Вопрос относительно того, как сделать вездеход из мотоблока своими руками, является весьма актуальным для фермеров и даже владельцев небольших участков. Данная техника является помощником на все случаи жизни, так как к ней очень легко прикрепить дополнительное оборудование, что делает мотокультиватор максимально функциональным. Традиционно подобная техника используется на садовых участках и огородах. Работы у мотоблока, как правило, много, так как им можно и землю вспахать, и листья собрать, и сено собрать в кучу. Но определенное время техника стоит без дела. На этот период можно занять ее другими работами. К примеру, из него можно сделать вездеход. Достаточно немного потрудиться, чтобы фермерская техника превратилась в универсальный снегоболотоход. При этом с некоторой техникой работать очень просто. Существуют модели, которые модифицируются за счет приставки. Этот вариант максимально прост в использовании.
Удобнее делать вездеход из мотоблока Нева. Особенностью данной техники является то, что производитель позволяет устанавливать на нее универсальное навесное оборудование. Это дает возможность модифицировать мотокультиватор максимально быстро. Таким образом, болотоход из мотоблока сделать можно за считанные минуты. Однако чтобы преобразовать фермерскую технику, под рукой должна быть вездеходная приставка к мотоблоку.
Производители предлагают различное дополнительное оборудование для подобного типа техники. Но обходятся такие приставки недешево. Тем, кто не готов тратить тысячи рублей на превращение мотоблока в вездеход, можно попробовать изготовить оборудование своими руками. Особых сложностей здесь нет, но некоторые навыки все же необходимы. В первую очередь мастеру нужно разбираться в технике и уметь работать со сварочным аппаратом.
Вездеход из мотоблока
Учитывая то, что немалое количество времени мотокультиватор проводит в гараже, многие фермеры стремятся к тому, чтобы задействовать эту технику в других работах, которые не связаны с сельским хозяйством. Так и появилась идея сделать вездеходную машину из подручной техники. Причем это может быть и снегоход, и болотоход, и даже машина, способная передвигаться по горной местности. Если подойти к работе со всей серьезностью, можно даже сделать гусеничный вездеход из мотоблока. В результате устройство будет работать даже поздней осенью и зимой, а не простаивать в гараже, что для техники может быть вредным.
Интересно то, что вездеход на базе мотоблока выходит очень хороший.
Он легко преодолевает бездорожье, мокрые сельские тропы и снежные насыпи.
Для того чтобы справиться с подобной работой, следует использовать мотокультиватор с двигателем на 2 либо 4 такта. При этом техника обязательно должна быть снабжена системой воздушного охлаждения.
Специалисты рекомендуют не переоборудовать мотоблок слишком сильно. В противном случае его будет сложно вернуть в первоначальный вид. Лучше всего использовать вездеходную приставку для мотокультиватора. Это позволит сократить время работы, а мотоблок можно будет в считанные минуты превратить в снегоболотоход.
Колеса (камеры низкого давления)
Чтобы двигаться по влажному и зыбкому грунту можно применить грунтозацепы. Они обеспечивают высокое сцепление. Еще лучше ведут себя камеры низкого давления большого диаметра. Пневматики имеют минимальное давление на грунт, а наличие воздуха, заключенного в камерах вездехода, позволят создать плавающий вездеход.
Для установки на заднем мосту используют самодельные или специальные колеса для вездеходов, болотоходов и снегоходов. Приобретают их в сборе или отдельными элементами: покрышка, камера, диск. Собирается колесо просто.
- Самодельные диски под пневматики изготовляются путем сваривания обычных дисков и крепежных пластин с помощью металлических трубок. Такое расширение необходимо для того, чтобы подогнать небольшой диаметр автомобильного диска под большие камеры и лучшей их фиксации.
- На специально расширенный диск надевается большая камера – либо фирменная, либо от других агрегатов (ГАЗ 53, Урал, Камаз или другой грузовик, авиационная камера и т.п.).
- В отверстие диска выводится воздушный клапан.
- Колесо накачивается воздухом.
- Получившиеся шины устанавливаются на вездеход самоделку.
Увеличить проходимость обычного колес на камерах низкого давления можно, создав дополнительный протектор. Например, дополнительно закрепить камеры цепями, транспортерной лентой, самодельными траками или другим способом.
Другой вариант – вырезать из покрышки накладной грунтозацеп. Глубина зацепа конструкции достигает более 20-25 мм. Сопротивление перекатыванию увеличивается, в то же время резко снижается коэффициент буксования.
Подробнее – в статье пневмоходы на шинах низкого давления.
