В сельском хозяйстве всегда имелась высокая потребность в использовании колесных тракторов большой мощности. Одним из самых производительных в своем классе на данный момент является ХТЗ-17221. При помощи данной техники возможно реализовывать большое количество самых разных задач при ведении сельскохозяйственных работ и не только.
Прототипом ХТЗ-17221 является трактор под маркировкой Т-150К. По сравнению с более ранним аналогом, ХТЗ-17221 обладает не только большей комфортабельностью, измененным внешним видом, но также высокой производительностью. Она увеличилась более чем на 20%. Что позволяет выполнять задачи по транспортировке и иные в разы быстрее.
С течением времени ХТЗ-17221 модернизировался. В первую очередь уделялось внимание комфортабельности работы водителя. Имеется система виброизоляции, а также термо и звукоизоляция. Что также положительным образом сказывается на производительности труда.
ХТЗ-17221: история создания
Местом разработки ХТЗ-17221 является Харьковский тракторный завод. С конвейера данного производства сошла не одна сотня тысяч тракторов различного назначения. Завод занимался разработкой не только тракторов, но и всевозможной навесной техники. Фактически, ХТЗ был ориентирован именно на сельское хозяйство. Помимо колесных тракторов осуществлялся выпуск всевозможных гусеничных машин.
На 2006 год Харьковский тракторный завод помимо рассматриваемой модели ХТЗ-17221 выпускал также модернизированные версии Т-150, а также гусеничный ХТЗ-181. Большим спросом пользовались машины для фермерских работ – ХТЗ-3510. С 2007 года убытки завода с каждым отчетным периодом стали все больше увеличиваться. По состоянию на конец 2015 года начата ликвидация Харьковского тракторного завода. По этой причине ХТЗ-17221 на ХТЗ перестал выпускаться.
Тем не менее, рынок РФ и Украины наполнен большим количество запасных частей. Причем как новых, так и уже бывших в употреблении. Приобрести подержанный ХТЗ-17221 как в рабочем состоянии и на разборку не составляет труда.
Отзывы о тракторе ХТЗ 17221
antonpedan ХТЗ-17221-19 — 212 л.с. хозяйство приобрело через Техноторг осенью 2010. За время эксплуатации дважды заменили моторное масло и один раз во всех других узлах, при этом трактор выпахал 135 га кукурузы и подисковал ДМТ 4А 200 га подсолнечника дважды (думаю можно вважать 400га). Понравилось; достаточно мощный, чешская топливная и турбина(когда включается турбина ощущаешь телом что машина зверь) сидения оценят все без исключения, 10 часов за рулем проходят незаметно. Не понравилось; Под конец сезона потекло масло из под коренного. Реально для того чтобы сделать из ХТЗ трактор нужно срезать нафиг эту кабину и поставить туда Джоновскую или Кейсовскую. Всего на всего. И будет недорогой трактор для людей.
RULY1 ХТЗ 17221 это лотерея. Или горя не будете с ним иметь, или хлебнете горя. 70% на то, чтоо хлебнете. Топливная больше 5000 не ходит, турбины вилетают, блоки лопаются, подкачка сдыхает. Очень чувствительный к солярке. Регуляторы с болячкой, которая правда решуется ржавым гвоздем с забора. Ужас….
Технические характеристики
Прежде, чем приобрести рассматриваемую модель трактора, необходимо внимательно ознакомиться с его рабочими характеристиками.
Габаритно-массовые показатели
На данный момент как масса, так и габаритные размеры ХТЗ-17221 зависят от конкретной модификации. Выглядят они следующим образом:
Модификация | ХТЗ-17221 | ХТЗ-17221-21 | ХТЗ-17221-19 |
Параметр | |||
База, мм | 2 860 | 3 360 | 2 860 |
Колея, мм | 1 860 | 1 860 | 1 860 |
Длина, мм | 6 000 | 6 000 | 6 500 |
Ширина, мм | 2 460 | 2 460 | 2 460 |
Высота, мм | 3 360 | 3 330 | 3 360 |
Клиренс, мм | 450 | 450 | 450 |
Эксплуатационная масса, кг | 8 980 | 8 870 | 8 480 |
Габаритные размеры существенно отличаются по причине использования двигателей различных модификаций, а также разницы в базовой комплектации. Конструкция отличается в зависимости от назначения конкретного типа трактора.
Двигатель
Сегодня, в зависимости от модификации, в ХТЗ-17221 могут использоваться различные двигателя. На данный момент возможна установка следующих агрегатов:
- ЯМЗ-236Д-3;
- ЯМЗ-238КМ2-3;
- Д-260.
Основные параметры данных агрегатов выглядят следующим образом:
Параметр | ЯМЗ-236Д-3 | ЯМЗ-238КМ2-3 | Д-260 |
Номинальная мощность, л.с. | 180 | 240 | 210 |
Скорость вращения коленчатого вала, об/мин | 2 100 | 2 100 | 2 100 |
Число цилиндров, шт. | 6 | 8 | 6 |
Тип двигателя | V-образный | V-образный | Рядный |
Диаметр цилиндра/величина хода поршня | 130/140 | 130/140 | 110/125 |
Рабочий объем двигателя, л. | 11.5 | 14.86 | 7.14 |
Запуск | электростартер | ||
Величина расхода топлива, г/кВт/ч | 224 | 251 | 240 |
Коробка передач
В ХТЗ-17221 устанавливается только механическая коробка переключения передач. Имеется специальный гидравлический привод, который сводит необходимое усилие до самого минимума.
КПП имеет следующие параметры:
- используется гидромеханический привод;
- присутствует 12 скоростей для выбора оптимального режима движения;
- возможно переключение на ходу – прерывание движения не требуется;
- суммарное количество диапазонов/скоростей переднего хода – 3/12;
- общее количество диапазонов/скоростей заднего хода – 0.25;
- главная передача является конической, в её состав входит спиральный зуб и межколесный дифференциал;
- Юколенчатая передача – в виде одноступенчатого планетарного редуктора.
