Тормозная система камаз, цветная схема, датчики на примере камаза 5320


Типы тормозных кранов

Грузовые автомобили, в том числе КамАЗ, работают на тормозной системе, на которых применяется пневматический привод.

По типу конструкции бывают два вила тормозных кранов:

На грузовиках КамАЗ обычно устанавливается второй тип кранов, так как они являются большегрузами.

Двухсекционный кран также может быть нескольких видов для различных моделей автомобиля:

  • каждая секция тормоза управляется отдельно;
  • единое управление всеми секциями.

Конструкция и принцип работы у этих видов тормозных кранов одинаковое.

Обычно на автомобилях камаз версии от 5320 устанавливается тормозной кран компании Wabco 100-3514008.

Тормозная система КАМАЗ // Назначение

Рабочая тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Тормозные механизмы рабо­чей тормозной системы установлены на всех шести колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы — пневматический двухконтурный, он при­водит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси и задней тележки автомобиля. Управ­ляется привод ножной педалью, механически свя­занной с тормозным краном. Исполнительными органами привода рабочей тормозной системы яв­ляются тормозные камеры [1, 2].

Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости или остановки движу­щегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы [1, 2].

Стояночная тормозная система обеспечивает тор­можение неподвижного автомобиля на горизон­тальном участке, а также на уклоне и при отсутствии водителя.

Стояночная тормозная система на автомо­билях КамАЗ выполнена как единое целое с запас­ной и для ее включения рукоятку ручного крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксирован­ное положение [1, 2].

При­вод аварийного растормаживания обеспечивает возможность возобновления движения авто­мобиля (автопоезда) при автоматическом его тормо­жении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.

Таким образом, в автомобилях КамАЗ, тормозные механизмы задней тележки являются общими для рабочей, запасной и стояночной тормозных систем, а две последние имеют, кроме того, и общий пнев­матический привод.

Система тормозная вспомогательная автомобиля служит для уменьшения нагруженности и тем­пературы тормозных механизмов рабочей тормоз­ной системы. Вспомогательной тормозной системой на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекры­ваются выпускные трубопроводы двигателя и от­ключается подача топлива [1, 2].

Аварийная система растормаживания предназ­начена для оттормаживания пружинных энергоак­кумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе [1, 2].

Привод системы аварийного растормаживания сдублирован: кроме пневма­тического привода имеются винты аварийного от­тормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет растормозить последние механическим путем.

Система аварийной сигнализации и контроля состо­ит из двух частей [1, 2]:

а) световой и акустической сигнализации о ра­боте тормозных систем и их приводов.

В различныхточках пневматического привода встроены пневмо-лектрические датчики, которые при действии лю­бой тормозной системы, кроме вспомогательной, замыкают цепи электрических ламп «стоп-сигнала».

Датчики падения давления установлены в ресиверах привода и при недостаточном давлении в последних замыкают цепи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, а также цепь звукового сигнала (зуммера).

б) клапанов контрольных выводов, с помощью которых производится диагностика технического состояния пневматического тормозного привода, а также (при необходимости) отбор сжатого воздуха.

ts-kamaz.narod.ru

Главный тормозной кран камаз ЕВРО

На современных грузовиках, которые выпускает компания КамАЗ устанавливаются ГТК евро стандарта. Устройство главного тормозного крана представлено на рисунке ниже.


Устройство главного тормозного крана КамАЗ

1 — верхняя крышка корпуса крана; 2; 19 — закрепляющие конструкцию шурупы; 3;18 — шайбы для крепления на пружинной основе; 4 — толкательное устройство; 5 — втулка ГТК; 6 — корпусное основание рычага управления; 7 — винт для регулировки ГТК; 8 — рычаг управления; 9 — крепежная гайка; 10 — пружинная тарелка; 11 — устройство для соблюдения равновесия; 12 — кольцо для уплотнителя; 13 — поршень ГТК; 11; 16; 24; 28 — пружинные крепления; 15 — корпусное основание верхней части ГТК; 17;29 — опорное основание; 20;32 — кольца основания; 21 — поршень большого диаметра; 22 — атмосферный клапан ГТК; 23 — поршень маленького диаметра; 25 — корпус нижнего основания; 26;30 -кольцевые части; 27 — корпусное основание клапана нижней части ГТК; 31 — выпускное окно ГТК.

Устройство и принцип работы

Устройство включает в себя такие элементы:

  • клапан впускного и выпускного типа;
  • пружинный механизм и компрессор;
  • резиновая втулка;
  • регулятор давления воздуха;
  • поршневая часть и диафрагма.

Принцип работы тормозного крана полуприцепа КамАЗа:

  1. Нажатие на педаль тормоза приводит к смещению в правую сторону штока, который закрывает клапана.
  2. В это время открывается клапан, активируя работу тормозной камеры и ресивера. Давление в тормозной системе будет зависеть от степени нажатия на педаль.
  3. При постоянном усилии на тормозную педаль происходит увеличение давления на поршень.
  4. Усилие передается через механизм рукояток и тяг к рычагу крана, проходя через толкательный элемент и резиновую втулку.
  5. Подвижное седло впускного клапана перемещается вниз вместе с поршневой частью.
  6. Впускное окно закрывается, открывается окно выпускного клапана.
  7. Проходя через вывод и открытое окно клапана, воздушный поток направляется к полости крана.
  8. В верхней полости начинает повышаться давление. Во время повышения уровня давления воздушный поток перемещается в надпоршневую область, активизируя работу всего механизма.

Двухсекционный тормозной кран (см. рис. 300) служит для управления исполнительными механизмами двухконтурного привода рабочей тормозной системы автомобиля КамАЗ.

Тормозной кран управляется педалью, непосредственно связанной с тормозным краном.

Рис. 300. Кран тормозной КамАЗ с приводом от педали: 1 — педаль; 2 — регулировочный болт; 3 — защитный чехол; 4 — ось ролика; 5 — ролик; 6 — толкатель; 7 — опорная плита; 8 -гайка; 9 — тарелка; 10, 16, 19, 27 — уплотнительные кольца; 11 — шпилька; 12 — пружина следящего поршня; 13, 24 -пружины клапанов; 14, 20 — тарелки пружин клапанов; 15 — малый поршень; 17 — клапан нижней секции; 18 -толкатель малого поршня; 21 — атмосферный клапан; 22 -упорное кольцо; 23 — корпус атмосферного клапана; 25 -нижний корпус; 26 — пружина малого поршня; 28 -большой поршень; 29 — клапан верхней секции; 30 -следящий поршень; 31 — упругий элемент; 32 — верхний корпус; А — отверстие; В — полость над большим поршнем; I, II — ввод от ресивера; III, IV — вывод к тормозным камерам соответственно задних и передних колес

Тормозной кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно. Вводы I и II крана соединены с ресиверами двух раздельных контуров привода рабочей тормозной системы. От выводов III и IV сжатый воздух поступает к тормозным камерам. При нажатии на тормозную педаль силовое воздействие передается через толкатель 6, тарелку 9 и упругий элемент 31 на следящий поршень 30. Перемещаясь вниз, следящий поршень 30 сначала закрывает выпускное отверстие клапана 29 верхней секции тормозного крана, а затем отрывает клапан 29 от седла в верхнем корпусе 32, открывая проход сжатому воздуху через ввод II и вывод III и далее к исполнительным механизмам одного из контуров. Давление на выводе III повышается до тех пор, пока сила нажатия на педаль 1 не уравновесится усилием, создаваемым этим давлением на поршень 30. Так осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана. Одновременно с повышением давления на выводе III сжатый воздух через отверстие А попадает в полость В над большим поршнем 28 нижней секции тормозного крана. Перемещаясь вниз, большой поршень 28 закрывает выпускное отверстие клапана 17 и отрывает его от седла в нижнем корпусе. Сжатый воздух через ввод I поступает к выводу IV и далее в исполнительные механизмы первого контура рабочей тормозной системы.

Одновременно с повышением давления на выводе IV возрастает давление под поршнями 15 и 28, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 28 сверху. Вследствие этого на выводе IV также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Так осуществляется следящее действие в нижней секции тормозного крана.

При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет управляться механически через шпильку 11 и толкатель 18 малого поршня 15, полностью сохраняя работоспособность. При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием силы, приложенной к педали 1, давлением воздуха на малый поршень 15. При отказе в работе нижней секции тормозного крана верхняя секция работает как обычно.

Причины поломок

Неисправности и причины поломок:

  1. Ресиверы не заполняются сжатым воздухом, из-за чего не активизируется регулятор давления. Причиной поломки может стать поврежденный шланг или трубопровод, ослабленная затяжка места соединения трубопроводов, некачественная затяжка корпусных механизмов, нарушение герметичности ресивера.
  2. При заполненных ресиверах срабатывает регулятор уровня давления. Причина поломки — утечка сжатого воздушного потока от компрессорной части в магистраль до блока клапанов защитного типа.
  3. Механизм не заполняется сжатым воздухом. Неисправность может быть вызвана неправильной регулировкой регулятора или засоренностью трубопроводов.
  4. Кран травит воздух. Это может быть вызвано сбоями в работе энергоаккумулятора.
  5. Повышенный уровень давления. Причина поломки — неисправный двухстрелочный манометр или нарушенная регулировка механизма, отвечающего за давление воздуха.
  6. Тормозной кран шипит. Неисправность может быть связана с поврежденным электрооборудованием или с дефектом ручника крана.
  7. Потеря герметичности уплотнительных колец. Это значит, что в системе произошла утечка воздуха или стал заедать толкательный механизм.

