Нихт шиссен! Тест-драйв машины техпомощи Opel Blitz (18 фото)

Организация трофейного автопарка


Советские бойцы рядом с автомобилями Opel Blitz и Olympia

Использование трофейных автомобилей частями РККА началось с первых дней войны. По самым скромным оценкам в первые полгода, немцы потеряли 35 тысяч грузовиков и 25 тысяч легковых машин. В результате зимнего контрнаступления под Москвой, Красная армия захватила 15 тысяч машин. Обычно трофейные автомобили включались в состав захвативших их частей. Из них формировались внештатные автобатальоны, где количество автомобилей регламентировалось только их наличием.

Зачастую в руки красноармейцев машины попадали в сильно поврежденном, требующем ремонта состоянии. В таком случае машины не подлежавшие ремонту на месте, отправлялись в тыл на ремонтные базы НКО и предприятия автопромышленности. К примеру МосЗИС за время пока функционировал цех трофейных автомобилей, восстановил 14 тыс. автомашин. Негодные к восстановлению трофеи, разбирались на запчасти, которые отправлялись на фронтовые склады автобронетанковой техники, остальное распиливалось на метал.


Опель Блитц на марше

В ходе успешных действий Красной армии на Волге в 1942-1943 гг. было захвачено 80,5 тыс. машин. Причем 70% из них подлежали восстановлению. Однако к концу лета 1943 года, эвакуация трофейных автомобилей на автозаводы уже не производилась. Автопредприятия занимались ремонтом и обслуживанием отечественной и ленд-лизовской техники. Восстановлением вражеских автомобилей занимались фронтовые базы и мастерские. После ремонта они в первую очередь отправлялись в механизированные соединения.

Достоверно не известно сколько трофейных автомобилей служили в Красной армии. К концу войны в войсках их доля оценивалась в 9,1% (около 60,5 тыс. автомобилей).

Военный мастхэв

Пусть вас не пугает окраска машины: она не проходила нормальной реставрации, а сохранилась в более-менее приличном виде ещё с сороковых годов. Конечно, автомобиль красили, но, как говорится, в цвет не попали. Такой задачи не было, просто предыдущему владельцу очень хотелось продать этот грузовик. Так что расцветка — это некоторым образом “колхозинг”, отдалённо напоминающий оригинал.

Как и положено грузовой технике родом из тридцатых (да и не только грузовой), металла в Блитце немного. Каркас кабины сделан из дерева и лишь обшит тонким металлом. При желании его можно прострелить из практически любого стрелкового оружия. Кроме того, бензобак спрятан под сиденьем, так что под обстрелом ехать на Блице несколько нервно.

Машина не слишком богата оптикой. Конечно, у неё есть головной свет, но вот “стоковые” указатели поворотов тут передают привет из эпохи Чарли Чаплина: они представляют собой откидные флажки.

За решёткой радиатора спрятана ещё одна “фишка” машины — вместо жалюзи, которыми обычно в мороз закрывают радиатор, тут стоит мягкая заслонка, закреплённая цепочкой, протянутой в кабину.

На крыльях видны “парктроники” того времени — металлические пруты, обозначающие габариты грузовика. Довольно практично: никаких датчиков, проводки и прочих электронных излишеств.

Что ещё интересного можно увидеть снаружи? Пожалуй, больше ничего. Комплект канистр с запасом топлива и воды — это для военных машин того времени “мастхэв”, и удивления не вызывает. А вот систему крепления запасного колеса под задним свесом отметить надо. Равно как и домкрат, закреплённый рядом с “запаской”. В случае, если ими приходилось пользоваться в грязи, матерные слова в адрес Гитлера летели не только от советских солдат, но и от немецких.

Что же, пора заглянуть под капот.

В зависимости от грузоподъёмности у Блитцей могло быть два разных мотора объёмом 3,6 и 2,5 л. Наш мотор — младшенький, 2,5-литровый. Для конца тридцатых это была достаточно прогрессивная верхнеклапанная рядная “шестёрка” с алюминиевым картером и головкой блока из серого чугуна.

Правда, эта “прогрессивность” на Восточном фронте принесла немцам кучу неудобств: мотор отказывался нормально ездить на нашем бензине, а при понижении температуры его даже нельзя было запустить. Пришлось в 1942 году его дефорсировать, понизив степень сжатия. Мотор стал слабее, прожорливее, но согласился “есть” советское трофейное горючее. По 40 литров на сотню в условиях жесткого бездорожья.

Коробка передач тут четырёхступенчатая, сцепление — сухое однодисковое. В подвесках тоже нет ничего интересного: мост и передняя балка на продольных полуэллиптических рессорах и с амортизаторами двустороннего действия.

Opel Blitz в СССР


Красноармейцы ремонтируют Opel Blitz, 1944 год

Следует отметить, что номенклатура автопарка вермахта была весьма и весьма разнообразной. Помимо автомобилей собственного производства у немцев имелись британские, французские, чехословацкие, итальянские и другие машины из разных стран Европы. Не отличались единообразием и немецкие автомобили. Перед началом войны в вермахте насчитывалось около 30 моделей грузовиков военного типа и множество разнообразных гражданских моделей. Все это усложняло поиск запасных частей и ремонт. На этом фоне небогатый советский грузовой автопарк, по сути состоящей из двух моделей: ГАЗ-АА/ММ и ЗИС-5, выглядел как благо.

