За полвека существования Белорусский автомобильный завод неоднократно поражал весь мир размерами и мощью своих карьерных самосвалов. На фото БелАЗ в сравнении с человеком кажется настоящим техногенным монстром. Считанные десятилетия назад пределом мечтаний была грузоподъёмность 50–75 тонн, современные же модели БелАЗ могут перевозить до 450 тонн разрыхлённой горной породы!
БелАЗ 75710 — самый большой самосвал в мире.
В мире существует большое количество удивительных изобретений. Многие из них настолько необычные или огромные, что в их существование сложно поверить.
Гигантские карьерные самосвалы от компании БелАЗ — яркое этому подтверждение. В течение нескольких десятилетий белорусский холдинг выпускает огромные транспортные средства для перевозки грузов разного назначения.
БелАЗ 75710 относится к категории самосвалов, но не считается полноценным грузовиком. Это связано с тем, что его нельзя эксплуатировать на дорогах общего пользования.
БелАЗ 75710, выпущенный в 2012 году, считается крупнейшим самосвалом на планете. Под самосвалом подразумевается гигантская машина, которая используется предпочтительно на карьерах. Ранее мы делали описание не менее интересного 45-тонного EDumper, выпущенного швейцарской компанией eMining AG. Он также относится к данному классу грузовых автомобилей, но уступает по весовым показателям.
Швейцарский самосвал способен транспортировать до 60 тонн груза. При этом в прицепе БелАЗа без особых сложностей помещается в 7,5 раз больше. Согласно официальным данным, ни один из пяти ведущих производителей самосвалов не выпустил на рынок что-то подобное.
Чтобы понять, насколько впечатляющим является БелАЗ 75710, лучше посмотреть на цифры. Многие из них просто невообразимы. Мы в 1Gai.Ru собрали для вас факты о самом большом в мире белорусском самосвале.
БелАЗ-7550: советский рекордсмен
БелАЗ-7550
В последние месяцы существования Советского Союза увидел свет самый мощный карьерный самосвал СССР — БелАЗ-7550. Грузоподъёмность этого транспортного средства составляла рекордные (на тот момент) 280 тонн. Автомобиль приводился в движение мощной силовой установкой в 3150 л.с. Грузовик был достаточно мощный, но при полной загрузке разгонялся всего до 40 км/ч, в то время как максимальная скорость большинства карьерных самосвалов БелАЗ составляет 64 км/ч.
Мировой рекорд перевозки груза
zr.ru
В начле 2014 года БелАЗ 75710 установил рекорд Гиннесса (среди стран Европы и СНГ), провезя по испытательному полигону груз весом в 503,5 тонны.
Смотрите также
Топ-10 крупнейших карьерных самосвалов
Размер грузовика больше чем средний жилой дом
БелАЗ
Еще один рекорд, который поставила эта спецтехника, — объем 654 куб. м. Это в несколько раз больше, чем среднестатистический дом. Спереди самосвала есть три лестницы, одна из которых предоставляет доступ к моторному отсеку.
С учетом габаритов автомобиля нижняя планка достаточно миниатюрна, поскольку у нее плоское исполнение. Это сделано для того, чтобы избежать избыточной нагрузки. Вместимость самосвала составляет 268 куб. м.
Высота машины равна 8,17 метра. Чтобы увидеть грузовой отсек, необходимо находиться на высоте, сравнимой с 4 этажом здания. Не менее впечатляющими являются длина и ширина — 20,6 и 9,87 м соответственно. Обычный городской автобус Solaris Urbino имеет длину около 18 метров.
Габаритные размеры БелАЗа впечатляют только тогда, когда его нужно перевозить. Это можно сделать только в разобранном виде с помощью железнодорожного транспорта. Отдельные элементы, например шины, имеют диаметр 4 метра. Как утверждают представители белорусской компании, для транспортировки потребуется привлечь около 25 вагонов.
Самые большие легковые автомобили
Словосочетание «легковой автомобиль» вызывает ассоциацию с небольшой машиной, предназначенной для перевозки семьи. Однако самые большие легковые автомобили больше похожи на грузовики, чем на легковушки.
American Dream
Лимузин, сконструированный Джеем Орбергом, — самый длинный автомобиль в мире. Машина длиной 30,5 м внесена в Книгу рекордов Гиннесса в 1986 году.
Лимузин имеет 26 колес и оборудован небольшим бассейном с трамплином, а также огромной кроватью king-size. Масса автомобиля превышает 10 тонн, он оборудован 30 окнами и 2 люками панорамного обзора.
