Тест-драйв MAN TGX 18.440: личные впечатления

10 февраля немецкий автопроизводитель MAN представил обновленную линейку своих грузовиков. По словам компании, это ее первое новое поколение грузовых автомобилей за последние 20 лет. Его создание заняло 2,5 года и 4 млн км тестовых испытаний. Обновлению подверглись четыре модели массой от 7,5 до 18,0 т — TGL, TGM, TGS и TGX. В MAN обращают внимание, что в новом семействе разработчики сфокусировались на четырех направлениях: эргономике водителя, эффективности и надежности машины и взаимодействии с клиентом. Корреспондент «Грузовиков и дорог» Татьяна Елисеева проехала на новом магистральном тягаче TGX, чтобы разобраться, как изменился MAN.

Обновлению подверглись четыре модели грузовиков MAN массой от 7,5 до 18,0 т — TGL, TGM, TGS и TGX (фото: Татьяна Елисеева)

Внешность

Первое знакомство начнем с внешности. Дизайн кабины весьма современен, несмотря на то что первая машина серии TGX была выпущена десять лет назад. Кстати, за основу немецкие инженеры взяли раму и кабину грузовика «ТГА». Именно TGX стал его продолжением. Характерные черты новой кабины – раскосая оптика, большая решетка радиатора и просто громадное лобовое стекло. Также на топовых версиях МАНа имеется дополнительное остекление вверху кабины. А что касается задней форточки, которая находится сразу за боковым стеклом, она присутствует прямо с завода. Данное стекло тонировано изначально. Эта форточка частично заходит в спальный отсек, и многие жалуются на солнечные лучи, что проникают в «спалку». Закрыть чем-либо ее невозможно. Приходится самостоятельно выдумывать какие-то заглушки.

Что радует в новом МАНе, так это огромная пластиковая накладка на двери, которая закрывает две подножки. Здесь водители могут оставлять обувь, не боясь за то, что она каким-то образом выпадет наружу. Еще один плюс – наличие боковых ящиков в кабине. Открываются они изнутри, за специальный тросовый рычаг. Крышка сундука имеет газовый упор.

Интересная особенность: в МАНе используется «умная» светотехника. Как это работает? При повороте руля вправо или влево система автоматически включает боковой свет. Так, мертвую зону освещает отдельная лампа, расположенная в секции противотуманок. Сделано это не только для удобства, но и для безопасности.

Внешний вид автомобиля

Довольно часто производители, выпуская обновленную модели своего транспортного средства, во внешний облик автомобиля вносят лишь небольшие коррективы. Что касается MAN TGX, изменения присутствуют во многих деталях и элементах. В первую очередь они касаются кабины, которая преобразилась для улучшения аэродинамических показателей, а соответственно и сопротивляемости машины потоку воздуха при езде. Корпус зеркал заднего вида стал немного другим, из-за чего его обтекаемость увеличилась. Бампер также приобрел новую форму, которая позволяет отводить воздух заметно лучше. Воздухозаборники не только обрели новый вид, но и спрятались в корпусе внешней обшивки.

Достаточно строгий вид MAN TGX обеспечила его черная панель, изготовленная из стеклопластика. Подчеркивает новый облик автомобиля и измененная светотехника. Она стала более долговечной. Грузовик приобрел опцию дневного света в стояночных огнях.

Новый MAN TGX обрел спойлер, которого предыдущая версия автомобиля не имела. Крыша грузовика стала раздвигаться, точно так же, как и новый люк. Стекла сделаны таким образом, чтобы обеспечить водителю максимальный обзор для его комфортного и более безопасного движения.

Краска и защита от коррозии

Хорошо ли покрашена кабина? Владельцы говорят, что качество ЛКП здесь на хорошем уровне. Сколов нет спустя 500-800 тысяч километров. А вот фары потеют, и это минус. Ржавеет ли МАН? Большинство элементов в тягаче (а это бампер, подножки, часть дверей, спойлера) изготовлены из пластика. Поэтому ржаветь здесь нечему. Экземпляры, которые прошли более миллиона километров, не имеют ни малейшего намека на ржавчину. В этом плане немцы заслуживают уважения. Единственный недочет – это петли крепления бокового спойлера, что отодвигается с правой стороны. Петли со временем закисают. И если есть необходимость зацепить или отцепить прицеп, трудно сдвинуть в сторону данный спойлер.

Эксплуатация

MAN TGL в 2013 году совсем не новичок российского рынка. Уже около семи лет он бороздит бескрайние просторы нашей родины, и потому вполне естественно, что некоторые эксплуатанты имеют на него «зуб». Этот современный и высокотехнологичный грузовой автомобиль требует к себе определённого отношения. Как со стороны дорог, по которым он ездит, и со стороны топлива, которым он заправляется, так и со стороны сервиса, где он обслуживается. И если какое-то звено из этой цепочки оказывается слабым, то могут наступить неприятности. Не вижу никакого смысла говорить в очередной раз о качестве топлива – проблеме общероссийского масштаба. Просто иногда бывает, что перевозчик сам себе рубит ветку, на которой сидит. Даже в далёких регионах есть крупные операторы топливного рынка, способные обеспечить автопарк топливом хотя бы в рамках ГОСТ. Этого достаточно. А губит машину как раз желание сэкономить, выбирая сомнительного поставщика ГСМ.

