Схема пневмосистемы МАЗ
1 64229-3506130-10 Трубка 2 008-011-19-2-3 Кольцо уплотнительное 3 С40-3721000 Сигнал пневматический 4 504В-3506197-И Трубка со шлангом в сборе 5 012-016-25-2-3 Кольцо уплотнительное 6 6422-3506142-10 Трубка 7 64229-3506282-10 Трубка 7 64229-3506282-10 Трубка 8 6422-3506094 Шланг к тормозному крану 9 54323-3506134 Трубка 10 54323-3506112-20 Трубка 11 5336-3506187-01 Шланг 12 5549-3506187-02 Шланг 12 5549-3506187-02 Шланг 13 54323-3506184 Трубка 14 54323-3506194 Трубка 15 54323-3506193 Трубка 16 5336-3513015 Ресивер 16 5336-3513015 Ресивер 17 6303-3513015-10 Ресивер А40-280 17 6303-3513015-10 Ресивер А40-280 18 54323-3506158-10 Трубка 19 54323-3506136 Трубка 20 54323-3506240 Трубка 21 11-3518010 Клапан ускорительный 22 54323-3506188 Трубка 23 100.3562010 Клапан двухмагистральный 23 100.3562010 Клапан двухмагистральный 24 54323-3506180 Трубка 25 5434-3506098 Соединитель со шлангом 26 6422-3506085-01 Шланг 27 100-3533010 Регулятор тормозных сил 28 54323-3506289-10 Трубка 29 5336-3506085-01 Шланг к задним тормозам 30 54323-3506243-10 Трубка 31 943.002.521.0 Клапан управления прицепом 32 64229-3506132-10 Трубка 33 64229-3506183-10 Трубка 34 54323-3506146-10 Трубка в сборе 35 100-3514008 Кран с рычагом в сборе 36 64229-3506283-10 Трубка 37 100-3512010 Регулятор давления в сборе 38 100-3536010 Предохранитель против замерзания 39 943.702.120.0 Клапан четырехконтурный 40 11.3511010 Влагоотделитель в сборе 41 961.702.005.0 Кран тормозной 42 100-3537110 Кран тормозной 43 5336-3570234 Трубка 44 5336-3570230 Трубка 45 64221-3537020-20 Трубка 46 64229-3506139-10 Трубка 47 64226-3570240-10 Трубка 48 54323-3506248 Трубка 49 64226-3570212-10 Трубка 50 16.3741000 Клапан пневматический 51 5516-1115040 Трубка 52 64226-3506316 Трубка 53 64229-3506336-20 Трубка 54 64229-3506337-20 Трубка 55 100-3570210 Цилиндр 56 100-3519210-01 Камера тормозная передняя 57 5336-3519200 Камера тормозная задняя Ссылка на эту страницу: https://kspecmash.ru/catalog.php?typeauto=2&mark=11&model=26&group=152
Тягачи модели МАЗ пользуются большой популярностью у автолюбителей благодаря своей надежности и приемлемой стоимости. Это автотранспортное средство изготавливается на специализированном заводе города Минск с 1988 года.
Автомобиль отличается большой кабиной и легкостью управления. В салоне есть два удобных мягких кресла. В случае необходимости кабину можно откинуть в заднее положение благодаря наличию гидроцилиндра, который включается ручным путем. Автотехника отличается повышенной надежностью, выносливостью особенно во время перевозки крупногабаритных грузов на дальние расстояния.
Тормозная система МАЗ выступает в качестве основной составляющей транспортного средства. В случае выявления в ней определенных неисправностей водитель теряет уверенность в собственной безопасности. В подобном случае не следует пренебрегать ремонтом и как можно быстрее обратиться за помощью к специалисту.
В автомобилях марки МАЗ присутствует одновременно четыре системы, которые достаточно тесно между собой переплетены. Среди них следует отметить:
- Рабочую.
- Запасную систему (включается в работу после поломки первой).
- Стояночную систему (в случае с ее поломкой транспортное средство не будет стоять на одном месте и возникнут проблемы с парковкой).
- Вспомогательную (глушит мотор).
6.5. Тормозные системы автомобилей МАЗ. Ремонт тормозов. — «ВАЖНО ВСЕМ»
Ремонт тормозов. Наибольшему износу в рабочих тормозах подвержены фрикционные накладки и рабочие поверхности барабанов, а также втулки и шейки разжимных кулаков и оси колодок. Конструкция тормозных механизмов предусматривает легкосъёмный тормозной барабан и возможность визуального определения состояния тормозных накладок через люки в щитах 21 (см.рис.56). Для разборки рабочего тормоза нужно поднять домкратом колесо, снять шину и, отвернув гайки, снять диск со шпилек 19. Затем необходимо два болта М16 ввернуть в демонтажные резьбовые отверстия барабана 29 и равномерным вворачиванием болтов снять барабан. После этого надо снять стяжные пружины 23, отвернуть болт 20 и, отведя колодки 28 от разжимного кулака 24, снять их с осей 22. Разборка тормоза передних колес приведена в разделе «4.4 Передний мост и рулевые тяги. Устройство». Фрикционные накладки подлежат замене, если расстояние от поверхности накладки до головки заклепок осталось менее 1,0мм.
Установку новых накладок и приклепку их к колодкам производят в специальном приспособлении, обеспечивающем плотное прилегание накладки к поверхности колодки. Местный зазор между колодкой и накладкой не должен быть более 0,3мм, форма заклепки, ее размеры, а также размеры отверстия под заклепку в накладке показаны на рис.113. Клепка производится со стороны колодки, прячем головка заклепки должна лежать на оправке, обеспечивающей головке сохранение формы в процессе клепки. Клепка может быть выполнена в тисках с помощью простейшего инструмента. После приклепки накладок колодки в сборе с накладками должны быть обработаны попарно по наружному диаметру до номинального размера, если барабан не растачивался под ремонтный размер. Если же барабан растачивается под один из ремонтных размеров, то колодки в сборе с накладками должны быть обработаны под такой же номер ремонтного размера (табл.13).
