МАЗ-5432
Минский автомобильный завод на протяжении более полувека является флагманом Белорусского тяжелого автомобилестроения. Грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и прицепная техника составляют основу производственной номенклатуры. Производство седельных тягачей на заводе было начато еще в начале 50-х годов прошлого столетия, и к настоящему моменту предприятие имеет в этой области колоссальный опыт. Первый седельный тягач МАЗ 5432 относящийся к большегрузам завода третьего поколения был собран в начале 80-х годов 20-го века. От предыдущих версий машину отличала более комфортабельная кабина с просторным спальным отсеком, а также наличием стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески. В 1988 году автомобиль имел уже целую линейку моторов. Кроме новых на тот момент двигателей Ярославского моторного завода ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424 мощностью 360 и 425 л.с. соответственно, стали устанавливать 360-сильные дизеля западногерманской . В дальнейшем сотрудничество МАЗ и MAN продолжилось, а в 1998 году на совместном предприятии стали собираться седельные тягачи, где на усовершенствованном шасси МАЗ 5432 стали устанавливать МАНовские силовые агрегаты и кабины. Сборка автомобилей на совместном производственном конвейере в республике Беларусь позволила удешевить производство конкурентоспособной продукции мирового качества на 30%. В настоящее время 98% грузовиков МАЗ-МАН соответствует экологическим нормам Евро-3.
История модели
Первый серийный седельный тягач серии «МАЗ-5432» был собран на главном конвейере Минского автомобильного завода 19 мая 1981 года. Этот день принято считать точкой отсчёта в истории белорусских магистральных грузовиков третьего поколения. Грузоподъёмность этого тягача достигла 21 тонны, а полная масса – 34 тонн. Кроме того, данное семейство отличалось кабиной качественно нового образца с двойным спальным местом большого объёма, более современным оснащением и наличием поперечного стабилизатора в конструкции передней подвески.
Запущенные в серийное производство в 1985 году «МАЗ-54322», с дизелем «ЯМЗ-238Ф2», и в 1988 году «МАЗ-54323», с мотором «ЯМЗ-238Б», отличались ещё более комфортабельной кабиной и изменённым оформлением передней части. В разработке модели «МАЗ-54323»приняли участие специалисты . В частности, оснащение кабины было выполнено с использованием технологических решений «МАН»овских кабин серии «F-2000». И в том же 1988 году «МАН»овские 360-ти сильные дизельные двигатели впервые были поставлены на «МАЗ»ы (в модификации «МАЗ-54326»).
В 2000 году у этих грузовых автомобилей, которые к тому времени вошли в число лидеров по объёму производства, ведущие мосты были обеспечены блокировкой межколёсного дифференциала, а новая передняя ось стала выдерживать нагрузку до семи тонн, и обеспечивать угол поворота управляемых колёс до 45-ти градусов.
Производство «МАЗ-54323» и других грузовых автомобилей серии 5432 было окончательно завершено к 2008 году, когда на смену им пришли более новые и современные «МАЗ-5440». Не стоить путать двух- и трёхосные минские магистральные тягачи: у трёхосников .
Технические характеристики в цифрах
- Длина тягача – 5,980 м, Ширина – 2,500 м, Высота – 3,650 м;
- Колёсная база – 3,550 м;
- Радиус поворота по внешнему колесу – 8,3 м;
- Диаметр разворота – 9 метров;
- Снаряжённая масса автомобиля – 7,05 тонн;
- Полная масса автомобиля – 16 тонн;
- Полная масса прицепа – 26,8 тонн;
- Полная масса автопоезда – 34 тонны;
- Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн; на заднюю ось (тележку) – 10 тонн;
- Нагрузка на седельно-сцепное устройство – 8,8 тонн;
- Объем топливного бака – 500 литров;
- Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
- Контрольный расход дизтоплива автопоезда –32,3 литра при 60 км/ч, 41,8 л при 80 км/ч.
