НефАЗ Электробус КамАЗ-6282. Фото Транспортный Центр
Нефтекамский автозавод – автомобилестроительная компания, с конвейера которой сходит обширный перечень техники. Основанное в 1972 году предприятие сейчас входит в структуру ПАО «КамАЗ». С декабря 2000 года в модельный ряд завода входит и пассажирский транспорт. НефАЗ выпускает и реализует автобусы общего и специального назначения. Транспорт отличается техническими характеристиками. Именно разнообразию параметров автобусов НефАЗ, которые выпускались ранее, сходящих с конвейера и реализующихся сейчас, и посвящена статья.
Заводские нормативы и стандарты при изготовлении моделей
Компания/бренд НефАЗ широко известен в России и за рубежом. Автобусы торговой марки ассоциируются у потребителей с надежностью и безопасностью. Транспорт воплощает в себе хорошие эксплуатационные и потребительные свойства, оптимальное соотношение качества и цены. Завод имеет четко сформированную стратегию работы – выпуск широкой модельной линейки надстроек на универсальные шасси. В начале своей работы по производству автобусов завод активно сотрудничал с ведущими зарубежными предприятиями, что помогло модернизировать характеристики моделей, усовершенствовать технологические процессы процесс выпуска транспорта, выйти на новый уровень в сфере дизайна и сделать российский автопром конкурентоспособным на международном рынке.
Автобус НефАЗ-3299. Фото УралСпецТранс
Сегодня предприятие продолжает активно сотрудничать с мировыми лидерами рынка, что позволяет предлагать технику, обладающую широким перечнем достоинств. Качество и характеристики автобусов представлены на высоком уровне, так как предприятие в своей деятельности руководствуется следующими принципами и стандартами:
- Максимальное удовлетворение потребностей клиентов за счет предоставления высококачественной и доступной по стоимости техники в широком ассортименте, что обеспечивает возможность приобретения машин покупателями любой категории.
- Использование инновационных технологий, гарантирующих безопасность эксплуатации.
- Внедрение расширенного функционала, что позволяет использовать одну модель для решения обширного спектра задач.
- Удобство владения и последующего обслуживания обеспечивается благодаря редкому проведению ремонтных работ.
Города и корпорации: как «КАМАЗ» покоряет автобусные парки
– Пока жители перечисленных городов будут знакомиться с новым видом общественного транспорта, наши конструкторы подготовили следующую модель электробуса к выпуску в 2022 году. В чем его отличия?
– У него улучшенные батареи с большей емкостью, способствующие увеличению автономного хода электробуса с 50 до 80 километров. Переход от дизельного отопителя только на электрическую часть – это соответствие общемировому тренду повышения экологичности транспорта, и мы также движемся в этом векторе. Кроме того, мы переходим на климатическую систему одного из международных лидеров Thermo King. Мы снизили акустический шум в зоне водителя за счет изменения системы усилителя руля. И, что немаловажно, наш новый электробус отвечает системе международного стандарта безопасности ISO 26262, что в перспективе открывает для нас рынки зарубежных стран.
«НАДЕЕМСЯ, НАШЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ЧЕЛНАМИ НЕ ОКОНЧЕНО…»
– Говоря об экологичности автотранспорта, наверное, стоит упомянуть о переводе автопарков и на газомоторные автобусы? В какие города в ближайшее время планируется их поставка?
– Санкт-Петербург масштабно обновляет парк пассажирского транспорта экологичными газовыми автобусами. В прошлом году мы передали крупнейшему автоперевозчику СПб ГУП «Пассажиравтотранс» для тестовой эксплуатации автобус на компримированном природном газе (КПГ). Он получил положительные отзывы, и в августе мы заключили контракт на поставку 20 таких автобусов. Также передавали в эксплуатацию автобус на сжиженном природном газе (СПГ) одному из крупнейших частных перевозчиков Петербурга АО «Третий парк». В итоге заключили с ним контракт на поставку 303 автобусов на СПГ и 61 на КПГ в рамках транспортной реформы, которая стартует в 2022 году. Из других крупных поставок газовых автобусов отмечу Новосибирск. Тендер выиграла . Она заказала у нас 100 автобусов, 50 из которых будем поставлять в этом году и 50 – во втором квартале 2022-го.
– То есть практика тестовой эксплуатации применяется и в отношении автобусов?