Также имеются некоторые особенности в зависимости от используемого типа мотора:
Вид агрегата | ЯМЗ-236Д-3 | ЯМЗ-238КМ2-3 | Д-260 |
Скорость передвижения, км/ч, вперед | 3.7-5.8 7.81-12.2 17-29 | 3.7-5.8 7.81-12.29 17.96-29.60 | |
Скорость движения, км/ч, задних ход | 5.6-8.8 | 5.10-9.14 | 5.1-9.1 |
Ходовая часть (трансмиссия)
На используемых сегодня ХТЗ-17221 трансмиссия состоит из:
- муфты сцепления сухой, однодисковой;
- гидромеханической коробки переключения передач.
Так же составной частью трансмиссии является вал отбора мощности. Он располагается сзади, имеет целых 2 скорости. Диапазон скоростей у некоторых модификаций ХТЗ-17221 достаточно велик даже по сравнению с зарубежными аналогами:
- 8 скоростей для движения назад;
- 16 скоростей для движения вперед.
Кабина ХТЗ-17223. Управление трактором
Одним из главных достоинств данного трактора является кабина. Она оснащается следующим:
- двойными стеклопакетами – возможно эксплуатировать технику даже при низких отрицательных температурах;
- системами кондиционирования и отопления – что повышает производительность труда, так как усталость водителя снижается в процессе работы.
Все органы управления расположены на доступном для водителя расстоянии. У кабин ХТЗ-17223 последних годов выпуска перед ликвидацией завода имеются некоторые недоработки:
- плохая звукоизоляция – сразу после приобретения стоит проложить ещё один слой специального материала;
- в кабине имеются отверстия, соединяющие моторный отсек с кабиной – необходимо заделать их;
- форточки следует переделать – чтобы открывались в другую сторону, по ходу движения трактора (в противном случае вся пыль во время работы будет оказываться внутри кабины).
Устройство
Помимо всего прочего, в отличие от базовой версии, машина Харьковского тракторного завода, имеет ряд конструктивных особенностей. В частности речь идет о раме.
Фото трактора ХТЗ-17221
Рама, силовая установка
По сути, ХТЗ-17221 – это сильно модернизированный Т-150К. Особенностью этого трактора являлась ломающаяся рама, состоящая из двух полурам, соединенных между собой шарнирами. Эти шарниры позволяют менять угол положения меду полурамами в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
На переднюю полураму установлена силовая установка. У этой модификации это ЯМЗ-236М2. Силовая установка прикрыта со всех сторон капотом, для доступа к мотору имеются две съемные боковые панели.
К двигателю крепится кожух сцепления. Сама муфта сцепления у ХТЗ-17221 фрикционная, с использованием одного ведомого диска. Механизм управления сцеплением дополнительно оборудован пневматическим усилителем.
Трансмиссия
Кожух сцепления соединен с коробкой передач, которая у этого трактора – механическая, оснащенная фрикционными гидроподжимными муфтами, что обеспечивает ей переключение скоростей без разрыва потока мощности. Но такая возможность переключения возможна только внутри диапазона. Имея 4 диапазона передач для движения вперед и 2 диапазона – назад, обеспечивается значительное количество передач КПП, поскольку каждый диапазон насчитывает в себе 4 передачи.
Управление диапазонами и передачами осуществляется двумя разными рычагами. Такое количество передач позволяет оптимально подобрать тяговое усилие под выполнение определенного вида работ, что сказывается на потреблении топлива.
В корпусе коробки передач размещается также раздаточная коробка, от которой идет постоянный привод на задний мост. Передний же мост у трактора может отключаться. Эти части трансмиссии тоже располагаются на передней полураме.
Задняя полурама отведена под задний ведущий мост, гидравлическую раздельно-агрегатную систему, вал отбора мощности, и прицепно-навесное оборудование.
Гидросистема
Гидравлическая система обеспечивает трактору возможность взаимодействовать с разным оборудованием. Для работы с механизмами, имеющими гидроуправление, возле задних крыльев установлен блок подключения с соединительными муфтами, через которое осуществляется подключение гидрооборудование механизма. Управление оборудованием механизма производится из кабины. Также данная система оснащена автоматической регулировкой положения навесного оборудования, что позволяет хоть и в незначительной степени, но экономить топливо.
Для соединения трактора с навесными механизмами используется навеска, включающая в свою конструкцию два гидроцилиндра. Также навеска позволяет соединяться трактору с полунавесными и прицепными механизмами и прицепами, поскольку она включает в себя тягово-сцепное устройство, прицепную и стяжную скобы.
Ходовая часть
Управление трактора осуществляется гидравлическим рулевым механизмом, причем он объединен с раздельно-агрегатной гидросистемой. Повороты трактора осуществляются изменением угла между полурамами – рама «ломается». Достигается это за счет использования двух гидроцилиндров, установленных между полурамами.
Два ведущих моста, установленных на трактор, по конструкции одинаковы, различаются лишь положением корпуса главной передачи и длинной полуосей соответственно.
Сами же главные передачи идентичны и взаимозаменяемы. Оба моста также включают в конструкцию автоблокировку дифференциала.
Посредством двух полуэллиптических рессор, дополнительно оснащенных амортизаторами, с передней полурамой соединен передний мост. Задний мост к своей полураме крепиться жестко. Размерность всех 4 колес, устанавливаемых на трактор – одинакова. Шины на тракторе – пневматические, низкого давления.
Кабина – закрытая, каркасного типа, установлена за капотом. Рассчитана на двух человек. Крепление кабины к трактору – посредством 4 резиновых амортизаторов. За кабиной располагается топливный бак.
Модификации тракторов
На данный момент существует всего три различных модификации техники рассматриваемого типа:
- ХТЗ-17221;
- ХТЗ-17221-21;
- ХТЗ-17221-19.
