Место | Наименование | Характеристика в рейтинге |
ТОП-5 лучших самосвалов |
1 | Scania G440 | Современный универсальный самосвал |
2 | КАМАЗ 65115 | Надежность и неприхотливость |
3 | HOWO 6×6 | Выгодное сочетание цены и качества |
4 | МАЗ 5550 | Лучшая цена |
5 | Volvo FMX | Комфорт и удобство |
В трудовой деятельности общества огромную роль играют грузовые автомобили. В ряде отраслей приоритетом пользуются саморазгружающиеся машины. Они становятся незаменимыми помощниками при строительстве, в сельском хозяйстве, в добыче полезных ископаемых и т. д. В каждом случае руководители предприятий подбирают самосвалы с набором определенных свойств. Одним требуется максимальная грузоподъемность, другие ценят в грузовиках мобильность, а кто-то ориентируется только на свои финансовые возможности. Сегодня на российском рынке представлена техника со всего мира. Потребителю предлагаются дорожные машины, карьерные (внедорожные) самосвалы, техника для подземных работ. Чаще всего внимание привлекают модели универсального плана, которые способны перевозить разные грузы, как по асфальтированным трассам, так и по бездорожью. Чтобы подобрать подходящий автомобиль, эксперты рекомендуют учесть несколько факторов.
- Рачительные хозяева всегда хотят получить хорошую технику за минимальную сумму денег. Сегодня наряду с популярными российскими и белорусскими самосвалами успешно трудятся машины из Поднебесной. По некоторым показателям китайские грузовики уже выглядят предпочтительнее нашей техники.
- Но важно не только дешево купить грузовик, его придется еще обслуживать. Наличие запчастей, экономичность двигателя, неприхотливость к российским условиям, ремонтопригодность – это те моменты, которые могут оказать решающее влияние при покупке.
- Современные руководители не забывают и об удобстве работы водителя. Чтобы выдержать полную смену на самосвале, в кабине должны быть создан оптимальный микроклимат. Только в этом случае будет минимальное количество больничных листов.
В наш обзор попали лучшие самосвалы, которые уверенно колесят по дорогам России. При отборе претендентов учитывались следующие критерии:
- надежность и неприхотливость;
- универсальность;
- цена;
- мнение экспертов;
- отзывы потребителей.
Hitachi EH50000AC-3
Экскаватор-самосвал EH5000AC-3 является крупнейшим из RDT Hitachi с номинальной грузоподъемностью более 296 тонн и репутацией превосходного транспортного средства в отрасли открытых горных работ.
EH5000AC-3 зарекомендовал себя как чрезвычайно мощное и надежное решение для шахт по всему миру, с передовыми системами управления приводом, экономическими преимуществами, мощным двигателем и прочной структурой кузова. Общая масса самосвала – 500 тонн.
Как выбрать самосвал
Наиболее важная характеристика, по которой выбирают самосвал – грузоподъемность. Машины большой грузоподъемности экономически целесообразно использовать для выполнения значительных объемов работ.
Условия погрузки и разгрузки существенно влияют на выбор самосвала: если подъезды затруднены, нужна маневренная машина, способная выгрузить материал в нужном направлении.
Необходимо учитывать маршруты движения самосвала, выбирая тот, который имеет характеристики, допустимые на этих дорогах и пропуска, если в них есть необходимость. Учитывая эти условия, по техническим характеристикам выбирается соответствующий самосвал.
Komatsu 960E
Компания Komatsu America Corp. в 2007 году сообщила о выпуске электроприводного самосвала 960E-1 (960E). Самая большая из всей линейки карьерных самосвалов Komatsu, новая модель имеет полезную нагрузку 360 тонн и весит 576 тонн при полной загрузке.
960E уравновешивает полезную нагрузку, производительность и мощность, и предназначен для того, чтобы соответствовать сегодняшним потребностям промышленности.
Высотой почти 11 метров, 960E использует современный дизайн рамы и передовые технологии. Обладая более чем 3-х летним опытом работы (от угольных месторождений до глубокой добычи меди), Komatsu протестировала и доказала, что самосвал готов к сегодняшним потребностям отрасли.
Компания Komatsu, к слову, является мировым лидером в области карьерных самосвалов с электроприводом и первой в 1996 году представила системы переменного тока для карьерных самосвалов высшего класса с серийным выпуском 930E.
Сегодня 930E является самым продаваемым грузовиком «ультра-класса» с более чем 650 машинами, работающими в полевых условиях. 960E развивает этот успех и предлагает клиентам правильное соответствие производственных мощностей, скорости и эксплуатационных расходов. От прочного кузова до шин стандартного размера 56 / 80R63, 960E разработан, чтобы быть лидером по низкой цене.
Модель 960E оснащена двигателем Komatsu SSDA18V170, в котором используется уникальная двухступенчатая система обработки воздуха с турбонаддувом, обеспечивающая мощность 3500 лошадиных сил при минимальном удельном расходе топлива (BSFC) при номинальной мощности для данного класса грузовых автомобилей.