Воздухораспределитель КамАЗ

При однопроводном приводе соединительная магистраль присоединена к выводу I. Подавае­мый сжатый воздух отгибает края манжеты 1 поршня 2 и проходит в бал­лон прицепа через вывод IV. Камеры прицепа выводом III соединены с атмосферой через открытый выпускной клапан 5, полую клапанную втулку 6 и атмосферный вывод II.

При падении давления в магистрали (торможение) давление в вы­воде I также уменьшается, и поршень 2, преодолевая сопротивление пружины 9, под действием давления в выводе IV движется вниз. Вместе с ним перемещаются шток 3 и поршень 4. При этом выпускной клапан 5 закрывается, а впускной клапан 7 открывается, и сжатый воздух из баллона прицепа через вывод IV поступает к выводу III к далее к камерам прицепа. Следящее действие осуществляется поршнем 4.

Если давление в соединительной магистрали повышается (происхо­дит оттормаживание), процесс проходит в обратном порядке. Поршни 2 и 4 движутся вверх, впускной клапан 7 закрывается, затем открыва­ется выпускной клапан 5, соединяя вывод III (тормозные камеры) с атмосферным выводом II.

В случае двухпроводного привода питающая магистраль присоеди­нена к выводу I, а управляющая (тормозная) магистраль — к выводу V. Подаваемый по питающей магистрали сжатый воздух через манжету 1 поршня 2 поступает в баллон прицепа через вывод IV.

При торможении сжатый воздух, подаваемый к выводу V, воздей­ствует на поршень 11 и перемещает его вниз. Сжатый воздух из баллона прицепа поступает в тормозные камеры, присоединенные к выводу III, Следящее действие осуществляется в этом случае поршнем II.

Воздухораспределитель имеет встроенный уравнительный клапан 10. При однопроводном приводе, когда давление воздуха, подводимого к выводу I, не превышает 5,2 кгс/см2, клапан 10 не работает. В случае двухпроводного привода при подаче к выводу I сжатого воздуха с номи­нальным давлением 7 кгс/см2 клапан 10 открывается, и давление над поршнем 2 и под ним выравнивается.

При аварийном падении давления в питающей магистрали клапан 10 сначала остается открытым, и давление в баллоне прицепа также умень­шается. Если давление в магистрали становится ниже 5,3 кгс/см2, то клапан 10 закрывается, и давление в баллоне прицела и над поршнем 2 не изменяется. При дальнейшем понижении давления в магистрали воздухораспределитель тормозит прицеп так же, как и при однопровод­ном приводе.

Рис. 127. Воздухораспределитель КамАЗ:

I — вывод в соединительную или питающую магистраль; II — вывод в атмосферу; III — вывод к тормозным камерам; IV — вывод к воздушному бал дону; V — вывод в управляющую тормозную магистраль;

1 — манжета; 2 — поршень; 3 — шток; 4 — внутренний поршень; 5 — выпускной клапан; 6 — втулка клапана; 7 — впускной клапан; 8 — пружина; 9 — уравновешивающая пружина; 10 — уравнительный клапан; 11 — наружный поршень.

Как проверить тормозной кран

Порядок действий во время проверки крана привода тормозных систем:

  1. Проверить исправность ламп и зуммера. Для этого нужно нажать на кнопку, которая расположена в блоке контрольных ламп, она должна загореться. Зуммер функционирует исправно, если загорается хотя бы 1 лампа. Запустить силовой агрегат и заполнить пневматический привод воздухом. В рабочем состоянии заполнение системы занимает не более 8 минут.
  2. Осмотреть привод пневматической системы на герметичность. Необходимо отключить компрессор, опустить тормозную педаль. За полчаса уровень давления должен понизиться не менее, чем до 0,5 кгс/ см² . При включенных потребителях давление должно достигать данного значения за 15 минут.
  3. Проверить исправность защитных клапанов. Следует подключить к контрольному клапану манометр. Затем необходимо стравить воздушный поток из баллона моста переднего типа при помощи клапана для слива конденсата. Уровень падения давления должна показывать только одна стрелка, показатели в баллонах задней телеги и стояночной системы тормозов не должны изменяться.
  4. Проверить исправность привода пневматического типа. Показания манометра должны соответствовать уровню давления в тормозных камерах задней телеги и переднего моста.

Тормозная система. Часть 1

Раздел 6. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА.

Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной. Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации. Кроме того, автомобиль оснащен приводом экстренного растормаживания, обеспечивающим возможность возобновления движения автомобиля Камаз 4308 при отсутствии сжатого воздуха в тормозной системе, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.

Система тормозная рабочая предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля Камаз 4308 или полной его остановки. Тормозные механизмы рабочей тормозной системы установлены на всех четырех колесах автомобиля Камаз 4308. Привод рабочей тормозной системы — пневматический двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси и заднего моста автомобиля. Управление рабочими тормозами осуществляется двухсекционным тормозным краном с подвесной педалью, установленной на передней панели кабины;

Исполнительными органами привода рабочей тормозной системы являются тормозные камеры.

Стояночная тормозная система обеспечивает торможение неподвижного автомобиля Камаз 4308, в том числе на уклоне и в отсутствие водителя, а также для подтормаживания движущегося автомобиля Камаз 4308. Управление стояночной тормозной системой осуществляется ручным краном, приводящим в действие пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер, установленных на заднем мосту автомобиля.

Запасная тормозная система служит для плавного снижения скорости или остановки движущегося автомобиля Камаз 4308 при частичном выходе из строя рабочей тормозной системы. Функцию запасной тормозной системы выполняют контуры рабочей тормозной системы.

Система тормозная вспомогательная автомобиля Камаз 4308 служит для уменьшения нагруженности и температуры тормозных механизмов рабочей тормозной системы. Вспомогательной тормозной системой на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекрывается выпускной трубопровод двигателя.

Система аварийной сигнализации и контроля состоит из двух частей:

— световой и звуковой сигнализации о работе тормозных систем и их приводов. В ресиверах пневмопривода установлены выключатели падения давления, которые при недостаточном давлении в ресиверах замыкают цепи сигнализаторов, расположенных на панели приборов, а также цепь звукового сигнала (зуммера). Кроме того, имеется выключатель сигнала тормозной системы, кроме вспомогательной, который замыкает цепь сигнализаторов торможения при срабатывании любой:

— клапанов контрольных выводов, по которым проводится диагностика технического состояния тормозного пневмопривода, а также при необходимости отбор сжатого воздуха из пневмосистемы.

Для экстренного растормаживания автомобиля в случае крайней необходимости движения, необходимо ввернуть до упора гайку-барашек на кране 29 (рис. 6-2) экстренного растормаживания, после чего пустить двигатель и установить рукоятку крана 10 в положение ’’Отторможено”. При этом воздух из компрессора 12 поступает в энергоаккумуляторы через двухмагистральный клапан 17, минуя весь объем тормозной системы, и через 20-30 с они растормозятся (контрольная лампа “Р” в блоке сигнализаторов погаснет) и можно начать движение. Затормаживание при отсутствии воздуха в рабочих тормозных камерах необходимо производить краном 10. После растормаживания энергоаккумуляторов воздух начнет поступать в пневмопривод тормозной системы.

При неисправности компрессора или двигателя автомобиль Камаз 4308 можно растормозить с помощью устройства для механического растормаживания. Для этого следует вывернуть винты механизмов аварийного растормаживания тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами до упора. Кроме того, автомобиль Камаз 4308 можно растормозить, подключив внешний источник сжатого воздуха (гаражная сеть сжатого воздуха, колесо автомобиля и т. д.), имеющий давление 600-785 кПа (6,0-,0 кгс/см2), к крану 29 экстренного растормаживания.

Механизм вспомогательной тормозной системы (рис. 6-1) установлен между фланцем приемного патрубка и металлорукавов. Механизм состоит из сферического корпуса 1 и заслонки 3, закрепленной на валу 4. На валу заслонки закреплен также поворотный рычаг 2, соединенный со штоком пневмоцилиндра. Рычаг и связанная с ним заслонка имеют два фиксированных положения тормозного механизма.

При выключении вспомогательной тормозной системы заслонка устанавливается вдоль потока отработавших газов, а при включении — поперек потока, препятствуя их выходу, тем самым, обеспечивая возникновение противодавления в выпускной системе.

Одновременно прекращается подача топлива. Двигатель начинает работать в режиме торможения.