Наивно говорить о необходимости регулярной профилактики. В настоящее время в российской провинции остро не хватает квалифицированных специалистов по современной автомобильной технике, поэтому официальные дилеры, работающие в регионах, часто вынуждены согласовывать принимаемые решения с головным офисом. Это касается, прежде всего, гарантийных отказов и заказа дорогостоящих запчастей, ведь их закупки в большинстве случаев осуществляются из бюджета дилера, а не клиента и представительства. Итог – длительный простой в ожидании ремонта.

В конструкции MAN TGL есть компоненты, относиться к которым в российских дорожных условиях требуется с предельной аккуратностью. Жёсткий график, усталость, а то и банальное головотяпство водителя могут нанести машине значительный ущерб. Например, передняя подвеска на параболических рессорах. Мне известен довольно показательный пример. Когда на автомобиле надо было произвести незначительные сварочные работы, сварщик для подключения «массы» электросварочного аппарата выбрал рессору. Лёгкое постукивание по рессоре для того, чтобы обеспечить контакт, в конечном итоге обошлись владельцу в дорогостоящий ремонт (откололся малюсенький фрагмент, после чего рессора разрушилась буквально через несколько километров). А сколько таких «постукиваний» может преподнести небольшая поездка по грунтовой дороге, посыпанной щебнем?

Компоновка силового агрегата в современном грузовике очень плотная. Особенно это касается системы охлаждения, так как она играет огромную роль в нейтрализации выхлопа. Радиатор с пластмассовыми бачками на MAN TGL расположен низко, для улучшения теплообмена защитные кожухи не предусмотрены, поэтому при проезде глубоких луж с неизвестной «лоцией», а также заезде на бордюры и прочем преодолении препятствий надо быть предельно аккуратным и внимательным.

Всем хороши современные дисковые тормозные механизмы. Только антигололёдные реагенты и дорожная грязь здорово снижают их стабильность и сокращают срок службы. Поэтому следить за этими узлами, очищать и смазывать направляющие, не допускать перегрева узла приходится в некоторых регионах чаще, чем того требует дилерский регламент. В противном случае самые безобидные последствия – это преждевременный износ резины, о худшем лучше и не говорить.

Словом, чтобы обладать современным, высокоэффективным средством для ведения перевозочного бизнеса, коим, без сомнения, является MAN TGL, надо до него дорасти, соответствовать его уровню, иначе это могут быть впустую потраченные немалые средства. Но если вы к этому готовы, не только морально и физически, а в первую очередь технически, то эти средства не пропадут почём зря. Это я сам проверил.

Баки

Если говорить о самом востребованном грузовике (Man TGX, тягач седельный), он укомплектован двумя топливными баками. С правой стороны он имеет емкость в 580 литров. С левой имеется двойной бак.

Здесь есть перегородка, которая разделяет дизтопливо и «АдБлю» (в простонародье «мочевину»). Сама емкость бака – 760 литров для ДТ, и 80 — для «мочевины». Стоит отметить высокий запас хода. С полными баками Man TGX TGS может пройти до 3,8 тысячи километров. Расход «мочевины» небольшой – в пропорции один к десяти относительно ДТ.

XLX

Эти тягачи уже более подходят для трассы. В первую очередь, такая кабина оборудована холодильником. Он морозит до четырех градусов, что позволяет хранить не только овощи, но и мясо. Имеется в данной кабине и кровать с мягким матрасом. В некоторых комплектациях грузовика Man TGX XLX предусмотрены две спальные полки.

Сам производитель говорит, что кабина XLX подходит для региональных перевозок. Однако водители комфортно чувствуют себя и на более дальних рейсах. Места здесь хватает, чтобы ходить в полный рост, не касаясь макушкой потолка. Имеется и люк на электрическом приводе. Он спрятан за спойлером, поэтому открывать его можно даже в дождь, не боясь, что вода попадет внутрь.

Об эксплуатации

Распахиваем на 85 градусов дверь. Ступени больше сместили к центру, так что забираться стало удобнее. Хватаемся за поручни и, преодолев три ступени, оказываемся внутри. Рулевая колонка поднята горизонтально. Тут даже очень полный водитель спокойно пройдёт. Решение, конечно, не новое. Такое уже было в Симпсонах, то есть в Scania. Добавим сюда очень высокую крышу и возможность ходить по кабине в полный рост. Расстояние от пола до потолка — 2,08 м. Вау-эффект портит, пожалуй, воспоминание об абсолютно ровных полах в Mercedes-Benz Actros, Scania с кабинами S-серии или Renault Trucks T520. В новом MAN TGX справа от водительского сиденья находится выступ с нишей для небольших вещей и рукоятками стояночного тормоза и тормоза полуприцепа.


Без электронного стояночного тормоза на полу будет торчать «пенёк»

Справедливости ради отметим, что есть модификации с электронным стояночным тормозом. Там отсутствует тоннель на полу, так как кнопка управления размещена на приборной панели.

Настраиваем руль «под себя». Для этого разблокируем кнопкой с левой стороны колонки пневматический замок и тянем руль вниз в удобное положение. К слову, его можно практически положить на сиденье, как у Volvo. Фиксируем рулевую колонку всё той же кнопкой, и можно трогаться. Но сначала осмотримся.

Никаких тебе аналоговых тахометра, спидометра, показателей уровня топлива и температуры. Вся информация теперь на цветном дисплее. Руль, как принято в современных реалиях, тут мультифункциональный.


