Обновка для регулярного пригорода
Даниил Минаев, фото автора
Когда закончится зима, на регулярных автобусных маршрутах Подмосковья начнут работать 1758 новых автобусов. Это будут компактные «Газель NEXT» (900 шт.), 243 ПАЗа «Вектор NEXT» средней вместимости, 75 низкопольных ЛиАЗ-5292.60 для городского сообщения и 540 автобусов ЛиАЗ-5250 для пригородных маршрутов. Ликинский автобусный ) произведёт специально для главного подмосковного перевозчика – холдинга Мострансавто – в общей сложности 615 автобусов большого класса ЛиАЗ-5292.60 и ЛиАЗ-5250 «Вояж». По завершении поставок средний возраст подвижного состава сократится на треть.
Три из четырёх моделей, которые обновят парк «Мострансавто» (МТА), уже неоднократно описаны на страницах нашего журнала, а вот пригородный автобус ЛиАЗ-5250 2022 года выпуска, специфицированный для МТА, производство которого в 2014 году перенесено в Ликино-Дулёво из Голицыно, заслуживает детального описания по целому ряду причин.
Междугородный автобус ЛиАЗ-5251 (53+1 мест)
ЛИАЗ-5251 предназначен для работы на междугородних маршрутах. Дизайн автобуса ЛИАЗ-5251 разработан с учетом современных тенденций кузовного производства. Панорамное ветровое стекло, аквариумный тип бокового остекления создают элегантный образ междугороднего лайнера, обеспечивая максимальный обзор дорожной ситуации для водителей и пассажиров. Автобус полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к классу данных автобусов. Больший по сравнению с конкурентами объем багажных отсеков, высококачественные материалы в оформлении салона, новое освещение, широкий выбор комфортабельных пассажирских кресел делают автобус незаменимым на маршрутах между крупными городами.
Базовые характеристики | |
Тип кузова | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Колёсная формула | 4х2 |
Длина / Ширина / Высота, мм | 12443 / 2550 / 3065 (3300 с кондиционером) |
База, мм | 6290 |
Высота потолка в салоне, мм | 2000 |
Количество / ширина дверей, мм | 2 / 740 |
Мин. радиус разворота, м | 11,8 |
Масса снаряженная/полная, кг | 12600 / 18000 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг | 6825 / 11175 |
Общее количество мест | (в т.ч. посадочных) 60(53+1) |
Объем багажных отсеков, м3 | 7 |
Емкость топливного бака, л | 310 |
Ведущий мост | Scania (AMA 1300) |
Рулевой механизм | ZF с гидроусилителем руля |
Тормозная система | Пневматическая с автоматической регулировкой зазоров тормозных механизмов, полностью независимые контуры, АBS, ESP, моторный тормоз |
Подвеска | Пневматическая, стабилизаторы на всех осях, электронная система управления подвеской с функцией подъема/опускания кузова |
Вентиляция | Смешанная: естес |
Система отопления венная — люки в крыше; принудительная — передни отопитель и система кондиционирования Thermo King | Конвекторного типа, предпусковой жидкостный подогреватель |
Шины | 295/80 R22,5″ |
Агрегатные характеристики | |
Двигатель (дизельный) | Scania DC09 102, PDE-система впрыска, турбонаддув, EMS-си |
Количество и расположение цилиндров тема управления двигателем | 5-цилиндровый с 4 клапанами на цилиндр, вертикальный рядный |
Нормы экологической безопасности | EURO-4 |
Рабочий объем, л | 9,29 |
Мощность двигателя | кВт (л.с. 184 (250) – 1800 мин-1 |
Макс. крутящий момент, Нм | 1150 при 1200 мин-1 |
Расположение | Заднее |
Максимальная скорость, км/ч | 120 |
КПП | Scania GR875R (8 ст.) с ручным управлением, полностью синхронизированная |
www.russian-bus.ru
Согласно спецификации
Длина автобуса 12 500 мм, ширина 2550 мм, высота 3065 мм, а колёсная база 6230 мм. Благодаря такой конфигурации осей, для разворота потребуется довольно компактный «пятачок» радиусом 11,8 м. Формула дверей – 1–2–0 (задняя дверь в базе). По требованиям «Мострансавто» была увеличена ширина проёмов пассажирских дверей. Ширина проёма передней двери – 740 мм, задней – 1350 мм. Высота в салоне – 2,0 м, а напротив проёма задней двери предусмотрено место для инвалидной коляски, которое служит и накопительной площадкой.
Вентиляция салона смешанная: естественная через люки в крыше; принудительная – вытяжным вентилятором. Система отопления конвекторного типа, предусмотрен предпусковой жидкостный подогреватель. Увеличился и объём багажных отсеков автобуса, теперь он составляет – 5 м3. В качестве опций подмосковная версия ЛиАЗ-5250 оснащена следующими «сливками»: бортовым навигационно-связным терминалом, внешними и внутрисалонными фото-, видеокамерами, видеокамерой заднего вида, датчиками температуры и задымления, автоматической системой обнаружения и тушения пожара (АСОТП), видеорегистратором, электронно-цифровыми рейсоуказателями, автоинформатором.
Из систем безопасности на борту имеются следующие: антиблокировочная система (ABS), система поддержания курсовой устойчивости (ESP), противобуксовочная система (ASR), система распределения тормозных усилий (EBD), система экстренного торможения (Brake Assist).
Межсервисный интервал ЛиАЗ-5250 – 45 000 км.
