В стране Советов все понимали — нужно инвестировать в прогресс и техническое вооружение. И не только прямыми денежными вливаниями, но и материалами, опытом, обучением кадров и т. д. Ярким примером служит завод Автомобильного московского общества (АМО), который ведёт свою историю с 1916 года. Потом случилась революция, затем властям было немного не до развития промышленности из-за гражданской войны.
А вот с 1926 года предприятие начало развиваться ударными темпами. К началу Великой Отечественной это был завод, оснащённый современным на тот момент оборудованием, где выпускали отличную технику гражданского и военного назначения. В ноябре 1941 года московский завод эвакуировали, рассредоточив производство по нескольким городам. Одним из них стал Миасс. Так зародился Миасский автомоторный завод, впоследствии ставший впоследствии автомобильным.
Грузовики «Урал» уже во времена СССР славились своей неубиваемостью и проходимостью. Ещё бы, на нужды Минобороны отправляли не абы что, так что конструкторы постоянно совершенствовали технику. После перестройки для многих промышленных предприятий наступили тяжёлые времена. Но никто из российских автозаводов не смог сдвинуть «Урал» с пьедестала лидера снабжения как военной, так и нефтегазовой отраслей.
Да и руководство предприятия не опускало руки. Несмотря на спад спроса на грузовики, на заводе переориентировались на требования рынка и освоили выпуск непрофильной продукции. После непростых 1990-х на производстве создали эталонные участки сборки, сократив затраты и ускорив производительность.
История
История Уральского автомобильного завода началась в результате эвакуации промышленных предприятий во времена Великой отечественной войны. В тыловые районы СССР перемещались многие цеха, одним из которых был Московский автомобильный завод имени Сталина. Эвакуация крупного промышленного предприятия представляла собой сложную задачу. И так как разместить завод в одном месте не представлялось возможным, то было принято решение разделить советский автогигант на отдельные самостоятельные предприятия, которые в дальнейшем будут выпускать разные детали и узлы автомобилей.
История
Эвакуация проходила в сжатые сроки. В архивах упоминалось, что осенью 1941 года было принято решение о срочном перемещении промышленных предприятий Москвы в Ульяновск. Но позже планы по размещению заводских цехов изменились, и оборудование было полностью перемещено в Миасс. Так в Миассе появилось сразу несколько предприятий автомобильной промышленности. И автомоторный завод стал головным предприятием новой для «Урала» отрасли промышленности.
В связи с нехваткой автомобилей в стране Государственный комитет обороны решил перепрофилировать завод на выпуск военной техники. Первая машина «ЗиС-5В» была выпущена в июле 1944 года и долгие годы считалась основной моделью предприятия. В этом же году Миасский завод был переименован в Уральский автомобильный завод имени Сталина. Отсюда и расшифровка «УралЗиС «, что означает сокращенное название завода.
После окончания войны завод приступил к выпуску грузовиков и самосвалов, которые требовались для восстановления народного хозяйства. Так появился автомобиль собственной разработки под брендом «УралЗиС-353М», который в 1958 году был поставлен на производство уже под иным названием – «УралЗиС-355М». Грузовик зарекомендовал себя как надежная машина, обладающая высокой грузоподъемностью, тяговитостью и, по тем временам, немалым комфортом.
В 1962 году автомобильное предприятие получило новое название – . С этого момента с производства стали сниматься выпускаемые ранее автомобили, и из названия машины исчезла аббревиатура «ЗиС». Начался переход на новую конструкцию грузовиков.
Урал — история бренда
Более чем полувековая история Уральского автозавода началась с решением Государственного Комитета обороны от 30 ноября 1941 года об организации в городе Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с «колес», под открытым небом шел монтаж оборудования. Одновременно возводились производственные корпуса, и уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода. В апреле 1942 года были собраны первые двигатели и коробки передач.
Страна нуждалась в автомобилях, и по решению Государственного Комитета Обороны от 14 февраля 1943 года завод преобразовывается в автомобильный. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей. Первый уральский автомобиль «ЗиС-5В» сошел с конвейера 8 июля 1944 года.
20 июля 1944 года первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт. 30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль. За год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей. Уральские грузовики и смонтированные на них знаменитые «Катюши» воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.
В послевоенные годы завод приступил к выпуску автомобиля собственной разработки Урал-ЗИС-353М.
Совершенствуется конструкция, создаются новые модели: «ЗиС-5М», «УралЗиС-355».
В связи с дефицитом жидкого топлива в стране разработан «ЗиС-21А» (с газогенераторным двигателем).
В 1954 и 1955 годах Уральский автомобильный завод является участником Выставки достижений народного хозяйства СССР и награждается медалями ВДНХ.