Особенности работы над вездеходом
Для того чтобы техника работала правильно и не подвела в ответственный момент, необходимо учитывать некоторые нюансы. Вариантов конструкций может быть много, но для качественной работы мотоблока в виде вездехода необходимо, чтобы техника была оснащена независимой подвеской. Желательно все дополнить пневматическими колесами низкого давления, которые при желании можно заменить на гусеницы. Что касается рамы, то она может быть любого типа. Тут мастер выбирает тот вариант, который ему больше подойдет для конкретного типа колес и целей использования вездехода.
Создать самодельный вездеход из мотоблока можно достаточно просто. Для этого соединяются лонжероны со стойкой и специальной рулевой втулкой. Далее используется камеры от грузовика. Лучше, если она будет с низким давлением. Она необходима для того, чтобы удобно цеплять колеса. Далее крепится подвеска и мотор, который берется непосредственно от мотоблока. После этого можно прикрепить тормоза, сцепление и обеспечить выброс выхлопных газов. Результатом будет отличный вездеход, который можно использовать для различных целей. Такая техника может разгоняться до 75 км/ч. При этом вездеходная машина будет показывать превосходную проходимость, в том числе по болотам и сложнопроходимым тропам.
Каракат на основе культиватора: отличительные черты и сборка
Каракат из мотоблока по своему целевому предназначению аналогичен выше рассмотренному приспособлению Отличиями служат:
- увеличенная колесная база с ременным сцеплением;
- громоздкость;
- расширенные условия для эксплуатации – каракат способен генерировать скорость до 70 км/ч на пересеченной местности.
Ввиду того, что главный упор в этой переделке касается именно покрышек, остановимся на них более детально.
Среди существующих способов собственноручного воссоздания мощных и больших скатов на каракат можно выделить несколько основных:
- считается самым легким. Берутся два металлических диска и агрегируются на втулку. На них надевают камеры, закрепляемые транспортерной лентой. Мотоблок на камерах имеет хорошую устойчивость и выносливость;
- на втулке крепится лишь один из дисков. На нее же устанавливают перемычки. К последним сварочным аппаратом приспосабливают кольца;
- напоминает предыдущий способ, однако для центрального диска необходима дополнительная спица, которую можно изготовить из металлической заготовки или трубы;
- позволит дать новую жизнь дискам со старого мотороллера, которые стандартно крепят к втулке.
В качестве опорного конспекта для дальнейшей сборки караката можно воспользоваться предложенными чертежами.
Самодельный каракат на базе двигателя от почвообрабатывателя типа «Нева» или «МТЗ» собирают следующим образом:
- варим раму из металлического профиля или труб;
- устанавливаем передний и задний привод. Допускается, если они будут без дифференциала и цельными;
- передний мост можно позаимствовать от ходовой части автомобиля. С него же берется рулевая рейка;
- двигатель заимствуют от почвообрабатывателя. Можно оставить родной редуктор или заменить его многоступенчатой коробкой передач. В таком случае в каракате будет проще управлять скоростями. С редуктором придется остановиться, прежде чем изменить скорость передвижения;
- поставить скаты и переходить к тестированию каракарта.
Движение по снегу
На основе мотоблока можно сделать и снегоход. Это отличный вариант использования сельскохозяйственной техники в зимний период. Обычно она бездействуют в гаражах, но после небольшой модернизации мотокультиватор становится прекрасным вездеходом.
Для работы понадобятся мотоблок, сварочный аппарат и мощные колеса, которые при желании можно заменить гусеницами. Такой снегоход будет обладать очень высокой проходимостью и справится даже со сложными снежными заносами. Собирать снегоход следует четко по чертежу.
Но перед тем как начать модификацию, необходимо тщательно продумать вопрос использования техники. От этого зависит рекомендуемая мощность и тип конструкции. Кроме того, следует обязательно продумать грузоподъемность устройства. Это особенно важно в тех случаях, когда снегоход планируется использовать для перевозок тяжелых грузов по снегу.
Для того чтобы не ошибиться в расчетах и не испортить никакие детали дорогого мотоблока, следует для начала изучить чертежи, а после составить макет из картона. Это позволит двигаться в правильном направлении и оценить свои возможности. Для хорошего мастера сложностей в изготовлении снегохода из мотоблока своими руками быть не должно. Даже гусеницы можно сделать самостоятельно, имея под рукой определенной оборудование, а также навыки работы с ним. Как минимум мастеру нужно уметь обращаться со сварочным аппаратом.
