Трактор ХТЗ-17221 – сельхозтехника широкого спектра назначения. Машина, выпускаемая на Харьковском тракторном заводе, используется во время посевных и уборочных работ, в городском хозяйстве, на предприятиях и в дорожном строительстве. По сравнению с другой техникой, которой применяют аграрии, ХТЗ-17221 довольно современная модель. Первый выпуск этой серии состоялся в 1997 году, ее прототипом стал трактор Т-150К. Модернизация позволила увеличить производительность машины, сделать ее более комфортной для оператора и снизить расход топлива.
ХТЗ-17221: история создания
Местом разработки ХТЗ-17221 является Харьковский тракторный завод. С конвейера данного производства сошла не одна сотня тысяч тракторов различного назначения. Завод занимался разработкой не только тракторов, но и всевозможной навесной техники. Фактически, ХТЗ был ориентирован именно на сельское хозяйство. Помимо колесных тракторов осуществлялся выпуск всевозможных гусеничных машин.
На 2006 год Харьковский тракторный завод помимо рассматриваемой модели ХТЗ-17221 выпускал также модернизированные версии Т-150, а также гусеничный ХТЗ-181. Большим спросом пользовались машины для фермерских работ – ХТЗ-3510. С 2007 года убытки завода с каждым отчетным периодом стали все больше увеличиваться. По этой причине ХТЗ-17221 на ХТЗ перестал выпускаться.
Тем не менее, рынок РФ и Украины наполнен большим количество запасных частей. Причем как новых, так и уже бывших в употреблении. Приобрести подержанный ХТЗ-17221 как в рабочем состоянии и на разборку не составляет труда.
Историческая справка
Этот трактор был разработан на Харьковском заводе, который являлся широко известным производителем тракторов различных модификаций и области применения. Кроме тракторной техники на заводе производились навесные конструкции для универсальных тягачей. Завод был ориентирован для аграрных нужд и кроме колесных тракторов производил гусеничную технику.
В 2006 году с конвейеров харьковского завода сошли различные модификации трактора Т-150 и гусеничные ХТЗ-181. Однако в 2007 году завод пережил серьезный финансовый кризис, от которого так и не смог оправиться. В 2015 году было принято решение о закрытии тракторного завода, что послужило причиной прекращения выпуска ХТЗ-17221 в Харькове.
Модификации трактора и эксплутационные характеристики
Все разновидности не имеют конструктивных различий, разница, в основном, заключается в мощности двигателя. Этот факт привел к увеличению топливного бака и перемещения отдельных узлов. Всего имеется 3 модификации:
- ХТЗ-17221;
- ХТЗ-17221-21;
- ХТЗ-17221-19.
Практика использования этого трактора показала, что после 3 лет систематической эксплуатации наблюдается ощутимая выработка на первичном валу, размещенном в коробке передач, что приводит к его замене. Спустя 4 года постоянной работы приходит в негодность гидравлическая муфта, отвечающая за включение 3-й передачи. Под регулярным наблюдением должен находиться насос-дозатор, расположенный в рулевой системе. Кроме всего приходится периодически производить замену дисков сцепления.
Технические характеристики
Прежде, чем приобрести рассматриваемую модель трактора, необходимо внимательно ознакомиться с его рабочими характеристиками.
Габаритно-массовые показатели
На данный момент как масса, так и габаритные размеры ХТЗ-17221 зависят от конкретной модификации. Выглядят они следующим образом:
Модификация | ХТЗ-17221 | ХТЗ-17221-21 | ХТЗ-17221-19 |
Параметр | |||
База, мм | 2 860 | 3 360 | 2 860 |
Колея, мм | 1 860 | 1 860 | 1 860 |
Длина, мм | 6 000 | 6 000 | 6 500 |
Ширина, мм | 2 460 | 2 460 | 2 460 |
Высота, мм | 3 360 | 3 330 | 3 360 |
Клиренс, мм | 450 | 450 | 450 |
Эксплуатационная масса, кг | 8 980 | 8 870 | 8 480 |
Габаритные размеры существенно отличаются по причине использования двигателей различных модификаций, а также разницы в базовой комплектации. Конструкция отличается в зависимости от назначения конкретного типа трактора.
