Виды перевозок грузов автомобильным транспортом: классификация автоперевозок

На сегодняшний день грузоперевозки стали необходимой частью в нашей жизни. Их услугами пользуются обычные люди и огромные компании. Что представляет собой понятие грузоперевозки? Грузовые перевозки — действие, в ходе которого осуществляется перемещение различных грузов из одного пункта в другой, при помощи транспортного средства.

Существует множество способов переместить груз от отправителя к получателю

Существуют разные виды грузоперевозок, имеющих свои плюсы и минусы.

Какие существуют виды перевозок грузов


Перемещение товаров из одной точки в другую может классифицироваться по виду транспорта, территориальному показателю, способу транспортировки.
Все грузы делят на международные и межрегиональные. В первом случае пункты отправки и получения находятся в разных государствах. Нередко ТС пересекает не одну, а несколько границ, до того, как доставит содержимое в назначенное место. Такой вид передвижения требует оформления специальных разрешений и прохождения немалого количества таможенных и других процедур.

Межрегиональные перевозки проще, так как осуществляются в районе одного государства. Но и они требуют получения специальных разрешений и соблюдения определённых правил.

Перевозки различают также по видам используемых транспортных средств:

  1. Автомобильные – очень удобны и используются чаще всего. Оптимальны по стоимости финансовых затрат на доставку.
  2. Железнодорожные, используются в случаях, когда пункт назначения находится вдали от федеральных трасс. Ж/д транспорт гарантирует доставку в сжатые сроки в места, недоступные для ТС.
  3. Водные – позволяют перемещать большие объемы товаров между государствами, разделенными водными артериями.
  4. Воздушные – самый дорогой и самый быстрый способ. Часто используется для доставки скоропортящихся продуктов.

Современные услуги грузоперевозок позволяют транспортировать как небольшие пакеты, так и огромные контейнеры, и даже негабаритные грузы. Нередко перевозчик осуществляет мультимодальную перевозку, транспортируя товар несколькими видами ТС.

Цели и задачи транспортной логистики

Для перевозчика самой главной задачей является правильная организация доставки груза, которая именуется транспортной логистикой. Логисты разрабатывают оптимальные варианты загрузки, доставку и разгрузку. Логистические задачи стоят перед грузоперевозчиками любой величины, независимо от территориального охвата предоставления услуг.

Грамотный подход к логистике позволяет сократить время доставки и снизить финансовые расходы на ее осуществление. Именно поэтому крупные компании постоянно оптимизируют данное направление, разрабатывая все новые и новые подходы к грузоперевозкам.

Основная цель логистических центров – доставка груза с оптимальным соотношением цены, времени и качества. Здесь важно все: выбор наиболее подходящего вида транспорта, прокладка подходящих маршрутов, а также из согласования с другими структурами, расчет скорости передвижения ТС и др. Не все товары могут быть доставлены самым дешевым способом. Например, некоторые виды скоропортящихся продуктов перевозятся самолетами, хотя это самый дорогой вид транспорта.

Логистика ставит перед собой следующие цели:

  • планирование будущей доставки;
  • организация всего процесса от загрузки до выгрузки;
  • документальное оформление;
  • юридическое и информационное сопровождение;
  • оптимизация процесса;
  • минимизация затрат.

Разработанный план согласовывается с заказчиком, по необходимости в него вносятся изменения.

Исходя из целей и функций, логистика ставит перед собой такие задачи:

  • Анализировать свойства товаров.
  • Строить маршруты.
  • Подбирать подходящее ТС.
  • Правильно выбирать логистических партнеров.
  • Контролировать груз в период транспортировки.

Каждая задача сопряжена с рядом нюансов и сложностей.

Транспортная логистика как часть логистической науки

Представим себе человека, открывшего свой бизнес и занимающегося изготовлением и продажей сувениров из дерева. В первое время ему будет хватать собственного автомобиля, чтобы завезти материалы в мастерскую, а готовый товар в магазин. Но со временем его производство начнет разрастаться, и кроме мысли как заработать деньги, нужно будет подумать о поиске новых поставщиков, открытии второго цеха и филиалов в других городах.

Как же теперь он успеет осуществить сам все необходимые перевозки за рулем единственного автомобиля? Именно тут на помощь бизнесу приходят логистические и транспортные компании.

Логистика изучает управление всеми потоковыми движениями, ее подраздел — транспортная логистика отвечает за перевозку материальных грузов посредством различных транспортных средств.

Расходы на транспортные операции занимают около 50% от всех логистических затрат. Качество перевозок влияет на расходы не меньше, чем их непосредственная себестоимость. В связи с этим очень важно рассматривать транспортную логистику:

  1. С позиции эффективности выбранного вида транспорта;
  2. С позиции организации процесса транспортировки;
  3. С точки зрения клиента — не менее важны условия хранения и обработки груза.

Какие виды транспорта применяются в грузоперевозках

В зависимости от вида перевозимого товара и дальности маршрута выбираются разные виды автомобильного транспорта:

  • бортовые грузовики для стройматериалов и грузов, не требующих особых условий транспортировки;
  • фургоны с закрытыми кузовами для мебели, товаров продуктового и не продуктового типа;
  • рефрижераторы для продуктов и других товаров, которые требуют особых температурных условий;
  • цистерны для горюче-смазочных материалов или жидких сред;
  • самосвалы, если требуется автоматическая выгрузка (щебень, песок, кирпич);
  • платформы для негабаритных грузов и спецтехники.

Железнодорожные перевозки осуществляется при использовании наливных цистерн для жидких сред, насыпных или навалочных вагонов (перевозятся товары без учета мест) вагонов. Водный транспорт с платформами для погрузки контейнеров, загрузкой в трюмы или наличием наливных цистерн. Авиаперевозки позволяют транспортировать товары с ограниченной массой. Конечный вес зависит от вида воздушного транспорта.

