Трелевочник ТДТ-55 — специализированный трактор, выпущенный на Онежском тракторном заводе (ОТЗ) в 1966 году и предназначенный для перемещения и штабелирования поваленных деревьев, хлыстов, сортиментов от места валки до погрузочного пункта, лесовозной дороги и других временных мест складирования.
Агрегат создан для устранения тяжелого ручного труда на лесозаготовках. Повышает производительность и улучшает условия труда.
Устройство и техническая характеристика
Основа гусеничного трактора ТДТ-55 — жесткая рама сварной коробчатой конструкции. Для защиты моторного отсека и трансмиссии в нижней части расположены специальные откидные пластины, присоединенные крепежными элементами к лонжеронам и поперечинам.
Кабина оператора находится в асимметричном положении относительно рамы. Она изготовлена из влагозащитных и теплоизоляционных материалов. Ее большая часть застеклена, что позволяет увеличить угол обзора во время эксплуатации и контролировать рабочую территорию.
Внутри кабины водителя расположен удобный щиток с измерительными приборами, мягкое сиденье, мощный отопитель и вентиляционная система.
В конструкции предусмотрено минимальное количество электрики: 2 передние и 2 задние фары для работы в темное время суток.
Трактор ТДТ-55 сначала комплектовался 4-цилиндровыми дизельными установками СМД-14БН и СМД-18Н с турбонаддувом и без него. Для их запуска был смонтирован пусковой механизм П-10УД с редуктором.
Мощность двигателей достигала 95 л. с. Сложные в обслуживании моторы СМД-18Н с малым межремонтным ресурсом были переоборудованы в СМД-14, при этом менялась цилиндро-поршневая группа, топливный насос высокого давления, из-за низкокачественных горюче-смазочных материалов удалялся турбинный компрессор. Позже на агрегат устанавливался мощный дизельный 4-цилиндровый двигатель Д-245, рассчитанный на 122 л. с. при 1200 об/мин. Расход топлива — 17 л на 100 км.
Трансмиссия трелевщика — сухое сцепление с 2 дисками, включающее фронтальный тормоз и гидроусилитель для защиты от переутомления водителя.
Коробка передач — не синхронизированная, 5 скоростей вперед и 1 назад.
Гидравлическая система состоит из 2 раздельных контуров и бака. Один контур отвечает за движение трелевщика и управляется насосом НШ-10, второй обслуживает навесные механизмы через насос НШ-50.
Топливная система — постоянно работающая основная и резервная.
Рабочие органы:
- бульдозерная навеска;
- щит трелевочный;
- реверсивная лебедка.
Для трактора ТДТ-55 технические характеристики имеют следующий вид:
- габаритные размеры — 5850х2357х2560 мм;
- эксплуатационная масса — 9,6 т;
- дорожный просвет — 555 мм;
- ширина гусеницы — 440 мм;
- давление на грунт — до 0,45 МПа;
- скорость движения — 13 км/ч;
- тяговое усилие — 3000 кгс;
- объем топливного бака — 140 л.
Весовые характеристики
Перед тем, как приобрести трелевочник, у покупателей возникает вопрос: сколько весит трактор и отдельные его части?
Эксплуатационный вес в полной комплектации – 9,6 тонны.
Вес трака трелевочника (одно звено) – 9,5 кг. 140 звеньев – полный комплект гусениц – 1526 кг.
Вес рамы – около 1,5 тонны (в зависимости от модификации).
Также популярен вопрос насчет веса щита (отвала) – он может разниться из-за общих размеров, модификации трактора. Вес ножа ТДТ 55 – 200-300 кг.
Особенности применения лебедки
Лебедка относится к трелевочному оборудованию. На трактор устанавливают реверсивную лебедку с одним барабаном. Устройство подходит для правильного управления трактором.
Лебедка обладает ленточным тормозом. Для управления предусмотрен рычаг, отличающийся надежностью и простотой конструкции.
Обычно используют трос диаметром 19-21 миллиметров. В барабане умещают 40 метров троса. Обязательно учитывают усилие лебедки для правильной и безопасной работы транспортного средства.
Совет! Оборудование требует регулярного технического обслуживания для продолжительного использования и сохранения первоначальных качеств. Обязательно используют специальные смазочные материалы для агрегатов, проводят очистительные работы для конструкции.
Для продолжительной работы лебедки учитывают основные аспекты инструкции по управлению.
ТДТ-40
В 1956 году трелевочные тракторы ТДТ-40 впервые были выпущены на Минском тракторном заводе (МТЗ), с 1957 года до конца 60-х производились на ОТЗ. Затем их заменили моделью ТДТ-55.