Масса узлов и агрегатов
- Двигатель ЯМЗ без коробки передач и сцепления – 1150 кг,со сцеплением и коробкой передач – 1600 кг;
- Передняя ось – 443 кг,задний мост – 694 кг;
- Рама – 650 кг;
- Кабина – 645 кг.
Седельно-сцепное устройство «МАЗ-54323» – полуавтоматическое, с двумя степенями свободы.
Двигатель
Седельные тягачи данной марки укомплектованы ярославским дизельным двигателем «ЯМЗ-238Б» Это 8-ми цилиндровый дизель жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и V-o6pазным (90°) расположением цилиндров. Технические параметры данного силового агрегата таковы:
- Рабочий объём – 14,866 кубических сантиметров;
- Мощность – 220 кВт (300 л.с.), при 2000 оборотах в минуту;
- Крутящий момент – 1177 Н-м (120 кгс-м) при 1200-1400 об/мин;
- Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1;
- Степень сжатия – 15,2;
- Порядок работы цилиндров– 1-5-4-2-6-3-7-8;
- Средняя скорость поршня – 9,33 м/с;
- Диаметр цилиндра – 130мм, ход поршня – 140 мм;
- Масса не заправленного смазкой двигателя без КПП – 1130 кг;
- Минимальный удельный расход топлива – 208 г/кВт ч (153 г/л.с. ч);
- Среднее эффективное давление – 890,4 кПа (9,08 кгс/см2 );
- Ресурс двигателя до первого капитального ремонта – не менее 10 000 часов.
Блок цилиндров двигателя – литой, из низколегированного чугуна, отлитый в качестве одного целого с верхней частью картера. Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, из легированного чугуна, с уплотнением водяного стыка, обеспеченным тремя резиновыми кольцами. 2 головки блока цилиндров – литые, из низколегированного чугуна, по одной на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов. Камера сгорания – однополостная в поршне. Поршни – литые, из высококремнистого алюминиевого сплава.
ТНВД данного двигателя – 8-ми секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр – сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель «ЯМЗ-238Б» оснащён электрофакельным устройством (ЭФУ) для облегчения запуска в холодную погоду. На раме данный силовой агрегат установлен на трёх опорах: 1 передняя (кронштейн на крышке шестерён распределения ) и 2 задних (расположенных с обеих сторон картера маховика).
Технологически мотор «ЯМЗ-238Б» аналогичен «ЯМЗ-238М2», и отличается от него наличием системы турбонаддува, и связанными с нею изменениями в конструкции. Двигатель «ЯМЗ-238Б» изначально был разработан именно для «МАЗ»овских автопоездов. Использовался также в составе тракторной техники, фронтальных погрузчиках и путевых машинах, на самосвалах и бульдозерах. В настоящее время данная модель двигателя тоже уже не выпускается.
Трансмиссия
Двигатель «ЯМЗ-238Б» агрегатируется с двухдисковым сцеплением «ЯМЗ-238К», также производства Ярославского моторного завода, с механическим приводом, периферийными цилиндрическими пружинами и усилителем пневматического типа. Ведомые диски – с демпферным устройством. Наружный диаметр ведомого диска равен 400 мм. Предусмотрена возможность установки одно-дискового сцепления «ЯМЗ-161», наружный диаметр ведомого диска которого составляет 420 мм.
Восьми ступенчатая механическая коробка передач марки «МАЗ-543205» характеризуется наличием демультипликатора и оборудована двумя скоростями заднего хода. Синхронизаторы имеются на всех передачах, кроме задних. Передаточные числа следующие: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII-1,0; VIII-0,71; ЗХ-11,78 и 2,99. Переключение скоростей осуществляется через телескопический привод, встроенный в коробку передач.
