Древесина используется практически во всех отраслях промышленности, включая строительство. На лесозаготовках большую сложность вызывает вывоз спиленных стволов деревьев. Как вы понимаете, древесину для нужд производителей заготавливают не в ближайшем лесочке.
Обычно это труднодоступные места, со сложным рельефом местности. Для вывоза брёвен обычно используют лесовоз. Учитывая, что технике приходится работать в сложных условиях, она должна соответствовать определённым критериям.
В частности, обладать большой грузоподъёмностью, но при этом не терять проходимости и манёвренности. С представителями этой категории спецтехники, мы и познакомимся в этой статье.
Что такое полуприцеп-лесовоз
Конструкция простая. Лесовоз – это автомобиль, образованный специальным прицепом, соединенным с тягачом. Он служит для перевозки древесины. Транспортировку осуществляют от мест лесозаготовки до складов, обрабатывающих предприятий.
Тралу приходится ездить как по грунтовым лесным, так и по дорогам общего пользования. Автомобиль имеет высокую проходимость, специализированную конструкцию.
Предназначение
Полуприцеп-лесовоз.
Лесовозы и сортиментовозы используются для доставки грузов большой длины. В первую очередь, это древесина различной степени обработки: от только что срубленного леса до подготовленных для строительства бревен, досок.
В редких случаях прицепы используют для перевозки труб, прокатного металла, ж/б столбов, опор и т.п.
Дополнительная информация! Сортимент – понятие, которым обозначают вид древесных материалов по их основным свойствам. Критерии: порода дерева, форма бревен, степень обработки, размеры, влажность.
Разновидности
ТС можно назвать полуприцепы сортиментовозы-лесовозы. Однако подкатегорий несколько.
Выделяют:
- автомобильные прицепы и автопоезда;
- лесовозные, соединенный с грузовым тягачом;
- бортовой грузовик, оборудованный креплениями, удерживающими лес.
Древесину перевозят и на специальных ж/д платформах. Способ подходит для транспортировки на дальние расстояние.
Особенности конструкции
Для производства полуприцепов-лесовозов используются высокопрочные материалы.
В конструкции можно выделить 4 основные части:
- Платформа для груза обязательно оснащена кониками. Это вертикальные опоры, надежно фиксирующие бревна. Расположены симметрично с обеих сторон платформы в U-образном виде. В некоторых моделях стойки раздвижные, что облегчает погрузку и разгрузку леса. Вместе платформу и коники называют лесорамой.
- Шасси и колесные оси крепят с учетом необходимой прочности, проходимости машины. В зависимости от условий эксплуатации, на различных моделях устанавливают функции полного привода, блокировки пар, лебедки, управление давлением воздуха в колесах.
- Система крепежа бревен, страховочная решетка – обязательные элементы. Последняя установлена на прицепе со стороны кабины. Пачки древесины надежно обвязывают тросами. Перед транспортировкой водитель обязан проверить их натяжение.
- Гидроманипулятор проводить загрузочно-разгрузочные работы без применения дополнительной техники.
Преимущества
Тяжеловозу, нагруженному бревнами, часто приходится работать в условиях холодного климата, на дорогах с отсутствием асфальтового покрытия.
Преимущества лесовоза.
Изготовители сортиментовозов предусматривают в конструкции это заранее:
- Высокая грузоподъемность позволяет перевозить больше древесины.
- Улучшенная проходимость позволяет грузовику с таким полуприцепом подъезжать непосредственно к месту лесозаготовки.
- Безопасность перевозок обеспечивается за счет продуманности крепежных элементов.
- Создание автопоездов сокращает затраты на рейсы.
Западная спецтехника
Стоит отметить, что европейские производители также поставляют свою продукцию на российский рынок. Обычно, это техника адаптированная для работы в сложных климатических условиях, обладающая высокими показателями мощности и низким расходом топлива. Рассмотрим популярные модели лесовозов из Европы.
Скания
Это грузовая техника, которая пришла к нам из Швеции. Данный тип техники обладает отличной грузоподъёмностью: до 26 тонн. Кроме того, силовые установки, которыми оснащается Скания, превосходят отечественные двигатели минимум в два раза.
Стоит отметить, что техника этого производителя отличается экономичным расходом топлива, двенадцатиступенчатой трансмиссией, полным приводом и комфортной кабиной.
