, крупнейший и единственный в настоящее время изготовитель грузовых автомобилей в Финляндии, была основана 1 апреля 1931 г. инженером Тором Несслингом (Tor Nessling). Ее название было выбрано в результате всенародного конкурса. Оно переводится с финского как «Сила воли». В 1932 г. были изготовлены первые 3-тонные 65-сильные ка-потные грузовики моделей «S-321» и «S-322». С 1935 г. началось изготовление самой обширной серии «SH» с финскими двигателями «Олимпия» (Olim-pia), а затем — американскими моторами «Геркулес» (Hercules) и шведскими «Вольво» (Volvo) мощностью 60~95 л.с. В том же году появился первый 3-осный 6-тонный грузовик «SH-3R-LF» (6×2), в 1937 г. — первый беска-потный вариант «SH-1B», еще через год — первый дизельный автомобиль «SHD8» с мотором в 79 л.с. К концу 30-х гг. «Сису» входила в ряд крупнейших финских промышленных предприятий, хотя в 1932-39 гг. изготовила всего лишь 918 машин. В разгар второй мировой войны было образовано отделение по производству тяжелых грузовиков и лесовозов повышенной проходимости, превратившееся в независимую (Vanaja). После войны «Сису» переехала из Хельсинки в новые помещения в городе Карьяа. В 1948 г. она получила название «Суомен Аутотеоллисуус Оя» (Suomen Autoteollisuus Oy) — «Финское акционерное автомобильное общество». В 50-е гг. его программу составляли различные капотные грузовики серий «К» и «L» грузоподъемностью до 8,5 т, оборудованные соответственно бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 75~ 165 л.с. и 5-ступенчатыми коробками передач. В зависимости от исполнения они носили собственные имена «Юрю-Сису» (Jyry-Sisu), «Налле-Сису» (Nalle-Sisu) и «Контио-Сису» (Kontio-Sisu). К концу 50-х гг. небольшая фирма оказалась в критическом состоянии, прекратила производство собственных двигателей и стала использовать английские 4- и 6-цилиндровые дизели «Лейланд» (Leyland) и «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) мощностью 160~275 л.с. Самые мощные из них с 1958 г. использовались на 2-осных самосвалах «К36» грузоподъемностью 18 т и 3-осных шасси «К34» (6×2). В1963 г. на модели «КВ117» (6×4) впервые была установлена откидывающаяся кабина над двигателем. Серии 60-х гг. носили названия «Кярппя-Сису» (Каrрpa-Sisu), «Маасто-Сису» (Maasto-Sisu) и «Юкко-Сису» (Ukko-Sisu). Самым известным в то время автомобилем марки «Си-су» стал 3,5-тонный грузовик «КВ45» (4×4) со 135-сильным дизельным мотором и оригинальной клиновидной 3-местной кабиной над двигателем. Его особенностью был гидронасос, подававший масло под давлением в гидромоторы, установленные в ступицах колес буксируемых прицепов. Несмотря на высокое качество и совершенную конструкцию, «Сису» долгое время оставалась на грани банкротства. Ее выручило государство, которое приобрело часть акций. В 1967 г. в лоно «Сису» возвратилась , принеся с собой конструкцию подъемных неведущих мостов. В 70-е гг. фирма начала еще более активное сотрудничество с английскими и шведскими компаниями, а также взялась за производство ра-диально-поршневых гидронасосов и гидромоторов для использования на транспорте и в промышленности. К 1972-73 гг. относится создание 2- и 3-осных вариантов капотных серий «L» и «R» и бескапотной гаммы «М» полной массой до 26 т с финским 6,6-литровым дизелем «Валмет» (Valmet) мощностью 165 л.с. или английскими «Лей-ланд» и «Роллс-Ройс» в 265-335 л.