Кабина
Первые экземпляры грузовиков МАЗ-543 оснащались цельной кабиной. Но позже с появлением нового ракетного комплекса, боевое орудие которого имело длину в 12.5 метров, возникли трудности с его установкой на грузовик. Длины автомобиля не хватало и для этого требовалось удлинить шасси. Однако такая доработка требовала серьезных изменений в конструкции, и к тому же это было не рациональным.
Выход из этой ситуации вскоре придумал главный конструктор автозавода Шапошников. Он предложил разделить кабину на две части, разнесенные на левую и правую сторону. Это и позволило без удлинения шасси разместить ракетный комплекс на автомобиле. Решение оказалось довольно удачным и подобную конфигурацию позже стали применять на всех аналогичных машинах.
Внутри кабин устанавливались сидения и все необходимые приборы, информирующие о состоянии всех основных систем грузовика. Для защиты использовались специальные бронированные панели, в которых разместили бойницы для ведения стрелкового огня. Стоит отметить, что в некоторых модификациях устанавливалась только одна кабина, размещенная с левой стороны.
При изготовлении кабины использовалась полиэфирная смола, армированная стеклопластиком. В кабинах устанавливался отопитель и вентиляторы, обеспечивающие обдув передних стекол, а также переговорное устройство для внутренней связи модели Р-124 и радиостанция для внешней связи. На окнах применялись защитные шторки, причем на передние отличались смотровыми щелями. Дверные окна открывались наружу. Задняя часть обеих кабин имела специальные отверстия, предназначенные для вентиляционного оборудования.
Устройство
Все версии автомобилей построены на рамном шасси с колесной базой 3550 мм. Подвеска переднего моста оснащена листовыми рессорами и амортизаторами. Позднее в конструкцию ввели торсионный стабилизатор. Задний мост устанавливается на листовых рессорах или пневматических подушках. Часть грузовиков оснащена блокируемым дифференциалом. На всех модификациях сзади имеется стабилизатор поперечной устойчивости.
Двигатель располагается в передней части машины, сверху закрыт откидной кабиной. На тягачах использовалось 1 и 2-дисковое сцепление сухого типа. Устанавливались только механические коробки передач, имевшие от 5 до 16 скоростей. Задний мост оснащен конической главной парой и дополнительными планетарными передачами в ступицах. Между мостом и коробкой расположен карданный вал.
Тормозные механизмы оснащены пневматическим приводом, встречаются модели с системой АБС. Схема электропроводки автомобилей построена по 1-проводной схеме, рабочее напряжение составляет 24 В. Источниками тока являются аккумуляторы и генератор, установленный на двигателе.
Основные размеры
- Длина – 5950-5980 мм, 6065 мм(МАЗ-МАН);
- Ширина – 2500 мм;
- Высота – 3160 мм, 3116 мм(МАЗ-МАН);
- Клиренс – 280 мм;
- Колесная база – 3550 мм.
Весовые параметры
- Снаряженная масса автомобиля – 7050 кг;
- Распределение нагрузки – передняя ось 4680 кг, задняя ось 2370 кг;
- Полная масса автомобиля – 16000 кг;
- Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 6000 кг, задняя ось 10000 кг;
- Допустимая масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство – 8800 кг;
- Полная масса основного полуприцепа – 26800 кг;
- Полная масса автопоезда – 34000 кг.
Динамические характеристики
- Максимальная скорость автопоезда – 100 км/ч;
- Время разгона автопоезда до 60 км/ч – 60 с;
- Выбег автопоезда с 50 км/ч – 950 м;
- Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
- Контрольный расход топлива автопоезда – при 60 км/ч 32,3 л, при 80 км/ч 41,8 л;
- Радиус поворота – по внешнему колесу 8,3 м, габаритный 9,0 м.
