Данная спецтехника является широкомногофункциональной и предназначается для выполнения работ по уборке и посеву зерновых культур, уходу за пропашными культурами, предпосевной обработке, пахоты средних и легких почв и транспортных работ. Трактор агрегируется с большим количеством погрузочно-транспортного навесного оснащения: многофункциональным навесным копновозом (КУН), вилочным погрузчиком и стогометателем. опять же МТЗ-5 выполняет роль шасси для целого семейства некрупных гидравлических экскаваторов.
Трактор МТЗ-5: конструктивные особенности и модификации
Выпуск популярного трактора марки МТЗ-5, который относится к тяжелой сельскохозяйственной технике общего назначения, начался еще в прошлом веке. Агрегат имел тяговый класс 1,4. Что касается производителя, то техника разрабатывалась в городе Минск на заводе, который позже стал более известен своей продукцией.
Первые модели трактора МТЗ-5 создавались в Белоруссии. Там их выпускали с 1957 года по 1962. Позже производство этой модели и его последующих модификаций было также налажено на Южмаше, где и собирались с 1958 по 1972 гг.
Историческая справка
Южмаш – Государственное предприятие «ПО “Южный машиностроительный завод” имени А. М. Макарова», специализируется на производстве ракетной и наукоемкой техники. Был основан в 1944 году. Расположен в Днепропетровске. Изначально не имел названия и носил номер №586. Помимо ракетно-космической техники выпускает троллейбусы, трамваи и тракторы ЮМЗ.
В качестве основы для модели «Беларус-5», был взят трактор МТЗ-2, который к тому времени уже считался устаревшим.
Данная машина создавалась для широкого спектра работ:
- посев и уборка урожая;
- пахота и удобрение почвы;
- обработка полей химикатами;
- транспортировка грузов.
Подобная универсальность достигается благодаря наличию дополнительного оборудования, которым можно агрегировать данную машину. Например, стогометатель, вилочный погрузчик или универсальный навесной копновоз. МТЗ-5 нередко использовался в качестве шасси для ряда некрупных гидравлических экскаваторов.
Особенности использования мотоблока Беларусь МТЗ-05
Перед началом эксплуатации необходимо провести обкатку двигателя для того, чтобы детали приработались и смазка проникла во все необходимые места. Мотоблок МТЗ-05 необходимо содержать в чистоте и регулярно проводить техническое обслуживание. Смазка мотоблока проводится по таблице, приведенной в инструкции.
Подробно с инструкцией по обслуживанию можно ознакомиться по ссылке.
Детально изучить инструкцию по эксплуатации и ремонту двигателя можно тут.
Двигатель
В мотоблоке Беларусь МТЗ-05 могут устанавливаться малолитражные двигателя УД-15, УД-25 и их модификации. Моторы подобного типа спроектированы на основе модели МЕМЗ-966 «Запорожца». УД-15 является одноцилиндровым мотором, а УД-25 выпускается с двумя цилиндрами. В зависимости от выпускаемой комплектации двигателя могут иметь различные названия УД-15Г, УД-25Г, УД-25С.
Двигатель УД 15
Двигатель УД 25
На мотоблок можно устанавливать японские двигатели Хонда и Лифан, а также китайские Lianlong, которые отлично подходят по техническим характеристикам. Разница характеризуется качеством сборки и количеством моточасов, которые заложены для работы каждого мотора. Особенно выделяют показатели от производителя Хонда.
Двигатель Лифан 6,5
Двигатель Honda GX200
В качестве топлива подходит бензин с любым октановым числом, главное, чтобы он был чистым и без примесей. В качестве смазывающего вещества подойдет сезонное масло SAE 30. В качестве альтернативы можно приобрести 5w30 или 10w30. В зимнее время желательно использовать специальное синтетическое масло марки 0w40.
Регулировка клапанов
Проводит проверку зазора между клапанами также нужно регулярно, так после некоторого периода зазор может увеличиться, а это приводит к неравномерной работе двигателя и возникновению недостаточной мощности. Оптимальным считается зазор от 0,1 до 0,15 мм.
Для того, чтобы выполнить регулировку, необходимо придерживаться следующих действий:
- Разобрать кожух и снять масляную ванну;
- При помощи отвертки ослабляйте гайку, после чего вставляете лезвие и осуществляете поджимание;
- Ориентируясь на лезвие, потихоньку подтягивайте гайку;
- Таким образом, производится регулировка до тех пор, пока не ликвидируется свободное движение клапана. Проверьте плотность;
- Поставить назад масляную ванну и кожух.