Приборная панель MAN TGS стала полностью электронной

Из других «косметических» изменений отметим новые кнопки управления центральным замком, стеклоподъёмниками и зеркалами заднего вида на водительской двери. В разных местах кабины разместили розетки на 12 и 24 В, а также USB-порты.

Кстати, перед креслом пассажира в открывающейся нише спрятан складной столик. Он небольшой, его ширина меньше, чем даже у аналогов в самолётах. Зато длина позволяет с успехом разместить и стакан, и тарелку.

В целом торпедо теперь практически не отличается от Volvo FM. Что-то похожее есть и Mercedes-Benz Actros, только там поверхность плоская, а не скошенная к лобовому стеклу. А всевозможные полочки, ниши, подстаканники, столики и т. д. расположены примерно одинаково у всей «европейской семёрки». Так что тут дизайнеры интерьера кабины MAN не изобрели ничего нового. К сожалению или к счастью, решать водителям, которые проводят тут огромное количество времени.


Интерьер MAN TGX теперь напоминает грузовики конкурентов из «большой семёрки»

Они же явно оценят двухспальное место. Широкое, комфортное и длинное. Ещё и с пультом управления внутреннего освещения, стеклоподъёмниками, центральным замком, автономным подогревателем и т. д.

Под нижним спальником находится холодильник. Это не просто охладитель, а полноценное устройство с компрессором и фреоном. Опционально можно заказать и микроволновую печь, её разместят в одном из верхних отсеков.


Двигатель можно запустить и остановить вне кабины — кнопка находится на двери

Очень порадовала шумоизоляция. Даже при резком нажатии педали газа и раскрутке оборотов на уши ничего не давит. Мотор почти не слышно, особенно если воспользоваться мультимедийной системой. И даже не надо увеличивать громкость музыки.

Кстати, о мультимедийной системе. Она тут носит гордое название MAN SmartSelect и, по задумке разработчиков, должна помогать водителю пользоваться навигацией, радио, подключением смартфона и разными другими фишками. Для управления предусмотрена этакая конструкция из двух вращающихся колец и сенсорной мини-панелью. Только вот, положа руку на сердце, эта система абсолютно интуитивно непонятна. Что крутить, куда нажать, как перейти в другой пункт меню из первого. На дисплее мы не обнаружили никаких подсказок. В этом плане решения «европейской семёрки» в виде просто сенсорного дисплея выглядят более рациональными. Хотя при движении на неровных дорогах попасть пальцем в нужное место на экране — тот ещё квест.

Можно, конечно, музыку переключать и на руле. Там же находится кнопка активации адаптивного круиз-контроля.

Как мы уже упоминали в этом материале, переключение передач в новом MAN TGX теперь хоть и непривычно, зато стало удобнее. Задавать направление движения можно с помощью подрулевого переключателя. Такой же, если кто помнит, реализовали в легендарном советском автобусе ЛиАЗ-677. Только там классический автомат, а тут — «робот». И, кстати, нового поколения. К слову, коробка передач здесь хоть и зовётся MAN Tipmatic 12, но это знакомая многим водителям грузовиков ZF TraXon. К ней в процессе вождения нареканий нет никаких. Тем более что реализована кнопка для переключения «робота» в обычную механическую коробку.

Присутствует система помощи при трогании в горку EasyStart. Для её активации надо нажать соответствующую кнопку на приборной панели. И тогда в течение трёх секунд после того, как водитель отпустил педаль тормоза, он успеет перенести ногу на педаль газа.

Также тягач оснащён блокировкой заднего дифференциала и системой раскачивания. Последний нужен для того, чтобы вытащить машину из того места, где она забуксовала. Водителю нужно нажать на неё и прерывисто газовать. А компьютер будет переключать коробку в положение «вперёд» или «назад» для раскачки.

Неподалёку расположили кнопку отключения за дорожной разметкой, чтобы система не издавала неприятный писк, если дорожники «коряво» нанесли краску или пластик на асфальт. Рядом находится кнопка компенсации деформации резины. Работает она следующим образом: в сцепке с гружёным полуприцепом задняя резина сжимается, а когда тягач отцепляется, то шины выправляются и машина становится выше. А по нормативам высота ТС не должна превышать 4 метров. Чтобы оставаться в этих рамках, водитель нажимает кнопку, и пневмоподушки прижимают машину к земле.

Разогнать тягач быстрее 90 км/ч не позволит компьютер. Такое ограничение стоит с завода. Хотя мощи хватит и на куда большие значения. Кустарно убрать лимит можно, но тогда машина потеряет гарантию. Отдельно низкий поклон конструкторам за подвеску. При движении по ухабам водитель не подпрыгивает в кресле, как мячик. Да и вещи остаются в спокойном положении. Здесь играет роль не только пневмоподвеска, но пружинные амортизаторы самой кабины.

Генеральный директор MAN Truck and Bus в России Ян Айхингер презентует новые MAN TGX

Кабина XXL

Это топовое исполнение седельного тягача МАН. Эта кабина настолько высока, что производитель предусмотрел дополнительные окна в верхней ее части (для лучшего проникновения дневного света). В этой кабине есть две спальные полки. Верхняя может откидываться, правда, не на 90 (как на «Рено» Т-серии), а на 50 градусов. Верхняя полка оборудована газовыми упорами. А вот на нижней таковые отсутствуют. Поднимать эту полку гораздо сложнее.