VOYAGE (ЛиАЗ-525110 ВОЯЖ)
Базовые характеристики | ЛиАЗ-525110 | ЛиАЗ-525110 инвалидный |
Тип кузова | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Ресурс кузова, лет | 12 | 12 |
Колёсная формула | 4х2 | 4х2 |
Длина/Ширина/Высота, мм | 12500/2550/3065 (3300 с кондиционером) | 12500/2550/3065 (3300 с кондиционером) |
База, мм | 6230 | 6230 |
Высота потолка в салоне, мм | 2000 | 2000 |
Формула/ ширина дверей, мм | 1/740+1/740 | 1/740+2/ 1350 |
Оборудование для людей с ограниченными возможностями | нет | Подъемник для инвалидной коляски |
Мин. радиус разворота, м | 11,8 | |
Масса снаряженная/полная, кг | 12500…13500/18000 | 12500…13500/18000 |
Максимальная (технически допустимая) нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг | 6500/11500 | 6500/11500 |
Общее количество мест/ посадочных | 60(53) | 60(47) |
Количество мест для людей с ограниченными возможностями, шт. | нет | 1 |
Объем багажных отсеков, м3 | 6 | 5 |
Емкость топливного бака, л | 310 | 310 |
Мосты передний/задний | Scania AMA860/АDA1300 | Scania AMA860/АDA1300 |
Шасси | Scania K250 IB4x2 | Scania K250 IB4x2 |
Рулевой механизм | ZF 8098, с гидроусилителем руля | ZF 8098, с гидроусилителем руля |
Тормозная система | Электронно-пневматическая (EBS) с автоматической регулировкой зазоров тормозных механизмов, полностью независимые контуры, моторный тормоз | Электронно-пневматическая (EBS) с автоматической регулировкой зазоров тормозных механизмов, полностью независимые контуры, моторный тормоз |
Тормоз-замедлитель (ретардер) | Scania | Scania |
Подвеска | Пневматическая, стабилизаторы на всех осях, электронная система управления подвеской с функцией подъема/опускания кузова | Пневматическая, стабилизаторы на всех осях, электронная система управления подвеской с функцией подъема/опускания кузова |
Вентиляция | Смешанная: естественная — люки в крыше; принудительная — вытяжной вентилятор, передний отопитель и система «климат-контроль» | Смешанная: естественная — люки в крыше; принудительная — вытяжной вентилятор, передний отопитель и система «климат-контроль» |
Система отопления | Конвекторного типа, предпусковой жидкостный подогреватель | Конвекторного типа, предпусковой жидкостный подогреватель |
Остекление | Вклеенный стеклопакет | Вклеенный стеклопакет |
Шины | 295/80 R 22,5″ | 295/80 R 22,5″ |
rusbus.ru
Другой «Вояж» из Ликино-Дулёво
Изготовление автобусов ЛиАЗ-5250 «Вояж» на Ликинском автобусном заводе ведётся на отдельном участке методом стапельной сборки, а не на основном конвейере, где собирают модели -5256, -5292, -6212, -6213, -4292. Самоходные шасси Scania K250 IB4x2 поступают на завод из Швеции.
С 2022 года рядный пятицилиндровый дизельный двигатель модели Scania DC09 110 мощностью 250 л.с. стал пятого экологического класса. Ранее на автобус устанавливали роботизированную коробку передач, которая вызывала много нареканий у эксплуатационников и редко выхаживала более 250 000 км. А при эксплуатации в наиболее «пробочном», сильно загруженном транспортом первом поясе Московской области (территория от МКАД до автодороги А-107, именуемой в просторечье «первой бетонкой») встречались и более ранние отказы, уже на 100 000–150 000 км пробега. Кроме того, трансмиссия испытывала при переключениях изношенного «робота» знакопеременные ударные нагрузки, из-за этого постоянно приходилось ремонтировать крестовины карданных валов, разбивались фланцы, страдали опоры силового агрегата.
Эту проблему решили. Теперь по согласованию с перевозчиком в спецификации для МТА устанавливается шестиступенчатая гидромеханическая автоматическая КП ZF 6AP-1200B. Передний мост автобуса – марки Scania AMA860. Он рассчитан на нагрузку 6,5 т и характеризуется большими углами поворота управляемых колёс. Мосты этой модели специально спроектированы для автобусов с высоким центром тяжести. Задний ведущий мост – Scania АDA1300. Передаточное отношение главной пары – 3,08. Тормозная система электронно-пневматическая (EBS) с автоматической регулировкой зазоров тормозных механизмов имеет полностью независимые контуры и моторный замедлитель. Рулевой механизм с гидроусилителем, модель – ZF 8098.
Техническая характеристика автобуса ЛиАЗ-525000
Колёсная формула | 4х2 |
Тип кузова | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Полная масса, кг | 18 000 |
Распределение нагрузки по осям, кг | 6500/11 500 |
Минимальный радиус разворота, м | 11,8 |
Вместимость топливного бака, л | 310 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Длина, мм | 12 500 |
Ширина, мм | 2550 |
Пассажировместимость, чел | 60 (47 мест для сидения, 12 для стоящих, 1 инвалидное) |
Колёсная формула | 4х2 |
Двигатель:
| DC09 110, Euro 5 Турбодизель, 5 цилиндров в ряд 9,29 184 (250) при 1800 мин-1 1150 при 1300 мин-1 |
Коробка передач:
| ZF 6AP-1200B 6/1 |
Подвеска | Пневматическая, стабилизаторы поперечной устойчивости на всех осях, электронная система управления подвеской с функцией подъёма/опускания кузова |
Вместимость багажных отсеков, м3 | 5,0 |
Размер шин | 295/80 R22,5 |
Обзор ЛиАЗ-5250. Знакомые все лица
[]
В сегменте пригородных автобусов борьбу за клиента-перевозчика ведет модель ЛиАЗ-5250, она же «Вояж», ставшая преемником одноименного ГолАЗа. Как и прежде, одним из основных эксплуатантов этой машины является .
текст: Олег Прохоров / фото: автора / 14.05.2018
С производителем ЛиАЗ хоть раз в жизни сталкивался каждый отечественный как перевозчик, так и пассажир. В последние 20 лет тенденция такова, что ареал распространения ликинских машин сместился в центральный регион нашей страны, где такие автобусы не один десяток лет курсируют на большинстве городских и пригородных маршрутах. В восточной части России в сегменте средней и большой вместимости господствует НефАЗ. Первый городской НефАЗ был выпущен в 2000 году, с тех пор гамма производимых моделей многократно пополнялась: помимо городских, появились пригородные, междугородные и, конечно, туристические. В 2000-х в Нефтекамске наладили выпуск междугородных НефАЗ-5299СТ и НефАЗ-5299КТ — аналогов ЛиАЗ-5250. В южных краях нашей Родины пассажиров перевозят автобусы , который первым из российских производителей принял участие в престижной европейской выставке автобусов Busworld в бельгийском Кортрийке.
Комбинация приборов Scania с экраном бортового компьютера.
