Остовы тракторов — рамный остов, полурамный остов, безрамный остов


К кронштейнам посредством бугеля и четырех болтов с каждой стороны жестко крепится корпус заднего моста.

Кронштейны, соединенные со стяжным уголком болтами, образуют основание для крепления редуктора ВОМ.

Двойной шарнир состоит из корпуса шарнира, осей вертикального шарнира, трубы горизонтального шарнира и бугеля.

Корпус шарнира представляет собой стальную литую трубу с двумя массивными выступами двутаврового сечения, расположенными в вертикальной плоскости. В отверстия на концах выступов запрессованы стальные втулки. Выступы корпуса шарнира входят в проушины заднего бруса рамы и соединены осями, образуя вертикальный шарнир рамы. Оси вертикального шарнира удерживаются от выпадения поперечными планками, которые входят в пазы заднего бруса рамы и крепятся двумя болтами каждая. Планка приварена к торцу оси и дополнительно закреплена болтом.

На тракторах выпуска с августа 1973 г. для повышения надежности и ремонтопригодности рамы в отверстия проушин опоры шарнира запрессованы стальные втулки и введена смазка осей вертикального шарнира. Смазка к трущимся поверхностям вертикального шарнира подводится по продольному и поперечному каналам оси через масленку, установленную в торце оси. Две диаметрально расположенные лыски на оси образуют полость для смазки. Для предотвращения износа корпусных деталей шарнира рамы под трущиеся поверхности вертикального шарнира установлены шайбы. На кромках шайб выполнены скосы, фиксирующие шайбы от проворачивания. Корпус шарнира соединен с задней опорой шарнира при помощи трубы горизонтального шарнира, один конец которой жестко защемлен между бугелем и задней опорой , а другой свободно вращается в стальных втулках, запрессованных в корпус шарнира. Бугель фиксируется штифтом и крепится к задней опоре шарнира тремя шпильками с каждой стороны.


Рис. 1. Рама: 1 —брус передний; 2 — крюк буксировочный; 3 и 18 — лонжероны передние; 4 и 19 — кронштейны рессор; 5 — кронштейн блокировки; 6 и 20 — кронштейн амортизаторов: 7 и 21 — кронштейны рессор задние; 8 —накладки; 9 — косынка; 10— шпилька: 11— гайка; 12, 15 — бугель; 13 и 31 — лонжероны задние; 14 и 30 — кронштейны заднего моста; 16 — болт; 17 и 32 — кронштейны верхнего вала заднего навесного устройства; 22 — кронштейны; 23— брус задний; 24 — кронштейн следящей тяги; 25 — кронштейн поворотный; 26 — масленка; 27 — балка поперечная; 28 — ось цилиндра; 29 — фланец оси; 33 и 35—кронштейны; 34 — уголок стяжной.

Рис. 2. Двойной шарнир: 1 — брус задний; 2 и 6 — втулки; 3 — шайба; 4 — втулка; 5 — ось вертикального шарнира; 7 —планка; 8 и 9 — болты; 10 — корпус шарнира; 11 — сальник передний; 12 — бурт; 13 и 14 — втулки; 15 — сальник задний; 16 — хомут стяжной; 17 — шайба упорная; 18 — опора задняя; 19 — полукольцо; 20 — штифт; 21 — бугель; 22 —труба горизонтального шарнира; 23 — шайба регулировочная; 24 — кольцо; 25 — прокладка регулировочная; 26 — болт; 27—обойма; 28— масленка.

Кольцо вварено в трубу и зафиксировано четырьмя штифтами, предназначено для крепления промежуточной опоры карданного привода заднего моста.

Уход за рамой. После обкатки трактора и при техническом обслуживании № 2 необходимо проверить затяжку гаек крепления бугеля горизонтального шарнира и болтов крепления бугелей заднего моста. При сезонном техническом обслуживании необходимо смазать трубу горизонтального шарнира через масленку.

В процессе работы необходимо очищать раму от грязи, проверять состояние заклепочных и болтовых соединений от ударов молотка (заклепка не должна дрожать, перемещаться вдоль оси и проворачиваться), следить за состоянием уплотнения горизонтального шарнира, шайб вертикального шарнира и стопорением осей вертикального шарнира.

При износе заднего войлочного уплотнения необходимо подтянуть хомутик, а при износе переднего удалить необходимое количество прокладок.

При проведении монтажно-демоитажных работ, связанных с подъемом рамы или трактора в целом, домкрат необходимо устанавливать в местах, отмеченных краской буквами «ДК» на вертикальных полках лонжеронов.