В кабине XXL обязательно есть холодильник. Он довольно вместительный. Здесь можно хранить полуторалитровую бутылку воды в вертикальном положении. Но водители говорят, что холодит он неравномерно. В районе боковых и задней стенки образуется лед, а вот в районе крышки температура едва достигает пяти градусов тепла. Высота топовой кабины составляет более двух метров. Это одна из самых просторных кабин среди всех грузовиков большой европейской семерки.

Водительское место организовано с учетом эргономики. Под рукой есть все необходимое. Вверху имеются рация и тахограф, до которого можно дотянуться, не отрываясь от сиденья. Также в МАНе рядом есть еще две заглушки. В одну из них устанавливается система «Тол Коллект» (оплата дорог в Германии).

Руль – довольно удобный, с приятным хватом. Здесь есть все необходимые кнопки. Можно дистанционно настроить круиз-контроль, поднять или опустить обороты двигателя, а также зайти в меню бортового компьютера. На панели приборов есть не только спидометр и тахометр. Здесь на цифровом дисплее отображается очень важная для водителя информация – режим труда и отдыха. Электроника в режиме реального времени показывает, сколько водитель проехал времени после паузы, а также общую езду за две недели. На центральной консоли есть небольшой выступ, куда можно поставить кружку из-под чая или кофе. Внизу есть выдвижной ящик. Немного выше расположен маленький бардачок с 12-вольтовым прикуривателем. Довольно большие в МАНе зеркала. Их здесь целых шесть штук.

Новейший MAN TGX. Разбираемся в деталях

Чуть более года назад мы уже рассказывали, что представляет собой новое поколение тяжелых грузовиков MAN TGX и MAN TGS – их мировая премьера состоялась 11 февраля 2022 года в испанском Бильбао. Но то было скорее знакомство с концепцией этих перспективных автомобилей. Теперь же, когда они начали пополнять парки российских перевозчиков, настала пора в деталях разобраться, чем же конкретно новые машины отличаются от машин предыдущего поколения. Тем более разработчики не делают секрета из того, что в своей основе и кабины, и силовые агрегаты, и ходовая часть у новичков остались прежними. Тогда что изменилось?

Прежде чем ответить на данный вопрос, несколько слов нужно сказать о том, зачем компании MAN Truck and Bus вообще понадобилось проводить глубокую модернизацию автомобилей тяжелого семейства. Дело здесь вот в чем. На рубеже начавшегося десятилетия в мировой автотранспортной отрасли все более весомую роль начала играть так называемая цифровизация. Она неумолимо проникает во все транспортные процессы, затрагивая и организацию перевозок, и контроль за их выполнением, и документооборот, и выстраивание логистических схем, и сервисное обслуживание. Таким образом, рыночный спрос постепенно переориентируется на так называемые подключенные грузовики с мощными телематическими возможностями, и тем из автопроизводителей, кто не смог вовремя уловить эту тенденцию, суждено в ближайшем будущем отойти на второй план.

Создание подключенных грузовиков невозможно без разработки для них современной цифровой платформы, которая позволит поддерживать и взаимоувязывать множество электронных систем, как существующих, так и тех, которые еще только появятся в ближайшее время. Вот такую платформу и разработали специалисты MAN Truck and Bus – именно она стала стержнем обновления тяжелых грузовиков компании. Характерной особенностью упомянутой цифровой платформы можно назвать внедрение инновационной шины Ethernet, которая за счет скорости передачи данных до 1 Гб/с обеспечивает максимально высокое быстродействие периферийных устройств (скорость передачи данных у прежде используемой CAN-шины была всего 1 Мб/с). Важно, что новая архитектура непосредственно задействует в работе только те блоки, которые необходимы для текущего транспортного решения. Переход к использованию шины Ethernet повышает критически важное в современных условиях быстродействие цифровых платформ мановских тяжелых грузовиков нового поколения.

Особо отметим, что телематический сервис MAN Pride, ставший одной из первых «ласточек» грядущей всеохватывающей цифровизации перевозок, доступен не только европейским, но и нашим заказчикам. Он разработан на базе российского варианта платформы, предоставляемой локальным партнером МТБР, и допускается к установке у любого действующего в России официального дилера марки. Важно, что MAN Pride возможно быстро адаптировать под меняющиеся требования регулятора. Одним словом, цифровизация перспективных мановских грузовиков проведена по полной программе. Тем не менее, помимо применения современной электроники и продвинутого программного обеспечения, новое поколение MAN TGX и MAN TGS отличается от машин прежнего поколения также другими, свежими техническими решениями, отразившимися на их характеристиках. Особенно в этом плане выделяется флагманский магистральник MAN TGX.