Классификация грузоперевозок по типу используемого транспорта и категориям

Все перевозимые грузы классифицируются в соответствии с общепринятыми нормативами. Товары разделяют на:

  1. Опасные, транспортировка которых может нанести вред окружающей среде или здоровью/жизни человека. Данная категория перевозится при строжайшем соблюдении мер безопасности.
  2. Скоропортящиеся, требующие особых условий хранения: температура, влажность. При их доставке важно учитывать сроки годности.
  3. Негабаритные и сверхтяжелые с нестандартными размерами и весом. Такие товары зачастую невозможно перевезти стандартным путем, требуется выбирать специальные маршруты и виды транспорта.
  4. Живые, например, домашняя птица, крупный рогатый скот и др. При их транспортировке важно обеспечить удобство, хороший воздухообмен, возможность подачи воды, питания и многое другое.
  5. Тяжеловесные, требующие особых средств для погрузки и разгрузки.

Каждый тип доставляется с учетом уникальных требований.

Виды маршрутов

Чтобы производительность перевозок была максимальной, выбирают правильный тип маршрута. Их три:

  • Маятниковый. Транспортное средство неоднократно перемещается между двумя пунктами. Такой маршрут,в свою очередь, бывает с холостым или груженным (полностью и частично) обратным пробегом. Чтобы избежать лишних издержек, в возвратном направлении стараются найти товары, которые следует перевезти в исходный пункт, и не допустить пробега вхолостую. Маятниковый режим применяется при больших специальных грузопотоках.
  • Кольцевой. Маршрут на картеимеет вид кольца, в котором объединены несколько пунктов, а начальный и конечный совпадают. Актуален этот тип передвижения, если существует потребность в развозе или сборе грузов по нескольким пунктам выгрузки или погрузки.
  • Сборный, или разборочный. Путь следования составляют по месту нахождения пунктов, где предстоит забирать товары, а потом раздавать.

Правильный выбор типа грузовых перевозок, их рациональная комбинация, использование нужного маршрута позволяет автотранспортному предприятию сократить затраты и получить наибольшую прибыль от деятельности.

Классификация перевозок по виду и характеру груза

В основе этой классификации лежат свойства и характеристики перевозимых грузов, согласно которым различают:

  1. Опасные — автоперевозка опасных для здоровья людей и окружающей среды грузов. Предусматривает особые условия оформления документации и подготовку ответственных лиц — водителя и менеджеров. Такая транспортировка осуществляется при соблюдении мер безопасности с учетом рисков;
  2. Живые — транспортировка живности: домашней, цирковой, сельскохозяйственной, животных зоопарка;
  3. Скоропортящиеся — доставка продуктов питания, живых цветов, некоторых групп медицинских препаратов. Может применяться транспорт, оснащенный холодильным оборудованием. К этому виду грузоперевозок предъявляются требования по поддержанию заданного температурного режима и соблюдению сроков доставки;
  4. Генеральные — экспедирование штучного груза срочного назначения;
  5. Ценные — относятся к автоперевозкам предметов повышенной ценности.

Виды автомобильных перевозок по размеру и объему груза

Крупные размеры и большой вес грузов затрудняют их транспортировку. Важную роль играет качество крепления, гарантирующее сохранность груза. Особенность такой автоперевозки заключается в том, что для ее реализации приходится прибегать к монтажу специальных конструкций. Это влияет на стоимость, поэтому этот вид автоперевозок в России отличается высокими тарифами.

С учётом габаритов выделяют следующие виды перевозок автомобильным транспортом:

  • Стандартные — вес, габариты, тип груза не выходят за пределы эксплуатационных и технических характеристик транспортных средств;
  • Негабаритные — размеры перевозимого груза выходят за параметры транспортного средства. К таким относятся промышленные станки, строительная, дорожная, сельскохозяйственная техника, оборудование нефтеперерабатывающих предприятий, каркасные сооружения, крупногабаритные трубы.

С учётом объёма:

  • Малотоннажные — транспортировка однородных предметов небольшими партиями;
  • Крупнотоннажные — транспортировка однородных предметов большими партиями;
  • Сборные — транспортировка разнородных предметов большими объёмами и весом.

История возникновения отрасли

Впервые словосочетание «транспортная логистика» официально прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском Конгрессе. Тогда же были сформулированы ее основные задачи и сферы влияния.

Определить транспортную логистику можно как организацию доставки груза в оговоренную точку, оптимизированным маршрутом за необходимое время с минимальными издержками.

На Западе рынок логистических услуг сформировался еще в 1990-е годы и каждый год, по оценкам экспертов, его емкость растет в среднем на 20%. В России о транспортной логистике заговорили лишь с переходом к рыночной экономике.

Основные разновидности грузовых перевозок

Грузоперевозки могут быть:

  • водные;
  • железнодорожные;
  • авиаперевозки;
  • автомобильные.

Водные доставки представляют собой перевозку грузов водными транспортными средствами, такими как пароходы, танкеры и сухогрузы. Благодаря морским судам можно выполнять транспортировку объектов в дальние страны и на другие континенты. Различают речные и морские грузоперевозки. Речные разделяют по критериям.

  1. По типу сообщений: внутренние — в черте одного мореплавания (навигации), прямые — в пределах больше двух судоходств речных, прямые водные — при задействовании речных и морских навигаций, смешанное — при совместной работе с другими видами транспортных средств.
  2. По размерам партии: судовые — однотипный груз, с идентичным названием, идущий в одно и то же место, гарантирующий полную загруженность взятого судна. Сборные – партии, вес которых больше 20 тонн, не гарантирующие заполнение всего судна, имеющие разные конечные пункты доставки, что способствует отсоединения некоторых объектов друг от друга. Мелкие – грузы, вес которых составляет меньше 20т и поставляются они по одой накладной.

Морские перевозки делят на сухогрузы и наливные. По типам плавания разделяют на маленькие и большие пароходства, а также доставки заграницу.

Водные грузоперевозки — удобный и не затратный способ перевезти груз на другой конец планеты. Танкеры и сухогрузы используют для поставки сырья, а вот для небольших объектов используются контейнеры, которые грузят непосредственно на корабль.

Эта разновидность транспортировки является одним из самых медленных, но и самых дешевых среди остальных видов перевозок. Несмотря на свою минимальную затратность, требует большого внимания и четкого выполнения требований заказчика и компании, которая предоставляет такие услуги.

