Универсальное шасси Мерседеса Унимог предназначено для установки различных коммунальных надстроек и может использоваться в вооруженных силах. Выпускалось несколько поколений техники, отличающейся габаритами и очертаниями кабины и грузовой платформы. Все вездеходы оборудованы односкатными шинами с развитым протектором и имеют систему полного привода, позволяющую передвигаться в условиях тяжелого бездорожья.
Разработка и создание универсальной машины
После окончания Второй мировой войны группа немецких инженеров при поддержке американской администрации начала разработку утилитарной сельскохозяйственной машины, востребованной на рынке Европы. Прототип автомобиля под обозначением Unimog (сокр. от Universalmotorgerät, «универсальный моторный агрегат») был готов осенью 1946 г., а через 3 года на мощностях завода Boehringer стартовало серийное производство техники с приводом только на задние колеса, оснащенной дизельными моторами.
Поскольку предприятие не обеспечивало требуемой производительности, то проект был продан компании Даймлер-Бенц, а с 1951 г. началась конвейерная сборка модели 401 на заводе концерна Mercedes Benz в Гаггенау. В 1955 г. свет увидело модернизированное поколение Unimog S 404, оснащенное трансмиссией 4х4, которое активно использовалось в армии ФРГ.
Машины производились вплоть до 1980 г. и оснащались рядными дизелями ОМ615 или бензиновыми двигателями серий М130 и М180.
С 1963 г. началось производство сельскохозяйственной серии 406 с увеличенной мощностью силовых агрегатов (предлагались только дизели) и усиленной рамой, позволявшей устанавливать различное оборудование. В середине 70-х гг. автомобили прошли модернизацию и стали предлагаться в 2 модификациях (435 и 425, которые отличались межосевым расстоянием). В конструкции сохранились вал отбора мощности и отдельный гидравлический контур для сельскохозяйственной навески.
В 80-е гг. появилась новая кабина с несимметричным капотом. При этом в конструкцию машины были введены дополнительные системы безопасности, разработанные для грузовой техники Мерседес-Бенс. Одновременно предпринимаются попытки создать версию с элементами салона от легковых автомобилей. В 1994 г. выпускается мелкосерийный Funmog, а через 10 лет появляется модель U500 Black Edition (уже на новой платформе, представленной в 2000 г.). Сборка машин в России осуществлялась совместным предприятием Daimler Kamaz Rus, расположенным на территории завода КамАЗ.
Про историю автомобиля и сказки о нем
Одна из первых моделей Unimog
В любом СМИ, а особенно в немецких источниках, вам расскажут занимательную историю про создание данного внедорожника. Так вот, Альберт Фридрих – руководитель отдела конструирования авиамоторов Daimler-Benz, после войны, осенью 1945 года, в своем кабинете на бумаге накидал первые чертежи Unimog или UNIversal MOtor Gerät («универсальное моторизированное средство»). По задумке автора это должна была быть полноприводная смесь грузовика и трактора, с высокой тяговой мощностью и проходимостью в грязи. Цель – исключительно сельскохозяйственная. И вот в эту байку люди верят…
Тягач модели Radspeller OST фирмы Skoda
Если покопаться глубже, то в архивах есть похожие чертежи транспортного средства Mannschaft Transport Gerät (Транспортного Средства Боевого Расчета) датированные 1942 годом, создатель тот же – Альберт Фридрих. Немцы славились своими полугусеничными артиллерийскими тягачами, скоростными, тяговитыми и сверх проходимыми, но очень дорогими в создании. Зимой 1942 года немцы потеряли множество машин под Москвой, требовалась дешевая и массовая альтернатива. Вот господин Фридрих и предложил свой вариант. Германия была страна капиталистическая и лобби MAN и Opel не пустили проект в свой сегмент, потому предприимчивый Альберт Фридрих припрятал его для лучших времен. Его лучших времен, а не Германии.