с., а также 9- и 13-ступен-чатыми коробками передач «Фуллер» (Fuller). В 1973 г. появился один из самых известных грузовиков «Сису» — 315-сильный лесовоз «M162CST» (6×2) с2-осным прицепом с активной передней осью, приводившейся гидромоторами от гидросистемы тягача. Полная масса автопоезда достигала 70 т. На новом семействе использовали прежние и новые названия: 2-осные модели предлагали как «Контио-Сису» и «Карху-Сису» (Karhu-Sisu), 3-осные — как «Юрю-Си-су», а городские фургоны — как «Мони-Сису» (Moni-Sisu). К этому времени «Сису» окончательно определила свой путь развития — мелкосерийное изготовление машин, максимально приспособленных для работы в суровых климатических и тяжелых дорожных условиях, собиравшихся из агрегатов других изготавливала лишь рамы, кабины, подвески и мосты. С тех пор большинство машин «Сису» рассчитано на работу с повышенными нагрузками на заснеженных трассах, в лесосеках и на пересеченной местности при окружающей температуре до ~70°С. Специфические финские нормы на осевые нагрузки, массу и длину автопоездов позволяют создавать уникальные многозвенные транспортные средства полной массой 50~100т. Спецификой «Сису» стали многоосные грузовые автомобили, самосвалы и лесовозы-сортиментовозы с колесными формулами 8×2 или 10×2. Использовать такие сверхтяжелые машины на шоссе с точным соблюдением норм допустимой нагрузки позволяют дополнительные опускающиеся мосты, подъем которых вне дорог обеспечивает увеличение сцепного веса на ведущий мост и повышение проходимости машины. Особенностью большинства автомобилей «Сису» является увеличенный до 48~540 угол поворота управляемых колес. Автомобили оснащены предпусковым подогревателем, обогревом всех жизненно важных систем, морозостойкими резинотехническими изделиями и пластмассовыми деталями. Машины имеют усиленную теплоизоляцию кабин, отделанных натуральным деревом. Для работы с большими нагрузками особо прочные и массивные рамы с высотой профиля 300-400 мм выполнены из легированных сталей толщиной 8~10 мм. С 1970 г. «Сису» начала экспорт своих автомобилей в СССР. Первыми были рефрижераторы «ВЕ-91» на автобусном шасси для перевозки замороженной рыбы в системе магазинов «Океан». В 1981-82 гг. «Сису» поставила в советские леспромхозы 110 автопоездов-лесовозов в составе тягача «M162CST» с прицепом. Постепенно СССР превратился в главного покупателя продукции «Сису». К 1980 г. фирма изготовила в общей сложности 28245 автомобилей. В 1981 г. финское правительство практически полностью выкупило акции фирмы, заметно укрепив ее финансовое положение. При этом она обрела свое первоначальное имя «Сису». В 1981~83 гг. сформировалась новая гамма «S» («Super»), включавшая несколь ко семейств разных классов модульной конструкции. Для выполнения широкого комплекса работ служили бескапотная гамма «SK» и две однотипные капотные серии «SL» и «SN» с колесными формулами 4×2, 6×2 и 6×4. Считавшиеся самыми легкими в программе, они имели полную массу одиночного автомобиля 20-33 т и могли буксировать 100-тонные автопоезда. Автомобили оснащались дизелями «Валмет» или «Камминс» (Cummins) мощностью 170-350 л.с. и многоступенчатыми коробками «Фуллер» или «Итон» (Eaton). Флагманом «Сису» 80-х гг. стала серия «SM», получившая новую откидывающуюся кабину повышенной безопасности с уровнем внутреннего шума 73 дБ. Гамма «SM» комплектовалась дизелями «Камминс» с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, коробками ЦФ (ZF), «Фуллер» или «Эллисон» (Allison), раздаточными коробками «Штайр» (Steyr), сцеплениями «Спайсер» (Spicer) и т.