Обработка колодок производится на токарном станке с помощью установки Р-114, обеспечивающей правильное расположение пары колодок. Тормозные барабаны при необходимости растачиваются под один из ремонтных размеров, которые указаны в табл.13. Износ шеек разжимных кулаков допускается до диаметра 39,75мм, втулок разжимного кулака — до 40,10мм. При износе этих поверхностей, свыше указанных, шейки наваривают и обрабатывают под номинальный диаметр 40±0,075мм, а втулки заменяют новыми. Износ опорных шеек осей колодок допускается до диаметра 31,88мм. Сборку колесного тормоза производят в порядке, обратном разборке. При установке колодок нужно смазать оси 22 смазкой литол-24 ГОСТ 21150-75.
vajnovsem.ru
Устройство
Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:
- компрессор;
- резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
- пневмопроводы и приборы управления;
- тормозные механизмы.
На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).
Сжатый воздух подается по пневмопроводу в ресиверы. В ТС в зависимости от модели может использоваться 3 или 4 воздушных баллона различной емкости. Каждая пара колес (ось) имеет свой ресивер: передняя и средняя — по 40 л каждый, задняя — 20 л. Отдельным 20-литровым баллоном оборудована стояночная система.
Устройством тормозной системы МАЗ предусмотрена установка тормозов барабанного типа.
Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего вследствие прилегания колодок, расположенных на неподвижном суппорте к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Выполнен он из чугунной отливки диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.
Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху установлены фрикционные накладки из материала не содержащего асбест. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие посредством диафрагменных тормозных камер (ТК). На задних осях усилие на колодки передается пружинными энергоаккумуляторами.
Управляющий воздух подводится на исполнительные механизмы тормозным краном через четырехконтурный клапан. Это приводит в действие тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа, для предотвращения его наезда на тягач, установлен клапан управления тормозами прицепа, который позволяет срабатывать тормозам несколько быстрее, чем на тягаче.
Тормозная система автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329
_______________________________________________________________________________________
Автомобили Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая тормозная система Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля. Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес. В приводе тормозных механизмов установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов. Стояночная и запасная тормозные системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействуют на тормозные механизмы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами (рисунок 25). Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя. Стояночная тормозная система выполняет также функции запасной. Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается (поворотом) в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу и пружины приводят в действие тормозные механизмы. При включении запасной тормозной системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении. С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов. Вспомогательная тормозная система воздействует на трансмиссию автомобиля путем создания противодавления в системе выпуска газов с помощью дроссельной заслонки с пневматическим приводом. Она предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог. Автомобиль Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудован системой ограничения скорости движения, состоящей из цилиндра 15 (рисунок 27) и пропорционального клапана 14, а также противобуксовочной системой, состоящей из электропневматического клапана и двух двухмагистральных клапанов. Управление этими системами — электронное. Воздух на цилиндр ограничения подачи топлива подается через пропорциональный клапан, который управляется электронной противобуксовочной системой и системой ограничения скорости. При торможении автомобиля-тягача рабочей или стояночной (запасной) системами происходит одновременное торможение полуприцепа (прицепа). Рис.25. Тормозная камера автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинным энергоаккумулятором 1.7- пружины; 2 — диск. 3 — диафрагма; 4 — толкатель. 5 — цилиндр; 6 — поршень; 8 — болт; 9 подпятник;10 — шток Тормозные механизмы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Тормозные механизмы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным тормозным барабаном. В тормозных колодках (напротив зацепов стяжной пружины) выполнены специальные отверстия для обеспечения снятия пружины при замене тормозных колодок (накладок). На автомобилях Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 установлен регулировочный рычаг со встроенным автоматическим регулятором зазора (рисунок 26). Тормозные камеры диафрагменные, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля при включении рабочей тормозной системы. Тормозные камеры автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинными энергоаккумуляторами (рис.25) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего и среднего мостов при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем. При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличается от передних тормозных камер. При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 6, который под действием силовой пружины 7 движется вниз и перемещает толкатель 4, последний через подпятник 9 воздействует на диафрагму 3 и шток 10 тормозной камеры, в результате чего происходит торможение автомобиля. При выключении стояночной тормозной системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 сжатый воздух подается под поршень 6, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружину и давая возможней и, штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины 1 вернуться в исходное положение. При торможении запасной системой воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения. Рис.26 — Регулировочный рычаг тормоза Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 1 — корпус; 2 — толкатель, 3 — полумуфта подвижная; 4 -полумуфта неподвижная; 5 — пружина; 6 — заглушка; 7 — вал — червяк; 8, 9, 10 — уплотнительные кольца; 11 — винт; 12 -крышка; 13 — поводок 14 — управляющее кольцо; 15 — шестерня; Пневматический тормозной привод автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Принципиальная схема пневмопривода тормозной системы показана на рисунках ниже. Регулировка рабочего тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Исходное положение педали тормоза (размер 245 мм), регулируется болтом 6 путем вворачивания или выворачивания последнего. При этом болт 6 должен касаться своим торием щитка педалей. Свободный ход педали тормоза (3+1J мм регулируется штоком 4 — путем вращения за шестигранник толкателя 2 при отпущенной контргайке 3. Уход за пневматическим приводом тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 необходимо следить прежде всего, следите за герметичностью системы в целом и ее отдельных элементов. Особое внимание следует обращать на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов и места присоединения шлангов, так как здесь чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а места слабой утечки — с помощью мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Утечка устраняется подтяжкой соединительных гаек моментом: для трубопроводов, диаметром 6 мм — 9,8 — 12,3 Нм (1 — 1,25 кг/см), 10 мм -21,6-27,5 Нм (2,2 — 2,8 кг/см); 15 мм — 49 — 60,8Нм (5 — 6,2 кг/см). Если после подтяжки утечка не устраняется, необходимо заменить резиновые уплотнительные кольца. Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек и др. арматуры не должен превышать 30 -50 Нм (3 — 5кг/см). Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в пневмоприводе 588кПа (6,0 кгс/см2), включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре. Падение давления от номинального в воздушных баллонах не должно превышать 30 кПа (0,3 кгс/см2) в течение 30 мин., при свободном положении органов управления привода и в течение 15 мин. при включенном. Уход и обслуживание камер с пружинными энергоаккумуляторами автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке герметичности и работы тормозных камер, подтяжке гаек крепления к кронштейну. Момент затяжки должен быть 177 — 196 Нм (18 — 20 кг/см) для пружинных энергоаккумуляторов и 108 — 137 Нм (10,8 — 13,7 кг/см) для передних тормозных камер. Проверку пружинно — пневматических тормозных камер на герметичность проводите при наличии сжатого воздуха в контуре привода аварийного или стояночного тормоза и в контуре привода тормозов задней тележки. Для проверки аварийного или стояночного тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 на герметичность оттормозите стояночный тормоз автомобиля. При этом цилиндры наполнятся сжатым воздухом. Затем определите утечку воздуха. Наличие утечки воздуха указывает на повреждение уплотнительных элементов цилиндра. В этом случае замените цилиндры с тормозными камерами.
