Автомобиль ЗИЛ-133 выпускался на заводе имени И.А. Лихачева в 1975-1999 гг. Трехосная конструкция с высокой грузоподъемностью сконструирована на основе грузовой машины ЗИЛ-130. Техника предназначалась для сельскохозяйственных предприятий, однако разрабатывались модификации в виде автоцистерн, лесовозов, пожарных лестниц и т.д.
Устройство и технические характеристики
Модели ЗИЛ-133 по техническим характеристикам отличаются прочностью конструкции, вместительностью, маневренностью. Масса снаряженной машины составляет более 8 т, показатели грузоподъемности — до 10 т. Автомобили снабжаются прицепами вместимостью больше 11 т. Грузовая машина развивает скорость до 80-85 км/ч. Мощность двигателя позволяет пересекать возвышенности с углом наклона 25°.
Модели автомобиля снабжаются моторами:
- карбюраторным (от ЗИЛ-130, емкостью 6 л, мощностью до 150 л.с.);
- дизельным (от КамАЗ-740, вместимостью 10 л, мощностью 210 л.с.) и т.д.
Техника отличается экономичным потреблением топливной жидкости. Расход составляет 36 л бензина на 100 км. Затраты дизельного топлива для двигателей от КАМаза и ЗИЛа составляют 26,5 л и 23,7 л на 100 км.
Стандартные ТТХ автомобилей в длину составляют 9 м, в ширину — 2,5 м, в высоту — 2,395 м. Ширина дорожного просвета — 25 см. Рама машины состоит из 2 лонжеронов, соединенных поперечными перекладинами. Автомобиль снабжен пятиступенчатой передачей.
ЗИЛ-133Н
Поскольку все грузовики ЗИЛ 133-го семейства предполагались только для работы на дорогах с твердым покрытием, в 1968 году зиловцы разработали специальную модификацию для бездорожья. Грузовик получил шасси от ЗИЛ-133 (6х4) оборудованное односкатными внедорожными колесами, доработанными задними мостами, а также системой подкачки шин от ЗИЛ-131. Таким образом получился своеобразный гибрид ЗИЛ-133 и 131. Причем его проходимость была выше чем у первого, но ниже чем у второго.
Немудрено, что постановка такой машины на производство признали нерациональной и проект закрыли.
Модификации
На основе базового автомобиля конструировались модификации с разным функциональным назначением:
- тягач седельный 133В;
- модель с вытянутой базой 133Г, укомплектованная 1 баком, платформой с 2 бортами;
- длиннобазный 133 Г1, оснащенный 2 баками под топливо и 3 бортами, разрешенной вместимостью грузов до 8 т;
- 133Г2, вмещающий до 10 т (выпуск завершен в 1983 г.);
- самосвал 133Д, отличающийся короткой базой;
- машина для сельского хозяйства 144Н, оснащенная задними арочными шинами;
- автомобиль 133 гя, являющийся аналогом модели 133Г2, работающий на дизельном топливе;
- тягач 133ВЯ с короткой базой, снабженный шасси с крановой установкой, мотором, работающим на дизеле и т.д.
На основе грузовика ЗИЛ-133 разработаны специализированные машины:
- СБ-159Б1 (агрегат для смешивания бетона);
- погрузчик удобряющих материалов ЗМУ-8;
- подъемная установка АГП-28;
- машина для инкассационных работ ДИСА-6938.
Серия пожарной техники представлена моделями, оснащенными цистернами, автокраном, автолестницей. Серия включает также сконструированный для комбинированного тушения длинномер АЦ-40(133ГЯ)-181А, называемый «крокодилом».
Самосвал
На базе основной модели были сконструированы самосвалы (133Д42, 133Д52 и т.д.), дополненные мощными двигателями, усиленными кузовом и кабиной. Предусмотрено применение автомобилей в температурных режимах -40… +40°C. Самосвалы могут эксплуатироваться, сохраняя динамические и тяговые показатели на высоте до 1,5 тыс. м, поэтому применяются для работ в гористых местностях.
