Особенности и характеристики трелевочника ТДТ-55 и его модификаций

Трелевочник ТДТ-55 — специализированный трактор, выпущенный на Онежском тракторном заводе (ОТЗ) в 1966 году и предназначенный для перемещения и штабелирования поваленных деревьев, хлыстов, сортиментов от места валки до погрузочного пункта, лесовозной дороги и других временных мест складирования.

Агрегат создан для устранения тяжелого ручного труда на лесозаготовках. Повышает производительность и улучшает условия труда.

Устройство и техническая характеристика

Основа гусеничного трактора ТДТ-55 — жесткая рама сварной коробчатой конструкции. Для защиты моторного отсека и трансмиссии в нижней части расположены специальные откидные пластины, присоединенные крепежными элементами к лонжеронам и поперечинам.

Кабина оператора находится в асимметричном положении относительно рамы. Она изготовлена из влагозащитных и теплоизоляционных материалов. Ее большая часть застеклена, что позволяет увеличить угол обзора во время эксплуатации и контролировать рабочую территорию.

Внутри кабины водителя расположен удобный щиток с измерительными приборами, мягкое сиденье, мощный отопитель и вентиляционная система.

В конструкции предусмотрено минимальное количество электрики: 2 передние и 2 задние фары для работы в темное время суток.

Трактор ТДТ-55 сначала комплектовался 4-цилиндровыми дизельными установками СМД-14БН и СМД-18Н с турбонаддувом и без него. Для их запуска был смонтирован пусковой механизм П-10УД с редуктором.

Мощность двигателей достигала 95 л. с. Сложные в обслуживании моторы СМД-18Н с малым межремонтным ресурсом были переоборудованы в СМД-14, при этом менялась цилиндро-поршневая группа, топливный насос высокого давления, из-за низкокачественных горюче-смазочных материалов удалялся турбинный компрессор. Позже на агрегат устанавливался мощный дизельный 4-цилиндровый двигатель Д-245, рассчитанный на 122 л. с. при 1200 об/мин. Расход топлива — 17 л на 100 км.

Трансмиссия трелевщика — сухое сцепление с 2 дисками, включающее фронтальный тормоз и гидроусилитель для защиты от переутомления водителя.

Коробка передач — не синхронизированная, 5 скоростей вперед и 1 назад.

Гидравлическая система состоит из 2 раздельных контуров и бака. Один контур отвечает за движение трелевщика и управляется насосом НШ-10, второй обслуживает навесные механизмы через насос НШ-50.

Топливная система — постоянно работающая основная и резервная.

Рабочие органы:

  • бульдозерная навеска;
  • щит трелевочный;
  • реверсивная лебедка.

Для трактора ТДТ-55 технические характеристики имеют следующий вид:

  • габаритные размеры — 5850х2357х2560 мм;
  • эксплуатационная масса — 9,6 т;
  • дорожный просвет — 555 мм;
  • ширина гусеницы — 440 мм;
  • давление на грунт — до 0,45 МПа;
  • скорость движения — 13 км/ч;
  • тяговое усилие — 3000 кгс;
  • объем топливного бака — 140 л.

Весовые характеристики

Перед тем, как приобрести трелевочник, у покупателей возникает вопрос: сколько весит трактор и отдельные его части?

Эксплуатационный вес в полной комплектации – 9,6 тонны.

Вес трака трелевочника (одно звено) – 9,5 кг. 140 звеньев – полный комплект гусениц – 1526 кг.

Вес рамы – около 1,5 тонны (в зависимости от модификации).

Также популярен вопрос насчет веса щита (отвала) – он может разниться из-за общих размеров, модификации трактора. Вес ножа ТДТ 55 – 200-300 кг.

Особенности применения лебедки

Лебедка относится к трелевочному оборудованию. На трактор устанавливают реверсивную лебедку с одним барабаном. Устройство подходит для правильного управления трактором.

Лебедка обладает ленточным тормозом. Для управления предусмотрен рычаг, отличающийся надежностью и простотой конструкции.

Обычно используют трос диаметром 19-21 миллиметров. В барабане умещают 40 метров троса. Обязательно учитывают усилие лебедки для правильной и безопасной работы транспортного средства.

Совет! Оборудование требует регулярного технического обслуживания для продолжительного использования и сохранения первоначальных качеств. Обязательно используют специальные смазочные материалы для агрегатов, проводят очистительные работы для конструкции.

Для продолжительной работы лебедки учитывают основные аспекты инструкции по управлению.

ТДТ-40

В 1956 году трелевочные тракторы ТДТ-40 впервые были выпущены на Минском тракторном заводе (МТЗ), с 1957 года до конца 60-х производились на ОТЗ. Затем их заменили моделью ТДТ-55.