Рис.27. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с рессорной подвеской (двигателя ЯМЗ).
Рис.28. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 4×2 с рессорной подвеской (двигатель ЯМЗ).
Рис.29. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с пневмоподвеской (двигателя ЯМЗ).
Рис.30. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 4×2 с пневмоподвеской (двигатель ЯМЗ). Рис.31. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз с двигателем MAN или Дойц. Рисунок 27-31. Схема пневмопривода тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 1 — компрессор: 2 — регулятор давления с адсорбером; 3 — ресивер регенерации: 4 — клапан четырехконтурный; 5 — буксирный клапан; 6 — ресивер потребителей; 7 — ресивер переднего контура; 8 — ресивер заднего контура; 9 — ресивер стояночного контура; 10 — кнопка моторного тормоза; 11 — ЭПК противоугонной системы и моторного тормоза; 12 — пневмоцилиндр заслонки моторного тормоза; 11 — пневмоцилиндр ограничения подачи топлива; 14 — клапан ограничения скорости; 15 — пневмоцилиндр ограничения скорости; 16 — кран тормозной; 17 — модулятор АБС переднего контура; 18 — камера тормозная передняя: 19 — модулятор АБС заднего контура; 20 — камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором; 21 — регулятор тормозных сил со встроенным ускорительным клапаном; 22 — клапан двухмагистральный; 23 — клапан ПБС; 24 — клапан управления тормозами прицепа; 25 — головка соединительная управляющая (желтая крышка); 26 — головка соединительная питающая (красная крышка); 27 — кран стояночной тормозной системы; 28 — клапан обратный; 29 — клапан ускорительный стояночной тормозной системы; 30 — клапан контрольного вывода; 31 — блок датчиков; 32 — клапан слива конденсата; 33 — датчик включения моторного тормоза; 34 — клапан ускорительный рабочей тормозной системы; 35 — цилиндр системы энергосбережения двигателя; 36 — регулятор тормозных сил без встроенного ускорительного клапана. Пневматический привод тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 скомплектован из пневматических приборов, которые не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке. Герметичность соединения во многом зависит от правильного центрирования поршня соединительной головки тягача в уплотнительной манжете соединительной головки прицепа (полуприцепа). Проверку герметичности соединительных головок проводите при сцепке автомобилях полуприцепом последовательно в заторможенном и отторможенном положениях. В пневматическом приводе тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 применен регулятор давления, объединенный с адсорбционным осушителем сжатого воздуха. Замена фильтрующего элемента (патрона) осушителя сжатого воздуха производится по мере необходимости, когда в ресиверах пневмосистемы обнаруживается наличие конденсата. В зависимости от условий эксплуатации и технического состояния приборов пневмопривода периодичность замены может составлять от одного до двух лет. Поэтому периодически следует проверять наличие конденсата в ресиверах тормозной системы. При спуске конденсата из баллонов во избежание забрызгивания рук необходимо пользоваться крючком, изготовленным из проволоки. Замену фильтрующего элемента (патрона) осушителя сжатого воздуха Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить в следующем порядке: — очистить поверхность осушителя от грязи; — ослабить резьбовое соединение нагнетательного трубопровода от компрессора (подвод 1) и выпустить из него воздух; — отвернуть патрон вращением против часовой стрелки; — протереть внутри корпус осушителя, не допускается при этом попадания грязи в обратный клапан; — установить новый патрон, для осушителя Вабко № 432410 020 2, для осушителя КНОРР № II 17793 или 1140100 F. (для осушителя БелОМО — ремкомплскт 8673.00.00.000 — 01 или патрон Вабко или КНОРР ), слегка смазав маслом уплотняющую прокладку; — затянуть патрон рукой (моментом не более 15 Нм). Уход за колесными тормозами Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в периодической замене тормозных накладок по мере их износа. Степень износа накладок можно контролировать через смотровые отверстия в щитках. На торцах накладок имеется линия предельного износа, позволяющая визуально определять необходимость их замены. Если замена накладок производилась со снятием ступицы колеса, то после установки ее необходимо нажать отверткой или другим аналогичным предметом на торец колесного датчика АБС и привести его в соприкосновение с индуктором (зубчатым венцом), после чего провернуть ступицу на 2 — 3 оборота. Зазоры между накладками и барабаном регулируются автоматическим регулировочным рычагом, работа которого во многом зависит от правильной его установки. Ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 38 — 44 мм (при подаче максимального давления). После замены накладок, а также при замене регулировочного рычага или тормозной камеры необходимо отрегулировать ход штоков тормозных камер. Регулировка ход штоков тормозных камер Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329: — установить регулировочный рычаг на вал разжимного кулака так. чтобы расстояние от вилки тормозной камеры до рычага было 20 — 80 мм. При этом рычаг должен располагаться заглушкой вперед по ходу штока тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала — червяка к тормозной камере (при замене на заднем мосту тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами должны быть расторможены); — вращая шестигранный конец вала — червяка против часовой стрелки, при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода, совместить отверстия вилки штока камеры и рычага и соединить рычаг с вилкой пальцем. При этом вал разжимного кулака должен оставаться в исходном