Двигатель
Сегодня, в зависимости от модификации, в ХТЗ-17221 могут использоваться различные двигателя. На данный момент возможна установка следующих агрегатов:
- ЯМЗ-236Д-3;
- ЯМЗ-238КМ2-3;
- Д-260.
Основные параметры данных агрегатов выглядят следующим образом:
Параметр | ЯМЗ-236Д-3 | ЯМЗ-238КМ2-3 | Д-260 |
Номинальная мощность, л.с. | 180 | 240 | 210 |
Скорость вращения коленчатого вала, об/мин | 2 100 | 2 100 | 2 100 |
Число цилиндров, шт. | 6 | 8 | 6 |
Тип двигателя | V-образный | V-образный | Рядный |
Диаметр цилиндра/величина хода поршня | 130/140 | 130/140 | 110/125 |
Рабочий объем двигателя, л. | 11.5 | 14.86 | 7.14 |
Запуск | электростартер | ||
Величина расхода топлива, г/кВт/ч | 224 | 251 | 240 |
Коробка передач
В ХТЗ-17221 устанавливается только механическая коробка переключения передач. Имеется специальный гидравлический привод, который сводит необходимое усилие до самого минимума.
КПП имеет следующие параметры:
- используется гидромеханический привод;
- присутствует 12 скоростей для выбора оптимального режима движения;
- возможно переключение на ходу – прерывание движения не требуется;
- суммарное количество диапазонов/скоростей переднего хода – 3/12;
- общее количество диапазонов/скоростей заднего хода – 0.25;
- главная передача является конической, в её состав входит спиральный зуб и межколесный дифференциал;
- Юколенчатая передача – в виде одноступенчатого планетарного редуктора.
Также имеются некоторые особенности в зависимости от используемого типа мотора:
Вид агрегата | ЯМЗ-236Д-3 | ЯМЗ-238КМ2-3 | Д-260 |
Скорость передвижения, км/ч, вперед | 3.7-5.8 7.81-12.2 17-29 | 3.7-5.8 7.81-12.29 17.96-29.60 | |
Скорость движения, км/ч, задних ход | 5.6-8.8 | 5.10-9.14 | 5.1-9.1 |
Ходовая часть (трансмиссия)
На используемых сегодня ХТЗ-17221 трансмиссия состоит из:
- муфты сцепления сухой, однодисковой;
- гидромеханической коробки переключения передач.
Так же составной частью трансмиссии является вал отбора мощности. Он располагается сзади, имеет целых 2 скорости. Диапазон скоростей у некоторых модификаций ХТЗ-17221 достаточно велик даже по сравнению с зарубежными аналогами:
- 8 скоростей для движения назад;
- 16 скоростей для движения вперед.
Кабина ХТЗ-17223. Управление трактором
Одним из главных достоинств данного трактора является кабина. Она оснащается следующим:
- двойными стеклопакетами – возможно эксплуатировать технику даже при низких отрицательных температурах;
- системами кондиционирования и отопления – что повышает производительность труда, так как усталость водителя снижается в процессе работы.
Все органы управления расположены на доступном для водителя расстоянии. У кабин ХТЗ-17223 последних годов выпуска перед ликвидацией завода имеются некоторые недоработки:
- плохая звукоизоляция – сразу после приобретения стоит проложить ещё один слой специального материала;
- в кабине имеются отверстия, соединяющие моторный отсек с кабиной – необходимо заделать их;
- форточки следует переделать – чтобы открывались в другую сторону, по ходу движения трактора (в противном случае вся пыль во время работы будет оказываться внутри кабины).
Устройство
Помимо всего прочего, в отличие от базовой версии, машина Харьковского тракторного завода, имеет ряд конструктивных особенностей. В частности речь идет о раме.