Все обозначенные выше модели имеют общее назначение и отличаются только лишь установленными в них двигателями. Как следствие – объемом заправочных емкостей, а также расположением агрегатов. В обычную модель ХТЗ-17221 сегодня устанавливают двигатель ЯМЗ-236Д-3. Она имеет следующие отличительные особенности от остальных:
- минимальный радиус разворота, м – 6.6;
- количество масла: в коробке переключения передач, л – 18;
- в обоих мостах, л – 50;
- в гидравлической навесной системе, л – 46;
- в системе гидроусилителя руля, л – 35.
Величина тягового усилия данной модели составляет 3 000-6 000 кгс. В качестве охлаждающего теплоносителя применяется вода, а также тосол. В зависимости от времени года. Объем системы охлаждения – 45 л.
Базовая модификация ХТЗ-17221
ХТЗ-17221-21 является более продвинутой версией данного трактора. Имеет несколько большие габаритные размеры и самый мощный двигатель среди других модификаций. К основным отличиям параметров данной модели можно отнести следующее:
- минимальный радиус разворота, м – 6.7;
- количество масла в двигателе, л – 31.3;
- заправочные емкости, л: в коробку передач – 18;
- в ведущие мосты – 54;
- в гидравлической системе – 46;
- в системе рулевого управления – 35;
- в ВОМ – 6.8.
Несмотря на отсутствие специального назначения у модификации трактора ХТЗ-17221-21, он применяется не только в сельском хозяйстве, но и при строительстве, валке леса. Так как обладает относительно небольшими размерами и отличной проходимостью.
Модификация трактора ХТЗ-17221-21
ХТЗ-17221-19 также снабжается мотором отечественного производства. Мощность его составляет 210 л.с.
Модификация трактора ХТЗ-17221-19
К отличительным особенностям данной техники следует отнести следующее:
- минимальный радиус разворота, м – 6.7;
- количество масла в двигателе, л – 21;
- заправочные емкости иные: в коробке переключения передач, л – 18;
- в ведущих мостах, л – 54;
- в гидравлической системе, л – 46.
Модельный ряд трактора ХТЗ 17221
Расширенные возможности техники и ее экономическая эффективность дала толчок для ее дальнейшего развития. После некоторых доработок появилась модель ХТЗ-17221-09. Она имеет измененную форму, в частности, за счет применения в конструкции одноместной кабины. Модели ХТЗ-17221-19 и ХТЗ-17221-21 имеют более серьезные изменения, связанные уже с мощностью устройства. Первый экземпляр комплектуется 6-цилиндровым дизелем Д-260, а вот второй имеет почти вдвое более мощный 8-цилиндровый ЯМЗ-238.
Трактор ХТЗ 17221 в полевых условиях
Опыт эксплуатации. Достоинства и недостатки
Рассматриваемая модель колесного трактора для сельского хозяйства имеет как свои достоинства, так и недостатки. По возможности перед приобретением стоит ознакомиться с полным перечнем всех слабых мест данной техники.
В течение первых 12 лет эксплуатации практически на всех модификациях трактора с разной периодичностью выходят из строя следующие узлы и детали:
- водяной насос – осуществляющий циркуляцию по системе охлаждения;
- манжета насоса, осуществляющего подкачку топлива (2 раза подряд);
- манжета подшипника (заднего коренного).
Непосредственно по самому трактору у пользователей имеются следующие основные замечания:
- через 3 года эксплуатации была осуществлена замена первичного вала коробки переключения передач;
- через 4 года проведена замена гидравлической муфты включения третьей передачи;
- осуществлена замена насоса-дозатора рулевого управления;
- произведена замена фередо – одного из дисков муфты сцепления.
Следует уделить внимание основным минусам рассматриваемого типа трактора:
- плохая вентиляция, шум;
- имеется возможность открыть только лишь боковые стекла;
- при движении от передних колес отлетает грязь и попадает в кабину;
- через 2 года эксплуатации необходимо будет заменить задние крылья.
Неважно себя показывает тросовое управление агрегатами. По возможности стоит переделать его в рычажное.
Вопрос с вентиляцией и отоплением является решаемым.
К основным положительным моментам трактора ХТЗ-17221 можно отнести следующее:
- неприхотливость к качеству топлива;
- выносливость и мощность двигателя – даже 180-ти сильный трактор по своей производительности на голову аналогов;
- простота ремонта – практически все поломки возможно устранить своими силами при наличии минимальных знаний и умений ремонта подобной техники;
- все недочеты проектировки и сборки возможно устранить своими руками – затратив при этом минимальное количество времени.
ХТЗ-17221
Трактор Т-150К выступил базой для создания 170 серии колесных тракторов, но уже с обозначением ХТЗ. Одной из моделей данной серии является трактор ХТЗ-17221, производство которого началось с 1997 года.
ХТЗ-17221 является техникой общего назначения и предназначен для выполнения тяжелых сельскохозяйственных работ – пахоты, дискования, культивации, внесения удобрений и т.д
.
ХТЗ-17221 у работников сельского хозяйства заработал в большинстве своем положительные отзывы. Техника оказалась надежной, неисправности, которые возникали в процессе эксплуатации, обычно незначительные. По эксплуатационным качествам трактор тоже оказался на высоте.
К недостаткам этого трактора чаще всего относят непродуманную кабину, недостатком которой являются слабые шумоизоляция и герметичность. Многие владельцы этих тракторов уже сами устраняют данные недоработки.
Цены на б/у трактора ХТЗ 17221
Стоимость рассматриваемого типа трактора на вторичном рынке зависит от двух различных параметров: года выпуска и наработки моточасов.
Год выпуска | Количество отработанных моточасов | Стоимость, руб. |
2006 | 2 000 | 1 400 000 |
2008 | 2 300 | 1 690 000 |
2004 | 4 300 | 300 000 |
Перед приобретением подержанного трактора данной модели стоит заранее ознакомиться со всеми возможными поломками и обратить внимание на слабые места. В дальнейшем это позволит избежать излишних вложений в ремонт трактора. Низкая стоимость может быть причиной высокой затратности ремонта техники.
