«Шишига» или «шишка» (как в просторечии окрестили ГАЗ-66 из-за труднопроизносимого «шесть-шесть») не нуждается в представлении. Не нужно быть военным, чтобы узнавать легендарный автомобиль, который до сих пор на ходу на балансе воинских частей и в сельском хозяйстве. По массовости выпуска, среди 2-осных полноприводных грузовых авто, 66-й модели нет равных – за 40 лет производства было выпущено порядка миллиона экземпляров (956 641 единица). Кто конструктор ГАЗ-66 – этой удачной (или все же – не очень удачной) модели? Когда речь идет о большой популярности, без красивых легенд не обойтись.
Модификации ГАЗ-66
Есть несколько модификаций грузовика ГАЗ-66.
- 01 — обустроен системой регуляции давления в колесах.
- 02 — оборудован армейской лебедкой и системой регуляции давления в шинах.
- 04 — присутствует электронное управление с экраном.
- 15 — есть все вышеперечисленное и армейская лебедка.
- 11 — считается базовой классической моделью.
- 40 — оборудован турбо дизельным двигателем.
- 31 — установлены самосвальные шасси.
- 41 — установлен безнадувной дизельный двигатель.
- 40 – установлен турбо дизель ГАЗ-5441.
- 92 — сделан специально для северных регионов страны.
- 96 — оборудованы автобусные шасси.
Конструкторы произвели автомобиль с повышенной устойчивостью и мощностью.
Повышенная проходимость ГАЗ-66
Для лучшего распределения нагрузки на оси, кабина ГАЗ-66 находится прямо над движком.
История
Первенцы ГАЗ-66 были показаны в 1962 г. Грузовая машина представляла из себя модернизированный автомобиль на 1,2 тонны ГАЗ62. Ему срочно требовалась замена. ГАЗ-66 убрал своим появлением и ГАЗ 63 с разработки.
В 1966 г. на автомашину установили подкачку колес. В этом же году грузовик получил награду на экспозиции техники в Москве. В 1967 г. Была награда в Германии, этим Европа показала свое признание грузовика. А в 69-ом году автомашина получает «Знак Качества». Автомашина отправлялась по всем городам Советского Союза.
Большой вклад ГАЗ-66 сделал как в сельское хозяйство, так и в Вооруженных силах страны, куда ГАЗ был принят.
1995 год. Окончание выпуска столь знаменитого и незаменимого грузовика. Появился ГАЗ-3308. Последняя модель 66-го грузовика была выпущена в 99-ом году. Всего завод за период изготовил 965 тысяч единиц ГАЗ-66.
Основные технические характеристики автомобиля
- Обладает грузоподъемностью до 2000 кг;
- Может перевозить максимально 5900 кг;
- Модель вместе с лебедкой имеет длину 5,806 м, ширину – 2,322 м, а высота авто без грузов — 2,520 м;
чертеж устройства грузового автомобиля ГАЗ 66 с размерами - Высота кабины – 2,490 м;
- Дорожный просвет равен 31,5 см;
- Передние колеса создают колею в 18 см, а задние 17,5 см. Поворачивает авто с радиусом в 9,5 метра;
- Авто преодолевает брод глубиной 800 см;
- На новых моделях установлен двигатель с 8 цилиндрами и жидкостным охлаждением;
- Авто имеет рабочий объем в 4254 см3;
- У раздаточной коробки есть понижающая передача и отключаемый передний мост;
- Работает с мощностью в 120 лошадиных сил;
- КПП механическая, с 4-мя ступенями, синхронизаторами на 3 и 4 передачах;
- Два варианта привода – полный и задний;
- Колеса устанавливаются специальные с разъемным ободом и кольцами на борта от 8 до 18. Шины – 12 – 18;
- Уровень давления в колесах – от 0,5 до 3 кг на см2;
- Развивается максимальную скорость до 90 км/ч;
- Топливный бак объемом 210 л;
- При скорости в 70 км/ч автомобиль «съедает» по 18 литров бензина каждые 100 км;
- Ездит на бензине А-72, А-76, АИ-80;
- Генератор автомобиля работает на максимальном токе в 85 А;
- Ёмкость АКБ равна 75;
- Блоки цилиндров отлиты из алюминия, снабжены гильзами, сверху покрыты антикоррозийным чугуном;
- Поршни луженые, сделаны из алюминия;
- Развивает максимальную мощность в 115 лошадиных сил при 3200-3400 оборотах в минуту;
- Электрооборудование работает под напряжением в 12 Вольт;
- Катушка зажигания Б114;
- Коробка передач с 4 ступенями, механическая с синхронизацией на 2 и 4 передаче;
- 2,8 кг на м2 – показатель давления в передних и задних шинах;
- Давление может снижаться до 0,5 кг/см2, но скорость движения авто при этом должна быть не более 20 км/ч;
- Механизм управления представляет собой червяк с гидроусилителем и передаточным числом в 20,8.