«Русские» против «иностранцев»
Исходя из многолетнего опыта общения с перевозчиками разных регионов России, могу с уверенностью сказать, что идеальной техники не существует. Ломаются и дешевые отечественные автомобили, и дорогие иномарки. Поэтому постулат об абсолютном превосходстве импортных автосамосвалов – не более чем миф или распространенное заблуждение.
Да, с отечественной техникой больше проблем, и в ряде случаев ее применение не столь эффективно, как более совершенных зарубежных аналогов. Да, удельная мощность европейских машин зачастую выше, чем у автомобилей российского, белорусского или украинского производства. Но шансы техники уравниваются за счет того, что сервисных пунктов для обслуживания КамАЗов, МАЗов, КрАЗов все-таки больше, чем фирменных СТО MAN, DAF, Volvo, Renault и прочих иностранных брендов. Запчасти для отечественной техники дешевле, а при необходимости несложный ремонт можно выполнить своими силами, без посещения фирменного сервиса. С иномарками дело обстоит иначе: оригинальные запчасти отнюдь не копеечные и не всегда есть в наличии на региональном складе, а для замены вышедшего из строя узла, как правило, требуется вмешательство квалифицированного специалиста.
Казалось бы, это должно ставить отечественные самосвалы в привилегированное положение. Но вот что удивительно – российские автоперевозчики не стремятся «брать числом», как раньше, и все чаще обращают свой взор на иностранные грузовики. Объясняется это простыми арифметическими вычислениями. Во-первых, полезная грузоподъемность зарубежных самосвалов в большинстве случаев выше, чем отечественных, и при сопоставимом расходе топлива «иностранец» везет груза больше, что влечет за собой реальную экономическую выгоду. Кузова иномарок более вместительны, к тому же почти всегда оборудованы обогревом, что снимает часть проблем по сохранности груза.
Во-вторых, машины западных производителей предпочтительнее благодаря широкому набору дополнительного оборудования. Для водителя можно создать максимально комфортные условия, а самосвал сделать оптимальным с точки зрения решаемых транспортных задач. Обогрев топливного бака, подогрев аккумуляторного ящика, усиленная подвеска и прочие опции позволяют сделать технику пригодной для самых суровых условий эксплуатации.
Но при плохой предпродажной подготовке или недокомплекте европейские машины в первые месяцы работы очень уязвимы. Известны случаи, когда из-за невнимательного отношения техперсонала торгующей организации покупателю приходилось снимать с маршрута новые автомобили из-за пустяковых поломок.
Terex Titan 33-19
Самосвал Terex Titan 33-19, который весит 260 тонн в пустом состоянии, был выпущен в далёком 1973 году. С тех пор его затмили по мощности, но с точки зрения размера, он все еще способен конкурировать с новинками. Вместе с грузом он весит 317 520 кг.
Титан 33-19 был собран в Лондоне и Онтарио компанией Terex, которая в то время была дочерней компанией General Motors. Самосвал удерживал рекорд по величине с 1973 по 1988 год.
Производитель
От этого фактора зависит не только внешний вид автомобиля, но также его надежность и работоспособность. На нашем предприятии производится исключительно качественная техника, которая может быть собрана с учетом индивидуальных пожеланий заказчика. Отличается долговечностью, так как в работе используются только проверенные временем комплектующие и оборудование. Поэтому готовы давать гарантию качества на продукцию.
В самосвалах используются механизмы только от европейских производителей, надежная конструкция. К каждому клиенту формируется индивидуальный подход. При необходимости существует возможность организовать доставку в регионы или изготовить технику под заказ.
XCMG DE400
XCMG DE400 – это карьерный самосвал с грузоподъемностью 363 тонны. Имея длину 16 м и высоту 7,6 м, DE400 может транспортировать различные материалы от почвы и угля до горных пород.
При максимальной нагрузке при подъеме для достижения максимального предела требуется всего 24 секунды. Этот самосвал имеет максимальную скорость при полной загрузке 50 км в час.
В нем используются два 20-цилиндровых дизельных двигателя Tier-2 MTU 4000 Series с общей мощностью 3 650 л.с. В последней версии самого большого самосвала в Китае уже используется электрический привод, разработанный самой XCMG, что делает его самым большим самосвалом в мире, в котором вместо обычного механического привода используется электрический.
Бесконечный мир самосвалов
Мир самосвалов неисчерпаем, как атом, в нем можно найти решение на любой вкус и цвет. На выбор отечественные, китайские и европейские самосвалы, причем последние европейской, российской, а теперь и китайской сборки. Список вариаций кузовов и шасси можно продолжать до бесконечности, не забывая при этом о таком сегменте, как самосвальные полуприцепы.
Из обширного предложения компании Volvo Trucks наибольший интерес представляет гамма самосвалов FMX для строительной и горнорудной промышленности на 2, 3, 4 и 5-осных шасси и 2, 3 и 4-осных седельных тягачах. На данный момент сборочное производство Volvo Trucks в Калуге временно приостановлено, и технику поставляют из Швеции и Бельгии.