– Да, тестовая эксплуатация подтвердила свою эффективность для продвижения автобусов на рынок, и мы активно ее используем. Как я уже отметил, в Петербург передавали два газовых автобуса, в ноябре передадим «Пассажиравтотрансу» новую модель на СПГ. Также в этом году наши автобусы успешно тестировались в Уфе и Мурманске. По итогам эксплуатации нового полунизкопольного автобуса на КПГ мы заключили контракт и уже завершаем поставку 100 таких автобусов для Башкортостана. Из ближайших планов – передача газового автобуса на эксплуатацию в Пензу.
– «КАМАЗ» активно работает по проекту «Безопасные и качественные автодороги». В какие города поставлялись наши автобусы в рамках нацпроекта?
– В прошлом году мы поставили 155 автобусов в Казань, Кемерово и Екатеринбург, а за счет бюджета этого года нами реализовано 210 автобусов в Пермь, Новосибирск, Кемерово, Череповец, Казань, Екатеринбург. Они занимают 69% в общем объеме поставок автобусов по проекту БКАД. Кроме того, сейчас мы прорабатываем поставку еще 20 автобусов для Нижнекамска.
Внешние параметры моделей КамАЗ
Габаритные размеры
Длина
Производитель специализируется на выпуске автобусов малого и большого классов вместимости. Длина кузова конструкций составляет в среднем 7700 и 12500 мм. Вахтовые модели в соответствии с длиной кузова возможно отнести к транспорту малого класса. Однако, если учитывать вместимость, которая не превышает для НефАЗов в большинстве случаев 10 пассажиров, то – к технике особо малого класса. Поэтому при анализе параметров сделан акцент на моделях общего назначения.
Автобус НефАЗ-5299 на дорогах Екатеринбурга. Фото Википедия
Ранее в модельном ряду присутствовали особо большие (сочлененные) варианты и средние модели, к которым относится НефАЗ-Daimler-42997, выпущенным в единственном опытном экземпляре. Поэтому о данном варианте мало информации. Об экземплярах второго типа информация отсутствует, во втором случае параметры составляют 18500 мм. Длина кузова популярной модели НефАЗ-5299 равняется 11800 мм.
Ширина
Предприятие выпускает транспорт общего и специального назначения. Габариты спецтехники в большинстве случаев различаются по ширине кузова. Но Нефтекамский автозавод выпускает транспорт, ширина конструкции которого всегда составляет 2500 либо 2550 мм. Обусловлено это тем, что перронные и школьные автобусы создаются на базе стандартных городских и пригородных моделей. Ширина вахтовок, в том числе и востребованной модели НефАЗ-4208-11-13, составляет 2500 мм.
Автобус вахтовый НефАЗ-4208-11-13. Фото УралСпецТранс
Вес металла
Вес металла – это не тот параметр, который предоставляется потенциальным покупателям в характеристиках или который возможно найти в общем доступе. Но для расчета возможно использовать формулу, которая позволит узнать ориентировочный параметр. Для этого из веса металла конкретной модели автобуса необходимо из полной массы модели вычесть 30%, на которые приходится вес неметаллических элементов и узлов. Технически допустимая масса городской дизельной модели Bravis-11 составляет 9500 кг. Таким образом, расчеты выглядят следующим образом: 9500 – 2850 = 6650 кг.
Городской автобус Bravis-11. Фото НефАЗ
Сколько весит или масса моделей в целом
В технических характеристиках возможно встретить такие параметры, как снаряженная и технически допустимая (полная) масса. Средние показатели данных параметров отличаются в зависимости от длины кузова и вместимости. В результате для пассажирского транспорта малого класса показатели в среднем равны 6000 и 9000 кг, для большого – 11000 и 18000, для особо большого – 16500 и 26500. Показатели для модификации большого класса НефАЗ-5299-20-15 равняются 10170 и 18000 кг.
Вместимость салона
Вместимость салона является определяющей характеристикой при выборе автобуса независимо от категории клиента. Вместимость непосредственно влияет на другие параметры, а также непосредственно связана с отдельными свойствами.
Количество мест
Автобусы малого класса НефАЗ, эксплуатирующиеся на городских и пригородных маршрутах, позволяют с комфортом расположиться в сидячем положении в среднем 25 пассажирам, общая вместимость составляет 45 человек. Количество посадочных мест и показатель общей вместимости больших моделей отличается в зависимости от назначения: городские – 25 и 75, пригородные – 45 и 85, туристические/междугородные – 50, перевозка стоячих пассажиров не предусмотрена.