положении под действием стяжной пружины колодок; — повернуть поводок рычага до упора (в сторону вращения рычага при торможении), и закрепить в этом положении фиксатор; — отрегулировать ход штока тормозной камеры, последовательно нажимая на педаль тормоза до упора при давлении сжатого воздуха в системе 600 кПа (6 кгс/ см2) не менее, до установления постоянной величины хода штока в пределах 38-44 мм. Уход за регулировочным рычагом (рисунок 26) заключается в периодической его смазке через пресс — масленку 18 до выхода смазки из предохранительного клапана 19. При снятии тормозного барабана Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 для увеличения зазора между тормозными колодками и барабаном допускается вывернуть пробку с резьбой К1/8″ из корпуса рычага, тонкой отверткой вывести из зацепления храпового соединения подвижную полумуфту и повернуть ось червяка за шестигранник по часовой стрелке, после чего установить пробку на место. После установки тормозного барабана необходимо отрегулировать ход штока тормозной камеры, как указано выше. В процессе эксплуатации периодически контролировать работу рычагов, замеряя ход штока камеры. Разность ходов штоков не должна превышать 5 мм. В случае обнаружения увеличенного хода проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности и устранить ее, для чего произвести разборку рычага с очисткой и промывкой деталей. Разборка рычага тормозного барабана Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производится в следующем порядке: — вывернуть заглушку 6, предварительно расстопорив ее; — вынуть пружину 5 с полумуфтой 3; — снять крышку 12 с поводком 13 и управляющим кольцом 14 в сборе и прокладкой 17, толкатель 2; — вынуть червяк 7 с полумуфтой 4 в сборе; — вынуть шестерню 15.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- 970 Elite
- TLB 860
- Cat 422
- Cat 428
- Cat 434
- Cat 444
- 3 CX Super
- 4 CX
- 5 CX
- WZ30-25
- XT860/XT870
_______________________________________________________________________________________
- WB 97S
- WB 93R
- Hyundai H940S
- B110
- B115
- Hidromek HMK 102B
- Hidromek HMK 62SS
_______________________________________________________________________________________
- Автокраны
- Краны манипуляторы
- Автогрейдеры ДЗ-122,143
- Экскаватор ЕК-14
- Ремонт грузовиков Камаз
- Ремонт грузовиков МАЗ
- TL 65
- TL 120
- TL 310
- Cat 914
- Cat 924
- Caterpillar 950
- Caterpillar 966
_______________________________________________________________________________________
- LW500F
- ZL30G
- ZL50G
- LW321F
- XGMA XG932
- XGMA XG955
- Устройство погрузчиков Terex, Komatsu, Cat
- ZW250
- ZW310
- ZW220
- ZW180
- W130
- W170
- W190
- W270
- L34
- Регулировка двигателя Д-180
- Трансмиссия Т-170
- Сборка КПП Т-170, Т-130
- Регулировка муфты сцепления Т-170
- Гидравлическая и навесная системы Т-170
- Главная передача Т-170, Т-130
- ТНВД дизеля Д-160
- Сервомеханизм муфты сцепления Т-130, Т-170
- Бортовые фрикционы Т-130
- Бортовой редуктор трактора Т-130
- Механизм управления поворотом Т-130
- Гидромеханическая передача ТО-18/ТО-18Б
- Гидросистема ГМП ТО-18/ТО-18Б Амкодор
- Гидравлическая система ТО-18
- Компоненты гидросистемы ТО-18/ТО-18Б Амкодор
_______________________________________________________________________________________
- Устройство реечных и поворотных гидроцилиндров
- Разновидности насосов объемного гидропривода
- Роторные винтовые насосы — Конструкция и принцип работы
- Характеристики и устройство шестеренчатых насосов
- Схема управления насосом в закрытой гидравлической системе
- Устройство гидрораспределителя с пропорциональным управлением
- Гидросистемы спецтехники — эксплуатация и обслуживание
- Применение гидростатических трансмиссий для спецтехники
- Применение картриджных электроуправляемых клапанов
- Устройство и схемы картриджных вставных гидравлических клапанов
- Характеристики ввертных гидравлических картриджных клапанов
- Схемы работы клапана последовательности и редукционного клапана
- Регулятор гидравлических насосов с переменным рабочим объемом
- Система Load Sending для регулируемых насосов
- Гидрораспределители — Системы управления
- Схемы управления рабочими гидравлическими узлами спецтехники
Достоинства средства передвижения
Грузовики МАЗ довольно часто обозначаются, как суперавто. Подобное название вполне обоснованно, так как автомобиль является максимально усовершенствованным. Элементы и механизмы у авто выполнены в уникальном эксклюзивном исполнении. Машина марки МАЗ полностью оснащена разнообразными современными устройствами. Именно по этой причине авто пользуется большой популярностью и используются в самых разных областях строительной и промышленной сферы.
Современный седельный тягач характеризуется большим количеством неоспоримых преимуществ. Среди самых основных положительных сторон можно отметить:
- Настоящий трудяга, который готов работать без какого-либо сбоя при полной загруженности;
- Оптимальная работоспособность и грузоподъемность, длительной поездке грузовик не подводит водителя;
- Высокие показатели надежности.
Благодаря данным положительным качествам грузовик пользовался спросом во времена Советского Союза и популярен в настоящее время. Средний мост автомобиля представляет собой проходную конструкцию, которая устанавливается для уменьшения общей нагрузки на основной задний мост. Одной из важных деталей является наличие межосевого дифференциала, предназначение которого заключается в эффективном распределении общего крутящего момента между основными мостами. Конструкция устанавливается на задний мост и при этом только на авто, которые характеризуются, как трехосные. Одновременно с этим грамотное бесперебойное вождение и работа обеспечиваются посредством своевременных техосмотров.