Mercedes Unimog для армии
Альберт Фридрих с группой инженеров ушел из Mercedes вскоре после осени 1945-го, разрабатывал чисто сельскохозяйственный автомобиль 4 года. Потом проект выкупили снова Daimler-Benz, а еще через несколько лет автомобили массово начали продавать сначала новой немецкой армии, а потом армиям по всему миру. Такова реальная история.
В какой отрасли используется
Основные сферы использования автомобилей:
- В коммунальном хозяйстве для уборки дорог или перевозки мусора в условиях бездорожья (например, при очистке лесопарковой зоны). Существуют пожарные модификации для тушения огня в труднодоступных районах, оснащенные насосом и емкостями для воды и специального состава для получения пены. На борту машины перевозятся комплект рукавов и вспомогательное оборудование, позволяющее разбирать кровлю зданий.
- На железных дорогах в качестве маневрового транспортного средства, способного буксировать состав весом до 1000 т на горизонтальном участке пути. Автомобиль, переоборудованный на железнодорожный ход, используется для доставки ремонтных бригад и оборудования в зону проведения восстановительных работ. Вместо грузовой платформы может монтироваться и использоваться при монтаже бетонных шпал или рельсов кран-балка.
- В аварийных службах, отвечающих за ремонт электросетей или магистральных газопроводов. В закрытом кузове устанавливается специальное оборудование, предусматриваются места для отдыха сотрудников бригады.
- Для перевозки личного состава подразделений и различного вооружения. Для этого предназначен военный автомобиль Unimog.
- Для активного отдыха. Модификации оборудованы жилым модулем (домом на колесах). Внутри предусмотрена система отопления, имеются места для отдыха и приготовления пищи. Конструкция стен автодома зависит от модели: существуют модули с легкими перегородками, изделия с утепленными переборками (для эксплуатации в условиях Крайнего Севера).
Unimog U403
0
С 1973 года Мерседес Бенц представляют на рынке очередную новинку под названием MB Traс — трактор собранный на платформе Унимог. Несмотря на большую популярность и активные продажи грузовиков, в сельскохозяйственном мире результат был несколько ниже ожидаемого производителем. MB Trac должен был исправить ситуацию в тракторном сегменте. Полноприводный как и Унимог, MB Trac имел четыре колеса одинакогого размера, но более узнаваемый тракторный дизайн — угловатую высокую кабину, расположенную между осями. Использование дисковых тормозов и высоких технологий Унимога сделало эту модель революционной в то время. Трактор за время производства до 1991 года совершенствовал свои модификации и применялся не только в сельском, но и лесном хозяйстве.
Модельный ряд в таблице
Модели Unimog принято разделять на несколько серий:
- ранние поколения 401/402 и усовершенствованные 411, выпускавшиеся до 1975 г.;
- первую версию с полным приводом 404, продержавшуюся на конвейере до 1980 г.;
- семейство 406 (включает модели 416, 426, 419, 403, 413, 421 и 431), которое собиралось до начала 90-х гг.;
- легкую серию LBU (407 и 408);
- среднюю серию MBU (417 и 418);
- тяжелую серию SBU (424, 425, 435 и последующие — 427, 436 и 437);
- серию для экстремальных дорожных условий 437.4, выпускавшуюся в 2000-е гг.
Первое поколение
Под первым поколением принято понимать серии LBU, MBU и SBU, собранные в 90-е гг. прошлого столетия.
Характеристики машин приведены в таблице.
Параметр | 408 | 418 | 427 |
Длина, м | до 5,07 | до 5,623 | до 6,1 |
Ширина, м | 1,912 | 2,096 | 2,3 |
Высота, м | до 2,59 | до 2,67 | 2,875 |
База, м | 2,69 или 3,22 | 2,83 или 3,9 | от 3,25 до 3,85 |
Радиус поворота, м | 11,2 или 13,3 | 12,0 или 13,85 | — |
Второе поколение
Характеристики машин приведены в таблице.