Грузовые перевозки железнодорожным транспортным средством считаются безопасными и экономными. Они предоставляют возможность транспортировать грузы в больших объемах и габаритные объекты. Этот тип перевозок осуществляется основными видами:

  • перевозка в контейнерах (один из наиболее распространенных типов, предназначен для разных товаров народного использования, товаров производственного и технического характера, в больших количествах, но груз должен быть упакован, во избежание нанесения вреда или повреждений);
  • мелкая транспортировка (груз весом до 10 тонн и объемом чуть меньше трети емкости крытого вагона);
  • малотоннажная (вес груза 10-20 тонн, объем не больше половины 4-осного вагона);
  • групповая (груз занимает больше одного вагона и имеет одинаковую точку прибытия);
  • маршрутная (схожи с групповой, но товар может быть разделен на части, и иметь разные места назначения для разгрузки).

Авиаперевозки производят транспортировку груза при помощи самолетов. Это самый быстрый способ транспортировки, скорость доставки может занимать от часа до нескольких часов, причем расстояние за это время будет составлять несколько тысяч километров. Благодаря скорости, авиаперевозки считаются самыми дорогостоящими в сравнении с другими.

Существует 3 основных типа авиаперевозок: внутригородские, междугородние и международные.

Авиаперевозки также классифицируют.

  1. Генеральные — простые перевозки, которые перевозят штучный груз в определенное место и заказчик является хозяином транспортируемого товара.
  2. Попутные — которые используют свободный транспорт, идущий в необходимом направлении.
  3. Сборные — имеют большую популярность и невысокую стоимость в сравнении с другими. Особенностью является то, что товары базируются на складе до накопления требуемого объема.

Автомобильные перевозки одни из популярных и востребованных. Этот вид доставки доступный для любого, как для обычного человека, так и для крупной компании. Доставки на автомобиле обеспечивает быструю скорость доставки, приемлемую цену, минимальную возможность повреждений и отсутствие дополнительных погрузочных и разгрузочных работ.

Классификация грузоперевозок автомобильным транспортом осуществляется по следующим территориальным признакам:

  • международные — осуществляется доставка в другие государства;
  • межрегиональные — транспортировка объекта в разные города и районы, расстояние составляет более 50 км;
  • пригородные — перевозки на дистанции не более 50 км за чертой города;
  • городские — транспортировка грузов в черте одного города;
  • технологические — перемещение груза по территории фабрики, комплекса и др;
  • межрайонные — доставка в черте административного, или экономического районов, в соседних районах в пределах страны.

Различают основные виды перевозок автомобилем в зависимости от габаритов груза.

  1. Негабаритные. Объект, размеры которого превышают допустимые требования для перемещения одним транспортным средством, является негабаритным, необходимы разрешения служб коммунальных предприятий и оформление специальных документов для перемещения его по городу;
  2. Сборные. Перемещения, при которых автотранспорт заполняется малогабаритными товарами от разных заказчиков, имеющих один пункт назначения. Этот вид является наиболее экономным;
  3. Массовые. Транспортировка однородного груза в больших объемах.

По отраслевым признакам выделяют:

  • торговые;
  • промышленные;
  • перевозки строительных материалов;
  • доставку почтовых отправлений;
  • транспортировку грузов сельскохозяйственного назначения;
  • перевозки имущества населения.

Помимо перечисленных классификаций выделяют и признаки: сезонные, постоянные и временные. Сезонные транспортировки осуществляются в конкретный сезон — доставка овощей в момент их созревания и сбора урожая. Постоянные выполняются регулярно, независимо от сезона — грузы на производства. Временные перевозки производятся по мере необходимости.

Изучив понятие и виды перевозок, возникает вопрос, каковы черты.

Автомобильные гурзоперевозки могут быть габаритными и негабаритными.

Задачи транспортной логистики

Сущность транспортной логистики — организация своевременной транспортировки груза с минимальными затратами. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Провести анализ пунктов доставки;
  2. Проанализировать свойства груза;
  3. Выбрать подходящий транспорт;
  4. Выбрать перевозчика и при необходимости прочих логистических партнеров;
  5. Построить маршрут;
  6. Осуществлять контроль груза во время перевозки;
  7. Обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;
  8. Оптимизировать параметры (увеличить скорость перевозки, уменьшить объем потребляемого топлива).

Далее рассмотрим основные задачи более подробно.

Анализ конечных пунктов

На первом этапе менеджер по транспортной логистике прокладывает примерный маршрут с учетом географии местности и типа груза. Иногда уже при решении этой задачи становится ясно, что придется использовать несколько видов транспорта или необходимо проработать промежуточные пункты.

Анализ свойств груза

Особенности груза во многом влияют на дальнейший выбор транспорта и на разработку маршрута. Например, то, насколько товар объемный, тяжелый или хрупкий, во многом повлияет на выбор транспортного средства. А ядовитые и химически опасные вещества рекомендуется перевозить вдали от населенных пунктов. Только после определений свойств груза стоит приступать к выбору транспорта.

Выбор транспорта

Перевозка груза невозможна без транспорта. Во многом логистические затраты зависят от избранного типа перевозки.

Самыми важными критериями для транспортной логистики являются скорость доставки, ее стоимость и время. Помимо этого, транспортное средство выбирают исходя из:

  1. Характера и ценности груза;
  2. Количества партий и частоты отправлений;
  3. Расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

По назначению транспорт бывает:

  1. Общественный транспорт (общего пользования);
  2. Специального пользования (принадлежащий организации);
  3. Личный транспорт.

По использованию энергии:

  1. На силе двигателя (электромобили, машины с тепловым или гибридным двигателем);
  2. На силе ветра (например, парусные судна);
  3. На мускульной силе (движимые животным или человеком).

Самая важная для нас классификация — по среде перемещения.

Наземный транспорт. Автомобили

К данной категории относится перевозка дорожными путями транспортным средством с собственным двигателем.

Плюсы:

  • Низкие тарифы;
  • Мобильность;
  • Доступность;
  • Скорость;
  • Возможность отправления маленьких партий;
  • Высокая регулярность отправлений;
  • Большой выбор перевозчиков;
  • Нет жестких требований к упаковке.