Особого внимания заслуживает кабина МАЗа грузовика. Водители ценят ее за высокие показатели комфортабельности и практичности. По внешним характеристикам грузовик достаточно привлекателен. Последние модели оснащены уникальными по форме фарами, конструкцией самой кабины, а также радиатора. Немного изменена в новых моделях форма лобового стекла, если раньше оно было раздвоенным, то сейчас там установлено панорамное. Обеспечивающий противоударный бампер был заменен на более привлекательный агрегатированный, на котором установлены фары. Вся начинка кабины немного усовершенствована, в ней установлены уникальные рычаги и максимально комфортный руль.
Неисправности
При эксплуатации ТС автомобиля могут возникнуть следующие поломки:
- низкая эффективность торможения;
- неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
- заедание рабочих или стояночных тормозов (клинит тормоза);
- увеличенный ход ручки стояночного тормоза.
Увеличение тормозного пути может произойти из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), вследствие износа колодок или недостаточного выхода штока при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то существует большая вероятность замасливания фрикционного материала либо внутренней поверхности ТБ.
В большинстве случаев занос автомобиля во время торможения возникает из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси либо заклинки вала во втулках разжимного кулака в блоке тормозных колодок.
Медленное оттормаживание чаще всего происходит по причине поломки или заклинки возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть и неправильная регулировка тормозной педали. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Вследствие поломки стягивающих пружин тормозных колодок возможно возникновение самопроизвольного торможения, а при движении будет слышен характерный стук в колесе.
При движении грузовика с прицепом может возникнуть запаздывание торможения последнего. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца в тормозном кране. Такая же поломка характерна для заклинки поршня в воздухораспределителе прицепа.
Необходимо помнить, что поломка в рулевом управлении приведет только к потере управления машиной, а отказ ТС — к невозможности ее остановки, что неминуемо окончится аварией.
Как работают механизмы тормозов МАЗа
Тормозные механизмы — барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным тормозным барабаном
На автомобилях, оборудованных АБС, в тормозных колодках заднего моста (напротив зацепов стяжной пружины) выполнены специальные отверстия для обеспечения снятия или замены тормозных колодок без разборки колесной передачи.
На конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг (рис. 1) червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры.
Вращая ключом червяк 3 за шестигранную головку оси, можно поворачивать разжимной кулак, а следовательно, и развести тормозные колодки, уменьшив тем самым зазор между ними и барабаном.
Для поворота оси должна быть освобождена и сдвинута вверх пластина 7.
На автомобилях может быть установлен регулировочный рычаг со встроенным автоматическим регулятором (рис. 2).
Для предотвращения попадания смазки в тормозные механизмы в кронштейнах разжимных кулаков передних и задних тормозов установлены резиновые уплотнительные кольца.
Тормозные камеры — диафрагменные, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля при включении рабочей тормозной системы.
Тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 3) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего и среднего мостов при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем.
При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличается от передних тормозных камер (подвод 11).
При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 6, который под действием силовой пружины 7 движется вниз и перемещает толкатель 4, последний через подпятник 9 воздействует на диафрагму 3 и шток 10 тормозной камеры, в результате чего происходит торможение автомобиля.
При выключении стояночной тормозной системы сжатый воздух подается под поршень 6 через подвод 12, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружину и давая возможность штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины 1 вернуться в исходное положение.
При торможении запасной системой воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения.
На автомобиле возможна установка диафрагменных тормозных камер с пружинным энергоаккумулятором и быстрорастормаживающим устройством (см. рис. 4).
Быстрорастормаживаюшее устройство (БРУ) представляет собой подпружиненную фиксирующую втулку 9, обеспечивающую через шарики 8 соединение диафрагмы 5 со штоком 4 знергоаккумулятора.
Растормаживание камеры производится следующим образом: снимите крышку, вставьте толкатель 12 (находится в ящике ЗИП) до упора в фиксирующую втулку 9 и нажмите или слегка ударьте молотком. При этом втулка 9 перемещается, шарики 8 выходят из канавки на штоке
4, диафрагма 5 под воздействием пружины 11 перемещается до упора в корпус, пружина 1 перемещает шток 4, растормаживая колесный тормозной механизм.
При подаче сжатого воздуха в полость «А» шарики 8 попадают в канавку штока 4 и фиксируются втулкой 9, при этом энергоаккумулятор блокируется.
Категорически запрещается самостоятельная разборка пружинных энергоаккумуляторов!
Тормозной механизм основной стояночной тормозной системы автомобилей МАЗ-631705, 631708, 642505, 642508, 533605 барабанный (рис. 5), колодочный двойного серводействия с рычажным разжимом колодок и механизмом регулировки зазора.
Он крепится к картеру раздаточной коробки, тормозной барабан крепится к фланцу выходного вала раздаточной коробки.
Действие тормоза заключается в следующем. При торможении усилие от приводного троса передается на приводной рычаг 9, который через промежуточный рычаг 17 и серьгу 8 воздействует на рычаг 7 колодок.
При вращении барабана против часовой стрелки приводное усилие от рычага колодок через штангу 3 передается к левой колодке 22 и прижимает ее к тормозному барабану.
При этом колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на правую колодку 16, и прижимает ее к барабану.
При вращении тормозного барабана по часовой стрелке рычаг 7 колодок, опираясь на штангу 3, передает приводное усилие к правой колодке 16 и прижимает ее к барабану.
Колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на левую колодку 22, и прижимает ее к барабану.
Схема привода показана на рис. 6, конструкция рычага управления показана на рис. 7.
Механизм вспомогательной тормозной системы (рис. дроссельного типа с заслонками, установленной в выпускном трубопроводе двигателя перед глушителем.
Механизм состоит из корпуса и заслонок 2, закрепленных на оси 3.
На оси заслонок закреплен также поворотный рычаг 4, соединенный со штоком пневмоцилиндра привода.
Рычаг 4 и связанные с ним заслонки 2 имеют два фиксированных положения.
При выключении вспомогательного тормоза заслонка устанавливается вдоль потока отработавших газов, а при включении — перпендикулярно потоку газов, создавал противодавление на выпуске.