Регулировка зазора в клапанах на мотоблоке МТЗ
Регулировка карбюратора
Если мотоблок не поддерживает набранные обороты, то это свидетельствует о необходимости произведения манипуляций по регулированию. Обычно, регулировку проводят перед работами в начале сезона. После длительного простоя техника нуждается в тщательном обслуживании, а также после того, как агрегат использовался на максимальной мощности продолжительное время. Предварительно прогрейте мотор и приступайте к регулировке карбюратора:
- Полностью вкрутить винты малого и максимального газа, а потом ослабить на полтора оборота.
- Запустить двигатель и оставить на 10 минут.
- Установить рычаг контроля силовой установки на минимальное деление. Следить, чтобы мотор не заглох.
- На холостом ходу отрегулировать работу с помощью винта дроссельной заслонки.
- Проконтролировать затягивание винта, где при чрезмерном усилии смесь обогащается, а при ослаблении увеличивается количество воздуха.
Особенности модификаций
Спустя год после запуска производства МТЗ инициирует программу доработки базовой комплектации трактора, с целью улучшить показатели ттх машины. Так появился трактор МТЗ-5К, который был снабжен раздельно-агрегатной навесной гидросистемой.
После 1958 года линейку серии МТЗ-5 пополнили модели МТЗ-5Л и МТЗ-5М, конечные буквы в названиях которых указывали на тип пуска двигателя: с помощью пускового двигателя или электро стартера соответственно.
В след за ними конструктора создали модификацию с литерой «С», оборудованную одноместной кабиной закрытого типа. Трактора МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС в основном применялись при работе на сложных грунтах и нередко оснащались полугусеничным ходом.
Что же касается «Южмаша», то первое время выпускал классический вариант МТЗ-5. Однако, вскоре было налажено собственное производство тракторов, которые в дальнейшем сохранили широко известное название «Беларусь», но известны всему миру уже как трактора ЮМЗ.
Силовая установка
Классическая модель «Беларусь-5» поставлялась на рынок с двигателем «Д-40» мощностью 40 л.с. Этот четырехтактный дизель, оснащенный четырьмя цилиндрами, в дальнейшем обзавелся модификациями Д-40Л и Д-40М, которые устанавливались на трактора с соответствующими литерами в маркировке модели. Буквы Л и М обозначали тип запуска мотора: электрический стартер или пусковой двигатель, соответственно. Трактор МТЗ-5ЛС компоновался движком Д-48Л с пусковым бензиновым двигателем и вихрекамерным смесеобразованием. Двигатель Д-48М на модификации трактора МТЗ-5МС запускался посредством стартера. Обе модели Д-48 имеют увеличенное число оборотов коленчатого вала (по сравнению с Д-40) и обладают мощностью 48 л.с.
Конструктивные изменения двигателей трактора Беларус-5 по сравнению с его предшественником МТЗ-2:
- Уменьшение массы двигателя и повышение его эксплуатационных характеристик.
- Более совершенная электроника (в частности освещение, сигнализация и пр.).
- Генератор постоянного тока.
- Электрооборудование силой тока 12 В.
- Аккумуляторы на 135 Ам-ч.
Конструкция
Когда-то МТЗ-5 считался лучшим трактором современности за счет целого ряда оригинальных и передовых решений, которые были отражены в его модели. В частности техника получила более совершенную муфту сцепления, новую гидросистему и вал отбора мощности с независимым приводом.
С помощью поверхностной закалки деталей при нагреве токами высокой частоты инженеры ощутимо повысили эксплуатационные характеристики ходовой и элементов трансмиссии трактора. Ходовая система стала более устойчива к нагрузкам благодаря модернизации конструкции передней оси и увеличению диаметра малых колес с одновременным снижением давления в их шинах.
Была дополнена система освещения трактора, в результате чего он получил четыре фары. Общий же вес конструкции уменьшился на 1/4 тонны.
В результате получился гораздо более универсальный по сравнению с МТЗ-2 трактор, который отлично агрегировался со множеством разнообразных сельхозмашин и оборудованием, требующим привод органов от вала отбора мощности.
Из рабочего оборудования «МТЗ-5» комплектовался гидрофицированным крюком, полунезависимым приводом, гидравлической навесной системой, ВОМ и приводным шкивом.
Отдельно стоит отметить возможность не только менять ширину колеи и перемещать ступицы ведущих колес по полуосям, но и устанавливать полугусеницы, что значительно повышало характеристики проходимости по различным (в том числе сложным) грунтам.
МТЗ-5 «Беларусь» — марка универсальных пропашных колесных тракторов средней мощности общего назначения, выпускавшихся Минским тракторным заводом с 1956 по 1962 годы и Южным машиностроительным заводом с 1958 по 1972 годы.
Первые образцы колесных тракторов МТЗ-5
были изготовлены на Минском тракторном заводе в январе 1956 года, а немногим позднее трактор был запущен в серийное производство и стал на конвейер. МТЗ-5 был разработан на основе популярного в те годы трактора МТЗ-2 мощностью 36 лошадиных сил, выпускавшимся заводом с 1953 по 1957 годы. Впоследствии было налажено производство тракторов
МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5МС, МТЗ-7.
