«Татра 813» — технические характеристики, особенности сборки


История создания

Противостояние стран Варшавского Договора и Соединенных Штатов влияло на рост вооружения. Это стало причиной острой потребности в грузовиках. Собиралось много танков и другой бронетехники, а вот транспортировать платформы с ними было нечем. Оставшиеся со времен Великой Отечественной войны и подаренные союзниками начинали разваливаться, замены не существовало. Надеяться на помощь СССР не стоило, так как в Союзе была аналогичная проблема, а производство только начинало налаживаться.

Единственным кроме Советского Союза государством, которое могло себе позволить производство таких грузовиков, была Чехословакия. Работа над новым проектом была начата в начале 60-х годов на заводе в городе Копршивниц.

Первая экспериментальная модель «Татра 813», фото которой показывает ее без кабины и кузова, была собрана в 1965 г. На протяжении 1,5 лет она тестировалась, и лишь в 1967 г. с конвейера завода сошла первая серийная модель.

Отрывок, характеризующий Tatra 813

– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал. – Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот. – К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны. – Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку. – Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека. – Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым. – Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой. – Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление. Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня. Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе. В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед. Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался. Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.

Вынужденное разнообразие

Экономика Чехословакии того времени не могла себе позволить использовать мощь крупнейшего автозавода для устранения нужд армии. Это стало причиной того, что еще на этапе проектирования в ее конструкции была заложена возможность использовать грузовик в гражданских целях.

«Татры 813» 8×8 технические характеристики позволяли выпускать ее в нескольких вариантах: шести- и четырехмостовых модификациях. Намерение использовать грузовик в мирных целях подчеркивает и конструкция кабины, которую нельзя назвать армейской. Производителем допускалась вероятность производства моделей, способных вместить 3 или 4 человека.

Грузовик был снят с серийного производства лишь в 1982 г. Общее количество собранных моделей — 11 751 экземпляров, при этом мощность завода в Копршивнице позволяла выпускать около 1 000 экземпляров в год.

В Советский Союз данная модель поставлялась в ограниченном количестве. На отечественных дорогах можно было встретить лишь несколько экземпляров:

  1. Трехосную «Татру 813ТР» 6х6.
  2. Бортовые грузовики 8*8.

Производство

Производство Tatra T813 началось в 1967 году и было заменено на Татра Т815 в 1982 году. Были доступны модели с приводами 4×4, 6×6 и 8×8 для гражданского и военного использования.

  • Основные модели
  • Tatra T813 «КОЛОС» 8×8 — Военный тяжеловоз
  • Tatra T813 Hauler 6×6 — Гражданский тяжеловоз
  • Tatra T813 S1 8×8 — Тяжелый самосвал с односторонней разгрузкой
  • Tatra T813 Кабина-шасси 8×8 — Шасси для кузовостроения специального назначения
  • Tatra T813 NT & NTH 4×4 — тягачи и специальное применение
    • Кран 4х4
    • Аэропортовый буксир Т813 6х6 с Ту-104
    • Самосвал T813
    • Огонь 8×8
    • КОЛОС 8×8 с ГАЗ-63
    • Шасси гранатомета T813 RM70
    • РСЗО РМ-70
    • T813 6×6
    • 152-мм SpGH DANA

    Модификации для гражданских и служебных целей

    В мирных целях грузовик использовался повсеместно в разных модификациях. Преимущественно он встречался в угледобывающей промышленности и в качестве транспорта спецслужб:

    1. Пожарных.
    2. Авиационных тягачей для транспортировки самолетов.
    3. Строительных кранов.
    4. Спасателей.
    5. МВД.

    Многочисленные преимущества модели являлись причиной того, что она длительное время находилась в эксплуатации. Хотя использовалась крайне редко. Причиной этому являлся расход топлива, составляющий 42 литра «солярки» на 100 км.

    Общее описание

    Одно из своих неофициальных названий — «Осьминог», автомобиль получил благодаря уникальным техническим характеристикам.

    Хотя он был построен на привычной для завода хребтовой раме, внешний вид модели совершенно новый. Несмотря на внушительные габариты, технические характеристики «Татра 813» позволяли ему разгоняться до 70 км/ч, на асфальте буксировать прицеп с грузом массой 100 т, а на пересеченной местности – до 12 т.