Параметр | U216 | U323 | U427 | U530 long |
Колесная база, мм | 2800 | 3000 | 3150 | 3900 |
Допустимая полная масса, т | 10,0 | 13,8 | 14.0 | 16,5 |
Диаметр поворота, м | 12,6 | 13,7 | 14.3 | 16,9 |
Длина, м | 4,9 | 5,1 | 5,15 | 6,2 |
Ширина, м | 2,15 | 2,2 | 2,2 | 2,3 |
Высота, м | 2,82 | 2,9 | 2,9 | 2,97 |
Максимальная скорость, км/ч | 89 | 89 | 89 | 89 |
Кроме того, производятся специальные региональные модели Unimog.
Например, модификация U20 отличается применением укороченной колесной базы и дизеля от грузовика Accelo, выпускаемого в Бразилии.
Техника поставляется на рынки развивающихся стран с левосторонним дорожным движением.
Unimog U406
0
Появляется откидная кабина, гидроусиление руля, пневматический тормозной гидроусилитель, возможность использовать Унимоги как мини-локомотивы благодаря добавлению режима железнодорожного хода (на автомобиль установлены дополнительные колеса для железнодорожного полотна). Легкую серию продолжили такие модели, как U54 (тип 403) с колесной базой 2250 мм и U40 (421 тип) с базой 2380 мм. Разнообразие навесного оборудования для Унимога делает его незаменимым универсалом для коммунальных служб. Количество модификаций как серийно, так и под заказ, постоянно растет. С 1970-го года на Унимоги с открытой кабиной устанавливают рамы безопасности.
Характеристики оборудования
Основные технические характеристики (на примере железнодорожной модификации U423T):
- мощность двигателя — 231 л. с.;
- экологический класс — Евро-5 или 6;
- допустимая полная масса — до 13 т;
- длина — 5,5 м;
- ширина — 2,3 м;
- высота — 3,0 м;
- колесная база — 3,0 м;
- скорость по шоссе — до 90 км/ч;
- скорость на рельсах (с нагрузкой) — до 25 км/ч;
- допустимый прицепной вес состава — до 1000 т.
Железнодорожные модификации отличаются от стандартных установкой специального воздушного компрессора, обеспечивающего работу тормозной системы вагонов. В конструкцию ходовой части входят бегунковые колеса с регулируемой колеей, обеспечивающие удержание машины на рельсах. На раме крепятся железнодорожные сцепки автоматического типа, предусмотрены выводы для подключения шлангов пневматической системы тормозов. Техника окрашивается в ярко-желтый цвет, на крыше кабины ставятся оранжевые проблесковые маячки и звуковой сигнал.
Экстерьер и интерьер Мерседеса
Машина Unimog отличается угловатым дизайном. Расположенная над передней осью кабина имеет ветровое стекло с увеличенной площадью, обеспечивающее улучшенный обзор дороги с места водителя. Топливные баки и резервуар для мочевины расположены на боковинах лонжеронов, предусмотрена защита от повреждения резервуаров. Водитель попадает в кабину через распашную дверь, на переднем крыле предусмотрены ступеньки.
Техника оборудована стандартными грузовыми зеркалами заднего вида с увеличенной зоной обзора.
На машинах используется кабина с асимметричным укороченным капотом и ровным полом, в которой установлены кресла водителя и пассажира, разделенные кожухом силового агрегата. Сиденье водителя регулируется в нескольких направлениях, предусмотрена корректировка положения рулевой колонки в 2 плоскостях. По заказу сиденье устанавливается на пневматической опоре, снижающей уровень вибраций. Рулевое колесо оснащено дополнительными кнопками управления вспомогательными системами. Для повышения уровня комфорта предусмотрены кондиционер воздуха и отопитель.
