Как проверить тракторный генератор в домашних условиях?


Устройство и принцип работы генератора

Прежде чем выяснить размер ремня генератора, необходимо изучить этот элемент, его конструкцию и принцип работы более подробно. Несмотря на то что на тракторы МТЗ устанавливались различные виды генераторов, они абсолютно идентичны по своим рабочим показателям и особенностям.

Данный элемент имеет идентификационный номер, который может варьироваться и зависит от используемой модификации:

  • Г306-Д;
  • Г-306А;
  • Г-304А.


Генератор является важной деталью в технике
Для его корректной работы необходимым требованием представляется наличие постоянного тока. Конструкция генератора предполагает прохождение тока через выпрямитель с тремя фазами, что позволяет трансформировать его из переменного в постоянный.

Характеристики генератора обусловлены работой его основных элементов, в роли которых выступают статор и ротор. Первый производится из листовой стали, а также трехфазной катушки, закрепленной на специальном выступе. Ротор является звездообразным элементом, имеющим 6 углов, устанавливается на вал. Принцип работы крайне прост: с помощью клинового ремня вращение коленвала передается на генераторный шкив. Из-за вращательных движений роторного механизма создается электромагнитное поле, которое под действием обмоток приводит к появлению тока, проходящего через выпрямитель.

Основные элементы

Планируя купить генератор на МТЗ 82 для его последующей установки, необходимо более подробно ознакомиться с его конструкцией. Как было сказано ранее, её основу составляет статор и ротор, однако есть и множество других элементов, за счет которых обеспечивается корректная работа агрегата. Среди них упоминания заслуживает:

  • передняя, задняя крышка, а также защита регулятора;
  • выпрямитель, изолятор, катушка и вентилятор;
  • регулировочные и крепежные элементы;
  • втулки роторные и распорные.

Обязательно почитайте: Марки тракторов

Зная, из каких элементов состоит конструкция подобного устройства, владельцу трактора МТЗ будет значительно проще самостоятельно установить его или выполнит ремонт, что позволит сократить затраты на услуги специалиста.


Схема генератора

Как проверить генератор мультиметром

Часто в виде генераторов используют асинхронные двигатели. Это вызвано наличием остаточной намагниченности вала. Барабан под беличью клетку отлит из лёгкого сплава, ось представляет чистой воды ферромагнитный материал. В результате после останова электродвигателя вал часто остаётся намагниченным. Ниже поясним, как проверить генератор мультиметром, расскажем о способах запуска мотора, добиваясь получения электрического тока.

Электрические генераторы

Большинство современных электрических генераторов работают на основе закона Фарадея для ЭДС, гласящего, что в проводнике возникает напряжение, пропорциональное площади и скорости изменения магнитного потока. Вдобавок указанная величина умножается на количество витков. Немедленно видим способы повысить вольтаж:

  1. Увеличить площадь намотки катушки.
  2. Повысить скорость изменения потока магнитного поля:
  • За счёт увеличения тока возбуждения ротора либо более сильных постоянных магнитов.
  • Путём повышения скорости вращения.

Электрогенератор

Если брать промышленные генераторы, преимущественно применяется первая методика. Это вызвано жёсткими требованиями к частоте генерации. Что касается площади катушки, параметр задан конструктивно, изменить его проблематично. Цели описания простейших сведений: в сети встречается немало примеров, где электродвигатели пытаются запустить в качестве генераторов. Отдельные попытки не слишком успешны, а авторы наглядно демонстрируют незнание простейших законов физики.

Итак, преимущество синхронных генераторов в постоянстве частоты – часто это главное требование. От параметров напряжения напрямую зависят скорость работы двигателей, нормальная работы цепей фильтрации и прочее. Если вольтаж неправильный, прежде всего, требуется проверить регулятор напряжения генератора сравнением с показаниями мультиметра. А представьте теперь, что произойдёт, если частота питания возрастёт дважды. Да, отдельные типы асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, вдобавок коллекторные реагируют преимущественно на амплитуду. А дальше?

Примечание:

  • Проверяя напряжение генератора мультиметром, оцените разность потенциалов выходных (главных) гнёзд (клемм) без учёта линии заземления.
  • Проверяя зарядку генератора, проведите измерение на гнезде постоянного тока 12 В.

Предлагается правильно выбирать для оборудования источник питания. А в описанном случае эти знания важны по той причине, что конструкция синхронных и асинхронных генераторов различна. Следовательно, методики проверки обязаны учитывать упомянутый факт. Кратко рассмотрим виды генераторов переменного электрического тока.

Подключение генератора

Подключение данного элемента к электросети тракторной техники МТЗ может показаться для неопытного пользователя сложной задачей, однако для её успешного выполнения достаточно придерживаться ряда простейших рекомендаций:

  1. Провод «+» от АКБ подключить к клемме «В».
  2. Соединить клемму «Ш» с реле-регулятором.
  3. Клемма «М» должна быть подключена к корпусу трактора.