Эволюция ГАЗ 62
0
Смотреть все фото в галерее
×
Конструкция ГАЗ-62 была разработана А.Д. Просвирниным, который в то время занимал должность заместителя главного конструктора по грузовикам на объединении ГАЗ. Просвирнин смог учесть пожелания заказчиков и создал грузовой вариант ГАЗ-62, с колесной формулой 4х4, грузоподъемностью в 1 тонну. Кабина была расположена над двигателем. Различные модификации такого автомобиля испытывались и с самоблокирующими дифференциалами, и с герметичными тормозами, и с двигателем с форкамерно-факельным воспламенением горючей смеси. Как результат работы был найден оптимальный вариант двигатель с форкамерно-факельным воспламенением, и в 1959-1960 годах ГАЗ выпустил партию из нескольких сотен автомобилей ГАЗ-62. Эксплуатация этой опытной партии показала недостаточную мощность шестицилиндрового двигателя. Мотор от Газ-51 уже не годился. К тому времени завод имел уже конструкцию перспективного V-образного 8-цилиндрового мотора с картером и головкой цилиндров из алюминиевого сплава и велась подготовка к его серийному производству. Работа по дальнейшему развитию конструкции ГАЗ-62 применительно к возможностям нового двигателя была проведена параллельно доводке двигателя. Первый опытный образец будущего ГАЗ 66 появился в 1956 году. Экспериментальный образец вездехода с модифицированным оперением выпускаемой кабины 51/63. Машина построена на платформе ГАЗ 63В с расширенной колеей.
Технические характеристики двигателя
Объем двигателя — 4250 см3, работает на бензине марок АИ-76 и АИ-80. Автомобиль рассчитан даже на тяжелые условия эксплуатации и развивает мощность до 120 лошадиных сил при 3200 оборотах в минуту.
Так выглядит двигатель ГАЗ-66
Дизель на газ 66 практически не устанавливается, в основном бензиновые двигатели. Автомобиль может развивать скорость до 90 км/ч, но при снятии ограничителя движок возможно разогнать до 110-120 км/ч, что снижает рабочий ресурс и заставляет механизмы работать на износ.
Преимущества и недостатки дизельного двигателя
В современных дизельных двигателях недостатки практически отсутствуют. Было время, когда дизельный мотор было трудно заводить в мороз. В наши дни для запуска в холоде используют свечи накаливания и хорошее синтетическое моторное масло. Пониженный уровень застывания масла позволяет легко прокручивать коленчатый вал ДВС даже при температуре окружающей среды ниже -30ºC.
Преимущества дизельных двигателей перед бензиновыми моторами:
- Высокая экономичность.
- Более эффективный коэффициент полезного действия за счет высокой степени сжатия.
Схема работы дизельного двигателя
- Большой ресурс, пробег до первого капитального ремонта может составлять и 400, и 500 тысяч км.
- Более простой в диагностике и настройке.
Технические характеристики коробки передач
ГАЗ-66 разрабатывался специально для работы в сложной местности. Коробка передач механическая, четырехступенчатая. Автомобиль успешно преодолевает крутые склоны. Если ехать по дороге с хорошим покрытием, водитель имеет возможность отключить передний мост для экономии топлива.
На автомобиль устанавливают 2 бака по 105 литров, что дает возможность проехать до 800 км, если скорость 25 км/ч. Но при работе в реальных условиях цифры выходят другими.
