Трактор Т-54. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации


Трактор Т 54 – узкоколейная машина гусеничного хода, выпускавшаяся с 1967 года на Кишиневском тракторостроительном предприятии. Основное задание агрегата – это работа в виноградниках. Помимо работы в виноградниковых угодьях, машиной могут возделываться посаженные культуры с размером междурядья от 150 см. Машины поставляются в фермерские хозяйства, где обрабатывают почву в саду, винограднике, небольшом поле. Трактор Болгар Т 54 – это машина, которую сконструировали, опираясь на возможности и структуру Минского трактора МТЗ-50. Обновленными элементами являются: встроенная система поворота агрегата, новая ходовая система, облицовка и водительская кабина.

О предприятии-изготовителе

Кишинёвский тракторосборочный завод был основан в 1961 году, на базе (который в 1945-1958 гг. назывался Кишинёвским мотороремонтным заводом). Специализацией предприятия стало производство тракторов для садоводства и виноградарства, плантаций сахарной свеклы и других овощей. Первый серийный молдавский трактор – Т-50В – сошёл с конвейера КТЗ в сентябре 1962 года.

В 1964-м году был произведён тысячный кишинёвский трактор, а в 1978-м – уже стотысячный. На пике своего развития КТЗ выпускал более 13 тысяч тракторов в год, а работниками предприятия было 5 тысяч человек. Лёгкий, компактный и маневренный Т-54 быстро оценили в хозяйствах, занимавшихся виноградарством, садоводством и овощеводством, и он получил широкое распространение – как в СССР, так и за рубежом.

Трактор Т-54В отметился ещё и тем, что с 1975 по 1977 годы он работал в полярной экспедиции, на советской дрейфующей станции «Северный полюс-23».

После Т-54, самой массовой моделью предприятия во второй половине 1970-х стал трактор Т-70. Как и Т-54, он выпускался в нескольких модификациях, адаптированных под специальные условия работ в садах, на виноградниках, овощных плантациях, в лесном хозяйстве. Молдавские трактора можно было увидеть на территории всего Советского Союза, а также в Австрии, Алжире, Болгарии, Венгрии, ГДР, во Франции.

В 1966 году Кишинёвский тракторосборочный завод был переименован в Производственное объединение Кишинёвский тракторный завод, а в 1995-м – в Акционерное общество «TRACOM». В общей сложности, с 1962-го по 2008-й годы (когда предприятие было окончательно ликвидировано) КТЗ выпустил 257 635 тракторов. Последний был сделан в октябре 2008 года.

Братская помощь

Как в разработке, так и во внедрении в производство Т-54В сотрудникам Кишиневского завода помогали минские специалисты. В 1960 году МТЗ открыл для коллег 84 школы, в которых новаторы тракторостроения обучали рабочих передовым методам труда. Курсы успешно окончили более 900 сотрудников Кишиневского завода.
Само предприятие в это время также активно развивалось. В работу ввели несколько новых цехов и участков: КТЗ теперь мог самостоятельно обеспечивать себя шестернями, которые производил по 7 млн штук в год. Был открыт ряд участков по обработке, сборке и окраске основных узлов и других деталей. Специальный цех опытного производства выпускал экспериментальные образцы новых тракторов. Здесь же проходили их испытания.

Трактор Т-54В производился не только для внутренних нужд страны, но и на экспорт. Особенную популярность он приобрел в усеянной множеством виноградников Болгарии.

СССР помог соседу построить первый собственный тракторный завод в городе Карлово, выпускавший порядка 15 тыс. машин в год. Освоение производства Т-54В в Болгарии началось еще до того, как с кишиневского конвейера сошла первая машина. В 1965 году конструкторы передали Карловскому заводу все чертежи новой модели. Документация на последующие изменения и усовершенствования также пересылалась с молдавского предприятия на болгарское.

Взаимодействие двух заводов не ограничивалось корреспонденцией. Сначала группа специалистов из Кишинева побывала в Карлово, чтобы помочь коллегам во внедрении новой машины. За это их даже удостоили звания ударников коммунистического труда Народной Республики Болгария. Позднее и карловская делегация посетила Кишиневский завод, чтобы перенять передовой опыту сотрудников предприятия.

Первый трактор Т-54В в Болгарии был выпущен в июле 1968 года. Всего год спустя объемы производства увеличились втрое. Впоследствии Карловский завод обеспечивал виноградниковыми тракторами все страны СЭВ.