Такое территориальное деление не случайно: регионы поддерживают собственные марки. В Московской области потребителем Ликинского автозавода традиционно является «Мострансавто», взявшее на баланс в том числе и ЛиАЗ-5250. Переехавший в 2013 году из Голицыно «Вояж» практически не изменился, отличить предшественника можно разве что по эмблемам и незначительным деталям, по большей части носящим внутриконструктивный характер (приводы дверей, качество применяемых клеевых материалов, обновленная трансмиссия и так далее). Автобус выполнен в едином корпоративном стиле, с характерными для марки деталями. Под стандарты нового времени автобус оснащен передней миниатюрной линзованной оптикой Hella. Соблюли дизайнеры почти все каноны внешности пригородной модели: хоть и не сильно «облизанный» в угоду лучшей аэродинамике силуэт, но с большим, слегка изогнутым лобовым стеклом, обеспечивающим не только водителю, но и пассажирам хороший обзор в поездке. Экстерьер ЛиАЗов в последние годы приобрел более качественное боковое остекление — стеклопакеты с форточками, веерного типа стеклоочистители, а также интегрированную в стекло (с электроподогревом) форточку водителя. Из заметных знатоку ликинских автобусов новшеств — внедрение более легкой пластиковой крыши. Ее стальной аналог весил в разы больше. Все эти инновации коснулись и модели 5250, при сборке которой все больше применяют клеевые технологии, обеспечивающие гидроизоляцию и нужную подвижность соединению. Арки колес теперь с увеличенным защитным слоем, а на днище и юбке многослойная антигравийная обработка.
Пневмобаллоны прикрыты защитными кожухами.
Буксировочная проушина вкручивается в отверстие за капотом.
В салоне достаточно просторно, пассажирские сиденья стандартно для такой компоновки установлены на невысоком подиуме. Каждое кресло, по правилам междугородной перевозки, оснащено ремнями безопасности, спинками с регулировкой наклона, убираемыми подлокотниками и откидными столиками. Для контроля за дорогой и пассажирами внедрены видеорегистратор хода движения, видеокамеры в салоне и кабине водителя, а также камеры заднего вида, выводящие на монитор картинку, записываемую в память накопителя. К слову, неоднократно эти записи избавляли водителей от ложных обвинений в виновности ДТП и не только. Из прочих систем контроля — ГЛОНАСС и цифровой тахограф. На машины «Вояж» в недавнем прошлом устанавливали крайне неудобные водительские кресла, отчего рабочий день казался «каторгой». В свежих версиях, по требованию ключевого заказчика, установили комфортабельные сиденья с многочисленными регулировками, и эта проблема ушла. Панель приборов хорошо обозримая, как и комбинация приборов; информативный дисплей и эргономичное управление, включая кнопки для переключения передач АКП, создают дополнительный комфорт для работы.
Просторный салон не заставит пассажиров жалеть о прошедшей поездке.
Ликинский завод уже долгие годы сотрудничает со шведским производителем Scania, приобретая у него шасси для своих автобусов. Модель 5250 не исключение, она построена на таком импортном шасси. В заднем свесе «Вояжа» рядный 5-цилиндровый двигатель Scania DC09 109, соответствующий экологическому классу Евро-5 с рабочим объемом 9,29 л. Его мощность составляет 250 л. с., а максимальный крутящий момент — 1150 Нм при 1000–1300 мин-1. Чтобы вписаться в нормы Евро-5, в системе выпуска отработавших газов двигателя установлены форсунки раствора мочевины (AdBlue). Жидкость подается из бачка, расположенного в отсеке по правому борту. Уровень AdBlue отображается на дисплее бортового компьютера, и при снижении объема до 20 % появится индикатор необходимости заправки. Важно знать, что заполнять бачок доверху производитель запрещает, так как в случае кристаллизации реагента может произойти закупорка системы вентиляции бака. Также в особых условиях — запрет на отключение «массы» при самоочистке системы SCR автобуса. Об этом действии укажет значок АКБ и пиктограмма песочных часов на приборной панели.
Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрена аппарель.
Контроль уровня моторного масла можно осуществлять при ежедневном осмотре — по уровню на щупе и во время движения — по контрольной лампочке на панели приборов. Если лампа горит, нужно доливать либо сливать масло при его чрезмерном количестве. Высокий уровень масла приводит к его перерасходу из-за выброса в систему вентиляции картера. По такому же принципу реализован контроль уровня охлаждающей жидкости в двигателе: лампа на панели приборов укажет на наличие проблемы. Визуальный контроль антифриза возможен по прозрачной трубке на расширительном бачке. Если возникнет экстренная пожарная ситуация, серийное устройство пожарной сигнализации с детектором в моторном отсеке уведомит водителя об опасности и приступит к тушению.
Багажный отсек, в зависимости от комплектации, может достигать 6 м3.
В автобусах «Вояж» передачу крутящего момента от двигателя на задний мост осуществляет 6-ступенчатая автоматическая коробка передач производства ZF серии Ecolife модели 6AP-1200B. Она облегчает работу водителя и снижает нагрузку на трансмиссию. Также по многочисленным просьбам эксплуатанта ГМП пришла на смену роботизированной коробке передач. Причина здесь в коротком сроке службы «робота» и сцепления при смешанном режиме эксплуатации (город, пригород). В ГМП гидротрансформатор с реактором, установленным на муфте свободного хода, является не изнашивающимся устройством при троганье с места. Когда скорость движения увеличивается, гидротрансформатор блокируется: передача момента от маховика на коробку производится напрямую, с одинаковой частотой. Таким образом, исключаются потери мощности.
В заднем свесе расположен рядный 5‑цилиндровый турбодизель от Scania.
Задний мост Scania R660 с гипоидной главной парой (передаточное число 3,07) опирается на зависимую пневматическую подвеску с четырьмя баллонами. Для устойчивости в поворотах подвеска снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и двумя регуляторами положения кузова. Передняя подвеска также зависимая, пневматическая, со стабилизатором и датчиками уровня кузова. Поворотные кулаки управляемых колес опираются на шкворневое соединение, требующее смазки через пресс-масленки каждые 60 000 км. Проверка радиального люфта необходима каждые 120 000 км. Примечательно, что максимальный зазор в шкворнях не более 0,4 мм, что соответствует 1,5-миллиметровому перемещению резьбовой части поворотного кулака.
В корме по правому борту установлен бачок с мочевиной на 75 л.
Пневмопривод тормозной системы оснащен электронной антиблокировочной системой EBS и противобуксовочной системой ASR. К тому же первичный ретардер автоматической коробки передач встроен в тормозную систему транспортного средства и развивает высокую мощность торможения даже на низкой скорости. Это обеспечивает щадящую эксплуатацию рабочей тормозной системы, в нашем случае с дисковыми механизмами.