Кабина
«МАЗ-54323» укомплектован двухместной, с двумя спальными местами, кабиной. Она выполнена подрессоренной, откидывающейся вперёд под углом в 60 градусов, посредством гидроцилиндра. Сиденье водителя – подрессоренное, регулируемое по весу водителя, длине, высоте, наклону подушки и спинки. В крыше кабины предусмотрен вентиляционный люк. Потолок кабины довольно высокий, в особенности по сравнению с прежними грузовиками «МАЗ». Сверху на кабину для улучшения аэродинамических свойств зачастую устанавливался специальный обтекатель.
Особенности
Одними из главных особенностей данного грузового автомобиля является высокая надежность и безотказность используемых двигателей. Также все двигатели обладают отличными мощностными показателями. Не меньшей надежностью и долговечностью обладают и коробки передач.
В новой кабине конструкторы применили четырехточечную пневматическую подвеску, благодаря которой удалось значительно сгладить вибрации и тряску при передвижении по неровностям. Кроме этого кабина достаточно удобная и комфортная, хоть и уступает своим европейским аналогам.
Мягкость хода и комфортность езды у грузовика МАЗ-6501 намного лучше, чем у ближайшего конкурента – 20-тонного КамАЗа.
Недостатки
Во многих отзывах нередко упоминается о слабой подвеске грузовика. Как отмечают владельцы, рессоры здесь недостаточно прочные, из-за чего в случае перегруза они могут лопнуть. Причем не только на задней тележке, но также и спереди. Головное освещение автомобиля имеет малую мощность. Используемый металл и лакокрасочное покрытие низкого качества, в связи с чем на грузовиках довольно быстро появляется коррозия. Качество сборки среднее, как и всей электропроводки. По сравнению с КамАЗами этого же класса, стоимость на запчасти и расходные материалы для самосвала МАЗ-6501 значительно выше.
Характерные черты и обзор тягача марки «МАЗ 543205».
Эта модель грузового автомобиля минского производства имеет две оси, оснащена седельно-сцепным оборудованием, позволяющим управлять перевозкой грузов в полуавтоматическом режиме. Такое устройство подходит для перемещения грузов на большие расстояния в составе автопоездов, имеющих прицепы или полуприцепы.
Данная марка грузового автомобиля очень неприхотлива, к ней всегда в продаже недорогие запчасти, в эксплуатации МАЗ легко поддается ремонту.
Не стоит забывать о том, что создателями данного тягача являются не только белорусские специалисты. В его разработке принимали активное участие советские сотрудники.
Проектирование данной модели началось еще в 1988 году, когда Белоруссия являлась частью СССР. В настоящее время тягач пользуется особой популярностью. Завод производитель давно не выпускал моделей тягача такого уровня. Это своеобразный прорыв в работе сотрудников. До этого лишь проектировались и внедрялись в производство различные модификации старой 500 серии.
Рекламная компания, которая была проведена еще 1977 году, не дала успешных результатов. Лишь в 1981 году заводу удалось путем поиска и ошибок прийти к решению, создать новые грузовые автомобили.
При проектировании предполагалось для данной серии транспорта использовать 280 –усиленный мотор, производимый Ярославским заводом.
Ходовую часть моделей планировалось реализовать на базе 2-х диапазонных КПП.
Особый дизайн и комфорт создавал улучшенная кабина, короткой либо удлиненной формы.
У данной серии грузовых моделей не было общего названия, а двухосный седельный тягач в последствие получил название — 5432.
Ряд этих моделей завода принес ему большой успех и даже 1 место на конкурсе «Пловдиевская ярмарка», который был проведен в 1983 году. Однако завод не собирался останавливаться на достигнутом и выпустил в 1985 году новую модель седельника 54322 с модернизированной кабиной и восьмицилиндровым двигателем 238 Ф2.
В 1988 году появился новый Маз 54322, имеющий 2 места в кабине, а также Маз 54323, который весит 16 тонн, имеет 2 спальных места и передовой 300 движок.