Самосвалы предлагают с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х2, 8х4, 8х6 и 10х4. Седельные тягачи предлагают с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6 и даже 8х4. Volvo FMX комплектуют рестайлинговой короткой и низкой дневной кабиной, низкой кабиной со спальным местом и высокой кабиной Globetrotter со «спальником». Значительное изменение в устройстве бампера, на которое Volvo обращает особое внимание, – буксировочное устройство, состоящее из высокопрочной поперечины и пальца и способное выдерживать нагрузку в 32 т.
Новый самосвал 8х4 отличается от стандартного исполнения. У него обычная управляемая передняя ось, двухмостовая задняя тележка и четвертая подъемная подруливающая ось с принудительным поворотом колес. Радиус поворота у такой конфигурации на 5 м меньше, чем у самосвала с обычной колесной формулой 8х4 с двумя передними управляемыми осями. В ответ на наступление с Востока Volvo Trucks представила FMX 10х4. Ведущие 3-й и 4-й мосты, управляемые 1-й и 2-й с подруливающим 5-м. Управление имеет свои особенности, которые заключаются не только в выборе радиуса поворота, но и переключении с автоматического на ручной режим коробки I-Shift перед каждым подъемом и обратно после подъема. Седельные тягачи разнообразят линейку и придутся по вкусу перевозчикам, работающим с самосвальными полуприцепами, тем более что в линейке есть полноприводная модель 4х4, проходимая и маневренная.
В июне 2014 г. в России появилась новинка компании Kässbohrer – самосвальный полуприцеп K.SKS.B (32 м3), разработанный специально под нужды и строгие регламенты российской строительной отрасли. Инженеры Kässbohrer с традиционной немецкой предусмотрительностью учли при его создании и климатические условия России, и состояние наших дорог, и нашу особую специфику эксплуатации. Поэтому K.SKS.B, сделанный из стали Hardox и Domex с антикоррозионной защитой, получился очень прочным, рассчитанным на высокие перегрузки. И он может работать при температурах до –40 °С.
K.SKS.B интересен тем, что в него вложили целую палитру новейших технологий, повышающих безопасность перевозок. Система динамической стабилизации имеет магнитный сенсор, автоматически считывающий угол крена при прохождении сложных поворотов. Электроника информирует водителя о неровностях дороги. Двухконтурная электропневматическая тормозная система Wabco EBS 2S/2M с автоматической регулировкой тормозных усилий (евростандарт 71/320/EEC) оснащена функцией RSS (Roll Stability Support), которая удерживает полуприцеп на поворотах, препятствуя его заносу и опрокидыванию. В сочетании с низким центром тяжести (2250 мм) все эти технологии делают K.SKS.B маневренным и устойчивым на трассе. Задний противоподкатный брус оснащен амортизационной системой RUPD-AB, гасящей удар при столкновении. Осевой агрегат с подвеской SAF Custom Design, разработанной специально для самосвалов, отличается высоким уровнем защиты тормозных камер от повреждений.
В гидроприводе наклона кузова установлен 5-ступенчатый цилиндр Hyva. Вся гидравлика K.SKS.B защищена от перегрузок: давление в системе никогда не превышает допустимую норму (176 бар). Благодаря объединению усилий Kässbohrer и Hyva полная разгрузка осуществляется еще до достижения предельного угла наклона кузова (45°). Этот запас дает перевозчику уверенность в быстрой разгрузке K.SKS.B даже в трудных условиях, например при слипании материала в кузове из-за высокой влажности.
Китайский автопром представлен несколькими главными марками, в том числе FAW – государственной компанией China First Automotive Group Corporation. FAW в числе первых китайских автозаводов вышла на российский рынок в 2007 г. и первой открыла здесь официальное представительство. Новое поколение автомобилей FAW J6 Euro 4, представленное в июне 2013 г., – это не один, а два шага в эволюции FAW. Прежде всего самосвалы FAW представлены двумя моделями: СА 3250 6х4 и СА 3310 8х4. Конструкция в целом, кабина, агрегатная база радикально переработаны с целью существенного улучшения технических, эксплуатационных и потребительских качеств автомобиля. Гамма двигателей разработана инжиниринговой компанией AVL LIST GMBH (г. Грац, Австрия). Рама усилена как за счет толстостенных лонжеронов и поперечин, так и за счет раскосов крест-накрест над задней тележкой. Самосвалы получили турбированные 6-цилиндровые рядные двигатели: трехосный объемом 8,6 л и мощностью 370 л.с., четырехосный объемом 11 л и мощностью 390 л.с. Крутящий момент через однодисковое сцепление передается на несинхронизированую КП с делителем: 10- или 12-ступенчатую. Под заказ доступна 12-ступенчатая синхронизированная КП Fast Gear Fuller 12JSD160T.
Подвеска рессорная на всех осях с барабанными тормозными механизмами.
Тормозная система построена на компонентах Wabco с АБС и водоотделителем. Вспомогательная тормозная система представляет собой моторный тормоз-замедлитель.