Стоимость работ
Цена | |
Регулировка тормозов | 1 100 руб. |
Записаться на сервис
Цены, указанные на сайте, не являются окончательными и могут изменяться как в большую так и в меньшую сторону.
Сейчас действует 2 специальных предложения и акции
Оригинальные запчасти для грузовиков МАЗ со склада в Москве
- Грузовой автосервис «СТ Сервис»
- Технический — Ваш надежный помощник, в случае если вашему грузовому автомобилю требуется ремонт или техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации.
- 9 лет на рынке
- Удобное расположение
- на севере Москвы Подробнее
Возможность вашего присутствия рядом с автомобилем во время проведения ТО или ремонта
- Удобная комната ожидания с кондиционером, кофейным аппаратом
- и бесплатным wi-fi
Оборудование и цеха
Стенд TS 1500 CAORLE для проточки тормозных барабанов и тормозных дисков.
Стенд для испытания и регулировки механических форсунок
Стенд для испытания и регулировки топливных насосов высокого давления (ТНВД)
9 постов оборудованных для ТО
Bosch EPS205 — стенд для проверки форсунок Common Rail
CR-NeXT — комплекс для ремонта и регулировки форсунок
MP-250 SASH — cтанок для восстановления клапана форсунки
Сертификаты на выполнение сервисных работ Техническим
В грузовом автосервисе «СТ Сервис» обслуживают грузовики:
Как снять тормозной барабан
Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются как накладки тормозных колодок, так и внутренняя поверхность барабана. В результате этого теряется эффективность торможения. В этом случае необходимо демонтировать барабан и заменить колодки. Работа по демонтажу несложная, но потребует приложения некоторых физических усилий, т.к. детали имеют большой вес.
Смотрите » Технические характеристики и устройство пассажирского автобуса МАЗ-241
Для снятия тормозного барабана необходимо произвести следующее:
- установить машину на ровной поверхности и зафиксировать от возможного перемещения;
- поддомкратить колесо;
- отвернуть гайки и снять его;
- вкрутить 3 болта М10 в отверстия на крышке барабана и отжать его;
- снять деталь со ступицы.
Необходимо помнить, что ТБ изготовлен из чугуна, поэтому применять для снятия молоток нужно с большой осторожностью.
Замена накладок
Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического тела и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который с помощью заклепок устанавливался на металлическую часть. Моторесурс таких деталей был мал и составлял 40-50 тыс. км. Сегодня применяются новые фрикционные материалы, которые могут пройти без замены 180-200 тыс. км. Поэтому замену тормозных накладок проводить нет смысла, а колодки меняются комплектом.
После снятия барабана для демонтажа элементов необходимо выполнить следующие действия:
- снять пружину, стягивающую колодки;
- демонтировать чашки с пружинами, прижимающие детали к защитному кожуху;
- снять колодки с посадочных мест.
Если принято решение заменить только фрикционные накладки, то к перечисленным действиям необходимо выполнить дополнительно:
- демонтаж остатков фрикционного материала;
- зачистку поверхности детали;
- установку новых накладок;
- обработку на токарном станке до необходимого размера.
Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, при запасе накладки до головки заклепки 3.5 мм. Зазор между фрикционным материалом и телом колодки допускается не более 0,1 мм. Выполнить такие работы можно без специальных приспособлений на слесарных тисках с соблюдением требуемых размеров и допусков.
Подводя итоги
Многих на приобретение данного авто подвигают многочисленные положительные отзывы о грузовике от владельцев. Наибольшего восхищения заслуживает привлекательный внешний вид, небольшие габариты, грузоподъемность, за рулем данного авто очень комфортно и солидно сидеть. Также привлекает оптимальное сочетание ценовой расценки и качества грузовика. Практически все отмечают идеальную управляемость МАЗами, они получают самое настоящее удовольствие от рабочего процесса на данной машине. Стандартные работы можно выполнять с оптимальным уровнем управления и одновременного комфорта.
Техническое обслуживание
При правильной эксплуатации осушитель воздуха МАЗ 5440 прослужит несколько лет. Для нормальной работы устройства следите за пневмоприводом. Контролируйте герметичность, а также наличие конденсата в ресиверах. Чтобы зимой прибор не замерз, глушите двигатель после включения регулятора давления.
Сроки замены осушителя воздуха МАЗ 4370 зависят от условий эксплуатации. Со временем адсорбент теряет способность к впитыванию влаги. Поэтому необходимо проводить регенерацию. Выполняют обратную продувку осушителя из ресивера.
Если соблюдать сроки замены осушителя воздуха МАЗ 4370 и патрона, прибор надежно защитит систему от поломок и разрушений. При поломке клапанов придется устанавливать новый прибор.
Глушитель можно менять отдельно.
Рекомендуется раз в год заменять патрон. Во время установки новой запчасти удаляют старую прокладку. Новый уплотнитель смазывают маслом. Ремонтные работы проводят при выключенной подаче воздуха.
Купить необходимые запчасти и узнать цену осушителя воздуха МАЗ вы можете на нашем сайте.
Тормоза МАЗ —схема, тормоз стояночный, ручной — ТД Спецмаш
Безусловно, электросхема МАЗ является одной из сложнейших для понимания ее принципов обыкновенными водителями, не имеющими специального электротехнического образования. В то же время, в автомобилях минского производства предостаточно систем, лишь немногим уступающим по сложности устройства электрической. К таким сложным системам относится и система тормозов МАЗ. Причем главная ее сложность в том, что она складывается сразу из нескольких подсистем, различных по устройству, конкретному предназначению (в некоторых случаях подсистемы выполняют функции своих «собратьев») и по принципам взаимодействия с другими подсистемами. Стандартная схема тормозов МАЗ включает в себя следующие подгруппы:
— рабочая; — вспомогательная; — запасная; — стояночная.
