С сердцем от КамАЗа: как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком


КамАЗ против Урала в армии: почему выиграл неудобный Урал?

Армейские машины — это не только танки. Для снабжения армии и перевозки различных грузов необходимы и мощные вездеходные грузовики. И как в военное время, так и сейчас, в российской армии самыми популярными машинами являются Урал и КамАЗ.

На войне и в мирное время транспорт нагружают не только снаряжением, оборудованием или продуктами: вездеходы также пригодны и для перевозки людей. Оба производителя — и уральский, и Камский завод — создали машины, обладающие всеми необходимыми в военное время свойствами: -большая грузоподъемность; -мощность; -высокая проходимость; -удобство в управлении.

Однако опытные военные быстро убедились, что по некоторым параметрам грузовики сильно отличаются. Водители Урала жаловались, что управлять машиной слишком тяжело по сравнению с КамАЗом: если у транспортного средства производства Камского завода управление простое и комфортное, то рулевое колесо Урала было признано слишком тяжелым. И это не единственный недостаток: также отмечалось, что руль не возвращается в исходное положение сам, из-за чего водитель вынужден постоянно крутить его. Напряженная многочасовая ручная работа с неповоротливым, тяжёлым колесом — серьезное испытание.

Но помимо того, что шофер обязан был постоянно выкручивать руль, ему приходилось еще и очень внимательно обращаться с капризной педалью тормоза. При малейшем нажатии автомобиль резко и полностью останавливался.

Ещё один неприятный для водителей Урала момент заключался в следующем: как известно, чтобы машина на ручной коробке передач сдвинулась с места, нужно выжать сцепление — и здесь шоферы встречались со сложностями. Приходилось упираться в сиденье, чтобы начать движение, тогда как более проворный КамАЗ трогался с места куда легче.

По расходу топлива Урал также проигрывал, потребляя неприлично много бензина по сравнению с конкурентной моделью.

И все же опытные водители всегда садятся именно на Урал. Молодые новички в армии выбирают КамАЗы, будучи наслышанными о преимуществах камских авто над уральскими. Но почему же старые вояки никогда не променяют неудобный Урал на КамАЗ?

Ответ кроется в конструкции обеих машин. Изначально Урал задумывался именно как транспорт для военного времени, для использования в армии. Ну, а КамАЗ — в большей степени все же гражданский грузовик, модифицированный под нужды военных. В чем же это выражается?

Во-первых, Урал обладает легендарной вездеходностью — эту машину не остановит никакая дорога или бездорожье. Он более мощный, нежели КамАЗ.

Во-вторых, и это главное достоинство Урала, у него есть капот. Шофер прикрыт от пуль не листом металла, как в случае с КамАЗом, а двигателем. Также благодаря объемному капоту у водителя был шанс выжить, наехав передним колесом на мину — капот даже прозвали «метром жизни». Бескапотный же автомобиль не оставлял никаких шансов. Вот почему менее поворотливый и удобный Урал в большем почете у военных, чем КамАЗ.

УралЗИС/Урал

(UralZIS/Ural)

Миасс СССР/Россия 1944-

Во время Великой Отечественной войны провинциальный уральский город Миасс стал одним из крупнейших советских центров по изготовлению грузовых автомобилей, поступавших прежде всего в Красную армию.

УралЗИС-355,1956 г.

УралЗИС-381, 4X4,1957 г.

Впоследствии он превратился в одного из важнейших поставщиков военной автотехники для Советских вооруженных сил и Российской армии. Строительство автомоторного завода в Миассе началось в декабре 1941 г. с монтажом оборудования, эвакуированного с московского автозавода имени И. В. Сталина (ЗИС). Весной 1942 г. он начал выпускать двигатели и коробки передач. 8 июля 1944 г. уральский филиал ЗИСа, получивший название УралЗИС, приступил к сборке 3-тонных грузовиков военного образца с условным индексом ЗИС-5В, известных как «УралЗИС-5В». Это были упрощенные машины с 6-цилиндровым 5,56-литровым двигателем мощностью 76 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач, деревянной кабиной, прямоугольными сварными крыльями, бортовой платформой с задним откидным бортом, одной левой фарой и без передних тормозов.