Машина конструировалась на основе Cadillac Eldorado. У лимузина две кабины в противоположных частях. Автомобилем одновременно управляют два водителя, а внутри авто могут уместиться 72 пассажира.
Bugatti Type 41
Bugatti Type 41 — легковой автомобиль класса люкс. Его производили в 1920-х гг. За свои исключительные качества был прозван Royale. Долгое время автомобиль держал марку самого большого среди серийных автомобилей.
У машины не маленький размер:
- длина составляет 6,2 м;
- расстояние между колесами — 4,3 м.
Bugatti Type 41: Wikipedia
За все время производства было собрано шесть таких автомобилей, все они сохранились до наших дней.
В 1987 году за право купить автомобиль на аукционе сражались 4000 человек. Машина ушла с молотка за £5,5 млн ($8 млн). По словам Forbes, Bugatti Type 41 по состоянию на 2001 год был самым дорогим автомобилем в мире , который находился в продаже.
Chevrolet Silverado
Chevrolet Silverado — крупногабаритный пикап. Выпускается с 1999 года. Линейка автомобилей пережила несколько модификаций, четвертое поколение выпускается с 2019-го.
Chevrolet Silverado: Wikipedia
Для автомобиля разработаны несколько вариантов колесных баз. Наибольшая из них составляет 4,2 м, а общая длина автомобиля — 6,5 м. На базе автомобиля с 2001 года выпускается машина военного применения LSSV.
Автомобиль снимали в кино: он появляется в фильмах Тарантино «Убить Билла» и «Саботаж» со Шварценеггером. В 2007-м автомобиль удостоился престижной премии «Североамериканский автомобиль года».
Dodge Ram
Dodge Ram — полноразмерный пикап, который выпускает дочерняя компания Dodge — Ram.
Автомобиль производится с 1981 года. Благодаря модификациям уже сменилось пять поколений Dodge Ram. Машину создают по колесной формуле 4×4. Выпускается в классических для полноразмерных пикапов категориях грузоподъемности:
- полтонны;
- ¾ тонны;
- тонна.
Dodge Ram: Wikipedia
С 2022 года на потоке пятое поколение автомобиля с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач и 6,7 л турбодизельным двигателем. Колесная база автомобиля составляет 3,9 м. Журнал Stellantis назвал Dodge Ram нового поколения эталоном производительности, возможностей, технологий и роскоши.
Два гигантских дизельных агрегата и гибридный привод
popmech.ru
Приводная система этого монстра намного крупнее, чем в швейцарском электрическом самосвале. Основным рабочим узлом в этой машине является дизельный силовой агрегат, состоящий из двух моторов V16 объемом 65 литров каждый. При этом запуск каждого двигателя осуществляется по отдельности. Вместе они генерируют 4660 л. с. мощности при тяге в 18 626 Нм. Поверить в такие цифры крайне сложно, поскольку они сопоставимы с параметрами 12 двигателей самого быстрого автомобиля в мире Bugatti Veyron.
Охлаждающий комплекс для таких моторов обладает объемом 1380 литров, но и это еще не все. Мощность вентилятора, отвечающего за обдув радиатора, составляет 128 КМ. Идентичные параметры присутствуют у силовой установки компактного городского хэтчбека.
К системе предъявляются особые требования по эффективности, поскольку автомобиль рассчитан на эксплуатацию в широком температурном диапазоне — от -50 до +50 градусов Цельсия.
За чистоту воздуха, который поступает в двигатели, отвечает 8 фильтров, установленных спереди (они напоминают огни).
Емкость резервуара со смазочной жидкостью составляет 550 литров. Этого объема вполне бы хватило, чтобы 100 раз заменить масло в обычном легковом автомобиле (около 1 000 000 км пробега). Интересно, что БелАЗ обладает выдающимся эксплуатационным ресурсом. Он без проблем преодолевает 100 000 км ежегодно, работая в условиях карьеров.
Подведем итоги: все новинки с маркой БЕЛАЗ за 2022 год
БЕЛАЗ в уходящем году продолжил внедрение инновационных разработок. Самосвалы на аккумуляторных батареях, дизель-троллейвозы, беспилотные технологии, роботизированные системы управления, «интеллектуальный» карьер – эти направления Белорусский автозавод разрабатывает уже не первый год. Пришло время воплощать наработки, так сказать, в металле!
В июне был представлен первый карьерный самосвал, работающий исключительно на электричестве, – БЕЛАЗ-7558E грузоподъемностью 90 тонн. Он оснащен 15 литий-ионными аккумуляторными батареями, суммарная мощность которых составляет 675 кВт·ч. На одной зарядке электросамосвал сможет работать не менее 2 часов при полной загрузке 90 тонн и движении на подъем по уклону не более 10 процентов. После нескольких циклов «загрузка – транспортировка – разгрузка» потребуется проведение подзарядки в течение 20-25 минут от специальной зарядной станции.
