К 1915 году армия США тактически использовала грузовики, а для Первой мировой войны она начала закупать их в больших количествах. Ранние грузовики часто проектировались как для военного, так и для коммерческого использования, позднее были построены модели для военных. С 1940 года военные США заказали более 3 000 000 тактических грузовиков. Морские пехотинцы США использовали как армию США, так и свои собственные модели, некоторые из них показаны.
Номинальная масса «тонна» (907 кг) — это полезная нагрузка базовой грузовой версии грузовика, а не отдельной версии.
Обозначение «колесная формула» — это количество колес, умноженное на количество ведущих колес. На каждую ось приходится два колеса, сдвоенные шины считаются за одно колесо. Некоторые серии имеют модели как с одной, так и с двумя шинами.
«Всего построено» обычно включает в себя расходы на войска США и любые экспортные заказы.
Примечания
- Также построен Hudson, National и Paige-Detroit.
- Также построили Митчел, Кисель и Праймер.
- Доработан ведущим передним мостом от Marmon-Herrington.
- Также построен как Ford GPW
- ^ аб
Также построен Chevrolet - Также построено REO.
- Также построены Корбиттом (дизайнер), FWD, Уордом ЛаФрансом и Уайтом.
- Включает в себя все, построенное 10 производителями.
- Включает построенные International Harvester, Diamond T, Kaiser Jeep и Mack.
- Включает Ford и Willys / Kaiser Jeep / AM General.
- Опытные образцы протестированы в Германии и Вьетнаме с 1962 г.
- Не включает опытные образцы.
- До 20 тонн.
- Также 6×6 и 8×6
- Транспортер коммерческого тяжелого оборудования
- Коммерческий грузовой автомобиль
- Многоцелевой колесный автомобиль высокой мобильности
- Включает постройки AM General и Bowen-McLaughlin-York.
- Тяжелый тактический грузовик повышенной мобильности
- Легкий средний тактический автомобиль
- Средняя тактическая машина
- Также18 1⁄2 и 20-тонный
- Также 6×6
- Транспортер тяжелого оборудования
- Navistar F7400 SFA 6×6
- Замена средней тактической техники
- Замена системы логистического транспорта
Послевоенные американские армейские грузовики
Как известно, автопарк американской армии и морской пехоты времен Второй мировой войны был весьма далек от единообразия
На вооружении американской армии только 2,5-тонных трехосок (здесь и далее грузоподъемность на грунте) было три основных варианта, слабо унифицированных между собой (и это не считая полукапотных версий). С остальной техникой, грузоподъемностью 5 и 10 т, дело обстояло чуть лучше, однако все равно далеко неидеально. Самое время было объявлять новый конкурс и навести порядок в этом хаосе.
Доброе утро, Вьетнам! Еще бензиновый М35 в типичном южном исполнении со снятым брезентовым верхом и лобовым стеклом
Победителями конкурса в 1949 году стали фирма REO (2,5 т), International (5 т) и Mack (10 т). Впрочем, про Mack и его наследников я расскажу в другой раз. А пока отметим, что для полной унификации все три семейства получили почти одинаковые кабины с легко демонтируемым жестким верхом, который без проблем заменялся тентом. А крылья, капот и радиаторные решетки выглядели если не идентично, то очень похоже. Все это, по мудрому замыслу командования, должно было упростить ремонт в полевых условиях и в придачу здорово осложнить жизнь разведке противника. Ведь четко отличить новую американскую пятитонку от десятитонки можно было, только поставив их рядом! А если вражеский шпион наблюдает за колонной издали, да еще и в темноте, сумерках, в дождь или в туман? Пойди догадайся, какая именно техника передвигается!
Забегая немного вперед, отмечу, что верность первоначальной идее одинакового дизайна сохранялась только до 1970-х годов. Далее начались различные метаморфозы, метания, поиски наилучшего производителя для всей гаммы армейских грузовиков и в конце концов переход на совершенно другие машины. Но обо всем по порядку.
В красном мундире. Аэродромный пожарный автомобиль 530В на шасси М34А1
СЕМЕЙКА БОБРОВ
Разработанная фирмой REO 2,5-тонная машина пошла в серию в 1951 году. Основные модели были стандартизированы как М34 (с односкатной ошиновкой задних мостов) и М35 (со сдвоенными колесами). Проигравший конкурс Studebaker при этом получил приятный утешительный приз – долю заказа на производство конструкции REO. В общем, история времен Второй мировой, когда REO выпускало Studebaker US6, повторилась с точностью до наоборот.