Рама, силовая установка
По сути, ХТЗ-17221 – это сильно модернизированный Т-150К. Особенностью этого трактора являлась ломающаяся рама, состоящая из двух полурам, соединенных между собой шарнирами. Эти шарниры позволяют менять угол положения меду полурамами в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
На переднюю полураму установлена силовая установка. У этой модификации это ЯМЗ-236М2. Силовая установка прикрыта со всех сторон капотом, для доступа к мотору имеются две съемные боковые панели.
К двигателю крепится кожух сцепления. Сама муфта сцепления у ХТЗ-17221 фрикционная, с использованием одного ведомого диска. Механизм управления сцеплением дополнительно оборудован пневматическим усилителем.
Кабина
Одним из главных достоинств данного трактора является кабина. Она оснащается следующим:
- двойными стеклопакетами – возможно эксплуатировать технику даже при низких отрицательных температурах;
- системами кондиционирования и отопления – что повышает производительность труда, так как усталость водителя снижается в процессе работы.
Все органы управления расположены на доступном для водителя расстоянии. У кабин ХТЗ-17223 последних годов выпуска перед ликвидацией завода имеются некоторые недоработки:
- плохая звукоизоляция – сразу после приобретения стоит проложить ещё один слой специального материала;
- в кабине имеются отверстия, соединяющие моторный отсек с кабиной – необходимо заделать их;
- форточки следует переделать – чтобы открывались в другую сторону, по ходу движения трактора (в противном случае вся пыль во время работы будет оказываться внутри кабины).
Навесное оборудование
Трактор ХТЗ-17221 является универсальной машиной не только за счет высокой проходимости и большой мощности силового агрегата, но и благодаря возможности применять в процессе работы различное навесное дополнительное оборудование. Данный трактор способен проделывать работу со следующими навесными агрегатами:
- Плужное многокорпусное оборудование.
- Разнообразные культиваторы.
- Оборудование, предназначенное для дискования почвы.
- Боронировочные агрегаты навесного типа.
- Оборудование, предназначенное для посева различных сельскохозяйственных культур.
- Агрегаты, предназначенные для проделывания мелиоративных работ.
- Агрегаты, предназначенные для лущения стерни.
- Оборудование для обработки почвы.
Для работы в промышленности, лесных хозяйствах и строительстве трактор может применять следующее оборудование:
- Бульдозерные отвалы
- Лесопогрузочные агрегаты.
- Разнообразные навесные погрузчики.
- Оборудование для очищения дорог от снегозадержания.
- Приспособления фрезерно-роторного типа.
- Бульдозерный отвал, в котором имеется возможность изменения его геометрии.
- Клиновидные отвалы.
- Бревнозахваты, применяемые в основном в лесных хозяйствах.
- Оборудование опороперевозочного вида.
Модификации тракторов
На данный момент существует всего три различных модификации техники рассматриваемого типа:
- ХТЗ-17221;
- ХТЗ-17221-21;
- ХТЗ-17221-19.
Все обозначенные выше модели имеют общее назначение и отличаются только лишь установленными в них двигателями. Как следствие – объемом заправочных емкостей, а также расположением агрегатов. В обычную модель ХТЗ-17221 сегодня устанавливают двигатель ЯМЗ-236Д-3. Она имеет следующие отличительные особенности от остальных:
- минимальный радиус разворота, м – 6.6;
- количество масла: в коробке переключения передач, л – 18;
- в обоих мостах, л – 50;
- в гидравлической навесной системе, л – 46;
- в системе гидроусилителя руля, л – 35.
Величина тягового усилия данной модели составляет 3 000-6 000 кгс. В качестве охлаждающего теплоносителя применяется вода, а также тосол. В зависимости от времени года. Объем системы охлаждения – 45 л.
