Уборочные машины: виды, характеристики, назначение. Коммунальная техника

Уборочные машины составляют основу дорожного технического обеспечения коммунальных служб. Автопарк таких организаций в обязательном порядке содержит модели для работы с бытовым мусором, осадками и другими видами загрязнений. Машины различаются по рабочим техническим параметрам, эксплуатационным возможностям и степени автономности с точки зрения дальнейшего обращения с собранным материалом. Основу же данного сегмента составляют подметально-уборочные машины, к которым относится прицепная, вакуумная и прочая техника.

Основные характеристики уборочных машин

Отечественные машины, обслуживающие коммунальное хозяйство, как правило, базируются на платформах шасси КамАЗ, МАЗ и ЗИЛ. Впрочем, активное распространение иностранных моделей нередко отводит на второй план этот аспект выбора. Существеннее оказываются параметры рабочих органов уборочной техники, которые непосредственно влияют на эффективность процесса. В классическом исполнении такие машины снабжаются баками с водой, бункерами для смета мусора и щетками. Резервуары для воды могут иметь объем на 1000-2000 л в зависимости от мощности того же шасси и потребностей в плане обеспечения рабочих операций. Что касается мусорных бункеров, то комбинированные уборочные машины снабжаются емкостями на 6-8 м3. При этом далеко не всякая подметальная техника в принципе предусматривает возможность установки таких агрегатов. Щеточные функциональные органы представлены в разных модификациях и конфигурациях. Типовая схема оснащения предполагает использование задних щеток, длина которых составляет около 2 м. Ширина может варьироваться от 0,5 до 1 м.

Мусоровозы с задней загрузкой

Этот тип спецтехники является более технологичным и удобным, однако, и как следствие, более дорогим и требовательным в обслуживании. Данные машины часто покупают коммунальные хозяйства больших городов – несмотря на свою цену, они превосходно справляются с самыми разными задачами, а благодаря высокому коэффициенту сжатия способны перевозить больше грузов, что позволяет автопарку сократить число используемых автомобилей.

Достоинства:

  • Адаптация к разным контейнерам и видам работ;
  • Практически нет разбрасывания мусора;
  • Безопасность – движущиеся части за пределами авто отсутствуют;
  • Автоматический режим и возможность ручной загрузки.

Недостатки:

  • Стоимость и цена обслуживания;
  • Модели с высоким уровнем уплотнения, как правило, производятся заграницей и стоят в два-три раза дороже российских аналогов.

Важный факт – шасси белорусского/российского производства лучше подходят для грунтовых дорог, чем западные конкуренты.

GeesinkNorba GPM IV

Стоимость: 15 500 321 руб.

Как понятно из названия раздела, погрузочный механизм у данных автомобилей располагается сзади кузова. Такие мусоровозы часто можно встретить в России практически во всех коммунальных службах. Однако если говорить о конкретной модели, то лидером уже долгое время остаётся голландская компания GeesinkNorba. Их модели имеют очень разную направленность и функционал, но наиболее популярным решением с хорошим соотношением цена/качество является именно GPM IV. Среди особенностей надстройки выделяется надёжность, и способность работать в тяжёлых условиях продолжительное время.

Стоит заметить, что мусоровоз имеет достаточно продвинутую конструкцию, основанную на уникальных технологиях. Так, прессующий механизм способен выдать невероятно высокий коэффициент уплотнения, который доходит до 7. Также, важное нововведение компании в размещении мусора – большинство аналогов прессуют отходы, упирая их в верхнюю часть кузова, что способствует быстрому износу основных частей. Инженеры GeesinkNorba пошли дальше в этом вопросе и создали систему, которая способна распределять мусор равномерно по всему кузову, тем самым не только защищая от преждевременного износа части машины и продлевая срок её эксплуатации, но и увеличивая полезный объём бака. Сюда также стоит отнести и возможность погрузки габаритных отходов – ширина загрузочного отверстия равна ширине всего кузова, так что никаких проблем с крупногабаритными вещами в условиях городского использования возникнуть не должно.

Сами кузова выпускаются в различных вариациях – от 12 до 28 м3, однако независимо от размеров изготавливаются из Hardox и Domex стали, которая обладает отличными качествами и позволяет длительное время работать под серьёзной нагрузкой.

Также, часто данную модель используют для транспортировки крупногабаритных объектов на полигоны утилизации или мусороперегрузочные станции. К слову, подъёмное устройство машины является многофункциональным и обладает грузоподъёмностью до 1 тонны, что позволяет ему работать с абсолютным большинством контейнеров, которые используются в России. Ещё одна интересная особенность GeesinkNorba GPM IV – предусмотренное ручное опускание крыши люка с нижним брусом при загрузке крупногабаритных мешков с отходами.