Дизайнеры и конструкторы превратили новую кабину J6 в малогабаритную квартиру. Она просторна, удобна и даже уютна, но особое удовольствие водителю доставит спальное место.
Самосвальные платформы вместимостью 19 и 23 м3 прямоугольного сечения с полыми ребрами жесткости, по которым пропускаются выхлопные газы, обогревающие груз. Платформы сварены из прочной стали толщиной 8 мм на днище и 6 мм по стенкам. Платформа поднимается гидроцилиндром Hyva на 52°.
В 2010 г. на российском рынке самосвальных полуприцепов с типом кузова half-pipe появились новые модели самосвалов производства Челябинского машиностроительного завода автомобильных прицепов (ОАО «Уралавтоприцеп»), получившие личное имя «Носорог».
Самосвальный полуприцеп ЧМЗАП 9520-020 и его модификации позволяют перевозить до 30 т груза, при этом масса снаряженного полуприцепа – 8,7 т, нагрузка на ССУ тягача – 12,7 т. Полуприцеп оснащен пневматической подвеской с одной подъемной осью и двухконтурной пневматической тормозной системой Wabco с электронным управлением.
В отличие от предыдущей модели серия полуприцепов ЧМЗАП 9520-030 адаптирована к условиям российского бездорожья и рассчитана на более жесткие условия эксплуатации. Грузоподъемность этих моделей увеличена до 41 т, для выносливости и лучшей проходимости использованы рессорно-балансирная подвеска и двускатная ошиновка. Плюс к ним выдвижные механические аутригеры, с помощью которых сохраняется устойчивость полуприцепа при разгрузке.
«Носорог» ЧМЗАП 9520-022 также на рессорно-балансирной подвеске, но с односкатной ошиновкой, ориентирован на потребителей, которым нужен «облегченный» вариант г/п 31 т. Здесь также применены выдвижные аутригеры. Разработана спецификация 9520-022PS на пневматической подвеске.
Немного позже вышел «Носорог» ЧМЗАП 9520-030Б с увеличенной кубатурой – 40 м3, г/п 42 т. Вместимость увеличена за счет надставных бортов.
Максимальный угол подъема кузова на всех моделях «Носорогов» – 52°, что обеспечивает быстрый сход груза. Механизм опрокидывания кузова оснащен телескопическим 5-звенным гидроцилиндром компании Hyva или Penta с защитным клапаном. Толщина дна варьируется от 6 до 10 мм, стенок – от 5 до 8 мм в зависимости от грузоподъемности, то есть больше, чем у конкурирующих предложений. Усиленная рама выполнена из высокопрочной конструкционной низколегированной горячекатаной стали.
Все полуприцепы-самосвалы оснащены специальным замковым устройством, фиксирующим кузов относительно рамы в транспортном положении. Это устройство позволяет устранить громыхание кузова при движении с незагруженным полуприцепом.
В 2014 г. на рынке самосвальных полуприцепов появился еще один заслуживающий внимания игрок: представил серию Tipper – самосвальные полуприцепы со стальным кузовом half-pipe вместимостью 31 и 34 м3. Конструкция полуприцепа имеет европейские корни, но при этом полностью учитывает особенности эксплуатации в России. Все элементы усилены. Кузов поднимается на 45° гидроцилиндром Hyva или Penta. Каждый полуприцеп оборудован лестничной площадкой-помостом, одним запасным колесом и лебедкой для его подъема. В базовой комплектации установлен боковой сворачиваемый тент. Подъемный противоподкатный брус сзади обеспечит дополнительное удобство при выгрузке непосредственно в асфальтоукладчик. Предусмотрена возможность обогрева кузова выхлопными газами. В ходовой части использована пневматическая подвеска и оси SAF с барабанными тормозами в усиленном исполнении Intradrum Custom Design, тормозная система EBS от Wabco и шины размером 385.65R22,5. В качестве дополнительного оборудования можно выбрать подъемную ось, дисковые тормоза, информационный блок управления подвеской и тормозной системой, а также шины различных типов и производителей.
Два года назад на выставке «Комтранс-2013» «Автомеханический завод» представил один из первых самосвалов собственного производства. Это был Mitsubishi Fuso с краном-манипулятором Unic. На этот раз на выставке «СТТ-2015» завод покажет самосвал на малотоннажном шасси Hino-300 с двухрядной кабиной. При полной массе в 7,5 т автомобиль способен перевозить 3250 кг груза, а также рабочую бригаду из 7 человек. Данная модель самосвала имеет трехстороннюю разгрузку, задний борт открывается как вниз, так и вверх и может использоваться для перевозки не только сыпучих грузов, но и других материалов, легкого оборудования и снаряжения для бригады коммунальных служб. Самосвальная платформа может монтироваться на различные шасси российского и иностранного производства. Она комплектуется австрийскими бортовыми профилями Fuhrmann высотой 600 мм и фурнитурой производства итальянской компании Italautocar. Перед покраской платформа и надрамник проходят пескоструйную обработку, а также покрываются антикоррозионным грунтом, что повышает устойчивость металлоконструкции к агрессивной среде. Гидросистема изготовлена из высококачественных комплектующих итальянского производства (Di Natale-Bertelli и OMFB). Самосвал будет представлен на стенде «Автомеханического .