Рис. 6-1 Механизм вспомогательной тормозной системы: 1 — вал заслонки; 2 — корпус; 3 — заслонка; 4 — втулка; 5 — крышка; 6 — рычаг поворотный; 7 — заклепка.

При нажатии на кнопку 1 (рис. 1-4) крана управления вспомогательной тормозной системой, сжатый воздух из ресивера потребителей поступает в пневмоцилиндр 6 (рис. 6-4). Шток пневмоцилиндра, связанный с рычагом 6 (рис. 6-1) заслонки механизма вспомогательной тормозной системы, повернет заслонку и она перекроет приемную трубу глушителя.

Рис. 6-4. Привод механизма вспомогательной тормозной системы: 1 — штуцер подвода воздуха от четырехконтурного защитного клапана; 2 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 3 — соединительный трубопровод; 6 — пневмоцилиндр управления механизмом вспомогательной тормозной системы; 8 — механизм вспомогательной тормозной системы.

Привод тормозных механизмов.

Принципиальная схема привода приведена на рис. 6-2 и 6-3. Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 12. Компрессор, охладитель 11 и адсорбентный осушитель 13, составляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в необходимом количестве в остальные части пневматического тормозного привода и к другим потребителям сжатого воздуха. Пневматический тормозной привод разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга четырехконтурным защитным клапаном. Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей.

Рис. 6-2. Схема пневмопривода тормозных систем одиночного автомобиля KAMA3-4308: 1 — тормозные камеры типа 24; 2 — манометр; 3 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 — пневмоцилиндр привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы; 6 — выключатель сигнала торможения; 7 — двухсекционный тормозной кран; 8, 9 — датчики падения давления; 10 — кран управления стояночной тормозной системой; 11 — охладитель; 12 — компрессор; 13 — осушитель; 16 — четырехконтурный защитный клапан; 17 — двухмагистральный перепускной клапан; 18 — автоматический регулятор тормозных сил; 19 — ускорительный клапан; 20 — ресивер контура II; 21 — ресивер контура I; 22 — тормозная камера 20/20 с пружинным энергоаккумулятором; 23 — датчик контрольной лампы стояночного тормоза; 27 — модуляторы антиблокировочной системы; 28 — датчик скорости АБС; 29 — кран экстренного растормаживания; 30 — ресивер регенерационный. А — клапан забора воздуха для накачивания шин. В, С, Д, Е — клапаны контрольных выводов. I — к потребителю сжатого воздуха.

Контур I привода рабочих тормозных механизмов передней оси (рис. 6-2 и 6-3) состоит из части четырехконтурного защитного клапана 16; ресивера 21 вместимостью 20 л с краном слива конденсата и датчиком 8 падения давления, установленным в нижней секции тормозного крана 7, части двухстрелочного манометра 2; нижней секции двухсекционного тормозного крана 7; клапана контрольного вывода (С); двух тормозных камер 1; тормозных механизмов передней оси автомобиля, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами, двух модуляторов 27 и двух датчиков 28.

Рис. 6-3. Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля-тягача KAMA3-4308: 1 — тормозные камеры типа 24; 2 — манометр; 3 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 — пневмоцилиндр привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 6 — выключатель сигнала торможения; 7 — двухсекционный тормозной кран; 8, 9 — датчики падения давления; 10 — кран управления стояночной тормозной системой; 11 — охладитель; 12 — компрессор; 13 — осушитель; 14 — ресивер контура III, 16 — четырехконтурный защитный клапан; 17 — двухмагистральный перепускной клапан; 18 — автоматический регулятор тормозных сил; 19 — ускорительный клапан; 20 — ресивер контура II; 21 — ресивер контура I; 22 — тормозная камера 20/20 с пружинным энергоаккумулятором; 23 — датчик контрольной лампы стояночного тормоза; 24 — клапан управления тормозами прицепа; 25, 26 — автоматические соединительные головки (питающая и управляющая); 27 — модуляторы антиблокировочной системы; 28 — датчик скорости АБС; 29 — кран экстренного растормаживания; 30 — ресивер регенерационный. А — клапан забора воздуха для накачивания шин. В, С, Д, Е — клапаны контрольных выводов. I — к потребителю сжатого воздуха;

Контур II привода рабочих тормозных механизмов заднего моста состоит из части четырехконтурного защитного клапана 16 (рис. 6-2 и 6-3); ресивера 20 вместимостью 20 л с кранами слива конденсата и датчиком 9 падения давления, установленным в верхней секции тормозного крана 7; части двухстрелочного манометра 2; верхней секции двухсекционного тормозного крана 7; клапана контрольного вывода (D), автоматического регулятора тормозных сил 18 с упругим элементом; двух тормозных камер 22; тормозных механизмов заднего моста; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами, двух модуляторов 27 и двух датчиков 28.

Контур III привода механизмов стояночной тормозной системы (рис. 6-2) состоит из части четырехконтурного защитного клапана 16, ресивера 14 вместимостью 20 л (только для тягача) с краном слива конденсата и датчиком падения давления в ресивере, двух клапанов 7 контрольного вывода (В и Е) ручного тормозного крана 10, ускорительного клапана 19, части двухмагистрального перепускного клапана 17, двух пружинных энергоаккумуляторов 22, датчика 23 контрольной лампы стояночного тормоза и шлангов между этими аппаратами. Следует отметить, что пневмоэлектрический датчик 23 в контуре установлен таким образом, что он обеспечивает включение ламп “стоп-сигнала” при торможении автомобиля.

Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей (рис. 6-2 и 6-3) состоит из секции четырехконтурного защитного клапана 16; пневмокрана 3; цилиндра 5 привода заслонки газодинамического тормозного механизма; трубок и шлангов между этими аппаратами; магистралей дополнительных потребителей.

От контура IV сжатый воздух поступает к дополнительным потребителям: к пневмосигналу, пневмоусилителю сцепления, управлению агрегатами трансмиссии и др..

Для наблюдения за работой пневматического тормозного привода и своевременной сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях в кабине на щитке приборов имеются пять сигнальных лампочек, двухстрелочный манометр, показывающий давление сжатого воздуха в ресиверах двух контуров (I и II) пневматического привода рабочей тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном падении давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.

Приборы пневматического тормозного привода

Компрессор (рис. 6-4) поршневого типа, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Производительность 380 л/мин при противодавлении 0,7 мПа (7 кгс/см2) и оборотах двигателя 2200 мин-1. Компрессор закреплен на переднем торце картера маховика двигателя.

Поршень алюминиевый, с плавающим пальцем. От осевого перемещения палец в бобышках поршня фиксируется упорными кольцами. Воздух из коллектора двигателя поступает в цилиндр компрессора через пластинчатый впускной клапан. Сжатый поршнем воздух вытесняется в пневмосистему через расположенный в головке цилиндра пластинчатый нагнетательный клапан.

Головка охлаждается жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя.

Адсорбентный осушитель (рис. 6-5) с встроенным регулятором давления фирмы “Wabko Westingaus” (Германия) предназначен для выделения из сжатого воздуха конденсата и автоматического удаления его из питающей части привода.

Рис. 6-4. Компрессор: 1 — шатун; 2 — палец поршня; 3 — маслосъемное кольцо; 4 — компрессионное кольцо; 5 — корпус цилиндра компрессора; 6 — проставка цилиндра; 7 — головка цилиндра; 8 — стяжной болт; 9 — гайка; 10 — прокладки; 11 — поршень; 12, 13 — уплотнительные кольца; 14 — подшипники скольжения; 15 — задняя крышка картера; 16 — коленчатый вал; 17 — картер; 18 — зубчатое колесо привода; 19 — гайка крепления зубчатого колеса; I — ввод; II — вывод в пневмосистему.

Осушка сжатого воздуха, подаваемого компрессором, осуществляется с помощью адсорбционной сушки холодной регенерации, когда сжатый компрессором воздух продувается через гранулят (адсорбент), который в состоянии впитывать содержащиеся в воздухе водяные пары.

Рис. 6-5. Осушитель воздуха 432 410…О

В фазе наполнения системы нагнетаемый компрессором сжатый воздух попадает через вход 1 в камеру А. Здесь конденсат, образовавшийся в результате понижения температуры, по каналу С попадает в выпускное отверстие (е).

Воздух через фильтр тонкой очистки (g) и кольцевую камеру (h), встроенные в картридж, стремится к верхней части картриджа с гранулятом (b). При прохождении через гранулят (а) из воздуха выводится влага и осаждается в его поверхностном слое (а). Осушенный воздух через обратный клапан (с), вход 21 и подключаемые тормозные приборы попадает в ресиверы тормозной системы. Одновременно осушенный воздух через дроссельное отверстие и вход 22 попадает в ресивер регенерации.

Воздух попадает через отверстие (i) в камеру D и давление отключения воздействует на мембрану (m). После преодоления усилия пружины открывается впускное отверстие (n), а затем поршень (d) под воздействием давления открывает выпускное отверстие (е).

