Многоцелевой универсальный перевозчик 6х4
МАЗ-6312 – это семейство большегрузных автомобилей с колёсной формулой 6х4; универсальная платформа, которая может дополняться разнообразными вариантами надстроек. Наибольшее распространение получили МАЗы данной модели, оснащённые бортовой платформой и тентом. Грузовики МАЗ-6312 часто работают в составе автопоезда, с прицепами, в частности, как зерновозы. Также на шасси МАЗ-6312 устанавливаются фургоны, цистерны, КМУ и другие варианты специальных надстроек.
Особенности конструкции и эксплуатации
В 2009-м году Минский автомобильный завод произвёл серьезную модернизацию популярных семейств своих автомобилей. Изменений во внешности оказалось достаточно для того, чтобы внешних облик минских машин стал гораздо ярче и современнее. Кроме того, обновлённые облицовка радиатора, бампер, боковые дефлекторы и обтекатели значительно улучшили аэродинамику кабин, намного снизили забрызгивание боковин, сделали удобнее посадку и вход. Более широкое применение пластика и оцинкованного стального листа повысило коррозионную стойкость. А модернизированные приборная панель, кресло водителя и рулевое колесо сделали интерьер эргономичнее и удобнее для работы.
Грузовую платформу есть возможность выполнить самых разнообразных видов. На открытой платформе можно транспортировать типовые грузовые контейнеры различных видов. Изометрические фургоны используются для транспортировки продукции, которая не приспособлена к высоким температурам. Конструкция кузова из швеллера и металлических листов предназначена для использования автомобиля в качестве зерновоза (как автопоезд, вместе с сопоставимым по грузоподъёмности прицепом).
Единственное нарекание вызывает высокая погрузочная высота, что создаёт определённые неудобства. Но в целом, нельзя не отдать должное дизайнерам. Минималистичный, вполне достойный внешний вид позволяет сопоставлять белорусский МАЗ с европейскими грузовиками-«одноклассниками».
В состав дополнительного оснащения входят: антиблокировочная и противопробуксовочная системы (ABS и ASR) – они имеются в стандартной комплектации; датчики контроля грузоподъёмности и осевой нагрузки; зеркала заднего обзора с электроприводом; система круиз-контроля; встроенная аудиосистема; кондиционер – это опции за дополнительную доплату.
Видео
МАЗ-6312 считается оптимальным вариантом для перевозки различных грузов в комплексе транзитных перевозок. Модель обычно используется в составе автопоезда. Водителям понравится комфортабельная кабина, дополненная спальным местом, что позволяет легче переносить длительные перемещения. Тягач также выпускается в тропическом исполнении.
Сфера применения МАЗ-6312 благодаря большой линейке доступных надстроек очень широка. При разработке автомобиля были учтены последние требования в области надежности и безопасности, что сказалось на качестве его элементов.
Модификации МАЗ-6312 для российского рынка комплектовались силовыми установками повышенной мощности. Колесная формула шесть на четыре и наличие трех осей обеспечивали равномерное распределение массы груза по поверхности платформы и сокращали нагрузку на каждую из осей. Кроме того, подобная компоновка увеличивала проходимость. Дополнительно автомобиль оснащался системами ASR и ABS, позволяющими остановить тяжелый грузовик на любой поверхности и при любой скорости.
В настоящее время модели серии МАЗ-6312 являются отличным вариантом для организаций, занимающихся строительством и международными перевозками. Доступная цена автомобиля и высокая ремонтопригодность позволяют сэкономить достаточное количество средств. В комбинации с прицепом модель может перевозить грузы большой массы. При этом она еще и имеет грузовой отсек повышенной вместимости, что нехарактерно для седельных тягачей. Универсальность и маневренность грузовика позволяют использовать его в различных условиях.
Модификации
1. МАЗ-6312А8 – с 330-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-6582.10Е3; 9-ти ступенчатой коробкой передач JS135TA9. Технически допустимая грузоподъёмность автомобиля – 14,05 т; технически допустимая полная масса автопоезда – 48 тонн. Снаряжённая масса автомобиля – 12,3 т.