Схема коробки передач автомобиля ГАЗ-66
Конструкция и устройство
В основе грузовика заложена рамная конструкция из высокопрочной стали, чья простота только усиливала надёжность машины. Возможность передвигаться по бездорожью обеспечивается. С 1968 года машина получила в оснащение систему регулировки давления в шинах. В сочетании с приводом на все 4 колеса, большим клиренсом и достаточно мощным для своего времени мотором это удачно сбалансировало всю конструкцию, обеспечив грузовику возможность свободно проехать даже там, где прочие колёсные автомашины на это были уже неспособны.
Краткое описание
ГАЗ-66 отличается высоким уровнем мощности, надежности и износостойкости. Проходит по любым дорогам с тяжелыми грузами. Авто способно перевозить 2 тонны груза по бездорожью.
Блокировка дифференциалов переднего и заднего мостов осуществляется автоматически, большие просветы и регуляция давления в колесах создают отличную проходимость (диски колёс устроены по особой схеме), для накачивания шин установлен специальный аппарат с приводом от движка. Двигатель газ 66 оборудован подогревателем перед запуском.
В рабочем состоянии используется тормозная система газ 66 с раздельной гидравликой и вакуумным усилителем, а на стоянке используют барабанные тормоза с трансмиссией. Гидравлический усилитель управляется с помощью руля.
Схема гидроусилителя
Одна из технических особенностей грузовика – идеальная балансировка центра тяжести, автомобиль отличается своей компактностью, а кабина расположена над самим двигателем, что позволяет нагрузке равномерно распределяться между передними и задними осями, поэтому автомобиль использовали десантные войска: во время падения с парашютом авто приземляется на все 4 колеса и не заваливается.
Но в 80-е годы прошлого века машину не использовали в Афганистане из-за м, что увеличивало опасность во время подрыва на мине. Вот почему ГАЗ-66 вывели из Афганистана и решили законсервировать на военных базах. Но в законсервированном виде технике пришлось стоять долго, поэтому сальники и шины, движки испортились.
Министерство Обороны в 90-е годы прошлого века начало продажу законсервированной ранее техники.
военный образец ГАЗ-66 с кунгом
Особенно популярен был кунг – автомобиль, в котором располагались радиостанции. В 90-е годы ГАЗ-66 начали массово списывать, а потом на замену пришел ГАЗ 3308 с удлиненной ходовой частью.
КУНГ различной комплектации
Надежная рама из высокопрочной стали, которая является основой ГАЗ «66-11», позволяет крепить на нее два ведущих моста с рессорной подвеской, двигатель с элементами трансмиссии, кабину, поднимающуюся на шарнирах и открывающую возможность работать с двигателем, а также разные варианты кузовов.
Данные автомобили обладали следующими особенностями и техническими характеристиками:
- «66-12» — это модель модернизированного грузовика с установленной лебедкой и КОМ.
- «66-14» — с такой маркировкой в течение одиннадцати лет выпускалось шасси с экранированными электрическими проводами и агрегатами, а также КОМ.
- «66-15» — машина с экранированным оборудованием и механической лебедкой.
- «66-21» — вариант автомобиля для нужд народного хозяйства со сдвоенными задними колесами и деревянной грузовой платформой.
- «66-31» — под такой маркировкой выпускалось шасси, на которое ставились самосвальные платформы на Саранском заводе.
Такие самосвалы с полным приводом для потребностей сельского хозяйства имели наименование ГАЗ-САЗ-3531 и обладали хорошими техническими характеристиками. - «66-92» — это вариант машины для северных широт со сложным климатом.
- «66-96» — шасси для установки КУНГа вахтового автобуса.
Шасси «66-11», на которые монтировались специализированные КУНГи или кузова, получали отдельную маркировку. Например, для народного хозяйства производились:
- передвижные мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники;
- для медицинских нужд – клиники на колесах;
- хозяйственные фургоны для перевозки хлебобулочных изделий, почтовых отправлений или медикаментов;
- передвижная буровая установка;
- вахтовые автобусы с теплым кузовом — НЗАС-3964 и Волгарь-39461;
- выпускался также полноприводный вариант автобуса ПАЗ-672 — ПАЗ-3201.
Известны ли вам рабочие параметры двигателя «Татра 148», который работает на дизельном топливе? Перейдя по следующей ссылке https://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/ural/5557-harakteristiki-preimushhestva-i-nedostatki.html, можно ознакомиться с техническими характеристиками самосвала «Урал-5557».
