Как сделать гусеницу своими руками: способы и пошаговый мастер-класс как и из чего изготовить гусеницу (115 фото + видео)


Какие мотоциклы лучше подходят для переделки под вездеход (снегоход)? В зимний заснеженный период многим мотовладельцам приходит мысль создать из своего мотоцикла вездеход. Для этого необходимо установить гусеницу на колеса. Проделать такое можно в принципе с любым «железным конем», но большинство пользователей сходится во мнении, что лучшим из отечественных агрегатов для такого изменения является мотоцикл «Днепр», «Иж» или «Урал».

Еще во время Второй мировой войны был известен немецкий мотоцикл на гусеницах, который сконструировал изобретатель Хайнрих Эрнст Книпкапм. Сначала он использовался только немецкими десантниками, но позже получил большее распространение как тяговая сила. Продолжил он своё существование и после войны, оставшиеся модели активно использовались в сельском хозяйстве.

Два основных вида вездеходов

В нашей огромной стране есть большое число умельцев, которые могут создать из мотоцикла или мотоблока зимний вид транспорта. Все они имеют хотя бы начальные знания автомеханики, определенное количество запасных частей от мототехники и море воображения. Каждое такое транспортное средство получается неповторимым, но есть у них нечто общее. Одни авторы ставят свою технику на гусеницу, другие устанавливаю на место колёс конструкции с лыжами. Ведущими могут быть как передние, так и задние лыжи.

Прежде чем колдовать над своим любимым мотоциклом, необходимо запастись некоторыми знаниями или помощью знающих конструкторов. Ведь ваша техника может сломаться. Но и часто в наших условиях невозможно просто ездить по снегу. Такая езда похожа на передвижение по песку или грязи, а по глубокому снегу мотоцикл и вовсе может забуксовать, да и не по каждой колее он сможет проехать. Поэтому из двух зол выбираем меньшее и всё же решаемся на изменения.

Особенности изготовления гусениц для мотоциклов

Конечно, всегда можно купить снегоходные лыжи или колеса на гусенице заводского производства. Тогда необходимость что-то изобретать отпадет. Но мы не ищем легких путей, да и возможность приобрести новые запчасти есть не у каждого. Иногда дело не в цене и не в том, что трудно найти детали. Для некоторых людей это хобби — создать свой «трансформер» и прокатиться на нем по своему городку. Поэтому мы решили собрать вместе некоторые хитрости, которые используют разные умельцы для создания своих снегоходов, чтоб облегчить ваш творческий процесс.

Лучшие материалы

Большинство мастеров используют для изготовления запасных частей такой материал, как алюминий. Он хорошо поддается деформации, его легко сверлить, стачивать, а также он не тяжелый, что поможет придать вашему транспорту дополнительную маневренность.

Гусеницы делают из шиповидной резины, шин, цепей. Для их изготовления чаще всего используется листовая сталь. Теперь разберемся с тем, как соорудить снегоход или вездеход из мотоцикла.

Физические особенности

При конструировании такого транспортного средства необходимо помнить несколько важных законов физики, без знания которых ваша работа сведется к нулю. Для хорошей проходимости по снежной поверхности нужно сделать площадь соприкосновения с покрытием как можно больше. Это поможет снегоходу не проваливаться. Для того чтобы нагрузка на снежное покрытие была меньше, необходимо сделать вес вашего транспорта как можно меньше. Чтобы ваш снегоход был устойчивым, следует применить ещё один закон физики — нужно сделать как минимум три точки опоры. То есть снегоход с тремя лыжами будет более устойчивым при движении, чем с двумя. Конструкция может состоять не только из лыж, а, например, из одной гусеницы и двух лыж или, наоборот, из лыжи и пары гусениц. Точек опоры может быть и четыре, тогда у вас получится нечто, напоминающее квадроцикл.

Чаще всего под такую переделку берут такие агрегаты, как «Днепр», «Иж», можно встретить и мотоцикл «Урал» на гусеницах. Рулевую часть оставляют оригинальной, на неё выводят все необходимые системы — сцепление, рычаг газа. Для рамы используют стальные трубы или уголки. Для изготовления лыжи применяется листовая сталь и снова уголки.