Отличительной особенностью техники является 4-цилиндровый дизельный двигатель Д-40Т мощностью 40 л. с. Рабочий объем составляет 4,5 л.
Трактор ТДТ-40 тягового класса 2 имеет небольшие размеры, несмотря на высокую производительность. Его длина составляет 4500 мм, ширина — 1830 мм, а высота — 2430 мм, что упрощает обслуживание и хранение. Полная масса — 6,5 т.
На технику можно устанавливать такое дополнительное оборудование:
- лебедка;
- погрузочный щит;
- гидропривод.
Благодаря правильной эксплуатации и обслуживанию, агрегат ТДТ-40 встречается до сих пор на лесоповалах Сибири.
Устройство рабочего места машиниста
При разработке ТДТ-55 особое внимание уделялось повышению комфортабельности кабины и рабочего места машиниста. Учтя недостатки, присущие предшественникам, в первую очередь кабину отделили от двигателя. В случае необходимости доступ к двигателю обеспечивала открывающаяся перегородка.
Кабина ТДТ-55
Особое удобство обеспечивало кресло, регулируемое по высоте. Данная особенность была воплощена с целью облегчения работы машиниста, вне зависимости от его роста. Круговое остекление открывало прекрасный обзор. В более ранних версиях трактора обзорность ухудшалась возвышающейся панелью приборов.
Безопасность эксплуатации трактора в любую погоду обеспечивалась передним стеклоочистителем, оснащенным электрическим приводом. Привод заднего стеклоочистителя остался ручным.
Для работы в жару в тракторе предусмотрена система вентиляции. В холодное время года комфортная температура в кабине поддерживается за счет встроенной печки. Также в кабине присутствовало места, куда можно поставить термос, аптечка и ящик для личных вещей оператора.
ТДТ-55А
Трелевочник ТДТ-55А — модификация трактора ТДТ-55 с более расширенным функционалом.
Машина ТДТ-55А оборудована 4-цилиндровым бескомпрессорным дизелем СМТ-14 с вихрекамерным образованием смеси или СМД-18Н-01 с пусковой установкой П-10УД и редуктором. Мощности мотора — 75-80 и 95 л. с. соответственно. Скорость вращения коленчатого вала — 1800 об/мин. Расход топлива составляет 218 г/кВт*ч.
Модель ТДТ-55А-05 поздней комплектации оснащена двигателем Д-245Л — 4-тактным дизелем с турбонаддувом и мощностью 105 л. с.
Силовые установки и трансмиссия расположены так, что поддон рамы защищает узлы от камней, пней и мелких кустарников, а капот кабины предохраняет топливный бак и гидробак от внешних механических повреждений.
Габаритные размеры трелевщика 55А — 5800х2357х2560 мм.
Эксплуатационный вес трактора ТДТ-55А составляет 9600 кг, конструкционный — 9200 кг.
Особенности конструкции ТДТ-55
В собственной основе трелевочник ТДТ-55 содержит крепкую сварную раму коробчатого вида. С целью сохранности компонентов трансмиссии и двигателя внизу с использованием болтов к брусьям и лонжеронам рамы крепятся специализированные шарнирные листы. При технологическом обслуживании требуется периодично расчищать раму от засорения и древесных фрагментов. На раме асимметрично размещена водительская кабина. Водитель же исполняет и роль оператора навесного снаряжения.
Тщательно шумоизолирующая кабина имеет в распоряжении значительную площадь застекления, которая позволяет наблюдать за рабочим пространством вокруг трелевочника. Для удобства оператора расположен вентилятор и сильный отопитель. Управление осмысленно облегчено, так-как представленная техника специализирована для выполнения работ на труднодоступных лесных площадях. По тому же обстоятельству в устройстве задумано как можно меньше электрооборудования. Регулирование процессом совершается с использованием двух рычагов, с помощью которых производятся повороты и совершается торможение агрегата. Применяются педали: запуск сцепления и подвод топлива. Прямиком рядом с кабиной находится дизельный двигатель, закрытый металлическим капотом.
В роли силовой установки применяются дизельные двигатели СМД-14Н и СМД-18Н-01. Для запуска имеется агрегат П-10УД с персональным редуктором.
ТДТ-60
Машины ТДТ-60 являются разработкой МТЗ совместно с НАТИ, выпускались Алтайским тракторным заводом с 1957 по 1962 гг. Они имели высокие тяговые характеристики и хорошую проходимость.
За 1 рейс агрегат может вывозить такое количество древесины:
- хлысты, погруженные вершинами вперед, — 12-15 м³;
- деревья, расположенные комлями вперед, — 8-9 м³.
Машина оборудована дизелем Д-54 мощностью 60 л. с. с увеличенной частотой вращения — 1500 об/мин.