С учётом того, что в мире активно развивается производство электрокаров, GeesinkNorba уже сейчас разрабатывает машины с установкой оборудования на шасси, оснащённое электрическим двигателем.

Достоинства:

  • Удобны в эксплуатации;
  • Множество вариаций и моделей;
  • Высокий коэффициент уплотнения;
  • Равномерное распределение мусора;
  • Возможность погрузки габаритных отходов;
  • Прочная и долговечная сталь Hardox и Domex;
  • Высокая грузоподъёмность;
  • Грузоподъёмность манипулятора.

Недостатки:

  • Стоимость;

Основные технические характеристики: стандартное шасси MAN TGM 19.250, вместимость кузова – 21 м3, топливо – дизель, уплотнение 7:1, грузоподъёмность манипулятора до 800 кг.

КО-440В new

Стоимость: 4 752 000 руб.

Отечественные производители тоже имеют неплохие модели в наличии, и одна из них это производимая Арзамасским заводом коммунального машиностроения КО-440В new. Как видно из приставки «new», это доработанная версия популярного мусоровоза, которая получила увеличенный кузов на 3 м3, а также больший коэффициент уплотнения (есть возможность вручную регулировать давление создаваемое пресс-плитой). Объём бака позволяет без проблем загрузить 100 баков европейского стандарта по 1,1 м3.

Из плюсов стоит выделить вынесенные на боковые стены гидроцилиндры. Такое решение способствует продлению срока эксплуатации, а также значительно упрощает процессы ремонта.

Кузов выполнен из цельнометаллической пластины, имеет сферические боковины (усиленные гнутым профилем), выполняющие роль рёбер жёсткости, за счёт чего повышается прочность и показатели долговечности кузова. К слову, все эти нововведения присутствуют не просто так – кузов действительно рассчитан на большие нагрузки. Интересной особенностью также является усиленный низ загрузочного ковша (его толщина 8мм). При желании покупателя, завод изготавливает ковш из прочной марки стали HARDOX 400.

Процесс прессования также был переделан, так что в итоге время полного цикла сократилось до 25 секунд. Ещё одним плюсом можно назвать полную выгрузку отходов из ковша – в нём не остается, каких либо остатков. Весьма полезной окажется и присутствие шиберного крана для системы дренажного слива из ковша, что значительно упрощает работу в условиях низких температур. Однозначным достоинством, которое нельзя не выделить, является большой клиренс. И хотя изначально он разрабатывался для повышения проходимости на мусорных полигонах, даже на обычных дорогах в некоторых странах СНГ этот фактор будет существенным плюсом.

Интересно, что в стандартный комплект входит «фартук» — устройство, которое делает невозможным просыпание частичек отходов во время разгрузки. В качестве дополнительной опции можно приобрести систему взвешивания баков, которая способно распознавать баки по номеру. Есть возможность заказа и монтажа портального захвата (с помощью можно загружать крупногабаритный мусор до 3 тонн).

Достоинства:

  • Простота в обслуживании и ремонте;
  • Хорошая прочность кузова;
  • Усиленный загрузочный ковш;
  • Возможность заказа моделей из прочной и долговечной стали HARDOX 400;
  • Дренажный слив из ковша;
  • Большой клиренс (хорошо подходит для грунтовых дорог и мусорных полигонов);
  • «Фартук» в комплекте;
  • Наличие дополнительных опций.

Недостатки:

  • Время прессования;
  • Цена выше чем у отечественных конкурентов (хотя если рассматривать его как недорогой аналог GeesinkNorba GPM IV, то покупка выглядит оправданной).

Основные технические характеристики: стандартное шасси КамАЗ-53605, вместимость кузова – 19 м3, топливо – дизель, уплотнение от 2,5 до 7, грузоподъёмность: отходов до 7275 кг, манипулятора до 800 кг, портального захвата до 3000 кг.

Farid Т1

Стоимость: по запросу на официальном сайте (формируется на основании многих факторов).

Это ещё один «иностранец» хорошо прижившийся в постсоветских реалиях. Главное преимущество итальянского мусоровоза, помимо надёжности, — это, безусловно, то, что он большегрузный, а значит, способен не только транспортировать значительные объёмы отходов, но и качественно уплотнять, перевозить и разгружаться (самостоятельно, данный процесс полностью механизирован) без потери содержимого. Примечательно, что помимо автоматической загрузки FARID Industrie S.p.A. предназначен и для ручной сборки твёрдого мусора, что значительно расширяет спектр возможностей данной машины.