Отличительной особенностью техники является 4-цилиндровый дизельный двигатель Д-40Т мощностью 40 л. с. Рабочий объем составляет 4,5 л.

Трактор ТДТ-40 тягового класса 2 имеет небольшие размеры, несмотря на высокую производительность. Его длина составляет 4500 мм, ширина — 1830 мм, а высота — 2430 мм, что упрощает обслуживание и хранение. Полная масса — 6,5 т.

На технику можно устанавливать такое дополнительное оборудование:

  • лебедка;
  • погрузочный щит;
  • гидропривод.

Благодаря правильной эксплуатации и обслуживанию, агрегат ТДТ-40 встречается до сих пор на лесоповалах Сибири.

Устройство рабочего места машиниста

При разработке ТДТ-55 особое внимание уделялось повышению комфортабельности кабины и рабочего места машиниста. Учтя недостатки, присущие предшественникам, в первую очередь кабину отделили от двигателя. В случае необходимости доступ к двигателю обеспечивала открывающаяся перегородка.


Кабина ТДТ-55

Особое удобство обеспечивало кресло, регулируемое по высоте. Данная особенность была воплощена с целью облегчения работы машиниста, вне зависимости от его роста. Круговое остекление открывало прекрасный обзор. В более ранних версиях трактора обзорность ухудшалась возвышающейся панелью приборов.

Безопасность эксплуатации трактора в любую погоду обеспечивалась передним стеклоочистителем, оснащенным электрическим приводом. Привод заднего стеклоочистителя остался ручным.

Для работы в жару в тракторе предусмотрена система вентиляции. В холодное время года комфортная температура в кабине поддерживается за счет встроенной печки. Также в кабине присутствовало места, куда можно поставить термос, аптечка и ящик для личных вещей оператора.

ТДТ-55А

Трелевочник ТДТ-55А — модификация трактора ТДТ-55 с более расширенным функционалом.

Машина ТДТ-55А оборудована 4-цилиндровым бескомпрессорным дизелем СМТ-14 с вихрекамерным образованием смеси или СМД-18Н-01 с пусковой установкой П-10УД и редуктором. Мощности мотора — 75-80 и 95 л. с. соответственно. Скорость вращения коленчатого вала — 1800 об/мин. Расход топлива составляет 218 г/кВт*ч.

Модель ТДТ-55А-05 поздней комплектации оснащена двигателем Д-245Л — 4-тактным дизелем с турбонаддувом и мощностью 105 л. с.

Силовые установки и трансмиссия расположены так, что поддон рамы защищает узлы от камней, пней и мелких кустарников, а капот кабины предохраняет топливный бак и гидробак от внешних механических повреждений.

Габаритные размеры трелевщика 55А — 5800х2357х2560 мм.

Эксплуатационный вес трактора ТДТ-55А составляет 9600 кг, конструкционный — 9200 кг.

Особенности конструкции ТДТ-55

В собственной основе трелевочник ТДТ-55 содержит крепкую сварную раму коробчатого вида. С целью сохранности компонентов трансмиссии и двигателя внизу с использованием болтов к брусьям и лонжеронам рамы крепятся специализированные шарнирные листы. При технологическом обслуживании требуется периодично расчищать раму от засорения и древесных фрагментов. На раме асимметрично размещена водительская кабина. Водитель же исполняет и роль оператора навесного снаряжения.

Тщательно шумоизолирующая кабина имеет в распоряжении значительную площадь застекления, которая позволяет наблюдать за рабочим пространством вокруг трелевочника. Для удобства оператора расположен вентилятор и сильный отопитель. Управление осмысленно облегчено, так-как представленная техника специализирована для выполнения работ на труднодоступных лесных площадях. По тому же обстоятельству в устройстве задумано как можно меньше электрооборудования. Регулирование процессом совершается с использованием двух рычагов, с помощью которых производятся повороты и совершается торможение агрегата. Применяются педали: запуск сцепления и подвод топлива. Прямиком рядом с кабиной находится дизельный двигатель, закрытый металлическим капотом.

В роли силовой установки применяются дизельные двигатели СМД-14Н и СМД-18Н-01. Для запуска имеется агрегат П-10УД с персональным редуктором.

ТДТ-60

Машины ТДТ-60 являются разработкой МТЗ совместно с НАТИ, выпускались Алтайским тракторным заводом с 1957 по 1962 гг. Они имели высокие тяговые характеристики и хорошую проходимость.

За 1 рейс агрегат может вывозить такое количество древесины:

  • хлысты, погруженные вершинами вперед, — 12-15 м³;
  • деревья, расположенные комлями вперед, — 8-9 м³.