ООО «Грузавтомаркет», генеральный дистрибьютор торговой марки KROMANN, расширяет свое присутствие на рынке РФ и дебютирует в сфере самосвальных надстроек KROMANN Damp. Этот совместный проект реализуется на Калининградском автомобильном .
Линейка самосвальных надстроек имеет четыре базовые модели. Кузова с задней разгрузкой 1W Rear представлены классическим прямоугольным кузовом Classic, усиленным скальным кузовом Hard и овальным кузовом Half-Pipe. Дополняют линейку кузова Tipper с боковой 2W и трехсторонней 3W разгрузкой. Сборочные комплекты надстроек поставляются на автозавод из Польши, что обеспечивает минимальные затраты на логистику. Кузова специально спроектированы для самосвальных шасси 6х4 Daewoo Novus CL5DM калининградской сборки и Ford Trucks 3536D DC, старт производства которого на «АВТОТОРЕ» планируется в июне 2015 г.
Строительные самосвалы с кузовами Classic с задней разгрузки предназначены для работ в тяжелых условиях. Кузов имеет оптимальную конструкцию с наклонными усилителями бортов для придания дополнительной жесткости. Высокая стабилизация кузова при разгрузке достигается благодаря прочному, устойчивому к кручению подрамнику с коробчатым сечением и крестообразным усилителем в задней части.
Самосвалы с прямоугольным скальным кузовом Hard служат для перевозки камня, гравия, щебня и строительных отходов. Задние ворота предназначены для работы со скальной породой. Низкий, открывающийся на 135° гидравлический борт и верхняя подвесная панель со смещенной подвеской открывают большой проем. Кузова имеют длительный срок службы, низкую собственную массу и привлекательный внешний вид.
Карьерные самосвалы Daewoo Novus CL5DM 6х4 полной конструктивной массой 38 т с кузовами KROMANN объемом до 20 м3 имеют мощные мосты и способны перевозить до 24 т груза. Автомобиль, оборудованный двигателем Cummins ISM мощностью 440 л.с., механической коробкой передач ZF16S2231TO и полуторной кабиной со спальным местом, развивает скорость до 109 км/ч, имеет минимальный радиус разворота 9,5 м. Он отвечает экстремальным эксплуатационным требованиям и предназначен для работы в самых тяжелых условиях.
Для больших строек KROMANN предлагает самосвалы с кузовом Half-Pipe для перевозки сыпучих инертных материалов. Его преимущества – это небольшой вес и овальная форма, предотвращающая залегание перевозимого груза. Благодаря полу и боковым стенкам из высокопрочной, устойчивой к точечным ударам и истиранию шведской стали кузов обладает малым весом и большим объемом. Задний наклонный борт может быть в исполнении с наружным и внутренним прилеганием. Внутренний борт позволяет перевозить вязкие материалы.
Кузова Tipper с задней и боковой разгрузкой для 3–4-осных шасси – это классические кузова с центральным расположением гидроцилиндра подъема под полом. Все борта имеют верхнюю подвеску и открываются снизу вверх. С помощью специального пружинного механизма возможно открывание борта вниз и вверх. Кузов может быть дополнительно оснащен механизмом гидравлического открывания бортов.
Самосвалы Ford Trucks 3536D DC 6х4 с кузовами KROMANN объемом 14–16 м3 при допустимой конструктивной массе 34 т могут перевозить до 21 т различных грузов. Оснащенные в базе «зимним пакетом», они используются для работы в карьерах, при отсыпке дорог, на строительных площадках. Благодаря увеличенному дорожному просвету 360 мм, прочной 10 мм раме и усиленным многолистовым рессорам они способны работать в жестком режиме.
Все самосвальные кузова KROMANN обладают важными преимуществами: это длительный срок эксплуатации за счет использования прочной износостойкой стали пола и бортов Hardox и Domex, а также усиление кузова специальными техническими решениями; низкая конкурентоспособная цена, долговечность и высокая остаточная стоимость.
* * *
Это, можно сказать, беглый взгляд на видовое разнообразие самосвала, самой распространенной строительной машины на автомобильном шасси. Возможно, в последующих номерах журнала мы продолжим знакомство с этим интересным, разнообразным и порой неожиданным миром самосвалов. «О, сколько нам открытий чудных…»
М.Ю. Решетько, заместитель генерального директора ОАО «Можайский дорожник»: «В конце прошлого года купили два самосвальных полуприцепа «Тверьстроймаш» вместимостью 31 и 34 м3 для работы в сцепе с тягачами Scania и Mercedes-Benz 6х4. Мы возим асфальт и песок на реконструкцию Минского шоссе М1 и участвуем в ряде других проектов «Мосавтодора».