Детальные этапы трансформации
- Для начала следует развести колеса с помощью специальных ставок, которые вытачиваются на токарном станке или приобретаются в магазине;
- Затем нужно позаботиться о создании рамы. Указанные детали нередко «одалживаются» у велосипеда или мотоцикла, но не исключается возможность сваривания их из классических водопроводных труб;
- Теперь следует прикрепить эту самую раму к мотоблоку за поворотный шарнир, используя два штифта;
- После нужно разобраться с колесами. Естественно, в качестве наилучшего варианта рассматриваются автомобильные диски для резины (с низким профилем). Они отличаются довольно широким ложе и отличной резиновой камерой, которая будет идеально прилегать к ним;
- Камеры следует выбрать от грузовых машин, тогда в практичности и выносливости устройства сомневаться не придется.
Благодаря такому вот нехитрому способу переделки, можно получить отличный квадроцикл, не нуждающийся в накатанной дороге и не боящийся крутых поворотов и склонов.
В общей сложности можно отметить, что при наличии дополнительных инструментов, материалов, чертежей, видео-уроков и прочего, мотоблок можно полностью переквалифицировать и «вдохнуть в него новую жизнь»!
В наше время мотоблок является не только востребованной сельхозмашиной. Это еще и фундамент для изготовления разнообразных самодельных агрегатов. К категории самых последних принадлежит вездеход или как его еще именуют, квадроцикл, а также каракат. Любое из упомянутых мототранспортных средств найдет себе применение в регионах с непростыми климатическим условиями и попросту в среде приверженцев экстрима.
Как выбрать технику для создания вездехода
Что касается типа вездехода, который может подойти для создания снегоболотохода, то тут может быть выбран практически любой вариант. Но не вся техника такого типа легко поддается модернизации. Специалисты чаще всего используют для создания вездеходов Неву, так как эти мотокультиваторы наиболее универсальные.
Главное в мотоблоке — это наличие системы охлаждения. Если на вездеходе планируется перевозить грузы либо людей, следует обратить внимание на модели с мощным двигателем. Для создания снегохода лучше брать ту технику, которая оснащена четырехтактным мотором. Все дело в том, что такие двигатели заводятся намного лучше при любой погоде. Более того, четырехтактный силовой агрегат не будет вызывать проблем даже в минусовую погоду, а именно в это время планируется использовать снегоход.
https://youtu.be/x7wodD8pAfw
Относительно того, каким именно должен быть двигатель, однозначно сказать нельзя. Для работы над вездеходом подходят и бензиновые, и дизельные силовые агрегаты. В каждом случае имеются свои плюсы и минусы. Все дело в том, что бензин обходится дороже. Но дизельное топливо при минусовой температуре замерзает, поэтому оно не подойдет для снегохода.
Модели техники для передвижения по снегу либо бездорожью также большой роли не играют. Сейчас продаются и надежные белорусские варианты, и неплохая китайская техника, которая отличается доступной ценой при вполне приемлемом качестве. Главное, выбирать те модели, которые пользуются популярностью. В таком случае при необходимости ремонта не придется тратить много времени на поиск запчастей.
Если планируется создать гусеничный вездеход, лучше всего обратить внимание на цельную раму. Со сборной придется много потрудиться, чтобы добиться желаемого результата.
Пневмоход своими руками
Самодельный пневмоход сделанный умельцем Иваном Степченко из г. Сумы.
Далее автор рассказывает о своём самодельном вездеходе.
Пневмоход сделан из мотоцикла МТ Днепр -11, и различного металлолома. Основное удовольствие для меня представляет сам процесс конструирования и предвкушение результата.
От мотоцикла взят двигатель, коробка, мост и все что с этим связано. Задний мост представляет собой самодельный мост от Волги который немного облегчен и расширен.
Дифференциал открытый, вместо конической шестерни на нем ведомая звездочка. На месте заднего колеса мотоцикла осталась только ступица с тормозным барабаном ка который прикреплена ведущая звездочка. Замена этих двух звездочек позволяет менять передаточное число.
Колесные диски взяты от УАЗа, облегченные. Сами колеса сделаны из камер от тракторного прицепа с защитой из такой же разрезанной камеры и оболочки из прочного армированного ПВХ и прорезиненных хомутов. Давление в колесах 0,2 атм. Сидения рассчитаны на 4 человека. Аккумулятор на 55А под сидением, там же и бардачок.
Поскольку двигатель мотоцикла, работает в тяжелых условиях, он перегревается и часто приходится останавливаться. Решил сделать принудительное охлаждение.
Был в наличии вентилятор системы охлаждения от ВАЗ 2106, решил его и поставить. Впереди двигателя места нет поэтому установил снизу под поддоном. Сделал дефлектор из алюминиевого листа. Первые испытания подтвердили правильность решения, с принудительным охлаждением двигатель работает намного стабильнее.
