь и «ксерокс». Возбудил интерес к «мультилифтам», то есть крюковым погрузчикам, прежде всего рост цен на автомобили после введения утилизационного сбора. Дальнейший рост интереса к крюковым погрузчикам, как к комплектующим, так и в составе автомобиля, вызываемый ростом цен на все, будет компенсироваться сокращением рынка и в конечном итоге примет, как принято выражаться в среде финансовых аналитиков, понижательный тренд.
Основной сферой применения крюковых погрузчиков с простыми контейнерами с задними распашными дверями был, есть и, пожалуй, будет всегда сбор и вывоз строительного мусора – удобнее не придумать. Зимой автомобили с контейнерами используют также при вывозе снега.
Сочетание в автомобиле с крюковым погрузчиком транспортного и грузоподъемного средств создает широкие возможности для создания различных «полустационарных» кузовов, или надстроек на универсальных подрамниках: приехал, сгрузил надстройку и, пока она набирается, развез-собрал еще несколько. Или сегодня вывозишь снег, завтра разбрасываешь противогололедные реагенты, послезавтра собираешь и вывозишь жидкие бытовые отходы – и все это на одном автомобиле, только надстройки разные. Данная концепция получила красивое название «модульные перевозки», в которых крюковые погрузчики играют ключевую роль.
Мультилифт применяют как на автомобильном шасси для погрузки крупногабаритных бункеров, так и в составе более сложных механизмов – мусоровозов со сменными кузовами, аэродромной и военной техники. Конструкция мультилифта позволяет варьировать его размеры в широком диапазоне и устанавливать на любые шасси как в одиночном исполнении, так и в сочетании с другим оборудованием. С помощью мультилифта можно ставить бункер на прицеп, автомобиль с мультилифтом и соответствующим кузовом может работать как самосвал. В отличие от тросового крюковой захват безопаснее – так нет опасности обрыва троса. Он также выигрывает в скорости погрузочных операций, он проще в эксплуатации, но существенно тяжелее и отнимает часть полезного объема.
Устройство
Конструктивно крюковая мультилифтовая система представляет собой Г-образную раму, на коротком плече которой находится крюк. С его помощью находящийся на земле или прицепе сменный кузов захватывается за расположенную на его торцевом конце проушину и затаскивается на автомобиль.
КамАЗы с системой мультилиф имеют несколько модификаций:
- МПР-1 (МПР-14П.45). Система грузоподъемностью 14 т с фиксированной длины рамой и поворотной крюковой балкой, приводимой в движение гидроцилиндром и закрепленной на шарнирах.
- МПР-2 (МПР-18Т.52). В отличие от предыдущей, рама стала телескопической, что позволило увеличить ее длину и использовать кузова больших размеров. Грузоподъёмность – 18 т.
- МПР-3 (МПР-20П.58). 20-тонный механизм, в котором рама сделана складывающейся.
Манипуляторы Hyva используют телескопическую раму. Компания поставляет свое оборудование для установки на 4-осное камазовское шасси и имеет грузоподъемность 26 т.
Почему растет спрос на мультилифты?
Тенденция усиления внимания к проблемам экологии, наблюдаемая во всем мире, приводит, в частности, в нашей стране к закрытию санкционированных местными органами, но не обустроенных в соответствии с санитарными нормами и правилами свалок, на которых размещаются промышленные и бытовые отходы. В результате потоки отходов потребления и производства перенаправляются на полигоны, соответствующие требованиям санитарного и эпидемиологического надзора, мусоросжигательные предприятия, перерабатывающие заводы. А поскольку новые места захоронения и утилизации находятся порой в 30–90 км от жилых массивов, то мусоровозам, как правило, приходится преодолевать значительно большие расстояния, чем требовалось прежде для попадания на местные свалки.
При перманентном росте стоимости топлива и расходных материалов доставлять мусор обычными мусоровозами небольшой грузоподъемности (г/п) к отдаленным местам утилизации, безусловно, невыгодно. Поэтому все чаще мусоровозы осуществляют сбор ТБО в жилых районах и разгружаются на промежуточных мусороперегрузочных станциях. Там отходы уплотняют, их объем уменьшается, мусор в компактном виде грузят в контейнеры объемом от 20 до 60 м3 и вывозят на полигоны.
