Конструкция и ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Механизм, который приводит в действие узлы на автошасси грузовиков с помощью гидравлики или карданного вала называется коробкой отбора мощности (КОМ). Используются на специализированной автотехнике: цистернах, коммунальных машинах, автомобильных кранах и пр. Механизм приводится в действие из кабины водителя. Иногда устанавливают реверсивную КОМ, где входной вал может вращаться в две стороны. Чаще коробки работают в стоящем автомобиле, но есть исключения, когда работа осуществляется в режиме движения. Например, авто-уборщики улиц. То есть коробка может работать при любой передаче, в том числе нейтральной.

Какие бывают неисправности и как их распознать

Причиной повышенного шума при работе грузовика может стать большой зазор между шестерёнкой КПП и КОМ. Уплотнительная прокладка между фланцем и коробкой должна быть не меньше 0,6 мм.

Самовыключение блока шестерёнок могут рассказать о неудовлетворительной посадке узла на шлицы ведомого вала.

Коробка отбора мощности не функционирует и из нее идет воздух. Возможен разрыв пневматической камеры диафрагмы/плохая затяжка узлов на штоке/повреждены зубцы шестерёнки/согнулась вилка.

Механизм включается не до конца. Возможна поломка пружинных запчастей.

При отключении горит контрольная лампа. Сломалась пружина/повреждены зубцы муфты, вал или шестерёнка.

Не горит контрольная лампа сигнализации. Сгорел предохранитель/лампочка/повреждена диафрагма/ослаб крепеж на штоке/поломан электромагнитный клапан.

Коробка отбора мощности не отключается. Проверьте исправность электропневматического вентиля в трансмиссионном узле грузовика.

Протекает масло в местах крепления. Ослабла затяжка болтов/износились или повредились прокладки или медная шайба.

Не работает насос. Возможно повреждение трубки подачи масла/ослабли гайки/засорены масляные канальцы/разгерметизация.

Современный взгляд

Чтобы понять, что именно приобрести для своего железного коня, лучше всего определить, по какому типу дорог и в какую погоду он будет ездить. Также стоит учитывать, на какой сезон приобретаются колеса — летний или зимний.

Такие колеса имеют несколько преимуществ. Первое и самое очевидное из них — это привлекательный внешний вид. Действительно, технология изготовления такова, что в этом случае можно добиться достаточно сложных, объемных орнаментов и узоров, а также более непростой фактуры. Кроме того, цветовая гамма литых разновидностей весьма богата, что позволяет придать своему автомобилю более современный внешний вид и сделать его действительно лучше.

Особенно интересна технология изготовления литых моделей и способ их формовки. На самом деле метод, по которому производится изготовление, логично вытекает из названия данной разновидности. Так, металл заранее нагревается и плавится, что позволяет получить равномерную, жидкую и густую эмульсию. Эту эмульсию заливают в заготовленную форму, где металл остывает и твердеет.

Когда деталь уже принимает необходимый внешний вид, железо подвергается обработке и шлифовке, где убираются мелкие дефекты и внешние недочеты. Затем производятся грунтовка и покраска, которые не позволят появляться коррозии и следам разрушения металла.

Как выполняется ремонт КОМ, пошаговая инструкция

Шаг №1. Снимаем коробку ОМ

Удаляем/сливаем остатки масла из картера и бака для масла.

Отсоединяем рукав подачи воздуха в камеру от трубопровода и отключаем сигнализацию от электропривода.

Снимаем рукав и трубку высокого давления с фланцев маслонасоса.

Отвинчиваем крепежные болты и снимаем коробку отбора мощности.

Шаг №2. Разбираем коробку

Отгибаем замковую шайбу и отвинчиваем болт оси. Выпрессовываем из картера ось, снимаем ведущую шестерёнку и прокладочный элемент.

Включатель сигнализации выворачиваем из картера, убираем шайбы регулировки. Отвинчиваем болты крышки пневмокамеры, снимаем ее. Выкручиваем гайку диафрагмы на штоке, снимаем тарельчатую шайбу/диафрагму/следующую гайку/пружину.

Откручиваем болты крепежа корпуса камеры к картеру КОМ. Достаем корпус. Выкручиваем болты крышки подшипника, снимаем ее и прокладочный элемент.

Снимаем спецщипцами стопорное кольцо из проточки, выпрессовываем вал и спрессовываем с него подшипник. Снимаем из картера подшипник и ведомую шестерёнку. Выворачиваем шток из вилки и снимаем ее. Убираем уплотнительное кольцо.

Все запчасти моем, чистим проверяем на пригодность. В случае выявления трещин и других дефектов заменяем на новые. Трещины в картере модно заварить.

Шаг №3. Сборка

Перед сборкой запчасти и поверхность коробки необходимо смазать маслом. Собираем с последовательностью, противоположной снятию. Проверяем соединение воздухопровода, чтобы не было не герметичности. Электро-пневмо-систему проверяем по сигнальной лампе на приборном щитке. Регулируем ход шарика с помощью количества шайб.

При ТО проверяем уровень масла, доливаем или заменяем его. Регулируем подшипники ведущего/промежуточного валов, обращаем внимание на зазоры. Регулируем положение муфт. Коробку отбора мощности периодически разбираем и смазываем запчасти.

Точные цены уточняйте у менеджеров по телефону

Назначение раздаточной коробки

Назначение раздаточной коробки (РК) состоит в распределении передающего усилия между ведущим и дополнительными мостами. Так же раздатка позволяет включать либо выключать ведущий мост и в некоторых случаях понижать или повышать передаточное число и тем самым увеличивать в двое количество существующих передач применяемых для коробки передач машины.