Белорусский автозавод одним из первых в мире изготовил карьерный самосвал такого класса на батарейках. Как показывают расчеты, стоимость перевозки тонны груза на БЕЛАЗ-7558E будет гораздо ниже, чем на самосвале с дизельным двигателем. По предварительным оценкам экономия при использовании аккумуляторной машины по сравнению с серийным самосвалом БЕЛАЗ такой же грузоподъемности за 10 лет эксплуатации может составить около 1 млн долларов. Еще один большой плюс: переход на чистую электротягу позволит значительно улучшить экологическую обстановку в карьерах.
В настоящее время опытный образец электросамосвала проходит испытания. Но уже в 2023 году БЕЛАЗ-7558E начнут выпускать серийно. На заводе уверены, что на первых порах можно будет продавать ежегодно не менее 20 таких машин.
Еще одна новинка техники на альтернативных источниках энергии – дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-7530Е грузоподъемностью 220 тонн. Использование такой машины требует создания специальной инфраструктуры, но преимущества новой технологии транспортировки должны с лихвой покрыть все дополнительные издержки.
Так, дизель-троллейвоз может двигаться на подъеме в 1,8-2 раза быстрее аналогичного дизельного самосвала, а это обещает соответствующие рост производительности и увеличение объемов перевозок. Дизель-троллейвоз обеспечивает снижение расхода дизельного топлива до 80%, а это не только значительная экономия по деньгам (сама солярка нынче дорога плюс ее доставка на отдаленные рудники и карьеры), но и соответствующее снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду. Помогут сэкономить деньги меньшие затраты на техобслуживание дизельного двигателя и его систем, а также возможность применения на таких машинах ДВС меньшей (достаточной для обеспечения движения в зоне погрузки/выгрузки и на спуске) мощности и, следовательно, меньшей стоимости.
При этом БЕЛАЗ готов предлагать своим клиентам не только сами дизель-троллейвозы, но также комплексные решения по организации всей необходимой инфраструктуры, что значительно повышает привлекательность проекта в целом.
Первой новую технологию опробует у себя Восточная горнорудная компания (ВГК) – один из крупнейших на Дальнем Востоке производителей угля. В 2022 году на территории Солнцевского угольного разреза в Углегорском районе Сахалинской области планируется выстроить соответствующую инфраструктуру для проведения комплексных эксплуатационных испытаний самосвалов БЕЛАЗ в дизель-троллейном исполнении.
Еще одно перспективное направление – создание беспилотных самосвалов, которые способны безукоризненно точно выполнять все необходимые операции и могут трудиться круглые сутки без перерывов на обед, практически в любых погодных условиях и при отсутствии хорошей видимости.
Работы по созданию роботизированных машин БЕЛАЗ начал еще в 2009 году. Первыми в этом ряду стали 130-тонные самосвалы БЕЛАЗ-7513R с интеллектуальной системой управления. И они уже зарекомендовали себя как высокопроизводительная техника в реальных условиях эксплуатации в российских карьерах. Теперь Белорусский автозавод работает над расширением модельного ряда.
Изготовлена опытная партия роботизированных самосвалов БЕЛАЗ-7558R грузоподъемностью 90 тонн. Машины оснащены комплексом систем для автономного движения, который включает бортовой компьютер, оборудование позиционирования и навигации, датчики внутренних систем, сенсоры автоматического сканирования окружения, видеокамеры дистанционного присутствия и контроля. Самосвалы-роботы способны на основании данных, получаемых в процессе работы, построить модель движения, определить его возможность и направление, а также обнаружить посторонние объекты на своем пути.
В составе роботизированного промышленного комплекса БЕЛАЗ новые самосвалы прошли первый этап испытаний на территории крупнейшего в Европе предприятия по добыче и переработке плотных горных пород РУПП «Гранит» (Микашевичи). Здесь, на месторождении «Ситницкое», был организован участок системы интеллектуального карьера: возведено здание мобильного диспетчерского пункта; проведена сетевая и электрическая инфраструктура; установлено 48 мачт, через которые протянуто более 4 км кабелей; размещено оборудование, обеспечивающее покрытие территории объекта сетью 5G для управления роботизированным карьерным комплексом. В испытаниях также принимал участие фронтальный погрузчик с дистанционной системой управления БЕЛАЗ-7825D с объемом ковша 11 куб.м.