Конструкция кузова, качество сцепления колес позволяют самосвалу пересекать трассы с грунтовым покрытием. Характеристики подходят для использования машин в комплексных работах с сельхозтехникой.
Модель самосвала ЗИЛ-133ГЯ укомплектована платформой с откидными бортами из металла и древесины. На площадке могут монтироваться тенты из брезента, натягивающиеся на металлический каркас. Автомобиль предназначен для работы в качестве тягача в автоколоннах с прицепами до 8 т.
Пожарный
Главная модель ЗИЛ-133 послужила основой для создания спецтехники для пожарных служб. Сконструированы автоцистерны АЦ-40(133Г2)-181, АЦ-40(133ГЯ)-181А, автолестница для работы на пожарах АЛ-45 ПМ-501.
Модификация автоцитерн АЦ-40 разработана для прекращения возгораний с помощью пены либо воды. Смесь поступает по рукавным линиям либо лафетному стволу. Спецтехника укомплектована мотором с показателями мощности до 120 л.с. Цистерна рассчитана на 5 тыс. л жидкости. Главный и добавочный баки пенообразователя сконструированы емкостью по 180 л. Предусмотрено 6 мест для сотрудников пожарной службы. Вес нагруженного автомобильного транспорта составляет 15 тыс. кг.
Лесовоз
Лесовоз сконструирован на основе 133 модели ЗИЛ для выполнения лесозаготовок и перевозки бревен. Бортовая машина имеет колесную формулу 6×4. Вес автомобиля с оборудованием составляет почти 18 тыс. кг. Разрешенная нагрузка передней оси ограничена 4,5 тыс. кг, задняя ось выдерживает почти 13,5 тыс. кг.
Грузоподъемность машины составляет 10 тыс. кг. Платформа для перевозки бревен сконструирована площадью в 16,6 м² и подходит для размещения до 41 м³ сырья. Автомобиль снабжен дизельным двигателем от КамАЗ 740 на 210 л.с., развивает скорость до 80 км/ч. Машина оснащена пятиступенчатой коробкой с 11 передачами. Передняя подвеска дополнена амортизаторами, задняя укомплектована стабилизаторами.
Автоцистерна
Технические параметры 133ГЯ позволили разработать на основе конструкции модели с комплектацией технологическим и спецоборудованием для работы коммунально-бытовых и строительных служб. Шасси дополняется автоцистернами для пожарных (АЦ-40), телескопическими подъемниками и лестницами. Отдельными сериями производились агрегаты для полива, снегоуборочная техника, фургоны, автозаправочные установки, автокраны и т.д
Тягач
Грузовик-тягач бортовой производился в нескольких модификациях (ЗИЛ-133ВЯ, ЗИЛ-Э133 ВЯТ и т.д.). Машина снабжена платформой с металлической основой, перекрытиями из дерева. Кузов дополнен боковыми и задними откидывающимися бортами, может комплектоваться каркасом с навесным тентом. В кабине сконструировано 3 посадочных места. Кресло водителя может регулироваться по уровню наклона, высоте, длине и т.д. Система вентиляции состоит из 2-3 люков, обеспечивающих приток воздуха.
Передняя подвеска сконструирована на рессорах, задняя дополнена амортизаторами. Машины оснащаются двигателем емкостью 6 л, мощностью 150 л.с. При езде со скоростью до 60 км/ч потребление топливной жидкости ограничено 36 л на 100 км. Техника предполагает комплектацию прицепами.
Пожарная машина на базе ЗИЛ-133
Автомобиль, выпускавшийся на 133-й платформе для нужд пожарной охраны, получил индекс 181А. Вопрос о его создании стал в начале 70-х годов, когда появилась потребность в автоцистернах увеличенного объема. Особо актуальной эта проблема была для отдаленных местностей.