Минусы:

  • Очень низкий грузоподъемный потенциал;
  • Зависимость от метеорологических и дорожных условий;
  • Высокая стоимость доставки на расстояния свыше 300 км;
  • Дорогое обслуживание;
  • Необходима быстрая разгрузка;
  • Низкий уровень надежности (риск кражи).

Наземный транспорт. Железная дорога

К этой категории относится транспорт, который перевозит груз по рельсовым путям.

Плюсы:

  • Высокая грузоподъемность;
  • Высокая регулярность перевозок;
  • Не зависит от погоды и сезона;
  • Быстрая доставка на дальние расстояния;
  • Невысокая себестоимость.

Минусы:

  • Низкая мобильность;
  • Монополия перевозчиков.

Наземный транспорт. Трубопровод

Трубопровод используют для перемещения жидких и газообразных веществ по специальным сооружениям. Здесь грузом обычно выступают жидкости или газы, но возможно и перемещение твердых предметов, таких как капсулы.

Плюсы:

  • Низкая себестоимость;
  • Не требует большого количества персонала;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Узкий перечень транспортируемых грузов;
  • Невозможна транспортировка маленьких объемов.

Водный транспорт. Морские суда

Выступает основным перевозчиком в межконтинентальных маршрутах.

Плюсы:

  • Очень высокая грузоподъемность;
  • Низкая себестоимость;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Низкая скорость;
  • Ограниченная география перевозок;
  • Редкие отправления;
  • Жесткие требования к креплению и упаковке.

Водный транспорт. Речные суда

Особо часто используется в районах, где нет аэропортов и железных дорог.

Плюсы:

  • Очень высокая грузоподъемность;
  • Высокая провозная возможность.

Минусы:

  • Ограниченность географии перевозок;
  • Зависит от погоды и времени года;
  • Низкая скорость доставки.

Воздушный транспорт

Основные используемые суда: самолеты и вертолеты.

Плюсы:

  • Надежность сохранности груза;
  • Высокая скорость;
  • Высокая мобильность;
  • Большая грузоподъемность;
  • Самые короткие маршруты.

Минусы:

  • Самые высокие тарифы;
  • Зависимость от погоды;
  • Ограниченное количество аэропортов.

К другим, менее популярным, видам транспорта можно отнести космический или подводный, а также фуникулеры и элеваторы.

Что такое тарифы

Расходы в транспортной логистике складываются из стоимости перевозки груза, которая формируется от тарифа (или фрахтовой ставкой) — то есть от цены за перевозку, выставленную перевозчиком на некий промежуток времени. Фрахт — альтернатива тарифу, используемая на морском транспорте. Тариф обеспечивает перевозчику возмещение расходов на эксплуатацию и формирует его прибыль. Свои тарифные ставки он может разделять на группы:

  1. По потребителям;
  2. По типу груза;
  3. По классу транспортного средства.

У каждого вида транспорта есть свои особенные системы тарифов. В автомобильных перевозках используют следующие тарифы:

  1. Сдельные;
  2. Ставки на тонно/часы;
  3. По времени использования транспорта;
  4. По километрам пути;
  5. За выезд;
  6. Договорные тарифы.

На железных дорогах:

  1. Общие тарифы;
  2. Исключительные тарифы;
  3. Местные тарифы.

На морском транспорте:

  1. На регулярных линиях — по установленному тарифу;
  2. На нерегулярных линиях — по фрахтовым ставкам.

На речном транспорте ставки устанавливаются пароходством.

Построение оптимального маршрута

Оговорив с заказчиком сроки, проанализировав географию точек назначения и выбрав тип транспорта, логист приступает к построению возможных маршрутов. Методом анализа полной стоимости подробно просчитываются несколько вариантов. Учитываются при этом не только себестоимость перевозки, но и возможные риски, расходы, задержки и шансы повреждения груза. Итоговое предпочтение отдается маршруту с наименьшими издержками.

Зачастую уже после принятия окончательного плана, свои корректировки в маршрут вносят климатические, политические и иные условия.

Контроль груза при транспортировке

Чтобы избежать форс-мажора и вовремя внести корректировки в маршрут современные логистические компании используют все возможные навигационные устройства. Так же очень важно держать заказчика в курсе, где и на какой стадии доставки находится его товар. Современная транспортная логистика невозможна без качественной сотовой связи и интернета.

Как выбрать транспортную компанию

Не всегда логистическая компания осуществляет перевозки своим транспортом. Очень часто для этих целей логисты обращаются к сторонним организациям: перевозчикам или экспедиторам.

Перевозчики осуществляют только физическую транспортировку груза. Экспедиторы оказывают ряд дополнительных услуг по оформлению документов, погрузке и разгрузке, хранению, контролю и страхованию груза.

Очень важно выбрать надежную транспортную компанию. На что обратить внимание?

  1. Опыт. Долгая история компании говорит об отлаженных механизмах доставки и умении решать различные возникающие проблемы. Весомым показателем устойчивости является возраст фирмы старше пяти лет;
  2. Технологии. Чем больше опыт компании, тем лучше отработаны у нее технологии взаимодействия с заказчиком, что значительно упрощает сотрудничество;
  3. Персонал. Профессиональные сотрудники — залог успеха любой компании. Квалификация сотрудников не должна вызывать у вас никаких сомнений;
  4. Специализация. Молодая небольшая компания может оказаться лишь посредником, добавляющим к стоимости перевозки свою накрутку, а вот крупная фирма, уверенно доставляющая сборные грузы уже достойна того, чтобы обратить на нее внимание;
  5. Особенности перевозки вашей продукции. Выбирайте перевозчика, уже знакомого с типом вашего груза. Свои нюансы существуют практически в каждой отрасли.

Единая транспортно-складская логистика

Под технологическим единством процесса стоит понимать соответствие всех параметров транспортных средств и складов. Технология работы с каждым типом груза — от пакета до контейнера — должна быть четко прописана и проработана. Потребуются ли вам просторный склад, специальные системы погрузки, упаковочные аппараты и т.п. — все это необходимо спланировать и довести до целостной модели.