Трактор предназначался
для выполнения работ по возделыванию пропашных сельскохозяйственных культур (кукуруза, сахарная свекла, картофель, подсолнечник, овощебахчевые и др.). А также для неглубокой обработки легких и средних почв, посева и уборки некоторых зерновых культур.
Трактор агрегатировался с большим количеством навесного, полунавесного оборудования и сельхозмашинами. Было сконструировано и выпущено различное навесное погрузочно-транспортное оборудование: стогометатель, копновоз универсальный навесной (КУН), вилочный погрузчик. Трактор использовался и как шасси для целой серии экскаваторов.
Тракторы МТЗ-5
и их модификации выпускались на Минском заводе с 1956 по 1962 годы. Производство МТЗ-5 и его модификаций было запущено и на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, где под маркой
ЮМЗ
тракторы собирались с 1958 по 1972 годы.
Колесные тракторы «Беларусь»
семейства МТЗ-5— универсальные сельскохозяйственные тракторы средней мощности на которые устанавливались дизельные двигатели Д-40, Д-48 с электростартером или пусковым двухтактным бензиновым двигателем.
Трактор был построен по классической схеме и имел полурамную конструкцию. Полурама выполнялась из швеллеров, соединенных между собой передним брусом.
Остов трактора
состоял из полурамы и трех основных агрегатов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста.
В передней части остова смонтирован двигатель со вспомогательным оборудованием и радиатор системы охлаждения. Двигатель крепился к полураме и имел штатную облицовку с декоративными элементами]. Непосредственно за двигателем располагались механизмы силовой передачи трактора: муфта сцепления, коробка передач и задний мост, на корпусе которого крепились механизмы тормозов и вал отбора мощности (ВОМ), а также механизм задней навески гидравлической системы.
Гидравлическая система
— раздельно-агрегатная: насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах задней навески устанавливалась поперечина с прицепной вилкой. Агротехническая колея переменная и могла регулироваться
МТЗ-5 — базовая модель.
На тракторе устанавливался, улучшенный по сравнению с
МТЗ-2,
дизельный двигатель Д-40К номинальной мощности 45 л.с. Расход топлива снизился до 210 г/э.л.ч. На двигателе был увеличен диаметр цилиндров (105 мм), число оборотов коленчатого вала возросло до 1500 об/мин. Муфта сцепления имела более совершенную конструкцию, что позволило установить вал отбора мощности (ВОМ) с независимым приводом. Ряд изменений коснулся и гидравлической системы с применением агрегата НС-37.
Ходовую систему улучшили за счет изменения конструкции передней оси и установки передних колес, увеличенных размеров. В конструкции применялся более мощный генератор. Появилось четыре фары.
Технические характеристики:
Показать / Скрыть текст
Проект, г 1956 Выпускался, гг. 1956-1972 Экземпляры 138945 — МТЗ Назначение универсальный Тип движителя колесный Тяговый класс, тс 1,4 т Полная масса, т 3,19 Расположение Кабина: сзади Двигатель: спереди Основные размеры Длина, мм 4095 Ширина, мм 1884 Высота, мм 2430 Дорожный (агротехнический) просвет, мм 640 Двигатель Марка двигателя Д-40, Д-48 Мощность, л.с. (кВт) 45 (33,1) Трансмиссия Тип трансмиссии механическая Подвеска и управление Тип подвески жесткая Способ управления поворотом передними колесами Тормоза колодочного типа, барабанные Оборудование Гидрооборудование раздельное с выносными цилиндрами Пневмооборудование нет Электрооборудование постоянный или переменный ток
В 1957 году МТЗ-5 был модернизирован и ряд моделей получил индекс «М». МТЗ-5М
имел двигатель Д-40М и вместо пускового бензинового двигателя устанавливался электростартер СТ-50. 5-ти ступенчатая коробка была заменена на 10-ти ступенчатую, — увеличилась транспортная скорость до 22,3 км/час. Дифференциал заднего моста имел автоматическую блокировку (АБД) с управлением от ножной педали. Был увеличен дорожный просвет передней оси (до 640 мм), размеры передних (6,5-20) и задних (12-38) колес, снижено значение потребное давления в шинах.
Трактор оснащался прогрессивной по тем временам раздельно-агрегатной гидросистемой с выносом отдельных гидроцилиндров. Для более комфортных условий труда механизаторов стали устанавливать кабину и ножной сбрасыватель числа оборотов двигателя, который соединялся специальным механизмом с рукояткой ручного газа. Системы электроосвещения и световой сигнализации по сравнению с трактором МТЗ-5 стала более совершенна. На Брюссельской всемирной выставке в 1958 году создатели трактора были удостоены золотой медали.
