Снегоход рысь 500: технические характеристики


Рысь 500 – универсальный снегоход, разработчиком которого является Уфимский моторостроительный завод. Машина поступила в серийное производство в 1991 году. Данный аппарат является одной из последних моделей предприятия, которое объявило о завершении его производства в 2009 году. За долгие годы выпуска рассматриваемая модель проявила все свои сильные и слабые стороны, и в целом, стала успешным снегоходом, который можно по-прежнему найти в хорошем состоянии.

В ходе разработки снегохода Рысь 500 особое внимание было уделено практичности и проверенным техническим решениям. Разработчики задались сделать надежный аппарат с высокими внедорожными характеристиками – с той целью, чтобы им активнее интересовались жители северных регионов. Чтобы адаптировать модель к суровым климатическим условиям, ее оснастили вместительным багажником, высоким ветровым стеклом, комфортной подвеской и мощным двигателем, который имеет систему бесперебойного запуска в морозную погоду.

Надо признать, что перед нами весьма скоростная и маневренная машина, способна в динамичном режиме передвигаться не только по накатанной ровной дороге, но и по рыхлым и глубоким снежным сугробам. Машина передвигается плавно благодаря энергоемкой подвеске, которая защищена от пробоев. Специально для этого передняя и задняя подвеска имеют усовершенствованную конструкцию, адаптированную к движению по неровным дорогам. Также для улучшения проходимости машину оснастили широкой гусеничной лентой.

Рысь 500 – многоцелевой снегоход. Он имеет улучшенные эксплуатационные характеристики по сравнению с предшественниками. Машина выделяется высокой мощностью и хорошими тяговыми характеристиками. К тому же, она весьма экономичная, и идеально подходит для рабочих поездок. В частности, Рысь 500 можно использовать на фермах, в лесном хозяйстве, а также она весьма востребована в операциях, связанных с обслуживанием нефтепроводов и газопроводов. Помимо этого, Рысь 500 принимает активное участие в патрулировании государственных границ, что очень важно в целях безопасности. Разработчик адаптировал модель к снежному бездорожью, а также к способности преодолевать большие расстояния и тащить за собой большой груз массой до 250 кг. Среди других особенностей техники отметим ее адаптацию к низким температурам окружающей среды, вплоть до минус 40 градусов. Это подтвердили успешные заводские испытания в Якутии, за полярным кругом. Для этого машина оснащается всеми необходимыми опциями.

Модификации

Снегоход Рысь 500 получил несколько модификаций, каждая из которых пользовалась заслуженным спросом на российском рынке, а также на всем постсоветском пространстве:

  1. Рысь 500+. Данная версия предназначена в основном для туристических поездок, и в меньшей степени подходит для рабочих целей. В этом аппарате ширина гусеничной ленты составляет 500 мм, чего достаточно для высокой проходимости на любом покрытии – от ровных накатанных дорог до глубокого и рыхлого снега. В базовой комплектации есть электростартер, который облегчает запуск мотора в любую погоду.
  2. Рысь 500М. В данном исполнении машина отличается видоизмененным капотом, а также усовершенствованным карбюратором. Так, аппарат оснащен однокамерным карбюратором от японской компании Mikuni. Этот компонент оказался более надежным, нежели оригинальный отечественный карбюратор. К тому же, Mikuni рассчитан на повышенные нагрузки. Также в базовой комплектации снегохода Рысь 500М есть электростартер.
  3. Рысь 500МП. Улучшенный снегоход с обновленным капотом и однокамерной карбюраторной системой. Машина оснащена шестеренчатой коробкой передач. Дизайн аппарата можно сравнить с предыдущим исполнением. Как и в других версиях, снегоход Рысь 500МП тоже оснащается электростартером.

Все рассмотренные модификации весьма популярны у охотников и рыбаков. Эти машины способны преодолеть любые труднодоступные места и способны выполнять любые задачи, связанные с бездорожьем.

Цена

В связи с полным прекращением серийного производства снегохода Рысь 500, найти его в абсолютно новом техническом состоянии является довольно сложной задачей, и то не факт, что такие еще остались. В продаже бывают доступны машины в бывшем употреблении и стоимость на них варьируется в пределах от 80 тысяч рублей и до 150 тысяч российских рублей. Стоимость для данного снегохода довольно низкая, так как по функциональности и по эксплуатационным качествам способен составить сильную конкуренцию и более новым импортным моделям снегоходов.