Теперь воздух, нагнетаемый компрессором, стремится в атмосферу через камеру А, канал С и выпускное отверстие 3. Одновременно поршень (d) берет на себя функцию предохранительного клапана. При появлении избыточного давления поршень (d) автоматически открывает выпускное отверстие (е).

Если давление в устройстве падает вследствие расхода воздуха ниже величины давления включения, то впускное отверстие (n) закрывается, и давление в камере В снижается путем выпуска воздуха через регулятор. Выпускное отверстие (е) закрывается и процесс осушки начинается снова.

Клапан отбора воздуха для накачивания шин. При навинчивании штуцера шланга для накачивания шин клапан утапливается, открывая доступ сжатому воздуху в шланг и преграждая поступление сжатого воздуха в тормозную систему.

Четырехконтурный защитный клапан (рис. 6-6) предназначен для разделения сжатого воздуха, поступающего от компрессора, на четыре контура; для автоматического отключения одного из контуров при нарушении его герметичности и сохранения сжатого воздуха в герметичных контурах; для сохранения сжатого воздуха во всех контурах при нарушении герметичности питающей магистрали; для питания дополнительных контуров от двух основных контуров (до тех пор, пока давление в них не снизится до заданного уровня). Четырехконтурный защитный клапан прикреплен к лонжерону рамы автомобиля.

Сжатый воздух, поступающий в четырехконтурный защитный клапан из питающей магистрали, при достижении заданного давления открытия, устанавливаемого усилием пружин 3, открывает клапаны 7, воздействуя на мембрану 5, поднимает ее, и поступает через выводы в два основных контура.

После открытия обратных клапанов сжатый воздух поступает к клапанам 7, открывает их и через вывод проходит в дополнительный контур.

При нарушении герметичности одного из основных контуров давление в этом контуре, а также на входе в клапан падает до заданной величины. Вследствие этого клапан исправного контура и обратный клапан дополнительного контура закрываются, предотвращая уменьшение давления в этих контурах. Таким образом, в исправных контурах будет поддерживаться давление, соответствующее давлению открытия клапана неисправного контура, излишнее количество сжатого воздуха при этом будет выходить через неисправный контур.

При отказе в работе дополнительного контура давление падает в двух основных контурах и на входе в клапан. Это происходит до тех пор, пока не закроется клапан 6 дополнительного контура.

При дальнейшем поступлении сжатого воздуха в защитный клапан 6 в основных контурах будет поддерживаться давление на уровне давления открытия клапана дополнительного контура.

Рис. 6-6. Клапан защитный четырехконтурный: 1 — колпачок защитный; 2 — тарелка пружины; 3, 8, 10 — пружины; 4 — направляющая пружины; 5 — мембрана; 6 — толкатель; 7, 9 — клапаны; 11, 12 — винты; 13 — пробка транспортная; 14 — корпус; 15 — крышка.

Рис. 6-7. Кран слива конденсата: 1 — шток; 2 — пружина; 3 — корпус; 4 — кольцо опорное; 5 — шайба; 6 — клапан.

Кран слива конденсата (рис. 6-7) предназначен для принудительного слива конденсата из ресивера пневматического тормозного привода, а также для выпуска из него сжатого воздуха при необходимости. Кран слива конденсата ввернут в резьбовую бобышку на нижней части корпуса ресивера. Соединение между краном и бобышкой ресивера уплотнено прокладкой.

Ресиверы предназначены для накопления сжатого воздуха, производимого компрессором, и для питания им приборов пневматического тормозного привода, а также для питания других пневматических узлов и систем автомобиля.

Ресиверы закреплены хомутами на кронштейнах рамы.

Двухсекционный тормозной кран (рис. 6-8) служит для управления исполнительными механизмами двухконтурного привода рабочей тормозной системы автомобиля.

Управление краном осуществляется педалью, непосредственно связанной с тормозным краном.

Рис. 6-8. Кран тормозной с приводом от педали: 1 — педаль; 2 — регулировочный болт; 3 — защитный чехол; 4 — ось ролика; 5 — ролик; 6 — толкатель; 7 — опорная плита; 8 — гайка; 9 — тарелка; 10, 16, 19, 27 — уплотнительные кольца; 11 — шпилька; 12 — пружина следящего поршня; 13, 24 — пружины клапанов; 14, 20 — тарелки пружин клапанов; 15 — малый поршень; 17 — клапан нижней секции; 18 — толкатель малого поршня; 21 — атмосферный клапан; 22 — упорное кольцо; 23 — корпус атмосферного клапана; 25 — нижний корпус; 26 — пружина малого поршня; 28 — большой поршень; 29 — клапан верхней секции; 30 — следящий поршень; 31 — упругий элемент; 32 — верхний корпус; А — отверстие; В — полость над большим поршнем; I, II — ввод от ресивера; III, IV — вывод к тормозным камерам соответственно задних и передних колес.

Кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно. Вводы I и II крана соединены с ресиверами двух раздельных контуров привода рабочей тормозной системы. От выводов III и IV сжатый воздух поступает к тормозным камерам. При нажатии на тормозную педаль силовое воздействие передается через толкатель 6, тарелку 9 и упругий элемент 31 на следящий поршень 30. Перемещаясь вниз, следящий поршень 30 сначала закрывает выпускное отверстие клапана 29 верхней секции тормозного крана, а затем отрывает клапан 29 от седла в верхнем корпусе 32, открывая проход сжатому воздуху через ввод II и вывод III и далее к исполнительным механизмам одного из контуров. Давление на выводе III повышается до тех пор, пока сила нажатия на педаль 1 не уравновесится усилием, создаваемым этим давлением на поршень 30. Так осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана. Одновременно с повышением давления на выводе III сжатый воздух через отверстие А попадает в полость В над большим поршнем 28 нижней секции тормозного крана. Перемещаясь вниз, большой поршень 28 закрывает выпускное отверстие клапана 17 и отрывает его от седла в нижнем корпусе. Сжатый воздух через ввод I поступает к выводу IV и далее в исполнительные механизмы первого контура рабочей тормозной системы.

Одновременно с повышением давления на выводе IV возрастает давление под поршнями 15 и 28, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 28 сверху. Вследствие этого на выводе IV также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Так осуществляется следящее действие в нижней секции тормозного крана.

При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет управляться механически через шпильку 11 и толкатель 18 малого поршня 15, полностью сохраняя работоспособность. При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием силы, приложенной к педали 1, давлением воздуха на малый поршень 15. При отказе в работе нижней секции тормозного крана верхняя секция работает как обычно.

Кран управления стояночной тормозной системой (рис. 6-9) предназначен для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем.

При движении автомобиля рукоятка 14 крана находится в горизонтальном положении, и сжатый воздух от ресивера привода стояночной и запасной тормозных систем подводится через ввод I. Под действием пружины 6 шток 16 находится в крайнем нижнем положении, клапан 22 усилием пружины 2 прижат к выпускному седлу 21 штока 16. Сжатый воздух через отверстия в поршне 23 поступает в полость Л, а через впускное седло клапана 22, которое выполнено на дне поршня 23 — в полость В, затем по вертикальному каналу в корпусе 3 воздух проходит к выводу Ш и далее к пружинным энергоаккумуляторам привода.

При изменении положения рукоятки 14 поворачивается вместе с крышкой 13 направляющий колпачок 15. Скользя по винтовым поверхностям кольца 9, колпачок 15 поднимается вверх и увлекает за собой шток 16. Седло 21 отрывается от клапана 22, и клапан под действием пружины 2 поднимается до упора в седло поршня 23. Вследствие этого прекращается прохождение сжатого воздуха через ввод I к выводу III; через открытое выпускное седло 21 на штоке 16 сжатый воздух через клапан 22 выходит из вывода III в атмосферный вывод II до тех пор, пока сила давления воздуха в полости А под поршнем 23 не преодолеет усилия уравновешивающей пружины 5 и давления воздуха над поршнем в полости В. Преодолевая усилие пружины 5, поршень 23 вместе с клапаном 22 поднимается вверх до соприкосновения клапана с выпускным седлом 21 штока 16, после чего выпуск воздуха прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие.

Рис. 6-9. Кран управления стояночной тормозной системой: 1,10- упорные кольца; 2 — пружина клапана; 3 — корпус; 4, 24 — уплотнительные кольца; 5 — уравновешивающая пружина; 6 — пружина штока; 7 — тарелка уравновешивающей пружины; 8 — направляющая штока; 9 — фигурное кольцо; 11 — штифт; 12 — пружина колпачка; 13 — крышка; 14 — рукоятка крана; 15 — направляющий колпачок; 16 — шток; 17 — ось ролика; 18 — фиксатор; 19 — ролик; 20 — стопор; 21 — выпускное седло клапана на штоке; 22 — клапан; 23 — следящий поршень; I — ввод от ресивера; II — атмосферный вывод; III — вывод управляющей магистрали ускорительного клапана

Стопор 20 крана имеет профиль, обеспечивающий автоматический возврат рукоятки в нижнее положение при ее отпускании. Только в крайнем верхнем положении фиксатор 18 рукоятки 14 входит в специальный вырез стопора 20 и фиксирует рукоятку. При этом воздух из вывода III полностью выходит в атмосферный вывод II, так как поршень 23 упирается в тарелку 7 пружины 5 и клапан 22 не доходит до выпускного седла 21 штока.