Скания
Сису
Эта модель пришла к нам из Финляндии. Стоит отметить, что компания SISU – единственный производитель лесовозов в этой стране. Первые модификации начали поставляться в СССР в начале 80-х годов. Что интересно, эти «старички» до сих пор находятся в строю.
Компания Сису выпускает лесовозы, используя двигатели и прицепы других производителей. На технику устанавливаются дизельные двигатели Caterpillar и Mersedes-Benz. Некоторые модификации лесовозов SISU оснащены девятью осями, при этом техника не теряет своей манёвренности.
SISU
Производители
Сортиментовозы и лесовозы изготавливаются отечественными и зарубежными компаниями. Многие представлены в Америке, Европе и России не одно десятилетие.
Востребованными являются следующие большегрузы.
«Meusburger Новтрак»
Российско-германская компания выпускает сортиментовозы на 2, 3, 4-хосной колесной базе. Неприхотливые в работе прицепы изготовлены добротно, качественно.
Двухосная модель SH-249 перевозит до 37 тонн леса при длине в 12,5 м. конструкция оснащена дополнительными крепежами. Грузоподъемность прицепа-сортиментовоза SH-454 составляет 46 т., а длина 15,5 м.
Детальная информация видна на видео:
«Русский грузовик»
Вологодская компания является официальным дилером грузовиков и прицепов. Производит ремонт, обслуживание техники, устанавливает дополнительное оборудование на автомобили.
В каталоге – сортиментовозы, лесовозы КАМАЗ и МАЗ. Большинство машин оборудованы манипулятором. Полуприцеп с манипулятором – гидравлическая рука-манипулятора. С ее помощью происходит погрузка, разгрузка.
«Тонар»
Среди автомобилей российского предприятия представлена модель полуприцепа-сортиментовоза Тонар-9445. Грузоподъемность трала 36,7 тонны, а это до 90 кубометром леса. Полуприцеп имеет пневматическую подвеску.
Тонар-8980 – раздвижной сортиментовоз с рессорно-балансирной подвеской грузоподъемностью в 32,5 т.
«Тверьстроймаш»
Полуприцеп лесовоз 99393W-L39 надежен. Он эффективен в эксплуатации. Трехосный прицеп способен перевозить до 39 тонн груза. Конструкция имеет съемные передвижные стойки-коники. Подходит для транспортировки сортимента 2×6м и 3×4м.
Предусмотрены дополнительные опции: выдвижные опоры, подъемный задний бампер, ящик для инструментов.
«Бобруйскагромаш»
Лесовоз «Бобруйскагромаш».
Производит прицепы сельскохозяйственного назначения. ПЛТ-11М имеет две колесных оси, сцепляется с трактором. Способен увезти до 11 тонн леса длиной от 2 до 6 метров.
«МАЗ»
Сортиментовозы представляют собой не полуприцепы, а ТС на общей колесной базе. Многие модели, например, МАЗ-631228-1526 и МАЗ-6312С9-1526, применяются для создания автопоездов. Машины оснащены манипуляторами.
Steelbear
В каталоге Великолукского опытного машиностроительного завода широкий ассортимент полуприцепов. Сортиментовозы представлены моделями PT-24L, TR-36R, TR-41 и другими.
TR-36R имеет две колесные оси, усиленное шасси. Длина составляет 13,7 м, ширина – 2,55 м, грузоподъемность 42 тонны.
«Политранс»
Челябинский завод выпускает несколько моделей полуприцепов-сортиментовозов. Среди них ТСП 94171-0000014-01, грузоподъемностью 39,7 тонны на пневматической подвеске. Модель подойдет для движения по бездорожью.
Полуприцеп-лесовоз ТСП 9417-0000056 с самой высокой грузоподъемностью в 44,3 тонны. Имеет хорошую устойчивость на дороге. Оснащен рессорно-балансирной подвеской.
Детальная информация видна на видео:
JUKI
Компания из Скандинавии в ассортименте имеет прицеп-сортиментовоз V-31-TО-82. Три колесные оси, рессорная подвеска, механическая лебедка, грузоподъемность в 30 тонн обеспечивают надежность при эксплуатации.
Metsatek
Компания из Латвии предлагает выполнить надстройку полуприцепа под лесовоз на любом шасси. Заказать сборку можно по индивидуальному заказу. Производитель учитывает используемые материалы, колесную основу, дополнительные параметры.