Междугородный автобус НефАЗ-5299-17-52. Фото НефАЗ
Но нередко техника для межгорода используется для преодоления незначительных расстояний, поэтому возможно размещение и стоячих пассажиров. Особо большие модели, предназначенные для городских поездок, оборудованы порядка 50 посадочными местами, в общем в автобусах могут разместиться до 150 пассажиров. Междугородный автобус НефАЗ-5299-17-52 оборудован 44 посадочными местами, показатель общей вместимости составляет 71 пассажир.
Схема посадочных мест
Планировка/схема салона зависит не столько от пассажировместимости, сколько от назначения модели. Салон городского транспорта отличается широкими проходами и большими накопительными площадками, сиденья могут располагаться по ходу движения и против, а также спинкой к стенке кузову. Пригородные, туристические, междугородные, школьные модели оснащаются сиденьями, расположенными четко по ходу движения, по парам с каждой стороны от узкого (в сравнении с транспортом для города) прохода. Салон перронных моделей оснащаются малых количеством сидений. Из-за непродолжительности поездок по территории аэропорта большая часть пространства техники занята накопительными площадками. Схема салона пригородного автобуса НефАЗ-5299-11-52 представлена далее.
Схема салона пригородного автобуса НефАЗ-5299-11-52. Фото НефАЗ
Комплектация внутри
Базовая комплектация автобуса включает значительное количество оборудования и функций. Большая часть производителей и поставщиков, в том числе и НефАЗ, а также его официальные дилеры, предоставляют данную информацию в технических характеристиках модели. Перечень параметров отличается в зависимости от назначения модели. Не все функции относятся именно к комплектации салона.
Наибольшее число характеристик присуще школьным автобусам, которые должны отвечать высокому уровню безопасности и надежности. Базовая комплектация НефАЗ-5299-40-52 включает: система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСC; панорамное ветровое стекло (вклеенное); сплошное остекление дверей; электронный маршрутоуказатель; информационный комплекс Искра (комплект светодиодных табло в количестве 3 штук).
Водительское место
Доступ на водительское место осуществляется либо через отдельную дверь, либо через первую пассажирскую. Кабина водителя отделяется (чаще всего в салоне городских моделей НефАЗ) перегородкой, в которой выполнена распашная дверь. Благодаря наличию перегородки водителя во время работы ничего не отвлекает. Если перегородка закрытая, то в ней предусмотрено откидывающееся окошко. В кабине обустроено место: ниша и/или ящик – для размещения личных вещей водителя. Панорамное лобовое стекло и крупные зеркала заднего вида обеспечивают отличный обзор.
Некоторые модели оснащаются опускающимися шторками на окнах. Система громкой связи является еще одной полезной функцией. Комфортную температуру в кабине водитель может установить самостоятельно благодаря наличию отдельного отопителя. Водительское кресло, имеющее механические регулировки, обеспечивает комфорт. Стоит заметить, что не все перечисленные функции имеют в комплектации моделей. Автобусы прошлых лет оборудовались меньшим количеством оснащения. Междугородный НефАЗ-5299-17-42 имеет следующие функции: отопитель, вещевой ящик, панорамное ветровое стекло, перегородка отсутствует.
Панель приборов/управления
Кабина водителя оборудована приборами для дистанционного управления освещением, отоплением и вентиляцией салона автобуса, радиооборудованием, контрольными лампами, клавиши и переключатели которых располагаются на панели. Количество, порядок и схема расположения выключателей отличается в зависимости от модели и комплектации автобуса. Но приборная панель в любом случаев доступна и понятна для водителя. Далее представлено видео, позволяющее увидеть панель управления автобуса НефАЗ-5299-10-33.
Колеса
Обязательным параметром технических характеристик является размерность шин. Правильный выбор шин, которые принимают на себя большую нагрузку и обеспечивают безопасность поездки, является важным процессом. Автобусы НефАЗ различных типов «обуваются» в шины 235/75R17,5 и 215/75R17,5 (малые модели); 285/70R19.5 и 275/70 R22,5 (большие и особо большие). Популярной модели электробуса (первого серийного в России) КамАЗ-6282, созданного усилиями компаний НефАЗ и КамАЗ, подходят шины размерностью 275/70R22,5.
