ГАЗ-66 — 2-тонная грузовая полноприводная машина по схеме 4х4 высокой проходимости, предназначенная для нужд армии и народного хозяйства. Автомобиль серийно производился в Советском Союзе с 1964 г. Последний 965941-й экземпляр вышел 1 июля 1999 г.
Основное назначение — перевозка людей и грузов, буксировка прицепов в разных дорожных условиях при температуре воздуха от -40 до +50 °С.
В народе техника имела название «Шишига» или «Шишка» по номеру 66. Благодаря отличным эксплуатационным показателям и большому количеству модификаций на Международных выставках в 1966-1967 гг. она отмечена золотыми медалями, решением Государственной аттестационной комиссии присвоен Государственный знак качества.
Описание базовой модели
Платформой вездеходу ГАЗ-66 послужил собиравшийся в пятидесятые годы на заводе в Горьком ГАЗ-62.
Эта машина обладала характерной для того времени конструкцией кабины с матерчатой сворачивающейся крышей и съемными надставками дверей.
Создатели нового полноприводного автомобиля сохранили общую компоновку кабины, находящуюся над двигателем. Только теперь она стала цельнометаллической.
Запаску разместили вертикально за кабиной, перед кузовом. В результате при укороченных общих размерах всего автомобиля удалось увеличить размер грузовой платформы и понизить ее посадку, тем самым облегчив погрузку/разгрузку.
Кузовная платформа грузовика была металлической с деревянными решетчатыми и откидным бортами с задней стороны. В кузове имелись складывающиеся скамейки для перевозки людей.
Первый базовый ГАЗ-66-1 обладал грузоподъемностью в две тонны. Различные модификации на этом шасси выпускались до середины восьмидесятых годов.
Основные преимущества грузового автомобиля «Урал-6464» представлены в нашем обзоре. А здесь описаны технические характеристики полуприцепов «Кегель».
За это время для нужд Вооруженных Сил, сельского хозяйства и районов с труднопроходимыми дорогами были созданы такие модификации, как:
- «66А» с лебедкой;
- «66Э» или «66-03» — машина, у которой оборудование было экранировано;
- модификация, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета, под маркировкой «66Б». Она имела складывающуюся крышу, откидывающуюся переднюю рамку с триплексом и РУ с колонкой складывающейся конструкции;
- единичные испытательные образцы — ГАЗ-4 с колесной формулой 6х6 и «66П» в качестве седельного тягача.
Отличительной особенностью первых автомобилей ГАЗ-66-1 было отсутствие автоматической подкачки воздуха в колеса.
В середине восьмидесятых с конвейера сошел модернизированный вариант этого вездехода под маркировкой ГАЗ-66-11.
На нем установили компрессор с питанием от двигателя для автоматического поддержания нужного давления в колесах, что, согласно отзывам владельцев, достаточно удобно.
Благодаря технической характеристики автомобиля, такой как грузоподъемность в четыре тонны, на базе ГАЗ-66 можно было устанавливать КУНГи и спецоборудование в разных комплектациях. В книгах можно найти следующие параметры автомобиля:
- Геометрические размеры машины — 5 655 (без спецоборудования в виде лебедки)х2 322х2 490 (по кабине) в миллиметрах.
- Дорожный просвет составляет 315 мм.
- Наибольший возможный вес машины — 5 940 кг.
- Колесная база у этого автомобиля — 3 300 мм, колея — 1 800 мм.
- Радиус при развороте обеспечивает хорошую маневренность и составляет 9,5 метров, что меньше, чем у многих легковых автомобилей, более компактных по размеру.
- Восемнадцатидюймовые шины и герметичные агрегаты машины и двигателя обеспечивают возможность преодоления брода глубиной в 80 см.
- В качестве трансмиссии — синхронизированная КПП с четырьмя передачами и раздатка с прямой и понижающей передачами, которая также имеет способность отключать передний мост.
Сцепление однодисковое. Усилия передаются с помощью трех валов и шести карданов.Дифференциалы имеют способность к повышенному трению, кулачкового типа. Поскольку передние колеса являются ведущими, то в их приводе используются ШРУСы.