ГУСЕНИЧНЫЙ… МОТОЦИКЛ

Необходимость обеспечения нужного клиренса, а также получения оптимальных (довольно низких) оборотов ведущего колеса-катка гусеницы вынудила применить в трансмиссии промежуточную цепную передачу-редуктор, для которой на раме имеются соответствующие кронштейны с пазами, позволяющими натягивать цепь первой ступени (шаг цепи — 12,7 мм). Передача вращения от редуктора на ведущее колесо-каток гусеничного движителя производится тоже цепью от сельхозмашин (шаг — 15,785 мм) Данная цепь имеет более значительный ресурс в условиях загрязнения, по сравнению с мотоциклетной Как стало уже понятно, гусеничный движитель состоит из гусеницы и двух катков-колес ведущего и натяжного. Раньше между колесами на обеих гусеничных лентах стояли еще по два поддерживающих небольших катка-ленивца (см фото заставки). Но эксплуатация показала, что хорошо натянутая гусеница при таком небольшом расстоянии между колесами и без ленивцев неплохо держит нагрузку.

Ведущее и натяжное колеса гусеничного движителя — одинаковые, от мотороллера «Тулица» (или им подобные), причем на покрышке ведущего нарезаны поперечные канавки (не задевая корда) для зацепления с грунтозацепами гусеницы. Оба колеса имеют независимые подвески Каждый из них установлен в своей маятниковой вилке, сочлененной с рамой через сайленблоки (от мотоцикла «Восход»).

На концах маятниковых вилок предусмотрены пазы для перемещения колес с целью натяжения гусеницы, и опираются они на раму через простейшие амортизаторы (труба в трубу, с пружинами от передней вилки «Восхода»), что обусловливает минимум массы. Раскачки не происходит из-за распределения нагрузки по колесам гусеничного движителя. Диски колес — штатные, но облегченные высверливанием. Ступицы вставлены в центральные отверстия дисков и закреплены приваренными спицами-подкосами из 5-мм проволоки.

Для ступиц использован цилиндрический корпус от автомобильного ручного насоса, его внутренний диаметр как раз подходит под 202-й подшипник, а чтобы последние (их в ступице два) не проваливались, внутрь вставлены отрезки (кольца) подходящей трубы меньшего диаметра и через отверстия в ступице зафиксированы электрозаклепками. Так как фланец ступицы плоский и тонкостенный, то для жесткости с обеих сторон он усилен подкосами из 5-мм проволоки, которые распределяют нагрузку на края ступицы. Вал переднего (ведущего) колеса гусеницы и ось заднего (натяжного) выполнены из трубы диаметром 16×2,5 мм и средняя часть облегчена (обточена). Между подкосами забиваются снег и грязь, поэтому их лучше залить «Макрофлексом» и окрасить. К слову, все ниши и пустоты, в том числе и внутренняя полость переднего колеса (управляемого пневматика), также заполнены пенопластом.

Защита подшипников колес требует особого внимания — они работают в условиях интенсивного загрязнения, поэтому их необходимо хорошо защищать крышками либо применять подшипники с защитными шайбами. Ведущее колесо гусеницы имеет два подшипника со стороны звездочки для надежности, а у трубы ступицы сверху есть дополнительные накладки для распределения нагрузки.

Гусеница собрана из 2-х полос капроновой кордоленты и грунтозацепов, сделанных из 8-мм катанки и усиленных в средней части еще одним куском такой же проволоки. Для соединения с полосами ленты грунтозацепов к последним приварены отрезки гнутых из 4-мм листа швеллеров, к которым болтами и крепятся ленты гусеницы.

Гусеничный движитель: диски колес облегчены высверленными отверстиями; их крепление со ступицами усилено спицами; в шине ведущего колеса прорезаны канавки под скобы гусеницы.


Переднее колесо: шина облегчена — удален протектор; диски колес — сплошные, а пространство между ними заполнено строительным пенопластом; шины к дискам прикреплены болтами.