МТЗ-5Л
отличался от
МТЗ-5М
лишь модификацией двигателя — модели Д-40Л (без свечей накаливания и декомпрессионного механизма) с пусковым бензиновым двигателем. В 1958—1960 годах было изготовлено 41118 единиц.
В 1959 году, после конструкторских доработок в серию пошли тракторы МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС.
Буква «С» в обозначении означала «скоростной». Устанавливаемый на трактор дизельный двигатель Д-48 имел номинальную мощность 48 л.с. Диапазон рабочих (пропашных) скоростей был подобран в пределах 5-10 км/ч. В остальном принципиальных отличий от тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М не было. Трактор МТЗ-5МС имел электрооборудование постоянного тока. Производство скоростных машин началось в 1959 году.
Один их сохранившихся экземпляров трактора МТЗ -5
находится в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.
Трактор МТЗ-5
МТЗ-5 – модель колесного трактора общего назначения, относящаяся к классу тяги 1,4. Производство данной техники было налажено на Минском тракторном заводе. Здесь МТЗ-5 собирали в 1957-1962-ом годах. Также модель с 1958-го по 1972-го года выпускалась Южным машиностроительным заводом. Основой для создания «Беларуса-5» стал трактор МТЗ-2, который к тому моменту морально устарел.
Данная техника является широкоуниверсальной и предназначается для выполнения работ по уборке и посеву зерновых культур, уходу за пропашными культурами, предпосевной обработке, пахоты средних и легких почв и транспортных работ. Трактор агрегируется с большим количеством погрузочно-транспортного навесного оборудования: универсальным навесным копновозом (КУН), вилочным погрузчиком и стогометателем. Также МТЗ-5 выполняет роль шасси для целого семейства небольших гидравлических экскаваторов.
Навесное оборудование
Предусмотрена возможность присоединения дополнительного оборудования к мотокультиватору, прицепное, навесное оборудование для мотоблока МТЗ-09Н:
- Картофелесажалка. Используется для выполнения работ, связанных с посадкой картофеля: вспахивания грунта, посадки, окучивания, формирования рядовых борозд.
- Картофелекопалка. Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.
- Роторная косилка. Облегчает проведение сельскохозяйственных работ по скашиванию травы и другой нежелательной растительности.
- Плуг для мотоблока. Используется для обработки верхнего слоя почвы, а также для удобрения земли навозом или любым другим органическим составом.
- Коммунальная щетка. Используется для уборки территории от мусора.
- Снегоочиститель. Необходим для очистки дорог от снега в зимний период.
- Культиватор борона. Применяется при рыхлении грунта, выравниваниях поверхности почвы, заделки семян и удобрений.
- Универсальный окучник. Используется во время междурядной обработки пропашных культур.
- Прицеп. Необходим для транспортировки малогабаритных грузов.
Навесное оборудование присоединяется при помощи узла навески.
Модификации
Существовало несколько версий данной модели. Классическую модификацию Минский тракторный завод собирал около года. Затем МТЗ-5 прошел модернизацию. Техника получила раздельно-агрегатную гидросистему и стала называться МТЗ-5К. Однако производство данной модификации продолжалось всего несколько месяцев.
В 1958-ом году «Беларус-5» вновь переделали. Начался выпуск версий МТЗ-5Л и МТЗ-5М. Литерами «М» и «Л» обозначались модификации, получившие иной способ пуска дизельного двигателя и новый комплекс электрооборудования. Запуск модели МТЗ-5М осуществлялся посредством электростартера (оборудование постоянного тока), МТЗ-5Л – через пусковой двигатель (оборудование переменного тока).
Позднее появились версии с литерой «С». Ими обозначались модели, оборудованные закрытой кабиной. МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС предназначались для использования в сложных почвенных условиях и опционально оснащались полугусеничным ходом. Южный машиностроительный завод изначально также выпускал МТЗ-5. Однако затем предприятие назвало свой продукт ЮМЗ-5, сохранив при этом прежнее торговое название «Беларусь».
Технические характеристики
- МТЗ-5 получил 40-сильный мотор, не отличающийся большой мощностью.
- Эксплуатационная масса техники составила 3,19 тонны.
- Удельный расход топлива трактора равнялся 200 г/л.с. в час при емкости топливного бака в 90 литров. «Беларус-5» имел диапазон скоростей 1,4-22,3 км/час.
- Ширина МТЗ-5 составляла 1884 мм, длина – 4095 мм, высота – 2390 мм.
- Дорожный просвет равнялся 450 мм под задним мостом, 650 мм – под задними колесами, 640 мм – под передней осью.