Технические характеристики

  1. Габариты, мм: Длина – 3200, Ширина – 1240, Высота – 710
  2. Движитель – гусеничного типа, с передними ведущими звездочками
  3. Звенья цепи, шт. – 22
  4. Длина шага цепи/гусеничная лента – 16 мм/резинотканевая, армированная
  5. Материал катков – прорезиненный
  6. Ширина гусеницы – 500 мм
  7. Окна гусеничной ленты, шт. – 43
  8. Высота грунтозацепа гусеницы – 23 мм
  9. Механизм натяжения гусеницы – винтового типа
  10. Шаг гусеничной ленты – 50 мм (в длину)
  11. Масса – 280 кг
  12. Двигатель – бензиновый, 4-тактный, с ручным запасом
  13. Электростартер – опция
  14. Топливный бак – 28-литровый
  15. Скорость – 90 км/час
  16. Масса буксируемого груза вместе с санями – 250 кг
  17. Управление – гидравлическое
  18. Тормоза – механические дисковые
  19. Передние лыжи – опорно-поворотные
  20. Передняя подвеска – независимая маятниковая ходовая часть
  21. Задняя подвеска – катково-склизовая
  22. Передняя фара – галогеновая
  23. Система зажигания – электронная бесконтактного типа.

Топливная система

Некорректная подача топлива и увеличенный/сниженный расход топлива сигнализируют о неполадках бензонасоса. Для их устранения достаточно тщательно прочистить деталь.

Преимуществом отечественных снегоходов «Рысь» является простой и дешёвый ремонт, не доставляющий большого количества проблем. Оригинальные запчасти к вездеходам можно приобрести в большинстве автомагазинов, причём некоторые из них сопоставимы с мотоциклетными аналогами.

Двигатель

Для снегохода Рысь 500 выпускали компактный двигатель с двухтактной компоновкой. Легкий мотор позволил снизить общую массу снегохода, и тем самым улучшить поведение на дороге. Двухцилиндровый мотор развивает мощность 30 кВт или 40 лошадиных сил. Двигатель работает эффективно за счет непрерывной работы воздушного охлаждения, благодаря которому есть возможность работать в любых климатических зонах с температурами ниже и выше нуля градусов. Специальная система смазки – комбинированного типа, с масляными и топливными ингредиентами. Такая смазка качественно сказалась на морозоустойчивости, что очень важно в суровых условиях эксплуатации. Потребление бензина в расчете на 100 км пробега составляет 20 литров. В качестве топлива можно использовать дешевое горючее Аи-80. В базовой комплектации мотор необходимо запускать вручную, однако под заказ можно установить электростартер. Электронная система зажигания – бесконтактного типа, обеспечивающая стабильную и ровную работу силовой установки.

Видео

Снегоход Рысь 500 вышел довольно многоцелевым, обладающим улучшенными эксплуатационными характеристиками с достаточно мощным и в то же время довольно экономичным силовым агрегатом. Данная модель идеально подойдет в качестве рабочей лошадки, поэтому она зачастую применяется на фермах, в лесном хозяйстве, в обслуживании нефтепроводов и газопроводов, а также в патрулировании государственных границ. В условиях снежного бездорожья снегоход способен преодолеть большое расстояние, тащить за собой сани-волокуши, нарты с грузами массой не более 250 килограмм. Еще одной особенностью является возможность эксплуатации при довольно низких температурах окружающей среды, а именно легкий запуск силовой установки может быть произведен даже при морозе в минус 40 градусов. Снегоход отлично показал себя на различных испытаниях, проводимых в Якутии, за Полярным кругом.