В пятидесятых годах началась спортивная история Уральского автозавода. В октябре 1957 года в Ростове-на-Дону проходили Всесоюзные соревнования по автомобильному спорту. В них участвовали 98 машин марки «ЗИЛ-150», «ГАЗ-63», «ГАЗ-51», среди них — шесть машин «УралЗИС-355В». Спортсмены Уральского автозавода, не имевшие в то время большого опыта подобных соревнований, показали себя достойными противниками корифеев автоспорта, которых собрал кросс. Все первые места завоевала команда уральцев. В личном первенстве первое место и звание чемпиона СССР завоевал экипаж автомобиля в составе водителя П. Терентьева и механика А. Рубинштейна.
В 1958 году освоен выпуск двухосного грузового автомобиля «Урал-355М», который успешно использовался при освоении целины Урала, Сибири и Казахстана.
Для работы в условиях бездорожья и для армии страны потребовались специальные мощные автомобили-вездеходы, и в 1961 году из ворот завода выходят первые большегрузные трехосные автомобили высокой проходимости «Урал-375». За разработку конструкции и внедрение в производство этого автомобиля Уральский автозавод награжден дипломом ВДНХ СССР первой степени.
С 1962 года «Уральский автомобильный завод имени Сталина» — «УралЗиС» переименовывается в «УралАЗ».
В 1965 году с производства сняты двухосные автомобили, которые завод выпускал более 20 лет. Вслед за этим встал вопрос замены старого конвейера. В конце года был организован безостановочный переход на принципиально новую конструкцию автомобиля «Урал-375» без снижения темпов и объемов производства.
В 1966 году за развитие и совершенствование производства заводу вручена высокая правительская награда — орден Трудового Красного Знамени.
В середине 60-х годов Уральский автомобильный завод выходит на международный рынок с новым грузовиком «Урал-375». Первая партия отправилась в Монголию, вслед за ней две партии машин ушли в Германскую Демократическую Республику. В 1969 году «Урал-375Д», демонстрировавшийся на международной Лейпцигской ярмарке, был награжден золотой медалью и дипломом I степени. В 1972 году этому автомобилю была присвоена высшая категория качества, а в 1973 году — государственный Знак качества — символ технического совершенства того времени.
В январе 1970 года Главный выставочный комитет ВДНХ СССР наградил Уральский автозавод дипломом первой степени за разработку конструкции и внедрение в производство грузовых автомобилей высокой проходимости «Урал-375Ю», предназначенных для работы в условиях тропического климата, и «Урал-377К» для работы в условиях Крайнего Севера.
В 1976 году на базе Уральского автомобильного завода было создано Уральское объединение по производству грузовых автомобилей. Кроме головного предприятия в его состав вошли Челябинский кузнечно-прессовый завод, Челябинский машиностроительный завод автотракторных прицепов и Посевнинский завод запасных частей.
В конце 1976 года изготовлены первые опытные образцы снегоболотоходного транспортера «Урал-5920». В 1981 году выпущена первая промышленная партия этой техники для Министерства нефтяной промышленности. Снегоболотоходы обладают высокой проходимостью по тяжелому бездорожью и используются круглогодично на промысловых работах.
В 1977 году на Уральском автозаводе налажено производство новой модели «Урал-4320» с дизельным двигателем, послужившим началом дизелизации автомобилей «Урал».Разрабатывается ряд модификаций автомобиля: «Урал-4320» грузоподъемностью семь тонн, седельный тягач «Урал-43202» для буксирования полуприцепов полным весом 18,5 тонны, седельный тягач «Урал-4320» для буксирования полуприцепов полным весом 15 тонн, эксплуатации в условиях Крайнего Севера и южных районах. В 1978 году в экспериментальном цехе подготовлены опытные образцы тягачей к лесовозному автопоезду «Урал-6002». К началу 1979 года появились опытные образцы автомобиля «Урал-43201» для использования в условиях Крайнего Севера. На нем были применены шины омского завода, годные для эксплуатации при 60-градусных морозах. В 1983 году автомобилю «Урал-4320» и его модификациям присвоен Государственный знак качества.
В настоящее время «Урал-4320-01» является базовой моделью многочисленного семейства «Уралов» с широкой номенклатурой специального оборудования, которые используются в различных областях народного хозяйства. В последние годы большой популярностью среди потребителей пользуются выпускаемые на шасси «Урал» вахтовые автобусы, подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, разнообразная спецтехника для лесопромышленного и нефтегазового комплексов. Для дорожников, коммунального хозяйства выпускаются шнекороторные снегоочистители, комплексные коммунальные машины типа «Тройка-2000», выполняющие более десяти операций по благоустройству дорог и прилегающих территорий. Специальное оборудование и вооружение, установленных на шасси «Уралов» для различных родов войск МО РФ, ФПС, МВД, МЧС составляет около 400 наименований.