Трансмиссия — механическая ступенчатая.
Гидропривод содержит насос НШ 60/75 высокой производительности 70 л/мин, 4-позиционный золотниковый распределитель и гидроцилиндры двойного действия.
Для расширения функционала к трактору агрегатируют такие механизмы:
- бульдозерные отвалы;
- корчеватели-собиратели;
- снегоочистители;
- лебедка.
Трелевщик ТДТ-60 имеет следующие параметры:
- масса — 11 т;
- скорость движения — 2,1-7,6 км/ч;
- габаритные размеры — 5500х2400х2700 мм.
Гидравлическая система ТДТ 55
Гидросистема начала работать на основе двухконтурного устройства с баком. В систему входят: система управления движением, которая функционирует с помощью насоса НШ-10 (с 3-х секционными усилителями), а также трубопроводами. С помощью первой секции понижается усилие во время включения сцепления, а с помощью второй и третьей облегчались повороты. За счёт высокой эффективности данной системы, все перечисленные выше действия можно производить пальцами одной руки. При помощи насоса НШ-50, трубопроводов, гидрораспределителя и гидроцилиндров производится управление рабочими органами системы. Первая секция отвечает за управление бульдозером, а вторая за трелевочный щит.
Преимущества и недостатки
Трелевщики ТДТ-55 имеют ряд преимуществ, среди которых:
- высокая маневренность и проходимость в сложных лесных условиях;
- малый расход топлива;
- повышенный клиренс;
- мягкость и плавность хода;
- устойчивость на крутых склонах.
К недостаткам можно отнести следующие факторы:
- сложность проведения ремонта и обслуживания;
- высокая цена ходовой части при ремонте;
- частый выход из строя сцепления;
- невысокая межремонтная наработка двигателей.
Основные неисправности и ремонт
Многие владельцы отмечают ремонтопригодность этих машин и взаимозаменяемость деталей. На форумах есть большое количество фото об их переоборудовании.
Последовательность проведения основных ремонтных работ приведена в инструкции по эксплуатации.
- Если мотор не заводится, то вот что могло привести к этому:
- Нехватка дизеля или моторного масла;
- В топливный или воздушный фильтр попала грязь;
- Система зажигания вышла из строя;
- Карбюратор не правильно смешивает топливо и воздух.
- Есть ли топливо и масло;
- Затянуты ли все болтовые соединения;
- Правильно ли агрегатировано навесное оборудование;
Если от гусеничного трактора идет чрезмерная вибрация, то необходимо проверить следующее:
Особое внимание необходимо обратить на гусеницы. Они отвечают за передвижение трактора ТДТ 74 и подвержены воздействию больших нагрузок./p>
Поэтому следует один раз в 3 месяца проводить их обслуживание.
Аналоги
«Онежский трактор» выпускает множество популярных и надежных моделей лесопромышленных гусеничных тракторов, среди которых ТДТ-40, ТДТ-55, ТЛТ-100 и машины под названием «Онежец» (300, 310, 320 и другие).
Машины серии Онежец отличаются от ТДТ и ТЛТ тем, что применяются при тушении лесных пожаров, а также для прокладывания противопожарных полос.
Онежец-310 оснащен плугом, лебедкой, цистерной и насосом. Онежец-320 используется при лесозаготовительных работах, его преимущество заключается в увеличенной ширине гусениц, что наносит минимальный урон почве. Имеет высокую проходимость.
Универсальными моделями Онежца являются 310 и 380, т.к. они используются для тушения пожаров и большинства лесозаготовительных работ. Онежец-392 имеет самосвальный кузов, что позволяет перевозить сыпучие грузы (щебень, песок).
Лесозаготовительная техника от также имеет высокое качество. Трелевочник МСН-10 позволяет подбирать и перевозить пачки деревьев объемом до 10 кубов.
Трелевочик К-703МА производства Кировского завода способен перевозить пачки деревьев объемом 7 м³, производительность такой машины – 45 м³ в час.
Разница моделей заключается в производительности и грузоподъемности, а также в наличии дополнительны функций. Какой из трелевочников лучше сказать нельзя, ведь они созданы для разных эксплуатационных условий.
Кабина оператора ТДТ 55
Приняв во внимание проблемы, которые присутствовали в предыдущих моделях, производитель по максимуму облегчил конструкцию кабины оператора и реализовал некоторые дополнительные функции:
• была обновлена вентиляционная система для использования в летний период;
• появилась возможность регулировки рабочего места оператора по росту и весу, что делает рабочий процесс более удобным;
• в кабине начали устанавливать специальную печку, которая обеспечивает обогрев в зимний период;
• выделено место для аптечки, термоса и крючков для одежды.