Подведу итог: вездеход очень огромный, обзор отличный, просвет огромен, проходимость для такой компоновки превосходная. Из минусов большая масса и габариты.
Где используется
Изначально подобный вид техники был создан в качестве помощника для фермера. На мотокультиваторе можно пахать землю, перевозить грузы, собирать мусор, сено и листья. Однако на этом полезные качества не заканчиваются. На его основе можно создать снегоход, который поможет тем, кто живет на Севере.
На такой технике очень удобно ездить на рыбалку.
Хорошему и правильно модернизированному мотокультиватору нипочем ни грязь, ни снег. Даже на сложных участках такая техника может разгоняться до 75 км/ч.
Особенно полезен вездеход в сельской местности, где нет асфальта, но часто бывают ливни и снегопады. В таком случае снегоболотоход может стать настоящим спасителем. При этом, когда наступит сезон, вездеход можно снова модернизировать в обычный мотоблок, который будет пахать землю, заниматься уборкой территории и выполнять массу других полезных дел, позволяя фермеру экономить время и силы.
Об устройстве
Гусеничные мотоблоки намного меньше распространены, чем их колесные аналоги. Объяснение этому довольно понятное – колесные мотоблоки Кайман, Патриот, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза более приспособлены для вспахивания земельных угодий, т.е. его конструкция наиболее подходящая для работы на земле.
Таким образом, все переделывания колесного мотоблока в гусеничный заключается в дополнительному присоединению по одному колесу с каждой стороны. В результате мы получаем 4-х колесный мотоблок, на который уже можно надевать гусеницы (самодельные или купленные в магазине, например, гусеница Буран).
Дополнительные колеса
Кстати, дополнительные колеса можно сделать съемными, чтобы можно было оперативно превращать его обратно в стандартный мотоблок для работы в огороде. Это можно реализовать путем крепления данных колес к оси, которая уже есть у нас в наличии, через гибкую или жесткую передачу.
Такое решение наиболее целесообразно, ведь отпадает необходимость в приваривании дополнительных креплений.
Что касается устройства таких мотоблоков, то они полностью идентичны колесным мотоблокам:
- Двигатель. В гусеничных моделях используется более мощный 4-тактный движок, у которого присутствует функция блокировки осей.
Это важно, потому что она позволяет гусеничному мотоблоку разворачиваться на месте, не описывая полный круг для разворота.
- Трансмиссия. Редуктор, коробка передач и система сцепления – этот стандартный набор также входит в устройство гусеничных мотоблоков.
- Ходовая часть. Тут, в принципе, все понятно из названия – в конструкции используются гусеницы вместо колесной базы. Как уже говорилось, в случае переделки, к имеющейся паре колес добавляется по одному кату с каждой стороны, на которых уже надевается самодельная гусеница.
- Органы управления. Находятся они на рукоятке управления, включая в себя различные рычаги сцепления, аварийной остановки двигателя и т.д.
Прежде чем приступать к описанию способа самостоятельного изготовлению гусениц, не помешает оценить предложение некоторых специальных магазинов, продающих мотоблоки и сопутствующие к ним материалы. В частности, оценим стоимость некоторых разновидностей гусениц для известных мотоблоков.
Гусеницы для мотоблока Нева
Снегоходные приставки на мотоблок Нева
Так, гусеницы на мотоблок Нева, цена которых составляет порядка 28 тысяч рублей, представляет собой полноценную снегоходную приставку. Отдельно можно приобрести сиденья для водителей, благодаря чему, мотоблок Нева становится похожим на гусеничный минитрактор, пусть и с меньшими рабочими показателями.
Технические данные:
- развиваемая скорость (с мотоблоком Нева) – около 18 км/ч;
- общий вес приставки – 37 кг;
- длина – 100 см;
- ширина – 60 см;
- высота – 34 см;
- число пассажиров – один водитель и один пассажир.
Более подробно о гусеничном приводе для мотоблока Нева смотрите на видео:
Кроме того, в продаже имеется приставка к мотоблоку на гусеницах, предназначенная для присоединения к моделям Агат и Салют. Стоимость ее составляет 25-27 тысяч рублей. В данной конструкции отсутствует возможность присоединения водительского сиденья, что несколько ограничивает возможности данного устройства.
Однако, для езды по бездорожью и снежному покрытию он вполне подходит. Снегоходные приставки на гусеницах к мотоблоку довольно распространены, что показывает довольно большое количество различных моделей в интернет-магазинах.