Улучшенной грузовик «УралЗИС-5М» с 86-сильным мотором выпускался до 1956 г., а его серьезная модернизация привела к выпуску модели «УралЗИС-355». Все эти машины традиционно поставлялись в Советскую армию. В отличие от них выпускавшийся с 1958 г. грузовик «УралЗИС-355М» с обновленной внешностью предназначался для работы в сельском хозяйстве, но в процессе работы над ним был создан опытный вариант «УралЗИС-381» (4×4), прошедший цикл военных испытаний.

Урал-375. 6X6,1961 г.

Система залпового огня БМ-21 «Град» на шасси «Урал-375Д»

Шасси «Урал-375А» с кузовом К-375, 6X6,1968 г.

Во второй половине 50-х гг. настоятельно встал вопрос об организации выпуска в Миассе принципиально нового многоцелевого 3-осного автомобиля повышенной проходимости грузоподъемностью 4~5 т. Использовать его планировалось прежде всего в военных целях. В 1953 г. по заказу Министерства обороны СССР его разработкой начал заниматься московский Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ). Через три года там появился 5-тонный грузовик НАМИ-020 (6х6) с опытным 180-сильным бензиновым двигателем V8, гидроусилителем рулевого механизма, всеми односкатными колесами и централизованной системой регулирования давления в шинах на ходу. После испытаний его рекомендовали к. серийному производству, которое предполагалось развернуть в Миассе, где под руководством главного конструктора С. А. Курова грузовик был доработан в соответствии с результатами испытаний и требованиями военных заказчиков.

В мае 1958 г появился первый опытный образец «УралЗИС-НАМИ-375», получивший новые переднюю облицовку и рулевой механизм, иную систему привода передних колес, усиленную раму, унифицированные редукторы главных передач, лебедку и кабину, аналогичную кабине грузовика ЗИЛ-131. Очередные испытания и доработки привели к созданию летом 1959 г. второго образца «Урал-375Т» с собственной 3-местной кабиной с брезентовым верхом и плоскими откидными лобовыми стеклами. Осенью 1960 г. в цехах опытного производства были собраны первые грузовики «Урал-375». Серийный выпуск начался 31 января 1961 г. на реконструированном предприятии, переименованном к тому времени в Ураль ский автомобильный завод (УралАЗ).

На долгие годы «Урал-375» (6х6) стал основным многоцелевым 5-тонным грузовиком Советской армии, выпуск которого в модернизированных исполнениях продолжается до сих пор. Его наиболее перспективными конструктивными особенностями в свое время считались новая концепция трансмиссии с постоянным приводом всех колес с использованием в переднем приводе более надежных дисковых шарниров равных угловых скоростей, средним мостом проходного типа и несимметричным межосевым блокируемым дифференциалом.

На нем устанавливали верхнеклапанный карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 V8 (6962 см3, 180 л.с.) с алюминиевыми головками блока и поршнями, сухое 2-дисковое сцепление, механическую 5-ступенчатую коробку передач и 2-ступенчатую раздаточную, подвеску на полуэллиптических рессорах, барабанные тормоза с гидропневматическим приводом и односкатные колеса с регулируемым давлением в шинах (0,5-3,2 кгс/см2).

Цельнометаллическая грузовая платформа с задним откидным бортом снабжалась тентом и съемными скамьями. В1964 г. начался выпуск наиболее известного варианта «Урал-375Д» с цельнометаллической кабиной и седельного тягача «375С» для буксировки полуприцепов массой 19,5 т. В 1966 г. к ним присоединилось многоцелевое шасси «Урал-375А» для установки кузовов-фургонов. Параллельно выпускали военное шасси «375Е» с удлиненной рамой, тропический вариант «375Ю» и северный «375К» для работы при температурах до -60 °С. При оборудовании 7-тонной лебедкой заднего расположения грузоподъемность автомобилей серии «375» составляла 4,5 т. «Уралы» имели полную массу 13,3 т, развивали максимальную скорость 75 км/ч, могли буксировать прицепы и орудия массой до 10 т и расходовали в среднем 46~48 л бензина на 100 км.

Удлиненное шасси «Урал-375Е» для ракетного оборудования

Урал-4320, 6X6,1977 г.

Метеокомплекс «Улыбка» на шасси «Урал-4320», 6X6,1982 г.

Эвакуатор КТ-ЛМ с бронезащитой на шасси «Урал-4320», 1988 г.