Тверской самосвал нам понравился не в последнюю очередь ценой, а сам завод тем, как с клиентами работает менедежер. Плюс гарантийные обязательства выполнили, как мы хотели. Ну и характеристики самосвала подходящие: немецкое шасси, хорошая вместимость – 31 и 34 м3. Мы взяли эти самосвалы для пробы, теперь видим, что выбор был верным, и хотим продолжить эту тему – купить еще один тверской самосвальный полуприцеп, но теперь вместимостью уже 36 м3».
БелАЗ 75601
В 2010 году во время празднования 50-летия «Конструкторско-экспериментального управления БелАЗа» был продемонстрирован новый и самый тяжелый (на тот момент) в линейке самосвалов – БелАЗ-75601 грузоподъемностью 360 тонн.
Самосвал спроектирован как автомобиль более высокого технического уровня и класса загрузки с использованием базовых элементов модели БелАЗ-75600 (бывший «самый тяжелый» грузовик грузоподъемностью 320 тонн) и запчастей от ведущих мировых производителей.
Он оснащен дизельным двигателем MTU 20V4000 мощностью 3750 л.с. (2800 кВт) с новыми электронными системами управления и диагностики, трансмиссией Siemens, шинами 59/80 R63 диаметром 4 м, новой кабиной с улучшенным комфортом и улучшенной видимостью с информацией. LCD на приборной панели, улучшенная обивка и изоляционные материалы и т. д.
Мнимое неравенство
Большинство перевозчиков сходится во мнении, что принципиальной разницы в технике европейских производителей нет. В конструкции современных самосвалов используются электронные системы зажигания Bosch, дисковые тормоза Wabco и Knorr-Bremse, подогреваемые топливные фильтры Separ, оси BPW, седельно-сцепные устройства Jost и др. Разница лишь в деталях. Но именно они и играют важнейшую роль в окончательном выборе того или иного автомобиля.
Одни перевозчики говорят, что лучшие среди импортных самосвалов Volvo и Scania. И в качестве примеров приводят работу этих машин на крупных строительных объектах Москвы, Московской области и Северо-Западного региона России. Другие нахваливают IVECO Trakker, объясняя надежность итальянского продукта историческими корнями с легендарным Magirus и возможностью быстрой доставки запчастей из Миасса, где расположено российско-итальянское СП «IVECO-УралАЗ». Но оппоненты возражают, ведь IVECO Trakker стоит на 100–140 тыс. рублей дороже, а это немало. С другой стороны, тот же Volvo необязательно заказывать в Швеции, как известно, самосвалы этой марки собирают на заводе в подмосковном Зеленограде.
А есть такие перевозчики, которые ни на что не променяют используемый Mercedes-Benz Axor или MAN TGA. Аргументы сторонников этих марок – немецкое качество и высокая репутация брендов. Конечно, и у них бывают проблемы с техникой, но кто от этого застрахован?!
Новых автосамосвалов марки DAF в России используют до обидного мало. Причин несколько, и одна из главных – неразвитая сервисная сеть на территории нашей страны. Пугают и перспективы долгого поиска нужных запчастей, а, как известно, время – деньги. Кстати, по деньгам один из наиболее доступных на российском рынке автосамосвалов – французский Renault Kerax. При одинаковой колесной формуле, сопоставимых мощности двигателя и объеме кузова он дешевле европейских аналогов и нередко берет ценой. Потребители и менеджеры флит-компаний априори обращают внимание на розничную стоимость автомобиля, а потом на все остальное.
Какой же самосвал для российских условий предпочтительнее? Если рассуждать с точки зрения первоначальной цены, то, конечно, – Renault Kerax. Скажем, автомобиль с колесной формулой 8х4 стоит у официальных российских дилеров 115 тыс. евро. Для сравнения: в сопоставимой комплектации MAN TGA предлагают за 129 тыс., Volvo FH – за 130 тыс., Scania Р-серии – 131 тыс., а IVECO Trakker – за 134 тыс. Ценовая вилка небольшая, но это на одной единице техники, а если в автопарке их будет несколько, то дельта может равняться стоимости одного нового самосвала. А это уже совсем не мелочь. Плюс к этому скидка дистрибьютора на поставку партии машин.
Выбирать самосвал с точки зрения стоимости оригинальных запчастей особого смысла нет – прайс-листы компаний по большинству позиций вполне сопоставимы. Условия заводской гарантии тоже примерно одинаковы: один год со дня покупки или 200 тыс. км пробега. Практика показывает, что при эффективном использовании подвижного состава километраж иссякает быстрее. Что касается продления гарантии, то сегодня многие дилерские центры предлагают эту услугу за дополнительную плату.
А что касается технического обслуживания, то разница есть. Кто-то обслуживает проданные автомобили по мере необходимости, так сказать, на общих условиях, а кто-то по определенной схеме. Например, Volvo Trucks практикует сервисные контракты – «Синий», «Серебряный» и «Золотой». Они предусматривают комплексное обслуживание автомобиля, как правило, в период лизинга и включают самые распространенные операции, от замены масла в двигателе до замены ремней ГРМ и более сложных работ.