    Автомобиль имел 8 ведущих колес, 4 из которых управляемые. В качестве примерного ознакомления приведены ТТХ модели 8х8:

    1. Длина – 8 800 мм.
    2. Ширина – 2 500 мм.
    3. Высота – 2 750 мм.
    4. Дорожный просвет – 380 мм.
    5. Снаряженная масса – 14 т.
    6. Дизельный двигатель – 17,64 л, 250 л/с, 12 цилиндров.
    7. Коробка переключения передач – ручная (20 вперед, 4 назад).

    T 815-290S8T 42.300.8×8.1R/331

    В этой статье расскажем о грузовом автомобиле Tatra T 815-290S8T 42.300.8×8.1R/331. Этот автомобиль не является 100% новинкой производственной программы, а лишь продуктом еще одной модернизации известного самосвала Tatra T 815-290S8T 46.300.8х8.2R. При этом была поставлена задача увеличить проходимость и “бронирование” агрегатов снизу, а также дополнительно выполнять достаточно специфические работы в северном строительстве. Инициатором разработки выступил Российский дилер Tatra – компания “Автотатик-М”, а заказчиком на первом этапе – одна из “дочек” Газпрома.

    Первым из отличий между автомобилями стало, это односкатная ошиновка на всех осях 16.00R20, она позволила увеличить клиренс и общую проходимость на слабо-несущих грунтах. К сожалению, ввиду ограниченной грузоподъемности резины ограничена, и нагрузка на ось задней тележки до 13 тонн, (что у предыдущей модели S8T – 15 тонн), посему грузоподъемность самосвала уменьшилась на 4,6 тонны. Вместе с тем S8T/331 получился более узким: его ширина составляет 2500 мм., что даже на 50 миллиметров меньше, чем у S8T предыдущей модификации. Вторым отличием является кузов, он у обновленного грузовика с разгрузкой “назад”, задним бортом и обогревом днища.

    Производитель: Чешская фирма “Porgest” (город Новый Йичин), гидравлика Hyva, сталь – Hardox. Внутренние габариты 6050х2300х1000 миллиметров. Кузов предназначен не только для перевозки насыпных грузов, но и в соответствии с пожеланиями сибиряков, для транспортировки дорожных плит. Означенные, как известно, применяются при строительстве дорог, включая технологические, а во время полного бездорожья и в карьерах. Причем по словам директора представительства, первоначально грузовики хотели для этих целей нечто вроде седельного тягача Tatra N9T с самосвальным полуприцепом.

    Но, думается, возможности маневрирования подобного автопоезда исключают его применение на стандартных объектах северного строительства. Чаша весов склонилась в пользу 8х8, и похоже это оказалось идеальным решением. Кстати, применение подобного кузова вызвало необходимость увеличения базы на 700 миллиметров по сравнению с S8T предыдущей модификации, но у Tatra с ее хребтовой рамой это потребовало замены лишь двух простейших деталей: фрагмента трубы хребтовой рамы и приводного вала между раздаткой и 3-им мостом. Более того, база 3300 миллиметров вполне стандартная для линейки Terr №1 если припомнить, например, шасси 221R84. По не зависящим от производителя причинам девять из 10 машин S8T/331 первой партии оказались не в тундре Ямала, а среди сопок и болот Якутии. И не у газовиков, а у нефтяников АК “Транснефть”. Впрочем, традиционно грузовику Tatra все равно, какую грязь месить.

    Технические характеристики Tatra T 815-290S8T 42.300.8×8.1R/331

    Двигатель:

    – Тип двигателя – Euro-3; – Количество цилиндров – 8; – Диаметр цилиндров/ход поршня – 120/140 миллиметров; – Рабочий объем – 12667 cм3; – Чистая мощность – 300 кВт/1800 мин-1; – Чистый крутящий момент – 2100 Нм/1000 мин-1.