Согласование коммерческих интересов сторон и установка единых алгоритмов планирования тоже можно отнести к данной задаче.

Подробно про то, что такое складская логистика.

Оптимизация и управление транспортной логистикой

Основные цели транспортной логистики мы уже рассмотрели выше, но давайте повторим еще раз. Транспортная логистика стремится доставить нужный груз в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимом качестве, при этом с минимальными затратами.

На перевозку грузов затрачиваются время и деньги, а значит транспортная логистика обязана быть настроенной на получение выгодны в финансовом плане. Наибольшей прибыли можно добиться, если:

  1. Сокращать запасы на складах и в пути (они «связывают капитал»);
  2. Минимизировать затраты товарных и материальных ресурсов;
  3. Увеличивать дальность и объемы грузоперевозок. Доставка одной партии на 300 км обойдется дешевле, чем перевозка трех партий на 100 км. Больший объем груза снижает расходы на перевозку единицы, также для больших объемов потребуются другие транспортные средства — железнодорожные или водные — а их эксплуатация дешевле, чем автомобильных или воздушных;
  4. Своевременно предотвращать порчу и потерю груза.

Автоматизация транспортной логистики

Для быстрого и удобного решения задач транспортной логистики используются специальные логистические программы (Transport Management System, TMS — система управления транспортной логистикой).

Подобная система рассчитывает маршруты с учетом модели транспортной сети, пропуска транспорта в определенные городские районы, объема и веса продукции. Решение позволяет получить наглядное сравнение запланированных и фактических маршрутов на электронной карте. В результате можно установить отклонение маршрута от плана, устранить нецелевое использование транспорта, необоснованные простои, а также решать ряд других аналитических задач.

Автомобильные грузоперевозки

Это самый доступный и массовый вид грузоперевозок. Перевозка грузов с помощью автотранспорта – единственный способ перемещения грузов в черте населенных пунктов.

На более далекие расстояния автотранспорт может стать и самым дешевым и быстрым способом доставки.

Автомобильный транспорт является одним из наиболее перспективных средств для доставки грузов на короткие и средние расстояния. Он обеспечивает ряд преимуществ, таких как гибкость, надежность, скорость и обслуживание от двери до двери, а также дополняет и повышает эффективность других видов транспорта.

Авиаперевозки

Основным и неоспоримым преимуществом использования самолетов для доставки груза является высокая скорость транспортировки. Воздушный транспорт обеспечивает максимальную оперативность, что очень важно в случаях, когда необходима именно срочная доставка. Отличным примером тому может послужить перевозка органов для трансплантации, где время – это критически важный параметр.

К плюсам авиаперевозок специалисты причисляют также высокая степень сохранности товара, а также уровень надежности, недостижимый для прочих видов транспорта. Данные статистики подтверждают это, указывая на наибольшую безопасность грузоперевозок воздушным транспортом.

Если же говорить о минусах, то тут необходимо упомянуть о том, что самолет не является универсальным средством транспортировки грузов. Помимо того, это довольно дорогая услуга, которую могут позволить себе не все. Высокая стоимость транспортировки рассматриваемым способом накладывает ряд ограничений, в силу которых такая доставка становиться нерентабельной.

Огромное влияние на оперативность авиаперевозок оказывают погодные условия. Поэтому в ряже случаев высока вероятность задержки рейса на неопределенное время. К тому же, не следует забывать о самой структуре рассматриваемой перевозки, которая предусматривает жесткую привязку к имеющейся системе аэропортов.

Железнодорожные грузоперевозки

Перевозки грузов железнодорожным транспортом дешевле автомобильных. Главных их недостатком можно считать скорость перемещения состава к пункту назначения. Грузовые вагоны подолгу могут отстаиваться на промежуточных станциях, дожидаясь своего состава.

При отправке груза железнодорожным транспортом следует учитывать ограничения по габаритам груза, обусловленные шириной и высотой вагонов.

В целом это самый дешевый и быстрый вид транспорта для перевозки тяжелых грузов на большие расстояния.

Ключевые правила

В 1958 году, когда эра международных перевозок автомобильным транспортом только зарождалась, было подписано специальное соглашение, которое регулировало вопросы создания одинаковых условий для признания и утверждения механизмов и оборудования ТС. Только к 1987 году Россия стала полноправным участником соглашения, которое к тому времени претерпело целый ряд изменений. С того времени начали сертифицировать международный автомобильный транспорт. К настоящему моменту существуют сотни правил и директив, разработанных при ООН и Евросоюзом. В основном, они направлены на предъявление требований к новым транспортным средствам, которые передвигаются по европейским дорогам.

Большинство правил касается самих автопроизводителей, а не непосредственных пользователей создаваемого транспорта. Если же говорить про перевозчиков, то к ним предъявлены ограничения по массе, габаритам и экологическому воздействию на окружающую среду со стороны эксплуатируемого авто. Первое ключевое правило представлено под No49. Оно регулирует вопросы токсичности выхлопного газа, который производит двигатель внутреннего сгорания. Именно этот нормативный акт позволяет классифицировать ТС по нормам от Евро-0 до Евро-6. Последний является наиболее жёстким экологическим стандартом, принятым ещё в 2013 году.

В правиле под номером 51 предусмотрены ограничения по создаваемому автомобилями шуму. Согласно нормативным документам, если ТС имеет мощностью ДВС от 150 кВт и выше, то при разгоне шум не должен превышать 80 дБ. В случае выпуска сжатого воздуха из компрессоров шумность может достигать не более 72 дБ. Если автотранспорт соответствует этим нормам, его маркируют буквой L. При ещё более низких показателях шумности применяется маркировка в виде буквы G.