2. МАЗ-6312А5 – с 400-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-6581.10Е3; 12-ти ступенчатой коробкой передач JS200TA12. Технически допустимая грузоподъёмность автомобиля – 14,05 т; технически допустимая полная масса автопоезда – 52 тонн. Снаряжённая масса автомобиля – 12,3 т.
МАЗ-6312 сортиментовоз с гидроманипулятором.
3. МАЗ-6312А5-370 – с 330-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-6582.10Е4; 9-ти ступенчатой коробкой передач JS135A. Технически допустимая грузоподъёмность автомобиля – 14,6 т. Снаряжённая масса автомобиля – 11,75 т. 4. МАЗ-6312W6-8421 – с 360-сильным дизельным двигателем Cummins ISLe360; 12-ти ступенчатой коробкой передач JS135A. Технически допустимая грузоподъёмность автомобиля – 14,28 т.
5. МАЗ-6312В9-420(430,470) – с 412-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-651; 16-ти ступенчатой коробкой передач ZF S2520TO (есть варианты: JS200TA(14), ТМЗ 14.180(12). Технически допустимая полная масса автопоезда – 56,5 тонн.
Основные возможности грузового автомобиля • Водитель обязан
МАЗ-6312: 6312В9, 6312С9-520-015, 6312А9, 6312В5, 6312А8, 6312В3, 6312В9-426-012, 6312В9-429-012, 6312В3-427-010, технические характеристики, зерновоз, бортовой, расход топлива, отзывы, с прицепом, со Многолетний опыт работы, надежность технического оснащения и постоянная работа конструкторов МАЗа на модернизацию ассортимента в условиях современного рынка сохраняют популярность торговой марки в России и странах зарубежья. Для обеспечения сцепления с вагоном составом из нескольких вагонов в конструкции локомобиля применена автоматическая железнодорожная сцепка марки СА-3. |
- в процессе отработки конструкции
Прочие технические характеристики в цифрах (общие для всех модификаций)
- Габаритные размеры автомобиля: длина – 7,3 м; ширина – 2,48 м; высота – 2,66 м; колёсная база – 4,4 м.
- Внешний габаритный радиус поворота автомобиля – не более 10,6 метров.
- Объём топливного бака – 500 литров дизтоплива.
- Типоразмер шин – 315/80R22,5.
- Распределение нагрузки: на переднюю ось – 7,5 т, на заднюю ось – 19 т, полная масса автомобиля – 26,5 т.
- Заправочные ёмкости: система смазки двигателя – 32 л; система охлаждения – 48-50 л; коробка переключения передач – 7,5 л; картер главной передачи, средний мост и задний мост – 13 л (в каждый механизм); гидроусилитель руля – 6,5 л; бачок с омывающей жидкостью – 10 л; система подвеса кабины – 0,75 л; картер раздаточной коробки – 4,5 л.
- Внутренние размеры грузовой платформы: длина – 7,750 х ширина – 2,48 м х высота стандартной тентованной конструкции – 2,45 м.
- Объём платформы со стандартной тентованной конструкцией – 49 кубометров, площадь платформы 20 квадратных метров, борта стальные в базе.
- Рекомендуемые прицепы производства Минского автозавода: прицеп МАЗ-870100-1010 и его модификации, прицеп МАЗ-870110-1010 и его модификации, прицеп МАЗ-837810-014 и его модификации.
МАЗ-6213 зерновоз.
Двигатели МАЗ-6312
ЯМЗ-6582.10Е3, как и ЯМЗ-6581.10Е3 – это восьмицилиндровый дизельный мотор жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров, 4-х тактный, с непосредственным впрыском дизтоплива, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух». Система топливоподачи – производства ЯЗДА: топливный насос высокого давления (ТНВД) 179-20 типа «Компакт-40» с микропроцессорной электронной системой управления. Имеется комплект датчиков: частоты вращения коленчатого вала, давления и температуры надувочного воздуха, температуры охлаждающей жидкости, температуры дизтоплива, степени засоренности воздушного фильтра.
Конструктивно мотор выполнен на базе ярославской «классики» – двигателя ЯМЗ-238ДЕ2 c общими головками цилиндров. Отличается рядом технических характеристик, за счёт установки электроуправляемой топливной аппаратуры с ТНВД «Компакт-40» и электронным регулятором. А также изменением конструкции ряда узлов и деталей двигателя, с замкнутой системой вентиляции картерных газов.