На примере последней расскажем о том, что нужно делать, чтобы не допустить проблем в системе, и предупредить поломки…
Особого ухода ручной тормоз МАЗ и его привод не требуют, но о некоторых правилах следует помнить:
• обязательно периодически нужно осматривать тросы привода и шарнирные соединения на предмет появления признаков износа, и в случае их появления незамедлительно проводить замену; • не допускайте ослабления креплений и загрязнения соединений; • при смазывании строго придерживайтесь карты смазки, рекомендованной производителем, но не забывайте вносить в нее коррективы при отклонениях в условиях эксплуатации; • перед каждым выездом дополнительно убедитесь в том, что стояночный тормоз МАЗ функционирует без сбоев и способен удержать автомобиль в предусмотренных пределах.
Такие пределы регламентируются производителем, например для 5335-го семейства минских тягачей существует норма, согласно которой «ручник» должен удержать полностью груженый автомобиль даже на дороге с 16-типроцентным уклоном.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
С выполнением подобной задачи могут справиться только правильно отрегулированные и абсолютно исправные тормоза МАЗ. Поэтому, к перечисленным правилам стоит добавить еще одно – для профилактической и вынужденной замены деталей тормозной системы используйте только качественные запчасти и комплектующие. Именно такие, как предлагает вам наша , один из лучших производителей запчастей для минской и не только техники. Причем лучшие мы не только потому, что вся наша продукция наивысшего качества, но и вследствие очень демократичных цен, способных понравиться любому владельцу (водителю) МАЗа.
Схема тормоза МАЗ
1 5336-3519210 Камера тормозная передняя 1 5336-3519210 Камера тормозная передняя 2 6422-3506094 Шланг к тормозному крану 2 6422-3506094 Шланг к тормозному крану 3 64229-3506283-10 Трубка 4 13.3515310 Клапан контрольного вывода 5 64229-3506130-10 Трубка 6 64229-3506282-10 Трубка 7 100-3514008 Кран с рычагом в сборе 8 6422-3506142-10 Трубка 9 5336-3509012 Компрессор 10 64226-3506316 Трубка 11 С40-3721000 Сигнал пневматический 12 11.3511010 Влагоотделитель в сборе 13 5336-3506187-01 Шланг 14 100-3512010 Регулятор давления в сборе 15 6422-3506085-01 Шланг 15 6422-3506085-01 Шланг 15 6422-3506085-01 Шланг 15 6422-3506085-01 Шланг 16 100-3536010 Предохранитель против замерзания 17 943.702.120.0 Клапан четырехконтурный 18 64229-3506148-20 Трубка 19 008-011-19-2-3 Кольцо уплотнительное 20 012-016-25-2-3 Кольцо уплотнительное 21 100-3570110 Цилиндр останова двигателя 22 100-3570210 Цилиндр 23 5551-3570234-01 Трубка 24 6303-3513015-10 Ресивер А40-280 25 5336-3513015 Ресивер 25 5336-3513015 Ресивер 26 5336-3570230 Трубка 27 64229-3506258 Трубка 28 64229-3506154 Трубка 29 64229-3506240-20 Трубка 30 53362-3506178 Трубка 31 64221-3506180-20 Трубка 32 5336-3506319 Трубка 33 943.002.521.0 Клапан управления прицепом 34 64229-3506248-20 Трубка 35 54323-3506146-10 Трубка в сборе 36 53362-3506289 Трубка 37 64229-3506183-10 Трубка 38 64229-3506243-20 Трубка 39 64229-3506132-10 Трубка 40 53362-3506336 Трубка 41 53362-3506337 Трубка 42 53361-3506136 Трубка 43 64229-3506305 Трубка 44 53362-3506188 Трубка 45 11-3518010 Клапан ускорительный 46 53361-3506158 Трубка 47 53361-3506280 Трубка 48 5336-3519200 Камера тормозная задняя 48 5336-3519200 Камера тормозная задняя 49 500-3506060-Б2 Шланг в сборе 50 100-3533010 Регулятор тормозных сил 51 64226-3521110 Головка соединительная 51 64226-3521110 Головка соединительная 52 014-018-25-2-3 Кольцо уплотнительное 53 375960 Шайба 54 250636 Гайка М16х1,5-6Н 55 250159 Шайба 16 56 63031-3521050 Кронштейн 57 401509 Ниппель 58 201497 Болт М10-6gх25 59 252136 Шайба 10 ОТ 60 252536 Гайка М10-6Н 61 64221-3537020-20 Трубка 62 961.702.005.0 Кран тормозной 63 64229-3506184-20 Трубка 64 64229-3506139-20 Трубка 65 100-3537110 Кран тормозной 66 16. 3741000 Клапан пневмосигнала 67 100-3562010 Клапан двухмагистральный 68 64226-3570240-10 Трубка 69 64226-3570212-10 Трубка 70 54325-1115042 Трубка 71 5551-1115040 Трубка 72 6303-3506183 Трубка 73 64229-3506194 Трубка 75 53362-3506289 Трубка 76 64229-3506243-20 Трубка Ссылка на эту страницу: https://www.kspecmash.ru/catalog.php?typeauto=2&mark=11&model=96&group=138
Регулировка
В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.
Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:
- постановку оси на домкрат;
- освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
- поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
- вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
- возврат стопора в исходное положение.
Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.
Регулировка тормозных механизмов
В приводе тормозного крана (рис. 10) угол 45°+2° регулируется болтом 2. После регулировки гайку 3 затяните моментом 11,8—15,7 Нм. Свободный ход педали должен быть 17—27 мм.
Регулировка производится изменением длины штока 4. После регулировки гайку 5 затяните моментом 23,5—35,3 Нм.
При установке регулировочного рычага (рис. 1) ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 25—40 мм. При увеличении хода штоков до 45 мм тормоза должны быть отрегулированы. При этом разница в ходе штоков тормозных камер на каждой оси не должна превышать 8 мм.