Для растормаживания пружинных энергоаккумуляторов рукоятку крана необходимо вытянуть в радиальном направлении, при этом фиксатор 18 выходит из паза стопора, и рукоятка 14 свободно возвращается в нижнее положение.

Кран пневматический (рис. 6-10) с кнопочным управлением предназначен для подачи и отключения сжатого воздуха. На автомобиле КамАЗ установлено два таких крана. Один управляет системой аварийного оттормаживания пружинных энергоаккумуляторов, второй — пневмоцилиндром вспомогательной тормозной системы.

Рис. 6-10. Кран пневматический: 1, 11, 12 — кольца упорные; 2 — корпус; 3 — фильтр; 4-тарелка пружины штока; 5, 10, 14 — кольца уплотнительные; 6 — втулка; 7 — чехол защитный; 8 — кнопка; 9 — толкатель; 13 — пружина толкателя; 15 — клапан: 16 — пружина клапана; 17 — направляющая клапана. I — от питающей магистрали; II — в атмосферу; III — в управляющую магистраль.

Устройство пневматического крана показано на рис. 6-10. В атмосферном выводе II пневматического крана установлен фильтр 3, предотвращающий проникновение в кран грязи и пыли. Сжатый воздух в пневматический кран поступает через вывод I. При нажатии на кнопку 8 толкатель 9 перемещается вниз и своим выпускным седлом давит на клапан 15, разобщая вывод III с атмосферным выводом II. Затем толкатель 9 отжимает клапан 15 от впускного седла корпуса, открывая тем самым проход сжатому воздуху от вывода I к выводу III и далее в магистраль к пневматическому исполнительному механизму.

При отпускании кнопки 8 толкатель 9 под действием пружины 13 возвращается в верхнее положение. При этом клапан 15 закрывает отверстие в корпусе 2, прекращая дальнейшее поступление сжатого воздуха в вывод III, а седло толкателя 9 отрывается от клапана 15, сообщая тем самым вывод III с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из вывода III через отверстие А в толкателе 9 и вывод II выходит в атмосферу.

Как отрегулировать

Регулировка тормозного крана проводится следующим образом:

  1. Закрыть кран.
  2. Подключить к соединительной головке манометр.
  3. Повысить давление в ресивере до 7,3 кгс/см² .
  4. Проверить показания манометра, которые должны совпадать с давлением в ресивере.
  5. Если прибор показывает пониженный уровень давления, проверить положение пружинного механизма. Он должен быть прижат к упору.
  6. Установить рычаг запасной тормозной системы в положение «Вкл.».
  7. Повернуть тарелку по часовой стрелке. 1 оборот повышает уровень давления на 2 кгс/см². Необходимо сделать то количество оборотов, которое восполнит разницу показаний манометра и ресивера.
  8. Перевести стояночный тормозной механизм в положение «Выкл.».
  9. Проверить показания манометра.
  10. Отрегулировать привод тормозного крана от системы рабочих тормозов.
  11. Опустить тормозную педаль и отрегулировать длину тяги.
  12. Законтрить вилку крепежной гайкой так, чтобы рычаг соприкасался с упорной частью крана.
  13. Опустить регулировочный болт.
  14. Отрегулировать положение рукоятки так, чтобы ее верхняя часть касалась пальца.
  15. Отрегулировать ход рычага, путем вращения регулировочного болта.

Как заменить

Порядок действий при замене крана:

  1. Выпустить воздушный поток из ресиверов пневматического привода, которые находятся на заднем и переднем мосту.
  2. Снять накидные крепежные винты, которые соединяют наконечники пневматических трубопроводов.
  3. Расшплинтовать и демонтировать соединительный палец с задней вилки тягового механизма с рычагом крана.
  4. Открутить гайки крепежных болтов, которые соединяют пластину верхнего корпуса с кронштейном.
  5. Снять поврежденный или износившийся крановый механизм.
  6. Установить новую деталь на кронштейн лонжерона, который расположен с левой стороны.
  7. Закрепить механизм при помощи крепежных элементов.
  8. Подсоединить кран к рукоятке вилки задней тяги. Схема подключения и распределения есть в руководстве пользователя КамАЗа.
  9. Установить и зашплинтовать палец.
  10. Подвести к тройникам и переходным элементам наконечники пневматических трубопроводов.
  11. Затянуть крепежные гайки.
  12. Запустить мотор.
  13. Заполнить воздухом пневматический привод тормозных систем.
  14. Проверить герметичность всех трубопроводов и главного тормозного крана.
  15. Проверить уровень давления в ресиверной части механизма.

Описание тормозов КамАЗ

Устройство тормозных систем состоит из четырех отделов — основной, стояночный, вспомогательный и запасной. У них схожее строение, но работают они по отдельности. Поэтому при полной неисправности одной системы, многотонную груженую машину остановят оставшиеся три блока. Элементы управления ими находятся в удобном расположении для водителя, так что он в любой ситуации может воспользоваться каждым из блоков.

Отделы тормозной системы Камаз-5320

Основной

Создан для управления авто во время движения. Он имеет пневматический привод, который отдельно регулирует передние и задние колеса. Главные детали тормозной системы КамАЗ — барабан и колодки. Из-за этих элементов чаще всего выходит из строя весь блок, так как они испытывают наибольшие нагрузки и изнашиваются.

Запасной

Он применяется для изменения скорости и остановки при возникновении неисправности в основном тормозном блоке. Ее объединяют со стояночным тормозом некоторые общие механизмы. В него включены:

Пневматический привод тормозов автомобиля КамАЗ-5320

  • 4 пружины;
  • 2 воздушных баллона;
  • защитный клапан;
  • датчик давления;
  • тормозной кран;
  • трубопроводы;
  • шланги.

Запасная система приводится в действие стояночным рычагом, который переводится в промежуточное положение (между горизонтальным и вертикальным).

Вспомогательный

Эта тормозная система работает от энергии скатывания машины по наклонной плоскости, а для остановки задействуется двигатель. Запускается процесс торможения нажатием на кнопку рядом с рулевой колонкой. После этого начинается перемещение сжатого воздуха от защитного клапана к тормозным цилиндрам. Путь отработанным газам перекрывается, а двигатель в это время выполняет функции компрессора. Давление направляется на колодки и барабан, что приводит к торможению.

Ускорительный клапан тормозов Камаз

Стояночный блок

Эта система удерживает на месте автомобиль во время кратковременной остановки или длительной стоянки.

В конструкцию КамАЗ включен механизм экстренного растормаживания. Он выполняет сжатие тех пружин, которые задействованы при использовании стояночного или запасного блока. Для активации предусмотрена кнопка на панели. Можно применить при необходимости механический способ растормаживания, открутив специальные винты энергоаккумуляторных пружин.

Ремонт тормозного крана

Ремонт тормозного кранового механизма КамАЗа выполняется следующим образом:

  1. Нужно расшплинтовать и демонтировать палец тягового устройства.
  2. Затем отвернуть 4 болта крепления с кронштейна.
  3. Необходимо отвернуть воздушные магистрали, которые подводят к крану. При помощи кернера отметить расположение воздушных каналов относительно магистралей.
  4. После этого следует отвернуть 4 болта с корпуса опорной плиты при помощи ключа на 12.
  5. Затем демонтировать верхнюю часть корпуса крана вместе с рукояткой и отделить плиту.
  6. В конце извлечь верхний поршневой механизм.

Если неполадка заключается в том, что кран шипел, то необходимо восстановить уплотнение поршневой части. Для этого нужно заменить демпфирующее устройство, которое гасит резкие толчки от рукоятки.

Для замены демпфера нужно сохранить прежнее положение винта и отрегулировать зазор между винтом и толкательной частью поршня.

Если поломка была вызвана неисправностью клапана, нужно открутить крепежные винты, разъединить корпус и вытащить малый поршень, раскачивая большой.

Для восстановления герметичности необходимо изолировать верхнюю и нижнюю секции уплотнительных колец, выпустить воздух, заменить поврежденные детали на новые.

Типы ремкомплектов

Есть несколько комплектаций ремонтных инструментов для удаления неисправностей в работе тормозного крана:

  • Малый набор. Он включает в себя только предметы для уплотнения и специальный защитных чехол для рычага управления.
  • Средний набор. Кроме состава предыдущего набора он комплектуется втулками и креплениями.
  • Большой набор. В этом варианте содержится полный набор необходимых элементов для самостоятельного ремонта тормозного крана.