Первой пожарной машиной на базе ЗИЛ-133 стала автоцистерна АЦ-40(133Г1) 181. Она была сделана в 1977 году в единственном экземпляре и так и не вошла в серию. Следующие 4 года велась работа по модернизации, после чего на выставке Стройдормаш-81 представили серийный образец 181А. Огнеборцы смогли оценить не только ее увеличенную базу, но и мощный дизельный мотор. Вместимость цистерны была заявлена на уровне 4,8 т, что было сравнимо с двумя стандартными емкостями для воды.
Сложность в эксплуатации автомобиля составлял большой радиус разворота, целых 12 м, из-за чего машина с трудом маневрировала в городской застройке. Неповоротливый «крокодил», как прозвали ЗИЛ-133 водители, не помещался ни в один гараж. Автомобиль поставляли в основном в сельскую местность, но даже емкость его цистерны не смогла там удовлетворить нужды огнеборцев. Длинная база не позволяла машине преодолевать ухабистые дороги. Трудности были учтены, и именно они не позволили начать масштабный выпуск машины: всего с конвейера сошло чуть более 300 автомобилей АЦ-40 (133ГЯ) 181А.
Увеличенная монтажная длина рамы позволила разработать пожарную автолестницу. Инженеры Торжокского машиностроительного завода в 1980 году создали пожарную машину с 45-метровой лестницей с гидроприводом. Но самой необычной разработкой стал гибрид автоцистерны и автолестницы АЦ-40(133ГЯ)-203. Эта машина имела двухрядную кабину, емкость для воды и 18-метровую телескопическую лестницу с люлькой. Выпущено было всего 3 экземпляра такого автомобиля.
Тюнинг
Простые и надежные конструкции ЗИЛ-133 с тюнингом становятся комфортными для дальних поездок. При ремонте заменяются топливные баки, внутренняя отделка кабины, двигатели, подвески. Популярно выполнение капитального ремонта машины (окрашивание, утепление, добавление мощных обогревателей).
В тюнингованных моделях могут увеличиваться габариты кабины, повышаются показатели грузоподъемности, заменяются воздушные фильтры, водительские и пассажирские кресла, руль и т.д.
Устойчивость и прочность корпуса увеличивается при применении нового каркаса из стальных труб с квадратным сечением. Водители дальнего следования дополняют машину спальными местами, увеличивают высоту кабины, расширяют с помощью дополнительных зеркал уровень обзора.
Отзывы и цены
Михаил, 46 лет, Новосибирск: «Более 7 лет работаю на грузовом автомобиле 133 г40, техника задействована в погрузочных работах. Машина надежна, проста в обслуживании, потребляет небольшое количество топлива. Однако потребовалось заменить внутреннюю комплектацию кабины, топливные баки. Отмечу высокий уровень шума от машины в сравнении с европейскими аналогами».
Виктор, 45 лет, Королев: «Работаю на самосвале 133Д42 несколько лет. Приобрел подержанный автомобиль и выполнил модернизацию. Конструкция надежная, прочная, экономно расходует топливо. Машина проста в ремонте, детали от отечественного производителя доступны по стоимости. Автомобиль эксплуатируется в разных погодных условиях достаточно комфортно. Шумоизоляция кабины средняя, однако после доработок может улучшить показатели».
Вячеслав, 37 лет, Саратов: «Приобрел через посредников подержанную машину ЗИЛ-133Г1 5 лет назад. Модель для погрузочных работ, перевозки техники оптимальна, цена на технику невысокая. Заменил мосты и коробку передач на аналоги от КамАЗа. Управляется автомобиль плавно, оснащенность пневматическими установками обеспечивает ровный ход. По техпаспорту допустимая вместимость машины 10 т, однако перевожу до 15 т. В кузове размещается до 12 м³ лесозаготовок. Работаю на машине круглый год, поэтому заменил отопительный радиатор».