Необходимо руководствоваться схемой подключения, которая содержит основные элементы электросети, например, аккумуляторную батарею, что позволит избежать ошибок при выполнении работ.

Схема подключения

Используя схему подключения, мастер сможет без затруднений определить основные элементы электросети трактора, а также их расположение. К числу наиболее значимых объектов на схеме можно отнести сам генератор, резистор, конденсатор и контакты замка зажигания, АКБ, контрольную лампу и обмотки.

Регулятор напряжения Я112Б

Регулятор напряжения, как в других генераторах, включает и выключает ток возбуждения. Если напряжение растет он выключает ток возбуждения, напряжение снижается, он включает ток возбуждения и напряжение снова растет, он опять выключат ток возбуждения, так поддерживается стабильный уровень напряжения около 14 Вольт.

Первоначальное возбуждение возможно без аккумулятора.

Регулятор Я 112 Б отличается тем, что гарантированно пропускает ток возбуждения, даже при очень малых значениях напряжения на выходе генератора, что обеспечивает надежное возбуждение генератора без аккумулятора.

В роторе установлены постоянные магниты, которые создают достаточно сильно магнитное поле для возбуждения генератора.

После того как генератор возбудился, часть тока обмотки через дополнительный выпрямитель отводится в обмотку возбуждения, для этого выход дополнительного выпрямителя подключается в точке Д регулятора напряжения. Ток возбуждения идет через точку Д на обмотку возбуждения и дальше через точку Ш и открытый транзистор регулятора на массу.

Техническое обслуживание устройства

Благодаря удачной конструкции подобных элементов они могут длительное время работать без необходимости осуществления ремонтных работ даже в сложных условиях, например, при наличии большого количества пыли, жары. Генератор демонстрирует стабильную работу даже на высоких оборотах, что свидетельствует о его надежности.

Но даже самое прочное устройство требует ухода и обслуживания, что позволит продлить срок его службы и избежать необходимости выполнять ремонт генератора МТЗ 80 своими руками. Следует проверять крепления элемента, а также степень натяжки его ремня. Прогиб не должен быть больше 3 см, при превышении подобных показателей ремень настоятельно рекомендуется подтянуть.

Необходимо регулярно проводить дефектовку изделия, что позволит своевременно выявить наличие трещин, а также других повреждений, способных нарушить корректную работу узла. Электрические соединения генератора следует регулярно очищать при окислении, предварительно отсоединив их от аккумуляторной батареи.

Обязательно почитайте: МТЗ 82: регулировка клапанов

Модели тракторных генераторов МТЗ

Эволюция моделей тракторов МТЗ и увеличение оснащённости машин электрооборудованием привела к использованию генераторов аналогичной конструкции с более высокой мощностью и соответствующими техническими характеристиками. Современные машины МТЗ с напряжением в сети 12 вольт комплектуются узлами следующих серий: Г46.3701 с мощностью 700 Вт; Г96.3701 с выдаваемой мощностью 1000-1150 Вт и Г 97.3701 с мощностью 1400 Вт. Для машин МТЗ с напряжением в сети 24 вольта устанавливаются узлы серии Г99.3701 мощностью 1000-1150 Вт и 98.3701 мощностью 1500 Вт. Модификации узлов отличаются конструкцией и размером привода.

Проверка исправности работы

Чтобы быть уверенным в используемом агрегате, целесообразно проверять его на работоспособность перед каждым использованием. С этой целью применяется специальная контрольная лампа. При активации зажигания трактора она должна гореть, а при успешном запуске двигателя сразу же гаснуть.

Лампа может выключаться только после увеличения частоты вращения коленвала. Если же этого не происходит, речь идет о наличии неисправностей в работе генератора. Для этого следует отключить двигатель, после чего придерживаться следующей инструкции:

  1. Проверить степень натяжения ремня генератора, скорректировать его при необходимости.
  2. Соединить минусовой провод от аккумулятора с клеммой «М», а другой — с «В».
  3. Включение лампы на данном этапе свидетельствует о неисправности выпрямителя.
  4. Далее «-» от аккумулятора потребуется соединить с клеммой переменного тока, а «+» с клеммой «В». Если лампа будет гореть, имеет место пробивание диода выпрямителя.

Также можно совместить «+» от батареи с клеммой переменного тока, а «-» с «М» генератора. При включении лампы проблема скорее всего кроется в кротком замыкании обмотки статора либо пробивании диода.

Следует соблюдать осторожность при работе с электрическими комплектующими, поскольку при неправильных действиях они способны быстро прийти в негодность.