С точки зрения конструкции машина получилась намного совершеннее того, что обе фирмы делали во время войны. Двигатель ставили бензиновый верхнеклапанный шестицилиндровый Continental или REO (5,4 л, 127 л. с.), КПП – пятиступенчатую синхронизированную, раздаточную коробку – двухступенчатую с автоматически подключаемым передним мостом. Тормоза – гидравлические с усилителем. Максимальная скорость составляла 90 км/ч.
Вестник апокалипсиса. Два пятитонных грузовика в процессе перезарядки атомной ракеты Honest John. Справа – пусковая установка М289 с открытой кабиной, слева – машина заряжания М62
Грузовик отличался герметизированным электрооборудованием и возможностью установки шноркелей, за что получил прозвище «бобер» (beaver). А после того, как он зарекомендовал себя исключительно надежным и выносливым автомобилем, его стали называть eager beaver, «энергичный бобер» – идиома, которая означает «работяга» или даже «трудоголик».
В 1962 году на смену бензиновому мотору пришел многотопливный дизель с возможностью работы на бензине с маслом, разработанный Continental совместно с MAN. В варианте с турбонаддувом он развивал мощность 134 л. с. (113 л. с. на бензине) при рабочем объеме 7,8 л. Так появилась модификация M35/M34A1, которая внешне отличалась главным образом высокой выхлопной трубой с правой стороны.
К 1971 году производственные мощности по выпуску 2,5-тонок, как бывшего Studebaker (выкупленного в 60-х Kaiser), так и бывшего REO (на некоторое время вошел в состав White), перешли в собственность корпорации American Motors. Опять-таки забегая немного вперед, отмечу, что там же начали производство пятитонного семейства. Для удобства было основано особое отделение по выпуску военной техники – небезызвестное AM General.
Круглый передок. Последняя модификация М34А3 отличалась характерным дизайном радиаторной решетки и центральной подкачкой шин
В дальнейшем специалисты American Motors занимались неторопливой «шлифовкой» удачного автомобиля, попутно запуская в серию новые модификации вроде двухосного M600, предназначенного специально для Европы. Серьезно переработанная версия М34/М35А3 появилась только в 1993 году. Она отличалась новым дизайном решетки радиатора, центральной подкачкой шин, гидроусилителем руля, автоматической 4-ступенчатой КПП, новыми мостами и раздаточной коробкой, а также дизелем Cummins (6,6 л, 170 л. с.). Выпускалась она до 1999 года. Кроме того, М34/М35 по лицензии производили канадская компания Bombardier (модель MLVW) и корейская KIA.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
В 1950 году на Корейском полуострове вспыхнула серьезная война. Отношения выясняли с одной стороны Корейская Народная да еще и Демократическая Республика во главе с товарищем Ким Ир Сеном, с другой – просто Республика Корея, где правил ставленник американского империализма Ли Сын Ман. Вот только этот самый империализм к серьезной схватке был готов лишь отчасти. Гигантский автопарк, построенный во время Второй мировой, был уменьшен до размеров мирного времени, причем излишки либо раздали союзникам за спасибо, либо распродали всем желающим чуть ли не по цене металлолома.
Найди 10 отличий. Канадская копия М34 – Bombardier MLVW внешне трудно отличима от оригинала
Тем временем война разгоралась, техники требовалось все больше. Дошло до того, что пришлось даже подключать японцев, что было логично – везти-то совсем недалеко. В этот критический момент военные вспомнили о проигравшем конкурс творении General Motors той же грузоподъемности – 2,5 т. Одной из причин, по которым данное творение было забраковано, стала четырехступенчатая автоматическая коробка передач GM Hydra-matic, слишком уж необычная для того времени. В остальном полноприводный армейский GMC был похож на REO M35, разве что раздаточная коробка была одноступенчатой.
Двигатель, естественно, использовали свой: рядный шестицилиндровый бензиновый рабочим объемом 4,9 л и мощностью 130 л. с. Скорость – 90 км/ч. Основные модификации были стандартизированы как М135 (с односкатной ошиновкой задних мостов) и М211 (с двухскатной). Выпускалась «автоматическая альтернатива» всего пять лет, с 1952 по 1957 год, а затем стала потихоньку уходить к все тем же союзникам и передаваться в Национальную гвардию, которая, как известно, всегда «донашивает» за американской армией устаревшее вооружение.