Двигатель
Классическая модификация «Беларуса-5» оснащалась 4-тактным 4-цилиндровым двигателем «Д-40». Мотор имел мощность в 40 «лошадей». Версии МТЗ-5М и МТЗ-5Л комплектовались агрегатами «Д-40М» с электрическим стартером и «Д-40Л» с пусковым двигателем. МТЗ-5ЛС получил переработанный мотор «Д-48Л», МТЗ-5МС – «Д-48М». Первый отличался вихрекамерным смесеобразованием. Агрегаты последних версий «Беларуса-5» имели мощность 48 «лошадей» и частоту вращения 1600 об/мин. При этом все силовые установки были унифицированными.
Конструкция двигателей МТЗ-5 в сравнении с МТЗ-2 была переработана: – трактор получил 12-вольтовое электрооборудование; – сигнализация и система электроосвещения стала более совершенной; – «Беларус-5» обзавелся аккумуляторными батареями на 135 Ам-ч и генератором постоянного тока с реле-регулятором; – масса двигателя сократилась, а износостойкость повысилась.
Устройство
МТЗ-5 получил несколько решений, сделавших его одним из лучших тракторов своего времени. Техника обзавелась совершенной муфтой сцепления, новой гидросистемой и ВОМом с независимым приводом.
Износостойкость элементов ходовой системы и силовой передачи за счет использования поверхностной закалки деталей, дополненной нагревом ТВЧ, была существенно повышена. Измененная конструкция передней оси и увеличенные передние колеса, отличающиеся пониженным давлением в шинах, делали ходовую систему более устойчивой к нагрузкам.
Количество фар в «Беларусе-5» увеличилось до 4, вес снизился на 250 кг.
В сравнении с МТЗ-2 трактор оказался более универсальным и агрегировался с множеством сельскохозяйственных машин различного типа, а также с уборочными устройствами и оборудованием, требующим привод органов от ВОМа. Модель получила гидросистему НС-37 с 2 выносными цилиндрами Рабочее оборудование «Беларуса-5» включало в себя гидрофицированный крюк, гидравлическую навесную систему, полунезависмый привод, приводной шкив и ВОМ. Ведущие колеса позволяли бесступенчатым методом менять ширину колеи и перемещать ступицы по полуосям. Установка полугусениц позволяла улучшить проходимость техники.
Изначально МТЗ-5 выпускался без кабины. Более поздние версии получили одноместную простую кабину каркасного типа.
Производство МТЗ-5 было завершено в середине прошлого века, потому найти данный трактор в рабочем состоянии довольно тяжело. Стоимость моделей последних годов выпуска составит 50-150 тысяч рублей.
Аналоги
Аналогом МТЗ-5 можно считать МТЗ-7, который являлся улучшенной версией данной модели.
Архив блога
Благодаря этой хитрости масло становится более текучим и легче выходит из мотора. Иногда возникают проблемы с зажиганием.
Поэтому необходимо знать, как его отрегулировать. Некоторой навеске требуется доработка, но владельцы не считают это за трудность. Ведущий мост мотоблока МТЗ 1 — шестерня полуосевая; 2 — шарик; 3 — поводок; 4 — шпилька; 5 — вилка; 6 — штифт; 7 — шестерня, ведомая главной передачи; 8 — ось сателлитов; 9 — шайба опорная сателлита; 10 — сателлит; 11 — шайба опорная полуосевой шестерни; 12 — шестерня полуосевая; 13 — корпус дифференциала; 14 — вал конечной передачи; 15 — шестерня, ведущая главной передачи; 16 — кольцо стопорное. Переполнение карбюратора маслом во время интенсивной работы Необходимо устранить грязь и нагар, протерев клапан; Поставить на место запорную иглу; Отрегулировать подачу топлива бензонасосом; Добавить еще несколько прокладок для бензонасоса. Добиваемся нужного результата, когда все окошки уверенно перекрываются штоком, допускается когда через окошко виден краешек конуса как на фото сверху , но лишь краешек, это важно. Оставить в таком положении на некоторое время. Снял боковую крышку КПП, шестерни как новые. Одним и простых, но действенных способов увеличить скорость мотоблока МТЗ, является замена колес на большие по диаметру. Валик 14 в нейтральном положении фиксируется фиксатором 15 рис.
Откручиваем гайку ведомого барабана сцепления. На этом этапе важно проверить достаточно ли хорошо шток перекрывает окошки промежуточного вала. Проверить давление в шинах, оно должно быть одинаковое, на уровне 2 атмосфер, в противном случае во время работы МТЗ будет вести в одну сторону и управление будет затруднено. На сегодняшний день самые востребованные модели моторов — это японская Хонда и китайский Лифан.
Ремонтируем садовую технику с 1997 года
М-8Г2 Производить замену масла в трансмиссии нужно по следующему плану: Подготовить емкость для плохого масла. Для установления причин неисправности придется извлечь из КПП шестерни и промежуточный вал.