Кузов «итальянца» каркасный, выполнен из труб с квадратным сечением. Внутри же бак выполнен в виде стальной сферы, материал которой устойчив к деформации и разрушению. Благодаря использованию цельных листов стали, стенки обладают хорошей жёсткостью, а также правильно распределяют нагрузку. К слову, форма бака способствует полному выходу жидкостей, что предотвращает появление ржавчины и коррозии.

Гидроцилиндры, как и у отечественного КО-440В new, вынесены за пределы кузова и, при этом, ещё дополнительно защищены откидными панелями. Сама система уплотнения двух плит движущимся по направляющим. А вот автоматическая разгрузка происходит благодаря изогнутой плите, отличающейся высокой прочностью и формой способствующей удалению всех нечистот. Также стоит заметить, что кантовать для мусорных баков оснащён как еврозахватом, так и гребешковым, и соответствует DIN-стандарту.

Стандартная вариация FARID Industrie S.p.A. работает с контейнерами объёмом не более 1,1 м3, однако по заказу фирма изготавливает и устанавливает портальный загрузчик вплоть до 8 м3.

Достоинства:

  • Полная автоматизация;
  • Большегрузный;
  • Возможность ручной погрузки;
  • Корпус прочный, долговечный и устойчивый к деформациям;
  • Система стока жидкостей;
  • Равномерное распределение нагрузки;
  • Гидроцилиндры вынесены и дополнительно защищены;
  • Широкий спектр возможностей;
  • Уплотнение 6:1.

Недостатки:

  • Цена;
  • Сложности с ремонтом.

Основные технические характеристики: стандартное шасси КАМАЗ, МАЗ, вместимость кузова – 19 м3, топливо – дизель, уплотнение 6:1.

Hidro-Mak

Стоимость: 6 114 242 руб (цены очень различаются в зависимости от шасси и дополнительных опций).

А вот это действительно продвинутая машина, способная не только перевозить мусор и имеющая встроенную систему мойки мусорных баков. Кажется чем-то сложным, однако эта модель уже присутствует на дорогах России и завоевала определённую популярность.

Сама моечная установка располагается в задней части кузова и состоит из пары форсунок, вращением которых можно управлять и подбирать давление в пределах 80-100 бар. Сам бункер мусоровоза имеет объём 19 м3. А сразу за кабиной водителя монтируется бак с чистой водой на 1900 литров. В среднем на мойку одного бака использует до 20 литров воды. При средней производительности насоса 45–66 л/мин можно вымыть порядка 2-4 контейнеров в минуту (от 15 до 30 секунд на бак). Примечательно, что вся грязная вода собирается в специальном баке немного меньшего объёма (1400 м3). Интересно, что в комплекте поставки присутствует пистолет для ручной мойки, что позволяет при необходимости очистить саму машину или площадку где стоят мусорные баки.

Однако за удобство приходится платить в прямом смысле – дополнительные баки стоят денег, они имеют приличный вес, а системы требуют расхода топлива для работы. Также, обязательно стоит учесть, что во многих регионах России эксплуатация машины будет затруднена в холодное время года. Впрочем, за дополнительную плату производитель оборудует автомобили системой подогрева воды, так что всё упирается лишь в финансы. Ещё один неприятный момент в работе таких установок это шум – вряд ли жители близлежащих домов оценят действительно громкий звук работы моющей системы в 6 утра. Впрочем, как и писалось выше, машина и не является массовой на постсоветском пространстве, однако уже приобрела определённую популярность как универсальная коммунальная техника.

Достоинства:

  • Универсальная машина;
  • Качество и надёжность;
  • Огромное число дополнительных опций;
  • Моечная установка;
  • Возможность ручной мойки;
  • Хороший уровень уплотнения;
  • Недорогое и практичное шасси КАМАЗ.

Недостатки:

  • Стоимость;
  • Работа в холодное время года может быть ограничена;
  • Шум;
  • Небольшая распространённость в странах СНГ.

Основные технические характеристики: стандартное шасси КАМАЗ, Mitsubishi Fuso, вместимость кузова – 18 м3, топливо – дизель, уплотнение 6:1. Производитель предлагает большое число модификаций, которые в корне меняют как характеристики, так и цену машины.

Прицепные уборочные машины

Данный класс представляет несамоходная буксируемая техника, располагающая одной или двумя колесными осями и работающая в сцепке с самосвалом. В составе таких уборочных машин также предусматривается индивидуальная силовая установка, которая может быть представлена бензиновым или дизельным двигателем. Прицепное устройство фиксируется к узлам фаркопа основного транспортного средства. Также уборочные машины такого типа предусматривают наличие специальной ленты, обеспечивающей смет мусора в контейнер самосвала, а также систему щеток. Некоторые версии прицепной техники располагают большей автономностью, имея в собственном составе бункерные установки, которые, впрочем, также агрегатируются с ведущей машиной. К недостаткам прицепных машин относят их массивность, широкий угол разворота и высокий топливный расход. Особенно в сцепке с трактором или самосвалом эксплуатация таких средств обходится довольно дорого. С другой стороны, обеспечивается высокая эффективность уборочного процесса.