Согласно решению транспортной комиссии Европы, существуют специальные ограничения по габаритам автомобилей грузового назначения. Актуальные правила такие:

  • высота составляет не более 4 метров;
  • ширина не должна превышать 2,55 метра;
  • в случае с изотермическими и рефрижераторными машинами допускается ширина до 2,6 метра;
  • длина одиночного автомобиля не превышает 12 метров;
  • длина ТС с прицепом составляет до 16,5 метров;
  • автопоезд в составе с одним прицепом не должен быть длиннее 18,75 метров;
  • автопоезд с двумя прицепами имеет максимальную длину 25,9 метров;
  • автопоезда с полуприцепами при совокупной длине свыше 15,5 метров обязаны разворачиваться внутри концентричной окружности, радиус которой составляет 5,3 и 12,5 метров;
  • если оси прицепа удалены друг от друга на 11,5 метров, либо больше указанной величины, то минимальный клиренс (дорожный просвет) должен соответствовать от 160 мм. и выше.

Важно учитывать, что в каждой отдельно взятой стране действуют свои ограничения по габаритам, массе и предельным осевым нагрузкам. Потому они могут отличаться от европейских стандартов. Это обусловлено тем, что нормативные европейские документы носят рекомендательный характер, а не обязывают страны строго следовать этим стандартам.

В связи с этим многие государства принимают собственные национальные стандарты, опираясь на состояние дорог и необходимость в обеспечении эффективных грузоперевозок. Та же Бельгия допускает эксплуатацию машин с габаритной шириной до 2,6 метров, а в Голландии шестиосевые автопоезда могут весить до 50 тонн. В Финляндии допускается эксплуатация по местным автомагистралям трёхзвенных автомобильных поездов, вес которых составляет до 60 тонн.

Морские и речные грузоперевозки

Один из самых дешевых видов грузоперевозок. У этого транспорта практически отсутствует ограничение по габаритам, однако такой груз сможет принять не каждый порт.

По воде перевозятся не только товары, но и строительные сыпучие материалы: песок, гравий и т.п., а также сухое и жидкое топливо.

90% международных грузоперевозок осуществляется морским транспортом. Подавляющее количество морских перевозок осуществляется с помощью контейнеров, использующих современные контейнерные суда.

Виды морского транспорта

Морские перевозки можно разделить на две большие категории.

Каботажное судоходство

Прибрежное судоходство является важным средством передвижения во всех странах, имеющих протяженную береговую линию. Это дешевое транспортное средство для перевозки крупногабаритных грузов, таких как уголь, железная руда и т. д. во внутренние порты страны.

Международная доставка

Это означает, что товары должны пересечь океан.

Преимущества транспортировки грузов водным транспортом

Он считается самым дешевым среди других видов транспорта.

Плавсредства перевозят грузы плавно благодаря отсутствию тряски во время транзита. Они в высшей степени подходит для перевозки хрупких грузов, таких как стеклянная посуда, глиняные изделия и т. д., не причиняя ущерба.

Наиболее подходят для тяжелых грузов.

На водном транспорте наблюдается меньше загрязнений.

Недостатки

Это самый медленный вид транспорта. По сравнению с водными путями железные дороги являются более быстрым, безопасным и дешевым средством передвижения.

Наводнения, вызванные сезоном дождей, отсутствие притока воды в летний сезон сказываются на курсировании плавсредств.

Иногда реки тоже меняют свой путь. Это приводит к остановке и неопределенности в использовании этого вида транспорта.