Машина оборудована дизелем Д-54 мощностью 60 л. с. с увеличенной частотой вращения — 1500 об/мин.

Трансмиссия — механическая ступенчатая.

Гидропривод содержит насос НШ 60/75 высокой производительности 70 л/мин, 4-позиционный золотниковый распределитель и гидроцилиндры двойного действия.

Для расширения функционала к трактору агрегатируют такие механизмы:

  • бульдозерные отвалы;
  • корчеватели-собиратели;
  • снегоочистители;
  • лебедка.

Трелевщик ТДТ-60 имеет следующие параметры:

  • масса — 11 т;
  • скорость движения — 2,1-7,6 км/ч;
  • габаритные размеры — 5500х2400х2700 мм.

Гидравлическая система ТДТ 55

Гидросистема начала работать на основе двухконтурного устройства с баком. В систему входят: система управления движением, которая функционирует с помощью насоса НШ-10 (с 3-х секционными усилителями), а также трубопроводами. С помощью первой секции понижается усилие во время включения сцепления, а с помощью второй и третьей облегчались повороты. За счёт высокой эффективности данной системы, все перечисленные выше действия можно производить пальцами одной руки. При помощи насоса НШ-50, трубопроводов, гидрораспределителя и гидроцилиндров производится управление рабочими органами системы. Первая секция отвечает за управление бульдозером, а вторая за трелевочный щит.

Преимущества и недостатки

Трелевщики ТДТ-55 имеют ряд преимуществ, среди которых:

  • высокая маневренность и проходимость в сложных лесных условиях;
  • малый расход топлива;
  • повышенный клиренс;
  • мягкость и плавность хода;
  • устойчивость на крутых склонах.

К недостаткам можно отнести следующие факторы:

  • сложность проведения ремонта и обслуживания;
  • высокая цена ходовой части при ремонте;
  • частый выход из строя сцепления;
  • невысокая межремонтная наработка двигателей.

Основные неисправности и ремонт

Многие владельцы отмечают ремонтопригодность этих машин и взаимозаменяемость деталей. На форумах есть большое количество фото об их переоборудовании.

Последовательность проведения основных ремонтных работ приведена в инструкции по эксплуатации.

    Если мотор не заводится, то вот что могло привести к этому:
  • Нехватка дизеля или моторного масла;
  • В топливный или воздушный фильтр попала грязь;
  • Система зажигания вышла из строя;
  • Карбюратор не правильно смешивает топливо и воздух.
  • Если от гусеничного трактора идет чрезмерная вибрация, то необходимо проверить следующее:

  • Есть ли топливо и масло;
  • Затянуты ли все болтовые соединения;
  • Правильно ли агрегатировано навесное оборудование;

Особое внимание необходимо обратить на гусеницы. Они отвечают за передвижение трактора ТДТ 74 и подвержены воздействию больших нагрузок./p>

Поэтому следует один раз в 3 месяца проводить их обслуживание.

Аналоги

«Онежский трактор» выпускает множество популярных и надежных моделей лесопромышленных гусеничных тракторов, среди которых ТДТ-40, ТДТ-55, ТЛТ-100 и машины под названием «Онежец» (300, 310, 320 и другие).

Машины серии Онежец отличаются от ТДТ и ТЛТ тем, что применяются при тушении лесных пожаров, а также для прокладывания противопожарных полос.

Онежец-310 оснащен плугом, лебедкой, цистерной и насосом. Онежец-320 используется при лесозаготовительных работах, его преимущество заключается в увеличенной ширине гусениц, что наносит минимальный урон почве. Имеет высокую проходимость.

Универсальными моделями Онежца являются 310 и 380, т.к. они используются для тушения пожаров и большинства лесозаготовительных работ. Онежец-392 имеет самосвальный кузов, что позволяет перевозить сыпучие грузы (щебень, песок).

Лесозаготовительная техника от также имеет высокое качество. Трелевочник МСН-10 позволяет подбирать и перевозить пачки деревьев объемом до 10 кубов.

Трелевочик К-703МА производства Кировского завода способен перевозить пачки деревьев объемом 7 м³, производительность такой машины – 45 м³ в час.

Разница моделей заключается в производительности и грузоподъемности, а также в наличии дополнительны функций. Какой из трелевочников лучше сказать нельзя, ведь они созданы для разных эксплуатационных условий.

Кабина оператора ТДТ 55

Приняв во внимание проблемы, которые присутствовали в предыдущих моделях, производитель по максимуму облегчил конструкцию кабины оператора и реализовал некоторые дополнительные функции:

• была обновлена вентиляционная система для использования в летний период;

• появилась возможность регулировки рабочего места оператора по росту и весу, что делает рабочий процесс более удобным;

• в кабине начали устанавливать специальную печку, которая обеспечивает обогрев в зимний период;

• выделено место для аптечки, термоса и крючков для одежды.