    Масса:

    – Снаряженная масса – 17800 килограмм; – Грузоподъемность – 24200 килограмм; – Максимальная полная масса – 42000 килограмм; – Максимальная допустимая нагрузка передних мостов – 2×8000 килограмм; – Максимальная допустимая нагрузка задних мостов – 2×13000 килограмм.
    Габариты:

    – Ширина – 2500 миллиметров; – Передняя колея – 2074 миллиметров; – Задняя колея – 2022 миллиметров; – Клиренс – 385 миллиметров. Шины, диски:

    – Шины – 16,00 R20; – Диски – 20-10,00.

    ©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

    • Автор: Евгений Смольников
    • Распечатать

    Оцените статью:

    1. 5
    2. 4
    3. 3
    4. 2
    5. 1

    (2 голоса, среднее: 4.5 из 5)

    Поделитесь с друзьями!

    815

    815 Arktik

    Особенности

    Созданный грузовик имел много различий с предшественниками. Отличие заключалось не только во внешнем виде — футуристической для того времени кабине и большому количеству колес.

    Уникальные технические характеристики скрывались внутри модели. При проектировании использовалось много новшеств, никогда ранее не применявшихся на чешских грузовиках:

    1. 4 независимые тормозные системы «Татры 813», работающих отдельно друг от друга, позволяли снизить время полной остановки движущейся машины до минимума.
    2. аварийный, действующий на 2-й и 3-й мост;
    3. ручной, блокирующий коробку скоростей;
    4. вспомогательный, закрывающий дроссельную заслонку и прекращающий подачу топлива;
    5. пневматика, распространяющаяся на все мосты и прицеп.

    Также была установлена система изменения давления в шинах, увеличившая проходимость, и использовалась система подъема ведущих полуосей, что делало возможным дальнейшую эксплуатацию тягача при проколе колес.

    Конструкция кабины была построена по принципу советского грузовика «ГАЗ-66К» выпущенного за год до «Осьминога». Отсутствие капота стало причиной того, что большая часть двигателя находилась в кабине между креслом водителя и пассажира.

    Опыт, приобретенный инженерами-конструкторами завода в процессе создания и последующей модернизации «Татра 813», стал начальной точкой для рождения следующего семейства «815». Автомобили этой серии, в отличие от предшественника, предназначались только для мирных целей. Преимущественно на их шасси собирались автокраны, цистерны и экскаваторы. Несмотря на конструктивное отличие моделей, основные характеристики колесной базы, считающиеся особенностью машин, сохраняются на протяжении десятилетий.

    Галерея

    • T813 4×4.jpg

      Автокран на двухосном шасси

    • T813 6×6 civil.jpg

      Трёхосный аэродромный тягач T813 и Ту-104

    • T813TP.jpg

      T813

    • T813 FIRE.jpg

      Пожарный автомобиль на четырёхосном шасси

    • Lkw-tatra-813.jpg

      KOLOS 8×8

    • T813 army2.JPG

      система залпового огня «Град» на шасси T813

    • Slovakia army 889.jpg

      система залпового огня «Град» на шасси T813

    • Brno, Řečkovice, Tatra 813.JPG

      трёхосная T813

    Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
    : неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
    Грузовые NW First Truck • NW TL-2 • NW TL-4 • • • • • • • • 27B • • • • • • • • • • • 85A • • • 111 • 114 • 115 • 128 • 138 • 141 • 147 • 148 • 157 • 158 Phoenix • 163 Jamal • 400 • 500 • 700 • 805 • 810 • 813 • 815 • 815-2 • 816 • Beta •
    Военные 57K • • • • 111 • 805 • 809 • 810 • 813 • 815 • 815-2 • 816 • DANA • OT-62 • OT-64 • OT-810 • V750 • V799 • V809
    Экспериментальные и гоночные NW Rennzweier • 12 Targa Florio • 30 Sport • • • 116 • 118 • 130 • 131 • 137 • 201 • 401 • 600 Diesel • 601 Convertible • 601 Monte Carlo • 602 Tatraplan Sports • 603A • 603 B5 • 603 B6 • 603 MB • 603 Monte Carlo • 603 X • 604 • 605 • 607 • 607-2 • 625 • 803 • 804 • 806 • Baghira • Dolphin • JK 2500 • Mikrobus • MTX V8 • Prezident • V570 • V855 • Jamal Evo
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]