Базовая модификация ХТЗ-17221
ХТЗ-17221-21 является более продвинутой версией данного трактора. Имеет несколько большие габаритные размеры и самый мощный двигатель среди других модификаций. К основным отличиям параметров данной модели можно отнести следующее:
- минимальный радиус разворота, м – 6.7;
- количество масла в двигателе, л – 31.3;
- заправочные емкости, л: в коробку передач – 18;
- в ведущие мосты – 54;
- в гидравлической системе – 46;
- в системе рулевого управления – 35;
- в ВОМ – 6.8.
Несмотря на отсутствие специального назначения у модификации трактора ХТЗ-17221-21, он применяется не только в сельском хозяйстве, но и при строительстве, валке леса. Так как обладает относительно небольшими размерами и отличной проходимостью.
Модификация трактора ХТЗ-17221-21
ХТЗ-17221-19 также снабжается мотором отечественного производства. Мощность его составляет 210 л.с.
Модификация трактора ХТЗ-17221-19
К отличительным особенностям данной техники следует отнести следующее:
- минимальный радиус разворота, м – 6.7;
- количество масла в двигателе, л – 21;
- заправочные емкости иные: в коробке переключения передач, л – 18;
- в ведущих мостах, л – 54;
- в гидравлической системе, л – 46.
Габариты
Длина с навесным оборудованием | 6 130 ± 50 мм |
Длина без навесного оборудования | 5 630 ± 50 мм |
Ширина | 2 460 ± 50 мм |
Высота | 3 400 ± 50 мм |
Колесная база | 2 860 ± 50 мм |
Колея | 1 860 ± 40 мм |
Дорожный просвет под мостами | 400 мм |
Наименьший радиус поворота | 6,7 м |
Максимальная глубина преодолеваемого брода | 900 мм |
Максимальный угол подъема (спуска) | 20° |
Максимальный угол подъема (спуска) с буксируемым 20-тонным прицепом | 12° |
Опыт эксплуатации. Достоинства и недостатки
Рассматриваемая модель колесного трактора для сельского хозяйства имеет как свои достоинства, так и недостатки. По возможности перед приобретением стоит ознакомиться с полным перечнем всех слабых мест данной техники.
В течение первых 12 лет эксплуатации практически на всех модификациях трактора с разной периодичностью выходят из строя следующие узлы и детали:
- водяной насос – осуществляющий циркуляцию по системе охлаждения;
- манжета насоса, осуществляющего подкачку топлива (2 раза подряд);
- манжета подшипника (заднего коренного).
Непосредственно по самому трактору у пользователей имеются следующие основные замечания:
- через 3 года эксплуатации была осуществлена замена первичного вала коробки переключения передач;
- через 4 года проведена замена гидравлической муфты включения третьей передачи;
- осуществлена замена насоса-дозатора рулевого управления;
- произведена замена фередо – одного из дисков муфты сцепления.
Следует уделить внимание основным минусам рассматриваемого типа трактора:
- плохая вентиляция, шум;
- имеется возможность открыть только лишь боковые стекла;
- при движении от передних колес отлетает грязь и попадает в кабину;
- через 2 года эксплуатации необходимо будет заменить задние крылья.
Неважно себя показывает тросовое управление агрегатами. По возможности стоит переделать его в рычажное.
Вопрос с вентиляцией и отоплением является решаемым.
Имеется возможность осуществить демонтаж печки и установки на её место специального кондиционера, с дополнительной фильтрацией воздуха.
К основным положительным моментам трактора ХТЗ-17221 можно отнести следующее:
- неприхотливость к качеству топлива;
- выносливость и мощность двигателя – даже 180-ти сильный трактор по своей производительности на голову аналогов;
- простота ремонта – практически все поломки возможно устранить своими силами при наличии минимальных знаний и умений ремонта подобной техники;
- все недочеты проектировки и сборки возможно устранить своими руками – затратив при этом минимальное количество времени.