Тракторы ХТЗ-181 и Т-150-05-09-25. Электрооборудование
Перечень элементов схемы электрической соединений электрооборудования тракторов Т-150-05-09-25 и ХТЗ-181
(рисунок 43, вклейка) Таблица 6
Позиция,
обозначение
Наименование | Кол. | Примечание | |
А | Панель переключателей | 1 | |
KV1* | Реле включения задних рабочих фар | 1 | ** |
SA4 | Переключатель режимов работы электродвигателей вентиляторов отопительно-вентиляционной установки (кондиционера) | 1 | ** |
SA6 | Включатель электромуфты привода компрессора кондиционера | 1 | ** |
SA7 | Переключатель режимов работы стеклоочистителя заднего стекла | 1 | ** |
SA10 | Выключатель задних рабочих фар | 1 | ** |
SA11 | Выключатель передних рабочих фар | 1 | ** |
SA12 | Переключатель режимов работы стеклоочистителя заднего стекла | 1 | ** |
SA14 | Переключатель режимов работы стеклоочистителя переднего стекла | 1 | ** |
В | Датчик указателя уровня топлива | 1 | |
ВР1 | Датчик указателя температуры воды в системе охлаждения двигателя | 1 | |
ВР2 | Датчик сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя | 1 | |
ВК1 | Датчик указателя давления масла в системе смазки двигателя | 1 | |
ВК2 | Датчик засоренности масляного фильтра двигателя | 1 | Комплект двигателя |
ВК3 ВК4 | Датчик указателя аварийного давления масла в системе смазки двигателя Датчик указателя давления масла в гидросистеме коробки передач | 1 | |
ВК7 | Датчик сигнализатора засоренности фильтра воздухоочистителя двигателя | 1 | |
ВК10 | Датчик указателя давления масла в гидросистеме ВОМ | 1 | |
ВК11 | Датчик термореле кондиционера | 1 | |
ВК12 | Датчик аварийного давления кондиционера | 1 | |
Е EL1, EL2 EL5, EL9 | Радиоприемник Фара транспортная с лампой А12-45+40 Фара рабочая передняя с лампой АКГ 12-55-1 | 1 | |
EL10 EL11, EL12, EL13, EL14 | Плафон освещения кабины с лампой А12-21-3 Фара рабочая задняя с лампой АКГ 12-55-1 | 1 | |
EL15 | Фонарь освещения номерного знака с лампой А12-5 | 1 | |
F1 | Блок предохранителей 11.3722.000 с двумя плавкими вставками на 60А | 1 |
** Элементы входят в панель переключателей А.
Позиция, обозначение | Наименование | Кол. |
F2, F3 | Блок предохранителей ПР-120-01 c плавкими вставками | 2 |
GB1 | Генератор | 1 |
GB2, GB3 | Батарея аккумуляторная 6 СТ-140А3 | 2 |
GB4 | Преобразователь напряжения | 1 |
HA | Сигнал звуковой | 1 |
HL2, HL4, HL5, HL6, HL11 | Фонарь контрольной лампы | 5 |
М1 | Стартер | 1 |
М2 М3, М6 | Электродвигатель стеклоомывателя Моторедуктор стеклоочистителя переднего стекла | 1 |
М4 | Электродвигатель отопителя | 1 |
М5 | Электродвигатель вентилятора | 1 |
KV1 | Реле включения стартера | 1 |
KV2 | Реле блокировки включения стартера при работающем двигателе | 1 |
KV4 | Реле включения звукового сигнала | 1 |
SA1 | Bыключатель «массы» | 1 |
SA2 | Bключатель стартера | 1 |
SA5 | Переключатель ближнего и дальнего света фар | 1 |
SA13 | Bключатель подсветки | 1 |
SB1 | Bыключатель света заднего хода (блокировки пуска двигателя стартером) | 1 |
SB2 | Bключатель «массы» (дистанционный) | 1 |
SB3 | Bключатель контроля ламп аварийной сигнализации | 1 |
SB4 | Bключатель звукового сигнала | 1 |
SB4A | Bключатель электродвигателя стеклоомывателя | 1 |
ХТ1 | Прикуриватель | 1 |
ХТ2 | Розетка штепсельная ПС 300А3-100 для подключения электрооборудования прицепа | 1 |
Р1 Р2 | Указатель давления масла в системе смазки двигателя Указатель давления масла в гидросистеме коробки передач | 1 |
Р3 | Указатель давления масла в гидросистеме редуктора BОМ | 1 |
PV | Указатель напряжения | 1 |
PS1 | Указатель температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя | 1 |
PS2 | Указатель уровня топлива | 1 |
PS3 | Тахометр со счетчиком моточасов | 1 |
МЭ | Электромуфта привода компрессора кондиционера | 1 |
Электрические цепи потребителей электроэнергии на тракторах защищены от коротких замыканий блоками плавких предохранителей 12 и 19 (рисунок 7). На внутренней стороне крышки блоков имеются таблички расположения предохранителей, показанные на рисунке 43.
Для поддержания электрооборудования в исправном состоянии очищайте приборы и провода от пыли и грязи, следите за чистотой сбороч-ных единиц электрооборудования и состоянием изоляции проводов: устраняйте поврежденные места, обматывая изоляционной лентой типа ПВХ. Проверяйте надежность крепления электрооборудования и контрольно-измерительных приборов, следите за правильностью установки и регулировки фар, тщательно оберегайте коммутационную аппаратуру и приборы от попадания влаги.
ВНИМАНИЕ! Во избежание выхода из строя генератора, тахометра, преобразователя напряжения работа трактора без аккумуляторных батарей не допускается.
Перед ремонтом электрооборудования снимите клеммы с аккумуляторных батарей.