В армиях СССР и социалистических стран «Урал-375Д» стал основным грузовиком среднего класса, служившим для перевозки личного состава, различных грузов, буксировки артиллерийских систем и установки всевозможных кузовов, военного оснащения и вооружения. В советских вооруженных силах шасси «375А» использовались для монтажа типовых фургонов К-375 Шумерлинского завода, известных под аббревиатурой КУНГ – кузов универсальный нормальных габаритов (позднее – унифицированный герметизированный). В них монтировали оборудование штабных пунктов, передвижных радиостанций, радиолокационных систем, войсковых мастерских, средств технического обслуживания, генераторных установок, метеостанций, лабораторий и т. д.

На базе грузовиков 375 й серии выпускали автоцистерны, топливо- и маслозаправщики, транспортно-заряжающие машины, стреловые автокраны 8Т-210 и 9Т-31/31М грузоподъемностью 6,3~8,5 т для перегрузки амуниции и вооружения. Удлиненное шасси «375Е» использовалось для перевозки и монтажа крупногабаритного военного оснащения, в том числе транспортно-перегрузочного оборудования ракетных систем и средств их обслужива ния. На нем выпускали также легкий колесный эвакуационный транспортер КЭТ-Л (КТ-Л) с подъемной буксирной балкой, 1,5-тонным краном и двумя лебедками с тяговым усилием 5 и 15 тс. В 1963 г. на вооружение была принята 122-мм реактивная система залпового огня БМ-21 «Град». Впервые она появилась на юбилейном параде 7 ноября 1967 г. в Москве. Пусковая установка 9К51, разработанная головным предприятием ГНПП «Сплав» под руководством А. Н. Ганичева и выпускавшаяся с 1965 г.

Мотовилихинскими заводами, была смонтирована на шасси «Урал-375Д». Она имела пакет из 40 трубчатых направляющих длиной 3 м, установленных на поворотном круге с подъемными и поворотными механизмами. При одновременном запуске 40 неуправляемых ракет она обеспечивала поражение живой силы и техники на расстоянии до 21 км и на площади свыше 1000 кв. м. Боевые машины «Град» признаны одними из наиболее удачных и поставлялись в 40 стран мира.

Следующий этап развития военных автомобилей Уральского автозавода связан с выпуском в 1977 г. нового 5-тонного армейского грузовика «Урал-4320» (6×6), представлявшего собой дизельный вариант 375-й серии, оснащенный более экономичным двигателем КамАЗ-740 V8 (10852 см3, 210 л.с). Внешне он отличался измененной формой решетки радиатора с широкими вертикальными прорезями, а также получил усиленную трансмиссию, модернизированные агрегаты шасси, лебедку стяговым усилием 9 тс и 24-вольтовое электрооборудование.

Более мощный «Урал-4320» с возросшей до 13,8 т полной массой мог работать на высоте более 4500 м над уровнем моря, преодолевал подъем в 31° и 1,5-метровый брод, развивал максимальную скорость 85 км/ч. С1978 г. на его базе выпускали седельный тягач «4420». Как и предшественник, «Урал-4320» снабжался разнообразным военным оборудованием. На нем монтировали унифицированные фургоны КЦ-4320 с различным оснащением и изотермические АФИ-5, кухни-столовые КСА-200, топливо- и маслозаправщики, инженерное имущество и т. д.

Боевая машина БМ-21ПД «Дамба» на шасси «Урал-4320», 1990 г.

Урал-43223, 6X6, 1992 г.

Урал-43206-0651, 4X4, 2004 г.

Урал-43206-47, 4X4, 2004 г.

Урал-4320-31, 6х6, 1995 г.

«Урал-4320Б» с локальной бронезащитой, 6х6, 1998 г.

Это шасси стало базой машины технической помощи МТП-А1 с лебедкой, гидрокраном, набором специального инструмента, заправочных жидкостей, а также модернизированного колесного эвакуатора КТ-ЛМ с локальной бронезащитой. Последний служил для буксировки неисправной колесной техники массой до 15,2 т в полупогруженном положении, для чего снабжался буксирным устройством, толкающим бампером для расчистки пути, 7-тонной лебедкой и такелажными приспособлениями. На шасси «4320» устанавливали модернизированную систему залпового огня БМ-21-1 «Град» с дальностью стрельбы 40 км, опытную 50-зарядную пусковую установку 9К59 «Прима» (1988 г.), а также 40-зарядную систему БМ-21ПД «Дамба» (ДП-62) для охраны военно-морских баз, сооружений и морских границ от диверсионных сил и средств противника, позволяя уничтожать их на расстоянии до 5 км и на глубине 200 м. Усиленное шасси «Урал 5557», унифицированное с серией «4320», использовалось для монтажа автокранов, экскаваторов, инженерной техники и перевозки тяжелого оборудования.