Отзывы

  • Борис, Приморский край. Данный снегоход приобретался на замену Бурану, которым мы активно пользовались вместе с отцом. Рысь 500 – усовершенствованная альтернатива Бурану, и в этом мы убедились на практике. Купили машину в 2009 году, и пользуемся до сих пор. Отличный аппарат в плане своих эксплуатационных качеств, и даже с точки зрения дизайна. Он потребляет дешевый 76-й бензин, и не возникает никаких проблем с динамикой. За свою цену в 115 тысяч рублей снегоход отличный. По сравнению с Бураном машина быстрее разгоняется и активно тормозит. Снегоход более маневренный и практичный, с вместительным багажником. К тому же, его легко обслуживать. Из слабых мест можно отметить капризную цепь коробки передач, которую надо регулярно натягивать, иначе цепь оборвется и это станет причиной более серьезных неполадок. В целом мы с отцом техникой довольны.
  • Николай, Сахалинская область. Рысь 500 превосходно запускается в мороз при минус 40 градусах. То что нужно для наших условий. Машина оснащена широкими передними лыжами, и благодаря этому она весьма устойчива на неровной дороге. Так что переворачивания и опрокидывания с этим снегоходом – абсолютно исключены. В той комплектации, которую я выбрал, есть функция подогрева рукояток руля, чтобы не замерзали руки. Конечно, не обошлось и без недостатков, как и в любой другой отечественной технике. Самой серьезной и не решаемой проблемой является слабый двигатель, который плохо тянет при движении в горку или по рыхлому снегу. В таких условиях поднимаются обороты мотора, что приводит к перерасходу топлива. К тому же, возникают сильные шумы и вибрации, которые затем передаются на рулевую колонку. У коробки передач нет нейтральной скорости, и это еще один серьезный минус. Максимальная скорость по ровной дороге составляет 80 км/час. Машина потребляет намного больше, чем заявлено производителем – уж точно больше 20 литров на 100 км, причем даже в щадящем режиме езды.
  • Алексей, Ленинградская область. Машина приобретена прошлой весной в поддержанном состоянии. В то время года удалось хорошо поторговаться, и в итоге снегоход обошелся мне в 90 тысяч рублей. Состояние хорошее. Начал им активно пользоваться совсем недавно – после нового 2022 года. Сразу скажу, что аппарат дешев в использовании. Он хорошо управляется, и вполне комфортный в длительных поездках – благодаря подогреву ручек и большому багажнику. Также есть высокое ветровое стекло, защищающее от встречного холодного ветра. На вместительном сиденье поместятся ребенок (впереди) и еще один взрослый пассажир (позади меня). При этом тяга не пропадает, но поднимается назойливый шум мотора. По паспорту у меня модель 2004 года выпуска, и наверняка сменила уже 2-3 владельцев (вряд ли продавец мне правду сказал). Езжу каждый день по несколько часов. Для рыбалки и охоты Рысь 500 идеально подходит. Порадовало, что для этой машины есть в наличии все необходимые запчасти.
  • Константин, Свердловск. Данный снегоход меня приятно порадовал. Признаться честно, я ожидал худшего. Понравилось, что в коробке передач есть задний ход, который повышает маневренность и удобство разворота. Такая функция хорошо помогает в случаях, когда снегоход сел на брюхо где-нибудь в лесной глуши. При необходимости можно включить обогрев ручек руля и ног, хотя в ногах тепла почти не чувствуется. Аппарат в целом неплохой, но не много смущает посредственное качество сборки – детали подогнаны неаккуратно. Скрипит панель приборов, а в ходовой части появляются постукивания. К сожалению, двигатель тяжело пускается в холодную погоду, и для начала движения его сначала надо хорошо разогреть на холостом ходу.

Как модифицировать снегоход

Двигатель «Рыси» имеет достаточно хороший запас мощности и ресурс работы. Если поставить агрегат модели УМПО 432ам, то можно добиться увеличения количества лошадей до 50 – 55. Если же говорить о доработке силовой установки, то можно попробовать увеличить количество оборотов, но придется залазить в коммутатор. В некоторых случаях врезают в картер еще один клапан и устанавливают второй карбюратор.

Модели

Выпускались модели:

  • Рысь 113;
  • Рысь 119;
  • Рысь 121;
  • Рысь 500+ 219;
  • Рысь 500М.
  • Рысь 500МП
  • Рысь 440.

Рысь 113 – не совсем удачная копия снегохода Arctic Cat. Алюминиевые цилиндры двигателя не имели гильзы. Двигатель, могло заклинить не прехав и сотни километров.