Начнем с кабины. Да, ее каркас существенных изменений не претерпел, но, даже мельком бросив взгляд, нельзя не увидеть, что и экстерьер, и интерьер грузовиков нового поколения выглядят иначе. За счет чего? Свой вклад в посвежевший облик внес ставший более выразительным дизайн облицовки радиатора и переднего бампера, а также измененные контуры головных фар. Причем эти нововведения имеют не только стилистическое, но и практическое значение, связанное с улучшением аэродинамических характеристик. Например, переработанное оребрение облицовки воздухозаборника более рационально перенаправляет набегающий воздушный поток к радиатору двигателя и поверх него, а дополнительные продольные накладки вдоль дверей уменьшают турбулентность обтекающего кабину воздуха, тем самым снижая загрязнение нижней части ее боковин. Во всяком случае, ручки и низ дверей при движении в слякотную погоду теперь забрызгиваются слабее. В том же заключается назначение и нижних боковых дефлекторов переднего бампера – набегающий воздушный поток входит через них, а выходит через первые боковые ступеньки, создавая своеобразную воздушную завесу, предохраняющую нижнюю часть кабины от оседания грязи.

Раз уж мы коснулись головной оптики, то следует упомянуть, что ее можно заказать в трех вариантах. Это привычный по автомобилям предшествующих поколений комплект галогеновых фар и ходовых огней, промежуточное решение в виде галогеновых фар и светодиодных ходовых огней, а также наиболее инновационное решение: светодиодные как фары, так и ходовые огни. Как видим, ксеноновые фары ушли в историю. В последней из вышеназванных комбинаций у фар наименьшее энергопотребление, выше срок службы и на четверть более высокая дальность действия. По желанию заказчика переднюю оптику, включая нижние противотуманки, можно прикрыть защитными решетками.

Аэродинамику автопоезда улучшают спойлеры, расположенные на крыше и по бокам за широкими кабинами средней и большой высоты. Широкими – это значит шириной 2440 мм, потому что грузовики MAN тяжелого семейства, предназначенные для строительных и региональных перевозок, комплектуются унифицированными зауженными кабинами шириной 2240 мм. С целью снижения сопротивления набегающему воздушному потоку также изменена форма корпуса боковых зеркал. Еще один нюанс, касающийся самой высокой, а потому самой объемной кабины MAN TGX: размеры ее ветрового стекла теперь сделаны такими же, как и у кабин с более низкой крышей, – унификация! Кроме того, у этой кабины исчезли небольшие окошки над дверными проемами, а окна, расположенные за дверьми, у всех без исключения кабин стали фальшивыми: стекло заменили окрашенными в черный выштамповками. Обзорность вбок улучшена благодаря некоторому смещению стоек боковых зеркал заднего вида. Кроме того, с целью увеличения зоны зрительного охвата изменена форма отражающих элементов этих зеркал.

А что изменилось внутри кабин? Приборная панель не просто стала другой – она разделена на два уровня: верхний и нижний. На первом сконцентрированы органы контроля, на втором – органы управления. Логичное решение: верхний уровень находится как раз в зоне обзора следящего за дорожной обстановкой водителя, а нижний – в зоне доступности его рук. Щиток приборов теперь может быть выполнен в электронном виде: по сути, это выведенное на дисплей изображение спидометра и тахометра. Между ними или ниже на том же дисплее отображается различная информация, например расстояние до впереди идущего автомобиля.

Вверху центральной консоли есть еще один дисплей с широчайшим функционалом: на него выводится самая разнообразная информация, начиная от настроек мультимедиа и заканчивая картами с маршрутом движения. Водитель управляет этим монитором с помощью системы MAN SmatrSelect. Это установленный на приливе центральной консоли дисковый селектор с большим и малым поворотными кольцами. Ниже упомянутого дисплея расположился ряд кнопок быстрого доступа, которые программируются самим водителем для управления наиболее часто используемыми функциями.

Рулевая колонка у MAN нового поколения стала регулироваться в более широких пределах: перемещение по вылету выросло на 30 мм, по углу наклона – на 14о. Кроме того, у нее появилось парковочное положение. То есть в этом положении рулевая колонка выставляется строго вертикально (а руль, соответственно, строго горизонтально). На 50 мм (до 230 мм) увеличено продольное перемещение пневмоподрессоренного водительского сиденья, которое предлагается в двух вариантах: стандартном или с регулировкой поясничного упора и плечевого пояса. Опционально можно заказать электрический стояночный тормоз – его компактный рычажок расположен на приборной панели справа от руля. Интересно, что при переводе селектора коробки передач в нейтральное положение и вынимании ключа зажигания этот тормоз активируется автоматически. И автоматически отключается с началом движения на передаче.

Еще один весьма важный с учетом наших климатических условий нюанс, который касается обеспечения комфортной работы водителя в кабине: новое поколение автомобилей получило более мощные кондиционер и жидкостный отопитель. Причем отопитель предложен в двух вариантах. Первый, мощностью 4 кВт, подогревает только жидкость, циркулирующую по контуру системы климат-контроля. То есть он работает на обогрев исключительно кабины. А второй, 6-киловаттный, снабжает теплом не только ее, но и двигатель, облегчая его запуск в мороз. А чтобы лучше сохранять тепло, снизив тем самым расход топлива на обогрев кабины как во время движения, так и во время стоянки, автомобили получили дополнительную теплоизоляцию, элементы которой встроены в боковые и заднюю стенки. Одновременно разработчики усилили и шумоизоляцию кабины – заказчикам MAN нового поколения предложен более эффективный, чем у предшественников, так называемый акустический пакет. Дополнительные элементы шумоизоляции размещены под рулевым колесом, в пространстве для ног, в задней стенке кабины и внутри ее боковин.