И все-таки когда среди транспортников заходит спор о том, какой самосвал лучше, умные люди говорят так: карьер всех рассудит. И, действительно, живую работу на объекте не заменят рекламные обещания и красивое описание на страницах каталогов, фирменных буклетов и журнальных статей.
Caterpillar 797F
Что нужно для повышения прибыли? Повышение производительности благодаря лучшей в своем классе полезной нагрузке? Превосходное торможение? Или жесткая, прочная рама, которая обеспечивает производительность и долгий срок службы в любых условиях?
Производитель Caterpillar решил, что с моделью 797F покупатели получат все это – и даже больше. Сегодня 797F – самый производительный грузовик на 400 тонн на рынке. Он быстрый, экономичный и обеспечивает лучшую в своем классе производительность, что делает его отраслевым эталоном по более низкой цене.
2. Liebherr T 282С и Liebherr 284
Liebherr T 282C и Liebherr T 284 – это два высокопроизводительных самосвала грузоподъемностью 400 тонн, разработанные и изготовленные Liebherr.
Грузовики успешно конкурируют с карьерными самосвалами Caterpillar 797F и Terex MT 6300AC. T 282C от компании Liebherr является преемником самосвала T 282B грузоподъемностью 360 тонн. T 284, последний класс грузовиков от Liebherr, имеет много характеристик, аналогичных T 282C.
Вес брутто Т 282С и Т 284 одинаков, 661 тонна. Общая длина грузовых автомобилей составляет 15,69 метра. Общая ширина и высота погрузки составляют 9,679м и 7,42м соответственно.
Автомобили оснащены 20-цилиндровым дизельным двигателем с общей мощностью до 3 750 л.с. В автомобилях используется система электропривода переменного тока Liebherr IGBT. Максимальная скорость транспортных средств составляет 64 км / ч.
Пожелания перевозчиков
В течение трех лет я скрупулезно документировал замечания транспортников и их пожелания в адрес дилерских компаний и технических центров. К одним маркам это не имеет никакого отношения, поскольку затрагиваемые проблемы ими решены, а вот других касается в полном объеме. Есть отдельные замечания, но есть и общие, часто повторяющиеся, характерные для большинства автомобильных брендов. Не стремясь бросить тень на деловую репутацию конкретной марки, я сгруппировал и обобщил чаяния перевозчиков.
Первое. Официальный дилер иностранной компании должен брать на себя всю ответственность за качество проданного автомобиля. Перевозчику не важно, допущен ли дефект на заводе-изготовителе или на сервисе по недосмотру техперсонала. Он платит за приобретаемый товар деньги в полном объеме (пусть даже в лизинг или в кредит) и вправе рассчитывать на бесперебойную эксплуатацию транспортного средства как минимум в период установленной гарантии. В случае, когда машина вышла из строя не из-за поломки детали, а по недосмотру техперсонала (недокрутили гайку и т. п.), дилер должен хотя бы частично компенсировать убытки перевозчика, связанные с простоем техники. Это может быть выражено в дополнительных скидках на ТО и оригинальные запчасти, бесплатной смене масла или одной полной заправке автомобиля и др. Смысл даже не столько в материальной компенсации, сколько в моральной сатисфакции.
Второе. При покупке автомобиля дилер обязан обеспечить клиента пакетом необходимых технических документов, включая рекомендации по выбору эксплуатационных режимов, соответствующих специфике перевозок. Продавец должен снабдить приобретателя полной информацией не только о местоположении фирменных сервисных станций и технических центров, но и их возможностях по устранению тех или иных неисправностей и поломок. Желательно указывать юридическую форму собственности сервисных предприятий, режим их работы и руководящих лиц (например, ФИО и телефоны директора), уполномоченных решать сложные вопросы и ответственных за качество выполняемых работ.
Третье. Крайне важно предоставлять эксплуатантам правдивую информацию о наличии и сроках поставки запасных частей с центрального или регионального склада, а также о продолжительности ремонта автомобиля. Нужно это для того, чтобы спланировать время простоя машины и скорректировать график перевозок для других транспортных средств предприятия. Это тот самый случай, когда горькая правда лучше сладкой лжи. Перевозчику нужно знать сроки получения необходимых деталей и как скоро его автомобиль вернется на линию.
Четвертое. Очень необходима возможность круглосуточного вызова тягача-эвакуатора, и не за тридевять земель, а с небольшого удаления. Как воздух нужна своего рода «скорая техническая помощь» – мобильная бригада профессиональных механиков с широким набором инструментов, способных оперативно выехать на место поломки и тут же устранить неисправность. А если это невозможно, вызывать эвакуатор.
Пятое. Актуальна проблема профессиональной подготовки персонала транспортных компаний. Нужны не только курсы обучения слесарей-механиков, но и курсы подготовки водителей, поскольку подавляющее большинство водителей впервые садятся за руль иномарок. Важно не просто аккуратно «крутить баранку», но и грамотно подходить к эксплуатации автомобиля, начиная от его холодного пуска и заканчивая движением в груженом состоянии по грунтовым дорогам в определенное время года и суток.