- Подвеска впереди и сзади зависимая, рессорная. Концы рессор находятся на резиновых опорах. На обоих мостах имеются амортизаторы.
- Рулевое управление — червячное с роликом. На РУ установлен гидроусилитель.
- Привод у тормозной системы сделан с гидровакуумным усилителем. Тормоза на колесах колодочного типа.
- Стартер СТ-130Б, аккумулятор 6-СТ66-ЭМ. Напряжение бортовой сети 12В.
- В топливные баки можно залить 210 литров.
Nissan Patrol OffRoad Edition › Бортжурнал › Точка невозврата ч2. Колесно-мостовые мысли.
Приветствую дорогие друзья. Для начала похвастаюсь.) Купил шнорк т.к. с новым мотором все решено. А шнорк я не ставил так сказать ещё и из-за того, что кончина моего мотора привела бы к ускорению свапа)) Но патруль все не тонул. Так же сегодня с утра еду забирать дифф пустой (без ЛСД) и мчу ставить локрайт в сервис т.к. Локку победить не получилось. Затем на работу, а вечером планирую ехать тестить машинку. Ну а по планам скажу следующее. Хотел колёса побольше как все знают. Например кф97 резанные. Но чтобы получились хорошие КФ их надо брать новые, а новые они стоят от 12тыр. Конечно мир не без добрых людей и Андрей на лютой шишиге на больших колёсах предложил забрать КФ, которые лежат у него. Но доставка с Приморского края чем либо убивают всю выгоду( Так же начались мысли по поводу мостов. Хотелось как обычно что-то бюджетное относительно, но надежное. От У60 и У61 ценники довольно кусающиеся. Так же нам нужны медленные пары для новых больших колёс. На патрулевские мосты самые медленные это 5.4 из того, что я нашёл. Ждать пару недель и ценник 60+т.р. опять много получается. Не забываем, что идёт ремонт дома)) И тут ползая по форуму Пневмоход.ру натыкаюсь на продажу мостов от ГАЗ63- решил глянуть. Читаю описание и вижу:ПЧ 7.6 штатное, но можно от кого-то пары поставить 5.6 (вроде) если что. На мой взгляд 7.6 для местных покатух вообще идеально, хотя для дальняков лучше 5.6 (вроде). Ну это все мелочи. Самое главное- цена мостов 10-20т.р.
за комплект.
Причём задний редуктор по центру (как раз то, что надо для нового мотора/АКПП/рк) ну а спереди он справа, но перечулковать его реально. Так же вес мостов меньше чем у шишковских и немного больше, чем от патруля. Вес заднего моста 150кг, а переднего 160 вроде. Но толщина полуосей и запас прочности под моим весом будет впечатляющим.
Дальше колёса. Про КФы я уже отписал. Но надо что-то брать как минимум для теста. Теперь блуждают мысли про шишиговские колёса т.к. среди круга моего общения приличное количество шишиговодов и я думаю это знак. Причём резину порезать, а диски болтовые с бедлоком сделаем/поставим.
Отговаривать бессмысленно)) это мой выбор и мой путь. Если все будет плохо- будем переделывать/дорабатывать. Большое спасибо всем за внимание.
Кстати если у кого лежат мосты/резина- с радостью вас выслушаю.
Источник
КУНГ различной комплектации
Надежная рама из высокопрочной стали, которая является основой ГАЗ «66-11», позволяет крепить на нее два ведущих моста с рессорной подвеской, двигатель с элементами трансмиссии, кабину, поднимающуюся на шарнирах и открывающую возможность работать с двигателем, а также разные варианты кузовов.
Данные автомобили обладали следующими особенностями и техническими характеристиками:
- «66-12» — это модель модернизированного грузовика с установленной лебедкой и КОМ.
- «66-14» — с такой маркировкой в течение одиннадцати лет выпускалось шасси с экранированными электрическими проводами и агрегатами, а также КОМ.