БЕЛАЗ реализует несколько прорывных проектов и в сегменте карьерной техники на газомоторном топливе. Интерес к этой теме со стороны добывающих компаний последнее время постоянно растет, так как использование в качестве моторного топлива природного газа не только позволяет экономить средства, но и улучшает экологическую ситуацию в сильно загазованных карьерах. БЕЛАЗ над газификацией своих самосвалов работает по двум направлениям – газодизель и чистый газ.
В этом году успешно завершились испытания газодизельного самосвала БЕЛАЗ-7513C грузоподъемностью 130 тонн. Достигнуто 30-процентное замещение дизельного топлива сжиженным природным газом, что позволяет снизить расходы на топливо в течение года эксплуатации примерно на 56.000$. Сейчас в Жодино ведется подготовка к серийному производству этой модели.
Самосвал, работающий исключительно на природном газе, был разработан совместно с российскими (Смоленск) и «Технология 1604» (Екатеринбург). Это 45-тонный БЕЛАЗ-75476 с газопоршневым двигателем «Кунгур-550». А буквально на днях стало известно, что в экспериментальном цехе автозавода начата сборка 90-тонного карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558Н с газовым двигателем китайской компании Weichai.
Белорусский автозавод, попав под западные санкции и лишившись нескольких поставщиков двигателей, ведет работы по их замещению. На самосвалах БЕЛАЗ уже нашли применение моторы китайской компании Weichai Power. В этом году завершает фазу опытно-промышленной эксплуатации 240-тонный самосвал БЕЛАЗ-75319 с двигателем 12ДМ-185А мощностью 2536 л.с., который создан Уральским дизель-моторным заводом (входит в состав ОАО «Синара-Транспортные Машины»). В отчетах об испытаниях говорится, что по своим техническим характеристикам новый самосвал практически ни в чем не уступает другим модификациям этой серии, которые используют двигатели Cummins QSK 60-C и MTU DD 16V4000.
Внедряет БЕЛАЗ на свою технику и альтернативные системы электропривода. Так, в этом году появилась новая модификация самого большого 450-тонного самосвала – БЕЛАЗ-75711. На этой машине вместо трансмиссии Siemens ММТ500 установили тяговый электропривод переменного тока КТЭ-450 от российской .
Еще одна интересная новинка – это карьерный самосвал БЕЛАЗ-75520 грузоподъемностью 60 тонн, являющийся копией китайского Weichai WT90. Машину впервые показали на Дне открытых дверей 25 сентября, однако до сих официально о ней ничего сказано не было. Несколько таких самосвалов собрали в Жодино из китайских машинокомплектов. Будет ли продолжение?
А как вам новый аэродромный тягач из Жодино? БЕЛАЗ-54010 предназначен для буксировки воздушных судов взлетной массой до 150 тонн. У него комфортная кабина с панорамным стеклом, кондиционером и отоплением. Панель приборов – электронная с жидкокристаллическим дисплеем. При движении задним ходом помогает система видеообзора. В конструкции кабины применены современные шумоизолирующие материалы.
Конструкторы обеспечили новому тягачу потрясающую маневренность: водитель может управлять отдельно каждым из мостов, может заставить машину двигаться крабом или повернуть передние и задние колеса навстречу друг другу для уменьшения радиуса. Данная модель оснащается 136-сильным дизельным двигателем Deutz с электронной системой управления и диагностики, а также современной гидромеханической трансмиссией.
Вообще Белорусский автозавод принял стратегию, которая предусматривает вывод на рынок в перспективе полного ряда техники для обслуживания аэропортов. Поэтому наряду с мощными тягачами для буксировки самолетов, которые выпускаются уже несколько десятилетий, БЕЛАЗ займется производством мини-тягачей. Представленная выше модель с индексом 34010 будет таскать за собой багажные и контейнерные телеги. Ей предназначено работать челноком между багажным терминалом аэропорта и самолетами.
А это универсальный тягач БЕЛАЗ-34020, который сможет буксировать разнообразные средства наземного обслуживания в аэропортах.
Обе машинки в значительной степени унифицированы между собой. Они комплектуются 80-сильным дизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией (3+3). Тяговое усилие у багажного тягача – 32 кН, у универсального – 40кН. Обе машины получили полный привод с возможностью отключения переднего ведущего моста.
На самом деле БеЛаз — гибрид
БелАЗ
Два дизельных двигателя — это лишь часть приводной установки, т. к. на практике у самосвала гибридный привод. В машине есть генераторы мощностью до 3500 кВт, которые генерируют электричество для электродвигателей. Всего в БелАЗе 4 генератора по 1600 л. с. В сумме получается 6400 л. с., распределенных между 4 колесами (восемь колёс (четыре двускатных).