Прочие термины

Аварийный сертификат — Certificate of damage Документ, выдаваемый администрацией порта грузополучателю в удостоверение того, что предназначенные ему товары приняты им в поврежденном виде. Аварийный сертификат используется в качестве доказательства при предъявлении иска за несохранную перевозку. Авизо — Advice note Извещение, высылаемое одним лицом другому о состоянии взаимных расчетов. Активы — Assets Совокупность имущества или имущественных прав, имеющих материально-вещественную форму (оборотные средства, основные фонды) или нематериальную форму (имидж предприятия, торговая марка и т.п.). Балансовая стоимость запасов — Book inventory Стоимость наличных запасов, установленная бухгалтерией по учетным документам. Балансовый учет — Book inventory Способ учета запасов, заключающийся в суммировании запасов на начало отчетного периода с объемом поступления и вычитания из полученной суммы объема расхода. Полученные данные должны систематически сопоставляться с данными инвентаризаций. Барель — Barrel; brl., bl., bbl. Единица объема жидких и сыпучих веществ (имеет различные значения в зависимости от вида вещества). Нефтяной барель в США равен 159 л. На трубопроводном транспорте в США грузовые тарифы взимаются, как правило, за барель. Бездокументный груз — Astray freight Груз, принадлежность которого можно установить по маркировке, но у которого отсутствуют товаросопроводительные документы. Блочное страхование — Block insurance (брит.) Страхование мелкопартионных грузов от нескольких рисков одновременно. Одним из основных условий такого страхования является то обстоятельство, что объявленная ценность грузов, перевозимых в одном транспортном средстве, не должна превышать установленной величины. Бочка — Barrel; brl., bl., bbl. Жесткая закрытая транспортная тара, изготовленная из дерева, металла, пластмассы и т.п. Корпус бочки обычно имеет цилиндрическую или параболическую форму. В бочках перевозят различные продовольственные и химические насыпные и наливные грузы. Букировка; бронирование — Booking Бронирование всей или части грузовместимости судна. Б. производится заблаговременно и грузоотправитель вправе давать ориентировочные данные о массе и габаритах отправки, однако оговариваются предельные сроки, в которые он обязан предоставить точные данные. Ведомость материалов; комплектовочный график — Bill of material , B / m , BOM (амер., орг. производства) Перечень деталей, материалов и др., необходимых для изготовления готовой продукции данного вида. Является конструкторским и технологическим документом, дополняющим график производства и используемым, например, при оформлении внутренних заявок на материальные ресурсы. Весовой сертификат — Certificate of weight Заверенный в установленном порядке документ, удостоверяющий погруженную массу. Вместимость — Capacity Количество груза, который можно уложить в тару. Временное хранение — Обязательное условие производства таможенного оформления. Товары и транспортные средства с момента предоставления таможенному органу и до их выпуска либо предоставления лицу в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на В. под таможенным контролем, приобретая статус находящихся на В.х. автоматически с момента и в силу их предоставления таможенному органу. В. осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях, на открытых площадках и иных местах — складах временного хранения; — Стадия таможенного оформления с момента предоставления товаров и транспортных средств таможенному органу до их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом. Сроки В. устанавливаются таможенным органом исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации, характера товара и используемого транспортного средства. Срок В. является сроком таможенного оформления, причем непринятие мер по обеспечению выпуска или получению в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров, срок нахождения которых на складе превысил установленный срок, влечет конфискацию этих товаров. Вспомогательные материалы — Auxiliary materials , ancillary materials , indirect materials Материалы, составляющие относительно небольшую часть предметов труда, используемые для производственно-эксплуатационных нужд и не входящие в состав готовой продукции. Могут быть отнесены на накладные расходы. Гашение — Cancellation Лишение ден. знака и т.п. юридической силы, платежеспособности и т.д. путем надрыва, перфорации, наложения спец. штемпеля или иным способом. Грузополучатель — Consigne; receiver Лицо, уполномоченное принять доставленный перевозчиком груз. Группа требований — Batch Определенное количество требований, одновременно поступивших в систему массового обслуживания. Группировка счетов по срокам оплаты (бух.) — Aging Систематизация дебиторской задолженности по срокам наступления оплаты. Действительная стоимость — Actual value В страховании — рыночная стоимость восстановления поврежденного имущества или замены утраченного имущества с учетом его износа. Демередж За простой плавсредства сверх нормы судовладельцу должны быть возмещены затраты на его содержание во время стоянки. Денежное пособие — Allowance Денежная сумма, выдаваемая работнику наличными на определенные цели. Диспаша — Adjustment of average В морском страховании: распределение убытков по общей аварии. Для составления Д. необходимо письменное заявление страховщика или др. заинтересованной стороны с приложением документов, подтверждающих сумму понесенных убытков и расходов. Дифференцированное начисление накладных расходов — Actovity — based costing Техника счетоводства, в соответствии с которой накладные расходы относятся не на всю продукцию, а лишь на те виды продукции, применительно к которым данные расходы были фактически понесены. Дорожный просвет — Clearance Расстояние между нижней точкой агрегатов транспортного средства и дорогой. Естественная убыль — natural loss of goods Недостача массы грузов и товарно-материальных ценностей, возникающая при их транспортировке и складировании вследствие присущих им естественных свойств (усушка, утруска, и т.п.). В этом случае перевозчик ответственности за недостачу не несет. Заказ — order Предложение покупателя продавцу (изготовителю) поставить (изготовить) определенный товар или услугу, с указанием сроков исполнения (доставки), количества, качества, формы и величины оплаты. Если заказ принят, он оформляется документом, копия которого (акцепт) направляется заказчику. В ряде случаев заказ считается принятым если в установленные сроки продавец (изготовитель) не сообщил о б отказе или претензиях (акцепт в форме молчания). Залоговый склад — Bonded warehouse (амер.) Склад, на котором хранятся товары, на которые местные власти имеют залоговое право в обеспечение налоговых или иных платежей. Замкнутая логистическая система — Closed loop logistics system Логистическая система с относительно устойчивым хозяйственными связями, например, металлургический завод, имеющий стабильную клиентуру. Запасы на ответственном хранении — Accomodation stocks Товары, находящиеся на складе потребителя, но остающиеся собственностью поставщика. Потребитель фактически является хранителем товаров и несет перед поставщиком ответственность за их сохранность до того, как он их оплатил. Извещение о доставке — Arrival notice Сообщение в стандарте ЕАНКОМ, высылаемое перевозчиком по электронным каналам связи извещаемой стороне. Извещение о прибытии груза — Advice note Документ, высылаемый перевозчиком грузополучателю в подтверждение того, что предназначенные ему товары доставлены в место назначения. Расписка в получении товаров — расписка получателя за доставленные ему товары. Извещение об отгрузке — Advice note Документ, высылаемый грузоотправителем грузополучателю в подтверждение того, что заказанные последним товары ему отправлены. Импорт — import Ввоз в страну товаров, технологий, услуг, капитала (в форме предоставления кредитов и займов) иностранного происхождения непосредственно из страны-продуцента или из страны-посредника для реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. Различают И. видимый (ввоз материальных ценностей) и И. невидимый (затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, туризм, страхование, услуги, а также денежные переводы юридических и физических лиц за границу). Инкотермс — International Commercial Terms, INCOTERMS Изданный Международной торговой палатой сборник международных торговых терминов. В словаре приводятся термины по базисным условиям поставок, касающиеся перевозочного процесса, оформления поставок и др. Исходная смесь — Batch Установленное в нормативно-технической документации номенклатура и количество сырья, необходимого для изготовления продукции данного вида. Календарное планирование по дате окончаний работ — Backward scheduling, back scheduling Техника календарного планирования производства от директивного срока к дате начала работ. Карусельный стеллаж — Carousel Складской стеллаж с приводом, перемещающийся вокруг вертикальной оси, состоящий из двух и более ярусов. Квитанция — Advice note Расписка в получении товарно-материальных ценностей, грузов и т.п. При наличии у перевозчика расписки получателя за груз получатель теряет право на предъявление к перевозчику претензий на явные повреждения, которые могли возникнуть в процессе перевозки. Кипа — Bale , bundle Груз, представляющий собой спрессованную массу, обвитую мешковиной, стянутую веревкой, металлической лентой и т.п. Код контейнера — BIC code Код, присвоенный контейнеру Международным бюро контейнеризации. К.к. вк.
Вы можете связаться с нами отправив запрос с помощью одной из форм расположенных ниже.

Мы всегда идем навстречу пожеланиям клиента и будем рады просчитать любой ваш запрос. И не забывайте регулярно просматривать раздел акции!

Структура грузоперевозок автомобильным транспортом по отраслевому признаку

К отраслевым относятся автоперевозки, связанные с конкретным видом деятельности:

  • Сельскохозяйственные — перевозят аграрную технику, оборудование, сырье, продукцию, животных;
  • Промышленные — сырье, оборудование, машины, готовую продукцию;
  • Строительные — строительное оборудование, технику, ремкомплекты, сырьё;
  • Коммунальные — материалы, оборудование, технику коммунального хозяйства;
  • Торговые — товары и оборудование для торговли;
  • Почтовые — почтовую корреспонденцию, посылки, бандероли;
  • Бытовые — имущество населения;
  • Военные — объекты и специальную технику военного назначения.