Коробка передач ТДТ 55
Коробка передач находится на маховике двигателя и имеет следующие передачи:
- 5 ступеней: для перемещения вперёд;
- 1 степень – для перемещения назад.
Для функционирования данного узла в нём должно быть достаточное количество смазочного материала. Заправочный объём в этом случае равен 3,5 л. Отличительная особенность КПП трактора заключается в имеющемся в её конструкции специальном механизме, который предотвращает переключение передачи при включении или неполном включении муфты сцепления.
Предназначение трактора
Лесной трелевочник ТДТ 55 предназначен для вывоза и сбора спиленных деревьев на лесозаготовках, он также может обрезать сучья и перетаскивать (трелевать) обработанные стволы деревьев на большие расстояния по бездорожью. Складывать брёвна в штабеля. Может зачищать лесные площадки от спиленных пней с корнями, выкорчёвывать их. С его помощью можно грузить брёвна в вагоны. Таёжные дебри, крутые склоны, болотистая местность ему нипочём. Не застревает практически нигде, так как зазор между днищем и почвой достаточно большой. Выполняет самые трудные работы на лесозаготовке. Надёжно работает и в 40 градусов мороза, и в 40 градусов жары.Неприхотливая, надёжная, мощная машина.
Трактор нашёл применение в геологии. Пользуются его мощью для своих нужд нефтяники, работники газовой отрасли. Пользуется спросом в дорожном строительстве.
Характеристики трелевочного трактора Онежец ТДТ-55
Габаритные размеры | ||
Длина | мм | 7 600 |
Ширина | мм | 2 500 |
Высота | мм | 3 740 |
Масса | ||
кг | 9 600 | |
Скорость | ||
км/ч | 2,9-12,8 | |
Двигатель | СМД-18 / Д245-16 / СМД-14 | |
Мощность | кВт (л.с.) | 90 (120) |
Удельный расход топлива | г/кВтч (г/л.с.) | 238 (175) |
Количество передач | ||
Переднего хода | 5 | |
Заднего хода | 1 | |
Дорожный просвет | ||
мм | 555 | |
Ширина гусеницы | ||
мм | 420 | |
Наибольшее из средних давлений гусениц на грунт | ||
кгс/см2 | 0,45 | |
Емкость топливного бака | ||
л | 120 |
Техническое обслуживание
Тойота-Камри расход топлива, технические характеристики, отзывы владельцев
Трактор ТДТ 55 относится к тяжелой профессиональной трелевочной технике. Чтобы правильно работать с ней следует изучить руководство пользователя.
В нем, в виде фото, проиллюстрировано назначение всех рычагов, правила настройки машины, особенности ее обслуживания ее применения.
Трактор ТДТ 55а получил большую популярность благодаря тому, что сочетает в себе высокие технические характеристики и простоту в обслуживании.
Для того, чтобы все детали трактора притерлись, необходимо выполняют обкатку на неполных оборотах. В этот период рекомендуется производить все работы, избегая повышенных нагрузок. По завершении обкатки нужно сменить моторное и трансмиссионное масло. Следует регулярно очищать корпус трактора ТДТ 55 от пыли и масляных пятен, а также каждые 50-100 часов работы регулировать сцепление и педали тормоза;
Если не планируется использование трактора длительное время, необходимо провести его консервацию, а именно: очистить от загрязнений, просушить, слить масло и топливо, смазать детали, чтобы не формировалась коррозия, накрыть и поставят в сухое место. Масло в картере мотора необходимо менять спустя 100 моточасов. Заливать следует ГОСТовский М-10Г2к. Для трансмиссии наилучшим образом подойдет ТАП-15в. Замена трансмиссионного масла должна происходить спустя 1000 часов пробега. Для заправки тракторов ТДТ 55 необходимо применять чистый и свежий дизель. Не допускается наличие в нем осадка или сторонних примесей.
Сфера применения ТДТ-55
Базовая машина ТДТ-55 и ее 2-е модификации используются в качестве рабочих машин широкого профиля применения в различных сферах:
- трелевочные работы при валке леса;
- пакетирование при лесозаготовительных работах;
- сучкорезные работы;
- землеройные, погрузочные либо дорожно-строительные работы, связанные со сложным грунтом или местностью, поросшей растительностью.
Благодаря уникальным свойствам данный трактор очень часто применяется при ведении геологоразведочных работ. Большая популярность ТДТ-55 обусловлена его простотой в использовании, возможности выполнить ремонт в сложных условиях, а главное – высокой работоспособностью агрегатов и узлов. Запчасти к трактору доступны и относительно недорогие. Производителям удалось добиться такой долговечности конструкции за счет применения самых надежных и высокопрочных материалов и постоянной работой по упрощению механизмов.