Подметальная техника

Это наиболее популярный вид уборочной коммунальной техники, предназначенной для работы на дорогах. В базовых комплектациях такие машины снабжаются баком с водой, бункером для мусора и системой щеток. Емкость с водой может составлять порядка 1 м3, а мусорный контейнер располагает вместимостью до 2 м3 – это показатели типовых модификаций. Что касается щеток, то максимальная длина данного органа составляет порядка 3 м. Интересные разработки в последнее время предлагает завод коммунальной техники «Элеватормельмаш». В частности, широкое распространение получили уборочные машины серии «Магистраль». За одну смену такие модели способны обслуживать до 52 км уличной дороги. Столь высокие рабочие показатели обусловлены использованием мощного дизельного двигателя, силовой потенциал которого составляет порядка 60 кВт.

Специфика и возможности техники

Как представитель отдельной касты специализированной техники машина-мусоровоз выделяется на фоне авто для коммунального сектора не только спецификой использования, но и особенностями конструкции и оснащения. Агрегаты интегрируют на базе грузового шасси, где надстройкой им служит вместительный кузов контейнерного типа с вариативным способом загрузки.

А обязательным дополнением для автоматической загрузки в бункер отходов — манипулятор со специальным захватом под типовые и евроконтейнеры или загрузочной плиты. Такие машины способны работать с ТБО 1-5 классов опасности, гарантировать безопасность и герметичность мусора, перевозимого насыпью, навалом или в специализированной таре.

Машины-пылесосы

В дополнение к щеточным и поливочным машинам производители выпускают вакуумные модели уборочной дорожной техники. Необходимость применения таких модификаций обусловлена тем, что традиционные подметальные агрегаты осуществляют сборку мусора, но не избавляют улицы и площадки от пыли. Более того, они разметают пыль по окружающему пространству, что усугубляет экологическую обстановку. Не справляется с данной проблемой и поливочная техника, которая хоть и удаляет пыль с дорог, но при этом забивает жидкой грязью канализации. В свою очередь, вакуумно-уборочная машина всасывает пыль, не забивая ею коммуникации. Принцип действия таких моделей напоминает строительный пылесос, только более высокой мощности. Рабочие органы собирают пыль с мусором в тот же бункер и доставляют его к пунктам утилизации. Расход по воздуху в процессе всасывания в среднем составляет 6000-9000 м3/ч.

Снегоуборочная машина

Техника для уборки снега представлена отдельной категорией сезонных машин. Сразу важно разделить этот сегмент на два типа – полноценные транспортные средства и оборудование с одной осью, которое не относится к самоходной технике. Несмотря на преимущества машин, обеспеченных бункерами для сбора снега, в большинстве случаев их функциональность и высокая производительность оказываются излишними. Кроме того, массивность и низкая маневренность таких машин не позволяют их использовать в условиях тесных улиц, особенно в периоды обильных осадков. Поэтому в качестве альтернативы может рассматриваться двухколесная снегоуборочная машина, основу конструкции которой составляют лопасти, шнековые механизмы и устройство для выброса. Ширина снегоочистки варьируется от 30 до 80 см, а дальность выброса составляет порядка 1-1,5 м. Такие модели целесообразно использовать также при очистке небольших площадок у подъездов и тротуаров.

Мусорный бизнес и его составляющие

После законодательного оформления мусорной реформы права на сбор и утилизацию ТБО и ТКО отдали на откуп региональным игрокам. Благодаря чему, с одной стороны, рабочие схемы обрели некоторую прозрачность, а с другой, — обнажили проблему нехватки соответствующих автомашин. Обещанного субсидирования из рук госаппарата операторы ждут уже года три; именно столько времени прошло с того момента, как мусорная отрасль заявила о поредении и технической несостоятельности своего парка. В новых условиях работать по старинке, с обычными грузовиками, уже не получается: объёмы мусора растут с арифметической прогрессией, ужесточаются и требования экологических стандартов к спецтехнике.