По этому адресу вы узнаете наиболее распространенные модели полуприцепов «Грюнвальд».
Наибольшее количество таких специальных автомобилей производилось для армейских нужд:
- командирская и штабная машина-вездеход Р-142;
- маслозаправщик МЗ-66 и спиртозаправщик такого же типа;
- медицинский автомобиль для транспортировки больных и раненых — АС-66;
- передвижной санитарный пункт — мобильная перевязочная АП-2;
- ДДА-2 — дезинфекционная установка с душевой кабиной;
- на шасси ГАЗ-66 была смонтирована реактивная пусковая установка — БМ-21В.
Выводу этого автомобиля из штатного армейского расписания способствовали боевые действия в Афганистане.
Оказалось, что при реальном подрыве на мине экипаж машины, находящийся в кабине, получал значительные повреждения. Это происходило из-за того, что кабина находится над колесами, то есть в зоне подрыва.
В девяностых годах на базе этого вездехода был сконструирован ГАЗ-3308 «Садко», на котором силовая установка располагалась впереди.
Тем не менее в десантных и пограничных войсках ГАЗ-66 используется до сих пор благодаря своим уникальным качествам.
Характеристики кузова авто
Длина кузова составляет 5,8 м, ширина – 2,3 м, высота – 2,5 м, что делает авто одним из самых компактных самосвалов в мире; база колёс – 3,3 метра.
Чертеж автомобиля ГАЗ-66
Ширина колеи передних колес 18 см, задних – 17,5 см, это означает, что на простой дороге авто не выходит за пределы колеи. В подготовленном состоянии масса машины достигает 3640 кг, а вместе с грузом равна – 5970 кг. Нагрузка распределяется следующим образом: на переднюю ось ложится более 2,7 т, а на заднюю 3 т.
Автомобиль сможет увезти 2 тонны даже на сложной местности без повреждений.
Кабина находится высоко, что повышает качество обзора для такого безкапотного самосвала. Но, по отзывам водителей, постоянно работать на такой высоте сложно. Кабина крайне маленькая, поэтому во время езды по пересеченной местности есть риск получения травм от ударов о внутренние части кабины. Доступ в моторный отсек затруднен.
Но самосвал автоматически выигрывает равномерным распределением веса и своими компактными размерами, а также широкой функциональностью, которая есть у модели ГАЗ-66 кунг. Автомобиль может быть укомплектован разной техникой, армейской лебедкой, сварочным аппаратом.
Принцип работы
При определенных условиях движения мост может не заблокироваться. В некоторых случаях, когда коэффициент трения превышает определенный показатель – 0,8 от суммарного усилия, дифференциал блокируется или не блокируется. Однако у водителя остается возможность принудительной блокировки. Если мост не заблокировался, то необходимо создать условия для его блокировки. Осознанно заблокировать мосты можно, выполнив следующие действия: включается пониженная передача, добавляется газ, дальше нажимается педаль тормоза и резко отпускается педаль сцепления. Должны раздаться один или несколько щелчков в мостах, что будет означать их блокировку. Одним словом, необходим резкое усилие, которое зачастую происходит неосознанно, когда вы застряли и начали раскачкой выбираться.
Дифференциал работает следующим образом: при прямолинейном движении транспортного средства все детали дифференциала вращаются как одно целое вместе с ведомой шестерней главной передачи. Крутящий момент от ведомой шестерни главной передачи передается на сепаратор, а от него через заклиненные между кулачками сухари на звездочки и полуоси. Между колесами в этом случае он распределяется поровну. Когда одно колесо начинает вращаться с большей скоростью, с разной частотой начинают вращаться звездочки дифференциала. Соединенная с медленно вращающимся колесом звездочка тоже вращается медленней, что становится поводом для толкания сухарей в сторону второй звездочки, тем самым ускоряя ее вращение.
Управляемость
Высокую проходимость автомобиля обеспечивают самоблокировка дифференциалов и довольно крупный просвет в 31,5 сантиметра, что позволяет преодолевать водоемы, превышающие по глубине клиренс.