Технические характеристики МАЗ 54323
Автомобиль МАЗ-54323 представляет собой двухосный седельный тягач, выпускавшийся в период 1988-2008 годов. Машина имеет колесную формулу 4×2, а также является продолжением семейства МАЗ-5432, которое начали выпускать 7 годами ранее. Данное транспортное средство является классическим магистральным тягачом, который применяют с целью транспортировки различных типов грузов на дальние расстояния посредством дорог общего пользования. Но из-за того, что модель давно не выпускается, требуется знать особенности ремонта МАЗ-54323, а также его технические характеристики.
История модели
Предшественник МАЗ-5432 был поставлен на конвейер еще в мае 1981 года. С этой даты принято начинать отсчет начала производства седельных тягачей третьего поколения на Минском автозаводе. Его грузоподъемность составила 21 тонну при максимальной полной массе в 34 тонны. Дополнительно модель комплектовалась новым типом кабины, которая существенно отличалась от предыдущих вариантов наличием крупного двуспального места и современным по тем меркам оснащение.
Через 4 года был начат выпуск автомобиля МАЗ-54322, который комплектовался ярославской силовой установкой ЯМЗ-238Ф2. Еще через 3 года начался серийный выпуск уже и самого тягача МАЗ-54323, на который ставился двигатель ЯМЗ-238Б. Автомобиль отличался существенно более комфортной кабиной, а также измененным оформлением, которую имела его лицевая часть. Дополнительно помощь в разработке данной модели осуществляли инженеры из компании МАН. К примеру, ими было выполнено освещение, а также создана схема проводки на базе кабины F-2000, производившейся в МАНе. Кроме этого, во время поставки модели в серию на неё стали устанавливать дизельные моторы, выдающие 360 л.с. и также использовавшиеся в МАНе.
Модификации
Среди основных модификаций данного грузовика следует отметить такие модели, как:
МАЗ-543А
Эту версию конструкторы Минского автозавода представили в 1963 году. В отличие от базового грузовика, МАЗ-543А имел увеличенную до 19400 килограмм максимальную грузоподъемность. В 1966 году МАЗ-543А стал базой для создания множества других модификаций военного предназначения.
От МАЗ-543 данная модель мало чем отличалась, но все же изменения присутствовали. Например, модификация оснащалась сдвинутыми вперед кабинами. Такое решение позволило увеличить монтажную длину рамной конструкции до 7000 миллиметров.
Также стоит отметить, что МАЗ-543А пользовался огромной популярностью, в связи с этим его серийное производство продолжилось до 2000-х годов. За все это время Минский автозавод выпустил около 2500 машин.
Основным предназначением модификации является транспортировка ракетного вооружения и различного спецоборудования. Но поскольку шасси грузовика предоставляло возможность использовать и массу других надстроек, сфера применения грузовика значительно расширилась.
МАЗ- 543М
Является лучшей модификацией, выпущенной в 1974 году. По сравнению со своими предшественниками новая модель оснащалась только одной кабиной, установленной слева. Помимо этого конструкторам удалось увеличить и максимальную грузоподъемность. Так, грузовик мог перевозить какие-либо грузы и оборудование массой до 22200 килограмм.
Модель вышла настолько удачной, что ее применяют и в настоящее время. На основе МАЗ-543М выпускается военная спецтехника, оборудованная таким вооружением, как СЗО «Смерч», ЗРК С-300 и многим другим.
На протяжении всего серийного производства было выпущено около 4500 машин. После распада СССР массовое производство данной модификации было остановлено. Однако завод продолжал выпускать небольшие партии по заказу государства.
Кстати, именно на базе МАЗ-543М и была построена новая версия с индексом МАЗ-7930. Она отличалась наличием нового цельнометаллического кузова, более мощной силовой установкой с максимальной мощностью в 500 лошадиных сил и прочими характеристиками и особенностями. После распада СССР МАЗ-7930 был переименован в МЗКТ-7930. Под этим наименованием грузовик выпускается и в настоящее время.