Мощность этого двигателя равна 243 кВт / 330 л.с., при частоте вращения 1900 об/мин; рабочий объём составляет 14,86 литров. Диаметр цилиндра – 130 мм; ход поршня – 140 мм. Степень сжатия – 17,5:1. Максимальный крутящий момент – 1274 Н·м (130 кгс·м), при 1100-1300 об/мин. Минимальный удельный расход топлива – 200 г/кВт.ч (147 г/л.с.ч). Габаритные размеры: длина 2300 мм / ширина 1045 мм / высота 1100 мм. Масса мотора – 1645 кг. В модификации ЯМЗ-6581.10Е3 мощность повышена до 294 кВт / 400 л.с., а максимальный крутящий момент – до 1766 Н·м (180 кгс·м).
ЯМЗ-651 – относится к семейству современных тяжёлых шестицилиндровых рядных дизельных двигателей ЯМЗ-650 с рабочим объемом 11,12 литров, лицензию на производство которых Ярославский моторный . По сравнению с близким по характеристикам 8-цилиндровым ЯМЗ-6581.10 – наследником «ветерана ЯМЗ-238», у ЯМЗ-651 почти на 38% выше литровая мощность, на 2,4% ниже расход топлива, на 260 кг меньше масса и на 5,5% больше крутящий момент. Благодаря рядной, а не V-образной компоновке цилиндров, упрощается установка оборудования, необходимого для соответствия актуальным экологическим стандартам Евросоюза: «Евро-4» и «Евро-5» (мотор выполнен на базе двигателя Рено предыдущего поколения, поэтому он первоначально соответствовал только «Евро-З»).
ЯМЗ-651.
Мощность данного двигателя равна 303 кВт / 412 л.с. Максимальный крутящий момент – 1911 Н·м (195 кгс·м), при 1200-1400 об/мин. Масса мотора – 1150 кг. Ресурс до капитального ремонта – 15 000 часов, или 1 000 000 км пробега. На двигателе ЯМЗ-651 установлена система подачи топлива Common Rail производства GRS Bosch, c максимальным давлением впрыска 1600 бар, и система рециркуляции охлаждённых отработавших газов (EGR) с каталитическим нейтрализатором. Ярославские коробки передач в тандеме с ЯМЗ-651 на МАЗы не ставят, сделав выбор в пользу импортных 16-ступенчатых агрегатов от ZF.
Cummins ISLe360 8.9 представляет собой рядный шестицилиндровый дизель с турбонаддувом, рабочим объёмом 8,9 литров и мощностью в 265 кВт / 360 л.с. (при частоте вращения 2100 об/мин). Это проверенный временем силовой агрегат, опробированный на грузовых автомобилях многих марок в мире, а также на прочей энергонасыщенной технике. Этот дизель показал себя как исключительно надёжный двигатель. К тому же, он значительно легче по весу, чем большинство сопоставимых с ним по мощности, а также получил известность как «самый тихий» в своём классе.
На «Камминз ISLe360 8.9» установлен мощный турбокомпрессор НХ-40 с регулируемым выпускным трактом. Он обеспечивает максимальный крутящий момент на низких оборотах и высокий прирост мощности на высоких. Дополнительный вал отбора мощности предусматривается для привода вспомогательного оборудования. Электронное управление двигателем (тип топливной системы: CommonRail) позволяет достигать отличных эксплуатационных характеристик двигателя, добиваться высокой топливной экономичности, обеспечивать совершенную диагностику и контроль.
Монолитная головка цилиндров оборудована встроенными впускным коллектором и системой подачи топлива. Система охлаждения наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» обеспечивает прирост в мощности и уменьшение вредных выбросов в окружающую атмосферу. Экологический стандарт данных дизелей «Камминз» – «Евро-4» и «Евро-5».
Максимальный крутящий момент равен 1550 Н·м, при частоте вращения 1400 оборотов в минуту. Диаметр цилиндра: 114 мм. Ход поршня: 145 мм. Степень сжатия: 16.6±0.5 :1. Гарабитные размеры: 1150 мм – длина; 890 мм – ширина и 1020 мм – высота. Масса двигателя «Камминз ISLe360 8.9» нетто – 707 кг.