Признаки неисправности обмотки статора

Для начала, неплохо бы узнать, какие подключения применяются у этого устройства. Дело это простое: минусовой провод аккумуляторной батареи крепится к клемме “М” генератора, а плюсовой через контрольную лампу к клемме “Ш”.

  1. Как уже говорилось выше, при неисправной обмотке лампочка индикатора на приборной панели гореть не будет, либо будет гореть очень слабо. К тому же, сила тока не превысит 3-3.5 ампера.
  2. Если лампочка совсем не горит (независимо от модификации двигателя трактора), значит обмотка просто разорвана, сгнила, окислилась (нужно подчеркнуть).
  3. Меняем подключение. Клемму “минус” АКБ кидаем на любую клемму генератора, а клемму “плюс” снова через лампочку индикатора к клемме “В” генератора.

На тракторы ставятся индукторные генераторы, которые лучше приспособлены к тяжелым условиям работы.

Пыль, грязь, плохое охлаждение (малая скорость во время работы)
Практически непрерывная работа в течение рабочего дня

Индукторный генератор отличается тем, что его ротор не имеет обмотки возбуждения и является просто вращающимся магнитопроводом. Ротор, при вращении создает изменяющееся магнитное поле, и в обмотке индуктируется ЭДС.

В генераторе вставлена неподвижная

обмотка возбуждения, через нее проходит постоянный ток, от генератора, этот ток создает сильный магнитный поток, который замыкается через вращающийся ротор.

Выводы обмотки возбуждения включаются так, чтобы ток возбуждения проходил в направлении намагничивания ротора, который содержит постоянные магниты. Если перепутать выводы обмотки возбуждения, ток возбуждения будет размагничивать ротор и генератор практически престанет работать.

То, что обмотка возбуждения не вращается вместе с ротором, дает важное преимущество – не нужны щетки, для передачи тока во вращающийся ротор. Щетки изнашиваются, плохой контакт под ними сильно снижает надежность генератора, поэтому индукторный, бесщеточный генератор получается более надежным.

Однополюсная магнитная схема и большие магнитные зазоры в системе возбуждения, снижают КПД индукторного генератора по сравнению с классическим автомобильным генератором, где обмотка возбуждения внутри ротора и ток в нее подается через щетки.

Снижение КПД приводит в ухудшению массогабаритных параметров, но для тракторов и тяжелых автомобилей это менее важное качество, чем надежность и долговечность.

В обмотке индукторного генератора рождается переменная ЭДС, поэтому, на выходе обмотки необходим выпрямитель – диодный мост. В зависимости от схемы генератора может применяться диодный мост трехфазный и пятифазный, с дополнительными диодами и без дополнительных диодов.

Важным требованием к тракторным генераторам является то, что они должны работать как с аккумулятором, так и в отсутствии аккумулятора. Например, если двигатель заводится пускачем, без электростартера, то аккумулятор становится не нужен или необязателен.

Обычный автомобильный генератор всегда возбуждается от аккумулятора, а в тракторном генераторе должно быть предусмотрено возбуждение без аккумулятора. Для надежного возбуждения генератора, ротор имеет остаточный магнетизм, а в регуляторе напряжения предусмотрены соответствующие изменения в схеме, облегчающие самовозбуждение.

Генератор 46.3701 Выполнен по схеме с пятифазной обмоткой,

соответственно с пятифазным диодным мостом с дополнительными диодами.

Пятифазная схема дает возможность получить более качественное выпрямленное напряжение, то есть, с меньшими пульсациями. Это актуально при отсутствии аккумулятора, который как фильтр сглаживает пульсации выпрямленного напряжения.

Применение схемы с дополнительными диодами оправдано тем, что не нужна внешняя цепь возбуждения, она замыкается внутри генератора. Кроме того, если есть аккумулятор, питание обмотки возбуждения от дополнительных диодов, исключает случайную разрядку аккумулятора через обмотку возбуждения при включенном питании и неработающем двигателе.

ТО устройства на МТЗ

В процессе эксплуатации на генераторе оседают частицы масла и пыль, которые следует удалять чистой ветошью. Если грязь набилась во внутренние полости оборудования, то узел необходимо снять для разборки и чистки ветошью, смоченной бензином. Не допускается образование слоя окислов на клеммах или разрушение изоляции проводов бортовой сети трактора.

При пуске мотора должна гаснуть контрольная лампа (на части тракторов допускается мигание индикатора на холостом режиме, при повышении частоты до 1400 об/мин лампочка отключается).

Не допускается эксплуатация оборудования с поврежденными шкивом или крыльчаткой вентилятора. Рекомендуется периодически проверять и регулировать натяжение ремня (стрела прогиба 30 мм при нагрузке 3 кг). Чрезмерно натянутый привод перегружает подшипники ротора. По причине износа элементов нарушается нормальный зазор между вращающимся узлом и статором. Трещины или надрывы на ремне приводят к проскальзыванию привода.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]