Универсальная уборочная машина

Это наиболее сложная транспортная техника, в которой предусматривается широкий набор функционального оснащения. Среди базовых задач, которые выполняют такие машины, можно выделить подметание, поливку и сбор мусора. При этом каждая из перечисленных функций выполняется не как опциональная или вспомогательная, а в полноценном формате. Например, для подметания в одной модели может задействоваться сразу несколько щеток, среди которых задние и передние агрегаты. Кроме того, подметально-уборочные машины универсального типа могут снабжаться и стандартными мусорными, и снежными щетками. Поливочное оборудование представлено насосными узлами и средствами для выполнения мойки, что позволяет выполнять комбинированную уборку. Также в зависимости от модификации универсальная техника может обеспечиваться передними и средними отвалами с зубчатыми ножами и пескораспределителями.

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Мусороуборочная техника (мусоровозы) предназначена для загрузки, уплотнения, транспортировки и выгрузки в месте утилизации бытового и строительного мусора. На сегодняшний день в этом сегменте рынка представлен большой ассортимент коммунальной техники отечественного и импортного производства.

Модели отличаются по базовому шасси, способу загрузки и выгрузки мусора, массе перевозимого мусора и коэффициенту его уплотнения в кузове. Основными видами мусоровозной техники являются: кузовные машины с боковой загрузкой, с задней загрузкой, самосвальные машиныбункеровозы, контейнерные и портальные мусороуборочные машины. Мусоровозы с боковой загрузкой предназначаются для загрузки ТБО и другого мусора, для его последующего уплотнения и механизированной выгрузки в местах утилизации либо на свалках.

В состав спецоборудования входят: надрамник, кузов, толкающая плита, гидроманипулятор, гидравлическая и электрическая системы. Отходы в кузов машины загружаются из контейнера боковым манипулятором, после чего они уплотняются толкающей плитой. Выгружается мусор также с помощью толкающей плиты при поднятом кузове.

Мусоровозы с боковой загрузкой классифицируют по типу базового шасси — на малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Малотоннажные мусоровозы чаще всего устанавливают на шасси ГАЗ-3307

или
ГАЗ-3309
. Эти малогабаритные мобильные машины предназначены для вывоза твердого бытового мусора из небольших жилых кварталов. Кроме того, компактные размеры таких мусоровозов позволяют подъезжать к труднодоступным местам загрузки отходов в городских районах с плотной жилой застройкой и узкими дорогами. Средняя вместимость кузова такой машины составляет 5—8 м3, масса перевозимого мусора — 2000— 3300 кг.

Среднетоннажные мусоровозы устанавливают на более «весомые» шасси — ЗИЛ-433362, ЗИЛ-432932, ЗИЛ-494560, «Амур-53131», КАМАЗ-4308, МАЗ-4370, МАЗ-4380 и др. Они используются для вывоза как бытового, так и крупногабаритного мусора (в том числе строительного). Кузов этих машин вместителен — от 8 до 11 м3, в нем можно перевозить от 4150 до 5500 кг мусора. Хорошую маневренность «среднетоннажнику» обеспечивает двухосное шасси, позволяя работать в стесненных условиях — в районах плотной застройки, зонах массового отдыха, парках, выставочных комплексах и т. п.

Крупнотоннажные мусоровозы устанавливают на шасси МАЗ, КАМАЗ, «Урал» и др. Эта техника предназначена для вывоза большого количества мусора. В зависимости от модели шасси и грузоподъемности, машины могут вывозить от 5700 до 12500 кг отходов объемом от 16 до 24 м3.

На российском рынке зарубежные мусоровозы с боковой загрузкой представлены меньше, чем отечественные. Машины подобного рода выпускает немецкая фирма FAUN Kirchoff Gruppe

(модели Sidepress и Twinpress) и др. «Иностранцев» чаще всего можно увидеть в автопарках коммунальных служб больших городов. В отличие от импортных, у отечественных мусоровозов люк приемного бункера расположен сбоку, а не сверху, кроме того, захват гидроманипулятора позволяет грузить контейнеры объемом до 1,2 м3.

Как и их «собратья» с боковым видом загрузки, мусороуборочные машины с задней загрузкой предназначены для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов и иного мусора. Они разделяются на два класса. К первому классу относятся мусоровозы с ручной погрузкой мусора в ковш с последующей механизированной загрузкой в кузов. Ко второму классу, в основном, принадлежат большегрузные мусоровозы, которые с помощью гидравлических кантователей загружают отходы из специальных контейнеров и бункеров. Задний борт таких машин состоит из приемного бункера и механизма для прессования. Механическим путем отходы загружаются через насыпной край в приемный бункер, после чего уплотняются и проталкиваются в кузов механизмом для прессования. Выгружается мусор после открытия заднего борта машины с помощью выталкивающей плиты.