Городской электробус КамАЗ-6282. Фото НефАЗ
КАМАЗ раскрыл характеристики своего водоробуса, который выйдет на улицы Москвы в 2022 году
На выставке COMTRANS-2021 КАМАЗ представил свой первый водоробус — пассажирский автобус на водородном топливе. На улицы Москвы для испытаний технологии на практике водоробусы выйдут в следующем году. Россия пока отстаёт от остальных стран в вопросе пассажирского транспорта на водороде, но намерена держать руку на пульсе.
Источник изображения: КАМАЗ
По данным Deloitte, в 2022 году больше всего водоробусов колесило по Китаю — свыше 2 тыс. единиц. ЕС был на втором месте с 76 водоробусами на линиях. В США работали 35 пассажирских автобусов на водородном топливе и ещё 18 в Японии. Сколько водоробусов будет курсировать по Москве сегодня не уточняется. Но если процесс пойдёт, сборкой машин можно будет заняться на месте — на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе, где сегодня уже собираются электробусы КАМАЗа.
Опытный образец автобуса на водородном топливе КАМАЗ-6290 создан на основе электробуса КАМАЗ-6282, что логично, поскольку силовая установка у обоих одна и та же — электрическая. Мощность водородной энергоустановки достигает 45 кВт, что при весе 19 тонн и максимальной скорости движения 80 км/ч позволит на одной заправке проезжать до 250 км или в три раза дальше, чем на чисто аккумуляторной платформе.
Источник изображения: КАМАЗ
Пассажировместимость КАМАЗ-6290 составляет 80 человек, из которых 33 сидячих. Также предусмотрены места для расположения маломобильных пассажиров. Корпус — сталь и пластик. Шесть баллонов с водородом установлены на крыше автобуса, что в случае утечки не позволит взрывоопасному газу накапливаться в салоне.
«Кроме того, водоробус оснащен современной тормозной системой с функцией удержания на уклоне, возможностью блокировки движения при открытых дверях и датчиком контроля износа тормозных колодок. При экстренной необходимости торможение можно осуществить при помощи тягового электродвигателя», — поясняется в пресс-релизе.
Источник изображения: КАМАЗ
В то же время Концепции развития водородной энергетики в России не учитывает водород как топливный ресурс ближайшего будущего. «В настоящее время глобальный рынок водорода как энергетического ресурса отсутствует», — сказано в Концепции, подписанной в августе премьер-министром России Михаилом Мишустиным. Водорода в стране выпускается довольно много, но в основном он идёт для обеспечения техпроцессов в нефтегазохимической отрасли. На этой основе вполне можно создать опытную базу для изучения транспорта на водородных установках, а увеличить масштабы будет технически несложно.
Внутренние параметры
Двигатель
Сердцем любого транспортного средства является двигатель. Существует несколько критериев, в соответствии с которыми возможно перечислить основные характеристики силового агрегата.
Во-первых, это модель, марка, производитель, страна изготовления. НефАЗы оснащаются двигателями современных ведущих мировых предприятий из разных стран: Cummins (США), Weichai (КНР), Yuchai (КНР), Mercedes-Benz (Германия). Вахтовые модели оборудуются российскими двигателями КамАЗ. Некоторые модификации НефАЗ-5299 прошлых лет также оснащались отечественными агрегатами. Модели серии VDL – двигателями торговой марки DAF (Нидерланды).
Туристический автобус VDL-НефАЗ-52999. Фото УралСпецТранс
Во-вторых, в зависимости от периода выпуска автобусов модели агрегатов соответствуют экологическому стандарту Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5.
В-третьих, НефАЗы оснащаются дизельными и газовыми агрегатами, мощность, рабочий объем и максимальный крутящий момент которых варьируется в достаточно значительных границах. Но наиболее популярные параметры объема и мощности отметить возможно: 4; 6,7; 10,85; и мощностью 140; 240-270 л.с.
В-четвертых, располагаться двигатель может в передней и задней частях кузова.
В-пятых, расположение цилиндров (в количестве 4; 6 или 8 штук) может быть рядным (R) и V-образным (V). НефАЗ-5299-30-22 оборудовался двигателем дизельным Cummins ISBe 250.30 мощностью 250 л.с. и объемом 5,9 л.
Система охлаждения
Большая часть моделей оснащена жидкостной системой охлаждения двигателя, которая соединена (подключена) с основной системой отопления. Модификация НефАЗ-5299-11-32 имеет жидкостную систему, которая является частью системы отопления автобуса.