Подпишись на наш Telegram-канал

Ходовая часть

Ходовая система состояла из двух гусеничных тележек с четырьмя опорными катками в каждой, и была устроена следующим образом. 2 поддерживающих ролика, 2 направляющие, 2 ведущих колеса, гусеничная цепь и подвеска. Гусеничное полотно было составлено из 31-го звена, которые соединялись один с другим пальцами. В проушины звеньев были запрессованы разрезные пружинные втулки.

Опорные катки снабжались подшипниками качения, а смазка поступала централизованно: резервуарами для масла служили сами лонжероны гусеничных тележек. Т-54В был достаточно лёгким, поэтому для лучшей и более эффективной работы навесного сельхозоборудования он был оснащён гидравлическим увеличителем сцепного веса.

Гидравлическая система и навесное устройство

Трактор Т-54 оснащался раздельно-агрегатной гидравлической системой, механизмом задней навески и прицепным устройством. Гидравлическая система обеспечивала раздельное управление 3-мя цилиндрами, что позволяло свободно применять трактор в работе с разнообразными навесными и прицепными гидрофицированными сельхозмашинами.

Механизм задней навески трёхточечный, но может при необходимости переоборудоваться и на двухточечную. Прицепное устройство – жёсткое, регулируемое, объединённое с механизмом задней навески. Положение точки прицепа возможно отрегулировать в горизонтальной плоскости в пределах ±13 см от продольной оси Т-54, с интервалом 6,5 см, а в плоскости вертикальной – в пределах 15-50 см от поверхности земли. (бесступенчатым образом). Это нужно для того, чтобы при передвижении по местности со сложным рельефом от трактора не отрывались прицеп или другое прицепное оборудование.

Аналог, цены

Купить трактор Т 54 в достойном состоянии можно за 3 тысячи долларов. За технику, которая вышла из строя, но подлежит реставрации до приведения в рабочее состояние, можно отдать от 500 до 800 долларов без учета ремонта. Заменить Т 54 может машина Т 70. Из более мощных агрегатов подходит техника ВТ-100ДС или ВТ-100ДП.


Трактор Т 54 в работе

Двигатель трактора Т-54

Трактора Т-54 оснащались четырехтактными четырёхцилиндровыми дизельными двигателями Д-50– такими же, что ставились и на колёсные трактора МТЗ-50. Это атмосферный дизель рабочим объёмом 4,75 л и мощностью 50 л.с., жидкостного охлаждения. Тип образования рабочей смеси — вихрекамерный. Число оборотов в минуту (номинальное) – 1700; Расход топлива на минимальных оборотах – 195 г/э. л. с. ч. Порядок зажигания / работы цилиндров – 1-3-4-2. Диаметр цилиндра – 110 миллиметров. Ход поршня – 125 миллиметров. Степень сжатия (расчётная) – 16:1. Вес сухого двигателя – 410 килограммов.

Ёмкость системы охлаждения – 20 литров. Применяемое топливо – дизельное (ГОСТ 4749-49). Дизельный двигатель Д-50 является предельно простым, надёжным и долговечным силовым агрегатом, который способен долгие годы работать на любом неидеальном дизтопливе, не принося владельцу трактора никаких хлопот и проблем.

Запуск мотора производится электрическим стартером СТ-212. Чтобы дизель Д-50 без проблем заводился двигатель в холодную погоду, было предусмотрено устройство его предварительного подогрева П-16Е. Его рекомендовалось использовать, когда температура окружающего воздуха опускалась ниже отметки –5 градусов. Пусковой двигатель – ПД-10У.

Хорошая наследственность

Одним из первенцев Минского завода, созданным в 1948 году, был МТЗ-2 — первый в стране трактор с гидронавесной системой, позволявшей обходиться без прицепщика. Однако уже через несколько лет он начал устаревать. По сравнению с более новыми моделями МТЗ-2 обладал слишком низкой скоростью и недостаточно экономично расходовал топливо. Оставляла желать лучшего и надежность машины.

Результатом модернизации стала линейка тракторов МТЗ-5, разработанная в 1955-1956 годах. Это были универсальные, мощные и экономичные машины. В 1956 году их усовершенствовали еще раз. Конструкторы завода спроектировали новый дизельный двигатель Д-50. Двумя годами позже вышли экспериментальные образцы трактора МТЗ-50. Его мощность достигала 55 л. с., а максимальная скорость — 25 км/ч. Кроме того, МТЗ-50 были значительно легче предшественников, более чем на 400 кг.