Завершая обзор кабины новых грузовиков MAN, отметим ставшую доступной в качестве опции панель Easy Control. Речь идет о размещенных внизу на внутренней обшивке дверей четырех сгруппированных кнопках: одна – аварийной сигнализации, а назначение других выбирается водителем по своему усмотрению. Например, такую кнопку можно назначить ответственной за пуск и остановку двигателя. Easy Control нужна для того, чтобы при проведении работ снаружи грузовика водителю не нужно было то и дело подниматься в кабину для активации или отключения каких-то необходимых при этом функций или систем.

Теперь поговорим о силовой линии. Как правило, MAN TGX оснащают одним из двух рядных 6-цилиндровых дизелей: 10,5-литровым D2066 или 12,4-литровым D2676. Первый предложен в вариантах мощностью 360, 400 и 440 л.с., второй – в вариантах 480 или 540 л.с. У MAN TGS тот же набор двигателей, расширенный за счет включения в него еще и 320-сильной модификации D2066. А под кабину топового варианта MAN TGX по заказу можно поставить сверхмощный D3876 рабочим объемом 15,2 л, развивающий 640 л.с. Правда, он уже будет экологического стандарта не Евро-5, а Евро-6. С ним, а также с прочими движками, применяемыми для MAN TGX и MAN TGS, агрегатируют автоматизированную 12-ступенчатую коробку передач MAN TipMatic 12 в различных вариациях. Силовой агрегат работает в рамках нескольких предустановленных программ, которые задают режимы движения автомобиля и логику переключения ступеней его трансмиссии, – каждая из таких программ выбирается водителем в соответствии с типом или условиями перевозок. В дополнение к ведущему мосту с передаточным отношением 2,85 в распоряжении нового поколения тягачей есть еще один возможный к установке ведущий мост, передаточное отношение которого уменьшено до 2,31. При прочих равных условиях и одинаковой агрегатной базе этот мост позволяет уменьшить число оборотов двигателя в среднем на 100 мин-1. А снижение оборотов, как известно, ведет к снижению потребления топлива.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в процессе создания нового поколения грузовиков инженеры MAN Truck and Bus работали по трем главным направлениям. Первое – построение современной цифровой платформы для вывода на рынок подключенных автомобилей; второе – максимальное улучшение эргономики и комфортабельности рабочего места водителя; третье – доработка аэродинамики и трансмиссии с целью повышения экономичности. Кстати, насколько удалось продвинуться в третьем направлении? Разработчики утверждают, что в результате всех программных, технических и аэродинамических ухищрений потребление топлива у тяжелых грузовиков MAN нового поколения по сравнению с предшественниками удалось сократить на величину до 8%.

Тимур Тропарев

MAN нового поколения. Факты и цифры

А вы знаете, что вывод на рынок грузовых автомобилей MAN нового поколения стал самым амбициозным и масштабным проектом компании за два последних десятилетия? В нем принимало участие 2,1 тыс. сотрудников, общие затраты времени составили 12 млн человеко-часов, из которых только на разработку дизайна ушло 167 тыс. часов. В рамках проекта написано 2,8 млн строк программного кода. Для определения технического облика и характеристик перспективных грузовиков опросу подверглись 300 клиентов компании из 16 стран и более 700 водителей. Тестовые образцы автомобилей во время испытательных поездок прошли 4 млн км. Инвестиции в производственную площадку головного завода MAN Truck and Bus в Мюнхене при переходе к выпуску нового поколения автомобилей составили около 100 млн евро. Дополнительно 85 млн евро было инвестировано в расположенный там же новый окрасочный цех для кабин.

Первый российский контракт на MAN нового поколения

Первым в нашей стране, в чьем парке появились грузовики MAN нового поколения, стало ООО «Интра Логистикс». Эта компания, работающая на рынке грузоперевозок вот уже 13 лет, в середине апреля получила четыре новейших магистральника MAN TGX с кабинами GM – это широкая кабина со спальником и средним уровнем крыши. На сегодняшний день монобрендовый парк «Интра Логистикс» состоит из 56 седельных тягачей MAN TGX и MAN TGS.

Полученные автомобили оборудованы двумя топливными баками: правый вмещает 680 л, левый – 250 л топлива. Коробка передач поддерживает функцию MAN EfficientRoll, позволяющую трансмиссии на спусках переходить в нейтральный режим с целью повышения экономичности. Вся четверка подключена к телематическому сервису MAN Pride. Интересно, что MAN TGX из недавней поставки для «Интра Логистикс» стали первыми в мире переданными перевозчику грузовиками нового семейства, которые удовлетворяют экологическому стандарту Евро-5.


MAN newMAN TGSMAN TGX newгрузовик МАНмагистральный тягачМАН ТГИксновое поколениеновый МАНСедельный тягачСТ-КТтягач МАН

Tweet

Водительское кресло

Сиденье в МАНе – на пневмоподвеске. Может регулироваться по высоте, жесткости, а также по уровню наклона спинки. Дополнительно предусмотрены два подлокотника. Кстати, ремень безопасности интегрирован прямо в спинку. Тянуться к нему очень удобно. А если водитель забыл пристегнуться, ему об этом скажет звуковой индикатор. Но не всегда это удобно. При подъезде на точку загрузки или выгрузки и после приема документов (когда нужно покинуть салон) эта система будет дико пищать, как только машина будет двигаться более пяти километров в час. А постоянно пристегиваться в этот период — не вариант.