Коробка передач/КПП
Автобусы Нефтекамского завода оснащаются коробками передач следующих брендов: КамАЗ, ZF, Fast Geаr, Voith, Allison. Таким образом, техника оборудуется надежными, безопасными, долговечными механизмами, соответствующими актуальным стандарта качества. Механические и автоматические КПП моделей общего и бОльшего количества специального назначения имеют 5 или 6 ступеней, вахтовки – 9-12. В качестве примера приведем характеристики КПП модели НефАЗ-52291: механическая шестиступенчатая ZF 6S 1600.
Автобус НефАЗ-52991-11. Фото УралСпецТранс
Устройство трансмиссии
Трансмиссия современных автобусов, в том числе и марки НефАЗ, включает в себя следующие элементы:
- Сцепление у моделей в большинстве случаев однодисковое сухое.
- КПП.
- Карданная и главная передачи.
- Дифференциал.
- Полуоси.
В зависимости от типа привода различают полно-, передне- и заднеприводные. Популярный вахтовый автобус НефАЗ-42111 обладает колесной формулой 4х4, полноприводная модель обладает повышенной проходимостью.
Вахтовый автобус НефАЗ-42111-24. Фото НефАЗ
Тормозная система
Какая используется
Автобусы НефАЗ оснащаются двухконтурными тормозными системами с пневмоприводом, с ABS торговых марок Knorr-Bremse, Wabco. Тормозные механизмы колес: дисковые или барабанные. Рабочая тормозная система НефАЗ-5299-11-56 – двухконтурная пневматическая с ABS.
НефАЗ-5299-11-56, пригород, газовый. Фото Транспортный Центр
Схема
Схемы тормозной системы автобусов в общем доступе отсутствуют, поэтому информацию предоставить нет возможности. Если кто-либо из посетителей обладает данными сведениями, просим предоставить в комментариях к статье.
Топливо
В качестве топлива для моделей НефАЗ используется дизель, газ и электрическая энергия. Модификация НефАЗ-5299-40-51 с двигателем Mercedes-Benz M 906 LAG функционирует на компримированном (сжатом) природном газе метане.
Объем топливного бака
Объем топливного бака исчисляется в литрах либо в форме количества газовых баллонов умножить на их емкость. Параметры для малых автобусов составляет в среднем 125 (дизельные модели) и 300 (для газовых), для больших – 200 и 1000, для вахтовых, которые функционируют только на дизельном топливе – 400. Объем топливного бака городской модели НефАЗ-5299-40-52 составляет 200 литров.
Низкопольный рестайлинговый НефАЗ-5299-40-52. Фото Транспортный Центр
Бензин
В модельной линейке отсутствуют (и ранее отсутствовали) модели на бензине.
Метан
Популярность транспорта на газе не случайна, таки модели отличаются значительной экономией топлива, высокой производительностью, отвечают всем мировым стандартам экологичности, что важно для современной городской среды. Модель НефАЗ-5299-30-51, оснащенная газовым двигателем Mercedes-Benz M906 LAG.EEV/1, функционирует именно на метане.
Каков средний расход на 100 км
Средний расход топлива малых автобусов составляет порядка 20, больших – 30, вахтовых – 35 литров. Расход дизеля для НефАЗ-5299-11-52 составляет 45 литров.
Пригородный автобус НефАЗ-5299-11-52. Фото НефАЗ
Запас хода
Запас хода – показатель, который рассчитывается посредством деления объема бака на расход топлива. Проведем расчеты для популярной модели НефАЗ-5299: 250 : 24 = 10,416. Показатель необходимо также умножить на 100 км, так как расход горючего именно на данное расстояние. Итого получается 1041,6 км.
КАМАЗ Компас и ГАЗ Валдай на Комтрансе: русский с китайцем братья навек?
Примерно год назад ГАЗ представил новый Валдай — с кабиной от китайского Фотона. А теперь свой среднетоннажник представил и КАМАЗ — новый Компас также получил китайскую кабину, только от грузовика марки JAC. Мы познакомились с этой новинкой на выставке Комтранс, а также узнали, как дела у Валдая после почти года продаж.
Забавно, но небольшие внешние изменения в камазовском стиле с большой решеткой и блоками кругляшей светотехники преобразили привычный Джак — выглядит если не современно, то по крайней мере не столь по-китайски. Чего не сказать об убранстве кабины: в качестве материалов и подгонке элементов интерьера отчетливо чувствуется страна происхождения, а в его дизайне — немолодой возраст самой модели JAC N-серии.