Фильтр предварительной очистки топлива не предусматривает подогрева.
Технические характеристики ЛиАЗ-5250 | |
Габариты (длина/ширина) | 12 500/2550 мм |
Колесная формула | 4х2 |
Тип кузова | несущий, вагонной компоновки |
Полная масса | 18 000 кг |
Минимальный радиус разворота | 11,8 м |
Объем топливного бака | 310 л |
Пассажировместимость | 60 чел. (47 мест для сидения) |
Двигатель | DC09 109, Euro-5, дизельный, 5 цилиндров в ряд, 9,29 л, 250 л. с. при 1800 мин-1, 1150 Нм при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач | ZF 6AP-1200B, количество ступеней вперед/назад — 6/1 |
Подвеска | пневматическая, стабилизаторы поперечной устойчивости на всех осях |
Вместимость багажных отсеков | 5,0 м3 |
Размер шин | 295/80R22,5 |
Заводская гарантия | 3 года без ограничения пробега |
Межсервисный пробег | от 20 000 до 90 000 км |
Конкуренты | МАЗ-231062, MAN Lion’s Regio |
По просьбе заказчика мощность автономного подогревателя увеличена до 32 кВт.
- Современный внешний вид, удобные пассажирские кресла, возможность оснащения ГМП со встроенным замедлителем.
- Шум от силовой установки разносится по всему салону. Фильтр грубой очистки топлива без подогрева.
Антон Малафеев, начальник колонны «Мострансавто», АК 1788
В 2013 году мы получили первые ГолАЗ-5251. Прежде чем посадить кого-то за руль, мы отправляли в Scania водителей-наставников, которые, в свою очередь, передавали навыки основному составу. А это минимум 16 часов, то есть два рабочих дня. Необходим был навык работы, в том числе и с роботизированной КП, так как коробка предусматривала два режима — ручной и автоматический. С появлением гидромеханической коробки управление автобусом упростилось, и количество отказов по трансмиссии также снизилось в разы. Но при этом на 10 % (до 43 л/100 км) вырос расход топлива, и это было предсказуемо. На сегодня межсервисный интервал «Вояжей» составляет 20 000 км, или в нашем случае один раз в месяц. Занимает ТО, как правило, не более 4 часов, после чего машина возвращается в парк и встает на линию с другим водителем. Дополнительных контрольных операций перед выпуском на линию мы не производим. До сего дня все необходимые операции сервисным центром Scania выполнялись добросовестно. Если по каким-либо причинам понадобится вмешательство в виде ремонта, наши механики его выполнить смогут. Они, как и водители, прошли обучение по ремонту основных узлов и агрегатов автобусов разных марок.
Эти машины, как, впрочем, и все другие в парке, оснащены системами мониторинга и видеонаблюдения, и пользуемся мы этой информацией ежедневно. Она помогает нам при подсчете пассажиропотока, при выявлении линейных нарушений со стороны водителей и кондукторов и при контроле соблюдения ПДД. Буквально вчера мы разбирали спорный случай ДТП, где нашего водителя пытались обвинить в нарушении правил. Изучив записи камер видеонаблюдения, выяснили, что второй участник резко перестроился после обгона по встречной полосе. Водитель автобуса не мог применить экстренное торможение, так как в салоне находились пассажиры. В итоге виновником был признан совершивший столь необдуманное перестроение, еще и с лишением прав. Система видеоконтроля помогает водителям и при маневрировании, и при посадке-высадке пассажиров на остановках. Сейчас систему мониторинга обновляют, после чего информацию с камер может увидеть и диспетчерский центр.
Гидромеханическая КП ZF-Ecolife более приспособлена к городскому режиму.
Запасное колесо традиционно подвешено в переднем свесе автобуса.
Передняя подвеска зависимая пневматическая, с мощными штангами.
Моторный отсек защищен системой автоматического пожаротушения.
Тормозные механизмы дисковые, им помогает тормоз-замедлитель.
Сергей Филимонов, директор филиала «Мострансавто», АК 1788
Наше предприятие насчитывает 210 линейных автобусов и гаражный отдел, из которых 16 — это «Вояж» моделей ЛиАЗ-5250 и ГолАЗ-525110. Помимо пригородных, есть, конечно, и городские, в том числе современные низкопольные ЛиАЗ-4292 и ЛиАЗ-5292 — как с двигателями MAN, так и с ЯМЗ-534, 536. В строю остаются и ветераны ЛиАЗ-6212, достаточно надежные машины, но годы берут свое: более 10 лет они в эксплуатации, и на сегодня их осталось девять штук. Есть и корейские автобусы Hyundai Universe, приобретенные в 2011 году, прошедшие уже под миллион километров и тоже вполне надежные.
По модели ЛиАЗ-5250 был мощнейший прорыв, когда на этот автобус поставили гидромеханическую коробку передач вместо «робота». Это была острая необходимость для эксплуатации на нескольких наших маршрутах. Такие машины мы начали получать в прошлом году несколькими партиями, последние десять пришли к нам в 2022 м. В гарантийный период мы обслуживаем технику у дилера Scania, и сейчас прорабатывается контракт жизненного цикла, когда производитель обслуживает и ремонтирует машины весь период эксплуатации. Контракт подразумевает ежемесячную абонентскую плату, включающую полный комплекс работ на протяжении 7 лет владения автобусом (3 года гарантии плюс 4 года послегарантийного ТО и ремонта). На поломки по вине перевозчика предусмотрена франшиза, как в страховом полисе. Следующий положительный момент этого договора — подменный парк при неисполнении ремонта в срок более 3 дней. Пока все в стадии пилотного проекта, но уже сейчас видна его перспективность, даже с учетом того, что технику придется гонять на стороннюю станцию, тратя время и топливо. Ведь наш основной профиль — это перевозка пассажиров, и именно на нем можно будет полностью сконцентрироваться. Беспокоиться о ремонтниках, что они останутся без работы, пока не приходится, так как эти планы касаются только новой техники и только на шасси Scania. Без «Группы ГАЗ» в этом вопросе не обойтись, поскольку это их продукт, и все договорные отношения у нас с ними.