ВНИМАНИЕ! Все ремонтные работы, связанные с применением электросварки непосредственно на тракторе или машине (орудии) подсоединенной к трактору, выполняйте при выключенном выключателе «массы» и снятых силовых аккумуляторных проводах. Применяйте электросварку только постоянным током. Сварка переменным током не допускается. Свариваемые детали должны быть заземлены в месте проведения сварочных работ.
Ремонтировать электродвигатели, генераторы и стартеры рекомендуется в ремонтных мастерских.
Заменяя лампы и фары, следите, чтобы внутрь оптических элементов не попадали пыль и грязь. Повреждённые рассеиватели заменяйте новыми. При загрязнении зеркала отражателя фар промойте его ватой в чистой теплой воде и просушите зеркалом вниз. Пятна, появившиеся на поверхности отражателя после просушки, удалять не рекомендуется.
Для исключения перегрева, последующего коробления, порчи приборов освещения и световой сигнализации не допускается устанавливать в них лампы, мощнее тех, что установлены на заводе-изготовителе.
Не допускается применять в качестве плавких вставок металлические предметы, не предназначенные для этой цели.
Не допускается проверять исправность электрических цепей «на искру».
ВНИМАНИЕ! Оберегайте электрооборудование и приборы от попадания на них воды, топлива и масла. Мыть кабину внутри струей воды не допускается.
В зависимости от климатического района, в котором работают аккумуляторные батареи, заполняйте их электролитом, плотность которого должна соответствовать указанной в таблице 7.
Правильная эксплуатация аккумуляторных батарей и тщательный уход обеспечивают надежный и быстрый запуск трактора, увеличивают срок службы электрооборудования. При обслуживании аккумуляторных батарей изучите руководство по их эксплуатации.
Таблица 7
Климатический район | Bремя | Плотность электролита, приведенная к 15°С, г/см3 | |
года | заливаемого | в конце первого заряда | |
Районы с резко континентальным клима | Зима | 1,290 | 1,310 |
том с температурой зимой ниже минус 40°С | Лето | 1,250 | 1,270 |
Северные районы с температурой зимой до минус 40°С | Круглый год | 1,270 | 1,290 |
Центральные районы с температурой зимой до минус 30°С | То же | 1,250 | 1,270 |
Южные районы | То же | 1,230 | 1,250 |
Не реже одного раза в две недели выполняйте профилактические мероприятия:
— очищайте батареи от пыли и грязи, электролит на поверхности батарей вытирайте чистой ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Очищайте окислившиеся выводные клеммы батарей и наконечники проводов и, после их установки, клеммы батарей смазывайте тонким слоем технического вазелина;
— проверяйте крепление батарей в гнезде, надежность электрического контакта между наконечниками проводов и выводными клеммами батарей. Не допускайте натяжения проводов во избежание повреждения выводных клемм и образования трещин в мастике;
— прочищайте вентиляционные отверстия в аккумуляторных пробках;
— проверяйте уровень электролита стеклянной трубкой диаметром 3-5 мм в каждом аккумуляторе батареи и, при необходимости, доливайте дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка или сепаратора.
При сезонном техническом обслуживании, а также в случае ненадежного пуска двигателя проверьте степень заряженности батарей замером плотности электролита (таблица кислотомером (ареометром) и зарядить её до 100% постоянным током.
Таблица 8
Плотность электролита, приведенная к 15 °С, г/см3 | ||
Полностью заряжена батарея | Батарея разряжена | |
на 25% | на 50% | |
1,310 | 1,270 | 1,230 |
1,290 | 1,250 | 1,210 |
1,270 | 1,230 | 1,190 |
1,250 | 1,210 | 1,170 |
1,230 | 1,190 | 1,150 |
Одновременно замеряйте температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку (таблица 9).
Таблица 9
Температура электролита, °С | Поправка к показанию ареометра |
+ 45 | + 0,02 |
+ 30 | + 0,01 |
+ 15 | 0,00 |
0 | — 0,01 |
— 15 | — 0,02 |
— 30 | — 0,03 |
Таблица 10
Плотность электролита, г/см3 | Температура замерзания, °С |
1,100 | -7 |
1,150 | -14 |
1,200 | -25 |
1,250 | -50 |
1,275 | -59 |
1,300 | -63 |
1,310 | -66 |
Батарею, разряженную более чем на 25%, снимите с трактора и зарядите до 100% емкости в режиме постоянного тока. Эксплуатация батарей с емкостью менее 75% не рекомендуется.
Для обеспечения длительной работы аккумуляторных батарей заводы
— изготовители аккумуляторных батарей рекомендуют заряжать аккумуляторные батареи в режиме постоянного тока до 100% емкости батарей при сезонном техобслуживании.
Помните, что при минусовых температурах электролит может замерзнуть, в результате чего батарея выйдет из строя. Температура замерзания электролита в зависимости от его плотности приведена в таблице 10.
При систематическом недозаряде аккумуляторных батарей или вскипании электролита проверьте величину регулируемого напряжения на клемме «В» генератора.
ВНИМАНИЕ! Неправильное подключение аккумуляторных батарей в электрическую сеть трактора выводит генератор из строя!
Не допускается проверять исправность аккумуляторной батареи по силе искры при замыкании клемм батареи между собой.
Во избежание разряда аккумуляторной батареи при остановке двигателя отключайте ее выключателем «массы».
5.3.9 Уход за сиденьями
В кабине установлены два сиденья: подрессоренное — для тракториста и дополнительное неподрессоренное. В процессе эксплуатации периодически контролируйте крепление сидений.
Смазку подвижных частей сиденья рекомендуется производить консистентной смазкой не реже двух раз в год.
Не допускается мыть механизмы и подушки сидений водой.
Обивку сидений протирайте слабым водным раствором моющих средств, не содержащих щелочей, затем вытирайте насухо.
В сиденье предусмотрено быстрое снятие и установка подушек при их чистке с помощью поворота специальных шайб на их обратной стороне.