«Рысь 119» – сменил неудачный Рысь 113. Разработан как туристическое транспортное средства. Хорош для туристических походов поездок на рыбалку или охоту. Двигатель уменьшен до 432 см3. Стеклопластик сменил стекловолокно. В цилиндрах установили гильзы, улучшили обдув двигателя.

«Рысь-спорт»-121 — был выпущен как спортивный. Версия 119 модели, но для уменьшения радиуса поворота укороченная. Скоростная, маневренная, модель, больше подходящая для занятий спортом.

«Рысь-500+»- 219 – туристический снегоход (гусеница стала шириной 50 сантиметров).

«Рысь 500М» — снегоход для занятий туризмом. Другой капот. На двигателе стоит карбюратор MIKUNI (производство Япония).

«Рысь 500ПМ» — еще одна модификация. Оснащена коробкой передач с шестеренками.

«Рысь 440» — последняя версия снегохода с японским четырехтактным двигателем. Уменьшенная скорость, но мощный и надежный двигатель.

Инструкция по применению

Инструкция к снегоходу Рысь 500 (УС-440) состоит из таких разделов:

  1. Описание и работа снегохода;
  2. Использование по назначению;
  3. Техническое обслуживание;
  4. Хранение снегохода;
  5. Возможные неисправности и методы их устранения;
  6. Утилизация;
  7. Свидетельство о приемке;
  8. Свидетельство о консервации;
  9. Свидетельство об упаковке;
  10. Гарантийные обязательства;
  11. Ссылочные нормативные документы.

Как выставить зажигание на снегоходе Рысь 500

Для качественной работы двигателя в опасных условиях нужно выполнить правильно настройку. Перед тем, как отрегулировать систему зажигания, следует учесть в процессе регулировки такой параметр – установка угла опережения (УОЗ).

Чтобы настроить зажигание, используйте такие инструменты:

  • стробоскоп;
  • отвертка;
  • гаечные ключи;
  • бумажный лист;
  • линейка-транспортир;
  • циркуль;
  • металлическая полоса.

По инструкции начертите шкалу и пометьте градусы на ней, далее нарисуйте на бумаге круг, чтобы его диаметр соответствовал размеру неподвижного элемента монтированного вариатора на аппарате. Центральная часть круга – середина края коленчатого вала.

  1. Используя транспортир, напишите градусы – минимум 0 и максимум 30, метки считают от точки, которая равна 12 часам циферблата, по часовой стрелке. Перенесите подготовленный чертеж на полосу и укрепите на покрытии двигателя. Учитывайте, что мотор нужно предварительно охладить.
  2. Левый поршень мотора поставьте в «мертвом» положении, но предварительно открутите свечи.
  3. Установите в колодец отвертку.
  4. Прокрутите рукой вариатор в процессе вращения стержня (вала), смотря одновременно за тем, как движется отвертка в колодце. Она должна стать на мгновение и сразу продолжить движение в другую сторону.
  5. После достижения мертвой точки, отметьте точку на вариаторе, чтобы она располагалась напротив значения «0 градусов», которое отмечено на шкале УОЗ.
  6. Подсоедините стробоскоп для снятия сигнала с провода. Монтируйте в положение свечи и включите двигатель.
  7. Направьте лампу страбоскопную на шкалу, заведите электростарером мотор и доведите обороты до максимальных значений. При достижении высоких оборотов лампа должна вспыхивать при появлении искры. Это значит, что есть совпадение с отметкой шкалы на вариаторе, и можно определить угол опережения зажигания.

Чтобы отрегулировать угол опережения зажигания, нужно выключить двигатель, ослабить винты магдино и повернуть основание последнего на нужную величину. Повторите проверку угла с использованием страбоскопа.

После выполненной замены основание магдино нужно проверить, установить угол опережения зажигания с нанесением риски на корпусной части. На максимальных оборотах двигателя угол опережения зажигания должен составлять 21-23 градуса. Кроме высоких оборотов, дополнительно УОЗ можно проверить на холостом ходу – 14-17 градусов и на оборотах пуска – 8,5-11 градусов. Чтобы выставить правильные параметры, нужно использовать универсальный тахометр. Приоритетные показания: положение основания магдино, которое обеспечивает нужный угол при высоких оборотах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]