Именно эта модель, пользовавшаяся в СССР заслуженной популярностью, стала основой для Т-54. Однако разработчики кишиневского трактора внесли в его конструкцию немало изменений. Главное из них касалось устройства ходовой части: МТЗ-50 был колесным трактором, в то время как Т-54 — гусеничным.

Кроме того, в отличие от минского универсала, он предназначался для работы на виноградниках. Это обусловило ряд других конструктивных особенностей, в частности в устройстве навески и механизма поворота, что обеспечивало большую маневренность, а также в форме и облицовке кабины. Позднее появилась модификация Т-54В, отличавшаяся от оригинала улучшенными гусеницами, закрытой кабиной и двигателем Д-50.

Трансмиссия трактора Т-54

Коробка переключения передач на тракторе Т-54 девятиступенчатая, механическая. Широкий диапазон передач позволял трактору Т-54 работать с широким спектром сельскохозяйственных орудий. Для передачи энергии силового момента вращения на тракторе Т-54 используется главная передача. Она состоит из шестерней конусной формы с зубцами.

Основой механической коробки передач трактора являются передвижные каретки. Фрикционная муфта имеет один рабочий диск, и она находится в постоянно замкнутом состоянии. Включение главной передачи приводит в действие шестерёнки конической формы. Тормозная система – плавающая, тип тормозов – ленточный. Система поворота состоит из многодисковых сухих муфт (по одной на каждом борту). Управление движениями и маневрами трактора Т-54 происходит при помощи рычагов.

Оборудование

На Т-54 обр. 1 можно устанавливать разные комбинации оборудования.

Досылатель ускорит перезарядку, стабилизатор вертикальной наводки улучшит и без того неплохую стрельбу в движении, ну и улучшенная вентиляция усовершенствует характеристики экипажа на 5%. Эта комбинация прежде всего увеличивает огневую мощь.

Как альтернативный вариант, можно установить следующее оборудование:

Вместо улучшенной вентиляции можно установить просветлённую оптику. Это увеличит радиус обзора совета.

Также просветлённую оптику можно поставить вместо стабилизатора вертикальной наводки, но в этом варианте Т-54 обр.1 станет хуже стрелять на ходу, а это плохо для среднего класса техники.

Некоторые технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры: длина – 3,37 м, ширина – 1,25 м (у модификации С1) и 1,05 м (у модификации С2), высота – 2,17 м.
  • Ширина колеи: 95 см (у модификации С1) и 85 см (у модификации С2).
  • Колёсная база 160 см.
  • Наименьший дорожный просвет – 270 мм.
  • Ширина звена гусеницы – 300 мм.
  • Масса трактора – 3 530 кг.
  • Скорость: вперёд – 1,02…16,41 км/час, назад – 2,17…3,7 км/час.
  • Число передач: 9 – вперёд, 2 – назад.
  • Вместимость топливного бака – 100 литров горючего.

Кабина трактора Т-54

Кабина трактора Т-54 – металлическая, закрытого типа, рассчитанная на 1 место. Она оборудовалась вентилятором, стеклоочистителями, зеркалом заднего вида, аптечкой и бачком для питьевой воды. Стёкла в кабине выполнялись съёмными, чтобы летом их можно было снимать и навешивать на специальные кронштейны, которые прикреплены к боковым стенкам.

В холодное время года для ликвидации запотевания лобовое стекло кабины обогревалось тёплым воздухом, который отбирался специальным устройством от радиатора дизельного двигателя. Тем же устройством обогревалась зимой и само внутреннее пространство кабины. Мягкое сиденье механизатора можно было отрегулировать по наклону спинки и положению самой подушки кресла.

Инструкция по эксплуатации

Техническое обслуживание

Гусеничный трактор Т-54 является практичной машиной, которая чувствительна к качеству топлива. Необходимо применять только свежий и чистый дизель, чтобы не забить топливную систему.

Техобслуживание включает в себя несколько простых действий:

  • Перед каждым выездом необходимо проверять наличие смазочного материала и при необходимости доливать его, не допускается эксплуатации техники без масла.
  • Частота замены масла для каждого узла прописана в инструкции по эксплуатации.
  • По окончанию полевых работ, агрегат следует законсервировать. Его необходимо очистить, смазать детали маслом, чтобы не формировалась коррозия, слить топливо, накрыть и поставить в сухое место.

Основные неисправности и способы их решения

Каждый владелец трактора Т-54 должен знать пути исправления мелких неисправностей, при возникновении более серьезных поломок рекомендуется обратиться в специализированный сервисный центр.