Технические характеристики

Man TGX укомплектовывается разными двигателями. Но наиболее популярная – рядная шестерка. Базовым является мотор на 10 с половиной литров. Эта модификация имеет обозначение 18.400. Man TGX данной версии развивает мощность в 400 лошадиных сил. Но это не все. Присутствует и версия на 440 сил. Двигатель Man TGX 18.440 имеет объем в 12,4 литра. Также в Европе популярен МАН на 480 лошадиных сил. Что примечательно, эта мощность реализуется на том же шестицилиндровом моторе с таким же объемом камеры сгорания. В чем же секрет? Все просто – немцы «раскрутили» турбину, благодаря чему значительно возросли технические характеристики.

Самый топовый и самый редкий мотор – дизельный агрегат на 680 сил. Это двигатель объемом в 16,2 литра. В коммерческих компаниях такой МАН практически не встречается. Кстати, данный агрегат имеет в распоряжении восемь цилиндров, расположенных V-образно.

Стоит отметить, что ресурс вышеперечисленных моторов составляет более двух миллионов километров. Эти двигатели практически не менялись со времен МАНа ТГА и уже доказали всем свою надежность.

Коробка передач

Man TGX Euro 6 укомплектовывается механической коробкой передач на 16 ступеней. Производит КПП для данных грузовиков фирма ZF. Трансмиссия оборудована гидравлическим приводом «КоммонШифт». А сам рычаг управляет коробкой посредством двух тросов. Как переключаются передачи в такой коробке? Здесь все очень просто. Схема переключения скоростей есть на ручке. По факту здесь всего четыре положения. Однако, чтобы переключиться на повышенный ряд передач (пятая и выше), нужно переместить флажок под ручкой вверх. Переключение скоростей можно осуществлять, не выжимая педали. Ее функцию может выполнять маленькая кнопка, расположенная на рычаге. Правда, пользоваться ею можно только при движении (желательно на скорости больше 40 километров в час).

Интерьер грузовика

Немецкая компания решила презентовать свой новый автомобиль MAN TGX в трех различных моделях кабины:

  1. Кабина XL. По конструктивным особенностям этот вид грузовика является наиболее компактным. Несмотря на это, водитель в нем обеспечен таким же комфортом, как и в других формах кабина, но с некоторыми другими эргономическими показателями. Даже доступ к кровати, которая расположена позади сидений, вполне удобный. Производитель рекомендует данный вид автомобиля для не очень длительных перевозок регионального уровня.
  2. Кабина XLX. Данная модификация грузовика является несколько более увеличенной. Водитель в кабине может даже стать в полный рост. Непосредственно сам интерьер этого вида автомобиля более приятный и просторный. Связанно это не только с дополнительным местом, но и возможностью размещения вещей в ящиках и на специальных полочках. Данная версия кабина оборудована оной кроватью, но при потребности можно заказать установку второй.
  3. Кабина XXL. Данная версия грузовика отличается наибольшей вместительностью. Считается, что этот вид автомобиля – один из самых больших по своим габаритам, которые перевозят грузы между городами и странами по Европе. Отличает такую модификацию MAN TGX не только пространство, но и значительное улучшение комфорта. Внутренняя высота кабины достигает двух метров.

Все вышеперечисленные виды кабин являются подходящими для межгородских рейсов и дальних поездок. Считается, что, чем более долгое время приходится водителю проводить в дороге, тем более просторное ему необходимо рабочее место в машине.

Мультимедийная система

Мультимедийная система MAN Media Truck (MMT) Advanced позволяет использовать ряд практичных функций: просмотр дорожных новостей; благодаря аудиоподотовке водитель может наслаждаться музыкой вовремя поездки используя аудиосистему. Также сюда встроен канал автодорожной информации Traffic Message Channel (TMC).

Помимо прочего в MMT можно дополнить опциями, а именно: навигационная система, модуль для звонков в режиме hands-free, Bluetooth и продвинутая аудиосистема с сабвуфером на борту. Специальным дополнением служит управление тягачом с помощью инфракрасного дистанционного пульта. Дополнительно в мультимедийную систему встроен телефон.

И конечно русскоязычные водители могут быть спокойны – в системе есть русский язык для интерфейса. Помимо основных датчиков, она состоит из аудиосистемы и дисплейного меню. А еще MAN TGX обзавелся парочкой любопытных технологических новинок. Например, радарными датчиками, контролирующими габариты авто на крутых поворотах. Электроники настолько много что потребуется не одна неделя, чтобы привыкнуть к ней.

Недостатки кабины

Что касается минусов, их не так много. Среди недостатков можно отметить жесткий и легко царапающийся пластик в салоне, а также тяжело закрывающиеся двери (они довольно увесистые). Кроме того, кнопка включения автономного отопителя находится только на передней панели и не продублирована в спальном месте. Сама автономка греет хорошо (из двух мест сразу – под водительским и пассажирским сиденьем), но воздух сильно сушит. В итоге приходится приоткрывать окна, чтобы хоть как-то проветривать. Часто водители жаловались, что после сна с закрытыми окнами на утро болела голова. Можно открыть и люк, но в случае дождя вся вода попадает внутрь. Кстати, этот недостаток исключен в средней кабине. Здесь люк спрятан за спойлером, и его можно открывать абсолютно в любую погоду.