5.3.10 Использование и обслуживание системы микроклимата
Трактор оборудован системой микроклимата с кондиционером. По отдельному заказу на трактор может устанавливаться система микроклимата с отопительно-вентиляционным блоком.
Рисунок 44 — Система микроклимата кабины с кондиционером
1 — компрессор; 2 — фильтр воздушный; 3 — испарительно-отопительный блок; 4 — дефлекторы; 5 — хладонопровод «компрессор-радиатор-конденсатор»; 6, 8, 17, 22 — кольца уплотнительные; 7 — хладонопровод «компрессор — испарительно-отопительный блок»; 9 — правый водосборный патрубок двигателя; 10 — кран подачи охлаждающей жидкости к испарительно-отопительному блоку; 11 — трубопровод подачи охлаждающей жидкости к испарительно-отопительному блоку; 12 — хладонопровод «испарительно-отопительный блок-ресивер»; 13 — жгут электропроводов; 14 — трубопровод отвода охлаждающей жидкости от испарительно-отопительного блока; 15 — штуцер; 16 — хладонопровод «радиатор-конденсатор-ресивер»; 18 — радиатор гидросистемы коробки передач; 19 — радиатор-конденсатор; 20 — радиатор системы смазки двигателя; 21 — радиатор системы охлаждения двигателя; 23 — ресивер
Система микроклимата кабины с кондиционером предназначена для оптимизации микроклимата (вентиляции, охлаждения воздуха и обогрева с отбором тепла от системы охлаждения двигателя) в кабине трактора в зависимости от температуры окружающего воздуха, а также создания подпора воздуха в закрытой кабине с целью снижения запыленности в ней.
Кондиционер состоит из воздушного фильтра 2 (рисунок 44), испарительно-отопительного блока 3, компрессора 1, ресивера (фильтра-осушителя) 23, радиатора-конденсатора 19, воздуховодов, хладонопрово-дов 5, 7, 12 и 16, трубопроводов 11 и 14 подвода и отвода охлаждающей жидкости к испарительно-отопительному блоку, крана 10 и дефлекторов 4. Описание, назначение и работа составных частей системы приведена в эксплуатационной документации кондиционера.
Электромуфта привода компрессора включается включателем 5 (рисунок 9) на панели переключателей, электродвигатели вентиляторов отопительно-вентиляционного блока — переключателем 6 (см подраздел 1.4). Электромуфту привода компрессора необходимо включать после включения электродвигателей вентиляторов.
Система микроклимата кабины с отопительно-вентиляционным блоком предназначена для подачи в кабину фильтруемого воздуха в режиме вентиляции или обогрева кабины трактора в зависимости от температуры окружающего воздуха, а также создания подпора воздуха в закрытой кабине с целью снижения запыленности в ней.
Система состоит из воздушного фильтра 2 (рисунок 44), отопительно-вентиляционного блока, трубопроводов подвода и отвода охлаждающей жидкости, воздуховодов и дефлекторов.
Описание, назначение и работа составных частей отопительно-вентиляционного блока приведена в эксплуатационной документации отопительно-вентиляционного блока.
Воздушный фильтр 2 установлен под крышей кабины, отопительновентиляционный блок — на каркасе кабины, дефлекторы — на потолке кабины.
Система может работать в двух режимах:
— вентиляции — вентиляторы отопительно-вентиляционного блока включены и кран подачи охлаждающей жидкости к системе, установленный на водосборном патрубке двигателя закрыт (система отключена от системы охлаждения двигателя);
— подогрева воздуха, подаваемого в кабину (обогрев кабины), — вентиляторы отопительно-вентиляционного блока включены, а кран подачи охлаждающей жидкости к системе открыт (система подключена к системе охлаждения двигателя).
Электродвигатели вентиляторов отопительно-вентиляционного блока включаются переключателем 6 (рисунок 9) на панели переключателей.
ВНИМАНИЕ! Включайте кондиционер (отопительно-вентиля-ционный блок) только при работающем двигателе — в противном случае разрядятся аккумуляторные батареи.
В теплое время года подвод охлаждающей жидкости от системы охлаждения двигателя к кондиционеру (отопительно-вентиляционному блоку) кабины необходимо отключить. Включается и отключается подвод жидкости краном подачи охлаждающей жидкости к системе, расположенным на водосборном коллекторе двигателя.
Обслуживание системы микроклимата выполняется в соответствии с настоящим подразделом и эксплуатационной документацией кондиционера (отопительно-вентиляционного блока), прикладываемой к трактору.
Для достижения оптимальных условий работы и длительной службы системы микроклимата необходимо регулярно проводить профилактический осмотр и техническое обслуживание системы микроклимата.
В процессе проведения ремонтных и профилактических работ не допускается наступать на шланги системы.
В летний период эксплуатации (особенно в период уборки урожая, в условиях повышенной запыленности) необходимо выполнять следующие работы:
ежедневно:
— продувать сжатым воздухом радиатор-конденсатор 19 (рисунок 44) сжатым воздухом и, при необходимости (ослаблении воздушного потока, но не реже чем через 60 моточасов), воздушный фильтр;
— проверять и, при необходимости, отрегулировать натяжение ремня привода компрессора. Величина прогиба ремня с приложением усилия 40 Н (4 кгс) к середине ветви ремня должна быть 10-15 мм.
еженедельно:
— проверять количество хладагента в системе микроклимата по смотровому окну в ресивере 23 (таблицу 11).
Таблица 11 — Проверка количества хладагента по смотровому окну
Если в системе недостаточное количество хладагента (через смотровое стекло наблюдается чрезмерное выделение пузырьков газа) кондиционер необходимо выключить для предотвращения перегрева компрессора;
— продувать сжатым воздухом электромагнитную муфту компрессора 1;
— проверять шланги на наличие повреждений;
— проверять электрические контакты.
При сезонном техническом обслуживании необходимо выполнять все вышеуказанные работы и дополнительно продуть сжатым воздухом испарительно-отопительный блок 3 кондиционера (отопительно-вентиляционный блок).