Отличительной их особенностью является возможность управления ими не только с помощью двух рук, следуя за мотоблоком, но и сидя в санях складного типа, которые, правда, нужно приобретать отдельно.
Если учесть, что средняя цена на такие приставки составляет порядка 30 тысяч рублей (плюс цена складных саней – порядка 5 тысяч рублей), можно сказать, что самостоятельное изготовление гусениц является довольно оптимальным выходом для тех, у кого нет возможности тратить лишние денежные средства на приобретение.
Превращение мотоцикла в мотоблок
Для того чтобы сделать самодельный мотоблок из мотоцикла, необходимо предварительно подготовить чертежи ожидаемого в итоге агрегата. Абсолютно все самоделки из мотоблока создаются при условии наименьшей модернизации использованных узлов от мотоцикла. Чтобы создать такую конструкцию, необходимо иметь запас опыта и обладать определенными знаниями в данной сферы, тогда можно будет сделать даже снегоход из мотоблока.
Создаются такие мотоблоки с предварительно разработанной трансмиссией, состоящей из многих этапов. Одним из основных элементов данной конструкции является редуктор, в комплекте с которым идет переходник. Устройство достаточно сложно укомплектовать главным редуктором.
Помимо этого, сделанный мотоблок из ЗАЗ будет изготовлен на базе одноосного шасси, и будет представлять собой малогабаритный трактор. Переделка мотоблока занимает много времени, но зато это лучший вариант на случай, если есть желание обзавестись техникой, которая была бы способна выполнять все сельскохозяйственные работы. Более того, чтобы они выполнялась очень быстро, качественно и относительно дешево, если сравнивать с новым оборудованием.
Это интересно: Лучшие сеялки для мотоблока и как сделать сажалку своими руками: рассмотрим подробно
Модернизация транспортных средств
Если сломался старый велосипед, скутер или мотоцикл, не стоит сдавать технику на металлолом. Также не нужно спешить с покупкой нового мотора. Его можно заменить на силовую установку от легкого мотокультиватора. Есть только 1 ограничение: на такой машине нельзя передвигаться по дорогам общего пользования. Но мотороллер Муравей с двигателем от мотоблока можно использовать на даче для поездок на поле или речку. Двигателя мощностью 5-6 л.с. вполне хватит для того, чтобы разогнать мопед до скорости 50-60 км/ч. Перед монтажом движка на велосипед необходимо установить на это средство передвижения усиленные колеса, способные выдержать вес до 100 кг.
Для того чтобы собрать мотороллер с двигателем от мотоблока, потребуются такие инструменты и материалы:
- сварочный аппарат;
- болгарка с дисками по металлу;
- электрическая дрель;
- гаечный ключ;
- отвертка;
- плоскогубцы;
- уровень;
- молоток;
- краска.
Для того чтобы поставить силовой агрегат на Муравей, потребуется создать для него раму.
Делается это в такой последовательности:
- Составляются чертежи, делаются точные расчеты конфигурации каркаса и мест крепления. Рекомендуется проверить расчеты на мягких полосах алюминия.
- Сваривается крепежный кронштейн. Проводится его обработка средствами против коррозии, просверливание отверстий для болтов.
- Двигатель аккуратно водружается на кронштейн и фиксируется болтами. Проверяется точность установки, выполняется корректировка положения.
- Мотор соединяется с ходовой частью транспортного средства с помощью ремня или цепи. Закрепляются тросы переключения передач, рычаги управления.
- Проверка работоспособности транспортного средства. Созданная самоделка нуждается в обкатке, чтобы все детали притерлись друг к другу. На это нужно потратить 6-8 часов при работе мотора на средних оборотах.
При наличии опыта обращения с бытовыми инструментами и знаний в электротехнике можно собрать электрический экскаватор своими руками. Для этого потребуются швеллеры, шарниры, тросы и исправный электрический мотор. Ковш изготавливается из листовой стали, которую можно недорого купить в пунктах приема металлолома.
Переделка мотороллера «Муравей» в каракат
Данное транспортное средство представляет собой почти готовый вездеход. Требуется только незначительная доработка. Недостаток конструкции — маломощный двигатель (11 л.с.). Рекомендуется заменить его на 2-цилиндровый, например лифановский.
Создание каркасной рамы
Прямоугольный остов собирается из профилированной трубы, усиливается уголком. Заготовки соединяют при помощи сварки. Следует точно выдержать указанные в чертежах размеры, чтобы в конструкции не было перекосов.
Если остов делают из 2 частей с поворотным кулаком между ними, то ригели задней сводят к месту перелома в виде треугольника. Это позволит увеличить угол поворота.