Используемые двигатели
На выпускаемых в 2022 г. машинах Unimog используются 4- и 6-цилиндровые дизели моделей ОМ 934 или ОМ 936 с системой регулируемого наддува, развивающие мощность до 299 л. с. Моторы оснащены системой принудительного жидкостного охлаждения. Для снижения токсичности выхлопа установлен блок впрыска мочевины (для хранения запаса реагента AdBlue предусмотрен отдельный бак).
На Unimog предыдущих поколений использовались дизельные двигатели других версий.
Например, на модели U400 устанавливался 238-сильный мотор, соответствующий нормативам токсичности Евро-3. Предусмотрен нагнетатель с приводом от потока выхлопных газов. Производитель заявляет возможность пуска двигателя при температуре от -18°С без дополнительного подогрева воздуха. Модель U4000 оборудовалась 177-сильным агрегатом OM904LA, а на U5023 ставилась модификация мощностью 300 л. с.
Агрегаты оборудованы муфтой сцепления сухого типа с 1 диском, для управления используется вынесенная к месту водителя педаль. В состав трансмиссии входит коробка передач со встроенным раздаточным редуктором, равномерно распределяющим крутящий момент между мостами. Для управления коробкой используется рычаг, находящийся на центральном тоннеле в кабине. Трансмиссия позволяет разогнать технику до 90 км/ч (гражданские версии способны развивать скорость до 110 км/ч). Железнодорожные модификации оснащаются гидромеханической трансмиссией.
Рулевая часть
Рулевое управление гидравлического типа, приводы к поворотным ступицам проложены внутри осей портального типа. На части машин предусматривалась возможность переустановки рулевой колонки по сторонам кабины (в зависимости от выполняемой работы). Насос гидравлической системы имеет привод от силового агрегата, давление жидкости в контурах доходит до 170 бар.
Тормозная система
В состав тормозной системы входят дисковые тормозные механизмы с пневматическим приводом. Источником сжатого воздуха является компрессор, установленный на блоке цилиндров двигателя. Предусмотрено разделение системы на контуры, имеется антиблокировочная система ABS с функцией электронного распределения усилий (с учетом загрузки). При эксплуатации в условиях бездорожья блок отключается или переводится в специальный режим работы, обеспечивающий улучшение проходимости.
Unimog U437
0
В начале нового века Унимог празднует 50-тилетний юбилей с новинками модельного ряда: U300, U400 и U500, среднетяжелыми грузовиками, получившими наибольшее признание в сфере дорожного и коммунального хозяйства. А в 2002 году тяжелая серия Унимог пополняется шасси с повышенными характеристиками проходимости — U3000, U4000, U5000, представленными на Ганноверской выставке грузовиков. Производство Унимог в Германии перебирается в город Верте, но в 2011 году ему предстоит отправиться еще дальше — на завод КамАЗ, где сходит с конвейера первый Унимог в России.
Средняя стоимость
Цена подержанных машин зависит от технического состояния, уровня оснащения и года выпуска. Например, экземпляры выпуска 60-70-х гг. обойдутся покупателю в сумму до 750 тыс. руб., модификация U-416, собранная в начале 80-х гг., имеет ценник до 1,2 млн руб. Цена машин нового поколения превышает 10 млн руб. (определяется по итогам переговоров с дилером), подержанные экземпляры обойдутся дешевле. Например, стоимость 5-летнего бортового грузовика U5000 Wagon находится в пределах 6 млн руб.
Первый.
0
Заказов на Мерседесы Унимог поступало большое количество, из Европы автомобиль заказывали даже для военных целей. Производитель попросту не справлялся с такими объемами. В это время к производству машин стал присматриваться Daimler-Benz. В 1951 году концерн приобрел права на производство Unimog, и на заводе в Гаггенау началось масштабное производство. В этом же году производитель выпустил модель Unimog 2010. С тысячи штук в 1951 году выпуск увеличился к следующему году почти до четырех тысяч машин. Любопытно, что Унимог хоть и выпускался как автомобиль бренда Мерседес, но имел свой логотип на капоте: букву «U» в виде бычьей головы. Только в середине 50-х на радиаторной решетке новых моделей появилась трехконечная мерседесовская звезда.