Коробка передач ТДТ 55

Коробка передач находится на маховике двигателя и имеет следующие передачи:

  • 5 ступеней: для перемещения вперёд;
  • 1 степень – для перемещения назад.

Для функционирования данного узла в нём должно быть достаточное количество смазочного материала. Заправочный объём в этом случае равен 3,5 л. Отличительная особенность КПП трактора заключается в имеющемся в её конструкции специальном механизме, который предотвращает переключение передачи при включении или неполном включении муфты сцепления.

Предназначение трактора

Лесной трелевочник ТДТ 55 предназначен для вывоза и сбора спиленных деревьев на лесозаготовках, он также может обрезать сучья и перетаскивать (трелевать) обработанные стволы деревьев на большие расстояния по бездорожью. Складывать брёвна в штабеля. Может зачищать лесные площадки от спиленных пней с корнями, выкорчёвывать их. С его помощью можно грузить брёвна в вагоны. Таёжные дебри, крутые склоны, болотистая местность ему нипочём. Не застревает практически нигде, так как зазор между днищем и почвой достаточно большой. Выполняет самые трудные работы на лесозаготовке. Надёжно работает и в 40 градусов мороза, и в 40 градусов жары.Неприхотливая, надёжная, мощная машина.

Трактор нашёл применение в геологии. Пользуются его мощью для своих нужд нефтяники, работники газовой отрасли. Пользуется спросом в дорожном строительстве.

Характеристики трелевочного трактора Онежец ТДТ-55

Габаритные размеры
Длина мм 7 600
Ширина мм 2 500
Высота мм 3 740
Масса
кг 9 600
Скорость
км/ч 2,9-12,8
Двигатель СМД-18 / Д245-16 / СМД-14
Мощность кВт (л.с.) 90 (120)
Удельный расход топлива г/кВтч (г/л.с.) 238 (175)
Количество передач
Переднего хода 5
Заднего хода 1
Дорожный просвет
мм 555
Ширина гусеницы
мм 420
Наибольшее из средних давлений гусениц на грунт
кгс/см2 0,45
Емкость топливного бака
л 120

Техническое обслуживание

Тойота-Камри расход топлива, технические характеристики, отзывы владельцев

Трактор ТДТ 55 относится к тяжелой профессиональной трелевочной технике. Чтобы правильно работать с ней следует изучить руководство пользователя.

В нем, в виде фото, проиллюстрировано назначение всех рычагов, правила настройки машины, особенности ее обслуживания ее применения.

Трактор ТДТ 55а получил большую популярность благодаря тому, что сочетает в себе высокие технические характеристики и простоту в обслуживании.

Для того, чтобы все детали трактора притерлись, необходимо выполняют обкатку на неполных оборотах. В этот период рекомендуется производить все работы, избегая повышенных нагрузок. По завершении обкатки нужно сменить моторное и трансмиссионное масло. Следует регулярно очищать корпус трактора ТДТ 55 от пыли и масляных пятен, а также каждые 50-100 часов работы регулировать сцепление и педали тормоза;

Если не планируется использование трактора длительное время, необходимо провести его консервацию, а именно: очистить от загрязнений, просушить, слить масло и топливо, смазать детали, чтобы не формировалась коррозия, накрыть и поставят в сухое место. Масло в картере мотора необходимо менять спустя 100 моточасов. Заливать следует ГОСТовский М-10Г2к. Для трансмиссии наилучшим образом подойдет ТАП-15в. Замена трансмиссионного масла должна происходить спустя 1000 часов пробега. Для заправки тракторов ТДТ 55 необходимо применять чистый и свежий дизель. Не допускается наличие в нем осадка или сторонних примесей.

Сфера применения ТДТ-55

Базовая машина ТДТ-55 и ее 2-е модификации используются в качестве рабочих машин широкого профиля применения в различных сферах:

  • трелевочные работы при валке леса;
  • пакетирование при лесозаготовительных работах;
  • сучкорезные работы;
  • землеройные, погрузочные либо дорожно-строительные работы, связанные со сложным грунтом или местностью, поросшей растительностью.

Благодаря уникальным свойствам данный трактор очень часто применяется при ведении геологоразведочных работ. Большая популярность ТДТ-55 обусловлена его простотой в использовании, возможности выполнить ремонт в сложных условиях, а главное – высокой работоспособностью агрегатов и узлов. Запчасти к трактору доступны и относительно недорогие. Производителям удалось добиться такой долговечности конструкции за счет применения самых надежных и высокопрочных материалов и постоянной работой по упрощению механизмов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]