Проведение замены двигателя Как правило, моторы не заменяют просто так. Производитель рекомендует проводить обкатку в течении часов. Если на вилке видны следы касания корпуса КПП — подтачиваем вилку, чтобы впредь она не касалась корпуса. Автор: Василий Мартысевич.
Проверить расстояние между клапанами и сделать рекомендуемое. Оно представляет собой литой кронштейн со скобой 14 и шкворнем 16 рис. Регулировка передач в мотоблоке МТЗ
Рекомендуем: установка тнвд на двигатель д 240
Трактор МТЗ-5 — история, обзор, характеристики
Большая часть моделей новых тракторов минского производства представляют собой модифицированные версии машин, с лучшей стороны зарекомендовавших себя в разных отраслях народного хозяйства. Именно к таким машинам относится трактор МТЗ-5.
Преемственность конструкции способствует унификации запасных частей и агрегатов, опыт эксплуатации базовых моделей позволяет своевременно устранять конструктивно-производственные недостатки.
Модернизации подвергаются средства механизации частных и небольших фермерских хозяйств. Популярный в то время мотоблок Беларус 05 усовершенствован в версиях с индексами от 06 до 012. Новые модели характеризуются повышенной мощностью, улучшенным дизайном, увеличенным сроком службы основных узлов.
Фото: трактор МТЗ-5
- Колесный трактор МТЗ-5 общего назначения был создан на основе морально и технически устаревшей машины МТЗ-2. Заложенные в его конструкцию решения были использованы при разработке известного трактора МТЗ-50.
- 5-я модель характеризуется универсальностью и совместимостью с разными видами навесных и прицепных сельхозмашин, экскаваторным и погрузочно-разгрузочным оборудованием.
- За пять лет МТЗ-5 минскими машиностроителями выпущено более 600000 единиц, после чего производство было перемещено на . Улучшенная версия после небольших усовершенствований получила новое название ЮМЗ-6.
Отзывы владельцев мотоблока Беларусь МТЗ-05
Мотоблок МТЗ-05 спустя годы после завершения выпуска последней модели, все равно получает положительные отзывы от своих владельцев, потому что отличается простотой конструкции, которая легко поддается ремонту.
Михаил:
Достался агрегат в наследство, но работает отлично, несмотря на свои годы. Мы его ремонтировали, заменяли некоторые части, даже движок поставили Лифан добиваясь эффективности в работе. Отличный агрегат, адаптированный под российские условия. Очень довольны тем, что запчасти дешевые и всегда можно найти нужную деталь.
Технические характеристики
Габариты базовой модели весом в 3190 кг находятся в пределах 4,09 х 1,84 х 2,39 метра, дорожный клиренс под передним и задним мостом соответственно 640 и 450 мм. Эксплуатационные возможности трактора повышены за счет большого диапазона регулировки колеи, применения широкопрофильных шин низкого давления, улучшения конструкции обоих мостов и ходовой части в целом.
- Первые серии тракторов комплектовались четырехцилиндровыми 40-сильными двигателями марки Д-40 с расходом дизельного топлива до 200 г/л.с. в час. Одной 90 литровой заправки с небольшим остатком хватало на одну рабочую смену.
- Скоростной диапазон в пределах 1.4-22,4 км/ч обеспечивал освоение больших объемов сельскохозяйственных работ и частично — транспортных перевозок.
- Впоследствии мощность силовых агрегатов была повышена до 48 л.с, новые машины получили доработанную муфту сцепления и более совершенное электрооборудование. Нагруженные шестерни двигателя и детали трансмиссии стали более износостойкими за счет закаливания рабочих поверхностей токами высокой частоты.
- Расходные материалы и запчасти разных версий 5-й модели были в значительной степени унифицированы. Исключение составляли системы запуска и отдельные комплектующие электрооборудования.
Состав штатного рабочего оборудования эксплуатируемого трактора включает в себя достаточно совершенную бортовую гидравлику и заднюю навеску совместимую с самыми разными видами агрегатов сельскохозяйственного, коммунального и строительного назначения. Для транспортирования тяжелых прицепов применяется сцепное гидрофицированное устройство, для активации стационарного оборудования — приводной шкив или ВОМ.
Минские модели малой механизации
В эту категорию трактором МТЗ следует отнести:
- модель 100;
- модель 132 (модификация 132 Н);
- модель 142;
- модель 152.
Несмотря на свои небольшие габаритные размеры, модели наделены следующими качественными характеристиками, а именно: маневренность, неприхотливость в обслуживании и простоту при эксплуатации. Все выше перечисленные модели могут также использоваться с прицепами, с навесным сельскохозяйственным оборудованием. Сфера использования моделей разнообразна, они востребованы в разных отраслях сельского хозяйства и животноводства, в частном хозяйстве.