Судьба машины исторически достоверно (по голливудским меркам, конечно) отображена в культовых фильмах «Колдун» (Sorcerer) 1977 года и «Рэмбо. Первая Кровь» (1982 год). В первом два грузовика М211 «добивает» нефтедобывающая компания где-то в джунглях Южной Америки. Сюжет вертится вокруг судьбы четырех негодяев, решивших заработать на перевозке нитроглицерина, для чего GMC с его плавным «автоматом» подошел просто идеально. Во-втором фильме М135 перевозит грузы для Национальной гвардии, которая охотится на главного героя – Джона Рембо.
Киногерой с «автоматом». GMC М211 очень любят режиссеры за выразительную внешность и легкость в управлении
ЧЕСТНЫЙ ДЖОН
Пятитонное семейство пошло на конвейер с некоторым опозданием – только в 1954 году. Производство почти равномерно распределили на три фирмы: собственно International, Diamond и Mack. Основные модификации, как и в случае с 2,5-тонными, отличались сдвоенными колесами на задних мостах (М54) или односкатными (М39). Двигатель сначала был также бензиновый Continental солидного рабочего объема в 10 л и мощностью 196–224 л. с. Конструкция ходовой и трансмиссии повторяла 2,5-тонное семейство. Даже тормоза были гидравлические с вакуумным усилителем. Вариант А1 получил турбодизель Mack (11 л, 210 л. с.), вариант А2 – многотопливный Continental (7,8 л, 205 л. с.). Скорость составляла 85 км/ч.
В советской литературе к пятитонкам проявляли повышенный интерес, ведь на длиннобазной модификации М139С устанавливались пусковые установки ракет малой дальности Honest John («честный Джон»), в основном с ядерными боеголовками. Во Вьетнаме же пятитонные грузовики часто переделывали в «гантраки» для охраны колон от партизан. Это были частично или полностью бронированные автомобили, вооруженные пулеметами и в некоторых случаях 20-миллиметровыми автоматическими пушками.
Безумный Макс отдыхает. Максимальный гантрак The Colonel («Полковник») времен Вьетнамской войны, созданный при помощи слияния неисправного БТР М113 и пятитонки М54
В 1971 году производство пятитонок было передано AM General. Семейство сразу же обновили и стандартизировали как М809. По этому случаю наконец-то появился гидроусилитель руля, а дизель заменили на Cummins (14 л, 240 л. с.). Внешне машина отличалась слегка скругленной передней частью.
В 1982 году заслуженного ветерана опять всерьез модернизировали. Теперь капот, крылья и радиаторная решетка объединили в блок, который можно было легко откинуть вперед для лучшего доступа к двигателю. Новый-старый М939 (с односкатной ошиновкой) получил пятиступенчатый «автомат», пневматические тормоза, центральную систему подкачки шин и… модный угловато-тяжеловесный дизайн радиаторной решетки. Со временем появился и новый дизель Cummins той же мощности, что и старый, но объемом 8,3 л. Кроме того, те же самые машины некоторое время параллельно производила фирма BMY.
Новый дизайн. Пятитонник – транспортер катеров М821 от AM General (1971 год) отличался характерной радиаторной решеткой
Грузовики получились скоростные – 101 км/ч, но при этом крайне опасные в управлении. Дошло до того, что в трети всех аварий со смертельным исходом обязательно участвовал именно переработанный пятитонник AM General. Трагедия была в том, что при резком торможении с блокировкой тормозов гидротрансформатор часто блокировался на второй передаче. Естественно, двигатель сразу же глох и, соответственно, отключался гидроусилитель руля. Рулевое при этом «закусывало». Проблему частично решили установкой ограничителя скорости до 65 км/ч. А в 1999 году все «вредные» грузовики получили ABS. Впрочем, к тому времени их репутация была подпорчена, да и конструкция за 50 лет устарела.
В итоге ветерана отправили на пенсию, а основными поставщиками армии и флота становятся International и Oshkosh. Интересно, что последний в настоящее время, кроме всего прочего, занимается еще и капитальным ремонтом, модернизацией и доработкой всех грузовиков AM General. К примеру, специалисты компании оснащают восстановленные машины антиблокировочной системой тормозов (там, где она не была установлена ранее). Похоже, что служить почтенное семейство будет еще долго.
Минус один мост. Двухосный вариант М34 – М600 выпускался специально для Европы
Удобный в обслуживании. Последнее обновление пятитонного семейства М939 (1982 год) могло похвастаться отличным доступом к двигателю
Рекомендации
- ^ аб
Крисон, Фред В. (2001).