Регулировку тормозных механизмов производите в таком порядке:
— поднимите домкратом колесо;
— ослабьте болт 6 и сдвиньте вверх стопорную пластину 7 регулировочного рычага разжимного кулака; — вращая червяк 3 (при этом шток тормозной камеры не должен перемещаться из камеры), разведите тормозные колодки до прилегания их к рабочей поверхности барабана;
— поверните червяк в обратную сторону примерно на 1/3—1/2 оборота, застопорите ось червяка, сдвинув в исходное положение пластину и закрепив ее болтом;
— проверьте соответствие величины хода штока допустимым пределам;
— проверьте отсутствие задевания барабана за колодки в расторможенном положении.
Проверку хода штоков тормозных камер производите при давления воздуха в контурах пневмосистемы 0,56±0,04 МПа (5,6±0,4кгс/см 2 ). Рычаг регулятора тормозных сил при замерах должен быть повернут вверх на максимально допустимый конструкцией угол.
При установке регулировочного рычага (рис. 2) ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 38.. .44 мм. Регулировка хода штоков в процессе эксплуатации не производится.
После замены накладок, а также при замене регулировочного рычага или тормозной камеры необходимо отрегулировать ход штоков тормозных камер.
— установить регулировочный рычаг на вал разжимного кулака так, чтобы расстояние от вилки тормозной камеры до рычага было 20—80 мм.
При этом рычаг должен располагаться заглушкой вперед по ходу штока тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала-червяка к тормозной камере (при замене на заднем мосту тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами должны быть расторможены);
— вращая шестигранный конец вала-червяка против часовой стрелки, при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода, совместить отверстия вилки штока камеры и рычага и соединить рычаг с вилкой пальцем.
При этом вал разжимного кулака должен оставаться в исходном положении под действием стяжной пружины колодок;
— повернуть поводок рычага до упора (в сторону вращения рычага при торможении) и закрепить в этом положении фиксатор;
— отрегулировать ход штока тормозной камеры, последовательно нажимая на педаль тормоза до упора при давления сжатого воздуха в системе 600 кПа (6 кгс/см 2 ) не менее, до установления постоянной величины хода штока в пределах 38—44 мм.
Уход за регулировочным рычагом (рис. 2) заключается в периодической его смазке через пресс-масленку 18 до выхода смазки из предохранительного клапана 19.
В процессе эксплуатации периодически контролировать работу рычагов, замеряя ход штока камеры. Разность ходов штоков не должна превышать 5 мм. В случае обнаружения увеличенного кода проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности и устранить ее, для чего произвести разборку рычага с очисткой и промывкой деталей.
Разборка производится в следующем порядке:
— вывернуть заглушку 6, предварительно расстопорив ее;
— вынуть пружину 5 с полумуфтой 3;
— снять крышку 12 с поводком 13 и управляющим кольцом 14 в сборе и прокладкой 17, толкатель 2;
— вынуть червяк 7 с полумуфтой 4 в сборе;
Сборка рычага производится в обратной последовательности. Заглушку 6 завернуть до упора моментом 2—3 Нм (0,2—0,3 кгс-м) и отвернуть на 15-20°, предварительно смазав резьбу герметиком.
Заглушку застопорить оттяжкой буртика в паз корпуса. Смазать рычаг через пресс-масленку 18 до выхода смазки из клапана 19.
Регулировка стояночного тормоза
По мере износа тормозных колодок стояночного тормоза необходимо выполнять регулировку зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном. Для этого необходимо:
— вывесить колеса среднего моста (либо одно из колес);
— установить рычаг 1 (см. рис. 6) в положение «отторможено», при этом рейка рычага 5 (см. рис. 5) должна находиться в переднем крайнем положении (сигнальная лампочка стояночного тормоза должна погаснуть);
Виды системы
Кроме этого, необходимо также упомянуть и о наличии тормозной системы для полуприцепа, которая оснащается специальными пневматическими приводами, предназначенными для работы прочих систем, работающих на сжатом воздухе.
Их преимуществом является то, что она останавливает все имеющиеся колеса МАЗ. Наличие пневматического привода с раздельным торможением дает возможность остановить пару передних и задних колес.
Основная функция запасных тормозов и стояночных заключается во влиянии на механизмы мостов, срабатывающие в результате воздействия напружинных энергоаккумуляторов и камер, которые включаются водителем транспортного средства при помощи специального крана, расположенного в кабине.
Стояночная система остановки считается дополнительной, и ее используют в крайнем случае к примеру, когда не срабатывают или отказывают по ряду причин рабочие тормоза. Во время ее задействования необходимо рукоятку крана расположить таким образом, чтобы она находилась в крайнем положении.
Воздух, сжимающий пружины, поступает в атмосферу, и начинают работать другие механизмы, которые и включают ручник. В то время, когда включается запасная система торможения, рукоятка управляющего крана должна находиться посредине, дополнительные усилия по ее перемещению предпринимать не нужно. Важно знать, что в случае с увеличением оборотности рукоятки сила торможения возрастает благодаря уменьшению воздуха, влияющего на пружины.
Вспомогательное торможение
Подобный вид системы работает благодаря задействованию газов, попадающих в автомобильную систему. Ее основная функция состоит в том, чтобы останавливать и удерживать МАЗ на крутых дорогах.
Она совмещается со стояночной для большего удобства и дополнительной надежности. Вспомогательный тормоз – это специальный замедлитель для моторопневматического типа. Полуприцепный привод притормаживания сооружен из элементов двух- и одного проводов. В зимнее время можно столкнуться с тем, что происходит заморозка конденсата, особенно это относиться к крупногабаритным транспортным средства, таким как МАЗ, но и здесь разработчики все продумали и обезопасили автомобиль, внедрив предохранитель, который устраняет подобную проблему.
В транспортном средстве также присутствует установка, позволяющая уменьшать движение на трассе. Она состоит из специального цилиндра и клапанной системы. Ко всему этому присоединяется противобуксовочная связь. Для включения необходимо воспользоваться специальной кнопкой.
Противобуксовочная и система ограничения скорости помогают в подаче сжатого воздуха, который поступает благодаря пропорциональному клапану. Важно учитывать, что во время одновременного торможения МАЗ также останавливается и полуприцеп, ведь эти системы взаимосвязаны.
Устройство тормозной системы МАЗ и как устранить ее неполадки
Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.