Сейчас мы работаем с дилером шведского производителя на условиях гарантийного обслуживания, который включает 3 года без ограничения пробега. На исправление заводских недочетов договором предусмотрен срок в 13 дней, из которых 3 на ТО и выявление неисправностей и еще 10 на возможный ремонт. Шведское шасси почти не приносит проблем при эксплуатации, но лишь при условии выполнения рекомендаций производителя. К сожалению, отечественные агрегаты таким качеством похвастаться не могут, как бы ты их ни обслуживал. По кузову были недочеты именно по ГолАЗ-5251, которые мы обсуждали с производителем. Водители в холодное время года ужасно мерзли из-за того, что отовсюду дуло, особенно страдали ноги. Обдувы были заменены антивандальными, так как их постоянно ломали. Приводы дверей поменяли на итальянские, предыдущие были откровенно низкого качества. Под мочевину были установлены стальные баки, они постоянно текли. Сейчас вместо металла применен пластик. Увеличили мощность кондиционера. Предыдущий образец был не в состоянии прокачать весь салон. С 28 до 32 кВт возросла мощность салонного подогревателя. Для проветривания салона, по нашей просьбе, были интегрированы оконные форточки. Много было и мелких недочетов, когда выламывало петли лучков, падали посаженные на клей бамперы и так далее. Поменяли светотехнику на светодиодную, конечно, более дорогую при поломке. Зато ушли проблемы с плохим контактом, когда нагретый патрон лампочки накаливания сжигал фонарь.
5koleso.ru
Вояж на Voyage: оцениваем здоровье пригородных ЛиАЗов на шасси Scania
У автобусов Вояж трудная судьба. Под не существующей ныне маркой ГолАЗ они без преувеличения стали транспортным лицом Олимпиады в Сочи в 2014 году (я успел побывать на открытии их производства в 2013-м). А сразу после Игр их передали подмосковному перевозчику Мострансавто — и те автобусы колесят по Московской области до сих пор. А в этом году к ним присоединились аналогичные машины — похожие внешне, на тех же агрегатах Scania, но уже под маркой ЛиАЗ. На сервисной станции шведской марки в Голицыно я наблюдал, как они проходят ТО, а также разузнал кое-что о технических проблемах.
В цеху сразу несколько автобусов проходит обслуживание
Обслуживаются здесь только ЛиАЗы — подмосковный перевозчик получил 540 таких автобусов вместе с сервисным контрактом, который подразумевает периодическое ТО и гарантийный ремонт. А вот 709 более старых олимпийских ГолАЗов парки обслуживают и ремонтируют своими силами — пусть и по фирменным технологиям.
В отсеке около водителя располагаются аккумуляторы и блоки предохранителей
К старым ГолАЗам, кстати, обращены и основные претензии перевозчиков. 250-сильный двигатель на них работает без проблем, а вот сканиевский «робот» Opticruise отлично подходит для дальних марш-бросков, но маршруты с частыми остановками и пробками не любит — и быстро выходит из строя.
Двигатель Scania работает на автобусах отлично, а вот на новых ЛиАЗах установлен классический автомат ZF, а не робот
В Мострансавто начали искать варианты решения этой проблемы и даже установили на один такой автобус обычную автоматическую коробку Allison. Автобус с ней ходил по маршруту, не испытывая особых проблем. Потому в нынешних условиях ограниченных ресурсов перевод старых автобусов на «автоматы» может стать выгодным. Тем более что все новые ЛиАЗы также оснащены классическими «автоматами» — но не Allison, а ZF.
На руле и сиденье сервисные чехлы
Других серьезных технических проблем перевозчики не выявили. Есть, правда, претензии к кузовам: на тех же старых ГолАЗах, бывает, даже начинают протекать боковые стекла. У ликинских машин таких проблем нет.
В подмосковных автобусах, как и в столичных, проезд можно оплатить, приложив карту к валидатору
А настоящее бедствие для перевозчиков — это пассажиры-вандалы, которые потехи ради курочат внутреннее убранство, не стесняясь даже систем видеонаблюдения. Доходит до того, что на красивые синие сиденья приходится надевать убогие серые чехлы из прочной ткани: лучше пусть страдают они, чем обивка.
Эмблема ЛиАЗа плоская и плохо читается
Кстати, по контракту дилеры Скании отвечают не только за шасси, но и за весь автобус целиком. Поэтому если ремонт требуется элементам кузова или салона, то его также выполняют на станциях шведской марки.
Автобусы проходят обслуживание в одном помещении с грузовиками
Что же до технического обслуживания, то его Вояжи Мострансавто могут проходить только в двух местах — в Голицыно, а также на недавно открывшейся сервисной станции в Ногинске. И каждые 45 тысяч километров автобусы из многочисленных подмосковных парков приходится снимать с линии и вхолостую гнать в сервис — неудобно, но таковы, по всей видимости, условия контракта.
ТО длится около четырех—пяти часов и включает в себя стандартные процедуры вроде проверки и регулировки углов установки колес и замены тормозных колодок. И по данным Мострансавто, несмотря на все логистические особенности процесса, обслуживание у дилеров с применением исключительно оригинальных деталей дает свои плоды. Если в прошлом году с начала осени было выполнено 94% всех рейсов, то в нынешнем этот показатель вырос до 99%.
ЛиАЗ-5293 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2013; проверки требуют 53 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2013; проверки требуют 53 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
ЛиАЗ-5293 | |
Завод-изготовитель | ЛиАЗ |
Проект, г | 2005 г. |
Выпускался, гг | |
Экземпляры: | 1907 (на декабрь 2017)[1] |
Полная масса, т | 17, 1 — 17, 6 |
Снаряжённая масса, т | 10, 1 — 10, 6 |
Макс. скорость, км/ч | 90 |
Класс автобуса |
|
ЭКО стандарт | Euro-3 — Euro-4 — Euro-5 |
Вместимость | |
Мест для сидения | 23 (24) |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) | 104 |
Полная вместимость (8 чел/м²) | 116 |
Габариты | |
Длина, мм |
ru.wikipedia.org
низкопольный автобус городского типа с множеством модификаций
Городской автобус ЛиАЗ-5292 (большого класса, низкопольной конфигурации) был представлен в рамках Московского Автосалона 2003 года. Машина на тот момент оснащалась силовой установкой фирмы Caterpillar поперечной компоновки и совмещенной с автоматической трансмиссией компании Voith. Ходовая часть состояла из двух мостов портальной конструкции. Автобус ЛиАЗ-5292 был запущен в серийное производство и стал поступать малыми партиями в автопарки Москвы, а также в Воронеж, Иваново, Курск и другие крупные города.