Основные технические характеристики МТЗ 100
Модель МТЗ 100 – это универсальный силовой агрегат, который расположился между первым и вторым тяговым классом. Основные технические показатели:
- мощность 100 л. с;
- удельный расход дизельного топлива 242 г/кВт ч;
- объем топливного бака 156 л;
- масса 3750 кг.
У модели имеется задняя навеска, которая максимально расширяет функционал трактора.
Трактор МТЗ модель 102 предназначен для работы с навесным, прицепным и полунавесным оборудованием. Этот факт свидетельствует о том, что это многофункциональная модель, которая сегодня очень востребована в народном хозяйстве.
Основные технические параметры:
- мощность 105 л. с;
- передний просвет 645 мм;
- объем цилиндров 4,75 л.
На вопрос, через сколько моточасов менять масло, стоит искать ответ в инструкции завода-изготовителя. При нарушении режима возможен выход из строя основных элементов трактора.
Описание
Эта модель пользовалась большой популярностью в советское время, и остается популярной до сих пор. Выпускалась она с 1978 по 1992 год, и применялась для подготовки почвы под посев, культивации сельскохозяйственных культур, уборки сорняков и перевоза различных грузов.
Мотоблок МТЗ-05
Особенность мотоблока МТЗ-05
- Мотоблок работает при помощи одной оси. МТЗ-05 был разработан в качестве альтернативы полноценным тракторам, если нет необходимости в проведении работ на больших площадях. Он спокойно может транспортировать грузы весом до полутоны.
- Беларус-05 имеет вал отбора мощности, который может вращаться со скоростью до 1000 оборотов за минуту.
- Вес конструкции составляет 135 кг.
- Хорошо себя зарекомендовал во время работы с различным навесным оборудованием: культиваторами, плугами, прицепами, косилками, окучниками и боронами.
- Управление происходит благодаря удобной поворотной рулевой колодке. Все рычаги управления расположены на руле, что делает его максимально удобным в управлении.
- Размер колеи регулируется, и может быть 425, 600 или 800 мм.
- На мотоблоке МТЗ-05 располагается одноцилиндровый четырехтактный двигатель, мощностью 5 лошадиных сил.
Некоторые модели МТЗ оснащались в стандартном варианте двухцилиндровым двигателем мощностью 8 лошадиных сил.
Модели среднего класса
В этот раздел тракторов МТЗ попали следующие модели:
- модели 320, 321;
- модель 422;
- модель 622;
- модель 892;
- модели 920, 921, 922;
- модель 952.
В этом классе модели имеют мощность двигателя от 36 до 89 лошадиных сил. Помимо двигателей средней мощности модели также укомплектованы эффективной системой освещения. Фары системы расположены как спереди модели, так и сзади.
Большое количество фар обеспечивает комфортную работу в темное время суток.
В качестве пускового устройства в моделях используется электрический стартер. Работа системы освещения осуществляется от генератора.
МТЗ 320
Основные технические показатели модели:
- мощность 36 л. с;
- максимальная скорость 13,37;
- трансмиссия механическая;
- масса 1650 кг.
МТЗ 952
Основные технические показатели модели:
- мощность 89 л. с;
- рабочий объем 4,75 л;
- емкость топливного бака 130 л.
Зимой на колеса модели можно надевать цепи противоскольжения. Такая хитрость позволит трактору справиться с поставленной задачей при сильном обледенении и снежных завалах. Помимо этого отечественные умельцы смогли установить на модель самодельный погрузчик на заднюю навеску.
Трактор модель 422
Универсальная и компактная модель, которая очень востребована в малых и средних фермерских хозяйствах. Основные технические характеристики:
- мощность 49,8 л. с;
- число цилиндров 4 шт;
- объем топливного бака 95 л.
В модели установлен генератор мощностью 65 А. Запуск выполняется при помощи стартера, который приводится в работу от напряжения 12 В.
Трактор МТЗ 622
Заднеприводная модель с колесной формулой 4х4 имеет следующие технические характеристики:
- мощность 62, 5 л. с;
- дорожный просвет 390 мм;
- объем топливного бака 95 л;
- масса 2,4 т.
Модель оснащена комфортабельной кабиной, которая обеспечивает водителю простое управление трактором.
Трактор модель 920
На сегодняшний день это самая продаваемая модель на отечественном сельскохозяйственном рынке. К основным параметрам модели стоит отнести:
- мощность 81 л.с;
- рабочий объем 4,75 л;
- объем топливного бака 135 л;
- масса 4,1 т.
Модель укомплектована надежным и производительным четырехтактным двигателем.
МТЗ-05
Данную технику выпускал белорусский тракторный завод с 1978 по 1992 год.