Договор перевозки

Договор перевозки представляет собой двусторонний документ между отправителем и перевозчиком, который обязуется доставить в оговоренный срок и за определенную плату доставить груз получателю. Стоит отметить, что последний, в большинстве случаев, не является стороной договора, а потому можно сказать, что он заключается в пользу третьего лица. Договор заключается в письменной форме.

Виды договора перевозки классифицируются следующим образом:

  • по виду транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, внутриводный, авиационный);
  • по количеству транспортных организаций (одна или несколько);
  • по объектам (груз, багаж, пассажиры);
  • отдельно выделяется договор транспортной экспедиции, который подразумевает сопровождение груза.

Можно сказать, что классификация договоров во многом соответствует классификации, которая определяет виды перевозок. Существенными условиями документа можно считать следующие:

  • вид транспортного средства, а также возможность его замещения другим в случае непредвиденных обстоятельств;
  • использование специальных средств (тара, платформы и прочее);
  • размер партии;
  • временные рамки отгрузки и поставки;
  • установление ответственности за обеспечение сохранности груза.

Особенности документального оформления

Автомобильные грузоперевозки начинаются с разработки и оформления сопутствующей документации. В обязательном порядке требуется оформить транспортную накладную, в которой будет отражаться подтверждение той или иной сделки между покупателями и поставщиками. Среди иных основных документов, без которых автомобильные грузоперевозки не могут быть осуществлены, можно отметить:

  • Удостоверение водителя;
  • Технический паспорт транспортного средства;
  • Путевой лист.

С первыми двумя все понятно, в путевом листе отражаются данные по расходу топлива, масла, общий пробег авто и иные, не менее важные моменты.

Важно! Если осуществляются опасные автомобильные грузоперевозки, потребуется специальная лицензия, которая дает право водителям заниматься подобным видом транспортной деятельности.

Сотрудничество с профессионалами в процессе решения такого важного вопроса, как транспортные перевозки грузов, избавит от необходимости заниматься подготовкой документов, что требует серьезных временных затрат. В квалифицированных компаниях подготовкой документов занимается юридический отдел профессиональной транспортной компании.

Группы транспортных операций

Виды организации перевозок соотносятся с группами транспортных операций, а именно:

  • первая группа включает в себя шаги по подготовке импортно-экспортной сделки – анализ транспортного рынка, изучение расценок, а также существенных условий, планирование маршрута и прочих деталей перевозки;
  • вторая группа операций связана с непосредственной реализацией условий договора (подготовка груза к транспортировке, оформление соответствующей документации, а также контроль за передвижением товара по маршруту);
  • третья группа связана с возможным возникновением разногласий и спорных моментов между отправителем груза и его получателем после того, как доставка будет осуществлена.

Страхование грузов

Большинство компаний которые занимаются грузоперевозками, занимаются страхованием перевозимых грузов практически от всех возможных рисков. В таком случае после подписания договора о грузоперевозке, сразу подписывается договор о страховании. Объектом которого, являются имущественные интересы клиента, связанные с его порчей, поломкой, потерей, кражей. Но существуют такие моменты, когда страховая компания не осуществляет страховку. К таким рискам относятся: (см. рис. 1).

Размер страхового взноса зависит от общей стоимости перевозимого груза. При наступлении страхового случая, клиент должен предоставить всю необходимую документацию, которая подтвердит заявленную стоимость груза. Страхование груза при осуществлении грузоперевозки может осуществляться только в процессе транспортировки груза, а может охватить весь период с момента погрузки до момента сдачи груза получателю.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Доставка по воде

Когда сроки не слишком поджимают, а сэкономить хочется, используют доставку с помощью морских суден. Наиболее востребованы морские перевозки в сырьевой сфере, где под доставку предоставляется очень тяжёлый и объёмный груз. Это один из самых старых и традиционных способов доставки.

При выборе для себя оптимального варианта по перевозке чего-то из одной точки в другую, основными критериями будут являться время доставки и стоимость. Иногда клиента может интересовать перечень требований к грузу и документальное оформление. Благодаря такой хорошо развитой системе можно выбрать максимально комфортный и выгодный для себя способ, даже не являясь профессионалом, знакомым со спецификой.

Преимущества 1С TMS

Использование программы 1С TMS в организации транспортных перевозок приносит выгоду логистическому бизнесу:

  • маршрутизация транспортных потоков, рациональное планирование погрузочно-разгрузочных работ сокращает время простоев техники, в результате чего доставка происходит быстрее;
  • путевые листы и сопроводительные документы оформляются централизованно, что экономит время и сводит к минимуму вероятность ошибок в данных сводится к нулю;
  • не целевое использование подвижного состава;
  • снижается расход ГСМ, уменьшаются расходы по техническому обслуживанию транспорта;
  • увеличивается относительная доходность километра грузоперевозок;
  • качество выполнения заказов отражается на репутации транспортной компании и способствует привлечению новых клиентов.

Транспортная логистика в России

Сегодня в Российской Федерации развитие транспортной логистики идет не такими быстрыми темпами, как на Западе. Это связано в первую очередь с отсутствием готовых бизнес-планов, четко разграничивающих обязанности участников процесса. На одного сотрудника возлагаются различные функции, специалистом в которых он абсолютно не является.

Среди других факторов, негативно влияющих на развитие транспортной логистики в России, можно выделить:

  1. Нестабильность экономической ситуации;
  2. Медленный темп развития производства;
  3. Неудовлетворительное состояние транспортных путей;
  4. Низкий уровень производственно-технической базы.

Но есть и положительные тенденции, благодаря которым логистика транспортных перевозок в России в ближайшие годы будет усиленно развиваться. В этом отношении можно назвать две группы предпосылок:

  1. Научно-технические (подготовка специалистов);
  2. Технические (возведение новых объектов систем сбыта и снабжения продукции).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]