В восьмидесятые годы разрабатывается и внедряется автомобиль сельскохозяйственного назначения «Урал-5557». Специальный транспортно-технологический автомобиль-самосвал был способен работать при температуре от 40 градусов жары до 45 градусов холода, мог использоваться и в Средней Азии, и на Севере. Обладая высокой проходимостью и оптимально подобранными передаточными числами трансмиссии, он на полях мог работать с различной сельскохозяйственной техникой. «Урал-5557» успешно работал в составе автопоезда, обладал высокой производительностью благодаря высокой скорости (70 км. в час) и большой грузоподъемности (14 тонн). Шасси грузовика использовалось как база для установки различных кузовов и спецоборудования. Широкопрофильные шины с регулированием давления обеспечивают высокую проходимость машины по грунтам с разной плотностью. Новые системы вентиляции и отопления, автоматическое дистанционное управление откидывающихся по сигналу из кабины бортов платформы создали водителю комфорт в работе в любых условиях.
В 1983 году началось мелкосерийное производство «Урал-5557».
В 1985 году за большие успехи в выполнении государственных заданий по выпуску автомобильной техники Уральский автомобильный завод был награжден орденом Октябрьской революции.
21 февраля 1986 года был выпущен миллионный уральский автомобиль.
В 1989 году на автозаводе изготовлен первый четырехосный автомобиль «Урал-5323» с унифицированной кабиной «КамАЗ».
В 1992 году автомобили «Урал» приняли участие в сверхмарафоне и, успешно финишировав в ралли-рейде «Париж-Москва-Пекин», еще раз подтвердили свое качество и надежность.
Зимой 1994 года УралАЗ принял участие в большом автопробеге от Лондона до Нью-Йорка, где «Уралы» без единой поломки провели караван автомобилей «Форд» через полюс холода, Сибирь, Якутию, снежное бездорожье Чукотки к Берингову проливу.
В апреле 1994 года Открытое акционерное общество «УралАЗ» и итальянская вместе с российским концерном «Газпром» создали совместное предприятие «IVECO-УРАЛАЗ». СП производит автомобили грузоподъемностью до 23 тонн (55 тонн в составе автопоезда), адаптированные к климатическим условиям всех регионов России. Производственный комплекс рассчитан на сборку 3000 автомобилей и 9000 кабин в год.
В 1997 году создано совместное предприятие «ДОЙТЦ-Урал-Дизель» по выпуску двигателя модели 1015 по лицензии немецкой . 18 мая 1999 года подписан протокол, в котором «УралАЗ» и немецкая сторона договорились о продолжении сотрудничества, о разработке программ по продвижению автомобилей «Урал» с двигателями «Дойтц» в страны, где обе стороны наиболее полно представлены на рынке.
Уральский автозавод — первое и на сегодняшний день единственное в России автосборочное предприятие, получившее в июле 1995 года сертификат (Германия) на соответствие стандартам ИСО серии 9000 по всем аспектам своей деятельности.
В апреле 1996 года Госстандарт России подтвердил соответствие системы качества Уральского автозавода применительно к автомобилю «Урал» требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.
Осенью 1998 года с целью оздоровления финансовой ситуации на заводе введена процедура внешнего управления. За короткий срок команде менеджеров удалось нарастить выпуск продукции, ликвидировать вторичный рынок автомобилей, перейти к позаказному методу планирования производства.
В апреле 1999 года ресертификационный аудит, проведенный на автозаводе комиссией Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, подтвердил соответствие системы качества «УралАЗ» требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.
В 1999 году команда Уральского автозавода первой из российских команд приняла участие в международных соревнованиях «Европа Трак-Триал». Дебют миасских спортсменов оказался успешным: в каменных карьерах Австрии, Германии, Испании и Франции «Урал» справился с большинством препятствий, на равных конкурировал с соперниками. Бургомистр немецкого города Оснабрюк учредил поощрительный приз — кубок команде Уральского автозавода преодолевшей самое большое расстояние для участия в соревновании. В 2000-2001 годах команда Уральского автозавода успешно выступила в европейских соревнованtext-align: justify;иях и в Чемпионате Содружества «Яровит Трак-Триал»
4 июня 1999 года в рамках участия в экономической жизни области руководство «УралАЗа» выступило инициатором и организатором совещания, на котором было заключено генеральное соглашение «О принципах развития внутриобластной кооперации». Под соглашением поставили подписи руководители области, городов и крупных промышленных предприятий.