Присутствуют тут и свойственные многим китайским грузовикам на нашем рынке приколы — переведенные с родного языка на русский информационные таблички. К примеру, размещенный на баке стикер просит заправлять правильное дизельное топливо «по разным средам», а советы водителю на солнцезащитном козырьке предлагают «зайти» на АЗС для «зарядки дизельного топлива»…
Рама, мосты и основные агрегаты тут, кстати, тоже китайские. Двигатель — знакомый многим нашим сервисным мастерам дизель Cummins ISF объемом 3,8 литра и мощностью 154 л.с. Коробка передач — шестиступенчатая, марки Fast Gear.
Полная масса представленной машины, которая называется Компас 9, с изотермической будкой и рефрижераторной установкой — 9,5 тонны при грузоподъемности 3,3 тонны. Именно такие Компасы первыми поступят в продажу — до конца нынешнего года. Чуть позже появится Компас 12 полной массой 11,99 т, «малыши» — пятитонник и даже 3,5-тонная машина, которую можно будет водить с категорией «В» в правах.
Первое время, пока модель будет прощупывать рынок, все комплектующие для нее будут приходить из Китая и собираться на головном заводе в Набережных Челнах. Позже планируется и локализация — вплоть до полной.
Цены пока известны только на Компас 9. Бортовой грузовик с минимумом опций обойдется чуть меньше чем в три миллиона рублей, ну а представленный на выставке аппарат с изотермической будкой и рефрижератором стоит больше пяти миллионов.
Ну а что Валдай? По словам газовцев, продажи идут, но не столь активно, как планировалось изначально. Автомобиля с современной, но все же китайской кабиной многие пока побаиваются — приходится объяснять, что ходовая-то вся здесь наша…
На выставке Валдаи стояли с новыми для себя надстройками. Первый — это бортовой грузовик с крановой установкой Palfinger. Она имеет максимальный вылет стрелы 7,5 метра и грузоподъемность до 3,2 тонны. Стоимость этой версии пока окончательно не утверждена.
Интерьер валдаевской кабины выглядит современнее, чем у Компаса
Вторая машина — эвакуатор. На шасси установлена платформа в 8,2 метра, а загонять сюда можно транспортные средства массой до 2,35 тонны. При этом лебедка рассчитана на усилие 4,1 тонны. Если за обычный Валдай сейчас просят примерно 2,6 млн, то такая машина будет стоить примерно на 800 тысяч больше.
А этот Валдай стал эвакуатором
Что же до перспектив, то в дальнейшем планируется выпустить более тяжелую версию Валдая полной массой 7,5 тонны — это позволит повысить грузоподъемность почти на 800 кг. Такой грузовик будет поставляться с двигателем Cummins повышенной мощности, немного доработают и шасси. Ждать эту версию стоит уже в следующем году.
Отличия в параметрах для моделей на бензине и для моделей на газу?
Параметр | На дизеле | На метане |
Расход топлива | Примерно в 4 раза больше расход дизеля, чем газа | |
Степень влияния на узлы, механизмы | Обработанный газ не оставляет нагара на элементах системы питания, что сводит к минимуму вероятность поломок | |
Конструкция техники | Расположенные в отдельном отсеке на крыше баллоны обеспечивают визуальные отличия от дизельных моделей | |
Экологичность | Метан полностью испаряется (даже при низких температурах), не оставляя при этом вредных продуктов горения | |
Затраты на обслуживание и ремонт | Современные двигатели представляют собой сложные технические механизмы с несколькими наиболее уязвимыми элементами. Поэтому их ремонт осуществляется чаще и требует затраты более значительных средств. | |
Стоимость | Меньшая стоимость | |
Грузоподъемность | Снижение грузоподъемности из-за установки газового оборудования |
Новый автобус НефАЗ в Москве: с точки зрения пассажира
Совсем недавно исключительно в качестве пассажира я ездил по Подмосковью на новом полунизкопольном пригородном автобусе ЛиАЗ. И в комментариях к тому материалу читатели напомнили, что по Москве не так давно также начали ходить новые автобусы — низкопольники НефАЗ. Я проехал и на этом автобусе пассажиром — и теперь готов рассказать о своих впечатлениях.