Расход топлива двигателей ЯМЗ-236 и 238
На протяжении многих десятилетий Ярославским моторным заводом выпускаются незаменимые и не имеющие аналогов двигатели ЯМЗ 236 и ЯМЗ-238. Такая популярность моторов объясняется их надежностью и максимальной ремонтопригодностью. Устанавливаются агрегаты на спецтехнику, относящуюся к классу с большой грузоподъемностью. Сюда стоит отнести МАЗ, ЗИЛ, сельскохозяйственную технику, Камаз и т.д. За несколько десятилетий были выпущены большое количество модификаций моторов данной марки, поэтому сегодня их можно устанавливать и на подержанные транспортные средства, и на недавно выпущенные.
Сразу отметим, что независимо от конкретного предназначения спецтехники, на которую устанавливают двигатель ЯМЗ-236 или ЯМЗ 238, расход топлива будет оставаться важным показателем при покупке устройства для замены или установки на новую технику. Вроде бы ничего нет сложного в том, чтобы узнать, какой расход предусмотрен. Производитель всегда отмечает в техническом описании эту информацию. Однако реальные показатели почему-то оказываются ошибочными.
Расход топлива на 100 км, имеется в виду не тот, что указан в инструкции, а реальный, зависит от многих факторов:
- изменение скоростных режимов при движении транспортных средств;
- тип дорог, по которым чаще всего перемещает транспорт, например, если движение на подъем, то возрастает нагрузка на двигатель, расход топлива, соответственно, увеличивается;
- износ мотора и комплектующих;
- качество топлива;
- масса автомобиля. Если, например, УРАЛ тяжелей трактора, то значит и расход в первом случае будет больше;
- температурные и климатические условия окружающей среды;
- исправность и интегрирование систем всего моторного отсека и других комплектующих транспортного средства.
Трансмиссия
Недорогие и достаточно надёжные коробки переключения передач JS, производства китайских компаний Shaanxi / Shaft, приобретаются Минским автозаводом уже с 2006 года и используются на многих моделях МАЗовских грузовиков. Они хорошо зарекомендовали себя, однако предспочтительнее выглядят, конечно же, коробки ZF.
Коробка переключения передач ZF 16S2520TO (число передач 16 вперёд / 1 назад), производится немецкой («ZF»). Такие механические 16-ти ступенчатые коробки передач прошли многократные и серьёзные испытания временем. Они превосходно работают в тяжёлых условиях эксплуатации, при низких скоростях, когда особое значение имеет точность управления. Выверенный европейский стандарт коробок передач ZF позволяет достичь идеальной синхронизации с дизельным двигателем любой марки. Относятся к серии коробок переключения передач с двойным промежуточным валом. Коробки переключения передач ZF известны как высоконадёжные и долговечные в использовании.
Коробка передач ZF 16S2520TO состоит из следующих основных узлов: основного четырёхступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, а задняя передача – зубчатой муфтой. Высшая передача – повышающая. Демультипликатор планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана синхронизатором, при перемещении рычага в нейтрале от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот. Делитель передач – механический, состоит из двух пар цилиндрических шестерён и синхронизатора. Управление делителем пневматическое. Масса коробки передач составляет 290 кг. Максимальный крутящий момент – 1850 Н.м.
Расход топлива на 100 км МАЗ 6303
На данный момент снята с производства, но остается востребованной во многих хозяйствах за счет высоких показателей устойчивости к нагрузкам, производительности и сравнительно низкой стоимости. Именно они, вероятно, и стали причиной того, что Минский автозавод выпустил целую серию многообразных модификаций модели с индексами А5-320, А5-321, А5-326, А5-329 и А5-335.
Подвеска и ходовая часть МАЗ-6312
Передняя подвеска автомобиля – рессорная; подвеска задняя – четырёхбаллонная пневматическая, со стабилизатором поперечной устойчивости. Колёса дисковые, шины имеют типоразмер 315/70R22,5. Тормоза барабанные, оснащённые АБС – противоблокировачной системой, а также антипробуксовочной системой. Тормозная система оснащена пневматическим приводом.