Перестройка и экономические реформы 80-90-х гг., когда поток военных заказов практически иссяк, привели к переориентации АО «УралАЗ» на преимущественный выпуск гражданской продукции, однако, в отличие от большинства других автозаводов бывшего СССР, специалисты из Миасса продолжали активно заниматься созданием модернизированных и принципиально новых образцов военных грузовиков. В июне 1992 г. начался выпуск 6-тонного бортового автомобиля «Урал-43223» (6×6), выделявшегося новой прямоугольной передней облицовкой и кабиной с увеличенным лобовым стеклом.

Его особенностью был двигатель «Урал-744» V8 воздушного охлаждения мощностью 234 л.с, собиравшийся Кустанайским дизельным заводом (КДЗ) по лицензии немецкой (Deutz). Вскоре после распада СССР это предприятие прекратило свою деятельность, но в вооруженные силы поступила партия 6,5-тонных шасси «43223» с 8-тонной лебедкой, на которых монтировали типовые фургоны.

Шасси «Урал-43203-31» (6х6) со сменным контейнером, 2003 г.

Урал-4320-0911-30, 6X6,1996 г.

Шасси «Урал-5557» (6X6) с армейским краном КС-2573,1985 г.

«Урал-379» (6X6) и «Урал-395» (8X8), 1972 г.

Крупный пожар, случившийся весной 1993 г. на моторном производстве Камского автозавода, заставил специалистов УралАЗа срочно искать замену выпускавшимся там дизельным двигателям, что неожиданно привело к расширению производственной программы. Уже в 1993 г. появились машины с дополнительным индексом «10», оснащенные дизелем ЯМЗ-236М2У6 (11,2л, 180 л.с.) Ярославского моторного завода, – 5-тонный грузовик «Урал-4320-10», седельный тягач «44202-10», шасси «43203-10» и длиннобазное исполнение «4320-0911-10». В 1995 г. на их основе был создан 4-тонный двухосный армейский грузовик «Урал-43206» (4×4), унифицированный с 3-осными машинами и ставший базой для полевых радиостанций, цистерн и специального оснащения. С установкой на шасси «4320» (6х6) нового дизеля ЯМЗ-238М2 V8 (14,9 л, 240 л.с.) автомобили получили индекс «31» и внешне отличались удлиненным капотом.

Главным представителем этой серии стал 6-тонный армейский грузовик «4320-31» полной массой 15,2 т, развивающий максимальную скорость 82 км/ч. С 1995 г. он находится на вооружении Российской армии. Впоследствии в военной программе завода появились седельный тягач «44202-31» и многоцелевые шасси «5557-10/31» с расстоянием между передней и средней осями 3525 мм, а также длин-нобазные 10-тонные модели «4320-0911/0919-30» и 12-тонные «4320-1911/1912-10/30», у которых этот показатель достигал 4555 мм. На шасси «43203-31» предлагаются машина технической помощи МТП-А2.1 и контейнерные перегружатели, а длиннобазные шасси стали базой для тяжелого военного оборудования и топливозаправщиков. Армейские автомобили «Урал» имеют специальную окраску, кронштейны для крепления стрелкового оружия в кабине, комплект светомаскировочных устройств и приборов ночного видения, фонарь подкузовной подсветки. С конца 90-х гг. на основе серии «4320» было создано несколько вариантов с бронированными кабинами, моторным отсеком и капсулами на грузовой платформе. В 2006 г. представлен 400-сильный грузовик «Урал-6320» (6×6) нового модульного семейства.

Еще в середине 60-х гг. в НАМИ и на Уральском автозаводе началась разработка перспективного бескапотного семейства унифицированных многоцелевых автомобилей высокой проходимости с кабиной над двигателем. Первые грузовики «Урал-379» (6×6) и «Урал-395» (8×8) появились в 1972-74 гг., причем наиболее перспективным был признан второй вариант с опытным дизелем ЯМЗ-741 V10. Продолжение этих работ относится уже к середине 80-х гг., когда Министерство обороны СССР разработало техническое задание на 4-осные армейские машины. В 1989 г. завод представил 9-тонный грузовик «Урал-5323» (8Х8) с 260-сильным двигателем, 5-ступенчатой коробкой передач и кабиной от автомобилей КамАЗ, собственной 2-ступенчатой раздаточной коробкой, системой подкачки шин, передней и задней балансирной подвеской.