Военная колесная техника США
(3-е изд.). Паб Победа ВОВ. ISBN 0-970056-71-0 . - Справочник по артиллерийским данным
(PDF). Военное ведомство США, 1919 г.. Получено 18 мар 2022. - TM 9-803 ¼-тонный грузовик 4×4 (Willys-Overland Model MB и Ford Model GPW)
(PDF). Департамент армии США. 1944 г.. Получено 25 июн 2022. - ТМ 9-8083⁄4-тонный грузовик 4×4 (Dodge)
(PDF). Департамент армии США. 1944 г.. Получено 25 июн 2022. - ТМ 9-8051 1⁄2 Тонна 4×4 Truck (Chevrolet)
(PDF). Военное ведомство США, 1943 г.. Получено 25 июн 2022. - ТМ 9-8012 1⁄2-тон 6 × 6 GMC CCKW
(PDF). Военное ведомство США, 1944 г.. Получено 25 июн 2022. - ТМ 9-8022 1⁄2 Грузовик-амфибия, 6×6, GMC DUKW-353
(PDF). Военное министерство США, 1943 г.. Получено 25 июн 2019. - ТМ 9-8072 1⁄2-тон 6×6 Грузовик и2 1⁄2 до 5-тонного грузовика 6×4
(PDF). Военное министерство США, 1943 г.. Получено 25 июн 2019. - TM 9-811 4-тонные грузовые автомобили 6×6 (Diamond T модели 968A (и другие))
(PDF). Военное ведомство США, 1944 г.. Получено 25 июн 2022. - 6-тонный грузовик 6х6 ТМ 9-813 (Белый, Корбит, Броквей)
(PDF). Военное ведомство США, 1944 г.. Получено 25 июн 2022. - TM 9-796 Тяжелый аварийный грузовик M1A1 (Kenworth Model 573, Ward LaFrance Series 5)
(PDF). Департамент армии США. 1953 г.. Получено 25 июн 2022. - ТМ 9-768 45-тонная цистерна Автовоз М19
(PDF). Департамент армии США. 1944 г.. Получено 25 июн 2022. - ТМ 9-767 Прицеп-цистерна 40 тонн М25
(PDF). Военное ведомство США, 1942 г.. Получено 25 июн 2022. - Посуда (2014)С. 66-67.
- ТМ 9-804А ¼-тонный универсальный грузовик 4×4 M38A1
(PDF). Департамент армии США. 1952 г.. Получено 25 июн 2022. - TM 9-2320-213-10 Руководство по эксплуатации грузовика, платформы:1⁄2-тон 4х4 М274 (и другие)
(PDF). Департамент армии США. 1963 г.. Получено 20 июн 2022. - ТМ 9-2320-212-10 Руководство оператора Грузовик, грузовой,3⁄4-тон 4х4 М37 (Серии)
(PDF). Департамент армии США. 1973 г.. Получено 30 августа 2015. - TM 9-2320-209-10-1 Эксплуатация, установка и справочные данные Уровень оператора 2 ½-тонных, 6×6, грузовые автомобили серий M44A1 и M44A2 (многотопливные)
(PDF). - TM 9-2320-211-10 Руководство по эксплуатации для грузовиков 5-тонных серий 6X6, M39
(PDF). Департамент армии США. 1977 г.. Получено 20 июн 2022. - TM 9-2320-206-10 Руководство оператора Грузовик, Трактор: 10-тонный, 6X6, M123 (и др.)
(PDF). Департамент армии США. 1977 г.. Получено 20 июн 2022. - TM 9-2320-218-10 Руководство по эксплуатации грузовика, общего назначения: 1/4 тонны, 4×4, M151 (и др.)
(PDF). Департамент армии США. 1968 г. - TM 9-2320-266-34 Руководство по прямому и общему техническому обслуживанию Грузовик, грузовой:1 1⁄4-тон 4х4 М880 (и другие)
(PDF). Департамент армии США. 1976 г.. Получено 16 июн 2022. - ТМ 9-2320-260-10 Руководство оператора Автопогрузчик 5 тонн, 6×6, серия M809
(PDF). Департамент армии США. 2003 г.. Получено 16 июн 2022. - TM 9-2320-283-10 Руководство по эксплуатации грузовика, трактора, линейной тяги: 50 000 GVWR, 6×4, M915A1 (и др.)