Самосвал рассчитан на выполнение большого количества задач, т. к. у него сдвоенные колеса, а вес каждой шины составляет 5,8 тонны. В общей сложности получается 46,4 тонны веса. Размер шин — 59/8- R63. В них помещается до 7 атмосфер воздуха.
БелАЗ-75601: к новым рекордам
БелАЗ-75601
Грузовик, созданный к 50-летию конструкторского бюро завода в 2010 году, удерживал пальму первенства на олимпе крупнейших карьерных самосвалов на протяжении трёх лет. Несмотря на появление более мощной модели 75710, БелАЗ-75601 всё ещё находится в серии и успешно экспортируется в десятки стран ближнего и дальнего зарубежья.
Этот самосвал, оснащённый мощной силовой установкой в 3807 л.с., может перевозить до 360 тонн груза, развивая скорость до 64 км/ч. Успешно эксплуатируется в разных регионах РФ, в том числе за Полярным кругом.
Цена $7 000 000+
popmech.ru
Что касается стоимости, то она составляет от 7 миллионов долларов, но может быть намного выше в зависимости от комплектации. На данный момент выпущено только 3 единицы такой техники. Заказы можно сделать непосредственно на заводе, который занимается разработкой и производством спецтехники и имеет достаточно обширный ассортимент продукции.
Дизайн
Как было отмечено ранее, представленный кроссовер БелАЗа вобрал в себя особенности сразу нескольких классов паркетников. Новинка выделяется своими компактными пропорциями, которые подчеркиваются плавно ниспадающей линией крыши, завершающейся возле направленного вверх спортивного антикрыла. Несмотря на такие очертания, посадка в белорусскую новинку не должна вызвать дискомфорта. Опубликованные изображения показывают, что между головами пассажиров второго ряда и крышей остается достаточно свободного пространства.
Передние опорные стойки у представленного кросс-купе БелАЗ-75131 2021-2022 сильно наклонены назад. Эта особенность еще раз подчеркивает, что при разработке данного концепта учитывались современные направления развития дизайнерской мысли. Новинка получила оригинальный капот. По его бокам пролегают выраженные складки, которые визуально увеличивают габариты автомобиля. Но в центре капота предусматривается прямоугольная выемка, выполняющая декоративные функции.
Передняя часть кузова нового кроссовера, вероятно, была спроектирована с оглядкой на последние модели Mercedes-Benz. По крайней мере, головная оптика точно была позаимствована у немецких паркетников. Она не только повторяет форму их передних фонарей, но и содержит изогнутую светодиодную ленту, которая тянется вдоль нижней части и немного захватывает боковую. При этом внутри головной оптики у белорусской новинки располагаются 2 прямоугольных фонаря с лестничным расположением. Данная особенность архитектуры передних фар не характерна для немецких моделей.
Еще одной примечательной деталью новинки от БелАЗ стала крупная радиаторная решетка, которая наверху имеет заметный изгиб и по мере приближения к низу бампера постепенно сужается. Внутри нее на манер узких полок проложены горизонтальные ламели, на одну из которых опирается название марки.
Третья интересная деталь вынесена на верх переднего бампера. Здесь разработчик поместил глубокие вырезы прямоугольной формы, в которые встроены дополнительные вентиляционные отверстия. Данная особенность в сочетании с некоторыми деталями конфигурации кормы позволяет сделать предположение, что под капотом представленной новинки установлен мощный двигатель. Но в действительности указанные решения несут в себе преимущественно декоративный характер.
Снизу переднего бампера у кроссовера присутствуют дополнительные вырезы с лентами противотуманных фонарей, на которыми за счет изгиба кузовных панелей сформирован своеобразный козырек. Под ними тянется еще одна декоративная полоска, которая как бы разделяет данную часть кузова и черный пластиковый обвес, вытянувшийся вдоль широких колесных арок.
Корма у кросс-купе БалАЗ-75710 2021-2022 выдержана в спортивной стилистике, что проявляется в виде сильно наклоненных опорных стоек, к которым закреплено широкое остекление, и развитом антикрыле. Дополняет этот образ характерный выступ на багажной двери, который визуально напоминает спойлер.
Задняя оптика у белорусской модели представлена в виде одного широкого фонаря, внутри которого вытянулись 2 светодиодные ленты. Багажная дверь под ним изгибается во внутрь, что тоже характерно ряду современных спортивных кроссоверов. Еще одна важная деталь представленной новинки кроется в заднем бампере: он оформлен так, что возникает впечатление, будто бы здесь присутствует крупный диффузор.