Урал-5323-20, 8X8,1993 г.

Урал-5423-20, 8X8,1994 г.

Зенитный комплекс «Панцирь-С1» на шасси «Урал-53234», 1995 г.

Урал-532301, 8X8, 2003 г.

В середине 90-х гг. на модели «53232» этот силовой агрегат заменили 290-сильным дизелем «Урал-745» воздушного охлаждения, а затем на грузовике «5323-20» появился 300-сильный ЯМЗ-238Б V8 с турбонаддувом, работавший с 8-ступенчатой коробкой передач, что позволило повысить грузоподъемность до 10 т и довести крутизну преодолеваемого подъема до 58%. С1995 г. устанавливается кабина, которую собирают в Миассе по лицензии корпорации ИВЕКО (IVECO). В конце 90-х гг. для вооруженных сил серия «5323» предлагалась в бортовых вариантах «532301/02» с металлической грузовой платформой и тентом, короткой или удлиненной кабиной со спальным местом, а также как 15-тонные инженерные шасси «532361/62». Эту серию дополняли седельный тягач «5423-20» для буксировки полуприцепов массой до 40 т и несколько вариантов с локальным бронированием.

В 1995 г. на шасси «53234» был создан образец зенитного ракет -но-пушечного комплекса ближнего действия «Панцирь-С1» для защиты стратегически важных объектов от высокоточного оружия, способный поражать одновременно до 12 целей на расстоянии от 200 м до 12 км и на высоте 8 км. Его вооружение состояло из двух пушек калибра 30 мм и 12 зенитных управляемых ракет, установленных в башенной надстройке. В 1998 г. за создание и внедрение семейства автомобилей двойного назначения УралАЗ был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Начало XXI века для предприятия, переименованного в ОАО «Автомобильный (A3 «Урал»), связано с созданием и внедрением новых образцов военной и гражданской полноприводной автотехники.

230 л.с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, в том числе армейские грузовики «43206-41» (4×4) и «4320-41» (6х6), шасси «43203-1911-40» и «5557-40» (6×6), а также многоцелевые 300-сильные шасси «5323-41» и «5323-42» (8×8) с короткой и удлиненной кабинами. Все они прошли испытания в Министерстве обороны для принятия на вооружение Российской армии. В начале 2000-х гг. представил также ряд новых армейских машин: бортовой грузовик «43206-47» (4×4) с кабиной ИВЕКО и 250-сильным дизелем ЯМЗ-236БЕ2 (Еиго-2), ка-потный вариант «4320-45» (6х6) с новыми кабиной и оперением, шасси «632361» (10×10) и «692341» (10×8) с 300-сильным дизелем и перегружателем легкой бронетехники.

Оглавление

Ежедневный заряд боевого настроения!WARHEAD.SU

На проходящем сейчас международном военно-техническом форуме «Армия-2018» рядом оказались два бронированных автомобиля. О схожести машин по назначению говорят даже названия, которые отличаются лишь одной буквой. А ещё — заводами-производителями. Урал-63095 «Тайфун-У» сделан на Уральском автомобильном заводе, ну а КАМАЗ-63968 «Тайфун-К», разумеется, на реке Кама.


Урал-63095 «Тайфун-У» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)


КАМАЗ-63968 «Тайфун-К» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

Вот и попробуем их сравнить — что называется, на глазок.

Вход

Театр начинается с вешалки, а броневик для перевозки личного состава — с аппарели. Как видите, у «Тайфун-У» данная деталь большая — в наличии даже есть дополнительная ступенька. Подняться по ней не составит проблемы даже для детей.


«Тайфун-У» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

У камазовской машины аппарель заметно меньше, ступеньки не имеет, а её край от земли (в данном случае — бетонки) заметно выше. Даже взрослые мужчины запрыгивали на неё не без усилия. Как будет покорять эту высоту боец, с ног до головы увешанный оружием и снаряжением, — вопрос интересный. Особенно, если перед погрузкой он устанет и будет еле ноги волочить — в армии такое иногда случается.


«Тайфун-К» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

Сиденья в салоне

Если же военнослужащий таки покорил аппарель, всё волшебным образом меняется. Посмотрите, какие весёленькие зелёные сидушки у КАМАЗа! Даже на вид мягкие.