То, что производство перегрузочных станций является перспективным, очевидно. На российском рынке успешно реализуют свою продукцию многочисленные отечественные производители. Это такие предприятия, как «Техуниверсал» из Санкт-Петербурга, московские «Прессор», «Нетмус» и многие другие. Спросом на рынке пользуется и продукция ведущих европейских компаний, в основном немецких: PRESTO, CRS Group, Husmann Umwelt-Technik.
Кроме габаритных мусороперегрузочных станций эти же предприятия производят компактные пресс-контейнеры различной мощности и габаритов, позволяющие предприятиям и коммунальным хозяйствам выполнять первичную переработку отходов и тем самым существенно экономить на затратах по организации сбора и вывоза мусора.
Но во всех оптимизированных технологиях вывоза мусора обязательно присутствует транспортировка контейнеров с прессованным мусором к местам утилизации. В настоящее время наиболее эффективным считается использование в этой части технологии грузовых шасси, работающих со сменными кузовами. Для этого шасси должны быть оснащены крюковыми или тросовыми погрузчиками, которые еще называют часто мультилифтами.
Различие двух основных конструкций мультилифтов заключается в том, что в крюковых погрузчиках выгрузка и загрузка производится с помощью подвижного Г-образного рычага, один конец которого посажен на ось, закрепленную на грузовой платформе, благодаря чему рычаг может поворачиваться, а к другому концу Г-образной конструкции приварен грузовой крюк. Крюк цепляет контейнер за специальную скобу и втаскивает его по роликам на подрамник. Установленные на подрамнике мощные гидрозамки фиксируют контейнер во время транспортировки.
Вторая конструкция, тросовая, отличается тем, что рабочими органами в ней являются лебедки и тросы, а не механический Г-образный рычаг. Тросовые мультилифты имеют более сложную, а потому менее надежную конструкцию, для них характерен повышенный износ основных рабочих компонентов. Тросовые мультилифты сегодня используют все реже, спрос же на грузовики с крюковыми системами неизменно растет, да это и закономерно. О них и поговорим.
Технические характеристики
Используемая погрузо-разгрузочная система определяет то шасси, которое пригодно для использования именно с данной модификацией мультилифта. Для МПР-1 подходят укороченные шасси, в частности, 2-осное 43253, короткие варианты шасси 65115.
МПР-2 допускает использование более длинных машин, например, шасси 65115-1095, обеспечивающих применение более длинных сменных кузовов с большей грузоподъемностью.
На базе шасси 6520 используется для установки мультилифтов производства «Велмаш», так и Hyva. Максимальная грузоподъемность составляет 20 тонн.
Четырехосное шасси КАМАЗ 65201 используется для применения с самой грузоподъемной системой производства Hyva. Оно позволяет применять самые емкие кузова с максимальным весом груза до 26 тонн.
Модели грузоподъемностью до 20 тонн
Технические характеристики табл. 1:
Модель | АС-9 | АС-10 |
Погрузочно-разгрузочное оборудование | МПР-1 (МПР-14П.45) | МПР-1 (МПР-14П.45) |
Шасси | 43253-Н3 (-А3) | 43118-10 (-15, -24) |
Фаркоп | — | — |
Двигатель | Cummins 6ISBe210, 6ISDe210, 4ISBe185, 4ISDe185 | 740.30-260 (31-240, 55-300) |