6.1.6. Двухсекционный тормозной кран. Устройство

Двухсекционный тормозной кран (рис.101). Предназначен для управления механизмами рабочих тормозами автомобиля и привода клапанов управления тормозами полуприцепа при наличии раздельного привода к тормозам передней и задней осей. Кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно, питающиеся от раздельных контуров и управляющие: нижняя — тормозами передней оси, верхняя — тормозами задней оси и тормозами полуприцепа. Клапаны крана плоские, одинарные, резиновые. Выводы I и II верхней и нижней секций соединены с воздушными баллонами заднего и переднего контуров соответственно, и выводы III и IV — с тормозными камерами задней и передней осей. В исходном положении (педаль тормоза отпущена) тормозной кран через клапан 21 сообщает с атмосферой тормозные камеры. При этом поршень 30 верхней секции под действием пружины 12 занимает крайнее верхнее положение, выпускное окно клапана открыто, и вывод III сообщён с атмосферой. Верхний клапан 29 под действием пружины 13 прижат к седлу верхнего корпуса, и вывод II разобщён с выводом III. Большой 25 и малый 15 поршень под действием пружины 26 находится в крайнем верхнем положении, выпускное окно нижнего клапана 17 открыто, вывод IV сообщен с атмосферой. Нижний клапан 17 пружиной 24 прижат к седлу нижнего корпуса и вывод I разобщен с выводом IV. При нажатии на педаль тормоза рычаг 1 поворачивается на своей оси 4, роликом 5 давит на толкатель 6, который через тарелку 9 смещает демпфер 31 и перемещает поршень 30 вниз. Поршень, перемещаясь вниз, сжимает пружину 12, закрывает выпускное окно, разобщая вывод III с атмосферой, и открывает клапан 29 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу I, через открытый клапан поступает к выводу III и далее к тормозным камерам задней оси до тех пор, пока сила нажатия на рычаг не уравновесится давлением воздуха на поршень 30 (следящее действие). Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе III подаётся в надпоршневое пространство большого поршня 28. Поршень 28, имеющий большую поверхность, перемещается вниз при небольшом давлении в надпоршневом пространстве и перемещает малый поршень 15, сжимая при этом пружину 26. Малый поршень 15 закрывает выпускное окно, разобщая выводы IV с атмосферой, и отрывает клапан 17 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу II через открытый клапан, поступает к выводу IV и далее к тормозным камерам передней оси. Сжатый воздух, находящийся в пространстве под поршнями 15 и 28, уравновешивает силу, действующую на поршень 28 сверху таким образом, что в полости IV устанавливается давление, соответствующее усилию нажатию рычаг (следящее действие). Размеры поршней и пружина 26 подобраны так, что давление в выводах III и IV в зависимости от усилия на рычаге практически одинаково; при промежуточных положениях рычага нижняя секция управляется пневматически. При крайнем положении рычага или в случае повреждения контура верхней секции поршень 30 перемещаясь вниз, шпилькой 11 воздействует на шток 18 малого поршня 15, перемещая его. Малый поршень, в свою очередь, закрывает выпускное окно и открывает клапан 17. При снятии усилия с рычага верхний поршень под действием пружины 12 перемещается вверх, клапан 29 прижимается к седлу, и поршень, продолжая перемещаться, открывает выпускное окно и сообщает вывод III с атмосферой. Давление в надпоршневом пространстве большого поршня 28 падает, поршни 28 и 15 вследствие разности давлений и воздействия пружины 26 перемещаются вверх, клапан 17 прижимается к седлу, выпускное окно открывается, и вывод IV сообщается с атмосферой. При механическом воздействии на малый поршень 15 оттормаживание нижней секции происходит при снятии усилия со штока 18.

Устройство тормозной системы автомобилей КамАЗ

Принцип работы тормозной системы состоит в следующем.После того как происходит нажатие на педаль тормоза все давление переходит на усилитель. Он влияет на работу основного цилиндра тормозной системы. Цилиндр состоит поршней, на которые оказывают воздействия излишки вырабатываемой жидкости. Этот процесс обеспечивает перемещение колодок к дискам тормозной системы и прохождение энергетического потока в привод.

Управление основными и вспомогательными механизмами передает сигнал в стояночный блок. Таким образом происходит остановка транспортного средства. После того как остановка завершена в работу вступает контур возвратного механизма, таким образом педаль тормоза перестает быть действующей. Поршни основного цилиндра также возвращаются в стандартное положение.

Ниже на рисунке представлено описание схемы устройства тормозной системы КамАЗа.


Схема устройства тормозной системы КамАЗа

Вам когда-нибудь доводилось сталкиваться с поломкой тормозного крана в КамАЗе?

Источник

Тормозная система

РАЗДЕЛ 6. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА Автомобиль оборудован рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами. Хотя эти тормозные системы имеют общие элементы, работают они независимо одна от другой и обеспечивают необходимую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации. Кроме того, автомобиль оснащен аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода. Автомобиль оборудован также тормозными приборами для подключения тормозной системы прицепа как с однопроводным пневмоприводом, так и с двухпроводным приводом.

Тормозная система автомобилей приведена на рис. 6-1, 6-2, 6-3.

Рис. 6-1. Схема пневматического тормозного привода автомобилей КАМАЗ-4350 и -43501: 1 — передние тормозные камеры; 2 (А, С, Д, Е) — контрольные выводы; 3 — ресивер регенерационный; 4 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 — двухстрелочный манометр; 6 — компрессор; 7 — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 — теплообменнник; 9 — адсорбентный осушитель с регулятором давления; 10 — клапан накачки шин; 11 — двухмагистральный перепускной клапан; 12 — 4-х контурный защитный клапан; 13 — кран управления стояночной тормозной системой; 15 — двухсекционный тормозной кран; 17 — пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18 — ресивер контура I; 19 — ресивер контура II; 20 — регулятор давления; 21 — ресивер контура III; 22 — ресивер контура IV; 23 — кран слива конденсата; 24 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 26 — ускорительный клапан; 28 — клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 29 — клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — кран экстренного растормаживания; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35, 36, 37 — датчик падения давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (контрольная лампа стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка соединительная автоматическая (R — к питающей магистрали двухпроводного привода, N — к управляющей магистрали двухпроводного привода); 41 — соединительная головка типа А.

Рис. 6-2. Схема пневматического тормозного привода автомобилей КАМАЗ-5350, -53501, -53504: 1 — передние тормозные камеры; 2 (А, С, Д, Е) — контрольные выводы; 3 — ресивер регенерационный; 4 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 — двухстрелочный манометр; 6 — компрессор; 7 — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 — теплообменнник; 9 — адсорбентный осушитель с регулятором давления; 10 — клапан накачки шин; 11 — двухмагистральный перепускной клапан; 12 — 4-х контурный защитный клапан; 13 — кран управления стояночной тормозной системой; 15 — двухсекционный тормозной кран; 17 — пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18 — ресивер контура I; 19 — ресивер контура И; 20 — регулятор давления; 21 — ресивер контура III; 22 — ресивер контура IV; 23 — кран слива конденсата; 24 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 26 — ускорительный клапан; 28 — клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 29 — клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — кран экстренного растормаживания; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35, 36, 37 — датчик падения давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (контрольная лампа стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка соединительная автоматическая (R — к питающей магистрали двухпроводного привода, N — к управляющей магистрали двухпроводного привода); 41 — соединительная головка типа А.

Рабочая тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Она позволяет надежно и быстро останавливать движущийся автомобиль. Тормозные механизмы рабочей тормозной системы установлены на всех колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы пневматический, двухконтурный, раздельный для тормозных механизмов переднего моста и задней тележки автомобиля. Управляется двухсекционным тормозным краном, расположенным на передней панели кабины.

Стояночная тормозная система обеспечивает торможение неподвижного автомобиля, в том числе на уклоне и в отсутствие водителя. Допускается пользоваться ею для остановки движущегося автомобиля только в аварийных случаях, при выходе из строя рабочей тормозной системы, а также для подтормаживания в сложных дорожных условиях, при гололеде, для «растяжки» автопоезда. Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости или остановки движущегося автомобиля при полном или частичном выходе из строя рабочей тормозной системы.

Рис. 6-3. Схема пневматического тормозного привода автомобиля КАМАЗ-6350, -63501, -6450: 1 — передние тормозные камеры; 2 (А, С, Д, Е) — контрольные выводы; 3 — ресивер регенерационный; 4 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 — двухстрелочный манометр; 6 — компрессор; 7 — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 — теплообменнник; 9 — адсорбентный осушитель с регулятором давления; 10 — клапан накачки шин; 11 — двухмагистральный перепускной клапан; 12 — 4-х контурный защитный клапан; 13 — кран управления стояночной тормозной системой; 15 — двухсекционный тормозной кран; 17 — пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18 — ресивер контура I; 19 — ресивер контура II; 20 — регулятор давления; 21 — ресивер контура III; 22 — ресивер контура IV; 23 — кран слива конденсата; 24 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 26, 27 — ускорительный клапан; 28 — клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 29 — клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — кран экстренного растормаживания; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35,36, 37 — датчик падения давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (контрольная лампа стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка соединительная автоматическая (R — к питающей магистрали двухпроводного привода, N — к управляющей магистрали двухпроводного привода); 41 — соединительная головка типа А.