Российские аналоги
В СССР, а затем в России и странах СНГ выпускали несколько моделей машин, концептуально близких к Unimog:
- Армейский ГАЗ-66, оснащенный V-образным бензиновым мотором и постоянным приводом на все мосты. Водитель может повысить проходимость путем стравливания воздуха из покрышек. Российский аналог оснащен 4-скоростной коробкой передач и дополнительным 2-ступенчатым редуктором, грузоподъемность его составляет 2 т. Небольшими партиями машина собиралась на украинском заводе КрАЗ (не имеет внешних или конструктивных отличий от российских аналогов).
- Шасси Урал-43206, отличающееся применением кабины с капотной компоновкой. Подобная схема обеспечивает повышенный уровень защиты против фугасов или мин (машина разработана по заказу военных). Грузовик оборудован лестничной рамой, в состав трансмиссии входят 5-ступенчатая механическая коробка и 2-скоростной раздаточный редуктор. Автомобиль предназначен для движения по дорогам с твердым покрытием и бездорожью. Для буксировки вагонов машина не приспособлена.
Грузовики Фусо на базе Unimog
Производимые компанией Daimler Kamaz Rus грузовые машины марки Fuso не имеют никакого отношения к платформе Unimog и созданы конструкторским бюро концерна Mitsubishi. Базовые шасси имеют грузоподъемность 7,5 или 8,55 т, предлагается установка бортовых платформ или фургонов для перевозки коммерческих грузов или пищевых продуктов. Сборка универсальной техники Unimog прекращена ввиду низкой популярности машины.
Полноприводный грузовик Silant
Машина Silant разработана конструкторами НАМИ на основе ряда решений, позаимствованных у Unimog. Сборка осуществляется небольшими партиями (например, с 2009 по 2015 гг. было отгружено всего 500 экземпляров). Техника отличается повышенной до 4,5 т грузоподъемностью. Завод устанавливает дизели ММЗ, Cummins или ЯМЗ мощностью до 155 л. с., работающие совместно с механической трансмиссией СААЗ или ZF. Производимые машины отличаются колесной базой. Предусмотрены модификации автомобиля и трактора, отличающиеся колесами и скоростью хода.
Он же. При параде.
0
В начале 61-го года с конвейера сошел пятидесятитысячный грузовик Унимог. К этому времени Унимоги получают славу универсальных вездеходов. Они находят применение не только как сельскохозяйственный и военный транспорт, но и как помощники в городском коммунальном хозяйстве. Постепенно мощность двигателей увеличивается до 32 и 34 л.с. В 1963 году Унимог представляет серию Unimog U406 с функцией установки навесного оборудования с четырех сторон. Первые Унимоги этой серии выпускались с мощным шестицилиндровым двигателем 65 л.с. — в процессе производства мощность увеличилась до 110 л.с. Колесная база составляла 2380 мм. Унимоги второго поколения стали типичными представителями марки: в 1966 году Мерседесы Унимог достигли отметки в 100 тысяч экземпляров. Начинается расширение модельного ряда: завод собирает U34, U40, U70, U80, а также Umimog S, предназначенный для гражданского пользования. Унимоги становятся мощнее и больше.
Unimog U500 Black Edition от Brabus.
0
Даже такому трудяге к лицу дорогой костюм.
Летом 2011 года в России, на объединенном предприятии германского концерна Daimler AG и ОАО «КамАз» «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (МБТВ) началась сборка специальных автомобилей – грузовиков-вездеходов Унимог. Первой собранной на заводе в Набережных Челнах моделью стал локомобиль Унимог U400, предназначавшийся для дорожных и коммунально-хозяйственных служб. Сборка Унимог в России производится крупноузловым методом (SKD), из комплектов завода Daimler AG, находящемся в городе Верте.