д. Они имели базу 3400-5200 мм, колесную формулу от 4×2 до 10×2. Параллельно на заводах в Хамеенлинне и Тампере выпускалась гамма терминальных (портовых) тягачей серий «TR», «ТТ» и «TV» с 1-местной кабиной для обработки морских контейнеров. Там же изготовляли армейские грузовики «RA Раису» (Raisu) и «SA Маси» (Masi), гусеничные сочлененные вездеходы «NA140 Насу» (Nasu) и колесные бронетранспортеры «ХА180 Паси» (Pasi). На рубеже 80-90-х гг. вновь подошла к критической черте. Причинами этого были усиление конкуренции, а также перестройка в СССР и экономические реформы в новой России, сделавшие постоянных клиентов неплатежеспособными. Объем производства сократился с полутора тысяч до 500~550 машин в год. В это время фирма занялась близкими ей исполнениями для работы вне дорог и на лесосеках. При этом на первое место вышло тяжелое капотное семейство «SR», унифицированное с бескапотной серией «SM». До 1996 г. оно включало варианты, отличавшиеся необычными техническими решениями. Для работы на строительстве, в карьерах и на второстепенных дорогах были построены 23-тонные самосвалы «SR300» (8×2) с тремя управляемыми и двумя подъемными мостами и «SRH332» (10×2/10×4) с четырьмя управляемыми мостами, в том числе задними с двускатными колесами. Мощность их двигателей «Камминс» составляла 370~470 л.с., полная масса — 48-50 т. Для работы в подземном железорудном карьере был создан 5-осный тягач «SRH450CKS» (10×4) с двигателем прицепом с полной массой автопоезда 171 т. Был также разработан 5-осный 90-тонный самосвал «Супра 1000CTS (Supra) 10×8 с двигателем мощностью 1350 л.с. В 1996 г. «Сису» вошла в состав машиностроительной группы «Партек» (Partek). Завод портовых тягачей в Тампере отошел к шведской (Kalmar), а военное отделение было продано финскому концерну «Патрия Индастриз» (Patria Industries). Это позволило наладить выпуск нового многоцелевого семейства «Е» с полной массой одиночного автомобиля 18-42 т (в составе автопоезда -32-60 т). Долю местных агрегатов на них удалось довести до 70%. На сериях «Е11М» и «Е14М» по-прежнему использовались 11- и 14-литровые дизели «Камминс» (305-525 л.с.) и импортные коробки с числом передач 13~18. Гордостью фирмы стала новая 2-местная кабина, разработанная финским дизайнером Ээро Миеттиненом (Еего Miettinen), с широкими горизонтальными ребрами на передней панели. В стандартном исполнении кабина была укомплектована бортовым компьютером, панелью приборов из ценных пород дерева, деревянным лакированным рулевым колесом, сиденьями с подогревом на пневматической подвеске. В 1997 г. ее заменила более скромная, легкая и дешевая кабина от французских грузовиков «Премиум» (Premium), ознаменовавшая начало тесного сотрудничества с (Renault), с которой было создано совместное предприятие «Рено-Сису Ханза Ауто Оя» (Renault-Sisu Hansa Auto Oy). На новой серии «Е12» использовался американский 6-цилидровый дизель «Мак Е7» (Mack) мощностью 430-470 л.с. и французекая 18-ступенчатая коробка. Параллельно фирма изготовляет новое семейство терминальных тягачей с дизелями «Валмет», «Вольво» или «Камминс» мощностью 214-258 л.с. и автоматической коробкой. К концу 90-х гг. стала быстро терять самостоятельность, свойственную ей самобытность и с трудом завоеванные позиции. Объем производства в 1997 г. сократился до 327 машин. В 1999 г. было выпущено 472 автомобиля. Если до недавнего времени в Финляндии на долю «Сису» приходилось 25% рынка грузовиков полной массой свыше 16 т, то к концу XX века она сократилась до 16%. Тем не менее, в лесной и лесоперерабатывающей отраслях страны каждый третий автомобиль пока носит марку «Сису». перейти к началу страницы |