Технические показатели:
Класс тяги | 0,1 |
Габариты, м | 1,8*0,85*1,07 |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 10 |
Объем бака для топлива, л | 5 |
Расход горючего, л/ч | 0,35 |
Сцепление | Многодисковое |
Двигатель | УД-15 |
Количество цилиндров | 1 |
Система запуска мотора | Ручной стартер |
Управление | Ручное |
Количество передач переднего хода | 4 |
Количество задних передач | 2 |
Межколесная блокировка | Да |
Тип коробки передач | Механический |
Частота вращения маховика, об/мин | 3000 |
Масса, кг | 135 |
Мотоблок МТЗ-05, технические характеристики которого не уступают аналогичным зарубежным моделям, используется в качестве спецтехники для обработки почвы на небольших участках, где затруднительно или невозможно использовать трактора.
В инструкции по эксплуатации подробно описаны все меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время работы, а также возможности и рекомендации по техническому обслуживанию агрегата.
Многих владельцев интересует вопрос о том, от чего подходят запчасти на данный вид техники. Детали (запасные) на мотоблок можно поставить от любого автомобиля (например, адаптер), колеса — от мотоцикла, а, например, мотор, подшипники — от аналогичных версий данной техники.
Двигатель
Здесь установлен четырехтактный двигатель, работающий на бензине.
Характеристики силовой установки УД 15:
Объем, л | 0,245 |
Мощность | 5 л. с. |
Частота вращения, об/мин | 3000 |
Система охлаждения | Воздушная |
Расположение клапанов | Верхнее |
Мотор выдерживает нагрузку при высоких и низких температурах, адаптирован для работы в экстремальных погодных условиях. Показатели мощности сопоставимы с моделями импортных моторов, т. к. 5 л. с. — это стабильный показатель, который техника выдает при выполнении работ, в то время как у зарубежных агрегатов указывается максимальная мощность.
Если требуется отремонтировать мотоблок МТЗ-05, замена двигателя выполняется следующим образом:
- Необходимо отключить газовый трос и магнето-провод.
- Затем нужно снять топливный бак и слить масло, которое есть внутри.
- Открутить 6 болтов и отсоединить мотор от коробки передач.
- Поставить другой двигатель, прикрепив его при помощи плиты со ступицей, троса и болтов.
- Если нужно, то залить требуемое количество масла.
- Провести осмотр всех деталей.
- Произвести стыковку мотора с КПП и установить прокладку.
- Закрутить болты и установить трос.
- Подключить провода и присоединить подставку.
- Запустить агрегат.
Предусмотрена замена двигателя импортным, например Lefan.
Основные технические характеристики наиболее востребованных моделей
Модель 1021 предназначена для выполнения различных работ в любых климатических условиях, также ее можно успешно использовать на сильно увлажненных почвах. Трактор востребован в животноводстве, в сельском хозяйстве и в коммунальных службах. Технические параметры модели:
- мощность 107 л. с;
- количество цилиндров 4 шт;
- эксплуатационный вес 5195 кг.
Помимо навесного оборудования модель часто эксплуатируется с телегой (грузовой прицеп).
Трактор МТЗ модель 1025 является самой популярной моделью среди средних и крупных фермерских хозяйств. Данный силовой агрегат относится к тяговому классу 1,4. Он готов качественно выполнять не только сельскохозяйственные работы, но и коммунальные. Основные технические параметры:
- мощность 105 л. с;
- количество оборотов 2200 об/мин;
- объем цилиндров равен 4,75 л.
Наибольшую эффективность модель показала с таким навесным оборудованием, как картофелекопалка двухрядная. Трактор прост при эксплуатации, нет проблем при ремонте и подборе запчастей.
Трактор модель 1220
Модель имеет надежную систему охлаждения и турбонадув. Это позволяет эксплуатировать модель на протяжении всего рабочего дня. Основные технические параметры:
- мощность 122 л. с;
- рабочий объем 4,75 л;
- клиренс 630 мм.
Рабочее питание в кабине 12 В.
Трактор модель 3022
Модель относится к пятому тяговому классу. Может использоваться с прицепным, навесным и полунавесным оборудованием и машинами. Основные технические показатели:
- мощность 300 л. с;
- объем топливного бака 500 л;
- крутящий момент 1300 Нм.
Трактор может эксплуатироваться при любых погодных условиях в любое время года.
Трактора, которые эффективны для лесного хозяйства
Характеристики модели 3522:
- мощность 355 л. с;
- тяговый класс 5;
- объем топливного бака 650 л.
Технические показатели модели 4522:
- мощность 431 л. с;
- объем топливного бака 650 л;
- эксплуатационная масса 14785 кг.
Такие мощные модели можно использовать при таких работах, как: лесозаготовка и корчевание пней.
В заключении можно сделать вывод: весь модельный ряд МТЗ отличается высоким качеством сборки, каждая модель может стать универсальной. Этому способствует наличие на тракторах МТЗ передних и задних прицепных механизмов.