Обращаю внимание на форму грунтозацепа — он повторяет профиль покрышки. Концы катанки должны иметь скос для беспрепятственного захода ведущего колеса, а сварные швы — тщательно зачищены. Конечно, овальная форма грунтозацепов имеет и «минусы» — пробуксовывание гусеницы на уплотненном снегу, а также боковое скольжение на льду из-за овальной формы грунтозацепов, но этот недостаток малозначимый, важнее легкость управления мотоциклом на поворотах, для чего и сделана такая форма грунтозацепа. При прямом (плоском) грунтозацепе будет затруднено удержание равновесия, особенно на поворотах (проверено!). Ведущее и натяжное колеса гусеничного блока имеют заново изготовленные ступицы — ввиду значительной массы штатных.

Теперь о «второстепенных» узлах. Топливный бак на 12 литров сварен аргоновой сваркой из 1-мм алюминиевого листа (АМГ-2), внутри имеет перегородки (иначе при большой длине и малой высоте бака происходит выброс топлива в дренаж).

Глушитель:

1—первичная камера (труба Ø 60×1); 2—штуцер входного патрубка; 3 — промежуточная камера; 4—соединительный патрубок первичной и вторичной камер (труба Ø 32×1) с отверстиями Ø 5; 5—вторичная камера (труба Ø 60×1); 6—выпускной патрубок (труба Ф25х1); 7—крепежное ушко с перемычкой (стальной лист s3).

Трансмиссия — двухступенчатая цепная передача с промежуточным валом:

1—силовой агрегат; 2—выходной вал силового агрегата; 3—звездочка выходного вала двигателя (z = 13); 4—цепь ПР-12,7 первой ступени; 5—опора промежуточного вала (подшипник качения 80204, 2 шт.); 6—ведущая звездочка промежуточного редуктора (z = 21), 7—промежуточный вал; 8—ведомая звездочка промежуточного редуктора (z = 18); 9—цепь ПР-15,875 второй ступени; 10—приводная звездочка ведущего колеса гусеницы (z = 21, t = 15,875); 11 —ступица ведущего колеса; 12—ведущее колесо гусеницы, 13—подшипник ступицы (2 шт.); 14—ось ведущего колеса.

Вся «облицовка» (боковины) и переднее крыло также выполнены из АМГ-2. Фара пластмассовая, установлена для защиты между укосин передней вилки. Ветровой щиток — также из АМГ-2, съемный, крепится на четырех барашках.

Сиденье водителя съемное (его основа — из АМГ-5 толщиной 2,5 мм), под ним находятся два отсека, стенки которых также выполнены из листа легкого сплава В первом расположен реле-регулятор, а во втором — инструмент.

В дальнейшем при переходе на тиристорную систему зажигания отсек реле-регулятора предполагается использовать как воздухоочиститель.

Глушитель на выпуске изготовлен предельно компактным из 1-мм стали, не разборный, уровень шума при работе двигателя сравним с выхлопом дорожных мотоциклов. Примерно два раза в год его приходится прожигать от коксующегося в нем моторного масла.

Все электрооборудование (генератор, реле-регулятор) штатное, как и карбюратор К-36Г В дальнейшем планируется установить блок клапанов (по материалам «Моделиста-конструктора»). Подножки — трубчатые, убираются назад и вверх. Руль — от «Восхода», но расширен за счет вставки на 150 мм, органы управления на нем такие же, как и на дорожных мотоциклах. Позади сиденья водителя имеется грузовая площадка, с трех сторон к ней приварены ручки для вытаскивания мотоцикла из трясины (а такое иногда бывает!), они же служат зацепами для строповки груза.

Под багажником находится сцепное устройство. Оно было установлено позднее, и, надо признать, не совсем удачно (поэтому и не показал это устройство на чертеже). Его надо закрывать брызговиком, чтобы не залеплялся грязью. Однако поднимать высоко сцепное устройство не стоит (придется делать длинное дышло прицепа).

Цепная передача с промежуточным валом-редуктором: на переднем плане над ведомой звездочкой промежуточного вала видны звездочка выходного вала двигателя и цепь ПР-12,7 первой ступени.


Под сиденьем водителя размешены небольшой отсек электрооборудования и инструментальный ящик.


Гусеничный мотоцикл-вездеход с прицепом.