В автосборочном производстве запущена итальянская линия катафорезного грунтования кабин. Гарантийный срок эксплуатации изделия увеличивается до 10 лет.
В ноябре 1999 года в литейном производстве пущена в работу швейцарская формовочно-автоматическая линия «Георг Фишер» для отливки деталей из высокопрочного чугуна. Ее производительность – 2400 т в год.
С 1999 года на Уральском автомобильном заводе внедряется комплексная автоматизированная система управления предприятием голландской фирмы BAAN, которая позволит специалистам иметь достоверную информацию обо всех процессах, происходящих на предприятии, в реальном времени.
В декабре 1999 года стал серийным «Урал-53236» с кабиной бескапотной компоновки, произведенный совместно с итальянским концерном «Ивеко».
В конце 1999 года на Уральском автозаводе введен в действие новый цех кузовов- фургонов, ежегодно выпускающий до 1000 вахтовых автобусов «Урал-3255», предназначенных для перевозки людей по бездорожью.Для удовлетворения потребностей цеха в апреле 2000 года введено в строй новое оборудование – газоплазморезательная установка.
По итогам 1999 года «УралАЗ» вошел в сотню лучших компаний России в номинации «Репутация».
В июне 2000 года Уральский автозавод вышел в лидеры среди предприятий машиностроения по объемам реализованной продукции.
В июне 2000 года в рамках реструктуризации создано дочернее предприятие «Автомобильный .
В конце 2000 года представители автозавода приняли участие в пробеге внедорожных автомобилей «Путь России в XXI век – между Европой и Азией», организованном популярным журналом «За рулем». Автомобиль- офис «Урал-3255» вместе с участниками пробега прошел путь от Миасса до заполярного поселка Харьягинский.
По итогам ежегодного рейтинга Международная Ассоциация бизнес- партнеров ADM (AUSTRALIANA DISCOVERY MARKET) отметила Уральский автомобильный завод как предприятие 2000 года.
В феврале 2001 года российский Институт испытаний и сертификации вооружения и военной техники (ИнИС) вручил Уральскому автозаводу сертификат военного регистра.
В конце первого квартала 2001 года с конвейера Уральского автомобильного завода сошел сотый вахтовый автобус «Урал-3255-0010» с кузовом- фургоном собственного производства. Юбилейный автомобиль отправлен потребителям в один из крупных городов Тюменской области – Салехард.
В июне 2001 года в сотрудничестве с ОАО «Уралвагонприцеп» начато серийное производство автопоезда на базе «Урал-44202-31» для перевозки гусеничной и колесной техники, а также другого военного имущества по всем видам дорог и бездорожью.
В 2001 году начато производство автомобилей «Урал» с двигателем, отвечающим международным экологическим требованиям «Евро 2». В 2002 году на автомобильном будет собрана 1000 таких автомобилей.
В 2001 году предприятию удалось решить задачу по поиску стратегического партнера — ОАО «Автомобильный вошло в состав крупнейшего российского автохолдинга «РусПромАвто».
С января 2002 года начат выпуск комбинированной дорожной машины (КДМ) на базе шасси «Урал-43206» (4х4). Автомобиль, укомплектованный оборудованием для работы в летний и в зимний периоды, займет нишу относительно недорогой спецтехники, ориентированной на отечественного потребителя. К концу 2002 комбинированная дорожная машина на базе шасси автомобиля «Урал» будет запущена в серийное производство.
В феврале 2002 года началась конвейерная сборка автомобиля «Урал- 5323» повышенной грузоподъемности с комфортабельной кабиной совместного производства «ИВЕКО-УралАЗ».
В августе 2002 года седельный тягач «Урал-636142-02» получил главный приз в конкурсе «Лучший внедорожный грузовой автомобиль», организованном журналом «Коммерческий транспорт» в рамках седьмой международной выставки «Мотор Шоу — 2002».
В сентябре 2002 года впервые в истории автомобильного спорта чемпионом Европы стала российская команда. Эта победа принадлежит автомобильному — экипажи Александр Жмаев — Сергей Петелин («Урал-5323», категория С5) и Валерий Князев — Иван Болотов («Урал-4320», категория С4) заняли первые места в общем зачете на международных соревнованиях «Европа Трак-Триал».
В январе 2003 года в цехе кузовов-фургонов выпущен 1000-ый вахтовый автобус «Урал».
В мае 2003 года подготовлен опытный образец самосвала «Урал-55571-44», оборудованный новой капотной кабиной с оперением интегрального типа. В августе самосвал удостоен третьей премии журнала «Комтранс» в номинации «Лучший внедорожник-2003».