Для очистки фильтрующего элемента 4 (рисунок 45) воздушного фильтра открутите рукоятку 5 крепления рамки 8 с фильтрующим элементом, откиньте рамку и снимите фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент продуйте сжатым воздухом сначала с чистой стороны, а потом с противоположной и установите на место в обратной последовательности.
При сезонном техническом обслуживании промойте фильтрующий элемент, для чего погрузите его на 2 часа в моющий раствор, прополощите в этом растворе в течение 20 мин и вновь промойте в теплой (35-40°С) воде, просушите в течение 24 часов и установите на место. Моющий раствор приготовьте из пасты ОП-7 или ОП-10 ГОСТ 8433-81 (20 г на 1 л воды).
Не рекомендуется очищать фильтры ударами о твердые предметы.
Рисунок 45 — Установка воздушного фильтра
1 — ось; 2 — кронштейн; 3, 6 — уплотнитель; 4 — фильтр воздушный; 5 — рукоятка; 7 — крыша; 8 — рамка
Регулировка натяжения ремня привода компрессора выполняется с помощью натяжной планки 3 (рисунок 46). Прогиб ремня должен быть в пределах 10-15 мм при приложении усилия 4 кгс по центру ремня.
Ремень должен устанавливаться на шкивы вручную, без применения какого-либо инструмента. Разрешается применять инструмент, у которого нет острых граней, исключив тем самым повреждение ремня и канавки шкивов.
При попадании на поверхности ремня и канавок шкивов масла, смазки и дизельного топлива немедленно удалите их с помощью чистой ветоши, промойте поверхности мыльным раствором, чистой водой и протрите насухо.
Рисунок 46 — Регулировка натяжения привода компрессора
1 — ремень 2 кл. 1-11х10-1120; 2 — кронштейн компресора; 3 — планка; 4, 6, 7, 8 — болт; 5 — компрессор; 9 — шкив коленчатого вала двигателя
При демонтаже хладонопроводов кондиционера и их повторной установке уплотнительные кольца 6, 8, 17 и 22 подлежат замене. При подсоединении хладонопроводов необходимо устанавливать уплотнительные кольца, предварительно смазав их и резьбы фитингов рифрижераторным маслом PAG ZXL 100 PG.
5.3.11 Уход за стеклоочистителями и стеклоомывателем
На тракторе установлены два электрических стеклоочистителя переднего и заднего стекол.
При эксплуатации стеклоочистителей, во избежание порчи стекол и преждевременного выхода из строя резиновых щеток, не включайте их при наличии сухой пыли и грязи без смачивания водой. Стекла предварительно очистите влажной тряпкой.
В зимнее время при хранении трактора на открытой площадке снимайте щетки стеклоочистителя, т.к. они примерзают к стеклу, и резина быстро разрушается. Перед пуском стеклоочистителей удалите со стекол иней или лед обогревом.
В жаркую погоду при длительной стоянке трактора на открытой площадке также снимите щетки во избежание растрескивания резины.
После снятия щеток на концы рычагов наденьте кусочки резиновой
или пластмассовой трубки для предотвращения случайных царапин на стеклах. Загрязненные щетки промойте водой. Нельзя поворачивать рычаги щеток рукой, т.к. при этом они могут быть смещены, и щетки будут ударяться об окантовку стекла.
Не рекомендуется поднимать рычаги на максимально допустимый угол, чтобы избежать растяжения их пружин.
При эксплуатации стеклоочистителя переднего стекла пользуйтесь электрическим стеклоомывателем. Стеклоомыватель включается кнопочным включателем 18 (рисунок 7) в кабине трактора.
При положительных температурах окружающей среды бачок стекло-омывателя заполняйте жидкостью против замерзания «Обзор-5С», при отрицательных температурах — «Обзор-40С».
Допускается для заправки бачка стеклоомывателя при положительных температурах окружающего воздуха использовать чистую пресную воду, а при температуре ниже 0°С любую низкозамерзающую жидкость.
Наличие механических примесей и нефтепродуктов в жидкости, заправляемой в бачок, не допускается.
При переходе с одной жидкости на другую необходимо удалить старую жидкость из трубопроводов и жиклеров путем включения стекло-омывателя в работу.
Регулировку направления струи омывающей жидкости выполняйте путем поворота шарика в жиклере при помощи стальной проволоки диаметром 0,7 мм.
5.3.12 Обслуживание пневматической системы
Пневматическая система предназначена для обеспечения работы пневмоусилителя привода управления муфтой сцепления, состоящего из сервомеханизма и тормозной камеры, и отбора сжатого воздуха при техническом обслуживании трактора.
Схема пневмосистемы трактора показана на рисунке 47.
Рисунок 47 — Схема пневматической системы 1 — компрессор; 2 — регулятор давления; 3 — баллон воздушный; 4 — кран для слива конденсата; 5 — камера тормозная; 6 — сервомеханизм; 7 — кран отбора сжатого воздуха;
Регулировку регулятора давления должен проводить квалифицированный механик на специальном стенде.
В конце каждого рабочего дня, при наличии сжатого воздуха в баллоне, откройте кран на воздушном баллоне и слейте конденсат. Особенно тщательно следите за сливом конденсата зимой, чтобы избежать его замерзания в трубопроводах.
При разборке трактора снимите воздушный баллон, очистите наружные и внутренние поверхности паром и горячей водой. При обнаружении коррозии баллон замените. Очищенный баллон испытайте гидравлически давлением 1,4 МПа (14 кгс/см2). Утечка жидкости не допускается. Не допускается испытывать баллон сжатым воздухом.
Продуйте все воздухопроводы и проверьте мыльной эмульсией герметичность соединений и гибких шлангов. Обнаруженные утечки устраните.
Поврежденные трубопроводы! и гибкие шланги замените. Следите, чтобы воздухопроводы были закреплены и не были деформированы.