- «66-15» — машина с экранированным оборудованием и механической лебедкой.
- «66-21» — вариант автомобиля для нужд народного хозяйства со сдвоенными задними колесами и деревянной грузовой платформой.
- «66-31» — под такой маркировкой выпускалось шасси, на которое ставились самосвальные платформы на Саранском заводе.
Такие самосвалы с полным приводом для потребностей сельского хозяйства имели наименование ГАЗ-САЗ-3531 и обладали хорошими техническими характеристиками. - «66-92» — это вариант машины для северных широт со сложным климатом.
- «66-96» — шасси для установки КУНГа вахтового автобуса.
Шасси «66-11», на которые монтировались специализированные КУНГи или кузова, получали отдельную маркировку. Например, для народного хозяйства производились:
- передвижные мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники;
- для медицинских нужд – клиники на колесах;
- хозяйственные фургоны для перевозки хлебобулочных изделий, почтовых отправлений или медикаментов;
- передвижная буровая установка;
- вахтовые автобусы с теплым кузовом — НЗАС-3964 и Волгарь-39461;
- выпускался также полноприводный вариант автобуса ПАЗ-672 — ПАЗ-3201.
Известны ли вам рабочие параметры двигателя «Татра 148», который работает на дизельном топливе? Перейдя по следующей ссылке https://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/ural/5557-harakteristiki-preimushhestva-i-nedostatki.html, можно ознакомиться с техническими характеристиками самосвала «Урал-5557».
По этому адресу вы узнаете наиболее распространенные модели полуприцепов «Грюнвальд».
Наибольшее количество таких специальных автомобилей производилось для армейских нужд:
- командирская и штабная машина-вездеход Р-142;
- маслозаправщик МЗ-66 и спиртозаправщик такого же типа;
- медицинский автомобиль для транспортировки больных и раненых — АС-66;
- передвижной санитарный пункт — мобильная перевязочная АП-2;
- ДДА-2 — дезинфекционная установка с душевой кабиной;
- на шасси ГАЗ-66 была смонтирована реактивная пусковая установка — БМ-21В.
Выводу этого автомобиля из штатного армейского расписания способствовали боевые действия в Афганистане.
Оказалось, что при реальном подрыве на мине экипаж машины, находящийся в кабине, получал значительные повреждения. Это происходило из-за того, что кабина находится над колесами, то есть в зоне подрыва.
В девяностых годах на базе этого вездехода был сконструирован ГАЗ-3308 «Садко», на котором силовая установка располагалась впереди.
Тем не менее в десантных и пограничных войсках ГАЗ-66 используется до сих пор благодаря своим уникальным качествам.
Сравнение с конкурентами
Для своего времени, когда ГАЗ-66 ещё находился в производстве, у этого автомобиля просто не существовало прямых конкурентов. В советское время его аналогами лишь в некоторой степени можно считать ЗИЛ-131 и ГАЗ-53, но эти машины создавались для иных задач и благополучно занимали собственную нишу в грузоперевозках.
В ряду подобных военных автомашин за рубежом сравнение с ГАЗ-66 по части проходимости, простоты и надёжности могли выдержать немногие. В их числе можно назвать лишь линейку Mercedes-Benz Unimog и более поздние модели Renault TRM 2000 и Hino Type 73 Chugata.
Первая попытка замены «шишиги» на более новую модель (ГАЗ-3301) пришлась на период распада СССР и уже в силу этого оказалась безуспешной. Только к концу 1990-х годов появилась модель ГАЗ-3308 «Садко», ставшая основой для следующего поколения армейских грузовиков-внедорожников.
Варианты двигателя для автомобиля
Важно! Впервые в СССР на этом автомобиле был установлен V-образный двигатель, который имел восемь цилиндров с объемом 4254 куб. см и мощностью в 120 л. с.
Маркировка ДВС — ЗМЗ 66-06 производства Заволжского моторного завода.
В течение двух лет, с 1991 по 1993 год, выпускался вариант «66-16» с ДВС ЗМЗ-513.10 для эксплуатации в особо сложных условиях. Мощность этого двигателя 125 л. с. при крутящем моменте 294Нм на оборотах 2 000.