В машине установлена разделительная гидравлическая тормозная система, которая не даст передвигаться с включенным накатом. Но гидравлический усилитель на руле позволяет легче справляться со сложными поворотами.
Одна их главных особенностей автомобиля: идеальное размещение центра тяжести, поэтому нагрузка просто не ощущается.
Отличия
ГАЗ-66 самосвал имеет отличие от других грузовиков проходимостью. Машина с легкостью выполняет работы, как на плохой дороге, так и вообще без намека на дорогу. Для этого постоянно улучшалась ходовая часть машины:
- Расстояние от дороги до днища машины.
- Блок мостов сам блокируется.
- Конструкторами была установлена система подкачки колес.
Еще одна отличительная черта грузовика, это регулировка центра тяжести. Ее функцией было обеспечение центра тяжести на оси сзади и спереди.
Кузов и кабина
Бескапотная схема при укороченных общих размерах всего автомобиля позволила увеличить размер грузовой платформы и понизить её посадку, облегчив погрузку и разгрузку. Кузовная платформа стандартного грузовика была металлической с деревянными бортами (решётчатыми боковыми и откидным задним). Внутри кузова устанавливались складывающиеся скамейки для перевозки людей, а также имелась возможность установки тента.
Кабина ГАЗ-66 изнутри
Кабина ГАЗ-66 была цельнометаллической и рассчитывалась на два сидячих места. На случай дальних поездок имелась возможность установить подвесной гамак. В первых моделях для ВДВ применялась кабина от ГАЗ-62 с матерчатой свёртывающейся крышей и съёмными надставками дверей, но уже через несколько лет, с расширением возможностей военно-транспортной авиации, эта версия перестала быть актуальной.
Инструкция по эксплуатации и ремонту
В процессе использования автомобиля необходимо придерживаться правил техники безопасности, своевременно устранять обнаруженные поломки, производить замену расходных материалов и технических жидкостей. Все операции по обслуживанию и уходу описаны в инструкции по эксплуатации и ремонту грузовой машины.
Поддержка работоспособности приводит к увеличению срока службы транспортного средства, надежной и безопасной езде.
Техобслуживание и текущий ремонт ГАЗ-66 сводятся к проверке рабочего состояния, регулировке деталей, диагностике систем.
Чтобы отремонтировать грузовик, обращаются в специализированные мастерские или выполняют технические работы самостоятельно, согласно руководству по ремонту.
Как прокачать тормоза
При долгой эксплуатации машины происходит износ фрикционных накладок тормозов. При этом увеличивается зазор между ними и барабанами, что приводит к плохой работе педали во время торможения, постоянному и сильному выжиманию сцепления. Для устранения проблемы производят прокачку тормозной системы. Текущая регулировка тормозов направлена на восстановление зазора.
Прокачивать тормоза на ГАЗ нужно так:
- Сначала необходимо отсоединить эксцентриковый болт промежуточного рычага от толкательного устройства.
- Снять главный тормозной цилиндр.
- Развести колодки.
- Проверить все положения педали.
- Установить до упора толкатель.
- Собрать детали в обратной последовательности.
Как отрегулировать клапана
Последовательность регулировки клапанов:
- Снять крышку коромысла.
- Вывернуть свечу первого цилиндра.
- Установить поршень в верхнюю мертвую точку (ВТМ).
- Провернуть коленвал до совпадения указателя на картере сцепления с шариком маховика.
- Проверить зазор щупом. Он должен быть 0,25-0,3 мм на холодном моторе. При необходимости отрегулировать вращением регулировочного винта.
- Установить детали в обратном порядке.
Как выставить зажигание
Алгоритм действий по установке зажигания:
- Выворачивают свечу первого цилиндра.
- Закрывают пальцем отверстие для свечи и проворачивают коленвал до момента выхода сжатого воздуха.
- Снимают крышку люка на картерном сцеплении и наблюдают за метками, нанесенными на маховике мотора.
- Проворачивают коленвал до совпадения указателя на картере сцепления с шариком, зачеканенным в маховик.
- Устанавливают привод распределителя.
- Проверяют и регулируют зазор в прерывателе.
- Вставляют распределительный механизм в отверстие привода и закрепляют винтом.