«Тайфун-К» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

И какие скучные черные поджо… сиденья у «Тайфун-У»! Наше им «фе»! Хотя… давайте приглядимся чуть внимательней.


«Тайфун-У» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

Видно подставку для ног? Можно поставить, можно и зацепиться. Мелочь… но при подрыве на фугасе даже мелочи имеют значение. Смотрим дальше.


«Тайфун-У» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

Нет, это не странной формы подставка для кофе. Точнее, подставка, но не для кофе, а для приклада.


«Тайфун-У» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

Есть и верхнее крепление.


«Тайфун-У» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

А вот у соседней машины ничего такого нет. Да и некуда — слишком тесно прижаты сиденья друг к другу.


«Тайфун-К» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

Более того — когда два человека садятся на противоположные сиденья, то их коленям становится немного тесновато. И куда в таком случае деть автомат или пулемёт — вопрос интересный.


«Тайфун-К» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

Кабина

Нет, ну надо ж как-то разбавить эту скучную черноту, решили конструкторы с Урала. Даёшь разноцветные провода! Много проводов! Солдат ведь не сможет в них запутаться, верно? У нас все военнослужащие гладкой, обтекаемой формы — ловкие, как черти.


«Тайфун-У» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

Мы и спереди немного шнуров добавим, чтобы совсем нескучно было.


«Тайфун-У» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

То ли дело конкуренты — почти всё куда-то за пластиковую панель убрали. Взглядом зацепиться не за что. Автоматом, правда, тоже.


«Тайфун-К» (фото: Андрей Бекасов/WARHEAD.SU)

В общем, если вы всерьёз собрались на войну и решаете, на чём поехать — самое время подумать. В том числе и про вещи, которые обычно на всяких табличках не пишут.

А ещё вы можете успеть в оставшиеся дни лично облазить обе машины и добавить свои «за» и «против» к нашему сравнению.

И запомните: «эргономика» — это не ругательство!

Урал-43203

В разделе не хватает ссылок на источники.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете

Мотовоз-М.

  • Урал-4320-****-**
    — шасси со стандартной («классической») металлической кабиной, грузоподъёмностью около 7-9 т;
  • Урал-4320-19**-**
    — длиннобазное шасси, грузоподъёмностью около 12 т;
  • Урал-43203-****-**
    — шасси с усиленной передней подвеской;
  • Урал-43204-****-**
    — шасси трубоплетевозного тягача, увеличенная грузоподъёмность;
  • Урал-44202-****-**
    — седельный тягач для эксплуатации с полуприцепом по всем видам дорог;
  • Урал-5557/55571-****-**
    — шасси для монтажа технологического оборудования и специальных установок массой ~12—14 т с низкопрофильными широкими шинами с регулируемой подкачкой колес, что существенно повышает проходимость автомобиля;

«Урал-43206» на параде (Восточный военный округ)

  • Урал-43206-****-**
    — шасси с колёсной формулой 4 × 4; новая система впрыска топлива — уменьшен расход; увеличенная колесная база (4405 мм против 3525 мм у Урал-4320) [2]

Варианты кабины и оперения:

  • Урал-4320*/5557*-****-40/41
    — цельнометаллическая, трехместная, двухдверная кабина, так же под индексом выпускаются машины со сдвоенной четырёхдверной кабиной;
  • Урал-4320*/5557*-****-42/44
    — цельнометаллическая, трехместная, двухдверная кабина со спальником. В настоящее время снята с производства;
  • Урал-4320*/5557*-****-48/58/59
    — версия с новой более объёмной комфортной кабиной капотного типа, пластиковым оперением, подрессоренным сиденьем водителя;
  • Урал-4320*/5557*-****-70/71/72/73/74/75
    — версия с использованием кабинного модуля Газели Next, может быть трёхместной или семиместной;

Все версии могут так же оснащаться бескапотными кабинами IVECO.

Бронированные армейские модификации

Урал-4320-09-31

Бронированный автомобиль на базе Урал-4320-31 с кабиной, формованной из цельного бронированного листа, с бронированными стеклами, амбразурами для ведения огня, мощными сейфовыми дверями, оборудованными замками с внутренней блокировкой.