Отдельный вид мусоровозов составляют самосвальные машины-бункеровозы, используемые для транспортировки стандартных бункеров (БН-3У и др.) с твердыми бытовыми или промышленными отходами, для перевозки и самосвальной выгрузки крупногабаритных и сыпучих грузов. Такие мусоровозы оборудуются рамой, бункером-контейнером, порталом, аутригерами, гидравлической, электрической и пневматической системами. С помощью портала водитель-оператор снимает с рамы бункер-контейнер и устанавливает его на ровную поверхность в месте сбора отходов. Загружают контейнер вручную или погрузчиком, после чего с помощью портала устанавливают на раму автомобиля. Выгружают мусор самосвальным способом.

Еще один вид мусоровозов — контейнерные и портальные. В них можно механически загружать контейнеры с ТБО и с промышленным мусором, находящимся в жилых районах или на мусороперегрузочных станциях. Универсальность данной машины заключается в том, что она может одновременно перевозить до трех контейнеров.

Основная особенность мусоровозов, независимо от вида,— это их способность к подъему бака (контейнера). Мусор выгружается буквально за минуту, и затем уже пустой бак ставится на место. Объем кузова машины составляет от 6 до 20 м3, грузоподъемность — от 2 до 10 т. Важный показатель эффективности мусоровозной техники — коэффициент уплотнения. Он рассчитывается для машин с функцией прессования мусора и составляет от 2,5 до 6 единиц. Отметим, что наибольший коэффициент уплотнения характерен для мусоровозов на большегрузных шасси.

В качестве шасси для мусороуборочной техники в России чаще всего используются: отечественные — КамАЗ, «Урал», ЗИЛ, МАЗ, ГАЗ; зарубежные — Scania, Mercedes Benz, Renault, Volvo, Ford, MAN, Iveco и др. Наиболее востребованы двух- и трехосные шасси. Среди компаний, занимающихся выпуском машин для вывоза мусора, — «Спецтранс» (Санкт-Петербург), БМЗ (Балахна), «Коммаш» (Мценск), «Экомтех/ РАРЗ» (Ряжск), «Пламя» (Пермь), «Коммаш» (Арзамас), ООО «Берц» (Рязань). Монтаж и продажу мусоросборочной техники ведущих мировых производителей (JOAB, NORBA, NTM, CosEco) осуществляет (Санкт-Петербург): машины с задней, боковой или фронтальной загрузкой, многокамерные, с гидроманипуляторами.

— Традиционно сложившаяся в России технология сбора, транспортировки и утилизации ТБО вот уже много лет остается без коренных изменений: это стандартные металлические контейнеры 0,75 м3, размещенные на контейнерных площадках или в подъездных мусоропроводах многоэтажных жилых районов, которые возможно освободить только боковыми манипуляторами мусоровозов,— рассказывает Татьяна Комиссарова, ООО ТК «Коммаш» (г. Арзамас Нижегородской области).— С появлением пластиковых и оцинкованных евроконтейнеров на колесах с крышками во многих крупных промышленных городах получила развитие система сбора мусора с помощью задней механизированной загрузки. Это привлекло на российский рынок многих зарубежных производителей из Германии (Faun, Zoeller), Финляндии (NTM), Швеции (Norba), Италии (Farid, Mazzocchia), Японии, США (Heil, McNeilus) и других стран, которые давно производят мусоровозы с задней механизированной загрузкой для контейнеров объемом от 0,12 до 1,1 м³.

В России распространено несколько способов сбора бытовых отходов. Наиболее перспективным считается использование евроконтейнеров. На данную технологию, заимствованную нами из Европы, почти полностью перешли жилищно-коммунальные службы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Тюмени и ряда других крупных городов. Отметим, что евроконтейнеры достаточно вместительны — их объем по EN 840-3 нормирован на 660, 770, 1000, 1100 л.

Для обслуживания евроконтейнеров используются мусоровозы с задней загрузкой — как на отечественном (МАЗ, КАМАЗ и др.), так и на иностранном шасси (Iveco, Volvo, Scania и др.). Другой способ сбора бытовых отходов — в стандартные металлические контейнеры объемом 0,75 м3. Эта технология, использовавшаяся еще в советские времена, до сих пор является наиболее распространенной. Например, на улицах и во дворах Екатеринбурга установлено почти 9000 стандартных контейнеров (0,75 м3) и около 400 евроконтейнеров (число последних с каждым годом растет!). Для сбора отходов из стандартных контейнеров используются мусоровозы с боковой загрузкой, чаще всего — на отечественном шасси.