Кабина МАЗ-6312
МАЗ обзавёлся современной кабиной европейского уровня комфорта и оснащения раньше, чем КамАЗ. После рестайлинга 2009 года все грузовики семейства МАЗ-6312 оборудуются просторными двухместными, и оснащёнными двумя спальными местами кабинами, с комфортными современными регулируемыми креслами. Эти сиденья выполняются в двух вариантах: на пневматической подвеске, либо на четырёхточечном подрессоренном креплении. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях. Рулевое управление МАЗ-6312 отличается исключительной простотой и удобством, благодаря гидравлическому усилителю руля. В кабине имеются многочисленные отделения и полочки для вещей и документов, а также удобный инструментальный ящик.
Использование современных материалов позволило значительно укрепить тепло-, вибро- и звукоизоляцию кабины грузовика. В холодное время года здесь быстро достигается и хорошо поддерживается комфортная для работы температура воздуха. Шум и вибронагрузки мотора в поездке не досаждают: в кабине МАЗ-6312 можно разговаривать, не повышая голоса.
Комфортабельность управления
Одним из самых важных достоинств рассматриваемой техники является ее комфортабельность. Несмотря на массивность и большую грузоподъемность, маневрировать на данном грузовике очень просто.
Гидроусилитель руля берет на себя всю тяжелую работу. Рулевое колесо в процессе движения можно крутить даже одной рукой – оно поддается легко и без рывков.
Кабина МАЗа-6312 чрезвычайно комфортабельна. Она отличается очень большим количеством свободного места, поэтому в ней с удобством смогут расположиться как водитель, так и пассажир.
В наличии имеется целых два спальных места; длина и ширина полок позволит с комфортом отдохнуть даже людям, имеющим нестандартные антропометрические параметры.
Сиденье оснащается специальным механизмом для его регулировки. Поэтому даже человек небольшого роста может без затруднений управлять грузовиком – на рулевом колесе имеется возможность механической корректировки положения.
Необходимости тянуться к всевозможным кнопкам, рычагам отсутствует. Приборная панель находится прямо перед водителем. Спицы руля достаточно тонкие, чтобы не закрывать показания имеющихся на ней датчиков.
В базовой комплектации кабины имеются подрессорники под каждым посадочным местом, подогрев сидений, ремни безопасности. При эксплуатации первое, что замечает водитель, – практически полное отсутствие шумов внутри.
Нами рассмотрены технические характеристики автомобиля «Урал-63685» в следующем обзоре. В статье мы подробно рассказали о грузовике BAW Tonik.
Перейдя по следующей ссылке https://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/isuzu/elf-harakteristiki-i-raznovidnosti.html, вы узнаете скорость и другие технические характеристики автомобиля Исузу Эльф.
Конструкторы уделили самое пристальное внимание данному моменту, именно поэтому вождение МАЗа-6312 очень комфортабельно, удобно. Кабина выполнена из металла, но благодаря особому утеплителю она не нагревается летом и не остывает зимой.
Отзывы владельцев и водителей
Обо всех двигателях, которыми комплектуются автомобили МАЗ-6312, отзывы только хорошие: их мощности вполне хватает для любых условий эксплуатации, и тяга уверенная, с запасом, и расход дизельного топлива машина при этом демонстрирует приемлемый. Неприятные моменты связаны с небезупречной сборкой автомобиля и некоторыми показателями его надёжности.
«На 3000 км начал гореть чек. Диагностика показала, что неисправен клапан ЕГР. Скажите мне, разве это нормально? Ладно бы еще на 30 тыс. км, но не на 3-х тыс. Официалы развели руками и предложили зашить под Евро-2. Мне эта затея не понравилась. На 10 тыс. км перестал работать прамотроник (отопитель). Благо, к тому времени на улице потеплело и мне не пришлось в срочном порядке его ремонтировать. Затем, примерно на 15 тыс. км, начались проблемы со шлангами охлаждения – они два раза слетали, и оба раза пришлось покупать по 30 литров охлаждающей жидкости. А недавно появились щелчки – в основном, на неровностях. Осмотрел всё, что только можно, но так ничего и не обнаружил. Есть подозрение, что этот звук издают рессоры», – рассказывает один из владельцев.