В начале девяностых годов XX века на «66-й» ставили дизельный ДВС ГАЗ-544, эти машины имели маркировку «66-41». Этот дизель обладал мощностью 85 л. с. Крутящий момент при этом 235 Нм на оборотах 1 600.
В дальнейшем стали монтировать дизель с турбонаддувом марки ГАЗ-5441. Такой вариант автомобиля имеет маркировку ГАЗ «66-40» и обладает улучшенными техническими характеристиками.
Этот дизель с турбонаддувом на оборотах 1 600 обладает мощностью 116 л. с. и выдает расход топлива 17 л при 25 л на карбюраторных ДВС.
Конструктивные особенности раздатки
Раздаточная коробка на машине предназначена для того, чтобы усиливать крутящий момент и распределять, а также передавать его на передний и задний мосты.
Кроме того, в РК «66-11» имеется конструкция для отключения и включения переднего ведущего моста. Конструктивно она включает в себя:
- ведущий вал, на котором имеется подвижное зубчатое колесо для подключения прямой и понижающей передачи;
- вал промежуточный. Он тоже имеет зубчатые колеса. Одно колесо включает понижающую передачу, второе, подвижное, служит для включения мостов;
- имеется вал привода для заднего моста;
- вал привода переднего моста;
- управляющий механизм, имеющий рычаги переключения и тяги.
Для автомобилей, работающих в особо сложных условиях, на раздатке ставят дополнительную КПП с двумя понижающими передачами, чтобы еще больше повысить тяговые усилия ведущих колес.
Раздаточные коробки на ГАЗ-66 сегодня продаются по цене от 12 тыс. рублей.
Что представляет собой лебедка
На «ГАЗ-66» модификаций 02, 05, 12, 15, 52 (экспортный вариант) устанавливалась механическая лебедка, которая приводилась в движение с помощью коробки отбора мощности через два кардана и промежуточную соединяющую опору.
Такая лебедка по всем параметрам превосходит электрическую конструкцию, особенно учитывая сложные условия эксплуатации машины.
Длина троса на лебедке 50 метров, толщина — 16 мм. Тяговая нагрузка на прямом тросе составляет порядка три с половиной тонны. Лебедка оборудована тормозом.
Механическая лебедка на «66» достаточно проста и мало подвержена поломкам. Ее можно использовать во влажной и грязной среде, не боясь эту лебедку сломать.
Преимущества и недостатки
К основным преимуществам техники Газ 66 относятся:
- преодоление ухабистых местностей и неглубоких рек;
- полный привод;
- высокая способность совершать различные маневры несмотря на большую грузоподъемность;
- отличная балансировка благоприятствует распределению нагрузки на обе оси;
- неприхотливость в обслуживании;
- централизованная балансировка в шинах;
- продолжительный срок эксплуатации.
К недостаткам техники относится расположение кабины над колесами. Такое расположение снижает защищенность водителя. Подобная конструкция кабины уменьшает габариты Газ 66.
Цены
С 1999 года этот полноприводный автомобиль не выпускался, и новые можно найти только при продаже конверсионных машин. Такие ГАЗы-66, особенно с КУНГами, продаются по цене от 400 тыс. рублей.
Бортовые автомобили имеют цену значительно ниже — от 250 тыс. рублей. Машины, которые были в употреблении, на рынке оцениваются по-другому и стоят от 70 до 200 тыс. рублей.
В следующем видео более подробно рассказана история создания и эксплуатации автомобиля ГАЗ-66, а также рассмотрены его общие технические характеристики:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Назначение
При создании модели конструкторы ориентировались желания военной сферы. Машина использовалась в армии для транспортировки десантных войск. А также были другие области применения:
- нефтяная промышленность;
- газовая промышленность;
- лесное хозяйство;
- геология.
Техника перевозила буровые инструменты, тяжелую аппаратуру, приборы. В современных условиях машина используется для активного отдыха туристов на побережье.
Газ 66