Схема полного привода с раздаточной коробкой передач

Такое вождение особенно важно при движении по хорошей автостраде, раздаточная коробка передач позволяет отключить дополнительный мост, тем самым снимается нагрузка на двигатель, трансмиссию уменьшается расход топлива. Создание раздаточной коробки идёт с начала двадцатого века, когда начинались развиваться гонки на автомобилях по шоссе и в условиях бездорожья

Особенно применение такого агрегата нужно для грузовой техники, где планировалось использование дополнительного осевого моста. Необходимо было как то сбалансировать крутящийся момент между двумя мостами.

Как только автомобиль попадает в условия бездорожья, то применение раздатки совместно с межосевым дифференциалом помогают двигателю распределить вращающийся момент к мостам в необходимом пропорциональном соотношении веса нагрузки, обеспечивая равномерно колёсам разных мостов вращаться с одинаковой скоростью, тем самым снижается нагрузка в трансмиссии и уменьшается износ механизмов, а главное, автомобиль преодолевает препятствия и движется равномерно в плохих дорожных условиях.

Осуществляем ремонт сцепления у следующих грузовых автомобилей:

  • Scania

    Есть особая категория грузовиков, прекрасно зарекомендовавших себя в суровых российских условиях, когда на тяжелые погодные…

  • DAF

Виды и свойства литых дисков

Все легкосплавные колесные диски можно разделить на две большие группы: литые и кованные.

Название «литой диск» говорит о том, что деталь изготавливается из сплавов легких металлов методом литья. Основным материалом для изготовления литых дисков является алюминий. Однако иногда встречаются колеса отлитые на основе магния.

Упрощенно, процесс изготовления можно представить так:

  1. В металлоплавильной печи готовится плавка с набором металлов и добавок;
  2. Затем расплавленная масса заливается в специальные формы;
  3. После этого выполняется финишная механическая обработка отлитой заготовки;
  4. На последнем этапе на поверхность диска наносится лакокрасочное покрытие для его защиты от коррозии.

Кованые диски производятся по другой технологии: заготовка металла из лёгкого сплава разогревается и подвергается обработке давлением в специальном прессе, то есть штамповке или ковке.

Для изготовления каждого вида кованного диска нужен свой отдельный штамп, что обходится достаточно дорого. Поэтому выбор моделей кованых легкосплавных дисков несколько беднее, чем у их литых аналогов.

Достоинства литых дисков

Самым очевидным преимуществом литых дисков является их привлекательный внешний вид. Машина, оснащенная «литьем» смотрится богаче и солиднее. Эта аксиома относится как к кованым моделям, так и к литым дискам.

Литые диски гораздо легче стальных штампованных аналогов сопоставимого размера. К примеру, вес 13-дюймового колесного диска варьируется в следующих пределах:

  • стальная штамповка – 8 кг,
  • легкосплавный диск – 6 кг,
  • кованый диск – 5 кг.

При использовании литых дисков снижается нагрузка на подвеску, уменьшается момент инерции при замедлении, улучшается динамика разгона, а колесо быстрее возвращается в первоначальное положение при езде по выбоинам.

Недостатки литых дисков

Среди главных недостатков литых дисков следует отметить их хрупкость. При сильном ударе диск не деформируется, а трескается или образуются сколы. Большинство таких повреждений не поддаются ремонту.

Кованые диски наиболее прочные, однако, при сильном ударе в область колеса вся мощь обрушивается на детали подвески, выводя их из строя. Так что ремонт подвески, рулевого механизма и приводных валов, в итоге может обойтись дороже, чем замена колесного диска.

Неприятным моментом при езде на всех видах «литья» может стать нарушение балансировки колес. Происходит это чаще всего по двум причинам:

  1. Так как балансировочные грузики приклеиваются к внутренней поверхности диска, то они довольно часто отклеиваются.
  2. При езде по бездорожью и грязи в лучах модных легкосплавных дисков застревает липкая дорожная масса. Даже при высыхании она не отстает от поверхности диска, нарушая балансировку колеса.

Основной рекомендацией по эксплуатации литых дисков будет бережная езда по разбитой дороге, особенно на низкопрофильной резине

Также требуется проявлять внимательность и осторожность при парковке вблизи бордюров и ребристых столбиков. Литые диски предназначены для хороших машин и отличных дорог

Зависимые коробки

Здесь речь идёт о зависимости от сцепления. Подобные устройства обычно располагаются на транспортных средствах, оснащённых механическими коробками передач. Такие системы актуально применять в случае, когда навесное дополнительное оборудование не нужно включать на ходу, то есть во время движения транспортного средства.

Зависимые коробки обладают несколькими основными преимуществами:

  • они имеют небольшой вес, что упрощает работу с ними при ремонте и обслуживании;
  • сам ремонт не вызывает никаких сложностей при наличии определённого уровня знаний;
  • если коробка находится в выключенном состоянии, такие КОМ дополнительно не нагружают двигатель;
  • конструкция достаточно простая и надёжная;
  • они обладают длительным сроком службы;
  • требования в плане технического обслуживания минимальные;
  • высокий уровень безопасности, поскольку коробка отбора не может самопроизвольно включиться в работу на ходу.

Монтируются зависимые коробки предельно просто. Для этого предусмотрено специально отведённое место. Предварительно демонтируется лючок. Если расположение будет верхним, дополнительно в схеме используется насос.

С демонтажными работами также всё просто. В случае снятия на работу основной КПП это никак не повлияет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]