Faymonville
У европейской группы компаний лесовозы представлены модельным рядом TimberMAX. Конструкции представляют собой двухосную раздвижную или единую платформу с пневматической подвеской. Модели оснащены краном-манипулятором.
При изготовлении все предпочтения заказчика учитывают индивидуально.
Kassbohrer
Лесовоз Kassbohrer.
Лесовозы от немецкой марки повышенной проходимости. ТС устойчивости на дорогах.
Модели Timber Truck способны перевезти до 32 тонн леса. Оснащены хорошей тормозной системой, пневмоподвеской, системой безопасности.
Cimc
Крупная китайская коммерческая компания работает в США, Европе, Азии, охватывая более 100 стран мира. Ассортимент компании чрезвычайно широк. Прицепы-лесовозы производятся с учетом региона продажи. Отличаются грузоподъемностью, оснащением. Возможен также индивидуальный заказ.
Особенности лесовоза
«Ядром» лесовоза является грузовое шасси и особая надстройка, которую, как правило, монтируют еще при изготовлении. Из-за специфики работы, такая машина имеет большой дорожный просвет и полный привод, а также блокировку дифференциалов.
Техника оснащена продольными ложементами – конниками, они крепятся непосредственно на раму лесовоза. Чем больше таких конников, тем надежнее фиксирован груз.
Как правило, такой автомобиль обеспечен защитными кожухами, защищающими раму от веток и прочих факторов.
Для комфорта и экономии большинство машин оборудуют гидроманипуляторами, это позволяет выполнит погрузочно-разгрузочные работы без привлечения другой техники.
Также такие машины выделяются большим топливным баком, это просто необходимо, ведь лесовозы имеют мощные двигатели, ездят по труднопроходимым дорогам, а так же, как правило, на большие расстояния.
Полуприцеп лесовозный тракторный
Конструкции отличаются от привычных тралов. Тракторный лесовозный полуприцеп применяется непосредственно на местах срубов. Цепляется конструкция к сельхозтехнике и перевозит только что срубленные деревья на небольшие расстояния.
Благодаря проходимости трактора, может передвигаться как по лесным направлениям, так и по асфальтированным дорогам. Недостатком является скорость передвижения – до 60 км/ч.
Полуприцеп «Беларус» ПЛ-9 относится к лесной технике, цепляется к трактору. Перевозит сортимент длиной 1, 2, 4 и 6 м. Иногда укомплектовывается гидроманипулятором.
Детальная информация видна на видео:
Чем занимается «перевозчик леса»?
Лесовоз – это шасси со специализированной надстройкой, она представляет собой платформу с роспусками и как правило краном-манипулятором, который применяется для погрузочных работ. Роспуск по своей сути не что иное, как гибрид прицепа и полуприцепа и его цель – транспортировать длинномерный груз в составе специализированного для этого автопоезда.
Автопоезд-сортиментовоз с тягачом Volvo FH12 8х4.4
Сортиментовоз с манипулятором
Перевозимый лесовозом груз упирается на специальные ложементы – «коники». Для того чтобы передать тяговое усилие, роспуск оборудуют дышлом. Порой с данной задачей может справиться и сам перевозимый груз, как например стволы деревьев, являющиеся длинномерами.
Лесовозы – это тяжелые грузовые машины с двигателями большой мощности и объемом. Обладают внушительной грузоподъемностью и проходимостью (привод на всех колесах). В первую очередь это обуславливается местонахождением груза, очень часто дороги к таким местам не асфальтированы и по сути, техника преодолевает настоящее болото.
Существует так же особый тип лесовозов – сочлененный (форвардеры – трелёвочные тракторы и харвестеры – самоходные шасси с просторной кабиной и манипулятором). Такой лесовоз создается на базе тракторов сочлененного типа, которые выделяются еще большей проходимостью, однако они будут медлительны на обычных дорогах, где их скорость будет не выше 20-40 км/ч.
Форвардер WFW Timberjack 1110D
Лесозаготовительный комбайн типа харвестер в работе
Где купить
Продажей прицепов-лесовозов занимаются официальные дилеры в регионах. Производители имеют маркетинговый отдел непосредственно на самом заводе.
Б/у сортиментовозы американского, европейского и российского производства перепродают через сайты, издания частных объявлений.
Можно купить готовую заводскую модель или переоборудовать прицеп под лесовоз.
Многие дилеры предоставляют лесовозные прицепы в лизинг. Покупку также можно оформить в кредит.