Кроме этого небольшими партиями выпускались и другие модификации, как например:
МАЗ-543Б.
Является специальным шасси, использующим модернизированную ракетную пусковую установку 9П117М, входящую в комплекс 9К72. Из внешних отличий следует отметить, наличие одной кабины, установленной слева (как на модификации МАЗ-543М). Модель обладает максимальной грузоподъемностью в 19600 килограмм. За все время с конвейера сошло 250 машин;
МАЗ-543В.
Именно с этой модификации и началась история версии с индексом МАЗ-543М. Здесь впервые применили одну кабину, смещенную влево. В остальном же данная модификация практически ничем не отличается от базового грузовика и появившейся позже версии МАЗ-543М. Таких грузовиков Минский автозавод выпустил общим количеством в 233 единицы;
МАЗ-543П.
Эта версия применялась в обучении солдат. Кроме этого МАЗ-543П выполнял транспортировку артиллерийских орудий, тяжелых прицепов и различного спецоборудования;
МАЗ-543Т.
Представляет собой аналог предыдущей модификации, но уже адаптированный под эксплуатацию в тропических условиях и высокогорье;
На базе грузовика МАЗ-543 были также разработаны и пожарные машины, выпускавшиеся под индексами АА-60(543)-160, АА-60(7310)-160.01 и АА-70(7310)-220. Однако применялись они только на аэродромах и аэропортах, поскольку обладают довольно внушительными габаритными размерами. Модификации оснащались цистерной объемом в 12000 литров и специальным резервуаром, рассчитанным на 900 литров пены для тушения.
Технические характеристики
Отдельно следует рассмотреть основные параметры этой модели. Так, её габариты составляют: 5,98 м в длину, 2,5 м в длину, а также 3,65 в высоту. При этом колесная база всего 3,55 м, а радиус разворота 9 м. Кроме этого, следует учитывать и следующие технические характеристики МАЗ-54323:
- Вес тягача при полном снаряжении – 7,05 тонны, а максимальная масса вместе с прицепом 34 тонны.
- Допустимая нагрузка на ось спереди не должна превышать 7 тонн, а на заднюю находиться в пределах 10 тонн.
- Вместительность бака для солярки составляет 500 литров.
- Коробка передач устанавливается полуавтоматическая.
Из-за наличия плохо обогреваемой и утепленной кабины, что обусловлено электросхемой, а также расположением радиатора, это часто становилось причиной возмущения водителей.
Трансмиссия
Данная модель комплектовалась не только двигателем ЯМЗ-238Б, но и двухдисковым сцеплением, которое тоже выпускалось в Ярославле. Оно шло вместе с механическим приводом, а также пневматическим усилителем. При этом ведомые диски оборудовались демпферным устройством и имели наружный диаметр, составляющий 42 см. Особенностью такой трансмиссии считается наличие сразу двух задних скоростей, а также демультипликатора. А вот синхронизаторы устанавливаются исключительно на задние передачи.
Процесс смены передач скорости происходит посредством телескопического привода, расположенного в самой КПП. Основная передача разнесенная, а общее передаточное число составляет 5,49.
Ходовая часть
Если говорить о подвеске в МАЗ-54323, то передняя установлена на продольных рессорах, имеющих специальные амортизаторы, а также поперечную стабилизацию. А вот задние рессоры скользящие, к тому же имеют несколько дополнительных рессор. Что касается колес, то их устанавливают бездисковые, крепление которых происходит болтами с пружинами. Показатели давления воздуха в них варьируются в пределах 6,7-7,5 атмосфер.
Расход
Расход солярки различается исходя из скоростного режима, в котором происходит использование тягача:
- При средней скорости в 60 км/час на каждые 100 км расходуется 32,3 л.
- Во время движения на скорости порядка 80 км/час уже 41,8л на 100 км пути.
Изначально на модель устанавливали топливные баки объемом всего 300 литров. Только позже МАЗ-54323 стали комплектовать баком с вместительностью в 500 л.