- Присоединяют провода высокого и низкого напряжения от катушки зажигания и высокого напряжения от свечей в порядке 1-5-4-2-6-3-7-8.
- Устанавливают момент зажигания.
Как прокачать сцепление
Правильное сцепление заключается в установке свободного хода наружного конца вилки выключения, равного 4-5 мм.
Регулируется ход сцепления следующим образом:
- Открепляется оттяжная пружина.
- Измеряется ход. Если он меньше установленного параметра, контргайку ослабляют и настраивают вращением толкателя.
- Надевают пружину.
Шум при работе, стук при резком изменении частоты вращения, трудное переключение передач или самовыключение прямой передачи могут быть связаны с неполадками в трансмиссии. В этих случаях выполняют ремонт раздаточной коробки и карданной передачи.
Как настроить карбюратор
Настройка карбюратора — это регулировка основных его параметров, проверка уровня топлива в поплавковой камере и герметичности поплавка и топливного клапана.
Настройку основных параметров необходимо осуществлять так:
- Отрегулировать момент включения экономайзера.
- Проверить герметичность клапана.
- Проверить производительность ускорительного насоса.
- Рассчитать пропускную способность жиклеров специальными приборами.
Как уменьшить расход топлива
Если включить передний мост грузовика на бензиновом двигателе, можно уменьшить расход горючего до 10%. Шестерня понижающей передачи жестко соединена с промежуточным валом. На шлицах крепится передвижная шестерня включения переднего моста. При перемещении ее в обратную сторону мост включается. Маховики ведущего вала при движении вперед контактируют с элементами промежуточного вала, тем самым приводя в действие понижающую передачу.
Применение в боевых условиях
Сбалансированный центр тяжести и способность беспроблемно приземляться на все колёса сделали ГАЗ-66 оптимальной машиной для воздушно-десантных войск. Десантирование грузовика парашютным способом с самолёта производилось при помощи довольно простой посадочной платформы.
В 1965 году Горьковский автозавод разработал трёхосную версию грузовиков на базе ГАЗ-66 с колёсной формулой 6х4 (ГАЗ-33) и 6х6 (ГАЗ-34). Но советское оборонное ведомство эти модели не одобрило, посчитав их функции излишним дублированием ЗИЛ-131, обладающих грузоподъёмностью порядка 3,5 тонны.
Начальный период выпуска ГАЗ-66 для нужд Советской Армии пришёлся на спокойные годы, но первый же серьёзный военный конфликт — в Афганистане — выявил серьёзную уязвимость бескапотной машины: плохую защиту её кабины. В случае подрыва на мине водитель и пассажир как минимум получали ранения, а часто погибали. Поэтому ГАЗ-66 очень скоро был выведен из состава боевых частей, действовавших в ДРА.
Тем не менее, эффективное боевое применение ГАЗ-66 в локальных и гражданских войнах достигалось за счёт его переоборудования в грозную машину огневой поддержки («гантрак»). Размещение в кузове «Шишиги» зенитной установки ЗУ-23-2, способной вести огонь по наземным целям, приносило успех в ходе многих военных конфликтов Ближнем Востоке и в Африке, а позднее — в операциях российских войск на Северном Кавказе. Последним примером в этом ряду до сих пор служит конфликт на востоке Украины.
«Гантрак» на базе ГАЗ-66 в действии
Сравнение с конкурентами
Для своего времени, когда ГАЗ-66 ещё находился в производстве, у этого автомобиля просто не существовало прямых конкурентов. В советское время его аналогами лишь в некоторой степени можно считать ЗИЛ-131 и ГАЗ-53, но эти машины создавались для иных задач и благополучно занимали собственную нишу в грузоперевозках.
В ряду подобных военных автомашин за рубежом сравнение с ГАЗ-66 по части проходимости, простоты и надёжности могли выдержать немногие. В их числе можно назвать лишь линейку Mercedes-Benz Unimog и более поздние модели Renault TRM 2000 и Hino Type 73 Chugata.
Первая попытка замены «шишиги» на более новую модель (ГАЗ-3301) пришлась на период распада СССР и уже в силу этого оказалась безуспешной. Только к концу 1990-х годов появилась модель ГАЗ-3308 «Садко», ставшая основой для следующего поколения армейских грузовиков-внедорожников.