Отзывы
- Николай, Ленинградская область. Машина 2014 года выпуска, приобретена в 1 млн рублей. В хорошем состоянии, со всеми опциями и навесным оборудованием. К машине прилагается прицепное устройство с грузоподъемностью свыше 4 тонн. Техника исправно работает, но за ней нужен регулярный уход. Постоянно что-то подтекает, где-то отвалится, где-то надо подмазать или заменить деталь. В общем, перед каждым выездом в поле надо проверять трактор, и тогда он никогда не сломается в работе.
- Григорий, Харьков. Хороший трактор для отечественных условий. Для этой модели имеются все запчасти. Хорошая ремонтопригодность и комфортная кабина, высокая производительность 220-сильной версии, что очень здорово для трактора за такую цену. Машина широко используется в сельскохозяйственных работах. Так, при своевременном обслуживании ХТЗ 17221 исправно справляется с окучиванием и боронованием грунта, вспашкой и погрузкой, буксированием тяжелых прицепов и т. д. Недостатков тоже хватает – это перегрев мотора, бесконечные шумы и вибрации. Причем вибрации переходят даже рулевую колонку и сиденье. Само кресло неудобное, после многочасовой работы затекает и болит спина, но жить можно. Машина уверенно передвигается по раскисшему грунту, что очень важно при обработке почвы. Я и мои фермеры привыкли к этому трактору, так как он дешевый и доступной альтернативы ему просто нет.
- Константин, Екатеринбург. Хорошая машина для повседневных задач. Есть много заводских недочетов, которые можно исправить своими руками. Этот трактор словно конструктор, который можно переоборудовать под себя. Почти каждый день случаются мелкие поломки, но все крупные узлы и агрегаты никогда не ремонтировались и не капиталились. Есть и некоторые неполадки, на которые можно закрыть за глаза, и это возможно только у наших тракторов.
Цены на б/у трактора ХТЗ 17221
Стоимость рассматриваемого типа трактора на вторичном рынке зависит от двух различных параметров: года выпуска и наработки моточасов.
Год выпуска | Количество отработанных моточасов | Стоимость, руб. |
2006 | 2 000 | 1 400 000 |
2008 | 2 300 | 1 690 000 |
2004 | 4 300 | 300 000 |
Перед приобретением подержанного трактора данной модели стоит заранее ознакомиться со всеми возможными поломками и обратить внимание на слабые места. В дальнейшем это позволит избежать излишних вложений в ремонт трактора. Низкая стоимость может быть причиной высокой затратности ремонта техники.
Мощность
Трактор ХТЗ-17221 в стандартной комплектации агрегатируется V-образным четырехтактным двигателем ЯМЗ-236М2 с жидкостным охлаждением. Его эксплуатационная мощность составляет 165 л.с. (121 кВт). Двигатель оснащен электростартером и предпусковым обогревателем «Термо 90ST». Сельхозмашина может оборудоваться также двигателями ЯМЗ-238КМ2-3 и Д-260.
Номинальная частота вращения коленвала
Модель двигателя | |
Номинальная мощность | 175 л.с. (129 кВт) |
Эксплуатационная мощность | 165 л.с. (121 кВт) |
Удельный расход топлива при номинальной мощности | 220 г/кВт*ч |
Количество цилиндров | 6 |
Кабина
Трактор ХТЗ-17221 оборудован двухместной каркасной кабиной, которая крепится на четырех резиновых амортизаторах. Операторское кресло — подрессоренное с эластичной подвеской (гидравлический амортизатор) и мягкими подушкой и спинкой. Может регулироваться по высоте и весу водителя. Дополнительное сиденье неподрессоренное и нерегулируемое.
В стандартную комплектацию трактора входит кондиционер, по заказу можно установить вентиляционно-отопительный блок, который обеспечивает обдув и обогрев стекол. Облицовка возможна в двух вариантах: металлическая (капот со съемной радиаторной решеткой и открывающимися боковинами) либо пластиковая (откидывающийся и фиксирующийся капот).
Источник фото: photosight.ru Трактора ХТЗ-17221 весит 8 620 кг