Модернизация
Модель себя не оправдала, в Московских автохозяйствах уже в 2014 году начались ее массовые списания. Потребовалась глубокая модернизация, замена двигателя на более мощный, усовершенствование рулевого механизма и дверных сервоприводов. Кроме того, на базовом ЛиАЗ-5292 в жаркое время плохо работала система кондиционирования, в результате чего вся задняя часть салона чрезмерно прогревалась, создавались некомфортные условия для пассажиров.
Доработанному автобусу присвоили индекс 5292-20. Главным отличием от базовой модели стал новый двигатель MAN D0836 LON, соответствующий экологическим стандартам Евро 4. На машину установили приборную панель от модели ЛиАЗ-6213, как хорошо зарекомендовавшую себя. Оптику использовали точечную, . Системы кондиционирования монтировались двух видов — «Конвекта» и «Сперос». Летом 2011 года начались массовые поставки новой модели в автохозяйства Москвы и в отдельные российские регионы.
Стеклянные двери
Следующая модификация ЛиАЗ-5292-22 была запущена в производство в декабре 2013 года. Машина оснащалась дверями из цельного стекла с резинометаллической рамой. Все выпускаемые автобусы данной модификации поступили в распоряжение ГУП МО Мострансавто.
Одновременно была выпущена небольшая партия машин пригородного типа. Эти автобусы не имели задней двери, число посадочных мест в них увеличили до 32. Первая партия в количестве 50 машин была отправлена в Сочи.
Всего с начала производства и по настоящее время на Ликинском автозаводе было создано более десяти различных модификаций, которые успешно работают на городских и загородных маршрутах во многих российских городах. В целом эксплуатация ЛиАЗ-5292 себя уже оправдывает, и машина даже отправляется на экспорт. Отзывы от зарубежных партнеров Минтранс России получает положительные.
Аккумуляторное питание
На отдельном производстве собирается модификация ЛиАЗ-5292-6274 (опытный электробус). Машина оснащается литиевыми аккумуляторами . Запас хода при полной зарядке составляет около двухсот километров. Подзарядка осуществляется на специальных станциях, оборудованных терминалами на шесть заправочных подъездов.
Также на Ликинском заводе налажен выпуск автобуса с газовым двигателем ЛиАЗ-5292-71. Эти машины работают начиная с 2010 года. После инцидента со взрывом газовой емкости, который произошел 9 мая 2013 года, все автобусы с газовым двигателем были сняты с маршрутов. Однако системных дефектов обнаружено не было, постепенно все машины вернулись на улицы Москвы. Двадцать девять автобусов работают на периферии, в основном, в Химках. Тридцать машин на газе курсируют в Челябинске, столько же в Санкт-Петербурге. В конце 2015 года крупная партия автобусов отправлена в Крым, часть из них работает на городских маршрутах в Симферополе, часть эксплуатируется на трассе Симферополь — Алушта.
ЛиАЗ-5292: технические характеристики
Весовые и габаритные параметры:
- длина автобуса — 11 990 мм;
- высота — 2 880 мм;
- ширина — 2-500 мм;
- база колесная — 5 960 мм;
- колесная формула — 4 х 2;
- ширина дверных проемов — 2 х 1325 и 1 х 1225 мм;
- число дверей — 3;
- высота потолка внутреннего помещения — 2280 мм;
- полная масса — 18 390 кг;
- радиус разворота — 11,5 метра.
Силовая установка
Автобус комплектуется двигателем немецкой фирмы MAN (модель MAN D0836LOH с турбонаддувом).
Характеристики мотора:
- число цилиндров — 6;
- расположение вертикальное;
- экологический стандарт — Евро 4;
- рабочий суммарный объем цилиндров — 6,870 куб./см;
- максимальная мощность — 176 л.с. при частоте вращения 2400 оборотов в минуту;
- крутящий момент — 925 Нм при вращении 1800 оборотов в минуту;
- расположение мотора — заднее.
Ходовая часть
В основном подвески автобуса собираются из узлов, поставляемых немецкими производителями. Автобус ЛиАЗ-5292, характеристики и параметры которого говорят о его надежности и долговечности, постепенно переходит на агрегаты отечественного производства. Качество российских деталей на данном этапе не хуже импортных, а по качеству стали даже превосходят зарубежные аналоги.
Отличительной чертой модели является встроенная система наклона кузова в сторону посадочной платформы на остановках. Это сделано для облегчения въезда в салон инвалидов-колясочников. Из подпольного пространства выдвигается специальный пандус, по которому и въезжает пассажир с ограниченными возможностями. Автобус отвечает всем требованиям эксплуатации в больших городах. Полная пассажировместимость салона составляет 112 человек. Сидячих мест — 20.
fb.ru
Обзор автобуса ЛиАЗ-5250 «Вояж» на базе шасси SCANIA
В сегменте пригородных автобусов борьбу за клиента-перевозчика ведет модель ЛиАЗ-5250, она же «Вояж», ставшая преемником одноименного ГолАЗа. Как и прежде, одним из основных эксплуатантов этой машины является .
С производителем ЛиАЗ хоть раз в жизни сталкивался каждый отечественный как перевозчик, так и пассажир. В последние 20 лет тенденция такова, что ареал распространения ликинских машин сместился в центральный регион нашей страны, где такие автобусы не один десяток лет курсируют на большинстве городских и пригородных маршрутах.
Комбинация приборов Scania с экраном бортового компьютера.
В Московской области потребителем Ликинского автозавода традиционно является «Мострансавто», взявшее на баланс в том числе и ЛиАЗ-5250. «Вояж» практически не изменился, отличить предшественника ГоЛАЗа можно разве что по эмблемам и незначительным деталям, по большей части носящим внутриконструктивный характер (приводы дверей, качество применяемых клеевых материалов, обновленная трансмиссия и так далее). Автобус выполнен в едином корпоративном стиле, с характерными для марки деталями. Под стандарты нового времени автобус оснащен передней миниатюрной линзованной оптикой Hella. Соблюли дизайнеры почти все каноны внешности пригородной модели: хоть и не сильно «облизанный» в угоду лучшей аэродинамике силуэт, но с большим, слегка изогнутым лобовым стеклом, обеспечивающим не только водителю, но и пассажирам хороший обзор в поездке. Экстерьер ЛиАЗов в последние годы приобрел более качественное боковое остекление — стеклопакеты с форточками, веерного типа стеклоочистители, а также интегрированную в стекло (с электроподогревом) форточку водителя. Из заметных знатоку ликинских автобусов новшеств — внедрение более легкой пластиковой крыши. Ее стальной аналог весил в разы больше. Все эти инновации коснулись и модели 5250, при сборке которой все больше применяют клеевые технологии, обеспечивающие гидроизоляцию и нужную подвижность соединению. Арки колес теперь с увеличенным защитным слоем, а на днище и юбке многослойная антигравийная обработка.