Вот что могло привести к тому, что мотор не запускается:

  • Нехватка дизеля;
  • Отсутствие смазочного материала;
  • Попадание воздуха в топливную систему;
  • Неисправность топливной системы;
  • Выход из строя системы зажигания.

А вот возможные причины того, что мотор не развивает необходимую мощность:

  • Нет полной подачи топлива;
  • Засорился топливный или воздушный фильтр;
  • Неисправность форсунки;
  • Неверно выставленный угол подачи топлива.

Отзывы о тракторах Т-54

По отзывам колхозников, трактор Т-54 проявил себя как маневренная сельхоз машина с хорошей проходимостью. Благодаря малому давлению на грунт, на тракторе можно ехать через борозды, не нанося при этом вреда посаженным культурным растениям.

Конечно, кабина механизатора сделана без достойной термо-, вибро- и шумозащиты, пропускает пыль и представляет собой обычный «скворечник». Ни о каком комфорте при работе речи не идёт. Ходовая очень жёсткая, в кабине трясёт и всё вокруг вибрирует.

Но по полезности и функциональности, о тракторе Т-54 говорят очень много хорошего. У него отличная гидравлика. Его можно использовать с самым разнообразным навесным, прицепным и полуприцепным сельскохозяйственным оборудованием. Поэтому, несмотря на то, что Т-54 – это виноградарь, садовод и работник овощной плантации, он может делать на участке практически всё, т.е. по функционалу практически не отличается от универсала. Зимой он отлично справляется с расчисткой снега, с бульдозерным оборудованием работает безотказно. Как и с самосвальным прицепом.

Необходимо следить за состоянием роликов, чтобы они не подтекали. Раз в год требуется снимать подвеску и бинокли на направляющем колесе, смазывать, промывать.

Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации гусеничного советского трактора ДТ-54 содержит следующую информацию:

  • Устройство трактора.
  • Его технические характеристики.
  • Процедура проведения обкатки дизельной силовой установки.
  • Неисправности.
  • Техническое обслуживание.

Первый запуск, обкатка

Сразу же после первого запуска двигателя необходимо провести процедуру обкатку, позволяющую существенно увеличить срок эксплуатации дизельного трактора ДТ-54. Длится обкатка около 8 часов, начинается с прогрева мотора и его работы без нагрузок на протяжении 2,5-3 часов.

За время обкатки притираются движущиеся части двигателя, редуктора и т. д., проверяется сцепление, скорости и тормозная система. По окончании приработки необходимо полностью заменить масло в тракторе.

Необходимые масла:

  • Для тракторов этого класса применяются следующие марки масел: М-10ДМ и М-10Г2к.
  • В тракторе ДТ-54, помимо моторного масла, для трансмиссии используется трансмиссионное масло марки Тап-15В.

Техническое обслуживание

Своевременная замена масла в картере двигателя и трансмиссии позволит гусеничной машине надолго сохранить свою работоспособность. Замена масла в картере двигателя производится через каждые 100 проработанных часов, встроенный счетчик моточасов поможет водителя трактора не пропустить этот период. Перед началом этой процедуры необходимо прогреть мотор, не забываем слить отработку.

Консервация трактора ДТ-54 на период неиспользования также должна выполняться правильно:

  • очистка машины от загрязнений;
  • смазка;
  • слив топлива и масел.

Основные неполадки и способы их устранения

Мотор не заводится:

  • отсутствует топливо;
  • солярка низкого качества;
  • забились фильтры (топливный или воздушный);
  • ТНВД требует очистки или замены;
  • отсутствует бензин или смазка;
  • карбюратор пускателя ПД-10 засорен;
  • проблемы с свечей на моторе-пускателе.

Тормоза не работают:

  • требуется регулировка педали тормоза (возрос свободный ход);
  • тормозные колодки или диски отработали свой срок и требуют замены.

Трактор сильно вибрирует:

  • проверить уровень топлива;
  • проверить уровень масла;
  • проверить надежность крепежных соединений;
  • проверить правильно ли закреплено навесное оборудование.

Стартер не срабатывает:

  • аккумулятор разряжен;
  • произошло короткое замыкание;
  • провод отсоединился;
  • магнитный переключатель не контачит.

Гидросистема не работает:

  • выключен гидронасос;
  • нехватка масла в гидросистеме;
  • клинит предохранительный клапан.

Это интересно: Обзор трактора дт-75 и его модификаций: изучаем детально

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]