Мощность, л.с. (кВт) | 210 (154)/185 (133) | 260(180)/240 (177)/300 (221) |
КПП | КАМАЗ-142, 144, 152, ZF-6S | КАМАЗ-154 (142, 144, 152, ZF-9S) |
Колесная формула | 4х2 | 6х6 |
Грузоподъемность, кг | 14 000 | 14 000 |
Макс. объем контейнера, м3 | 20 | 20 |
Угол подъема, град | 50 | 50 |
Размеры, ДхШхВ | 7415х2500х3630 | 8540х2500х 3850 |
Масса снаряженная, кг | 7960 | 11030 |
На видео мультилифт МПР-1 на базе КамАЗ 65115: Технические характеристики табл. 2:
Модель | АС-14 | АС-15 | АС-20В |
Погрузочно-разгрузочное оборудование | МПР-1 (МПР-14П.45) | МПР-2 (МПР-18Т.52) | МПР-2 (МПР-18Т.52) |
Шасси | 65115-1041-62(-65, D3) | 65115-1095-62 (-65, D3) | 6520-1072-60 / 61 |
Фаркоп | — | — | + |
Двигатель | 740.30-280 | 740.30-280 | 740.60-360 / 61-320 |
Мощность, л.с. (кВт) | 280 (206) | 280 (206) | 360 (265) )/ 320 (235) |
КПП | КАМАЗ-154 | КАМАЗ-154 | ZF-16S151 |
Колесная формула | 6х4 | 6х4 | 6х4 |
Грузоподъемность, кг | 14 000 | 18000 | 18000 |
Макс. объем контейнера, м3 | 27 | 30 | 30 |
Угол подъема, град | 50 | 50 | 50 |
Размеры, ДхШхВ | 7630х2500х3100 | 8550х2500х3100 | 8650х2500х3270 |
Масса снаряженная, кг | 10010 | 10950 | 1350 |
Фото мультилифта АС-15
Машины грузоподъемностью от 20 тонн
Технические характеристики табл.1:
Модель | АС-20 | АС-20К | АС-20Д |
Погрузочно-разгрузочное оборудование | HYVA Technamics 20-51-S | HYVATechnamics 20-47-S | HYVA Technamics 20-58-S |
Шасси | 6520-1072-60 | 6520-1072-60 | 6520-1072-60 |
Фаркоп | + | + | + |
Двигатель | 740.60-360 | 740.60-360 | 740.60-360 |
Мощность, л.с. (кВт) | 360 (265) | 360 (265) | 360 (265) |
КПП | ZF-16S151 | ZF-16S151 | ZF-16S151 |
Колесная формула | 6х4 | 6х4 | 6х4 |
Грузоподъемность, кг | 20000 | 20000 | 20000 |
Макс. объем контейнера, м3 | 36 | 30 | 36 |
Угол подъема, град | 48 | 53 | 47 |
Размеры, ДхШхВ | 9479х2500х3060 | 9080х2500х3050 | 9479х2500х3060 |
Масса снаряжения, кг | 12000 | 12750 | 12350 |
Масса полная, кг | 33050 | 33050 | 33000 |
Фото мультилифта АС-20Д
Технические характеристики табл.2:
Модель | АС-22 | АС-26 |
Погрузочно-разгрузочное оборудование | МПР-3 (МПР-20П.58) | HYVA Technamics 26-62-S |
Шасси | 6520-1072-60 | КАМАЗ 65201-60 |
Фаркоп | + | — |
Двигатель | 740.60-360 | 740.60-360 |
Мощность, л.с. (кВт) | 360 (265) | 360 (265) |
КПП | ZF-16S151 | ZF-16S151 |
Колесная формула | 6х4 | 8х4 |
Грузоподъемность, кг | 20000 | 26000 |
Макс. объем контейнера, м3 | 35 | 38 |
Угол подъема, град | 48 | 49 |
Размеры, ДхШхВ | 8840х2500х3270 | 9080х2500х3050 |
Масса снаряжения, кг | 12850 | 13500 |
Масса полная, кг | 33000 | 39500 |
Фото мультилифта КамАЗ АС-22
Цена и аналоги
Цены на крюковый мультилифт, установленный на базе 2-осного шасси КАМАЗ-53605, начинаются от 4 млн 700 тыс. рублей. (2-осное шасси) до 6 млн 170 тыс. рублей (3-осное шасси) и до 7 млн 300 тыс. рублей (4-осное шасси).
Стоимость аренды автомобиля с мультилифтом колеблется в диапазоне от 780 до 1000 рублей в час (с водителем).
Существует возможность арендовать КАМАЗ с мультилифтовой системой погрузки и разгрузки на месяц. В этом случае цена аренды будет начинаться от 60 тысяч рублей в месяц без водителя и от 140 тысяч рублей в месяц с водителем. Продолжительность рабочей смены при месячной аренде — 7 часов плюс 1 час подачи машины.