Для автомобилей всех моделей роль запасной тормозной системы выполняют контуры I и II рабочих тормозных систем. Двухсекционный тормозной кран имеет две независимо работающие секции, при помощи которых осуществляется торможение автомобиля. Интенсивность торможения неповрежденным контуром зависит от степени нажатия на педаль тормозного крана.

Вспомогательная тормозная система автомобиля служит для уменьшения нагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы. Вспомогательной тормозной системой является газодинамический тормозной механизм в системе выпуска, при включении которого перекрываются выпускные трубопроводы двигателя, отключается подача топлива и обеспечивает повышение эффективности торможения двигателем.

Система аварийной сигнализации и контроля состоит из двух частей: световой и звуковой сигнализации о работе тормозных систем и их приводов. В ресиверах привода установлены выключатели падения давления, которые при недостаточном давлении в ресиверах замыкают цепи сигнализаторов, расположенных на панели щитка приборов, а также цепь звукового сигнала (зуммера). Кроме того, имеется выключатель сигнала торможения, который замыкает цепь электрических ламп сигнала торможения при срабатывании рабочей тормозной системы. В системе также присутствуют клапаны контрольных выводов, по которым проводится диагностика технического состояния тормозного пневмопривода, а также при необходимости отбирается сжатый воздух из пневмосистемы.

Техническая характеристика тормозных систем

Тормозные механизмы Барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным устройством с S-образным кулаком
Диаметр барабана, мм 400
Ширина накладок, мм 140
Длина регулировочного рычага, мм См. рис. 6-36 и 6-37
Тормозные камеры

— переднего моста:

— задней тележки

Тип 24, мембранные

Тип 24/20 или 24/24, мембранные с пружинными энергоаккумуляторами

Компрессор Поршневого типа, одноцилиндровый, с жидкостным охлаждением головки и принудительным смазыванием
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 92×46
Производительность при противодавлении 700 кПа (7 кгс/см2) и частоте вращения коленчатого вала 2200 мин-1, л/мин 380
Привод Шестеренный, через зубчатые колеса привода агрегатов; передаточное число 0,94
Противодавление в выпускной системе при закрытых заслонках механизма вспомогательной тормозной системы, кПа (кгс/см2), max 250 (2,5)

Пневмопривод тормозных систем

Пневмопривод состоит из четырех автономных контуров, разделенных один от другого четырехконтурным защитными клапаном. Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей.

Контур I привода рабочих тормозных механизмов переднего моста состоит из части четырехконтурного защитного клапана 12; ресивера 18 (на рис. 6-3 — двух ресиверов 18) с краном слива конденсата и датчиком падения давления 34, установленным в нижней секции тормозного крана 15, части двухстрелочного манометра 5; нижней секции двухсекционного тормозного крана 15; клапана контрольного вывода А; двух тормозных камер 1; ускорительного клапана 27 (рис. 6-3); тормозных механизмов переднего моста автомобиля, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.

Кроме того, в контур входят трубки подвода воздуха от нижней секции тормозного крана 15 к клапану 28 управления тормозными системами прицепа (рис. 6-1, 6-2 и 6-3).

Контур II привода рабочих тормозных механизмов заднего моста (задней тележки) состоит из части четырехконтурного защитного клапана 12; ресиверов 19 с кранами слива конденсата и датчиком падения давления 35, установленным в верхней секции тормозного крана; части двухстрелочного манометра 5; верхней секции двухсекционного тормозного крана 15; регулятора тормозных сил 39; клапана ускорительного 26; клапанов контрольного вывода С и Е; тормозных камер 24; тормозных механизмов заднего моста (задней тележки); трубопроводов и шлангов между этими аппаратами. В контур входят также трубки от верхней секции тормозного крана 15 к клапану 28 управления тормозными системами прицепа (рис. 6-1, 6-2 и 6-3).

Контур III привода механизмов стояночной тормозной системы состоит из части четырехконтурного защитного клапана 12; ресивера 21 с клапаном контрольного вывода Д; датчика падения давления 36 в контуре; части двухмагистрального перепускного клапана 11; клапана ускорительного 26 с датчиком (контрольной лампой стояночного тормоза) 38; крана управления стояночной тормозной системой 13; клапана контрольного вывода Д; шлангов между этими аппаратами; клапана 28 управления тормозными системами прицепа и двух автоматических головок 40N и 40R двухпроводного привода тормозных систем прицепа. В тормозные схемы с трехпроводным приводом также входят клапан 29 управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом и соединительная головка 41Р типа А.

Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей состоит из секции четырехконтурного защитного клапана 12; ресивера 22 с краном слива конденсата 23 и датчиком падения давления 37 в ресивере; крана управления вспомогательной тормозной системой 4 (поз.2 рис. 6-8); пневмоцилиндра 7 привода рычага останова двигателя; пневмоцилиндров 17 привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; шлангов между этими аппаратами; магистралей дополнительных потребителей.

От контура IV сжатый воздух поступает к дополнительным потребителям: к пневмоусилителю сцепления, управлению агрегатами трансмиссии и др.

Для наблюдения за работой пневматического тормозного привода и своевременной сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях в кабине на щитке приборов имеются пять сигнальных лампочек, двухстрелочный манометр, показывающий давление сжатого воздуха в ресиверах двух контуров (I и II) пневматического привода рабочей тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном падении давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.

Тормозные пневмоприводы тягача и прицепа соединяют три магистрали: магистраль однопроводного привода, питающая и управляющая тормозная магистрали двухпроводного привода. Соединительные головки установлены на задней поперечине рамы.

Работа пневмопривода тормозных систем заключается в следующем. Сжатый воздух из компрессора 6 через теплообменник 8, осушитель 9 (или влагоотделитель 30), поступает к 4-хконтурному защитному клапану и двухмагистральному перепускному клапану 11, которые распределяют воздух по ресиверам 18, 19,21 и 22 независимых контуров соответственно 1, IV, III, II и контур экстренного растормаживания.

Рабочая тормозная система. При заполнении тормозной системы воздух из ресиверов 18 и 19 поступает в соответствующие секции тормозного крана 15. При нажатии на тормозную педаль воздух из нижней секции тормозного крана поступает в тормозные камеры 1, которые приводят в действие тормозные механизмы колес переднего моста. Из верхней секции крана воздух подается в качестве управляющего в ускорительный клапан 25, открывает его, и сжатый воздух из ресиверов 19 подается в тормозные камеры 24, приводящие в действие тормозные механизмы колес промежуточного и заднего мостов. Одновременно от обоих секций тормозного крана по отдельным магистралям воздух поступает к клапану 28 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом. Клапан 28 открывается, обеспечивая поступление воздуха к клапану 29 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом.

При отпускании педали сжатый воздух из передних тормозных камер, а также из управляющих магистралей клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом выходит в окружающую среду через двухсекционный тормозной кран, а также из задних тормозных камер через ускорительный клапан. Автомобиль и прицеп растормаживаются.

Стояночная тормозная система. Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стоянке рукоятку крана 13 управления стояночной тормозной системой нужно установить в вертикальное фиксированное положение. При этом воздух через атмосферный вывод крана из управляющей магистрали ускорительного клапана 26 и соединительных трубопроводов выходит в окружающую среду. Через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер 24. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и промежуточного мостов. Одновременно падение давления в соединительной магистрали приводит к срабатыванию клапанов управления тормозами прицепа с двухпроводным 28 и однопроводным 29 приводом и к подаче командного давления в соединительные головки.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку крана 13 нужно установить в горизонтальное положение. При этом воздух из тормозного крана 13 поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 26, который срабатывает и пропускает сжатый воздух из ресивера в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и автомобиль растормаживается.

При падении давления в пневмоприводе в контуре привода стояночной тормозной системы пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, автомобиль затормаживается.

Тормозная система предусматривает экстренное растормаживание автомобиля сразу же после пуска двигателя независимо от степени заполненности ресиверов воздухом. Для этого гайку-барашек на кране экстренного растормаживания заверните до упора. Двухмагистральный перепускной клапан 11 обеспечивает подачу воздуха из питающей части привода к крану 13, ускорительному клапану 26 и в энергоаккумуляторы при отсутствии воздуха в ресивере 21.

Таким образом, можно начинать движение после того, как погаснет сигнализатор стояночной тормозной системы.

Следует помнить, что при отсутствии воздуха в ресиверах контуров I и II (показания манометра) рабочая тормозная система не действует и торможение нужно проводить тормозным краном 13.

При острой необходимости возможно начало движение через 1-2 сек. после запуска двигателя и при горящем сигнализаторе, соблюдая меры предосторожности.

На автомобилях возможна установка пружинных энергоаккумуляторов быстрого аварийного растормаживания, срабатывание которых происходит при нанесении удара молотком по растормаживающему ключу, вставленному в направляющие трубки.

Тормозные механизмы (рис. 6-4) установлены на всех колесах автомобиля, основной узел тормозного механизма смонтирован на суппорте, жестко связанном с фланцем моста или поворотным кулаком.