Рулевое управление
По своей конструкции в этом тягаче рулевой механизм состоит из винта, а также шариковой гайки-рейки. При этом последняя работает в сцеплении со специальным зубчатым сектором, который имеет усилитель руля, оборудованный выносным гидроцилиндром. В такой конструкции передаточное число составляет 23,55. Что касается тормозной системы, то она барабанного типа, оборудованная двухконтурным пневмоприводом. К тому же на задних тормозных камерах установлены пружины с энергоаккумуляторов. Дополнительно система оборудована предохранителем, предотвращающим замерзание конденсата.
Стояночный тормоз обеспечивается задними колесами, на которых установлен пневмопривод. Дополнительно с ней работает и запасная тормозная система. А вот привод относится к комбинированным.
Электрооборудование
В электросети тягача МАЗ-54323 присутствует напряжение в 24 Вольта. Схема блоков предохранителей включает в себя сразу три элемента. Её предназначение заключается в защите двух установленных аккумуляторов, от возможного короткого замыкания, а также переплюсовки. На эту модель устанавливается генератор Г273В, в котором присутствует регулятор напряжения.
Кабина
На тягаче МАЗ-54323 установлена крупная кабина, оборудованная сразу двумя спальными местами. При этом она подрессоренная, благодаря чему может откидываться вперед за счет гидроцилиндра и находиться под углом порядка 60 градусов. Внутри кабины установлено регулируемое сидение водителя, которое можно выставить по длине, высоте, а также наклону. Предусмотрен специальный вентиляционный люк на высоком потолке, особенно сравнительно с прежними моделями тягача. Сверху на кабине установлен обтекатель, предназначенный для улучшения аэродинамических показателей. Нередко внутреннее убранство подвергается тюнингу со стороны водителей.
Отзывы владельцев и водителей
- У меня зерновоз МАЗ-6501 с двигателем Евро 3 6501 и 16-ступенчатой коробкой. Машина оснащена мазовским прицепом 856103, а текущий пробег составляет 100 тыс. км. Автомобиль имеет весьма тяговитый двигатель, который пока работает исправно. Запуск в морозы дается без перебоев. Мощности хватает под полной нагрузкой вплоть до 50 тонн зерна. Коробка хорошо раскрывает возможности мотора, да и сама работает без тугих переключений – естественно, при условии надлежащей смазки деталей. А вот ходовая часть вызывает вопросы по поводу надежности. Так, периодически ломаются рессоры спереди и сзади. Прицеп на «воздухе», и с ним, как ни странно, все более-менее норм. В плане проходимости и комфорта машина куда лучше в груженном состоянии, а без груза ощутимо трясет. Но в любом случае, в грязь соваться не стоит. Ведь это в первую очередь зерновоз. В низкой и компактной кабине нашлось место для одного спальника. На нем можно разве что передохнуть. В штатном сиденье быстро затекает спина. К большому рулю я вряд ли когда-нибудь привыкну. Оснащение салона такое, что я как будто отправился в прошлое – достаточно сказать, что отсутствуют электростеклоподъемники. Отделка очень специфическая, что тут о дизайне говорить. Оптика светит плохо – ближний свет очень слабый, дальний тоже не подарок. Так что лучше успеть доехать в дневное время суток, или ставить дополнительное освещение. Впечатление о машине двоякое, где чего удивляться – ведь это же старый добрый МАЗ.