В холодное время года проверяйте герметичность пневматической системы в теплом помещении, чтобы оттаяла замерзшая в системе вода. Нельзя подогревать элементы системы открытым огнем (паяльной лампой, факелом и пр.).
Обслуживание, проверку работы компрессора выполняйте согласно инструкции по эксплуатации двигателя.
5.3.13 Обслуживание системы подогрева двигателя
С целью облегчения пуска двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха, на тракторе по заказу потребителя может быть установлен предпусковой подогреватель-отопитель «Термо 90ST» (рисунок 48) (далее по тексту — подогреватель).
Рисунок 48 — Подогреватель-отопитель «Термо 90ST» 1 — нагнетатель воздуха для горения; 2 — подключение к топливной системе; 3 — датчик температуры; 4 — ограничитель нагрева; 5 — теплообменник; 6 — вход охлаждающей жидкости; 7 — циркуляционный насос; 8 — выход охлаждающей жидкости; 9 — выпуск продуктов сгорания; 10 — вход воздуха для горения; 11 — блок управления (может быть установлен также отдельно от подогревателя)
ВНИМАНИЕ! Перед вводом подогревателя в эксплуатацию внимательно ознакомьтесь с правилами его эксплуатации, технического обслуживания, мерами по технике безопасности, изложенными в инструкции по установке подогревателя ”Термо 90ST”, прикладываемой к трактору.
ПОМНИТЕ! Из-за опасности отравления и удушья выпускными газами подогреватель нельзя эксплуатировать в помещениях (мастерских, гаражах и т.п.).
Подогреватель устанавливается на переднем брусе трактора, работает независимо от двигателя и подключается к системе охлаждения двигателя, топливной и электрической системам трактора. В его комплект входят: дозирующий топливный насос, устанавливаемый сзади кабины, шланги, соединяющие его с системой охлаждения двигателя, заборная топливная трубка, топливоподводящая трубка, включатель.
Схема подключения подогревателя к системе охлаждения двигателя показана на рисунке 49.
Рисунок 49 — Схема подключения подогревателя к системе охлаждения двигателя
Систему охлаждения заправляйте только низкозамерзающей жидкостью.
Подогреватель работает на том же дизельном топливе, что и двигатель.
Для нормального функционирования подогревателя при отрицательных температурах окружающего воздуха, во избежание загустевания топлива в топливоподводящей к подогревателю трубке, применяйте только зимние сорта дизельного топлива.
Подогрев охлаждающей жидкости в двигателе, производите:
— до температуры плюс 30°С при температуре окружающего воздуха от минус 10°С до минус 20°С;
— до температуры плюс 40°С при температуре окружающего воздуха ниже минус 20°С.
Подогреватель включайте и выключайте включателем 2 (рисунок 50), расположенным в подкапотном пространстве, слева у ограждения радиатора по ходу трактора.
Пуск подогревателя производите поворотом включателя по часовой стрелке, выключение — поворотом против часовой стрелки в исходное положение.
Включение подогревателя происходит автоматически в течение 2-5 мин. после включения включателя 2. При достижении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя плюс 83°С работа подогревателя прекращается, а при снижении температуры — подогреватель автоматически включается.
После окончания работы на тракторе выключите подогреватель поворотом включателя против часовой стрелки.
Схемы электрические принципиальная и соединений подогревателя показаны на рисунке 50.
Аварийное отключение подогревателя возможно в следующих случаях:
— если пламя не образуется, подача топлива продолжается не более 180 с;
— если пламя гаснет во время работы, подача топлива продолжается не более 90 с;
— при перегреве (срабатывание ограничителя нагрева) подачи топлива нет;
— при выключении вследствие срабатывания защиты от пониженного напряжения 10,5-0,5 В, которое продолжается более 20 с, подачи топлива нет.
После устранения причины неисправности снимите аварийную блокировку путем выключения и нового включения подогревателя. В случае перегрева установите включатель ограничителя нагрева в исходное положение.
Диагностика при аварийном отключении подогревателя. Проверьте исправность предохранителей и штекерных разъемов, целостность электропроводки, отсутствие её обрыва.
По характеру мигания лампочки на включателе, являющейся индикатором работы подогревателя, определяют вид его неисправности. Для этого необходимо вести подсчет количества длинных импульсов лампочки, которые следуют после 5 коротких её сигналов:
1 — пуск отсутствует (после двух попыток);
2 — обрыв пламени (повторяется более пяти раз);
3 — падение напряжения ниже допустимого или повышение напряжения выше допустимого (диапазон рабочего напряжения 10-15B);
4 — преждевременное распознавание пламени;
5 — обрыв цепи или короткое замыкание датчика пламени 15;
6 — обрыв цепи или короткое замыкание датчика температуры 14;
7 — обрыв цепи или короткое замыкание дозирующего насоса 12;
8 — обрыв цепи или короткое замыкание или неправильное число оборотов электродвигателя нагнетателя воздуха для горения 17;
9 — обрыв цепи или короткое замыкание свечи накаливания 20;
10 — перегрев;
11 — обрыв цепи или короткое замыкание электродвигателя циркуляционного насоса 18.
Рисунок 50 — Схема электрическая электрооборудования подогревателя а — принципиальная; б — соединений; 1, 4, 23 — предохранители; 2 — включатель подогревателя; 3 — лампа; 5, 8, 11 — колодки двухконтактные гнездовые; 6, 9, 10 — колодки двенадцатиконтактные гнездовые; 7 — блок управления; 12 — топливный насос; 13 — подогреватель; 14 — датчик температуры; 15 — датчик пламени; 16 — ограничитель нагрева; 17 — электродвигатель нагнетателя воздуха для горения; 18 — электродвигатель циркуляционного насоса; 19 — генератор трактора; 20 — свеча накаливания; 21 — колодка шестиконтактная гнездовая; 22 — выключатель «массы» трактора
содержание .. 5 6 7 8 ..