Некоторые владельцы и водители критикуют кабину, которая, хоть и является достаточно современной, всё-таки не дотягивает по уровню комфорта и оснащения до уровня аналогичных машин европейского производства. Лакокрасочное покрытие называют недостаточно качественным, тормоза – слабыми, электронику – тугой.
Абсолютно все владельцы критикуют фары этих машин. Не только за неудовлетворительное освещение, но и за то, что в них попадает вода. Поэтому зачастую прямо в автосалоне, при покупке машины, дилеры сразу предлагают докупить другие, хорошие фары. Те, кто отказывается, очень скоро выясняют на собственном опыте, что значило это предложение – в фары образом попадает влага, они запотевают, а затем постепенно начинают облезать отражатели, ржаветь патроны. Попытки с этим явлением бороться (герметиком, феном и т.д.) отнимают время и не всегда дают желаемый результат.
Проходимость у автомобиля неплохая, особенно с учётом того, что это не вездеход, а магистральный грузовик для асфальта. Спокойно преодолевает и рыхлый снег, и умеренную раскисшую грязь. С управляемостью тоже всё в порядке – дорогу держит нормально – как обычную, так и зимнюю – заснеженную. «На бездорожье, по снегу и льду, на хорошей резине, МАЗ-6312 чувствует себя уверенно, но, из-за глючной электроники, отпускать его в далёкие дали, где нет специализированного сервиса, как-то опасно», – высказывается один из владельцев.
Вызывает недоумение и возмущение, что многие машины приходят с заваод не протянутые – приходится самим проверять едва ли не каждое соединение. А ведь это нужно всё-таки делать именно на заводе, при сборке. По цене МАЗ-6312 относительно недорог, во всяком случае, ощутимо дешевле европейских «одноклассников». Но внимания к себе требует больше, и мелкие досадные поломки случаются у него горадо чаще. По признанию одного из перевозчиков, «у меня есть еще мерседес, даф и ивеко ю. Да, эти машины тоже требуют к себе регулярного внимания, но это внимание пошло после 600 тыс. км, а МАЗ-6312 уже к 250-ти тыс. км, можно сказать, весь перебрали».
Вывод. Водитель обязан
Напомним, что у автомобилей этого бренда восьмиступенчатая коробка передач с делителем, благодаря чему количество передач увеличивается до шестнадцати. Если вы являетесь одним из тех людей, которому надоело жить жизнью простого рабочего, вы хотите что-то изменить, но не знаете как, тогда этот материал именно для вас.
от 90 000 | |||
Применяемость: ЯМЗ240НМ2, ЯМЗ240ПМ2. С турбонаддувом. Б/У. Мы рекомендуем приобретать новый блок. |
Стоимость автомобиля МАЗ-6312
В 2022 году цена нового грузовика МАЗ-6312 начинается с отметок: 4 150 000 рублей – шасси; 4 430 000 – бортовой грузовик; 4 400 000 – тентованный; 4 950 000 – в исполнении «зерновоз», с самосвальным кузовом двухсторонней разгрузки; 5 000 000 – с фургоном-рефрижератором; 5 150 000 – автоцистерна (бензовоз); 5 800 000 – с мощным кузовом «ломовоз/металловоз».
На электронных досках объявлений подержанные автомобили данной модели представлены широко. Цены колеблятся от 1 200 000 до 3 000 000 рублей, в зависимости от года выпуска, технического состояния и оснащения.
Грузовая платформа
Стандартная версия данного грузовика оборудована металлической грузовой платформой с откидными бортами. Дополнительно конструкция такого кузова может быть оснащена тентовым каркасом, защищающим перевозимый груз от воздействия внешних факторов. Длина конструкции составляет 7300 миллиметров, а ширина 2480. Высота с тентом составляет 2450 миллиметров.
Похожую платформу, но без тента, имеет модификация, оборудованная крано-манипуляторной установкой. Благодаря наличию такого устройства можно самостоятельно проводить погрузочно-разгрузочные операции.
Среди других надстроек для МАЗ-6312 предлагаются автоцистерны, фургоны, самосвальные кузова, зерновозы, сортиментовозы, лесовозы и многие другие, включая автокраны и бетоносмесители. Все это позволило в значительной степени расширить область применения данного грузового автомобиля.