Пневмобаллоны прикрыты защитными кожухами.
Буксировочная проушина вкручивается в отверстие за капотом.
В салоне достаточно просторно, пассажирские сиденья стандартно для такой компоновки установлены на невысоком подиуме. Каждое кресло, по правилам междугородной перевозки, оснащено ремнями безопасности, спинками с регулировкой наклона, убираемыми подлокотниками и откидными столиками. Для контроля за дорогой и пассажирами внедрены видеорегистратор хода движения, видеокамеры в салоне и кабине водителя, а также камеры заднего вида, выводящие на монитор картинку, записываемую в память накопителя. К слову, неоднократно эти записи избавляли водителей от ложных обвинений в виновности ДТП и не только. Из прочих систем контроля — ГЛОНАСС и цифровой тахограф. На машины «Вояж» в недавнем прошлом устанавливали крайне неудобные водительские кресла, отчего рабочий день казался «каторгой». В свежих версиях, по требованию ключевого заказчика, установили комфортабельные сиденья с многочисленными регулировками, и эта проблема ушла. Панель приборов хорошо обозримая, как и комбинация приборов; информативный дисплей и эргономичное управление, включая кнопки для переключения передач АКП, создают дополнительный комфорт для работы.
Просторный салон не заставит пассажиров жалеть о прошедшей поездке.
Ликинский завод уже долгие годы сотрудничает со Scania, приобретая у него шасси для своих автобусов. Модель 5250 не исключение, она построена на таком импортном шасси. В заднем свесе «Вояжа» рядный 5-цилиндровый двигатель Scania DC09 109, соответствующий экологическому классу Евро-5 с рабочим объемом 9,29 л. Его мощность составляет 250 л. с., а максимальный крутящий момент — 1150 Нм при 1000–1300 мин-1. Чтобы вписаться в нормы Евро-5, в системе выпуска отработавших газов двигателя установлены форсунки раствора мочевины (AdBlue). Жидкость подается из бачка, расположенного в отсеке по правому борту. Уровень AdBlue отображается на дисплее бортового компьютера, и при снижении объема до 20 % появится индикатор необходимости заправки. Важно знать, что заполнять бачок доверху производитель запрещает, так как в случае кристаллизации реагента может произойти закупорка системы вентиляции бака. Также в особых условиях — запрет на отключение «массы» при самоочистке системы SCR автобуса. Об этом действии укажет значок АКБ и пиктограмма песочных часов на приборной панели.
Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрена аппарель.
Контроль уровня моторного масла можно осуществлять при ежедневном осмотре — по уровню на щупе и во время движения — по контрольной лампочке на панели приборов. Если лампа горит, нужно доливать либо сливать масло при его чрезмерном количестве. Высокий уровень масла приводит к его перерасходу из-за выброса в систему вентиляции картера. По такому же принципу реализован контроль уровня охлаждающей жидкости в двигателе: лампа на панели приборов укажет на наличие проблемы. Визуальный контроль антифриза возможен по прозрачной трубке на расширительном бачке. Если возникнет экстренная пожарная ситуация, серийное устройство пожарной сигнализации с детектором в моторном отсеке уведомит водителя об опасности и приступит к тушению.
Багажный отсек, в зависимости от комплектации, может достигать 6 м3.
В автобусах «Вояж» передачу крутящего момента от двигателя на задний мост осуществляет 6-ступенчатая автоматическая коробка передач производства ZF серии Ecolife модели 6AP-1200B. Она облегчает работу водителя и снижает нагрузку на трансмиссию. Также по многочисленным просьбам эксплуатанта ГМП пришла на смену роботизированной коробке передач. Причина здесь в коротком сроке службы «робота» и сцепления при смешанном режиме эксплуатации (город, пригород). В ГМП гидротрансформатор с реактором, установленным на муфте свободного хода, является не изнашивающимся устройством при троганье с места. Когда скорость движения увеличивается, гидротрансформатор блокируется: передача момента от маховика на коробку производится напрямую, с одинаковой частотой. Таким образом, исключаются потери мощности.
В заднем свесе расположен рядный 5‑цилиндровый турбодизель от Scania.
Задний мост Scania R660 с гипоидной главной парой (передаточное число 3,07) опирается на зависимую пневматическую подвеску с четырьмя баллонами. Для устойчивости в поворотах подвеска снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и двумя регуляторами положения кузова. Передняя подвеска также зависимая, пневматическая, со стабилизатором и датчиками уровня кузова. Поворотные кулаки управляемых колес опираются на шкворневое соединение, требующее смазки через пресс-масленки каждые 60 000 км. Проверка радиального люфта необходима каждые 120 000 км. Примечательно, что максимальный зазор в шкворнях не более 0,4 мм, что соответствует 1,5-миллиметровому перемещению резьбовой части поворотного кулака.
В корме по правому борту установлен бачок с мочевиной на 75 л.
Пневмопривод тормозной системы оснащен электронной антиблокировочной системой EBS и противобуксовочной системой ASR. К тому же первичный ретардер автоматической коробки передач встроен в тормозную систему транспортного средства и развивает высокую мощность торможения даже на низкой скорости. Это обеспечивает щадящую эксплуатацию рабочей тормозной системы, в нашем случае с дисковыми механизмами.
По просьбе заказчика мощность автономного подогревателя увеличена до 32 кВт.
Современный внешний вид, удобные пассажирские кресла, возможность оснащения ГМП со встроенным замедлителем.
Шум от силовой установки разносится по всему салону. Фильтр грубой очистки топлива без подогрева.