Как уже упоминалось, пустоты под сиденьем (за инструментальным отсеком) и багажником заполнены пенопластом, в сочетании с передним колесом они обеспечивают непотопляемость мотоцикла, что довольно актуально в последние теплые зимы. Согласитесь, что это все же лучше, чем доставать мотоцикл со дна водоема. Переднее колесо — с шиной низкого давления, изготовленной из облегченной покрышки УАЗа. Способ изготовления описан в «Моделисте-конструкторе», но отмечу, что делать «шашку» не обязательно — сцепления вполне хватает, если нарезать «болгаркой» неглубокую «елочку».

Все цепи трансмиссии закрыты кожухами из АМЦ-2, это уменьшает их загрязнение и обеспечивает безопасность водителя. Кожух цепи ведущего колеса разборный, для облегчения снятия колеса и ремонта кожуха при поломке (бывает при движении по бурелому). Снизу кожух оставил открытым (чтобы в нем не задерживались снег или грязь), а провисающаяся на больших скоростях цепь не задевала за дно.

Поскольку гусеничный мотоцикл — транспортное средство внедорожное, из-за усложнения конструкции оборудовать его тормозами не стал, да и особой необходимости в них нет. Плановые остановки произвожу постепенным снижением скорости за счет трения в трансмиссии (можно притормозить и ногой — скорость-то невелика). Экстренные же торможения осуществляю двигателем — резко сбрасываю газ или выключаю зажигание (последний способ применял только в качестве тренировки).

А. КОКШАРОВ, п. Лоухи, Карелия

Рекомендуем почитать

  • АКВАПЕДЫ То, что перемещаться по воде можно, сидя па бревне и отталкиваясь от воды первой попавшейся под руки палкой, известно уже много тысяч лет. За столь солидный исторический срок…
  • ШКАФ-КОЛОНКА У большинства шкафов для прихожей есть один недостаток: в них невозможно разместить длинномерные вещи, например, лыжи или бытовую лестницу-стремянку. Предложенный для…

Технология изготовления гусеницы

Гусеница на мотоцикл своими руками делается несложно для знающих людей. Рассмотрим самый распространенный способ.

Гусеницу на мотоцикл мы делаем из транспортерной ленты, которую делим на 4 части. Получаются полосы шириной в 5,5 см. Собираем их в единую конструкцию с помощью П-образных профилей. Для опор гусеницы необходимо сделать балансировку. Балансиры изготавливаются из стальных листов. Вырезаем половины дисков с помощью штампов. Берём ступицы из бронзы или вытачиваем самостоятельно.

Затем соединяем полудиски шестью болтами. Заготовки для балансировки готовы. Необходимо изготовить валы для опорных барабанов спереди и сзади. Делают их из стального прута. На них выполняют отверстия для подшипников, вставляют их туда. Опорные барабаны выполняются из алюминиевых или дюралюминиевых запчастей. Затем соединяют конструкцию болтами. При установке между опорными барабанами вставляют резиновые звездочки.

И вот гусеница на мотоцикл уже вращается от цепи. Зафиксировать всю эту конструкцию на задней части вездехода помогает специальный узел, который крепится на ушко втулки спереди. Необходимо два таких ушка, их следует приварить на продольные трубы и прикрепить изготовленные ранее балансиры. Вот основная часть работы, позволяющая сделать снегоход на гусеницах из мотоцикла.

Гусеницы для мотоблока

Теперь пришло время узнать о том, как сделать гусеницы на мотоблок своими руками. Говорим сразу, порядок действий очень похож на сборку обычных гусениц для вездехода.

Точно также нужно сварить между собой профтрубы с сечением и выше придать им форму английской буквы V.

Единственным отличием будет крепление по бокам при помощи шурупов втулочно-роликовой цепи.

В завершении измеряйте длину гусеницы, и если она по размеру чуть больше чем надо, то просто снимите несколько лишних см профтрубы.