Пол кабины, задняя стенка и крыша тоже выполнены из бронелиста, в крыше — бронированный люк, который можно использовать как пулемётное гнездо. Кабина стала двухместной, с раздельными сиденьями. На освободившемся месте установлено спецоборудование: приборы ночного видения, радиационной и химической разведки, армейская радиостанция и т. п. Кроме обычной «печки», на крыше монтируется фильтро-вентиляционная установка (ФВУ).

На автомобиле установлены стальная «маска» на радиаторе; боковины и капот изготовлены из бронелиста. Бронированы также ящик с аккумулятором и топливный бак. В кузове под тентом может быть установлен бронированный модуль на 15—20 бойцов. Внутри только деревянные лавки.

Урал-Э4320Д-31 (Урал-4320-0010-31)

Бронированный автомобиль многоцелевого назначения, унифицированного семейства «Мотовоз-1» с бронированным функциональным модулем, установленным на платформе автомобиля, предназначенный для перевозки различных грузов, личного состава и буксирования прицепных систем по всем видам дорог и местности. Разработан на базе автомобиля Урал-4320-31 типа 6 × 6. Бронеавтомобиль обладает повышенной защищённостью от огня стрелкового оружия и противоминной стойкостью. Впервые был представлен на выставке Russian Expo Arms-2009

в Нижнем Тагиле. 10 июня 2011 года на показе военной техники на полигоне НИИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ в Бронницах автомобиль был представлен как Урал-4320-0010-31.

Casspir Mk6

Бронированная машина MPVI

(англ. Mine Protected Vehicle for India), изготовляемая на созданном Mahindra & Mahindra и BAE Systems совместном предприятии
Defence Land Systems India (DLSI)
на принадлежащем
Mahindra & Mahindra
заводе в Притхла близ Фаридабада (штат Харьяна). Заказ данных шести машин правительством Джаркханда был обусловлен необходимостью борьбы с действующими в штате повстанческими группами промаоистской ориентации.

Машина выполнена в виде конструкции, базирующейся на цельносварном V-образном корпусе и основе шасси грузовиков семейства «Урал-4320». Предлагаются модификации с колёсными формулами 4 × 4 и 6 × 6, оснащённые дизельным двигателем с турбонаддувом ЯМЗ-236НЕ2 (максимальная мощность 230 л. с. / 169 кВт) и механической коробкой передач ЯМЗ-236У. Данное решение выбрано с целью удешевления машины, стоимость которой заявляется от 350 тыс. долл. Согласно заявлению директора по развитию бизнеса BAE Systems Land Systems South Africa

Йохана Йоосте, «использование элементов „Урала“ позволило сократить стоимость на треть».

В варианте с формулой 6 × 6 машина имеет длину 7,59 м, ширину 2,67 м, клиренс 380 мм, боевую массу 14,32 т. Бронеавтомобиль вмещает до 18 человек личного состава, размещаемых в индивидуальных подвесных противоударных креслах и может быть выполнен в виде бронетранспортёра, многоцелевой или командной машины. Заявляется, что на испытаниях машина выдерживала без ущерба для личного состава подрыв двадцатиоднокилограммого заряда под колесом (достоверность подтверждалась выложенным в интернете видео соответствующих испытаний[3]) и четырнадцатикилограммовым зарядом под корпусом машины. Возможна навеска дополнительной баллистической защиты[4].

Урал-432009

Основная статья: Урал-432009

«Урал-432009»

Урал-4320ВВ:

  • Медиафайлы на Викискладе

Бронированный автомобиль спроектирован по техзаданию главного командования ВВ МВД России на базе шасси многоцелевого автомобиля «Урал-4320» 6 × 6. Бронеавтомобиль оснащён двигателем ЯМЗ стандарта «Евро-4», обладает противоминной защитой и выполнен с однообъёмным бронированным кузовом, в котором можно разместить до 17 бойцов с полным вооружением. Компоновка бронеавтомобиля свободная, что позволяет устанавливать на него различные варианты боевых модулей и оборудования в зависимости от поставленных оперативных задач.

Автомобиль впервые представлен в 2013 году на выставке Russian Arms Expo-2013

в Нижнем Тагиле. Данный автомобиль станет основой для целого семейства тактических защищенных автомобилей, обладающих высокой степенью унификации и отличающихся различными колёсными формулами.

«Федерал-М»

«Федерал-М»
Развитие идеи Урал-432009. Машина выставлялась на форуме «Армия-2020».