Антон Малафеев, начальник колонны «Мострансавто», АК 1788
В 2013 году мы получили первые ГолАЗ-5251. Прежде чем посадить кого-то за руль, мы отправляли в Scania водителей-наставников, которые, в свою очередь, передавали навыки основному составу. А это минимум 16 часов, то есть два рабочих дня. Необходим был навык работы, в том числе и с роботизированной КП, так как коробка предусматривала два режима — ручной и автоматический. С появлением гидромеханической коробки управление автобусом упростилось, и количество отказов по трансмиссии также снизилось в разы. Но при этом на 10 % (до 43 л/100 км) вырос расход топлива, и это было предсказуемо. На сегодня межсервисный интервал «Вояжей» составляет 20 000 км, или в нашем случае один раз в месяц. Занимает ТО, как правило, не более 4 часов, после чего машина возвращается в парк и встает на линию с другим водителем. Дополнительных контрольных операций перед выпуском на линию мы не производим. До сего дня все необходимые операции сервисным центром Scania выполнялись добросовестно. Если по каким-либо причинам понадобится вмешательство в виде ремонта, наши механики его выполнить смогут. Они, как и водители, прошли обучение по ремонту основных узлов и агрегатов автобусов разных марок.
Гидромеханическая КП ZF-Ecolife более приспособлена к городскому режиму.
Запасное колесо традиционно подвешено в переднем свесе автобуса.
Передняя подвеска зависимая пневматическая, с мощными штангами.
Моторный отсек защищен системой автоматического пожаротушения.
Тормозные механизмы дисковые, им помогает тормоз-замедлитель.
Сергей Филимонов, директор филиала «Мострансавто», АК 1788
Наше предприятие насчитывает 210 линейных автобусов и гаражный отдел, из которых 16 — это «Вояж» моделей ЛиАЗ-5250 и ГолАЗ-525110. Помимо пригородных, есть, конечно, и городские, в том числе современные низкопольные ЛиАЗ-4292 и ЛиАЗ-5292 — как с двигателями MAN, так и с ЯМЗ-534, 536. В строю остаются и ветераны ЛиАЗ-6212, достаточно надежные машины, но годы берут свое: более 10 лет они в эксплуатации, и на сегодня их осталось девять штук. Есть и корейские автобусы Hyundai Universe, приобретенные в 2011 году, прошедшие уже под миллион километров и тоже вполне надежные.
По модели ЛиАЗ-5250 был мощнейший прорыв, когда на этот автобус поставили гидромеханическую коробку передач вместо «робота». Это была острая необходимость для эксплуатации на нескольких наших маршрутах. Такие машины мы начали получать в прошлом году несколькими партиями, последние десять пришли к нам в 2022 м. В гарантийный период мы обслуживаем технику у дилера Scania, и сейчас прорабатывается контракт жизненного цикла, когда производитель обслуживает и ремонтирует машины весь период эксплуатации. Контракт подразумевает ежемесячную абонентскую плату, включающую полный комплекс работ на протяжении 7 лет владения автобусом (3 года гарантии плюс 4 года послегарантийного ТО и ремонта). На поломки по вине перевозчика предусмотрена франшиза, как в страховом полисе. Следующий положительный момент этого договора — подменный парк при неисполнении ремонта в срок более 3 дней. Пока все в стадии пилотного проекта, но уже сейчас видна его перспективность, даже с учетом того, что технику придется гонять на стороннюю станцию, тратя время и топливо. Ведь наш основной профиль — это перевозка пассажиров, и именно на нем можно будет полностью сконцентрироваться. Беспокоиться о ремонтниках, что они останутся без работы, пока не приходится, так как эти планы касаются только новой техники и только на шасси Scania. Без «Группы ГАЗ» в этом вопросе не обойтись, поскольку это их продукт, и все договорные отношения у нас с ними.
Сейчас мы работаем с дилером Scania производителя на условиях гарантийного обслуживания, который включает 3 года без ограничения пробега. На исправление заводских недочетов договором предусмотрен срок в 13 дней, из которых 3 на ТО и выявление неисправностей и еще 10 на возможный ремонт. Шасси Scania почти не приносит проблем при эксплуатации, но лишь при условии выполнения рекомендаций производителя. К сожалению, отечественные агрегаты таким качеством похвастаться не могут, как бы ты их ни обслуживал.
ЛиАЗ-6212 Википедия
ЛиАЗ-6212 | |
ЛиАЗ-6212.01 15-го автобусного парка г. Москвы | |
Завод-изготовитель | ЛиАЗ |
Проект, г | 1993 г. |
Выпускался, гг | |
Экземпляры: | 1332 |
Полная масса, т | 27, 5 |
Снаряжённая масса, т | 15, 2 |
Макс. скорость, км/ч | 90 |
Класс автобуса |
|
ЭКО стандарт | Euro-3 — Euro-4 |
Вместимость | |
Мест для сидения | 33 (31) |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) | 154 |
Полная вместимость (8 чел/м²) | 178 |
Габариты | |
Длина, мм | 17 640 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота по крыше, мм | 3 007 |
Низкопольность, % | 0 % |
База, мм | 5840/6240 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 4 |
Формула дверей | 2+2+2+2 |
Двигатель | |
Модель двигателя |
|
Тип топлива | дизель (природный газ) |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | вертикальное |
Мощность, л.с. | 330 при 2200 мин-1 |
Крутящий момент, Н·м | 1166 при 1400 мин-1 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 25 |
Трансмиссия | |
Модель коробки передач |
|
Тип коробки передач | АКПП |
Количество передач | 6 |
Подвеска | |
Тип задней подвески |
|
Тип передней подвески |
|
ЛиАЗ-6212 на Викискладе |
ЛиАЗ-6212
— российский высокопольный городской автобус особо большого класса производства Ликинского автобусного завода, выпускавшийся с 2002 по 2014 годы.
История[ | ]
Автобус был создан на базе модели ЛиАЗ-5256, первые образцы которого, модель СВАРЗ-6240 и ЯАЗ-6211, были собраны еще в далеких 1993 г. и 1996 г. соответственно. Двигатели в этих машинах были расположены горизонтально под полом салона. Модель с задним расположением мотора ЛиАЗ-6220 в серию не пошла.
Новый автобус получил индекс — ЛиАЗ-6212.00. Её отличал дизельный двигатель Caterpillar-3126 мощностью 300 л. с. Заводская нумерация новых машин пошла вновь с единицы, т. е. в новой нумерации машин
ru-wiki.ru