Подвеска

В зависимости от комплектации Man TGX Euro 6 может иметь полностью рессорную, комбинированную или пневматическую подвеску. Но зачастую на магистральных грузовиках используется второй тип.

Так, сзади находятся воздушные баллоны в количестве четырех штук, а спереди – лист рессоры (не удивляйтесь, он всего один). Такая конструкция обеспечивает высокую надежность и плавность хода, при этом не требует дорогостоящего обслуживания. Кстати, сама кабина подрессорена еще на двух подушках. Поэтому разницы между данными типами подвесок водитель практически не ощущает.

Плюсы и минусы

  1. MAN TGL – это современный брендовый грузовой автомобиль, спектр применения которого довольно широкий: от городских развозных работ до спецнадстроек или межгорода. Надёжный, комфортный, высокоэффективный. Большой выбор комплектаций и надстроек, около десяти вариантов двигателей, три варианта КП, есть даже двухрядная кабина, или вместо спального места могут быть установлены дополнительные кресла в стандартной кабине.
  2. Поскольку MAN TGL уже долгожитель российского рынка, хорошо изучены механиками его слабые и сильные места, нет дефицита запасных частей. В крупных городах имеется достаточное количество официальных и альтернативных техцентров.
  1. Высокая цена на новые и подержанные автомобили.
  2. Этот грузовик требует к себе всестороннего квалифицированного обращения при эксплуатации, а некоторые конструктивные решения требуют повышенного внимания, так как не очень подходят для плохих дорог.

Регулировка клиренса

Магистральный тягач может менять положение клиренса благодаря пульту управления, что находится слева от водительского сиденья. Так, можно выставить наиболее минимальное или максимальное положение, в зависимости от нужды (например, при зацеплении прицепа). Подвеска быстро принимает нужное положение. Все происходит за считаные секунды. Если говорить о диапазоне, подвеску можно опустить на девять сантиметров вниз либо поднять на двадцать выше относительно транспортного положения. Данные настройки сохраняются в бортовом компьютере, после чего их можно использовать повторно.

ETS 2

Кстати, эта машина популярна не только среди перевозчиков, но и среди геймеров. Присутствует Man TGX в Euro Truck Simulator. В игре можно управлять данным седельным тягачом, почувствовав себя настоящим водителем-дальнобойщиком. Как выглядит в игре ETS 2 Man TGX? Фото данного тягача в компьютерном симуляторе читатель может увидеть ниже.

Машина имеет реалистичный дизайн и интерьер. Скачать мод Man TGX для Euro Truck Simulator может каждый на специализированных форумах. Ну а мы вернемся к обзору.

Первые впечатления

Раскрашенная в золотистый цвет кабина — это своеобразная дань символу MAN, льву. Как говорят представители MAN Truck & Bus, решётка радиатора тут похожа на усы льва, чёрная накладка сверху — нос. Прям авангардизм.


Тем, кто не разглядел в облике MAN TGX льва, о символе напоминала ростовая кукла

По сравнению с предыдущим поколением MAN TGX, в новой кабине кардинально изменили верхнюю часть, боковые стойки и заднюю часть. Сделано это в угоду безопасности. Лобовое стекло у высокой и средней кабины унифицировали — теперь они одинаковы. Это позволило сократить теплопотери и немного удешевило стоимость замены. Да и саму конструкцию кабины подняли на 7 см над силовым агрегатом. Изменили и решётку радиатора, поменяв траекторию подачи воздуха. Это внесло свой вклад и аэродинамику тягача.

«Пересмотрели и оптику. Если раньше применяли галогеновые фары и ксенон, то теперь использованы галоген и светодиоды. Это увеличило дальность светового потока на 25% и ширину на 60%. Цветовая температура около 6000 К, что близко к естественному освещению», — рассказал руководитель отдела обучения ООО «МАН Трак энд бас» Антон Тропилин.


Оптику по выбору ставят галогеновую, светодиодную или комбинируют

Претерпело изменения и расположение зеркал заднего вида, их сдвинули в сторону дверей, уменьшив «слепые зоны» около передних стоек кабины. Собственно, и сами зеркала стали немного уже, опять же в угоду аэродинамике. Для этого же поменяли и боковые обтекатели. Они по-прежнему складываются внутрь.

На каждой двери добавили по небольшому металлическому выступу в нижней части. По задумке конструкторов, это не только способствует лучшему сопротивлению встречному воздуху, но и защищает зазоры от грязи.

Кстати, по бокам кабины, там, где «спальник», теперь нет стёкол, через которые водитель мог бы любоваться видами. Снаружи кажется, что это тонированное окно, но это просто фальшнакладка на металле. Как пояснили представители MAN Truck & Bus, это также снижает теплопотери внутри. Забегая вперёд, скажем, что и люка в крыше большой кабины тоже больше нет. Стекло осталось, вваренное в корпус.


В подкапотном пространстве тоже есть изменения: кабина выше над мотором, тоньше проводка, другое направление воздухозаборника

В новой кабине добавили ещё один рундук, теперь их тут два — по одному с каждой стороны.

Позади кабины всё стандартно: пневмо- и электрожгуты для подключения полуприцепа, ССУ Jost, два огромных топливных бака, аккумуляторные батареи в левой части за кабиной.

Под кабиной разместили силовой агрегат D2066 экологического класса «Евро-5» мощностью 440 л. с.


ССУ традиционно от JOST

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]