Технические характеристики

Основой транспортного средства является цельносварная железная рама, отличающаяся высокой прочностью. Односкатные широкие колеса с полным приводом обеспечивают устойчивость на шоссе и хорошую проходимость на бездорожье.

ТТХ Урал-4320:

  • длина — 740 см;
  • ширина — 250 см;
  • высота — 290 см;
  • колесная база — 360 см;
  • задняя и передняя колея — 200 см;
  • клиренс — 40 см;
  • минимальный радиус поворота — 1150 см;
  • масса военного автомобиля с заправкой — 8000 кг;
  • грузоподъемность — 6850 кг,
  • вес буксируемого прицепа — 11500 кг;
  • мест для перевозки пассажиров — 27-36.

За период производства были выпущены такие модификации военных машин:

  • с удлиненным кузовом;
  • с усиленной передней подвеской;
  • с повышенной грузоподъемностью;
  • седельный тягач;
  • облегченный с колесной формулой 4х4.

Базовой моделью остается кузовной вариант с тентом, предназначенный для перевозки грузов и личного состава.

Трансмиссия

Уральский грузовик имеет колесную формулу 6х6. Каждое колесо оснащено системой автоматической накачки и поддержания давления воздуха. Передняя подвеска зависимого типа крепится на полуэллиптических рессорах с амортизаторами. Задние колеса установлены на рессорах с реактивными штангами. Дисковое сцепление оснащено фрикционным приводом и пневматическим усилителем.

Коробка переключения передач механическая. Предусмотрено 10 передних и 2 задних скорости. Раздаточный механизм синхронизирован и имеет 2 передачи. В нем находится межосевой блокируемый дифференциал, равномерно распределяющий крутящий момент между передним мостом и задней тележкой. Передача тяглового усилия осуществляется через 4 карданных вала.

Тормозная система

Основная двухконтурная система гидравлического типа с приводом на все колеса. Замедление скорости и остановка машины осуществляется путем одинарного или многократного нажатия ногой на педаль, расположенную в полу кабины. Тормоза барабанного типа, по 2 колодки на каждом колесе.

Запасная система одноконтурная. Включается автоматически при выходе из строя основного механизма.

Вспомогательный узел пневматический, работает от выхлопной системы.

Стояночный тормоз барабанного типа устанавливается на валу раздаточной коробки. Обеспечивает удержание машины на склоне или ее остановку на малой скорости при поломке основной и запасной системы.

Двигатель

Первые модели армейского вездехода комплектовались моторами КамАЗ-740.10 Камского автомобильного завода. Двигатель имел 8 цилиндров общим объемом 10,9 л и мощность 230 л.с. Впоследствии конструкторы стали оснащать Урал силовым агрегатом ЯМЗ Ярославского моторного завода. Последние модели оснащаются моторами серии 238.

Технические характеристики данного двигателя следующие:

  • тип — V-образный дизельный;
  • количество цилиндров — 8;
  • номинальная мощность — 240 л.с;
  • рабочий объем — 14,86 л;
  • количество оборотов в минуту — 2600;
  • максимальный крутящий момент — 882 Нм;
  • охлаждение — жидкостное принудительное;
  • система питания — механический рядный ТНВД;
  • максимальная скорость — 85 км/час;
  • расход топлива на 100 км — 32-40 л;
  • топливные баки — основной 300 л и дополнительный 60 л;
  • преодолеваемый подъем — 58%;
  • запас хода — 1000 км.

Силовой агрегат оснащен подогревательным устройством для запуска в холодное время года. Установлен двигатель под капотом, находящемся спереди от кабины. Современные модели оснащаются аэродинамическим бампером, на который вынесена оптическая система. Кабина отделана пластиковыми обтекателями, которые снижают лобовое сопротивление и придают машине привлекательный вид.

Возможности перевозки

Пол базовой модели выполнен из листового металла толщиной 3-4 мм. Борт открывается назад, в кузове имеются откидные стулья, предусмотрено крепление лавок. Боковые борта представляют собой сплошные или решетчатые щиты. Автомобиль способен перевезти до 36 легко снаряженных или 24 полностью экипированных военнослужащих.

Прочная рама и подвеска способна выдержать тяжелый штучный или сыпучий груз. На платформе автомобиля можно закрепить бытовку, пассажирский салон с креслами, ремонтную мастерскую или больничную палату. При наличии растяжек есть возможность перевозить станки и промышленное оборудование. Используется грузовик для перевозки продовольствия, товаров народного потребления и прочих материалов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]