(PDF). Департамент армии США. 2006 г.. Получено 20 июн 2022. - TM 9-2320-289-10 Руководство по эксплуатации грузовых автомобилей, грузовых, тактических,1 1⁄4-тон, 4х4, М1008 (и другие)
(PDF). Департамент армии США. 1992 г.. Получено 20 июн 2022. - TM 9-2320-280-10 Руководство по эксплуатации грузовика, Утилита: Грузовой / Военный,1 1⁄4-тон, 4х4, М998 (и другие)
(PDF). Департамент армии США. 2004 г.. Получено 20 июн 2022. - TM 9-2320-272-10 Руководство по эксплуатации грузового автомобиля, 5-тонного, 6×6, M939 (и др.)
(PDF). Департамент армии США. 2004 г.. Получено 20 июн 2022. - TM 9-2320-279-10-1 Руководство оператора Тяжелые тактические грузовики повышенной мобильности серии M977 8×8 (HEMTT)
(PDF). Департамент армии США. 1998 г.. Получено 20 июн 2022. - TM 9-2320-365-10 Руководство оператора серии M1078 2 ½ тонны, 4×4, легкие средние тактические машины (LMTV)
(PDF). Департамент армии США. 2005 г.. Получено 20 июн 2022. - TM 9-2320-36-10 Руководство оператора M1083 Series 5-тонные, 6×6, средние тактические машины (LMTV)
(PDF). Департамент армии США. 2005 г.. Получено 20 июн 2022. - TM 9-2320-302-10 Руководство по эксплуатации грузовиков, тракторов, линейных транспортных средств: полная масса тела 52000, 6×4, M915A3 (и другие)
(PDF). Департамент армии США. 2010 г.. Получено 20 июн 2022.
- Крисон, Фред В. (2001). Военная колесная техника США
(3-е изд.). Паб Победа ВОВ. ISBN 0-970056-71-0 . - Дойл, Дэвид (2003). Стандартный каталог военной техники США
. Публикации Краузе. ISBN 0-87349-508-X . - Вандервин, Барт (1998). Список военных Macks на службе и за ее пределами
. После битвы. ISBN 1-870067-09-6 . - Посуда, Пэт (2014). Иллюстрированное руководство по военной технике
. Дом Гермеса. ISBN 978-1-78214-192-1 . - Справочник по артиллерийским данным
(PDF). Военное министерство США, 1919. С. 362–379.. Получено 18 мар 2022. - Прогноз по военной технике: тактическая техника США
. Прогноз Интернэшнл. 2003 г.. Получено 9 мар 2022. - Стандартные паспорта военной техники
. Ordnance Tank Automotive Cmd. 1959 г.. Получено 14 декабря 2016. - Технические характеристики TM 9-500 для боеприпасов
(PDF). Департамент армии США. 1962 г.. Получено 23 апреля 2018. - Стандартные военные автомобили TM 9-2800
(PDF). Военное министерство США, 1943 г.. Получено 18 мар 2020. - ТМ 9-2800 Военная техника
(PDF). Департамент армии США. 1947 г.. Получено 18 мар 2022. - ТМ 9-2800 Военная техника
(PDF). Департамент армии США. 1953 г.. Получено 18 мар 2022.
IVECO M250 (Италия)
Итальянская компания IVECO имеет давние традиции произвродства специализированных военных грузовиков. IVECO M250 — это новая серия тактических грузовиков, которые предназначены для работы на всех видах дорог и бездорожья. Военный грузовик M250 имеет колесную формулу 6×6, поставки в Итальянскую армию начались в 2003 году. Эти грузовики также были поставлены в армии Бельгии, Испании и еще некоторых других стран. Испанские грузовики обозначены как IVECO-Pegaso.
Полезная нагрузка зависит от версии. M250.45WM имеет полезную нагрузку 8 000 кг. Он также может буксировать прицепы и артиллерийские орудия. Базовая версия — грузовой / военный транспорт. Имеются специализированные версии, такие как артиллерийский тягач, самосвал и пожарная машина Centauro . На грузовик может быть установлен дополнительный комплект брони, в котором имеются встроенные сменные панели. Броня обеспечивает защиту от стрелкового оружия и осколков.
Эвакуаторы
Необходимость в проведении огромного количества ремонтных работ привела к созданию специальных эвакуаторов. Их конструкция позволяла перевозить тяжёлые армейские автомобили. Они отличались приличной мощностью и грузоподъёмностью. К примеру, ремонтно-эвакуационная машина Federal-606 комплектовалась двигателем в 180 лошадиных сил и краном, способным поднять десятитонный груз.
Грузовики могут служить не только для перевозки грузов. К примеру, раритетный американский тягач Kenworth W100 переделали в кемпер с роскошным интерьером.