О том, что уже к ставшим традиционными на московских улицах ЛиАЗам присоединятся НефАЗы (это дочерняя марка КАМАЗа), стало известно еще в конце 2022 года — когда был заключен первый контракт на поставку 596 таких автобусов. Но, как оказалось, он был не единственным: в прошлом году московские власти оформили еще два договора, информация о которых есть на сайте госзакупок. Основываясь на этих данных, можно утверждать, что в скором времени в столице будет аж 1449 таких автобусов, 76 из которых — учебные, с дополнительными кабинами для инструкторов. Суммарная стоимость всех трех контрактов составляет без малого 19 миллиардов рублей — неслабо!
Сами НефАЗы представляют собой аналоги модели с индексом 5299-40-52 — с доработанными под столичные требования внешностью и оформлением интерьера. Техническая начинка стандартная для машин этого класса — 250-сильный Cummins и «автомат» ZF. Общая пассажировместимость — почти сто человек.
Главное отличие автобуса от электробуса снаружи — зрительно более низкая крыша из-за отсутствующих фальшбортов
Кузов здесь фактически такой же, что и у московских электробусов этой же марки, — аналогичные передние и задние маски и лишь отсутствие дополнительных фальшбортов на крыше указывает на то, что это автобус. Сходство с электробусами, кстати, вносит смуту в ряды пассажиров: увидев, что я фотографирую автобус, пожилая женщина на остановке прокомментировала, что это, мол, «тоже электробус, но с мотором». Посмеялись.
Сзади — эмблема головного предприятия КАМАЗ
Захожу внутрь, прикладываю «тройку» к терминалу и осматриваюсь — нет, компоновка салона здесь не такая, как у электрического собрата. Главное отличие — огромного размера «домик для двигателя» в левом заднем углу, а рядом с ним три места для сидения. На одном из них я сперва и устроился, но просидеть получилось недолго: шума и особенно вибраций от двигателя здесь куда больше, чем, скажем, на аналогичных местах в низкопольном ЛиАЗе. Я ушел в середину салона и позже наблюдал, как то же делали и другие пассажиры — дольше одной остановки на «галерке» никто не выдерживал.
Впрочем, других раздражающих звуков в салоне не обнаружилось — новая обивка пока «молчит». Да и ход у автобуса плавный — во многом благодаря передней независимой подвеске. Здесь она такая же, как у электробуса или, например, троллейбуса УТТЗ, с которым я знакомился не так давно. Что же до атрибутов комфорта, то USB-зарядки для гаджетов на поручнях стали уже привычной деталью столичного транспорта, как и большая накопительная площадка с местом для инвалидной коляски и собаки-поводыря.
Но удивили компоновочные решения. Например, если в салоне электробуса на низком полу целых восемь сидячих мест, то здесь их только пять — и одно вообще одиночное. На подиуме между передней и центральной дверями сидений тоже пять — центральное установлено поперек между четырьмя остальными. В электробусе сидений больше, и расставлены они куда более рационально.
USB-зарядники на поручне — символы времени
Что же до общего впечатления, то новый автобус неплохо вписывается в столичные реалии. Шумноват, конечно, но в целом — вполне себе конкурент привычным уже низкопольным ЛиАЗам. Только вот…
Трудяга-ЛиАЗ давно стал привычен московским пассажирам — уже несколько лет такие автобусы ходят и по исконно-троллейбусному маршруту «Б»
В тот день я проехал по одному из столичных маршрутов на еще одном автобусе — называется он Mercedes Conecto. Сотня таких машин турецкого производства была поставлена в столицу в конце 2014 года — буквально на излете того времени, когда государственные перевозчики еще могли закупать импортный подвижной состав.
И, заходя в этот автобус, даже и не скажешь, что он уже почти шесть лет провел на столичных улицах. Внутри тихо, ничего не гремит и не дребезжит, а качество и продуманность интерьера просто на высоте. И она для продукции отечественных автобусостроителей остается недосягаемой до сих пор.
Где купить
В заключении следует сказать, что автобусы НефАЗ отличает многообразие характеристик, которые позволяют не только выполнить классификацию, но и сделать выбор модели с оптимальными параметрами. Соответствие требуемым клиенту характеристикам обеспечивает эффективность и рентабельность эксплуатации. Поэтому ознакомление и изучение характеристик техники является важным предварительным этапом покупки техники. Приобрести автобусы НефАЗ возможно у сотрудников производителя и у поставщиков, компании собраны в отдельном разделе нашего сайта. Компании, представленные на нашем сайте, также предоставляют ]аренды[/anchor], лизинга и переоборудования автобусов.