Еще один способ сбора бытовых отходов — применение съемных бункеров больших объемов (от 7 м3 и более). В этом случае мусор вывозят машины- бункеровозы, в основном российского производства. По мнению ряда специалистов, эта технология малоэффективна. Ее применение целесообразно лишь в том случае, когда нет возможности установить достаточное количество обычных контейнеров и вывозить их регулярно. Следует сказать, что не всегда себя оправдывает и контейнеризация ТБО. Например, при низкой плотности застройки (коттеджи) допускается выносить мусор, упакованный в пакеты, на обочину дороги — оставляя его прямо в пакетах или в индивидуальных баках (малогабаритных контейнерах, в Европе — нормированных по DIN 30740 на емкость 80, 120, 140 л). Такие пакеты затем загружаются вручную в приемник мусоровоза с задней загрузкой. Могут возникнуть проблемы при вывозе бытовых отходов с труднодоступных площадок (плотная застройка), к которым территориально ограничен подъезд. Для этих работ рекомендуется использовать мусоровозные машины с определенным типом загрузки.

— Так, автомобилю с боковой загрузкой требуется немало свободного пространства, чтобы высыпать содержимое контейнера в кузов, в то время как автомобилю с задней загрузкой этого пространства требуется намного меньше,— рассказывает Евгений Устьянцев, директор ЕМУП «Спецавтобаза» (г. Екатеринбург).— Более того, все виды евроконтейнеров снабжены колесами. Если подъезд к площадке перегорожен — грузчик может легко докатить контейнер до мусоровоза и обратно. От типа загрузки зависит и коэффициент прессовки мусора в кузове. Следовательно, от этого же зависит количество отходов, которые мусоровоз может вывезти за один рейс. В съемном контейнере мусор не прессуется вообще. Получается, что машина везет не столько мусор, сколько сам тяжелый металлический контейнер и «пустое место» в нем. Коэффициент прессовки у машины с боковой загрузкой — от 2 до 2,5. Коэффициент прессовки у машины с задней загрузкой — более 5. Кроме того, машина с боковой загрузкой и бункеровоз могут работать лишь с одним типом контейнеров. Машина с задней загрузкой забирает евроконтейнеры любого типа.

Тем не менее, до сих пор самым распространенным видом мусоровозов в России остаются машины с боковой загрузкой. По наблюдениям специалистов, внутри этого сегмента распределение долей между малотоннажной, среднетоннажной и крупнотоннажной техникой примерно одинаковое, с небольшим преимуществом в сторону последней. Остается актуальной тенденция увеличения продаж крупнотоннажных мусоровозов на шасси КамАЗ.

Несмотря на активное проникновение в последние годы на наш рынок иностранной техники, основу российского коммунального автопарка по-прежнему составляют машины отечественного производства. Их основное конкурентное преимущество — это доступная цена. Если новый отечественный мусоровоз можно купить за 1—1,5 млн руб., то импортный стоит в два, а то и в три раза дороже. Кроме того, следует учитывать, что мусоровозы на отечественных шасси — это, как правило, серийные модели, которые всегда есть в наличии, в то время как импортная техника нередко идет под заказ. Немаловажно и то, насколько развита сеть сервисных станций. Иностранную технику не починишь в гараже автотранспортного предприятия — как из-за отсутствия нужных запчастей, так и необходимой специальной квалификации механика.

Важное конкурентное преимущество иностранных мусоровозов заключается в их качестве, надежности и экономичности: основные узлы оборудования сделаны из высококачественной стали, используются электронные системы управления рабочими органами, предусмотрены датчики слежения за работой мусоровоза, созданы комфортные условия для водителя и оператора. Немаловажно, что в ходе эксплуатации импортных мусоровозов экономятся время и средства: больший размер контейнера, отсутствие грузчика, водитель может собирать контейнеры не выходя из кабины.

— Импортный мусоровоз при объеме кузова 12 кубометров вывозит за рейс около 70 кубометров отходов,— поясняет Сергей Антонов, директор ООО «Экосистема» (г. Екатеринбург).— Российская машина с кузовом аналогичного объема вывозит не больше 30 кубометров. Стремясь сделать стоимость зарубежных мусоровозов более доступной, российские производители самостоятельно производят крупноузловую сборку импортного оборудования и его установку на шасси. По их утверждению, цена машины при этом становится в 1,5—2 раза дешевле при сохранении эксплуатационных и качественных характеристик. Помимо этого, в стремлении сэкономить коммунальщики нередко предпочитают не покупать новую технику, а частично заменять систему и оборудование для сбора мусора. Самая универсальная, устанавливаемая на мусоровозы,— это система мультилифт, имеющая довольно простую конструкцию. Мультилифт — это не что иное, как погрузочно-разгрузочный механизм, который приводится в действие с помощью гидравлического привода. Необходимые функции он выполняет тросовым крюковым захватом. На мусоровозы эту систему монтируют, как правило, на усиленный подрамник. Все чаще современные мусоровозы оборудуют системами лифтдампер и фронтлоудер, которые также призваны упростить разгрузочно-погрузочные работы.