В августе 2003 года подписано трехсторонне соглашение между Автомобильным ОАО «Автодизель» (Ярославль, холдинг «РусПромАвто») и компания Bosch. Результатом выполнения его условий станет создание автомобиля «Урал», чей силовой агрегат будет соответствовать требованиям «Евро-3».
В феврале 2004 года полностью завершена программа перехода всей выпускаемой продукции на соответствие требованиям экологических норм «Евро-2».
В августе 2004 года на московской международной выставке «MIMS-2004» были представлены новые автомобили дорожной серии: бортовой «Урал-6363» (4х2) и самосвал «Урал-63645» (6х4). Первая партия таких автомобилей будет реализована в 2005 году.
Выручка предприятия за 2008 год составила 18,59 млрд руб. (за 2007 год — 17,61 млрд руб.), чистый убыток — 4,3 млрд руб. (в 2007 году — чистая прибыль 3,774 млрд руб.).
По состоянию на 2015 год экспорт в дальнее зарубежье составил около 7000 автомобилей, 35% общих продаж «Урала» уходило зарубежным покупателям 12 стран, причём на долю Египта приходилось 94% поставок. В 2016 году планируется расширить географию экспорта до 20 стран.
Какой транспорт выпускался
На протяжении долгих лет основными марками автомобиля «Урал» являлись серии «УралЗИС». Они претерпевали мелкие доработки, но этого было мало, чтобы выпустить достойный грузовик. И тогда было принято решение разработать новый автомобиль при помощи технологий Научного автомоторного института.
До 1991 года
Начиная с 60-х годов «Уралмаш» производит грузовые автомобили повышенной проходимости, получившие название «Урал-375». В 1963 году они были модернизированы и получили новое наименование – «375Д». Эти автомобили по многим критериям превосходят даже современные грузовые машины. Они нашли применение в вооруженных силах, а также в народном хозяйстве, в том числе нефтяной и геологической отраслях.
«Урал-375Д»
В апреле 1977 года на Уральском заводе началась работа над новым «водоплавающим» семейством грузовиков – «Суша», которые относились к секретной технике. Эти автомобили марки «Урал» способны были передвигаться по поверхности воды за счет установки специального волноотражающего щита. Причем внешне их невозможно было отличить от сухопутных грузовиков.
С 1991 года
После 1991 года официальный производитель начал выпуск военных, гражданских и специализированных машин, которые оснащены бортовыми и саморазгружаемыми кузовами, специальными нагрузками, седельными устройствами: «Торнадо Г» на базе «Урал-4320», модели 43206, 63704, 6361, 44202-59.
Современный «Урал»
К 80-летию основания, которое, к слову, будут отмечать 30 ноября, мы приехали в гости на авто. Проезжая по главной магистрали Миасса, сразу понимаешь, что это город машиностроителей. Даже проспект носит гордое название Автозаводцев. Дорога упирается в проходную завода, соединённую с 12-этажным зданием административного корпуса. Под крышей «бегущей строкой» идут объявления о приёме на работу специалистов.
Добираемся до главного конвейера на автобусе. Иначе на огромной территории легко заблудиться. Заходим в производственный цех, и первое, что бросается в глаза — чистота. Внутри довольно шумно, так что нам выдают наушники, в которых и будет звучать голос экскурсовода.
Мы проходим по помещению площадью в 120 000 м2, где расположены 24 поста. На конвейере не особенно многолюдно, хотя всего на предприятии трудятся свыше 5 тысяч специалистов. Периодически проезжают готовые шасси, но на них, как и на нашу делегацию журналистов и партнёров АЗ «Урал», рабочие почти не обращают внимания. Тут все сосредоточены на своём деле.
Идёт сборка рам, мостов, кабин и надстроек. Далее вырисовываются черты уже готового шасси, осталось поставить двигатель, коробку передач, провести электроразводку, подключить, чтобы всё взаимодействовало. После сборки автомобиль внимательно осматривают, устраивают тестирование по дорогам, после чего загоняют в бокс для ещё одного осмотра.
За год завод выпускает свыше 8 000 шасси, на этот год запланировано собрать не менее 8 700 единиц. Всего в номенклатуре предприятия более 300 модификаций серий «Урал Next», «Урал-М», 6370, 9535 и знаменитые 4320. Кстати, капотные кабины для последних планируют убрать с серийного производства в следующем году, оставив выпуск только по спецзаказу.
Ставку делают на бескапотные шасси. Наши постоянные читатели уже знакомы с перспективным направлением по публикациям с выставок «КомТранс-2019» и bauma-СТТ-2021.