Стоимость разового вывоза мусорного контейнера в Москве составляет:
- 8 кубометров — от 4300 до 5500 рублей;
- 15 кубометров — от 9900 до 11000 рублей;
- 20 кубометров — от 10300 до 11500 рублей;
- 27 кубометров — от 10600 до 12500 рублей.
Более точная цена зависит от места, из которого необходимо вывезти мусорный контейнер.
Наши мультилифты не хуже?
Сегодня наша промышленность производит мультилифты достаточно высокого качества, в которых используются комплектующие лучших европейских компаний, применяются расходные материалы лучших мировых производителей. В то же время стоимость отечественных разработок, как правило, ниже аналогичных зарубежных, и покупатель может действительно растеряться: что же ему выбрать?
Вот предприятие «ВЕЛМАШ-С» из Псковской области, входящее в , по утверждению руководства, производит лучшую грузоподъемную технику в России, причем в планах предприятия – работа не только на отечественном, но и на международном рынке, поскольку «ВЕЛМАШ» уже сегодня предлагает современное гидравлическое грузоподъемное оборудование отличного качества.
«ВЕЛМАШ» производит 5 моделей крюковых погрузчиков серии МПР г/п от 5 до 20 т. Установки «ВЕЛМАШ» ставят на отечественные и иностранные шасси. Один автомобиль с установкой МПР может использоваться с самыми разными сменными кузовами: контейнерами, грузовыми платформами, бытовками, цистернами и т. д. Поэтому тягачи с крюковыми погрузчиками МПР хорошо знакомы не только работникам коммунальных предприятий или дорожно-строительных организаций – их приобретают технические службы предприятий нефтегазового комплекса, лесопромышленные компании, используются они и в сельском хозяйстве.
На выставке «СТТ-2015» «Подъёмные машины» продемонстрировали крюковой погрузчик Palfinger PH T20 Pi грузоподъемностью 20 т. Этот погрузчик изготовлен на по оригинальным чертежам концерна Рalfinger, но все детали конструкции российского производства. И сегодня руководство предприятия активно работает над выпуском серии крюковых подъемников Palfinger, собранных из деталей отечественного производства. Планируется, что новый модельный ряд охватит погрузчики г/п от 10 до 30 т.
Ряжский авторемонтный завод более 20 лет производит коммунальную технику. На заводе освоен выпуск мультилифтов тросового и крюкового типа. В качестве крюкового погрузчика используются две разработки предприятия: мультилифт с г/п крюкового захвата 12,9 т и недавняя разработка конструкторов РАРЗ – мультилифт г/п 20 т. Несмотря на сложное экономическое положение предприятия, покупателям предлагают более десятка моделей тягачей с крюковыми системами РАРЗ, в качестве базовых могут быть использованы шасси разных модификаций КамАЗ, МАЗ, Ford Cargo.
Мценский также предлагает уже готовые, собранные с шасси мультилифтовые системы. По техническому оснащению мценский завод является одним из передовых в России, предприятие выпускает высококачественную и конкурентоспособную технику. В крюковых установках используется качественная гидравлика, исключающая вероятность разрывов РВД, подтекание масел в местах соединений. Детали, работающие в агрессивной среде, подвергаются предварительному цинкованию или хромированию, перед сборкой узлы и детали, контактирующие с внешней средой, покрываются стойкими эмалями.
Покупателям предлагают три модели мультилифтов. Мусоровоз-мультилифт КО-452 на базе МАЗ-5340В2 работает со сменными контейнерами, масса которых вместе с мусором может достигать 9,2–9,9 т. Еще один мусоровоз, КО-452-13, на базе шасси КамАЗ-65115, рассчитан на погрузку и выгрузку с помощью крюковой системы контейнеров с грузом общей массой до 11,9 т. Но наиболее мощной является модель КО-452-12. На шасси Hyundai HD 260 установлен мультилифт, позволяющий поднимать/ опускать контейнеры открытого и закрытого типа вместимостью 30–35 м3 и общей массой до 16,1 т.
Рынок мультилифтов достаточно насыщен предложениями, в статье представлена только небольшая часть его участников. Так, многие китайские производители крюковых систем хотели бы «развернуться» в России. Изменения валютного курса в значительной степени ослабляют позиции компаний, традиционно поставляющих мультилифты в Россию, и это очередной шанс для наших машиностроителей. Используют ли они его?