Своевременный вывоз мусора — проблема, с которой сталкивается население большинства городов как за рубежом, так и в нашей стране. Среди основных тенденций развития рынка мусоровозной техники в плане разработки новых моделей и модернизации оборудования стоит отметить евроконтейнеры и машины с задней загрузкой, переход на шасси стандарта ЕВРО-5, внедрение гибридных технологий, широкий спектр размеров спецтехники (от «газели» до большого грузовика), надежное гидравлическое оборудование, способное поднимать любые виды контейнеров.

Новое направление в системе сбора и утилизации отходов, пришедшее к нам из Финляндии,— использование заглубленных подземных контейнеров. Они загружаются в мусоровозную машину при помощи краноманипуляторной установки, находящейся за кабиной водителя. Первые мусоровозы с КМУ, которые стали использоваться в России, сделаны за рубежом. Обратим внимание на машины с фронтальной загрузкой, в которые ТБО загружают с помощью кантователя, опускающегося перед кабиной водителя. Идея их создания возникла при попытке объединить преимущества транспортного мусоровоза и погрузчика. Эта техника с конца 1980-х годов широко применяется в странах Европы и Америки. А вот отечественным коммунальным службам она пока мало знакома (за исключением Москвы). Одна из причин этого заключается в размерах стационарных контейнеров (5 м3), которые используются в работе с машинами с фронтальной загрузкой. Немаловажно, что подобным большегрузным мусоровозам (вместимостью 26—30 м3) необходимы специальные площадки с удобным для фронтальной загрузки подъездом.

Аналогичная ситуация сложилась с машинами для раздельного сбора мусора, широко распространенными в странах Европы. В России к их массовому внедрению коммунальные службы пока не готовы. Так или иначе, отечественные и зарубежные производители коммунальной техники на сегодняшний день предлагают мусоровозы разных моделей. Выбор нужной модификации машины зависит от нескольких факторов — это количество и объем отходов, вид мусора (бытовой или строительный), а также от территориальных особенностей местности, на которой технике предстоит работать. Сегодня коммунальные службы делают ставку на современные, хорошо оснащенные мусоровозы, комплектация которых позволяет не только максимально ускорить разгрузочно-погрузочные работы, но и использовать разные типы контейнеров, снизить затраты на топливо (сократив количество рейсов), обеспечить полный сбор мусора и чистоту площадки.

Автор: ТЕХНОmagazine
Поделиться

Мусоровозы

Далеко не всякая техника, осуществляющая непосредственную уборку мусора, также выполняет и его сбор. Но даже в случае оснащения тех же подметальных машин бункерами для смета, они не способны вывозить большие объемы собранного материала. Для этой задачи предназначены специально укомплектованные мусоровозы. Базируется такая техника на грузовых автомобилях, которые дополняются вместительными бункерами для загрузки, последующего уплотнения и перевозки мусора. В зависимости от модели, уборочные машины такого типа могут вмещать до 3,5 т отходов. По габаритам возможности приемки варьируются от 20 до 50 м3. При этом сама загрузка может осуществляться как вручную, так и при помощи специальных механизмов – с задней части машины или сбоку.

Подводя итоги

Сегодня на рынке коммунальной техники происходят большие перемены – старые, громыхающие и неэффективные мусоровозы постепенно заменяют новенькие модели с огромным перечнем возможностей. Однако, несмотря на все старания инженеров тенденции последних лет неизменны – мусоровозы с боковой загрузкой понемногу сами стали отправляются на свалку, проигрывая машинам с задней загрузкой. Да, пока за ними есть одно весомое преимущество – стоимость. Однако многофункциональность, удобство, эффективность и безопасность (стоит выделить отдельно, ведь при боковой загрузке механизмы поднимаются на высоту до 3 метров, в то время как задние редко превышают планку в 1.5 метра) заставляют всё больше коммунальных хозяйств отказываться от проверенных моделей в пользу новинок.

Кроме этого задняя схема загрузки подразумевает ручную загрузку, что иногда просто необходимо, а также обладает большей уплотняющей способностью. Да и в долгосрочной перспективе приобретение такой машины выгодно – она вмещает больше мусора, а значит, способна перевозить грузы за меньшее количество раз, что позволяет экономить на топливе, и даже на количестве автомобилей. Впрочем, на сегодня выбор коммунальных машин настолько велик, что вполне можно подобрать автомобиль, под любые потребности, начиная от недорогих и простых в обслуживании отечественные моделей, и заканчивая дорогими технологичными гигантами мирового масштаба.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]