Вторая жизнь старых покрышек

Существует ещё один известный способ. Давайте рассмотрим, как делается самодельная гусеница для мотоцикла с использованием старых покрышек. Для такой работы лучше всего подобрать покрышки от крупногабаритных грузовых автомобилей. Лучше чтобы рисунок протектора был сохранен в удовлетворительном состоянии. Для работы нам потребуется очень острый сапожный нож и некоторые навыки кройки, как бы странно это ни звучало. При изготовлении такой гусеницы используется метод выкраивания бортов из покрышек. Чтобы облегчить усилия при разрезании толстых покрышек, нужно периодически обмакивать нож в мыльный раствор. Можно также воспользоваться электрическим лобзиком с мелкими зубчиками.

Итак, у старых покрышек мы убираем борты, выбираем части с хорошо сохранившимся рисунком протектора, или же придется нарезать его самостоятельно, чтобы улучшить сцепление с поверхностью дороги. Несомненным достоинством такой цепи из шины является то, что она состоит из сомкнутого цельного материала, а значит, более стойкая к разрывам. Недостаток же такой конструкции заключается в ограниченном размере шины.

Гусеница для УАЗ

Далее мы расскажем, как сделать гусеницы на УАЗ своими руками. Для данной модели подойдёт гусеница, сделанная из обычных автомобильных покрышек. Заранее выберете массивную покрышку от грузового автомобиля.

Обязательно обратите внимание на характерный рисунок протектора. Если он имеет треугольные вырезы, то покрышка подойдёт.

Для изготовления необходимо тщательно выкроить борта и самое главное не забыть оставить место под беговую дорожку. Потом начните соединять полученные покрышки при помощи автомобильных ремней.

Итогом работы будет готовая гусеница для эксплуатации вездеходом УАЗ.

Все в ваших руках!

Мы видим, что переделать можно любой мотоцикл или мотоблок, поставить его на гусеницы, лыжу или скомбинировать. Фантазия ничем не ограничивается, кроме собственных возможностей. Для начала осмотрите свой гараж — может быть, уже гусеница на мотоцикл имеется в наличии. Если это так, можно приступить к сборке. Даже если используется гусеница для кроссового мотоцикла, не забывайте о технике безопасности, которая должна быть на первом месте. Необходимо думать не только о себе, но и об окружающих, которым вы можете причинить вред. Сделайте пробный заезд в безлюдном месте. Тест-драйв удался? Теперь выходим на трассу!

Существует огромное количество вариантов, все они по-своему неповторимы. Их смело можно отнести к разряду ручной работы, ведь почти каждая деталь выполняется индивидуально. Выбор материалов и способов изготовления также огромен. Кроме стандартного набора слесарных инструментов, обязательно понадобится сварочный аппарат, возможно, трубогиб, болгарка и т. д. Но точно ясно одно: сделать гусеницу для мотоцикла и превратить его в снегоход самостоятельно намного интереснее, а главное, дешевле, чем просто приобрести готовые составляющие.

Гусеницы для вездехода

Как правило, гусеницы для самодельных вездеходов делают из высокопрочной транспортёрной ленты, которая хорошо поддаётся разного рода деформациям во время езды. Она не требует за собой особого ухода, все что вам нужно, это время от времени очищать её от грязи.

В ленте имеются профтрубы с характерным сечением, именно с их помощью вездеход может преодолевать расстояния в самую неблагоприятную погоду.

Итак, давайте теперь подробнее поговорим о создании гусениц. Для работы вам понадобятся следующие материалы:
  • Болты и гайки различных форм и размеров.
  • Профтруба с сечением.
  • Массивная арматура.
  • Транспортерная лента.

Также в вашем арсенале должны быть такие инструменты:

  • Мощная дрель.
  • Сварочный аппарат.
  • Большой молоток.
  • Универсальный набор гаечных ключей.
  • Станок опрессовывающий траки.

Исходя из размеров гусеницы, нужно подготовить соответствующие болты и гайки. Далее возьмите арматуру и начните придавать ей округлую форму с помощью опрессовывающего станка. Затем сварочным аппаратом необходимо наваривать вверху арматуры букву V.

Для более детального понимания действий советуем посмотреть видео, как сделать гусеницы своими руками.

После проделанный работы у вас получится самодельный трак, который нужно прикрепить к другому траку и т. д. Результатом работы будет надёжная гусеница для вездехода.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]