Разумеется, замечаний и пожеланий клиентов гораздо больше. Однако в ряде случаев они носят частный характер или являются исключением из правил. И если подобный список впредь станет меньше хотя бы на один пункт, отечественные перевозчики будут нести меньше убытков, а автор данной статьи свою задачу будет считать выполненной.
БелАЗ-75710
Этот самосвал, построенный в Беларуси, обладает большей производительностью, чем любой другой самосвал в мире. Этот, безусловно, гигант, имеет высоту примерно три этажа и почти 21 метр в ширину. Он весит 386 тонн и может перевозить в общей сложности 496 тонн.
Его размер означает, что он не может приводиться в движение одним двигателем, поэтому у него два дизельных двигателя с несколькими электрическими приводами и восемь колес (по четыре на каждую ось).
Максимальная скорость 75710 составляет 25 км/ч, но только 15 км/ч при загрузке и с 10-процентным уклоном.
3 0
Поломки
Ни для кого не секрет, что одним из критериев при выборе техники подчас выступает (да-да, не смейтесь) «сарафанное радио». Мне не раз доводилось слышать от перевозчиков байки о поломках машин различных марок. Речь шла о закрученных, как мокрое белье, карданных валах, об оторванных «с мясом» рулевых тягах, о «выстрелах» шин при номинальной загрузке. Но всем этим россказням я не очень-то доверяю. А вот не верить тем, кто сетовал на поломки собственного транспорта, оснований нет.
Вспоминаю случай, когда группа представителей концерна MAN Nutzfahrzeuge прибыла в Сургут, чтобы на месте разобраться с проблемами эксплуатации самосвалов MAN TGA. Наряду с прочими «болячками» перевозчики жаловались на расслоение резины и повреждение элементов подвески. Но когда специалисты без уведомления транспортников выехали на объект, то причина технических проблем прояснилась в два счета. Оказалось, вместо рекомендованных производителем 27 т в карьере машины загружали до 32 т, т. е. перегруз составил 18,5%! Какая же техника выдержит?! К тому же на автомобилях работали сезонные водители, которые не отличались бережным отношением к технике, а просроченные нормативные ТО лишь усугубили ситуацию.
В карьере под Санкт-Петербургом мне предложили посмотреть на кардан Scania, «завязанный морским узлом»: дескать, вот какую технику выпускают шведы. Но несколько водителей из другой компании восстановили справедливость: «Да вы им не верьте. Техника тут ни при чем, просто они грузят тяжелый песок до тех пор, пока у них со всех сторон не посыплется». Иными словами, налицо пресловутый перегруз. О такой же проблеме в канун 2007 года мне поведали и в Челябинске. На годовалых самосвалах Volvo FH12 с колесной формулой 8х4 лопались рессоры и «летели» подшипники подвески. Дошло до того, что представители компании рекомендовали грузить самосвалы не до 30 т, как указано в технической документации, а на 5 т меньше – до 25 т, но 5 т на одном рейсе при коротком плече подвоза – ощутимая потеря.
Но не все проблемы вызваны перегрузом. В Сибири и на Урале при морозах –30 °С подчас возникают проблемы с холодным пуском двигателя. На выручку приходят отапливаемые боксы (где температура не ниже –10 °С) и предпусковые подогреватели. Но в особо суровых условиях перевозчики действуют так: заводят машину осенью, а глушат весной. А вот отказ гидравлики из-за повышенной влажности и сильных холодов – факт неоспоримый. Присущ он и немецким, и шведским самосвалам в равной степени.
Бывает и так, что проблемы достаются перевозчику «в наследство» от завода-изготовителя. Например, на одном из Renault Kerax через месяц после ввода в эксплуатацию раскрутилась гайка хвостовика среднего кардана. Поломка пустяковая, но возникла она из-за того, что на заводе не поставили контрагаечную «коронку». Когда вызвали специалистов из ближайшего техцентра, у них даже не оказалось нужного инструмента. В итоге починка заняла полтора дня, и для выполнения условий контракта по доставке песка предприятие-перевозчик вынуждено было снять автомобиль с другого объекта.
Иногда причина неисправности вызвана недобросовестной предпродажной подготовкой. И таких примеров немало в разных регионах страны. Недавно на одном из уральских транспортных предприятий рассказали о таком случае. Спустя два месяца после покупки нового европейского самосвала при пробеге 39 тыс. км появился свист турбины и образовалась течь моторного масла. Свист был вызван тем, что штуцер турбины оказался ослабленным, а точнее, не был затянут должным образом. Очевидно, что визуального осмотра мотора при предпродажной подготовке явно недостаточно. А проводить самостоятельную «доводку» глупо – сейчас все-таки не те времена, да и техника не отечественная…
Частая причина перебоев в работе бывает вызвана засорением топливного фильтра. Достаточно попадания одной песчинки – в результате автомобиль дергается, и о нормальной работе на такой машине до устранения причины поломки можно забыть. Хорошо, если водитель опытный и сможет не только обнаружить, но и устранить неисправность своими силами прямо на трассе. А если нет?..