Наиболее распространенным немецким грузовиком был трехтонный Opel Blitz 3,6-36S. По общей конструкции это автомобиль не стал откровением для наших механиков. Стандартный двухосный грузовик с задним или полным приводом и двухскатной ошиновкой задней оси. За двухместной цельнометаллической кабиной находилась бортовая платформа на которой можно было перевозит до 3 т грузов. Opel Blitz оснащался шестицилиндровым бензиновым двигателем рядного типа с карбюратором Solex и пусковым устройством. В отличие от отечественных грузовиков холодный запуск Опеля проходил без нажатия на педаль акселератора. Кроме того бортовое электрооборудование грузовика работало при напряжении 12В, в отличие от 6В на наших машинах. Подвеска классическая рессорная с гидравлическими амортизаторами, была довольно вынослива в наших условиях. Тормоза в отличие от советских машин с гидравлическим, а не механическим приводом.

И нашим, и вашим

Опель Блиц появился в Германии ещё до войны. И его грозное название Blitz — молния — практически не связано с Блицкригом — планом “молниеносной войны”: просто это был, пожалуй, один из самых быстрых грузовиков рубежа 1930-40 годов.

Итак, ещё в 1930 году компания Opel, которая тогда находилась под крылышком американского GM, приступила к выпуску коммерческого грузовика. Напомним, что председатель Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) Адольф Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии только в начале 1933 года, так что не надо упрекать американцев в том, что они своими грузовиками помогали этому нехорошему крикливому парню. Они, как и всегда, всего лишь делали деньги. В то время Германии были очень нужны недорогие грузовые машины грузоподъёмностью от одной тонны, вот GM в лице своего Опеля и взялся за благородное дело — строительство нужного автомобиля.

Но с приходом Гитлера к власти всё сильно изменилось. Уже с 1934 года от завода в Бранденбурге стали требовать исключительно военные грузовики. А в 1940 году предприятие и вовсе национализировали. С тех пор надежда “Блитцей” развозить по магазинам хлеб и масло (которого, кстати, в Германии тогда было не густо) разлетелась вдребезги.

Попавшие в руки нацистам американские заводы окончательно перешли на выпуск военной продукции. Но, повторюсь, не будем осуждать американцев. Да, мотор Блитца — это немного модернизированный Бьюик (который, кстати, в разных модификациях стоял и на легковом Опеле Адмирале, и на Капитане), а проектировали машину не без участия специалистов GM. Но тогда никто даже не мог подумать, что изначально коммерческая техника станет сугубо военной. К тому же в СССР из-за океана по ленд-лизу поступали и Студебекеры, и Форды, и Шевроле. И делалось это добровольно.

Линейка Блитцей была достаточно широкой — грузоподъёмностью от тонны до трёх с половиной тонн. Были и полноприводные версии, которые появились накануне вторжения в СССР: немецкое командование поняло, что на моноприводном грузовике с дорожным просветом в 22,5 см в России делать нечего. И всё же самая распространённая модификация была именно такой — грузоподъёмностью 1,5 тонны и с задним приводом. И с очень “легковым” характером.

Брод через Беду

Так переводится название графства Бедфордшир, а для английского предприятия бродом оказалось освоение General Motors сегмента грузовых машин и автобусов. Оригинальные машины, собранные специально для европейцев, получили прозаичное название Бедфорд и отличные скоростные характеристики. Цена на 2-хтонники WLG и WHG Bedford составила 198 фунтов стерлингов – небольшие деньги даже для того времени. Но ещё меньше стоили легковые фургоны VY и VX, а нишу между ними занял 1.5-тонный грузовик WS.

Модельный ряд компании множился как грибы после дождя (только в серии «O» насчитывалось 13 моделей, грузоподъёмностью 3–5 тонн) – не последнюю роль в этом стремительном развитии сыграло сотрудничество GM и Opel, заключённое 1929 году, когда Opel угрожал мировой экономический кризис. Уже тогда на многие Бэдфорды ставились двигатели Opel, но основным мотором был бензиновый 3-хлитроый Chevrolet Stove Bolt 6, способный развивать до 64 л.с. (серия WT).

Война для Opel Blitz

Война потребовала в своё распоряжение всю колёсную технику, включая коммерческие и гражданские грузовики, а победившие в ней получили заводы противника. Завод Opel полностью перешёл в руки американцев, и развившиеся параллельно серии Bedford и Opel Blitz оказались в одной системе. Но до появления первого Opel Bedford должно было пройти ещё 20 лет, а послевоенный Opel Blitz 65-го года имел следующие характеристики:

  • Грузоподъёмность – 1.9 тонны;
  • Дизель – Indenor XDP 4.90 (2.1 л, 78 л.с.);
  • Бензиновый двигатель – Opel Kapitän (1.6 л, 64 л.с.).


В качестве машины скорой помощи Bedford CF получил небольшое развитие, но остаётся на службе медиков по сей день.

Несмотря на приличные темпы развития компании, Opel Blitz проиграл конкурентную борьбу Mercedes Benz T2 и был снят с производства в 75 году. Растущая популярность дизелей заставила GM попробовать Indenor, но, учитывая долги компании, было принято решение проводить дальнейшие эксперименты на английских заводах. Производство переместилось с материка на остров и вскоре мир познакомился с грузовиком Opel Bedford.

Ещё по теме: Раритетные фургоны для перевозки скота

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]