Рис. 3. Подвеска:

Остовы тракторов — рамный остов, полурамный остов, безрамный остов

Остов является несущей частью трактора, его основанием. Он нагружен весом размешенных на нем агрегатов и воспринимает динамичеcкие нагрузки при трогании трактора с места, разгоне, преодолении неровностей пути, на поворотах. Он должен иметь высокую жесткость и прочность, работать без замены весь срок службы трактора.

Различают три типа остова: рамный, полурамный, безрамный.

Рамный остов образуют основные продольные балки (лонжероны).

которые связываются поперечинами, выполняющими роль опор для от дельных агрегатов. Такой остов имеет хорошую жесткость и прочность, облегчает доступ к отдельным механизмам и их замену, но имеет большую массу, чем полурамный.

Рис. 2.10. Компоновки гусеничных лесохозяйственных тракторов:

а — общего назначения, 6 — болотохолного, I — толкатель; 2 — кабина; 3 • двигатель, 4 — лебедка; 5 — коробка передач. 6. 8 — карданные валы привода ВОМ, 7 — кузов; 9 — редуктор ВОМ, 10 — навесное устройство, II — ведущее колесо, 12 — карданные валы

б) 12

Шарнирно-сочлененная рама (рис. 2.11) состоит из двух полурам: передней / и задней 4, соединенных между собой шарнирным устройством i.

Шарнирное устройство состоит из двух шарниров — вертикального 2 и горизонтального 5. Вертикальный шарнир позволяет полурамам I w 4 поворачиваться относительно друг друга на угол до 35°, обеспечивая тем самым поворот трактора. Горизонтальный шарнир, обеспечивая поворот полурам относительно друг друга на угол до 16°, служит для приспособления колес к рельефу пути и разгрузки рамы от дополнительных скручивающих нагрузок при движении трактора по пересеченной местности.

Рамный остов применяют на гусеничных сельскохозяйственных, промышленных и лесопромышленных тракторах отечественного и зарубежного производства и на колесных тракторах с шарнирно-сочле-ненной рамой (Т-150К и K-70I/701M).

Для установки агрегатов трактора на раме предусматриваются циальные кронштейны и обработанные площадки.

Рассмотрим конструкцию рамного остова гусеничного сельскохозяй ственного трактора ДТ-75М (рис. 2.12).

РИС.2.11. Шарнирко-сочлененнйя рама колесного трактора

Основными элементами рамы являются два продольных лонжерона 5 которые соединены между собой поперечными брусьями П. На лонжеронах имеются кронштейны, предназначенные для крепления радиатора и передней навески сельскохозяйственных орудий (кронштейн 3), верхней оси поддерживающих роликов и сельскохозяйственных машин при передней и боковой навеске (кронштейн 7), поддерживающих роликов и стоек механизма навески (кронштейн 8), и задний кронштейн 9. К лонжеронам приварены накладки 6 для крепления опор двигателя. Спереди рамы имеется литой брус 2 с бампером 1. К лонжеронам в передней части приварены буксирные крюки 12, а на боковых стенках закреплены кронштейны- опоры 13 натяжных механизмов гусеничного движителя. В лонжеронах рамы выполнены отверстия для установки опор 4 осей направляющих колес. В расточенные отверстия пустотелых головок поперечных брусьев 11 вставлены цапфы 10 кареток.

Полурамный остов образуют корпуса силовой передачи трактора, соединенные с лонжеронами полурамы, на которую устанавливают двигатель. Такой остов удобен для навески машин, для установки и снятия двигателя без разборки остова, легче рамного, но доступ к отдельным механизмам при таком остове затруднен.

Полурамный остов получил широкое распространение на сельскохозяйственных универсально-пропашных, универсальных, промышленных тракторах общего назначения, а также специализированных тракторах отечественного и зарубежного производства.

Полурамный остов колесных тракторов МТЗ-80/82 (рис. 2.13) образуют литые корпуса 1, 2 и 3 соответственно центральной передачи, коробки передач и сцепления, соединенные между собой болтами. К корпусу 3 сцепления также болтами привернута полурама, состоящая из литого бруса 5 и лонжеронов 4 с приваренными к ним лапами. Брус 5 служит опорой двигателя, нижние приливы бруса с обработанными отверстиями обеспечивают шарнирное соединение остова с передним мостом трактора. Отверстия в лонжеронах 4 полурамы служат для крепления боковых навесных орудий.

Аналогично полурамную конструкцию остова имеют гусеничные специализированные модификации МТЗ-80: виноградниковый Т-70В, свекловодческий Т-70С и садоводческий Т-70А тракторы.