На оси 1, закрепленные в суппорте, посажены две тормозные колодки 4 с приклепанными к ним фрикционными накладками 9, выполненными по серповидному профилю в соответствии с характером их износа. Тормозной барабан расположен на болтах крепления колеса и зафиксирован от осевого перемещения двумя винтами.

При торможении колодки раздвигаются S-образным кулаком и прижимаются к внутренней поверхности барабана. Между разжимным кулаком 7 и колодками 4 установлены ролики 8, снижающие трение и улучшающие эффективность торможения. При растормаживании колодки возвращаются в исходное положение стяжной пружиной.

Рис. 6-4. Тормозной механизм: 1 — ось; 2 — суппорт; 3 — щиток; 4 — колодка; 5 — кронштейн; 6 — ось ролика; 7 — разжимной кулак; 8 — ролик; 9 — накладка колодки; 10 — регулировочный рычаг

С 2007 года на автомобилях КАМАЗ в тормозных механизмах вводятся литые колодки тормоза № 53229-3501090-40(41) (рис. 6-5) вместо штампо-сварных 53205-3501090-40(41). Указанное изменение проводится с целью повышения жесткости, надежности, долговечности тормозного механизма.

Рис. 6-5. Тормозные колодки:а — штампо-сварная колодка 53205-3501090-40(41); б — литая колодка 53229-3501090-40(41).

Разжимной кулак 7 вращается в кронштейне 5, который прикреплен к суппорту болтами. На этом же кронштейне устанавливается и тормозная камера.

На шлицованном конце вала разжимного кулака закреплен регулировочный рычаг 10 червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры вилкой и пальцем. Щиток 3 тормозного механизма, прикрепленный болтами к суппорту, защищает тормозной механизм от попадания грязи.

Регулировочный рычаг (рис. 6-6) предназначен для компенсации хода штока тормозной камеры, увеличивающегося вследствие износа фрикционных накладок.

Рис. 6-6. Регулировочный рычаг: 1 — крышка; 2 — заклепка; 3 — червячное зубчатое колесо; 4 — заглушка; 5 — червяк; 6 — корпус; 7 — втулка; 8 — болт фиксатора; 9 — пружина; 10 — шарик; 11 — ось червяка; 12-масленка.

Регулировочный рычаг имеет стальной корпус 6 с втулкой 7. В корпусе находится червячное зубчатое колесо 3 и червяк 5 с запрессованной в него осью 11. Для фиксации оси червяка имеется стопорное устройство, шарик 10 которого входит в лунки на оси 11 червяка под действием фиксатора 8. Зубчатое колесо 3 удерживается от выпадания крышками 1, приваренными к корпусу 6 рычага. При повороте оси (за квадратный конец) червяк поворачивает зубчатое колесо 3, а вместе с ним и разжимной кулак, в результате чего колодки раздвигаются и зазор между колодками и тормозным барабаном уменьшается.

При торможении регулировочный рычаг поворачивается штоком тормозной камеры.

Механизмы вспомогательной тормозной системы (рис. 6-7, 6-8) установлены между фланцами приемных патрубков и металлорукавов. Каждый механизм состоит из корпуса 2 и заслонки 3, закрепленной на валу 1. На валу заслонки закреплен также поворотный рычаг, соединенный со штоком пневмоцилиндра. Рычаг и связанная с ним заслонка имеют два фиксированных положения тормозного механизма.

Рис. 6-7 Механизм вспомогательной тормозной системы: 1 — вал заслонки; 2 — корпус вспомогательного тормоза; 3 — заслонка вспомогательного тормоза; 4 — втулка; 5 — крышка; 7 — заклепка.

При выключении вспомогательной тормозной системы заслонка устанавливается вдоль потока отработавших газов, а при включении — поперек потока, препятствуя их выходу, тем самым, обеспечивая возникновение противодавления в выпускной системе. Одновременно прекращается подача топлива. Двигатель начинает работать в режиме торможения.

При нажатии на кран управления вспомогательной тормозной системой сжатый воздух из ресивера потребителей поступает в пневмоцилиндр. Шток пневмоцилиндра, связанный с рычагом останова двигателя, переместится и подача топлива прекратится. Штоки пневмоцилиндров, связанные с рычагами заслонок механизмов вспомогательной тормозной системы, повернут заслонки и они перекроют приемные трубы глушителя.

Рис. 6-8.Привод механизмов вспомогательной тормозной системы: 1 — штуцер подвода воздуха от четырехконтурного защитного клапана; 2 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 3 — соединительный трубопровод; 4 — пневмоцилиндр 30×25мм выключения подачи топлива; 5 — рычаг останова двигателя; 6 — пневмоцилиндры 30×65мм управления механизмами вспомогательной тормозной системы; 7 — механизмы вспомогательной тормозной системы; 8 — трубка.

Две особенности главного цилиндра сцепления камаз

  • Во всех главных цилиндрах как сцепления так и тормозных установлен обратный клапан. Для того чтобы при нажатии клапан закрывался и создавал ось давление жидкости. При отпускании педали клапан открывается и дает вернуться жидкости обратно в расширительный бачок. Роль клапана выполняет мембрана которая установлена между манжетой и поршеньком В поршеньке имеются отверстия. Через которые и происходит возврат жидкости.

На главном цилиндре сцепления камаза роль клапана выполняет шток. В поршеньке имеется отверстие. При нажатии на педаль шток перекрывает отверстие. Шток в своем основании имеет резиновое уплотнительное кольцо. Благодаря которому жидкость и удерживается под давлением. При отпускании педали. Отверстие в поршеньке открывается. Жидкость из ПГУ возвращается в расширительный бачок.

Принцип работы тормозов КамАЗ

После нажатия на педаль тормозной системы давление передается на усилитель, а он оказывает воздействие на основной цилиндр. Входящие в его конструкцию поршни получают излишки жидкости в цилиндрах колес, которые, в свою очередь, провоцируют передвижение колодок к дискам. Это происходит при одновременном прохождении потока в привод.

Управление тормозными механизмами нажатием на педаль тормоза создает давление жидкости, что запускает процесс остановки. По ее завершении задействуется возвратная пружина, и педаль становится неактивной. Поршень основного цилиндра тоже принимает обратное положение. Основные части пружин отстают от барабанов благодаря работе тормозных колодок.

Тормозная система на Камаз 5320

В основной цилиндр перемещается тормозная жидкость от колес. Давление системы торможения снижается. Из-за использования в конструкции устройств для повышения безопасности, увеличивается продуктивность тормозов КамАЗ.

Устройство главного цилиндра сцепления камаз

Представляет собой корпус цилиндра, в который вставлена пружина. Пружина упирается в манжету и поршень. Далее идет шток с уплотнительным кольцом. Ограничителем поршня служит стопорное кольцо, установленное внутри цилиндра.

Разборка цилиндра

Разобрать цилиндр можно с двух сторон.

  • Стопорное кольцо снимается внутри цилиндра. Пружина выдавит манжету и поршень наружу. Этот способ разборки очень неудобен тяжело достать стопорное кольцо. Но если нет желания снимать цилиндр полностью для замены манжеты им можно воспользоваться. В случае если цилиндр перестал работать по причине её износа. Придется, конечно помучиться.
  • Если цилиндр снят. Удобнее всего открутить нижнюю пробку. К которой прикручена трубка. Цилиндр зажимается в тисках откручивается пробка. выходит пружина и манжета с поршеньком.

Цилиндр разбирается для замены манжеты. Но не всегда это приводит к желаемому результату. Помимо того что манжета приходит в негодность. Изнашивается поршень и стенки цилиндра. Образуется не равномерная выработка. Овальность. Либо крупные канавки. Манжета перестаёт плотно прилегать к стенкам цилиндра. Поэтому после установки новой манжеты цилиндр остаётся неисправным. При разборке цилиндра необходимо обязательно проверять состояние поршенька и стенок цилиндра. Если выработка видна на глаз и на ощупь цилиндр лучше заменить на новый.

Разборка крана и сборка

Для того, чтобы разобрать кран, его надо зажать в тиски, чтобы он был зафиксирован, но я его разбирал просто на столе. Берем круглогубцы, снимаем упорное кольцо, вытаскиваем из корпуса крана клапан атмосферного выхода и клапан секции нижней с резинками и пружиной. Откручиваем болты на корпусе и разбираем его на две половины. вытаскиваем малый поршень с пружиной.

Верхнюю секцию разбираем с помощью круглогубцев, снимаем стопорное кольцо, и вытаскиваем клапан с обоймой. После разборки крана все детали отмываем от грязи и вытираем насухо. Осматриваем поверхности корпуса крана на наличие трещин и раковин. Лопнутый корпус необходимо заменить на новый. Снимаем все резиновые манжеты, которые будем менять на новые. Перед сборкой тормозного крана детали все надо смазать тонким слоем смазки марки циатим-221 ГОСТ 9433-80. При сборке уделите внимание на состояние новых манжет, они не должны быть с рисками и порезами.


обжимаем стопорное кольцо

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]