- Я владелец Маза 6501 с пробегом 250 ты. км. По надежности, конечно, машина не дотягивает до Вольво и Скании, но у меня Маз уже давно окупился и приносит стабильную прибыль. Проблем гораздо меньше, чем с Камазом аналогичного класса – я как раз с него и пересел на МАЗ. Двигатель достаточно надежный – я его ни разу не разбирал и ничего не сваривал. Ну разве что менял расходные материалы. Запуск – четкий и бесперебойный и зимой, и летом. Тяга отличная даже под нагрузкой, а также на затяжных подъемах. С динамикой проблем нет, максималка 85 км/час вполне устраивает. Порадовала прочность рессор – за прошедшее время заменил всего три листа, их даже усиливать не пришлось. Наверное, это потому, что машину я никогда не перегружаю. Штатная резина была заменена на китайскую – с ней поведение грузовика намного лучше. Покраска кабины быстро отслаивается, и дешевый металл начинает ржаветь – как будто на заводе его совсем ничем не обрабатывали. В кабине относительно комфортно на фоне Камаза. Спальник в моей версии отсутствует, но с моей работой он не нужен. Сиденье не жесткое, т. к. установлено на рессорах. Даже после многочасового рабочего дня я особой усталости не чувствую. Механические стеклоподъемники я поменял на электрические, которые оказались дешевле родных. На проводку пока не жалуюсь. Машиной в целом доволен, несмотря на мелкие болячки.
- Работаю на Мазе 6501 больше года. Текущий пробег составляет 210 тыс. км. Из того, что понравилось, отмечу комфортную кабину, даже несмотря на дешевый и некачественный металл, который быстро ржавеет, а краска облазит. Но зато внутри – совсем другое дело. Расход топлива доходит до 44 литров на 100 км – для такого самосвала приемлемый результат. Из недостатков можно отметить слабую печку, которая плохо обогревает в мороз, хотя кабина вроде небольшая. Пришлось устанавливать дополнительный обогреватель. Кроме того, в зеркалах заднего вида поселились «сверчки». Еще с корпусом зеркал быстро слазит зеркальное покрытие! У меня это вызвало улыбку. Пришлось их заменить. Эффективность освещения у штатных фар оставляет желать лучшего. Уже после 10 тыс. км оптика стала тускнеть и облазить, а еще внутри фар «поселилась» вода. Установил противотуманки, а фары целиком потом поменяю. По поводу электрики – вечные проблемы с ней. Провода все тонкие и быстро гниют, т. к. ничем не защищены и на них попадает грязь. И как следствие, приборы часто глючат. Ручные стеклоподъемники часто ломаются, да еще и работают очень туго. Хлипкий радиатор начал подтекать уже на 10 тыс. км – вероятно, причина в наших «дорогах». Однажды я столкнулся с жором передней резины. Увы, все никак не получается правильно выставить сход-развал. Крышка капота плохо закрывается, но это все мелочи. Крупные узлы и агрегаты надежные, и это самое главное.
- Работаю на самосвале Маз 6501 2012 года выпуска. Изначально выбор был в пользу китайца, но мне не хватило денег (на китайца!!), в итоге я приобрел поддержанный Маз. Езжу на нем пять лет. Первые впечатления были положительными. Кабина установлена на четырехточеной подвеске, а сиденье водителя – на пневмоподушке. Обновленное торпедо, климат-контроль, мощный обогреватель – все это конечно хорошо. Но эмоции быстро стихли, и затем посыпались неполадки. Во-первых, надо признать, что машина нуждается в кардинальной доработке своими силами. Или по всей видимости, моя машина не прошла предпродажную подготовку. Через некоторое время после покупки начал протекать балансир. Схожая проблема произошла и со штуцером гидроцилиндра. Работаю со строительными материалами – когда в кузове писок, в движении бампер задевает землю, но это вовсе не от перегруза. Но факт в том, что из-за этого полопалась вся облицовка. На второй неделе эксплуатации пришлось заменить стартер. К счастью, по двигатель пока лазить не пришлось. Он потребляет 50 литров дизтоплива. У меня знакомый на китайце «съедает» не больше 40 литров. Что касается кабины, меня не покидает ощущение, что ее покрасили в кустарных условиях. Запчасти довольно дорогие, но делать нечего – приходиться запасаться, особенно сейчас в период кризиса, инфляции т. д.