Полурамный остов трактора Т-ЮОМ (Т-130М, Т-170) показан на рис. 2.13,6). Полурама состоит из лонжеронов I и 2 переменного сечения, усиленных угольниками. Лонжероны задними концами приварены к картеру 6 заднего моста. На кронштейнах 4 крепится коробка балансирной рессоры подвески, которая служит основной передней поперечной связью полурамы. Дополнительными поперечными связями являются опора 5 коробки передач, передняя опора и картер маховика двигателя, прикрепленные к лонжеронам болтами. Для работы с передненавесными орудиями (например, с бульдозером) в передней части лонжеронов приваривают пальцы 7 и косынки З.Полурамный остов тракторов ДЭТ-250М2 и ДЭТ-350Б1Р1 представляет собой жесткую сварную конструкцию закрытого типа с приваренным литым корпусом заднего моста. Корытообразное герметичное днище остова из штампованных стальных листов, приваренное к лонжеронам, предохраняет тяговые электрические машины от попадания воды и грязи, а также от ударов о препятствия. В днище сделаны люки для обеспечения обслуживания механизмов трансмиссии.

Рис. 2.13. Полурамные конструкции остова тракторов:

а-МТЗ-80/82;б-Т-100М

Безрамный остов образуют жестко соединенные друг с другом картеры силовой передачи и двигателя. Преимущества такого остова – высокая жесткость и компактность. Недостаток — труднодоступность отдельных механизмов, связанная с отсоединением соответствующих картеров, худшие условия для навески машин, чем у полурамного и рамного остовов. Такойостов применялся на универсально-пропашном тракторе ДТ-20.

Вертикальный шарнир у трактора Т-150К в передней полураме.

Вертикальный шарнир. У трактора Т-150К в передней полураме имеются сменные втулки под оси вертикального шарнира. Их при износе заменяют, руководствуясь техническими требованиями таблицы 27. У тракторов «Кировец» они не предусмотрены. Втулки имеются только в проушинах крестовины корпуса горизонтального шарнира и установлены с большим натягом. Из-за отсутствия специальных приспособлений их выбивают и запрессовывают кувалдой. Эта работа исключительно трудоемкая и

Рис. 101. Шарнирные соединения полурам трактора «Кировец»: I— труба шарнира; 2— втулка; 3— корпус промежуточной опоры; 4— вал промежуточной опоры; 5— подшипник; 6— фланец; 7— крышка уплотнения; 8—уплотнение; 9— корпус горизонтального шарнира; 10— ось; 1 1— втулка; 12— упорные шайбы; 13— промежуточный карданный вал; 14— проушина передней полурамы; 15— стопорная планка; 16, 19—болт; 17—карданный вал привода заднего моста; 18— корпус связи задней полурамы; 20— задняя крышка

Рис. 102. Шарнирные соединения полу рам трактора Т-150К: 1— труба шарнира; 2— бугель; 3— стакан уплотнения; 4— вал промежуточной опоры; 5— корпус промежуточной опоры; 6— подшипник; 7— шпилька; 8— корпус горизонтального шарнира; 9— проушина передней полурамы; 10, 12— втулки; 11— ось; 13— промежуточный карданный вал; 14— стопорная планка; 15— втулка; 16— самоподжимной сальник; 17—опора карданного вала привода ВОМ; 18— карданный вал привода заднего моста

Рис. 103. Общий вид вертикального шарнира полурам трактора «Кировец» после ремонта: 1 — ось; 2, 7 — втулки; 3 — шайба (105Х22Х ХЮ мм); 4 — специальный болт (М20Х1.5Х Х310 мм); 5 — крестовина корпуса трубы горизонтального шарнира; 6 — передняя полурама; 8—гайки; 9 — заглушка; 10—пресс-масленка непроизводительная. Даже в случаях замены втулок, из-за того что изношены отверстия в проушинах передней полурамы, такой ремонт ненадолго продлевает работоспособность трактора и приводит к еще большему износу полурамы и другим указанным неисправностям. Иногда просто вынуждены заменить переднюю полураму, но для этого трактор разбирают и собирают, как при капитальном ремонте. Необходимость устранения последствий неисправности вертикального шарнира в процессе эксплуатации заставила изыскивать способы и средства ремонта этого соединения непосредственно на тракторе. Довольно быстро ремонт вертикального шарнира, не подвергая трактор разборке, выполняют следующим образом. Каждую из изношенных осей обтачивают, удаляя выработку и эллипсность. При необходимости их наплавляют в среде углекислого газа виброконтактной наплавкой. Затем обтачивают концы осей с двух сторон так, чтобы угол обточки составлял 4…5°.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]